Дифференциация звуков с

Содержание:

Дополнительные советы, которые научат ребёнка говорить

Также используем дополнительные советы, которые не только произносить звуки, но и научат ребёнка говорить

Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш

Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем

Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия

Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.

Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен
Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.
После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект

Разговариваем грамотным, взрослым языком. Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно

Не делая на этом сильный акцент

Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание

Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение

Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук

Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога

Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать.  Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих

Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному

По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.

Месим тесто

Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Вкусное варенье

Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения “Чашечка”:

Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.

Качели

Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз

Важно удерживать челюсть и губы без движения

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Фокус

Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.

Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?

Общая информация

Родители иногда с пренебрежением относятся к подготовительному этапу. Они не понимают, зачем делать упражнения. Каждый комплекс подходит для определенных звуков.

К группе шипящих относят четыре звука: , , , . Для их произношения нужен подъем языка, округленные губы и сильный выдох. Название группа получила за то, что при произношении звуков слышно характерный шум.

В норме шипящие появляются в речи ребенка к четырем годам. До этого момента нарушения считаются возрастными и не подлежат коррекции. Артикуляционный аппарат детей тоже имеет определённые этапы развития. Поэтому в три года малыши часто шепелявят и вместо «Саша» могут говорить: «Саса» и т. п.

При разных нарушениях звук может заменяться либо вовсе отсутствовать в речи. Для того чтобы исправить дефект логопеду нужно заниматься с ребенком минимум 5 раз в неделю. Если это невозможно, то родителям стоит дополнительно каждый день самим с ним заниматься.

Дефекты произношения возникают по разным причинам. Иногда они кроются в недостатках строения артикуляционного аппарата, соматической ослабленности, недостаточном развитии фонематического (речевого) слуха.

При дизартрии сложнее всего исправлять дефект. Из-за нарушения иннервации мышц ребенок не понимает разницы между позициями, его губы и язык плохо работают. Такой категории детей особенно требуется артикуляционная гимнастика.

Постановка и автоматизация звука [ш]

Когда речевой аппарат ребенка достаточно укреплен, можно попробовать показать ему, как произнести звук . Сделать это несложно. Нужно взять ушную палочку, поставить ее между челюстями малыша одним концом на себя, а другим – в рот (как будто он ее прикусил) и попросить произнести звук . Артикуляционный аппарат принимает верное положение. Повторять упражнение с ватной палочкой нужно до тех пор, пока малыш не начнет произносить звук правильно уже без палочки.

Зачастую поставить звук бывает проще, чем его автоматизировать. Не нужно наседать на ребенка и постоянно одергивать. Внедрять правильный надо постепенно.

  1. Сначала просим повторять слоги: аш–аш–аш; ош–ош–ош; уш–уш-уш; ыш–ыш–ыш.
  2. Затем родитель говорит часть слова, а ребенок добавляет звук : камы–ш; малы–ш; каранда–ш; ланды–ш; мы–шь.
  3. Подбираем слова с нужным звуком посередине: деду–ш–ка; бабу–ш–ка; лягу–ш–ка; поду–ш–ка; мо–ш–ка; кро–ш–ка; ми–ш–ка; ко–ш–ка; мы–ш–ка. Можно тренироваться на именах друзей: Маша, Миша, Даша, Саша, Ксюша и т. д.
  4. Постепенно переходим к целым предложениям:

    Ши-ши-ши – подрастают малыши.

    Уш-уш-уш – я приму горячий душ.

    Аш-аш-аш – это мамин карандаш.

    Ишни-ишни-ишни – созревают вишни.

  5. И усложняем:

    Нашей Маше

    Дали манную кашу.

    Маше каша надоела,

    Маша кашу не доела,

    Маша, кашу доедай,

    Маме не надоедай.

Не забываем делать артикуляционную гимнастику для шипящих звуков каждый день. Это обязательная разминка для речевого аппарата.

Как приучить ребенка заниматься?

Далеко не каждый малыш воспринимает родителя как педагога. Ребенка нужно заинтересовать. Можно посадить любимую игрушку крохи напротив себя и делать вид, что занимаетесь с игрушкой. Но игрушка расстраивает маму: мишка (кукла, зайчик) не слушается и совсем не хочет делать артикуляционную гимнастику. Ай-ай-ай. Мама грустит. Может, любимый сыночек ее порадует?

Для того чтобы завлечь маленького непоседу, можно попробовать и визуализацию упражнений.

  • Найти интересное видео с нужными упражнениями, где занимается другой ребенок. Возможно, подражать ему будет веселее.
  • Подготовить карточки с изображением подходящих предметов для упражнений – это могут быть бегемот, змея, блинчик, варенье и т. д. Так вы наметите своеобразный план занятия: достаете карточку, называете предмет, малыш выполняет упражнение.
  • Можно сделать презентацию на компьютере: оформить слайды на тему конкретного упражнения или использовать фотографии ребенка, где он широко открывает рот, как бегемотик, или вытянул губы трубочкой, как слоник.

Это лишь некоторые способы. Вы можете придумать еще много интересного и найти подход к своему ребенку. Посмотрите внимательнее в корзину для игрушек – вдруг там есть что-то, что вам поможет?

И помните: все будет хорошо. Если вы читаете эту статью, значит, уже помогаете своему ребенку говорить правильно. Не торопите его, будьте с ним на одной стороне, и у вас все получится.

Правильная артикуляция шипящих Ш, Ж

Для начала разберемся как работает речевой аппарат при произношении шипящих. При точном повторении артикуляции Ш звучит чисто. Внимательно следите за тем, как дошкольник ставит язык и достаточно ли вытягивает губы вперед.

Артикуляционный аппарат в идеале работает так:

  • губы, как при выдохе, выдвинуты вперед;
  • между зубами еле заметная щель;
  • язык ставим так, чтобы он стал похожи на чашку;
  • выдыхаем воздух в центр языка;
  • для произношения Ж включаем в работу голос.

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и Ж развивает у детей трудные движения в речевом аппарате. Дифференциация звуков ш, ж (их различение) заключается в следующем:

  • голос принимает участие в формировании Ж,
  • Ж-звонкий, а Ш-глухой,
  • для закрепления понятия проговариваем вместе с ребенком следующие пары слов: шар-жар, Саша-сажа, Луша-лужа, шаль-жаль, машут-мажут.

Подобные задания помогут не путать шипящие и разовьют фонематический слух.

Почему возникают проблемы с произношением шипящих

За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.

Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).

Советы по постановке звука [Ш]

Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.

Общие рекомендации

Перед проведением урока ребенок должен настроиться. Для этого его садят перед зеркалом и убирают игрушки из поля зрения. В старшем дошкольном возрасте время занятия должно ограничиваться 10-15 минутами.

В силу возраста дети не могут сидеть на одном месте и поэтому урок делается коротким

Не стоит все занятие делать что-то одно. Можно развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, мелкую моторику, речевой слух

Все это важно для развития речи

Разминка для языка и губ

Для того чтобы приучить ребенка говорить правильно звук — у него должны быть подготовлены мышцы. Для нужен подъем боковых стороны и кончика языка. Губы делаются круглым, но не смыкаются до конца.

Важно! Можно распечатать наглядную иллюстрацию артикуляционного профиля звука и разобрать ее с ребенком. Учить упражнения начинают постепенно

Примерный комплекс:

Учить упражнения начинают постепенно. Примерный комплекс:

  1. При широко открытом рте класть распластанный язык на нижнюю губу.
  2. Поднимать края языка, чтобы они приняли форму «чашечки».
  3. Округлять губы и удерживать в таком положении.

Дополнительно можно делать упражнение для развития дыхания. На кончик носа кладется маленькая ватка и ребенок должен сдуть ее вверх.

Упражнения на определение позиции звука

В подготовительной группе можно давать основы звукового анализа. Это нужный навык для освоения чтения и письма. Для развития этого навыка потребуются символы звуков — их можно взять из пособия Агранович.

Начинать разбор нужно с гласных звуков — ауа, уау, оао и т.п. Для того чтобы ребенку было легче понять про позицию ему делают картинку птички или машинки. Начало — это первый звук (голова птицы), конец — последний звук (хвост), все что между ними — это середина (тело).

Начинать учить детей лучше со слогов из гласных. Только при успешном прохождении этого этапа переходят к сочетанию с гласным. Позже можно брать и слова, но нужно следить за правильным подбором (например, «гриб» звучит «грип» и не стоит путать дошкольника).

Упражнения для тренировки произношения

Родители не всегда понимают, как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях. После постановки звука переходят сразу к его автоматизации и для этого используют прямые слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ.

После переходят к обратным слогам: АШ, ОШ, УШ, ИШ.

Важно! Ребенок может выкладывать камушки, наматывать нитки и прыгать. К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука в слогах

К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука в слогах.

Скороговорки

Для введения в самостоятельную речь полезно на индивидуальном логопедическом занятии по автоматизации звука произносить скороговорки.

Скороговорки начинают говорить медленно и постепенно повышают скорость

Игры с буквой Ш

После индивидуального занятия по постановке звука можно переходить к запоминанию буквы. Для этого образ выкладывают из камушков, пластилина, счетных палочек.

В дошкольном возрасте можно писать только печатными буквами, чтобы не портить почерк. Дополнительно можно искать букву Ш среди заштрихованных картинок или выбирать изображения, которые содержат ее.

Виды и причины нарушений произношения звука Ш

Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:

  • межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
  • боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
  • носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
  • губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».

Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:

  • физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
  • проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
  • длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
  • повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.

Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?

При произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при звуке слабые. Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения.

Звук «ж» сложен по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают его сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Существует несколько вариантов неправильного произношения этого звука: или его вовсе упускают, или произносят нечетко, или заменяют другим (чаще всего «з»).

Нарушение звука «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто этот недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать «ж» правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков. Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь. Отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребёнком смысл слов, отличающихся одним звуком.

Разминка для языка и губ

Чтобы лучше получалось выговаривать звук, можно использовать разминку для языка, которая состоит из следующих упражнений:

  1. Сначала округляем губы, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхать воздух с добавлением воздуха при произнесении шипящего звука.
  2. Широко распластать язык, загнуть его кончик и высовывать с приподнятыми боковыми краями.
  3. Лопатообразно высунутый язык поочередно поднимать к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губе.
  4. «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу, 5 раз открывать и закрывать рот.
  5. «Пирожок»: рот раскрыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края, досчитать до 15, а затем повторить.

Основные методы постановки звука «ж»

Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. К методам, которые могут помочь поставить звук «ж», относят:

Первый метод – по подражанию, когда внимание ребенка фокусируется на движениях, положениях артикуляционного аппарата.

Второй метод – механический. Используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.

Третий метод – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.. При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки

При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Для тренировки буквы «ж» можно прибегнуть к таким упражнениям:

  1. Чистоговорка: «ЖА-ЖА-ЖА. Мы видела ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Есть иголки у ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Я нашел ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ. Живут в лесу ежи.»
  2. Ребенок должен научиться образовывать множественное число существительных – гараж-гаражи, нож-ножи, уж-ужи и т. д.
  3. «Жук жужжит» – ребенку нужно представить, как жужжат жуки, и изобразить этот звук. Положение губ должно быть правильным – округлены и немного выдвинуты вперед. Широкая часть языка поднимается к бугоркам за верхние зубы, а изо рта должна выходить теплая воздушная струя.

А как работают с детьми логопеды для постановки звука «ж», Вы можете посмотреть в данном видео:

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «ж»

Выполняют упражнения ежедневно, лучше сидя перед зеркалом. Проводят в игровой форме. Сначала ребенку показывают правильную артикуляцию звука:

  • губы округляем и выдвигаем вперед;
  • зубы смыкаем или сближаем;
  • кончик языка поднимаем к альвеолам, но не прижимаем к ним;
  • боковые стенки языка прижимаем к верхним коренным зубам;
  • на выдохе посередине языка должна пройти теплая воздушная струя.

Звук «ж» — звонкий, его произносят с голосом. Чтобы научиться этому, необходимо выполнять такой комплекс упражнений.

Первое (исходное) упражнение. Инструкция: улыбнись, обнажи зубы, поставь их друг на друга, как забор. Говори про себя «и», считай до 10-ти.

Упражнение №2. Прими исходное положение, вытяни вперед губы, округли, будто хочешь сказать «о», считай до 10-ти.

Упражнение №3. Распластай язык внизу, упрись кончиком в нижние зубки. Улыбнись, открой и закрой рот. Повтори до 10-ти раз.

Упражнение №4. Распластай язык и не двигай им. Он не должен касаться нижней губы или дрожать. Нижние зубы обнажены. Считай до 10-ти.

Упражнение №5. Открой рот, чтобы были видны зубы. Погладь кончиком языка неба — вперед и назад.

Упражнение №6. Распластай язык и положи его на нижнюю губу. Оближи верхнюю губу — сверху вниз, при этом убери язык за зубы. Челюстью не двигай.

Упражнение №7. Улыбнись и приоткрой рот, распластай язык и положи его кончик на верхнюю губу. Прижми боковые поверхности языка так, чтобы посередине образовался желобок. Сделай движение, будто сдуваешь с кончика носа пушинку. Следи, чтобы воздух шел посередине языка.

Как проверить произношение шипящих без логопеда

Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки, следует настроить правильную артикуляцию. Но предварительно требуется оценка речевого аппарата. Чтобы выявить пробелы, совсем необязательно посещать логопеда. Это можно сделать и в домашних условиях. Необходимо провести с ребенком беседу, в рамках которой осуществляется наблюдение за движениями губ и языка малыша. В норме при произношении звука «ш» наблюдается следующее:

  • кончик языка приподнимается к небу, образуя небольшую щель;
  • поток воздуха проходит через неактивные голосовые связки, вызывая соответствующий звук;
  • губы вытягиваются вперед, формируя трубочку;
  • боковые края языка касаются верхних зубов.

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — , , , . Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена на . Призубной — замена на . Шипящий — замена на . Свистящий — замена на  или . Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и  получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук .

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук )». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук ».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

Постановка от других звуков

Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:

  1. Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
  2. Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
  3. Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.

Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector