Чистоговорки на разные буквы
Содержание:
- Скороговорки с шипящими звуками
- Рекомендации по подбору чистоговорок
- Сложные скороговорки
- Чистоговорки на звук г
- Чистоговорки на Р
- Автоматизация мягкого звука “Р”
- Чистоговорки на т
- Скороговорки на букву “Ц”
- Чистоговорки на звук «ш»
- Усложнённые чистоговорки
- Скороговорки на буквы В, П, Г, К, Т, Д, В, Ф
- Чистоговорки для младших школьников
- Игры для закрепления в произношении изолированных звуков
- Игры и упражнения для развития фонематического слуха
- Учим скороговорки
- Чистоговорки для малышей
- Чистоговорки на ч
- Стихи для развития речи
- В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений
Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорки с шипящими звуками — самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.
Скороговорка на букву Ж
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Сшила Саша
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Шла Саша по шоссе
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше
В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.
Кукушонок в капюшоне
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Скороговорка на букву Щ
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
Рекомендации по подбору чистоговорок
Чистоговорки используют для автоматизации звука в слогах. Их включают на первых логопедических занятиях по закреплению правильного произношения фонемы.
Подбирая звуковой материал, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- перед повторением чистоговорки делают артикуляционную гимнастику и произносят звук изолированно;
- взрослый произносит все слоги утрированно с ярко выраженной артикуляцией;
- начинают автоматизацию с прямых слогов, в которых фонема находится в сильной позиции;
- на первых занятиях по закреплению звука нельзя использовать сочетание твердого и мягкого варианта произношения;
- чередование слогов с оппозиционными фонемами используют только на этапе дифференциации – различении звуков;
- ребенок должен произносить все звуки четко, что положительно влияет на качество дикции;
- чистоговорки для детей дошкольного возраста лучше сопровождать наглядным материалом;
- нужно стараться их подбирать в соответствии с лексической темой занятия;
- на начальных этапах автоматизации нельзя использовать слова с оппозиционными фонемами;
- по мере усложнения звукового материала в чистоговорки можно включать несколько видов слогов;
- не нужно сразу сочетать твердый и мягкий звук;
- их проговаривание можно комбинировать с тренировкой моторной сферы;
- это упражнение можно сочетать с пальчиковой гимнастикой и заданиями для развития общей моторной сферы.
От правильно подобранного звукового материала зависит успех логопедических занятий. Подбирать нужно слова, значение которых знакомо ребенку. Если есть слово, которое дошкольник не знает, взрослый должен его объяснить.
Специалисты также используют чистоговорки для автоматизации фонемы в связной речи. Но тогда задания не ограничиваются повторением, а логопед варьирует их, в зависимости, от лексической темы и цели занятия.
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
Скороговорка про китайцев
Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони. Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Чего нет
Нет абрикоса, кокоса, редиса, Палтуса, уксуса, кваса и риса, Компаса нет, баркаса и троса, Термоса, пресса, индуса-матроса, Баса нет, вкуса, веса и спроса, Нет интереса – нет и вопроса.
Пир у Киры и Фиры
У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира – Кормили факира.
Ежевика и земляника
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Чистоговорки на звук г
Га-га-га – дай мне мама пирога.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – у козы рога.
Га-га-га – у меня болит нога.
Га-га-га, га-га-га — где же оба пирога?
Ге-ге-ге — болит палец на ноге.
Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
Ги-ги-ги — за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.
Ги-ги-ги – ноги береги.
Ги-ги-ги — печет мама пироги.
Ги-ги-ги — снять ботинок помоги.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги — не нужны мне пироги.
Го-го-го – стоит вагон.
Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.
Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Гу-гу-гу — хорошо на берегу.
Гу-гу-гу — я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу — есть их больше не могу.
Чистоговорки на Р
***
Ра-Ро-Ру Ра-ра-ра – мне вставать уже пора! Ра-ра-ра – свари кашу из топора, Ра-ра-ра – нам готовят повара, Ро-ро-ро – летит лёгкое перо, Ро-ро-ро – сливают молоко в ведро, Ру-ру-ру – что у медведя во бору? Ру-ру-ру – сам я посуду уберу; грибов корзину наберу, Ру-ру-ру – я сам зашью дыру, Ры-ры-ры – (у Тамары) в руках шары, Ры-ры-ры – (до поры) остры топоры, Ары-ары-ары – вечером включают фары, Ары-ары-ары – кто смело тушит пожары?
***
Ар-Ор-Ур Ар-ар-ар – кипит наш самовар, Ар-ар-ар – залетел к нам комар, Ор-ор-ор – подмету сама я двор, Ор-ор-ор – надо белить коридор, Ор-ор-ор – едет наш дедушка Егор, Ур-ур-ур – повесим новый абажур, Ур-ур-ур – Мура наша кормит кур, Ир-ир-ир – все выпили кефир? Ир-ир-ир – пусть везде будет мир! Оры-оры-оры – мы сажали помидоры.
***
Тра-Тру-Тры Тра-тра-тра – посидим мы у костра, Тру-тру-тру – встану рано поутру; быстро тряпкой пыль сотру, Тру-тру-тру – дрожат листочки на ветру, Вры-вры-вры – стелим новые ковры, Бры-бры-бры – быстро строят дом бобры, Тры-тры-тры – плывут большие осетры, Гры-гры-гры – кругом одни бугры, Тра-тра-тра – а мы поём с утра! Кра-кра-кра – в банке вкусная икра.
***
Норка Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка.
***
Варвара У Варвары в сарафане Карандаш простой в кармане. Нарисуй, Варвара, речку И кудрявую овечку.
***
Раки Тридцать три огромных рака, Все в нарядных красных фраках.
***
Рак Под речной корягой рак Не устроится никак. Рак рассержен, рак расстроен Дом у рака не устроен.
***
Краб Краб вскарабкался на трап И пополз по трапу краб. Краб по трапу проползет, С трапа краб не упадет.
Автоматизация мягкого звука “Р”
Ря-ря-ря – мы поедем за моря.Ри-ри-ри – горели фонари.Рю-рю-рю – я вам правду говорю.Ре-ре-ре – мы проснулись на заре.Ря-ря-ря – мы работали не зря.Рю-рю-рю – репу я варю.Ря-ря-ря – реки и моря.Ре-ре-ре – терем на горе.Арь-арь-арь – под рябиною глухарь.Орь-орь-орь – на хоря напала хворь.урь-урь-урь – брови Варенька не хмурь.Ирь-ирь-ирь – широка земля Сибирь.Эрь-эрь-эрь – на картине страшный зверь.Арь-арь-арь – в речке плавает пескарь.Эрь-эрь-эрь – посмотри какая дверь.Урь-урь-урь – в январе не мало бурь.Арь-арь-арь – Рита ест сухарь.Орь-орь-орь – у Бориса корь.Ирь-ирь-ирь – на снегу снегирь.Рюм-рюм-рюм – опускаюсь в трюм.Рех-рех-рех – грецкий ем орех.Рёк-рёк-рёк – слышу твой упрек.Рес-рес-рес – на коре надрез.Рят-рят-рят – сяду в третий ряд.Рём-рём-рём – кот играет с фонарём.
ЗАРЯРя-ря-ря – поднялась заря.Ре-ре-ре – встану на заре.Рю-рю-рю – все окна отварю.Ри-ра-ри – солнышко дари.Ре-ре-ре – свет свой на заре.
ХОРЬРя-ря-ря – мы нашли в норе хоря.Ерь-ерь-ерь – хорь упрямый зверь.Орь-орь-орь – выходи к нам хорь.Арь-арь-арь – дадим тебе сухарь.Орь-орь-орь – не выходит хорь.Рём-рём-рём – еще встретимся с хорем.
ФОНАРЬАрь-арь-арь – на столе стоит фонарь.Рём-рём-рём – кот играет с фонарём.Арь -арь-арь – со стола свалил фонарь.Арь-арь-арь – разбитый на полу фонарь.Рей-рей-рей – подмети полы скорей.
ХОРЬОрь-ор-орь – в норе сердитый хорь.Урь-урь-урь – хорь, глаза свои зажмурь.Арь-арь-арь – мы дадим тебе сухарь.Орь-орь-орь – сгрыз сухарь сердитый хорь.Ря-ря-ря – вот и нету сухаря.Ре-ре-ре – добрый хорь сидит в норе.Ря-ря-ря – у меня нет букваря.Арь-арь-арь подари мне, хорь букварь!
Тридцать три старушки в рядТараторят, тарахтят.
Боря Ире даст ириску,Ира Боре – барбариску.
Варя варит, Боря жарит,Рита песенки поет.
Тренируются терьерыПерепрыгивать барьеры.Через разные преградыВсе терьеры прыгать рады.
Варит повар макароныДля сестры своей МатреныИ для братика СережиМакароны варит тоже.
Во дворе, на тротуаре,Три подружки рисовали.Замерла ворона: “Кар!Разрисован тротуар!”
Предложили кобреПоиграть на домре.Кобра поиграла И добрее стала.
Кряква крякает: “Кря-кря!”Кряква крякает не зря.Рядом с кряквой ряска есть.Приплывайте ряску есть.
За забором БорисПосадил барбарис.Кустик барбарисаПерерос Бориса.
Чистоговорки на т
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
Ат-ат-ат – бесподобный аромат!
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.
Ит-ит-ит — каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
От-от-от — испугался серый кот.
От-от-от — летит в небе самолет.
От-от-от – пусть поест бездомный кот.
От-от-от – спит в пальто бездомный кот.
Та-та-та – будет в доме красота.
Та-та-та – вижу под мостом кота.
Та-та-та – поймай кота.
Та-та-та – у нас дома чистота.
Та-та-та – я везу кота.
Та-та-та, открывайте ворота.
Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
Те-те-те – страшно мне на высоте.
Те-те-те – чайник на плите.
Ти-ти-ти – как приятно их нести.
Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
То-то-то — мне не холодно в пальто.
То-то-то – под котом лежит пальто.
То-то-то – поем батон.
То-то-то – стали мы играть в лото.
То-то-то – я иду в пальто.
То-то-то — я люблю играть в лото.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ту-ту-ту — мышка нравится коту.
Ту-ту-ту – поет петух.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.
Ты-ты-ты — на лугу растут цветы.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты — у куклы белые банты.
Ты-ты-ты — я люблю цветы.
Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ят-ят-ят – птички летят.
Скороговорки на букву “Ц”
- Ни седла, ни узды, ни той вещицы — на что положить уздицу.
- У цапли — цыплёнок, у зайки — зайчонок.
- Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
- Бегают две курицы прямо по улице.
- Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
- Не ловец, а молодец.
- У воза овца, на возу пуд овса.
- Овца не помнит отца, ей бы клок сенца.
- Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.
- Молодец на овец, а на молодца — и сам овца.
- Овца не помнит отца. Та овца не того отца.
- Цапли цапают цыплят.
- Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.
- Пёс тоскует на цепи, а попробуй отцепи.
- Девушка-невестица бабушке ровесница.
- На полице в коробице полтора каравая лежит.
- Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
- Скворцы и синицы – веселые птицы.
- Молодец у молодицы попросил воды напиться.
- Шильце, мыльце, кривое веретенце,Шелковое полотенце – на крыльце под дверцей.
- Две разноцветные курицы бегают по улице.
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
- Стоит воз овса, возле воза – овца.
- Цокнул сзади конь копытцем,Под копытцем пыль клубится.
- Из соседнего колодца целый день водица льется.
- Летит скворец – зиме конец.
- В цветнике цветут цветы.
- Жили были три цыпленка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони.Жили были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони.Вот жинился Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони.Родилось у них по сыну: У Яка с Цыпой: Шах. У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой: Шах Шарах. У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: “Цыц!”
- Цыплята просят проса,Цыплятам на подносеВыносит просо Фрося,Все косы Фроси в просе.
- Ты, молодец, скажи молодцу, пуст молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.
Чистоговорки на звук «ш»
Чистоговорки для детей 5 лет являются одним из эффективных упражнений для закрепления правильного произношения и улучшения дикции. Звук «ш» появляется в раннем возрасте. Поэтому чистоговорки с этой фонемой можно подбирать для детей младшего дошкольного возраста.
Слоги | Чистоговорки |
ША |
|
ШО | Зимой нам очень хорошо. |
ШУ |
|
ШИ |
|
АШ | Брат купил мне карандаш. |
ОШ | Морозный день хорош. |
УШ | Мы купили много груш. |
ОШКА |
|
УШКО | Поглажу кошке ушко. |
ИШНЯ | В саду поспела вишня. |
ОШКУ | Копаем осенью картошку. |
ШИНА | Приехала машина. |
Если нет чистоговорок с автоматизируемыми звуками, их можно заменить короткими стихотворениями. Данный вариант позволяет включить в занятие больше слов с отрабатываемой фонемой.
Усложнённые чистоговорки
Когда вы прошли лёгкий этап, можете перейти к трудному. Для этого нужно учить с детьми более сложные чистоговорки
Для детей 3-4 лет очень важно научиться их выговаривать
Ведь от них зависит развитие речи в будущем. Сложными звуками считаются такие: Р, Ш, Ч, Ц.
1. Аш-аш-аш – дети построили новый шалаш,
Ош-ош-ош – получился дом хорош,
Шо-шо-шо – как в доме нашем хорошо,
Ша-ша-ша – пришла к нам наша Маша,
Аш-аш-аш – помогла строить шалаш.
2. Чу-чу-чу – я на улицу хочу,
Ча-ча-ча – у меня задача,
Че-че-че – надо кушать, не иначе,
Чи-чи-чи – поешь и на улицу скачи.
3. Цо-цо-цо – нашёл Коля яйцо,
Цу-цу-цу – потом увидел курицу,
Цо-цо-цо – понял, чьё яйцо,
Це-це-це – снова отдал курице.
4. Ро-ро-ро – наступит зима скоро,
Ра-ра-ра – снег будет из серебра,
Ри-ри-ри – дети гуляют до зари,
Ре-ре-ре — игра в самом разгаре.
Чистоговорки для детей 3-4 лет в стихах помогают лучше их запоминать и выговаривать. В этом возрасте малыши ещё неусидчивые, поэтому заниматься с ними нужно недолго, максимум 10 минут. Потом желательно сделать перерыв и снова в игровой форме заниматься.
Скороговорки на буквы В, П, Г, К, Т, Д, В, Ф
- Дима дарит Дине дыни,Дыни Дима дарит Дине.
- У бабы бобы, у деда дубы.
- До города дорога в гору,От города — с горы.
- У Бобы винт, У Вити бинт.
- Фаня в гостях у Вани.У Вани в гостях Фаня.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- У пеньков опять пять опят стоят.
- Стоит поп на копне, колпак на попе,Копна под попом, поп под колпаком.
- Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
- Ткет ткач ткани на платки Тане.
- Булку, баранку, батон и буханкуПекарь испек спозаранку.
- Водовоз вёз воду из-под водопровода.
- Бык тупогуб, у быка губа тупа.По дороге топал тополь.Тополь топал в Севастополь,Ну а рядом топал Сева.Тополь справа, Сева слева.Где же Сева с тополем?Уж под Севастополем.
Чистоговорки для младших школьников
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Со-со-со — у машины колесо.
Ос-ос-ос — на поляне много ос.
***
Ра-ра-ра — во дворе идёт игра.
Ши-ши-ши — веселятся малыши.
Ша-ша-ша — очень груша хороша!
Но-ро-но — заглянули мы в окно.
Ет-ет-ет — мама поднялась чуть свет.
Ам-ам-ам — слава маминым рукам.
Ру-че-ёк те-чёт, те-чёт, да не вы-те-чет.
***
Кошка села у окошка,
Уронила вниз лукошко.
Зашуршали рядом мыши.
Тише, мыши, не шуршите,
Рядом с кошкой не шумите.
***
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
***
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
***
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
***
У Сени и Сани сом с усами.
Сеня в сени сено вез.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
От топота копыт пыль по полю летит.
Восьмой кол вбили в частокол.
Топали да топали, дотопали до тополя.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
В один, Клим, клин колоти.
Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
***
Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.
Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?
***
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Игры для закрепления в произношении изолированных звуков
На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком, пчелкой, лягушкой, мышонком и показать, как поет комарик (з-з-з-з), пчелка (ж-ж-ж-ж) и т.д. Игра «Комарики»
Игра «Комарики»
Цель: автоматизация изолированного звука з.
Ход игры. Дети, которых выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з, стараясь догнать других детей и укусить их. Тот, кого «комарик» укусил, сам становится «комариком» и начинает петь песенку комара и догонять других детей.
Игра «Свисток»
Цель: автоматизация изолированного звука с.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить, как свистит свисток: длительно и громко произносить звук с-с-с-с.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соотвествии с рифмой стихотворения.
Примеры загадок «Доскажи словечко»
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (Лиса)
В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это (Мышка)
Пышный хвостик торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелок.
Ну, конечно, это … (Белка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной … (Медведь)
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка.
Кто же это? (Зайка)
За рекой в лесу росли,
Их на праздник принесли,
На веточках – иголки.
Что же это? (Елки)
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (Кот)
Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.
Тˈ, Л
Тили-тили-тили-бом –
Загорелся кошкин дом!
Тˈ
Тюшки-тютюшки,
На горе пичужки,
Там Ванюшка бывал,
Пичужку поймал.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Т
Аты-быты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар,
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар.
Л
Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
К маленькой Ганнуле.
Для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребенку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются по команде. Ребенок должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.
Игра «Обгони»
Цель: Развитие ритмичной выразительной речи, воспитание слухового внимания, развитие координации движений.
Ход игры. Посреди комнаты один стульчик, невдалеке от него двое играющих. Остальные дети вместе со взрослыми произносят стишок:
Девочке на ручку
Бабочка села.
Девочка бабочку
Поймать успела.
После этих слов двое играющих бегут к стульчику и стараются его занять.
Игра «Дождик, дождик»
Цель: развитие слухового внимания, ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.
Ход игры. Стулья стоят по кругу. Детей на одного больше, чем стульев. Дети ходят по кругу, взрослый произносит:
Дождик, дождик,
Что ты льешь?
Погулять нам не даешь?
После этих слов дети бегут к стульчикам и стараются сесть на них. Тот, кому не хватило стульчика, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий – победитель.
Учим скороговорки
Произносить скороговорки трудно, потому что это нужно делать не только правильно, но и быстро. Забавные рифмованные строчки хорошо запоминаются, и нередко настойчивые дети 2—3 лет самостоятельно повторяют запомнившуюся скороговорку с проблемным звуком, пока не добьются успеха. Главное, им не мешать.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в речке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Шла Сашка по шоссе и сосала сушку,
Сушка пересушена, Сашкой перекушена.
На дворе трава, на траве дрова
Наколи дрова, на покос трава.
Мама мыла мылом раму, рама чистая у мамы.
Уделяйте скороговоркам больше внимания, разучивая их с детьми 2 лет. Благодаря такому упражнению, будет не только улучшаться проговаривание скороговорки, но и тренироваться память и воображение, расширяться запас слов.
Чистоговорки для малышей
***
Лы-Лу-Ла Лы-лы-лы – забивали мы голы, Лу-лу-лу – возле окон на полу, Ла-ла-ла – не заметили стекла. Лу-лу-лу – мы не били по стеклу, Ла-ла-ла – только нет в окне стекла.
***
Ба-Бо-Бы Ба-ба-ба – бежит кабан. Ба-ба-ба – во дворе изба Ба-ба-ба – на крыше труба. Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бе-бе-бе – кот сидит на трубе. Бе-бе-бе, бе-бе-бе – потрубил я на трубе. Би-би-би – сидят под крышей голуби. Бо-бо-бо – большой забор. Бу-бу-бу – взяли мы трубу. Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу. Бу-бу-бу – сидит муха на лбу. Бу-бу-бу, бу-бу-бу – ты и мне купи трубу! Бу-бы-ба – из окна торчит труба. Бы-бы-бы – в лесу грибы. Бы-бы-бы – за двором дубы. Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы. Бы-бы-бы – на пеньке грибы. Бы-бы-бы-бы – в лесу растут грибы. Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.
***
Да-Де-Ди Да-да-да – буду строить города. Да-да-да – в колодце вода. Да-да-да – горяча вода. Да-да-да – пойду сюда. Да-да-да – у меня вода. Да-да-да, да-да-да – не ходи, малыш, туда! Да-да-да, да-да-да – Ой! Холодная вода! Де-де-де – ведра мои где? Де-де-де – птенцы в гнезде. Де-де-де – я не знаю где. Де-де-де, де-де-де – вот беда! Малыш, ты где? Де-де-де, де-де-де – ботинки все в воде! Ди-ди-ди – птенцов не буди. Ди-ди-ди – спокойно посиди. Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты ж одетый, не ходи! Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты в ботинках, не ходи! До-до-до – над колодцем гнездо. До-до-до – там на дереве гнездо. Ду-до-да – гудят провода. Ду-ду-ду – в зоопарк иду. Ду-ду-ду – ведра я найду. Ду-ду-ду – домой пойду. Ду-ду-ду – за водой пойду. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Ду-ду-ду – я по лугу иду. Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – все равно туда пойду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду. Ду-ду-ду – рыбу я найду в пруду. Ды-ды-ды – на снегу следы. Ды-ды-ды – нет воды. Ды-ды-ды – попей воды. Ды-ды-ды, ды-ды-ды – быстро выйди из воды!
***
Зе-Зи-Зя Зе-зе-зе – Зоя едет на Козе. Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе. Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зи-зи-зи – нас теперь домой вези! Зи-зи-зи – резину привези. Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привези! Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя, так не вези. Зя-зя-зя – без козы домой нельзя. Зя-зя-зя – мы видели язя. Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.
***
Ал-Ил-Ол Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал. Ал-ал-ал – сказку дедушка читал. Ал-ал-ал – темный подвал. Алка-алка – у Володи палка. Ил-ил-ил – в барабан я бил. Ил-ил-ил – я полы помыл. Илка-илка – у Володи вилка. Ла-ла-ла – Маша папе помогла. Ла-ла-ла – видишь, кружится юла? Ла-ла-ла – лопата и пила. Ла-ла-ла – мама клещи принесла. Ла-ла-ла – Маша в доме убрала. Ла-ла-ла – наша Маша весела. Ла-ла-ла – не забьете мне гола. Ла-ла-ла – отвесная скала. Ла-ла-ла – я малинник нашла. Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. Ло-ло-ло – стало в комнате светло. Ло-ло-ло – у меня весло. Лу-лу-лу – дочка принесла пилу. Лу-лу-лу – заведу юлу. Лу-лу-лу – купили пилу. Лу-лу-лу – обойдем скалу. Лу-лу-лу – папа насорил в углу. Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу. Лы-лы-лы – в доме новые котлы. Лы-лы-лы – Маша вымыла полы. Лы-лы-лы – сели слева от скалы. Олка-олка – у Володи иголка. Ол-ол-ол – вымыли пол. Ол-ол-ол – с папой я смотрю футбол. Улка-улка – у Володи булка. Ул-ул-ул – ветерок подул. Ул-ул-ул – зимний лес уснул. Ул-ул-ул – папа чинит старый стул.
Чистоговорки на ч
Ач-ач-ач — подарил мне папа мяч.
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ачка-ачка-ачка – у ребенка тачка.
Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.
Ич-ич-ич — из песка пекут кулич.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ичка-ичка-ичка – у малыша птичка.
Очка-очка-очка – у фермера бочка.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
Оч-оч-оч — я хочу помочь.
Учка-учка-учка – у школьника ручка.
Уч-уч-уч — в небе много туч.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Ча- ча- ча – горит в комнате свеча.
Час-час-час – детвора пустилась в пляс.
Ча-ча-ча – была Таня у врача.
Ча-ча-ча – дай мне калача.
Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Ча-ча-ча – слишком много кирпича.
Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча.
Ча-ча-ча, сидит — чукча у врача.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — всем так полезна алыча.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — на столе горит свеча.
Че-че-че – фитиль яркий на свече.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чи-чи-чи – не найду никак ключи.
Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи.
Чи-чи-чи — нужны для стройки кирпичи.
Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.
Чи-чи-чи – пышат в печке калачи.
Чи-чи-чи – я нашел в траве ключи.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи — сварили сок из алычи.
Чи-чи-чи-чи — пламя сдую у свечи.
Чок-чок – ждет добычу паучок.
Чок-чок – за печкой паучок.
Чок-чок – ткет паутину паучок.
Чок-чок-чок — вдруг упала на бочок.
Чом-чом-чом – я открою дверь ключом.
Чо-чо-чо – от свечи мне горячо.
Чо-чо-чо — ох, как на солнце горячо!
Чо-чо-чо, чо-чо-чо — подставляй свое плечо.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо.
Чу-чу-чу — быстро всех домчу.
Чу-чу-чу — в самолете я лечу.
Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чу-чу-чу — зуб лечить я не хочу.
Чу-чу-чу — на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.
Чу-чу-чу — стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу – я домой попасть хочу.
Чу-чу-чу — я колесами стучу.
Чу-чу-чу – я построить душ хочу.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — коли так, пойду к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — посадили алычу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — собираем алычу.
Чу-чу-чу-чу — я подую на свечу.
Стихи для развития речи
Проводя такие занятия самостоятельно, важно помнить, что чадо должно воспринимать все задания как интересную игру. Категорически не следует заставлять его делать упражнения через силу, такая тактика не приведет к ожидаемому результату
Только через вовлеченность в процесс дети могут достичь успехов в артикуляции, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы покривляться вместе с малышом перед зеркалом и на пару повторять веселые логопедические стихи.
***
Валенки В магазине Валеньке Покупают валенки. Маленькие валенки До чего ж милы! Но надела валенки Маленькая Валенька – Оказались валенки На нее малы!
***
Кузнечик Расскажи, сестра Маринка, Что стрекочет у тропинки? Кто заводит разговорчик? Может, затрещал моторчик? Может, трактор у букашек – Они в травах поле пашут? Может, стража у находки – Страшный жук шумит трещоткой? Может… – Милый человечек, Так скрипит крылом кузнечик..!
***
Спор Спорил с полем старый бор: «Разве гордость – ширь, простор? Грибов море, ягод горсти – Торопитесь, люди, в гости!» Проворчало горько поле: «Говор трав утихнет вскоре. Снег запорошит просторы – У зимы свои узоры. Вот ручьев проснется хор – Мы весной продолжим спор.»
***
Пропажа – Кра! – кричит ворона. – Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Грош украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! – Стой, ворона, не кричи. Не кричи ты, помолчи. Жить не можешь без обмана – У тебя ведь нет кармана. – Как?! – Подпрыгнула ворона, И моргнула удивлённо: – Что ж вы раньше не сказали?! Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!
***
Рычание львенка Львенок учится рычать, Очень хочет «Рррр!» сказать. Мордочку свою задрав, Хочет «Рррр!», выходит «Мяв!» Как он стать львом грозным сможет? Мы с тобой ему поможем! Трактор – синий богатырь – Как мотор заводит? – Тррр! Молния сверкает! Гром! Мы его не пустим в дом – Крыша прочная! Нет дыр! Пусть себе ворчит: – Гррр! Грррр! Берег речки. Гладь воды. Слышно катер: «Ды-ды-ды». Вот подходит пассажир – Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!» Львенок маленький старался, Львенок долго упражнялся. Он, как папа, на весь мир Скажет громко, звонко: «Ррррр!»
***
Ёж Дедушка Ежок, Не ходи на бережок: Там растаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!
В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений
Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.
Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные
Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно