Петербургский ангел на скамейке: где находится и как добраться?

Как попасть в Двор Ангела? Адрес

Это сакральное место Петербурга находится в самом начале Невского проспекта. Чтобы попасть до него надо доехать до метро Неввски проспект или метро Адмиралтейская, а дальше либо прогуляться по нему в направлении Невы, либо сесть в любой транспорт идущий в том же направлении. Две остановки и вы на месте. От Адмиралтейской проще и быстрее дойти пешком. Сам двор это три внутренних объёма, в которых, с непривычки, можно и не понять где находится ангелоподобный колодец. Надо зайти с Невского проспекта в первые ворота, они открыты с утра до позднего вечера (на всякий случай — код домофона *1633#), потом направо через дворик во вторые (вот тут как повезёт), потом через оригинальную арку — свод у нее низкий, а проход широкий и свернуть за угол, налево. Но, огорчу вас попасть туда сейчас невозможно. Вторые ворота закрыты на амбарный замок и доверху завалены битым кирпичом и камнем. Так продолжается уже пару лет. 09 сентября 2017 года в сети раздался истерический вопль «Увы, дворика Ангела больше нет. Проход завален, а сам дом колодец ломают». Чуть позже появилось другое сообщение «двор плотно закрыт и находится в частной собственности, и там имеет место быть… о ужос! склад стройматериалов, может уже, конечно, что-то за сие время поменялось, и у частного собственника проснулась совесть (например))))». Не знаю, сходите посмотрите что там сейчас. Может уже и открыли. Последний раз я там был 15 августа 2018 года — проход был полностью завален.Двор Ангела — адрес на карте

Скульптура, как символ памяти

Петербургский ангел это небольшая скульптура, скромно расположившаяся на одной из скамеек Измайловского сада. Никто и никогда не видел ни одного ангела, но каждый из нас так или иначе имеет свое представление об этом небесном хранителе. Большие белые крылья на спине, как символ духа, белая льняная одежда, золотые пояса и светлые волосы. Именно такой образ возникает при любом упоминании о божественном посланце.

Но наш герой, о котором идет речь, совершенно не такой. Перед нами предстает достаточно скромный и непритязательный, но опрятно одетый дедушка. Давно отслужившее свой срок пальто, потертая шляпа и длинный шарфик, слегка прикрывающий шею, в одной руке зонтик, спасающий от постоянных петербургских осадков, в другой открытая книга, лишний раз подчеркивающая местоположение нашего героя – все говорит о том, что перед нами обычный, рядовой, земной житель северной столицы. Но есть одна деталь, которая выдает в нем нечто сверхъестественное, есть та отличительная черта, которая сходу приравнивает его к небесному созданию. Это развевающиеся за спиной крылья.

Именно таким: с одной стороны вполне обычный житель города, с другой нечто волшебное и невероятное – перед нами в Измайловском саду предстает Петербургский ангел. Автором этого чудесного произведения искусства является Роман Шустров. По замыслу художника скульптура посвящена тому поколению, которое подверглось тяжелым испытаниям, на чью долю пришли гражданская война, блокада, репрессии. Тому поколению, которое несмотря ни на что, смогло воспитать и сохранить в себе интеллигентность, доброту, отзывчивость, оптимизм и любовь к ближнему. Трогательный дедушка-ангел, присевший на скамейке в дождливый день почитать книгу – это дань памяти мужеству наших родных и близких, кто прожил нелегкую жизнь, но смог выстоять и стать народным героем. Роман Шустров, победивший со своим творением в Симпозиуме в 2012 году, продолжает заниматься любимым делом, демонстрируя свои работы на различных выставках и декорируя различные заведения, которые под его рукой становятся уникальными.

Скульптура Петербургский ангел, тихо и незаметно расположившийся в Измайловском саду, стал настоящим легендарным местом для жителей нашего города, которые приходят к нему и кладут монеты на коленки. Этот достаточно странный с виду обычай может нести под собой весьма благородные и милосердные цели.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Вам понравится

Мифология Двора Ангелов

Что происходило с духами места и сущностями теневого мира в этом дворе до эпохи исторического материализма — неизвестно. Такого понятия как туристическая достопримечательность тогда не существовало, и поэтому мистика и магия колдовского Петербурга интересовала только эзотериков и оккультистов. Правда любителей тайного знания в нашем городе всегда было много. Но, всё же массового интереса к достопримечательностям СПб не наблюдалось. После того как в нашей стране «жить стало лучше, жить стало веселей» в Питер начали массового прибывать люди с одним чисто уебанским желанием «позырить а чё там есть»… Массовое нашествие турЫстов пробудило интерес к потаённым уголкам старого города связанным с мистикой и сакральными тайнами. Тогда и начала активно формироваться мифология исторического центра и его окресностей. Так вот есть, есть предание которое гласит, что никакие это не ангелы летают над двором. Дескать в этом тупичке кровавая гебня в революционную эпоху расстреливала своих противников и, дескать это их неупокоенные души парят над колодцем вызывая виденья у всяк туда зашедшего. Есть и другая версия которая гласит, что кого-то там жестоко изнасиловали и убили в те же революционные времена, и именно это обуславливает мистическую сущность двора. Если честно, то это уже не мифология нашего города, а современные домыслы навеянные тупыми и жестокими сериалами для быдла. Но, основных легенд связанных с этим двором — две. Первая гласит, что этот питерский дворик может выполнить ваше сокровенное желание. А вторая говорит о том, что здесь можно увидеть ангела летящего по небу. Что означает виденье ангела никто не знает. Одни говорят что это означает то, что ваше желание услышано небесами будет исполнено, но, в общем-то, каждый толкует это знамение по своему. Давайте более подробно поговорим о, немного запутанном ритуале исполнения желаний. Городская мифология, созданная магической энергетикой города, гласит, что здесь вы можете загадать одно желание. Для этого вы должны находиться не в самом дворе, а стоя под сводами арки ведущий в него. Предание указует, что увидеть в этом дворе ангела только после загаданного желания, да и то не всякого. Чтобы его увидеть, то после того как вы загадали требуемое, то встаньте спиной в правый или левый угол двора, закройте глаза, поднимите голову в небу. Открыв глаза вы, можете оказаться тем счастливчиком, кому удалось во дворе Ангела увидеть его самого. Считается что ангел показывается очень редко и только тем людям, которые загадали действительно самое заветное своё желание. В связи с этим на стенах за подворотней периодически появляются мистические рисунки и символы, помогающие Ангелу показаться страждущему. Но все граффити ударными темпами закрашивают атеисты из секты коммунальных служб района. Считается, что этот мистический ритуал загадывания желания можно исполнить только один раз в жизни, и если ангел не явился вам, то приходите в другой раз и попробуйте снова…

Ангел-символ памяти

Эта скульптура совсем не похожа на общепринятое изображение ангелов. Его обличье скромное, одет он неприметно – старенькое пальто, поношенная шляпка и шарф, и только два крыла за спиной говорят о том, что перед нами ангел. Склонив голову, этот скромный дедушка читает книгу.

Создается впечатление, что мы видим среднестатистического жителя Петербурга. Зонтик, который Петербургский ангел держит в руке, лишний раз напоминает о дождливости этого города.

Именно таким образом автор скульптуры Роман Шустров хотел передать изображение человека, на чью судьбу выпали тяжелые испытания: война, блокада. То поколение, прошедшее репрессии, все равно осталось интеллигентным, добрым и отзывчивым. Не смотря ни на что, в их сердцах сохранился оптимизм и любовь к ближнему.

По словам самого автора творения, он воплотил образ тех старичков, которые любили выйти во дворик с книжкой и насладиться тихим осенним спокойным вечером, имея при этом в своей памяти страшные годы войны. Они пережили это все и воссоздали Петербург из руин. Они обрели мудрость, но при этом остались в душе теми юными непосредственными  ребятами, какими были до тяжелых событий XX века.

К сожалению, поколение добрых дедушек-ангелов уже исчезло, а нам остается лишь чтить их память.

Музеи Петропавловской Крепости

Сама крепость – это часть огромного Музея истории Санкт-Петербурга. Но на ее территории можно посмотреть несколько совершенно уникальных и интересных музеев. Чтобы посмотреть их все, не хватит и целого дня, а то и нескольких.

Здесь, к примеру, есть выставка истории крепости. По чертежам, макетам и археологическим находками можно представить себе, как выглядела крепость раньше, и как ее строили.

Очень красивый Музей старого Петербурга, где выставлены фарфоровые сервизы императорского завода с видами Северной Пальмиры, как называли Питер.

Специальная выставка для детей называется «Улица времени». Она интерактивная, с макетом пристани и торговых кораблей, которые причаливали к ней в петровские времена. Можно даже подержать в руках некоторые товары.

А Комендантский дом с историей жизни дореволюционного Петербурга! Есть даже Музей пыток, хотя он на любителя. Одним словом, на все это нужно выделить время, чтобы погулять и осмотреть все обстоятельно, не «галопом по Европам». Но самые интересные, на мой взгляд, музеи – это истории денег, космонавтики и керамики.

Музей истории денег

Этот музей находится прямо за Петропавловским собором. Его можно посетить самостоятельно или с экскурсией. Последний вариант гораздо интереснее. Но имейте в виду – если вы хотите послушать экскурсию, то вместе с билетом вам выдадут наклейку, которая должна быть на видном месте. Иначе гид вас не допустит. Экскурсия длится приблизительно час.

В музее можно узнать историю денег как она есть – от первых монет до кредитных карт. Ведь мы часто держим деньги в руках, и даже не задумываемся, как они появились. Оформление музея – потрясающее. Он очень современный, непохожий на привычные экспозиции. Смотреть и слушать необычайно интересно. Сам музей состоит из двух зданий, так что не пропустите второе.

В экспозиции даже есть пятикилограммовые золотая и серебряная монеты, которые можно подержать в руках. После экскурсии туристов отпускают просто бродить по музею и разглядывать монеты. Если они слишком мелкие, то на стендах есть интерактивный экран, где их можно рассматривать в увеличенном виде.

На втором этаже проводятся разные викторины, к примеру, как отличить фальшивую банкноту от подлинной. Можно даже поучаствовать в мастер-классе монетного двора и напечатать собственные деньги. Ну, и посмотреть на интересные инсталляции, к примеру, башню из миллиона рублей монетами.

Музей космонавтики спб петропавловская крепость

Этот музей просто необычайный для такого старинного места. Правда, первые два зала могут разочаровать обычного посетителя – там, в основном демонстрируются документы. Но если пойти дальше, то увидите скафандры, ракетную технику и двигатели (от самых первых до современных), а также разделы, посвященные космонавтам.

Но главное отличие этого музея от подобных экспозиций, посвященных космонавтике, это  внимание к обычному быту, в котором живут покорители космоса. Вы увидите столовую, еду для космонавтов и даже туалет! И в этом музее дают подержать в руках экспонаты

Это железный метеорит, очень тяжелый.

А если вы посмотрите в интерактивный экран, то увидите, как проходит повседневная жизнь в космосе. Здесь будет очень интересно детям, да и прочих посетителей он не оставит равнодушными. Ведь часто мы не имеем ни малейшего представления о том, как люди живут на космических станциях.

Музей керамики

Это один из новых музеев Петропавловской крепости. Называется он «Керамарх», потому что посвящен не простой керамике, а архитектурной. То есть, здесь выставлена резная декоративная плитка, художественная облицовка печей, старинные кирпичи, черепица, камины отличной сохранности, удивительной красоты изразцы и даже целые фрагменты фасадов зданий. Экспонаты собраны как из частных коллекций, так и из фондов крупных музеев.

В «Керамархе» можно посмотреть, как развивался интерьер российских зданий, в том числе домов знатных и богатых людей, а также церквей и мечетей, начиная с 18 века. Музей небольшой, но интерактивный. Некоторые печи и камины можно открывать, а изразцы трогать руками. Он нравится детям. А взрослые ценят грамотные и понятные тексты, которые на пальцах объяснят, чем одна архитектурная деталь отличается от другой. Материал в музее подан превосходно.

Экспозиция музея помогает обычным людям постичь секреты керамического декора и учит отличать керамические архитектурные детали от гипсовых или металлических, хотя они бывают очень похожи. Музей устраивает мастер-классы для детей, где их обучают обминать глину, делать плитки со сказочными птицами, львиные маски и многое другое.

Маленькой бронзовой скульптуре, установленной в Измайловском саду — петербургскому ангелу, 12 октября исполнилось восемь лет

Автор этой работы – петербургский скульптор Роман Шустров (в мае нынешнего года он умер от коронавируса).

Ангел получил свою прописку на одной из скамеек в Измайловском саду и сразу влюбил в себя петербуржцев и туристов. Бронзовой скульптуре вяжут шарфы и шапки, дарят цветы и желтые листья. Навестить ангела забегают прохожие, а также сотрудники и зрители Молодежного театра на Фонтанке, который находится в глубине сада.

– Шарфики постоянно меняются, к сожалению, мы не знаем, кто их вяжет, и ни разу не видели, как их повязывают, – рассказала Metro руководитель литературно-драматической части Молодежного театра на Фонтанке Елена Чукина. – Когда шарфы изнашиваются или выцветают, наши сотрудники их снимают. Но через какое-то время ангела опять кто-нибудь наряжает.

Ангел получил свою прописку на одной из скамеек в Измайловском саду.

предоставлены Молодежным театром на Фонтанке, «Metro»

Фото:

Почта Ангела

В январе этого года начала свою работу Почта ангела: рядом со скульптурой установили ящик для писем и записок. За восемь месяцев (три из которых сад был закрыт, почта не работала) петербуржцы и гости города отправили около 700 писем.

Накануне дня рождения Петербургского ангела сотрудники театра достали письма. В основном обращаются взрослые. Женщины пишут чаще, чем мужчины. Больше всего просьб о здоровье, на втором месте – личное счастье, на третьем – жилищный вопрос. Гости города также оставляют записки, где делятся мечтами переехать в любимый Петербург.

По словам сотрудников театра, бывают и «сезонные» просьбы. Летом абитуриенты просили помочь с поступлением, в начале сентября школьники оставляли просьбы о хороших оценках.

– До того, как из-за коронавируса закрылись границы, нередко в почтовом ящике можно было найти письма на английском, французском, итальянском, арабском языках, – рассказывают в Молодежном театре. – Сейчас просят, чтобы ковид исчез. «Очень хочется, чтобы закончился карантин и все связанные с ним ограничения», – пишут петербуржцы.

Автор этой работы – петербургский скульптор Роман Шустров (в мае нынешнего года он умер от коронавируса).

предоставлены Молодежным театром на Фонтанке, «Metro»

Фото:

С ангелом навсегда

Петербургский ангел очень фотогеничен. Несколько лет назад любители селфи даже случайно сломали бронзовый зонтик, и автору пришлось делать новый. Молодежный театр на Фонтанке, который опекает скульптуру, решил проводить конкурс любительской фотографии «С ангелом навсегда».

– В этом году конкурс проводился во второй раз, – говорит Елена Чукина. – В прошлом победителей поздравлял скульптор Роман Шустров. В мае этого года его не стало. Теперь этот конкурс посвящен Роману Ивановичу, а победителей определяет его жена Маша Касьяненко.

Как добраться до Измайловского сада

Измайловский сад находится в центре Санкт-Петербурга, в Адмиралтейском районе, между домами № 114 и № 116 «А» по набережной Фонтанки и переулком Державина, поэтому к нему удобно добираться из любого района. Сад расположен на берегу речки Фонтанки, к нему примыкает Молодежный театр, а по переулку Державина, напротив — музей-усадьба Г. Р. Державина.

К Измайловскому саду можно добраться от ближайшей станции метро — «Технологический институт». В Санкт-Петербурге есть 2 станции с таким названием: «Технологический институт-1», на красной линии (720 м. до сада), и «Технологический институт-2», на синей линии (790 м. до сада). Выйдя из метро, надо идти по Московскому проспекту до реки Фонтанка, потом повернуть налево и немного пройти до входа в сад.

Также можно дойти до Измайловского сада от станции метро «Спасская-Сенная-Садовая» (оранжевая, синяя и фиолетовая линии), пройдя 1,1 км. После выхода из метро нужно следовать по Московскому проспекту до Обуховского моста реки Фонтанки. Перейдя мост, надо повернуть направо и идти до ворот Измайловского сада.

Интерактивная схема метро

Неподалеку от входа в Измайловский сад расположена остановка «Набережная реки Фонтанки», на которой останавливаются автобусы № 50, 70 и маршрутки № К36, К115, К213, К350. Помимо этого, в сад ездит экскурсионный транспорт.

К Измайловскому саду можно доехать на трамвае № 16 (ост. «Технологический институт»). Выйдя из трамвая, нужно следовать в сторону набережной реки Фонтанки.

Также к Измайловскому саду ходят троллейбусы № 3 и 8 (ост. «Технологический институт»).

Схема наземного транспорта

К Измайловскому саду можно добраться с комфортом, используя приложения такси, работающие в Санкт-Петербурге (Яндекс.Такси, Gett, Uber, Maxim).

Измайловский сад на google-панораме

Видео Измайловского сада

Бастионы Петропавловской Крепости

Известно, что Петропавловская крепость, была построена по плану, который создавал лично Петр I, для войны со шведами. Она обнесена толстыми крепостными стенами или куртинами, построенными как можно ближе к берегу, чтобы десант врага не смог высадиться. Кроме того, по всем правилам военного искусства, в крепости построили шесть выдвинутых бастионов.

Там стояли пушки, а расположение бастионов увеличивало зону обстрела артиллерии таким образом, чтобы противник не мог приблизиться. Бастионы были пятиугольной формы, высотой 12 метров, а их стены с узкими амбразурами – толщиной до 6 метров. На то время они считались практически неприступными. Вначале их строили из земли и дерева, но после 1709 года они все были уже из камня.

Всего в Петропавловской крепости построили шесть бастионов. Пять из них курировали сподвижники императора, а шестой – сам Петр. Поэтому они названы в честь тех государственных деятелей, которые отвечали за их строительство – Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Меньшиков. А бастион, возведением которого руководил Петр, соответственно, назывался Государев.

Самым известным бастионом стал Трубецкой, но вовсе не из-за особой конструкции или участия в военных действиях, а потому что в нем стала располагаться тюрьма для заключенных Тайной канцелярии.

Тюрьма Трубецкого бастиона

Все бастионы строились таким образом, что были соединены между собой подземными ходами. Кроме того, там находились казематы, где должны были жить солдаты. Но казематы Трубецкого бастиона уже при жизни Петра использовались как застенки. Здесь держали сына императора, Алексея Петровича, и убили его там же.

Но именно как тюрьма для политзаключенных, «русская Бастилия», Трубецкой бастион стал использоваться после восстания декабристов. Тогда казематы были переоборудованы в одиночные камеры, а за декабристами пришел черед и других узников.

В 70-е годы 19 века Трубецкой бастион был перестроен в настоящую тюрьму. Это была главная следственная тюрьма России. Она состояла из двух этажей и повторяла пятиугольную форму бастиона. Заключенные здесь сидели только в одиночных камерах в условиях полной изоляции. Им не разрешалось иметь книг, устраивать свидания с родными переписываться, и так далее. Поэтому некоторые заключенные сходили с ума или совершали самоубийство.

В тюрьме Трубецкого бастиона сидели и народовольцы, и эсеры, и брат Ленина, и писатель Максим Горький, и Троцкий. После революции и до 1924 года она продолжала быть застенками, только уже для противников новой власти. Чекисты бросали сюда членов династии Романовых, работников Временного правительства, юнкеров, защищавших Зимний дворец. А во время «красного террора» заключенных выводили к Головкиному бастиону и расстреливали.

Сюда лучше приходить с экскурсией – посетить одиночные камеры, и карцер, а также посмотреть на восковые фигуры надзирателей.

Нарышкин бастион

Этот бастион, названный в честь одного из сподвижников Петра, находится в центре крепости со стороны Невы. Поэтому там стоит пушка, которая стреляет во время различных городских праздников, еще с 18 века. Отсюда открывается потрясающий вид на дворцы Петербурга.

 Недаром императрица Анна Иоанновна любила любоваться панорамой Петербурга именно с этого бастиона. Поэтому для удобства государыни здесь построили специальную Флагшточную башню. Это был смотровой павильон с панорамными окнами. Внутри него находилась комната, где императрица пила кофе и любовалась своей столицей.

Теперь по Нарышкиному бастиону проходит пешеходный маршрут «Невская панорама». А видами, восхищавшими императрицу, могут любоваться обычные туристы со всего мира. 

Дотеатральная эпоха

С 1720 г. этим участком на берегу Фонтанки владел Александр Румянцев, отец великого полководца Петра Румянцева. После его смерти в 1749 г. усадьба с регулярным парком стала переходить из рук в руки. С 1789 г. по настоянию Академии наук часть Измайловской рощи отдали под нужды «ботанического двора» переехавшего сюда с Васильевского острова. Но в 1812 г. на этом месте вновь стали распродавать участки, на которых ещё оставались редкие растения. Мода на регулярные парки сменилась модой на пейзажные, которым была свойственна свободная планировка английского стиля…

С 1835 г. территория нынешнего сада принадлежала семье купцов Тарасовых, крупных домовладельцев. Нынешний Державинский переулок – бывший Тарасов проезд. Вышедший из мастеровых низов Степан Тарасов строил при Петре Первом корабли. Его сын Фёдор устраивал праздничные иллюминации, сын Николай до 1862 г. владел именным «Паркетным заведением» (помогал ему брат Иван). Сын Семён был «столярных, паркетных и позолотных дел мастер двора Ея Императорскаго Высочества Великой Княгини Елены Павловны». Тарасовы богатели, укладывая паркетные полы в Михайловском дворце, а особую прибыль получили от подрядов по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 г. До сих пор на 1-й Красноармейской улице стоят принадлежавший им доходный дом №3-5 (архитектор Иван Гальберг, 1843 г.), позднее перестроенные дома №7-9, а на набережной Фонтанки – личный особняк Тарасовых (д.116), созданный в 1849 г. по проекту архитектора Гаральда Боссе. Принадлежал Тарасовым и не сохранившийся в Измайловском саду дом, имевший тот же номер, что и основное здание Молодёжного театра – №114.

К концу XIX века особняком на Фонтанке и садом владели внуки Николая Тарасова – братья Николай и Сергей: первый был инженером путей сообщения, в расцвете своей карьеры ̶ председателем Петербургского городского кредитного общества, а другой, бывший офицер – товарищем Санкт-Петербургского городского головы. Будучи людьми деловыми, они сдали Измайловский сад в аренду «под устройство ресторации и прочих увеселительных заведений по усмотрению владельца»…

Золотой ангел Петербурга на шпиле Петропавловской крепости

Одно из наиболее известных архитектурных сооружений города – Петропавловская крепость. За стенами цитадели находится несколько статусных зданий. Одно из них – Петропавловский собор, колокольня которого украшена 47-метровым шпилем (высота вместе с ангелом). Вес всей конструкции шпиля – 56 тонн. Позолоченный шпиль увенчан фигурой ангела-хранителя с размахом крыльев в 3,8 м. Высота сооружения составила 122,5 метра. На тот момент это была самая высокая колокольня

К чему и стремился Пётр при одобрении проектов, ему было важно, чтобы высота превзошла колокольню кремлёвского храма Ивана Великого в Москве

Ангел на шпиле Петропавловского собора

История золотого ангела складывалась очень непросто:

  1. В 1724 г. был претворен в жизнь проект Доменико Трезини – талантливого инженера и архитектора, родившегося в итальянской Швейцарии. Благодаря воплощению в жизнь замысла ваятеля, появился первый ангел-хранитель на шпиле Петропавловского собора. Тогда ангел был в виде флюгера.
  2. В 1756 г. скульптура была разрушена от удара молнии. Восстановительные работы вернули прежний облик ангелу-хранителю. Однако вторая фигура была повреждена сильным ураганом в 1777 г.
  3. Третий ангел-хранитель появился в 1778 г. благодаря проекту Антонио Ринальди – итальянского архитектора. Чтобы защитить хрупкую фигуру от молний, Леонард Эйлер – швейцарский механик и математик – построил громоотвод. Золотой ангел-хранитель держал в своей правой руке крест. С тех пор ангел стоял не как флюгер, а вертикально.
  4. 1829 г. ознаменовался новой бедой – на город обрушилась буря, из-за которой фигура ангела была сильно повреждена. Ремонтные работы продолжались шесть недель. Их успешно провел Петр Телушкин – обыкновенный кровельщик. За свою работу мастер получил вознаграждение – 3 тыс. рублей и возможность за счёт государства выпивать по одной кружки спиртного в любом кабаке. Эта сумма равнялась зарплате, которую он мог бы получить тогда за 10 лет.
  5. Четвертый ангел-хранитель появился на шпиле в 1858 г. Фигура была заменена, однако облик успешно воссоздан и сохранен по чертежам А. Рональди. Новая конструкция позволяла ангелу свободно вращаться на шпиле.
  6. В течение двух относительно недолгих периодов – в 1959 г. и с 1991 по 1996 г. – проводились полномасштабные реставрационные работы. В итоге облик скульптуры заметно обновился. Последние крупные восстановительные работы были произведены с 2000 по 2003 г. С 11 февраля 2003 г. перед посетителями крепости предстает сидящий на шпиле позолоченный ангел-хранитель. Каркас выполнен из нержавеющей стали и искусно обшит сверкающими на солнце золотыми листами. В правой руке ангела-хранителя закреплен четырехконечный крест.

С колокольни Петропавловского собора можно увидеть двух других ангелов — серебряного на куполе Екатерининской церкви и бронзового на Александровской на Дворцовой площади. Смотрите фото ниже.

История

Несколько столетий назад территория за полноводной тогда рекой Фонтанкой считалась загородной, ведь до воцарения Николая I граница города проходила по Фонтанке.

На участке, который сейчас занимает Измайловский сад, во времена Петра I росли дубы, среди которых в 1724 году была построена усадьба А. Румянцева, любимого денщика самодержца. Постепенно дубовая роща стала превращаться в парк в регулярном стиле. В те времена парки служили своим хозяевам также в качестве огородов, хотя и о красоте садов горожане заботились. Петр I лично привозил и заказывал в Европе новые, неизвестные ранее в России сорта цветов, которые высаживались для украшения новой столицы.

Общая площадь сада с постройками составляет 1,5 га, а площадь зеленой зоны сада – 0,6 га.

С годами этот сад превратился в такой красивый цветник, что во времена царствования Екатерины II, когда усадьба Румянцева отошла к фавориту императрицы Платону Зубову, Гавриил Державин называл сад подобным знаменитым садам фессалийским. Поэтому в конце XVII века крупная часть этой территории (в районе Обуховского моста) была выкуплена Академией наук вместе с растениями для обустройства Ботанического сада.

К моменту восхождения на престол Александра I сад зарос и превратился из регулярного парка в пейзажный, что соответствовало моде того времени. После того, как в начале XIX века в казармах на берегу реки Фонтанки был размещен Измайловский полк, сад стали называть Измайловским.

Андрей Панин

В XIX веке садом владела купеческая семья Тарасовых, сдавших сад в аренду в 1888 году Шустер-клубу (который еще называли Немецким клубом). С этого периода Измайловский сад превратился в место для увеселений. На парковой территории появился ресторан и две эстрады, одна в виде раковины для духового оркестра, а вторая была предназначена для выступлений гимнастов, фокусников и канатоходцев.

В 1898 году сад снова сменил владельца. Ярославский купец Петр Тумпаков, арендовавший парковую территорию на 25 лет, начал решительную перестройку, снес все сооружения Немецкого клуба и построил на их месте новый ресторан. В сад провели электричество, а возле входа разбили большой цветник. Здание старого театра тоже было перестроено и получило новое название: «Театр Буфф», что по-итальянски означает — шутка. Театр, для которого собрали новую опереточную труппу, быстро стал очень популярным. Поблизости от сада находилась пароходная пристань, которая работала всю ночь.

В советские времена Измайловский сад продолжал оставаться любимым многими горожанами местом для прогулок и развлечений. Здание театра, расширенное в 1938 году, сохранилось до наших дней. В саду также был выстроен летний павильон для концертов и шахматных турниров. В 1940-х годах здание театра перепланировали, открыв искусственный каток, работавший до конца 1970-х годов.

Андрей Панин

В годы блокады петербуржцы, спасаясь от голода, использовали Измайловский сад как огород. Но уже в 1943 году сад снова открыли для проведения концертов.

С 1948 года бывший театр Буфф переименовали в Летний театр Измайловского сада, а в 1980 году на этом месте начал работу новый Молодежный театр.

Измайловский сад был реконструирован в 2007 году, при этом сохранили старое здание театра, а в 2010 для театра построили еще и новое 3-этажное здание. Спектакли Молодежного театра проходят на старой и новой сцене. В саду восстановили беседки и эстраду. При реконструкции сохранили все деревья, кусты и цветники, ведь Измайловский сад уникален своими старыми дубами и клумбами с непрерывным цветением.

Андрей Панин

Серебряный ангел на куполе церкви святой Екатерины

В октябре 1823 г. Кадетскую линию Васильевского острова украсило здание православного храма Святой Екатерины. Сакральное сооружение было возведено на месте деревянной церкви, сгоревшей во время пожара 1809 г., после которого сохранился лишь образ великомученицы Екатерины. Купол каменного храма украшала ионическая колоннада и ангел-хранитель, стоящий на медном шаре. Автор проекта – Иван Прокофьев. Известному в то время представителю русского классицизма в архитектуре удалось создать шедевр из простых материалов.

Фото: cerkovekaterina.ru

Деревянная фигура ангела-хранителя была искусно обита свинцом и изящно окрашена серебристой краской. Отсюда произошло название скульптуры – Серебряный ангел. Зимой 1935 г. группа ленинградских атеистов вырвала из рук ангела-хранителя крест. Поэтому в период блокады горожане часто называли фигуру «Ангел с пустыми руками».

Церковь святой Екатерина на Васильевском острове

В июне 1942 г. немецкие захватчики обстреляли церковь Святой Екатерины. Здание храма и ангел-хранитель не пострадали. Однако была разрушена часовня. В 2000-е гг. скульптура ангела-хранителя начала разваливаться. В декабре 2004 г. с помощью немецкого крана компании «Крупп» удалось снять фигуру с купола. Реставрационные работы продолжались целых 13 лет. 2 декабря 2017 г. восстановление ангела-хранителя было завершено. В этот день скульптуру удалось успешно установить на куполе храма Святой Екатерины. Высота фигуры – 3,8 м. Размах крыльев – 1,35 м.

Серебряного ангела можно увидеть с колокольни Петропавловского собора, где с мая по сентябрь проводятся экскурсии.

Слева купол Екатерининской церкви на Васильевском острове, на котором стоит серебряный ангел Петербурга. Вид с колокольни Петропавловского собора.

Новая жизнь Измайловского сада

Репертуар Молодёжного театра на Фонтанке стремительно расширялся, увеличивалось количество его поклонников: небольшой зал бывшего катка не вмещал всех желающих попать на спектакли Семёна Спивака. На просьбу театра о строительстве нового помещения власти города отреагировали в 2006 г., когда началась разработка проекта реконструкции заброшенного Летнего театра и благоустройства Измайловского сада. Главным архитектором проекта стал Александр Миронов, которому удалось не только сохранить два крыла исторического сооружения, но и придать зданию в целом узнаваемые индивидуальные черты.

С открытием в 2009 г. современного, оснащённого по последнему слову театральной техники Дома, Молодёжный театр стал единым культурным пространством, включающим в себя две сцены, позволяющие максимально реализовать любые творческие идеи, и «зелёное фойе». А уникальное сочетание архитектуры и ландшафта Измайловского сада делают этот заповедный уголок Петербурга невероятно притягательным. Окончательным утверждением genium loci стало размещение в 2012 г. в саду скульптуры «Петербургский ангел» художника Романа Шустрова, ныне отображенной на логотипе Молодёжного театра на Фонтанке.

Двор Ангела — история

Доходный дом И.З. Шпаковского /А.Ф. Шишмарева, внутреннее пространство которого и формирует этот таинственный двор — одно из старейших зданий города. Оно было построено в 1779 году, но было перестроено в 1840-1841 годах. Стоит заметить, что многие дома в начале Невского проспекта это старые дома, ещё 18 века (а таковых в городе не очень много). Это четырёхэтажное здание было спроектировано так, что его внутренний простор формирует достаточно обширный курдонер в форме неправильного пятиугольника с роскошными парадными. То ли в момент строительства, то ли в момент перестройки, чтобы увеличить число квартир и, соответственно, жилплощадь было принято решение построить ещё один корпус-флигель который по косой срезал юго-восточнную часть двора, а выступающий угол ризалита поднявшийся от земли до крыши, врезался в треугольную форму дворового колодца формируя контур, действительно смахивающий на крылья. Считается что если поднять голову и посмотреть вверх то можно увидеть очертания ангела. Но это только тем кто верит в магическую мистику колдовского Петербурга; атеисты видят в этом контуре — сломанный дельтаплан… Это двор уникален с архитектурной точки зрения — это единственный двор нашего города все углы которого острые. А имеет он Пять углов… Такой вот тупик с аркой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector