Все о детях, все для родителей
Содержание:
- Устраиваем праздник
- Речь и социализация
- Игры дома
- Возрастные особенности пятилетних детей
- Эмоциональное развитие
- Чем занять ребенка 5 лет на работе у мамы или папы?
- Творчество и мелкая моторика
- Игры, связанные с трудовыми навыками
- Новая затея
- Кризис трёхлетнего возраста
- Что должен знать малыш 5–6 лет
- Чем занять ребенка дома: консультация для родителей
Устраиваем праздник
День Рождения ребенка – это, прежде всего веселье, игры и развлечения с друзьями, а потом уже сладкий стол. Чем же развлечь детей на дне рождения? Конечно, можно нанять аниматоров, которые занимаются проведением праздников профессионально, но намного интереснее будет подготовить праздник самостоятельно. Для этого можно разработать сценарий с различными конкурсами, викторинами и активными заданиями. Продумайте и маленькие презенты победителям этих конкурсов, так вы покажете своему ребенку, что иногда дарить бывает намного приятнее, чем получать подарки, а гости запомнят этот праздник надолго.
Чем занять детей на дне рождения? Это могут быть шарады, в которых дети должны изобразить героя мультфильма без слов, конкурс на самый лучший рисунок с завязанными глазами, хороводы вокруг стульчиков – когда музыка заканчивается, дети усаживаются на стулья, количество которых меньше чем детей. Можно поиграть в снежки из смятых бумажных листов, посоревноваться в забрасывание воздушного шарика в ведро и многое другое. Если ваша фантазия иссякнет, дети наверняка подскажут новые идеи для развлечений, поскольку у них есть то качество, которого так не хватает взрослым – фантазия и жажда открытий.
Речь и социализация
Эти два понятия неразделимы: речь необходима для общения в социуме, а социум, в свою очередь – неотъемлемый фактор развития речи. Если учесть, что самый первый социум для малыша – его семья, то именно ей отводится здесь главная роль.
Что способствует развитию речевых навыков ребенка? Все, что создает ситуации говорения:
- совместное с ребенком чтение книжек, обсуждение прочитанного;
- составление рассказов по картинкам;
- разучивание стихов;
- пение детских песенок;
- сочинение собственных сказок;
- игры с домашним кукольным театром;
- различные речевые игры (что на что похоже, правда или нет, у кого это есть, кто лишний и т. д.).
Кроме этого, развитию речи и социализации способствуют сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Для этого в игровом арсенале ребенка должны быть тематические наборы («Больница», «Кухня», «Магазин» и др.). Для таких игр можно соорудить домик из одеял, покрывал, стульев (или купить готовую палатку).
Игры дома
Даже, если у вас нет пока особых дорогих развивающих игрушек, всегда можно найти что-то дома. Не забывайте, что в этом возрасте любая игра – развивающая. Итак, чем занять ребенка в 1,5 года дома:
- Мозаика;
Мозаика
Покупайте такую, фишки которой легко вставляются и достаются;
Если нет мозаики, ее с легкостью заменят подручные предметы: счетные палочки, ватные палочки, монетки разного достоинства (их обязательно помыть с мылом перед игрой!), пуговицы, полубусины, в общем, смысл подбора ясен;
Важно, чтобы можно было составить какую-нибудь картинку из этих предметов. Из палочек можно строить домики, например.
Внимание! Все это дается в руки маленьким только под неустанным надзором взрослого!
- Конструкторы;
Конструктор
- Вы даже не представляете, сколько их существует видов! Например, деревянный из палочек с выемками, из которых можно строить домики. Принцип простой, покажите полуторагодовалому малышу, как это делается, поиграйте с ним, и он сможет собрать что-нибудь сам;
- Бывают и разной формы блоки из дерева или пластмассы, которые открывают очень широкие возможности для игры;
- Конструкторы-липучки тоже очень популярны. Магнитные конструкторы лучше не давать, ребенок может проглотить магнит, а это опасно.
- Пазлы;
- Они тоже являются в некотором роде конструктором. Существуют очень простые, из двух половинок, например, с изображениями фруктов и овощей;
- Или на ассоциации – курочка-цыпленок, собака-будка и прочие;
- Есть и книжки для малышей от года, внутри которых надо вставить несколько частей внутрь картинки.
- Сортер и другие подобные игрушки;
Сортер
- Учат малыша формам, размерам, цветам, поэтому их надо приобрести обязательно;
- Стучалка – молотком надо выбить цветные колышки или шарики;
- Грибочки – надо располагать по убыванию;
Рамки – в деревянной картине некоторые элементы достаются, надо правильно вставить по местам; - Пирамидка, матрешка – известны всем;
- Еще здорово надевать крупные деревянные бусины на шнурок.
- Игра «Бегемотики»;
Развлечение для любого возраста, можно сказать. На поле расположены 4 бегемотика с рычагами, а посередине высыпают шарики, которые бегемотиками надо «кушать» – т.е. хватать. Дети играют в это с невероятным азартом!
- Игра «Пират в бочке»;
В игрушечной бочке проделано множество отверстий. в которые надо вставлять пластиковые мечи. В какой-то момент срабатывает механизм и пират вылетает из бочки.
- Методика Кюизенера;
Отличные развивающие занятия можно организовать самостоятельно, дома, с помощью палочек и бумажных пособий Кюизинера. Игры с палочками очень нравятся детям в любом возрасте, вплоть до 1 класса.
- Игры с водой;
Ребенок играет в ванне с водой
Продается много игрушек для игры в ванне – резиновые рыбки, которых надо ловить акулой, мельница, которая крутится от струй воды, картинки и цифры, которые липнут к кафелю, карандаши для рисования на ванне (потом просто смываются).
Читайте, что делать, если ваш ребенок боится воды>>>.
- Поиск клада;
- Нужно купить какие-то небольшие игрушки, например, пусть это будут: мячик, светоотражающий браслет, Киндер, мыльные пузыри;
- В комнате прячете этот предмет, предварительно показав его малышу;
- Первые разы вы показывайте как и где можно искать спрятанный предмет;
- После того, как ребенок научился искать, научите его прятать игрушку от вас. Теперь вы выступаете в роли того, кто ищет.
- Мягкие игрушки;
Девочка играет с куклой
Любому ребенку понравится почувствовать себя старшим, взрослым. Дайте игрушечного мишку, куклу, да все равно, кого. И задание – «уложить спать», «покормить», «переодеть» и т.д.
- Машинки;
Папа играет с сыном в машинки
Их можно катать не просто так, а по выложенной из чего-либо «дороге» – например, дороге из книг. Или сделать горку из диванной подушки и скатывать машинки вниз.
- Скатывание шарика по горкам;
Есть такая сборная игра, в ней собирают горки с туннелями, а потом скатывают по ним маленькие шарики и смотрят, чей дойдет до финиша первым!
- Аппликация;
Эта чудесная техника подойдет и детям 1-2 лет, потому что есть варианты без ножниц. Например, аппликации из ватных дисков, круп, салфеток не требуют вырезания.
Возрастные особенности пятилетних детей
Правильная организация досуга ребёнка – важная задача для родителей, если они хотят воспитать полноценного члена общества и просто хорошего человека
Для этого отцу и матери важно знать, чем интересуется их малыш, какие занятия ему наиболее близки, чему он может и хочет обучаться сам. Конечно, это требует пристального наблюдения за ребёнком, постоянного общения с ним, доверительных отношений
Если будет установлен дружеский контакт, проще направлять дочь или сына в нужное русло, к тому же, не за горами и школа, которая также требует подготовительной работы.
Сложность, в основном, составляет работа родителей, и всё же надо находить время для совместных игр и уроков
На что же следует обратить внимание, в первую очередь?. По сути, весь день малыша должен быть расписан по часам, особенно если он не ходит в садик
Собственно, о таких детях и идёт речь, ведь, именно, родители и домочадцы должны позаботиться о его развитии и воспитании:
По сути, весь день малыша должен быть расписан по часам, особенно если он не ходит в садик. Собственно, о таких детях и идёт речь, ведь, именно, родители и домочадцы должны позаботиться о его развитии и воспитании:
Детей, обычно поднимают, когда встают сами. После гигиенических процедур малыш завтракает, после чего у него есть свободный час или полтора до прогулки
Психологи рекомендуют в это время уделить внимание обучению – можно заняться изучением цифр и математических действий с помощью карточек, счётных палочек или кубиков, попытаться складывать сложные предложения, изучать написание гласных или согласных. Это наиболее благоприятное время для усвоения любого учебного материала
Уроки по 15-20 минут можно разделить 5-10-минутными перерывами на танцы или и весёлую зарядку под любимую музыку.
После моциона и обеда полчаса или час также можно использовать с пользой. В это время можно почитать книгу (как быстро научить ребенка читать мы писали здесь), заучить несложные стихи (как быстро учить стихи с ребенком читайте здесь) или скороговорки, или составить рассказ по картинке.
Далее режим ребёнка предусматривает дневной отдых и полдник. Последующие часы вполне можно потратить на любые творческие занятия с ребёнком – уместны все виды изобразительного искусства – рисование, лепка, гравюра, рукоделие, создание аппликаций. Также можно позволить ребёнку немного поиграть самостоятельно, используя любимый конструктор, пазлы или любые наборы для ролевых игр.
После второй прогулки лучше всего выбирать для ребёнка такое занятие, которое не захватит его полностью. Ведь впереди ужин и подготовка ко сну, а в перевозбуждённом состоянии заснуть малышу будет сложно, даже после вечерней сказки. Поэтому можно остановиться на чём-то спокойном, например, на раскрасках, несложных настольных играх с нахождением отличий на картинках, прослушивании любимых музыкальных произведений с их последующим обсуждением.
Продолжая совершенствовать мелкую моторику, мышление, логику, ассоциативную память и воображение пятилетних детей, нужно, одновременно подводить их к осознанию правил и норм поведения, освоению конкретных знаний, к которому они уже готовы в этом возрасте. Тех малышей, которые всё ещё нуждаются в постоянном присутствии родителей необходимо приучать к самостоятельности, поскольку это важный аспект их будущей жизни.
Создавая такой график, родителям нельзя забывать и о том, что малышу нужно давать время на его собственные увлечения и любимые игры, в конце концов, он всё ещё ребёнок, которому необходимо просто подурачиться и повеселиться.
Эмоциональное развитие
У детей в 5 лет развивается эмоциональная сфера, они переживают гамму чувств, которые не испытывали ранее.
Неумение объяснить сильные эмоции приводят к внутреннему конфликту, который выражается в агрессии, капризах, неустойчивом настроении. От взрослого требуется терпение и принятие возрастных особенностей пятилетнего ребенка.
Для этого используется метод «контейнирования». Взрослый принимает сильную эмоцию дошкольника, объясняет ему ее название и причину возникновения, предлагает способ ее проживания. Дошкольникам полезно посещать занятия сказкотерапевта. Через работу со сказками дети знакомятся с эмоциями и способами их проявления.
Чем занять ребенка 5 лет на работе у мамы или папы?
Если вам не с кем оставить малыша дома, а занять его нужно хотя бы на полчаса, пока вы делаете важные звонки или отправляете почту, то предложите ребенку такую развивающую игру. В тесто для лепки или пластилин воткните 10-15 штук спагетти, рядом поставьте баночку с макаронами в форме колечек, и пусть ваше чадо насаживает их на спагетти.
Такое занятие отлично развивает мелкую моторику, увлекает и позволяет вам спокойно поработать хотя бы полчаса. Кроме того, если ваш ребенок любит лепить или рисовать, можете просто дать ему бумагу и фломастеры/карандаши/ручки или же позволить поработать с тестом/пластилином.
Еще одна классная развивающая идея, которая обязательно понравится вашему малышу, – файлик с краской внутри. Для этого возьмите максимально плотный прозрачный файл формата А4, налейте внутрь 4-6 разных цветов разбавленной гуаши (каждой по чуть-чуть) + немного растительного масла для большей «подвижности» краски и плотно заклейте скотчем прорезь файла, чтобы краска не вытекала и оставалась внутри.
Теперь дайте ребенку обычную сухую кисточку и пусть он ею водит по файлу, наблюдая за причудливыми кляксами. Такая игра развивает фантазию малыша и при этом не пачкает ничего вокруг.
Творчество и мелкая моторика
Существует множество примеров того, как заниматься развитием мелкой моторики ребенка. Немалую часть таких занятий составляет творчество. Например, конструирование, работа с мозаикой или пазлами, лепка из разных материалов, разнообразные способы аппликаций с применением вырезания ножницами, всевозможные виды рукоделия.
Особое место занимают вариации на тему рисования. Можно предложить малышу:
- рисовать разными принадлежностями (карандашами, фломастерами, красками, мелками);
- обводить фигуры по трафарету и раскрашивать;
- обводить контуры собственной ладошки или ступни;
- класть монетку под лист бумаги и закрашивать поверх простым карандашом;
- раскрашивать картинки в раскрасках;
- проходить нарисованные лабиринты, отыскивая нужный путь карандашом или фломастером;
- рисовать, соединяя точки.
Игры, связанные с трудовыми навыками
Многим детям нравится играть на кухне с кастрюлями, крышками. Они с восторгом гремят ими, вставляют одну в
другую. Старшие дети любят бывать вместе с мамой на кухне, «помогая» ей готовить обед. Девочкам нравится подметать пол. Пусть ваш малыш будет с вами на кухне во время приготовления обеда, побеседуйте с ним. «Как ты думаешь, зачем на плите кастрюля? В кастрюле мы варим суп (показывает), в другой — компот (показывает). А что еще стоит на плите? (сковорода). А что делают на сковороде?» Ребенок мобилизует свой опыт и ответит: «Жарят котлеты, картошку» и т. д. Спросите, что нужно, чтобы приготовить суп? Продолжайте разговор в этом направлении, поговорите о назначении кухонной посуды, помогите ему усвоить название. Результаты наблюдений уточняются и закрепляются в игре.
Приготовим обед
Вы говорите малышу: «Сегодня поиграем с тобой в маму. Ты будешь мамой и приготовишь обед куклам. Давай вспомним, что нужно, чтобы приготовить обед. Выбери и принеси ту посуду, в которой можно сварить суп и поджарить котлеты». Он продолжает игру самостоятельно. Можно далее усложнить. Такой игрой ребенок может быть занят целый вечер. Вы, занимаясь своими делами, лишь изредка можете подавать советы для поддержания у него интереса в игре.
Мама моет посуду
Обратите внимание ребенка на то, что после обеда на столе осталась грязная посуда. «Давай мы ее помоем
Ты поможешь мне? Сейчас мы наденем фартуки, чтобы не намочить и не испачкать платье. Попробуй, какая водичка? Да, она теплая. Посуду моют в теплой воде. А теперь я начну мыть посуду, а ты подавай мне ее и ставь чистую на стол. Подай сначала чашку, теперь блюдце, тарелку, ложку. Посмотри, какая стала посуда? Правильно, чистая». Действия и связанные с ними словесные выражения закрепите с ребенком в игре «Научим куклу Нину мыть посуду».
Посадим лук
Вы пришли с малышом из овощного магазина и говорите ему: «Мы с тобой купили зеленый лук. В нем много витаминов, он делает вкусным салат. Давай попробуем дома вырастить зеленый лук. Ты посадишь луковицы в землю, и вырастут у лука зеленые перья». Поставьте ящик с землей. Разделите его на клеточки и покажите, как надо сажать луковицу в клеточку. После посадки предложите полить землю.
Новая затея
Занятия для детей 4 — 5 лет предполагают и тесное общение с книгой. То есть это умение ребенка читать, пусть немножко, хоть по слогам. И если он до поступления в первый класс будет это уметь, то обучение для него не станет столь тяжелым, как для некоторых других ребят.
Придумайте дома игру под названием «Учимся читать». Ребенку 5 лет она прекрасно подойдет, куда ж еще дальше это оттягивать? Как же конкретно это делать? Есть несколько методик.
Первое – мальчику или девочке сразу показывают цельные слова, просят запомнить их зрительно.
Второе – дошкольник выучивает и потом читает отдельные слоги.
Третье – вначале малыш учит названия букв. Тут хорошо поможет азбука для детей 5 лет. И в слова потом он их складывает.
Четвертое – это когда пятилетка слышит звуки, чувствует их в слове, учится сравнивать с буквами.
Каждый из этих способов имеет плюсы и минусы. Родители должны выбрать то, что больше подходит их чаду. Ведь уже «стукнуло» 5 лет ребенку. Пора браться за ум.
И еще одно. Никогда не сравнивайте своего ребятенка с соседскими. Мол, Петя уже давно умеет читать, а ты все еще нет. Во-первых, все дети разные, каждый развивается индивидуально. И потом, соседский мальчик преуспел в чтении, а ваш Димочка – в лепке из пластилина. И что из этого? Не формируйте у сына комплекс неполноценности.
Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.
Кризис трёхлетнего возраста
Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.
Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.
Признаки кризиса трёхлетнего возраста:
- «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
- Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
- Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
- Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
- Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
- Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
- Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.
Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.
В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.
Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:
- Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
- Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
- Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
- Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
- Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
- Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
- Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.
Что должен знать малыш 5–6 лет
Пятилетние ребята уже достаточно взрослые, чтобы переходить к более сложным занятиям
Они более выносливы в физическом и психическом плане, могут заметно дольше концентрировать внимание. И, что главное, им интересно познавать что-то новое
То есть присутствуют все факторы для успешного обучения.
Задача взрослого — заниматься с малышом дома. Конечно, крохи ходят в детские сады и развивающие группы, но домашнее образование остаётся очень важным для развития.
При этом нужно помнить, что умение писать и читать — важные факторы, но не определяющие уровень развития карапуза
В этом возрасте важно развивать гибкость восприятия. Например, родителям будет полезно направить свои усилия на развитие психических функций малыша:
- мышление;
- память;
- воображение;
- восприятие;
- внимательность и т. п.
Также очень важно обратить внимание на развитие мелкой моторики, ведь малышу в ближайшее время придётся подолгу держать ручку. Первокласснику будет проще сосредоточиться на усвоении материала, если не придётся отвлекаться на то, чтобы правильно держать в руке карандаш
Очень важны знания по основным наукам. Таким, как математика
Пятилетнему ребёнку важно уметь:
- считать до 10 и обратно (путать цифры нежелательно);
- зрительно воспринимать цифры в пределах десяти и уметь писать их;
- складывать, вычитать числа и знать, как выглядят знаки «+», «–»;
- понимать, что такое больше, меньше, равно, и различать знаки «>», «<», «=»;
- различать простые геометрические фигуры вроде квадрата, круга, треугольника и геометрические тела — куб, шар, пирамиду;
- различать формы предметов, отождествляя их с геометрическими фигурами;
- уметь ориентироваться в пространстве, не путая такие понятия, как низ, верх, вперед, назад, вправо и влево, понимать, что такое дальше и ближе.
Очень важно в пятилетнем возрасте уметь логически мыслить:
- понимать принципы классификации по каким-либо признакам;
- находить предметы, лишние в группе, классифицированной по определённым признакам;
- устанавливать закономерности;
- продолжать рассказы, придумывая их на базе показанной картинки и т. п.
Речь — ещё один фактор, на который родителям важно обратить пристальное внимание:
малышу важно знать свои ФИО, имена родителей и родных;
запомнить, где он живёт, и номер телефона;
речь должна быть связной и интонационно окрашенной, с чётким разделением вопросительных, повествовательных, побудительных предложений;
дикция, по возможности, должна быть чёткой, с выразительным произношением всех звуков;
слова нужно изменять по падежам или числам;
нужно уметь вести как диалог, так и монолог, спорить и спрашивать.
Малыш должен уже многое знать об окружающем мире. Например, понимать, что такое мебель и какой она бывает, различать предметы одежды, предметы обихода, еду и т. п. Ребёнку желательно знать названия сказок, хотя бы тех, которые он любит, имена персонажей этих сказок, героев мультфильмов и т. п
Важно знание дней недели в заданном порядке, месяцев и года
Кроме того, важно, чтобы пятилетка мог запомнить от 5–6 зрительных образов, от 4 до 5 слов, которые между собой не связаны, и повторять действия, показанные взрослыми
Чем занять ребенка дома: консультация для родителей
Прежде, чем придумывать развлечения для ребенка, продумайте своё время. Ведь вам нужно работать работу, вне зависимости от того, дома ваш ребенок (а еще лучше 2 или 3) или нет. И для того, чтобы вас не хватил удар, а дети не сошли с ума от скуки и безделья, нужно провести предварительную работу.
Составьте ежедневный график дел. Он не должен быть очень подробным и в нем не должно быть никаких чётких временных ограничений
ЭТО ВАЖНО! Потому что, если вы будете пытаться придерживаться конкретного времени, на первом же проколе вас накроет чувство безысходности и вины за свою никчемную жизнь. Просто оставьте перечень того, что необходимо сделать: стирка, уборка, работа, приготовление еды, игры с детьми, прогулка и т.д.
Привлекайте детей для составления графика в той его части, где он касается развлечений.
Начните вставать хотя бы на 30 минут раньше
А в идеале за пару часов до того момента, как просыпаются дети. Вы сразу заметите, как ваш день увеличился вдвое, а то и втрое.
Не пытайтесь объять необъятное и сделать тысячу дел одновременно. Медленно, но верно следуйте плану. Совмещайте то, что можно совместить. Например, сначала закиньте белье в стиральную машину, а потом приступайте к приготовлению обеда, параллельно смотря мультик с ребенком и комментируя происходящее
Вечером обязательно поблагодарите себя за то, что вы такая умница, даже, если не весь план был выполнен. Мы не участвуем в программе “Пятилетка за 3 года”, нам важен не только результат, но и наше здоровье. Особенно психическое.
Научитесь наполняться энергией. 10 простых способов, как это сделать, можно найти в другой моей статье