Волшебные игрушки или что такое материалы монтессори

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Современные методики развития детей дошкольного возраста

Если любая методика раннего развития детей до трех лет включала в себя в основном знакомство с миром, прорабатывание базовых навыков и умений, то развивающие методики для дошкольников имеют более конкретные задачи. Такие как: подготовка ребенка к письму, обучение чтению, изучение иностранных языков, развитие навыков общения, чтобы он был частью социума и так далее.

Стоит отметить, что современные методики обучения дошкольников включают в себя не только целостные системы конкретных авторов, но и занятия по сборникам с заданиями, тестами, которые ребенок прорешивает сам или с помощью родителя и педагога. Это больше приближает малыша к тому, что ждет его в школе, ведь он, как большой, получает задание, а после — оценку за его выполнение. Такой формат очень подходит тем, кому сложно найти время на развивающие методики для детей 3 лет и старше.

Методика Никитиных

Семья русских педагогов разработала свою методику, в основу которой заложено как физическое, так и умственное развитие детей. Спортивный настрой, проявление активности и энергичности явно в большей степени поддерживается в ребенке, который воспитывается по методу Никитиных. Интеллект и логику тренируют с помощью авторских головоломок, а вот творчеству и мелкой моторике при таком подходе особого внимания не уделяется.

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович — автор пособий «Сказочные лабиринты игры», которые включают в себя задания для детей разного возраста. Основа взаимодействия педагога или родителя и ребенка происходит на основе готового сюжета игры-сказки с красочными иллюстрациями, оттого занятия очень нравятся маленьким ученикам. 

Как и другие обучающие методики развития детей, данный подход требует дополнительных пособий и дидактических материалов от автора.

Вальдорфская школа

Система обучения Рудольфа Штейнера, популярная среди развивающих методик для детей дошкольного возраста, носит название Вальдорфской школы. Если очень кратко описывать ее суть, то всё сводится к нравственному и творческому обучению, что заметно отличает данный подход от основных методик развития детей, стремящихся скорее научить их читать и писать.

Здесь будут ценить в первую очередь личность и индивидуальность, стараясь ее всячески раскрыть, не равняя всех под одну гребенку. Развивающие методики для детей такого плана подходят далеко не всем, потому что имеют свои явные недостатки. Да, ребёнок будет всецело развит творчески, но не сможет справиться с другими жизненными моментами за пределами такой школы, которые потребуют от него базовых знаний и умений. 

Воспитание детей — процесс сложный, многогранный, но интересный. Видимо поэтому существует огромное множество авторских подходов.

Как выбрать методику раннего развития среди множества вариантов и не ошибиться? Смотрите на своего ребёнка, его сильные стороны, потребности, не ломайте его. Обязательно пробуйте разные техники от банальных и очевидных до тех, что требуют специальной среды и материалов для занятий. Помните, что даже самим авторам методик развития не всё удалось воплотить в жизнь на своих детях и получить желаемый результат, а значит, идеальных схем нет. 

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.

Монтессори-материал

Часть Монтессори-материала вы могли видеть уже выше в разделе Монтессори-среда.

Дидактический материал Монтессори создавался не на пустом месте, частично это наработки уже известного на протяжении 200 лет «Даров Фребеля» (Фребель — немецкий педагог, основатель первого детского сада в 1836 году), частично это методики Сегена и Итара. Монтессори дорабатывает их материал, а также создает свой собственный.

Материал выполняется преимущественно из дерева и других природных материалов. На каждую группу выделяется по одному-два экземпляра каждого вида Монтессори-материала, что может вызывать у детей некое негодование. Детям не разрешается мешать другому ребенку, который уже действует с набором, и поэтому приходиться ждать, когда он освободиться (но ребенок как правило не ждет, а берет другой набор). По завершению действий с набором, ребенок должен самостоятельно сложить его и отнести на полку, лишь после этого набор доступен другим детям. Так Монтессори-среда вырабатывает в детях терпение, дисциплину и чувство личных границ других людей.

Особенность Монтессори-материала — это заложенная функция контроля при действиях с инструментом, когда ребенок сам видит свои ошибки. Это важный элемент в данной системе. Например, Блок с цилиндрами. Если ребенок неправильно расположит цилиндры местами, то некоторые будут слишком глубоко в отверстии, а некоторые будут возвышать над уровнем границы.

Принцип Монтессори-материалов частично можно перенести в домашние условия на многие предметы обихода (но в них не будет функции контроля): банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, различные дары природы (камешки, песок, желуди), продукты (крупы, макароны, бобы) и так далее. Все это доступно ребенку дома, при должном подходе родителей.

Стоит также учитывать, что в Монтессори-среде весь материал располагается на стеллажах и комодах открытого типа, не выше уровня глаз ребенка, чтобы он мог спокойно и в любое время подходить и брать его.

Игры по методике Марии Монтессори — упражнения с жидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме

Важно в процессе игры ничего не пролить

Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан

Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.

Упражнения с жидкостью

Как я разделила квартиру на зоны

Мне удалось правильно организовать пространство квартиры для развития ребёнка до года. И это оказалось проще, чем я думала: удобно пользоваться и поддерживать порядок. Когда-то вся развивающая среда для ребёнка в нашей квартире была представлена ковром перед большим зеркалом шкафа и купленными развивающими игрушками.

Раньше мне казалось, что Монтессори — это специальные игрушки и развивающие упражнения

В детской убрали всё лишнее. Поменяли шторы и карниз, приступили к зонированию. В зону для игр и активных занятий мы поставили:

  • стеллаж,
  • подносы для игрушек, с которыми дочка играет сейчас,
  • и закрытую коробку для остальных,
  • две рамки, в которых будем менять картины,
  • колонку для музыки,
  • зеркало 90*90 с перекладиной,
  • книжки.

Вот так выглядит наша зона движения сейчас

Ещё дополним треугольником Пиклер и организуем зону для чтения. Это будут отдельные полки для книг и либо удобное кресло, либо столик со стульчиком, чтобы трансформировать также в зону для творчества. Пока пополняем запасы согласно возрасту и интересам малыша.

Раньше дочь спала в обычной детской кроватке с бортиками в комнате родителей. Теперь постепенно привыкает ночевать в своей детской без мамы и папы. Сделали для Евы напольную кроватку из стандартной от IKEA — просто отпилили ножки. Позже купим кровать побольше, в виде домика.

В напольной кроватке малышка спит днём — привыкает делать это без родителей. Ночует у нас в комнате, в обычной кроватке с бортиками. Матрас мигрирует между комнатами вместе с ребёнком, поэтому на фото его нет

Для зоны кормления оказалась кстати подставка для ног к креслу. Купили растущий стульчик Tripp Trapp и набор посуды с салфеткой-трафаретом, чтобы ребёнок сам ставил предметы на контуры посуды. Думаю, что купим и облегчённый стульчик со столиком. Будем пробовать, что больше подойдёт.

Привыкаем к стульчику Tripp Trapp, который «растёт» вместе с ребёнком

Хотим купить отдельный открытый шкафчик для вещей, который будет удобен по размеру для Евы. Но конкретный вариант ещё пока выбираем. Тут же поставим маленький стульчик, чтобы ей было удобно переодеваться.

Чтение и письмо

М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.

Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.

Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:

Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.

Кинетический песок или сенсорные коробочки

В некоторых Монтессори-садах используют сенсорные коробочки. Однако такие коробочки не являются классическим Монтессори-материалом. Обычно составляющими бывают песок, мягкая крупа, природные материалы. Дети очень любят заниматься с такими материалами. Они способствуют сенсорному развитию, развитию моторики, снимают эмоциональное напряжение. В тёплое время года сенсорные коробочки могут полностью заменить игры в песочнице.

Зимой же вы можете наполнить коробку крупой или песком (мы используем кинестетический песок). Старшие дети очень любят формировать коробочки по темам: например, морское дно, ферма или пустыня. Дети долгое время проводят с подобными коробочками, иногда организуя и сюжетную игру с фигурками, дополняющими коробочку.

Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет

Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.

Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.

конструирование. Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать;

собирание пазлов. В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2 — 4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру;

сортирование

Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.

Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.

Ограничения метода Монтессори

В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей

Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план

Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.

Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.

Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку

Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.

Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.

Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.

В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.

Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Игры Монтессори направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются не только для маленьких детей, но и для подготовительных групп детского сада и учащихся начальных классов. Для малышей младшего и среднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку «Колобок», в которой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.

Развитие последовательности действий

Уникальность системы Монтессори

Уникальность методики состоит в том, что для учеников создают комфортную среду, в которой они чувствовали бы себя главными. Мария Монтессори утверждала, что родитель и взрослый во время воспитания должен занять позицию внимательного и понимающего человека, а не стремиться к тому, чтобы стать воспитателем, постоянно корректирующим действия.

Ни в одной другой методике ученикам не отводится главенствующая роль, а всем процессом обучения управляют взрослые. Вывод Марии был основан на утверждении, согласно которому полноценное саморазвитие является следствием свободы действий. Также она считала, что ребенка не нужно исправлять каждый раз, когда он ошибается. Это необходимо, чтобы он мог самостоятельно понять, что он делает не так. Помощь оказывается только в том случае, когда воспитанники сами просят об этом.

Важно! Если в традиционной педагогике воспитатель дает уже готовые знания, то при обучении по методике Монтессори воспитанники сами добывают знания, так как находятся в развивающей среде. Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт

Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент

Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт. Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент.

Существует всего 3 общеизвестных системы воспитания, похожие на методику Монтессори. Они направлены на развитие самостоятельности детей и подразумевают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности

Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.

Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.

Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце

На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития

Создание развивающей среды

Одним из ведущих открытий итальянского психолога стало появление Монтессори-материалов. Они были важнейшим элементом для особой «среды», в которой ребенок чувствовал себя свободным творцом. Эти материалы представляют собой органичный сплав дидактических пособий и развивающих игр.

Не все из них сохранили первозданный вид, который был разработан самой Монтессори, их столетняя история наложила определенный отпечаток на внешность, своеобразный дизайн, но не на содержание. Для их изготовления используют яркие краски и натуральные материалы.

Поэтому их стоимость значительно превышает цену обычных игрушек, которые можно найти в любом магазине детских товаров. На стоимость материалов влияет и то, что конструкция некоторых из них представляет из себя достаточно сложную систему, что вызывает дополнительные затраты при изготовлении.

Материалы для развития по Монтессори сделаны таким образом, чтобы дети постоянно думали с ними и над ними. Развитие ребенка проходит сугубо индивидуально и под руководством собственной пытливости и самостоятельности. Взрослым хорошо известно, что то, чему ребенок научился самостоятельно, доставляет ему особую радость, заставляет искать новые варианты решения.

Монтессори удачно воспользовалась этой детской особенностью, поэтому при игре с материалами дети проявляют чудеса изобретательности, сосредоточенности, памяти и логического мышления.

Мелкая моторика у детей находится в постоянном движении. Пальцы бесконечно ищут и нащупывают ответ на вопрос «что с этим делать?». Это очень важный момент в методике Монтессори.

Ребенок вынужден постоянно сопоставлять, а затем упорядочивать новые знания. Движение, которое развивает разум ребенка, заставляет его искать новые пути к достижению цели.

Во время занятий с игрушками Монтессори ребенок органично соединяет свои внутренние чувства и многочисленные впечатления. Руки, ноги, глаза выступают в единстве, что рождает движения, близкие к совершенству. Ребенок познает свое собственное тело.

Предметы до года для развития движений

С самого рождения важно оборудовать комнату так, чтобы ребёнок мог свободно двигаться. В этом поможет матрас для двигательной активности, расстеленный на полу, низко подвешенное зеркало, а к концу первого года – перекладина около зеркала для того, чтобы он мог вставать и ходить

Ребёнок обладает естественным стремлением к движению. Возможность постоянно свободно двигаться поможет ему не только научиться определённым навыкам (держать головку, переворачиваться, ползать, садиться, вставать), но и обеспечит основу для развития практически всех дальнейших умений.

Так может выглядеть развивающее пространство ребёнка до года — до игрушек легко дотянуться и их немного

Что потребуется для развития движений:

  • Матрас для двигательной активности. Это небольшой матрасик, расстеленный прямо на полу, где малыш будет проводить большую часть дня, учась переворачиваться, поднимать головку, вставать на колени.
  • Свести к минимуму пребывание в колясках, шезлонгах и других приспособлениях, ограничивающих активность.
  • Не мешать естественному ходу событий: раньше времени не сажать, не ставить на ножки, не заставлять ходить за ручку. Однако помните, что вы можете проделывать некоторые упражнения в виде гимнастики, они не навредят.
  • Когда ребёнок будет готов, понадобится обеспечить надёжную опору для возможности встать. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене или домашняя мебель, которую он не сможет сдвинуть, опираясь на неё.

Самым значимым для развития до года выступает установление и поддержание эмоционального контакта с мамой (или заменяющим маму по каким-либо причинам взрослым). Если такого контакта нет, никакие игрушки не помогут ребёнку гармонично развиваться. Поэтому будьте со своим малышом, получайте удовольствие от общения с ним, улыбайтесь, разговаривайте, чаще держите на руках. Помните, что так он уже получает всё самое необходимое в свой первый год от эмоциональной близости с вами, даже без развивающих игрушек.

Фото предоставлены автором и Юлией Воробьёвой

Результаты и планы

Так приятно осознавать, что я своими руками создаю среду для развития своего ребёнка ещё до года. Не приглашённый специалист, а я сама со знанием дела. Чувствую удовлетворение, гордость и трепет от того, как изменилась жизнь в нашей семье. Чем глубже погружаюсь в процесс, тем больше он захватывает. Особенно когда представляю, как мой ребёнок будет прекрасно и продуктивно расти в организованной среде моими руками.

На будущее я знаю, что дети в раннем возрасте могут самостоятельно кушать, пользоваться горшком, одеваться и поддерживать порядок

Важно им это показывать, предлагать и правильно организовывать пространство. Осталось подождать, когда малышка чуть-чуть подрастёт, и я всему её научу

Что ещё изменилось за время курса:

  • Я научилась правильно организовывать время ребёнка.
  • Выработала новый подход к выбору игрушек и процессу одевания.
  • Стала общаться с ребёнком иначе — стараюсь говорить медленно, с расстановкой, не проецируя на малышку общение со взрослыми.
  • Больше времени посвящаю наблюдению за дочкой.
  • Лучше понимаю её потребности и больше уважаю интересы: ведь ребёнок — это личность.
  • Перестала тратить деньги на бесполезные для ребёнка вещи и направила их в нужное русло.

Этот курс нужно проходить до появления ребёнка, чтобы сразу подготовить правильную среду, а не переделывать готовое и не продавать потом те вещи, которые не подошли. Но это наш первый ребёнок, и до его рождения мы обо всём этом и не подозревали. Я очень рада, что хотя бы в рамках первых 6 месяцев нашла этот курс.

То, что рассказали педагоги — крайне полезная информация, чтобы с самого рождения развивать и воспитывать малыша правильно, не упускать драгоценного времени. Мы смогли переделать среду из не совсем правильной в почти правильную и намерены продолжать.

Я получила полезные знания, которые буду расширять с помощью книг. Пересмотрю видеоуроки, повторю главное и продолжу в том же духе. Уверена, что у нас с Евой всё получится!

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector