Почему дети врут и что с этим делать: рекомендации психолога

Что делать, чтобы ребенок не врал и полностью вам доверял

Если вы хотите выстроить здоровые, доверительные отношения с ребенком, очень важно, чтобы он понял, что вы всегда будете рядом, обязательно поможете. Чтобы он не сделал, в какое бы сложное положение не попал, вы окажете помощь, разберетесь, защитите и выручите из любой ситуации.

Если родитель хочет стать лучшим другом, он никогда не услышит от своего ребенка ложь. Если вы хотите стать таким другом, то воспитайте в себе несколько качеств:

  • Спокойствие. Никогда не выходите из себя, особенно в присутствие посторонних, потому что это вызовет страх.
  • Общение на равных. Ребенка нельзя унижать и командовать. Задумайтесь о том, что мир вокруг ребенка и так сложен, и именно в вас должна быть его опора.
  • Внимательность. В том случае, если наступила спорная ситуация и нельзя определить, кто говорит неправду, будьте внимательны, продумайте обстоятельства и тогда принимайте правильное решение. Если правого определить не удалось, примите нейтралитет, озвучьте, что не будите никого ни наказывать, ни оправдывать.

Оцените своего ребенка за честность. Покажите ему, насколько вы рады, что услышали правду, даже если она и не в полной мере соответствует вашим ожиданиям.

Ребенок лжет. А родители?..

Многие взрослые требуют от детей кристальной честности, а сами при этом не могут похвастать подобным безупречным поведением. Ведь согласитесь, в нашей, «взрослой» жизни ложь часто бывает единственным или самым легким выходом из разных ситуаций. Тут недосказали, там промолчали, тут приукрасили свои заслуги, там преуменьшили свою вину…. Часто свидетелем подобных ухищрений становится подрастающий ребенок, и естественно, берет с родителей пример.

Невозможно контролировать поведение сына или дочери постоянно, ведь кроме дома у ребенка есть детский сад или школа, компания друзей, кружки или секции. Родители могут подать пример честного общения с ребенком, только тогда они смогут рассчитывать на взаимную откровенность. Возможно, вне семьи дети будут продолжать говорить неправду, однако о своих заботах они смогут честно и безбоязненно общаться с родителями. А это уже немало.

Со своей стороны взрослые должны обеспечить безусловное принятие и понимание своему ребенку, даже если он сообщает некую шокирующую новость о своей жизни или делится действительно серьезными проблемами. Это ваш ребенок, и вы всегда на его стороне, что бы ни случилось. Конечно, это относится к детям подросткового возраста и старше, но основу базового доверия и честности внутри семьи необходимо создавать с рождения малыша.

Что делать родителям, если ребенок обманывает>

Ещё раз повторим: когда мы наказываем детей за ложь, они продолжают обманывать, в надежде избежать любого наказания в будущем. Следующие советы помогут вам наладить такой климат в семье, в котором детям будет несложно сказать правду. Но наберитесь терпения, изменения потребуют времени.

Старайтесь не пугать ребенка своими эмоциональными реакциями на его действия, обидными словами, криком, угрозами и наказаниями. Такие реакции не учат детей, не сближают вас с ними. Они помогают вам «выпустить пар», но вселяют страх в вашего ребёнка.
Делайте акцент не на обвинении ребёнка в произошедшем, а на совместном поиске выхода из сложившейся ситуации. Спросите ребёнка: «Что мы можем сделать сейчас, чтобы устранить последствия?» Вместо того, чтобы злиться и обвинять думайте вместе, что можно сделать сейчас.
Когда мы задаем вопросы, на которые уже знаем ответ, мы сами подталкиваем своего ребёнка к тому, чтобы он соврал в надежде, что вы от него отстанете. Вместо этого, подчеркните в своём вопросе пути решения этой ситуации. Например: «Я вижу, тут всё ещё на полу лежит куча твоих вещей, тебе помочь их убрать или справишься сама?» или «Ты хочешь убрать свою одежду сейчас или когда закончишь обедать?». Такие вопросы позволяют ребёнку включиться в активное обсуждение и «сохранить лицо», предотвращают с ним «борьбу за власть»

Вы помогаете ему сосредотачивать внимание на плане действий и на том, что нужно сделать, вместо того, чтобы заготавливать оправдание или что-то придумывать.
Не старайтесь словить ребёнка на обмане, не обрушивайтесь на него с обвинениями: «Зачем ты мне врёшь? Я вырастила обманщика! Говори мне правду!». Вместо этого постарайтесь посмотреть в корень проблемы и понять, почему ваш ребёнок не может сказать вам правду в этой ситуации

Скажите так: «То, что ты рассказываешь, звучит не очень правдоподобно. Мне кажется, ты просто почему-то не можешь мне сказать, как было на самом деле. Может быть, ты боишься чего-то? Давай поговорим об этом и вместе обсудим ситуацию. Всегда лучше сказать правду, как есть».
Говорите не угрожающим, а располагающим тоном. Заверьте ребёнка, что не будете ругать или наказывать его за правду, какая бы она ни была. В будущем ребёнок будет помнить этот опыт и скорее поделиться с вами, потому что будет знать — с вами безопасно поделиться тем, что произошло.
Часто бывает так, что ребёнок сначала говорит неправду, а потом исправляется и признаётся. И родители вместо того, чтобы похвалить ребёнка за мужество сказать правду и его признание, продолжают ругать его за то, что вначале он их всё-таки обманул. Он исправился, сделал шаг в правильном направлении, а акцент родители делают всё равно на том, что вначале он сказал неправду. Ребёнок получает урок: «Признавайся или не признавайся — лучше не станет». Чтобы такие выводы ребёнок не делал, а понимал, что его признание принесёт большую пользу и приведёт к конструктивному обсуждению, нужно обязательно отмечать искренность ребёнка, хвалить его честность.
Родители также могут настроить детей на то, чтобы они рассказывали правду, напоминая им, что они не ожидают совершенства. Родители могли бы сказать: «Я собираюсь задать тебе вопрос и, может быть, ты собираешься сказать мне то, чего я не хочу слышать. Но помни, все люди ошибаются и я тебя не буду осуждать, а поддержу>». Предоставление детям возможности задуматься над этим, может привести к тому, что они скажут правду.>
Говорите, что вы любите ребёнка просто так, несмотря ни на что, даже если у него происходят неприятности и он ошибается. Убедитесь, что ваш ребёнок точно знает: несмотря на его проступки, ошибки или плохое поведение, вы никогда не будет любить его меньше. Это помогает ребёнку чувствовать себя в безопасности и больше открываться вам.
Помните, что наши дети учатся у нас. Бывает, что мы и сами обманываем детей по мелочам и считаем, что это ничего страшного. Например, говорим ребёнку: «Если ты сейчас быстро соберёшься гулять, я куплю тебе мороженое». А потом оказывается, что мы не взяли деньги, или передумали. Следите за тем, чтобы всегда говорить правду в присутствии ребёнка (и не только), и держите своё слово.
Даже если вы несколько раз поймали ребёнка на обмане, никогда не называйте его лжецом или обманщиком. Они не имеют педагогического смысла, а только усложняют ситуацию. Ребёнок рано или поздно смиряется с такими ярлыками и начинает себя чувствовать именно тем, кем вы его называете. Тем более не делайте этого в присутствии посторонних. Это очень унизительно и значительно осложнит ваши отношения. Старайтесь сложные ситуации решать внутри семьи и помогите ребёнку сохранить лицо перед другими взрослыми и его друзьями. Это поможет ему скорее измениться.

Поймали ребенка на лжи — не устраивайте скандал

Способность к вранью проявляется у ребенка одновременно с умением правильно и связно говорить, к 3-м — 4-м годам. При этом следует помнить, в этом возрасте ложь малыша связана с проверкой границ дозволенного и познанием окружающего мира. В дошкольном и подростковом возрасте дети прибегают к неправде осознанно, если хотят выделиться на фоне одноклассников, избежать насмешек со стороны сверстников, уйти от заслуженной кары. Если подростка поймали на лжи, прежде всего, следует сохранять спокойствие духа. Необходимо понять, какие причины и обстоятельства им двигали, какие страхи и проблемы он испытывает. Не торопитесь с наказанием, проведите ревизию своих отношений с отпрыском.

  • Доверительные отношения с ребенком — залог успеха и самый эффективный путь для исправления ситуации. Здесь поможет введение практики бесед и активного слушания.
  • Если подросток не хочет делиться личными секретами, уважайте его выбор, не давите. Придет время, он это оценит и, возможно, поделится своими секретами.
  • Не провоцируйте ложь вопросами с заранее известными ответами, например: «Ты подготовил реферат?», «Ты закончил домашнюю работу?». Подросток начнет выкручиваться, что почти все сделал, или еще есть время для этого, или просто соврет. Замените такие вопросы фразами, начиная их словами «Я заметила…» и предложите помощь. Скажите: «Я заметила, что ты не окончил реферат. Тебе помочь?»
  • Снизьте гиперопеку ребенка. Тотальный контроль может привести к утаиванию от родителей реальной картины жизни, дабы избежать разбирательств и обвинений со стороны взрослых. Установите для каждого действия правила, которые должны соблюдать все члены семьи. Если подросток, например, задерживается и не успевает вернуться к определенному часу, то установите правило — обязательно звонить домой. Никто не выполнит домашние обязанности, если ребенок, на которого они возложены, поленился или не нашел время. Не жалейте его, иначе он придумает тысячу причин для отказа от работы, зная, что его заменят. Зная строгость установленных правил, отпрыску не придется прибегать ко лжи, ведь это не поможет. Естественно, это не касается случая недомогания или болезни.
  • Низкая самооценка ребенка также может быть причиной лжи. Объясните, что любовь родителей к нему является безусловной, не зависящей от его достижений и успехов. И примите меры для повышения его самооценки. Подростковый возраст лучше переживается при наличии увлечений и хобби.
  • Сами не лицемерьте и не лгите дома, постарайтесь подавать личный пример правдивости. Помните, ребенок копирует образ жизни родителей. И если уж он стал свидетелем неправды из ваших уст, то объясните, почему в данном случае говорите неправду.

Как вести себя взрослым, если у ребенка истерика

Если ребенок не слушается, топает ногами и громко кричит, в первую очередь нужно немножко отстраниться и проанализировать, что именно с ним происходит. Лишь после выяснения причины плохого поведения следует приступать к его исправлению.

Нужно понимать и родителям, что воспитывать маленького члена общества нужно не с шести лет, а с момента, когда он начинает изучать и познавать окружающий мир — в год или раньше. Если в раннего детства дать малышу понять, что крики вызывают у родителей только негативные эмоции и влекут за собой наказание или полное игнорирование, то и прибегать к ним он будет достаточно редко или не будет никогда.

Но даже если воспитание началось с опозданием, можно исправить даже самую плачевную ситуацию. Главное — набраться терпения.

Первое, что нужно понять: ребенок никогда не будет устраивать истерику перед тем членом семьи, который проигнорирует такое поведение. Можно даже оставлять его одного в тот момент, когда тот начинает плакать и кричать без видимой на то причины. А самое главное — после того, как малыш успокоится, следует провести с ним беседу о том, как нужно правильно себя вести. В такой беседе обязательно нужно объяснить, что криками невозможно добиться желаемого, в таком возрасте уже требуется правильно выражать свои желания. Не стоит бояться, что ребенок вас не поймет, к такому возрасту дети уже готовы к продуктивному диалогу. Обязательно после того, как советы будут приняты и ребенок выразит послушание, нужно поощрить его: похвалить, сказать, что вы им гордитесь и рады за него.

Обязательным правилом в таком воспитании является солидарность обоих родителей, так как дети очень остро чувствуют слабого члена семьи, который все равно отреагирует на истерику.

Если чадо не слушается, игнорирует просьбы и указания по причине усталости или плохого самочувствия, не стоит настаивать. Лучше перенести выполнение определенных действий на другое время. При этом надо четко дать понять, что поблажки он получает не по причине громкого плача, а потому что мама решила в данный момент дать ему отдохнуть. Но не стоит включать в отдых игру на компьютере или просмотр мультфильмов, это может привести к абсолютно противоположному результату. Лучше уложить малыша в кровать, дать ему время полежать или поспать.

Очень часто влияние на реакцию родителей оказывает социальное окружение. Так, например, в общественном месте мама принимает решение дать ему то, что он хочет, чтобы не беспокоить окружающих, вместо того, чтобы проигнорировать истерическое поведение ребенка. Это в корне неправильно. Следует понимать, что стоит только один раз допустить такую оплошность, мотивируя тем, что окружающие будут смотреть на такую маму как на изверга, который издевается над маленьким ребенком, — и всегда при скоплении народа у дитя будет начинаться истерика и острая необходимость в чем-то совсем незначительном.

Очень важно придерживаться в своем поведении одной системы. Нельзя сегодня отреагировать на слезы уходом в другую комнату, а уже завтра в такой же ситуации начать кричать в ответ. Это вообще выбьет ребенка из привычной колеи, заставит его и дальше искать пути воздействия на взрослого, испытывать, чего еще можно добиться

Как правило, в доме должны быть устои, принятые всеми членами семьи, в которых будет четко оговорена схема поведения в том или ином случае. Тогда, если ребенок не слушается, всем будет проще вести себя именно так, как нужно

Это вообще выбьет ребенка из привычной колеи, заставит его и дальше искать пути воздействия на взрослого, испытывать, чего еще можно добиться. Как правило, в доме должны быть устои, принятые всеми членами семьи, в которых будет четко оговорена схема поведения в том или ином случае. Тогда, если ребенок не слушается, всем будет проще вести себя именно так, как нужно.

Почему дети воруют?

Психологический аспект: почему дети воруют у родителей деньги? Причин много и большинство из них с точки зрения детского самосознания вполне оправданы:

Ребенок способен украсть из добрых побуждений. Он хочет сделать подарок близкому человеку или другу, а возможностей совершить покупку самостоятельно у него нет. Желание порадовать близких пересиливает понимание совершить нехороший поступок. В детском возрасте моральные устои слабые, а желания довольно сильные.
Когда возникает непреодолимое желание что-то получить и с ним невозможно бороться. Хочется шоколадку — положил ее в карман, нужна игрушка, потихоньку спрятал под свитер и так далее. Малыш может купить нужную (казалось бы) ему вещь, если он заранее продумал ситуацию и взял деньги у родителей «взаймы». Когда ребенок ворует в магазине, советы психолога объясняют такое поведение невозможностью контроля свои желания. Понимание неправильного поведения уже есть, а контроль за ним отсутствует. Он формируется полностью к 20-ти годам, тогда и возникают серьезные проблемы с подростками.
Желание получить знаковую вещь. Это может быть то, что есть у сверстников, играющих не последнюю роль в детском коллективе. Например, айфон или наушники, стильная одежда. Обычно так поступают подростки, у которых самооценка занижена. Он не понимает, что новая вещь не даст ему никаких преимуществ. Ребенок считает, что если у него в карманах «водятся» деньги, то это повышает его авторитет. Вокруг него собирается группа ребят, которые готовы воспользоваться возможностью получить наличные
Но нужно понимать, что это не друзья, а авторитет не покупается, а зарабатывается соответствующим поведением.

Возможность привлечь внимание к собственной персоне

При отсутствии внимания и понимания родителей и близких чадо может попытаться вернуть их расположение столь неблаговидным методом
Ему неважно, что реакции на поступок будет отрицательной. Главное, чтобы она была

Родителям достаточно пересмотреть свое отношение и побеседовать с дочкой или сыном, чтобы изменить ситуацию

Ребенок пошел на этот шаг, чтобы привлечь внимание. Кража может быть разовой, если положение в семье изменится.
Отсутствие понимания ценности денег и той роли, которую они выполняют

Дети не всегда знают, какой ценой и с какими усилиями зарабатываются деньги и разговоры тут не помогут. Нужно ограничить траты дочери или сына или предложить им подработать в свободное время, чтобы они затратили усилия и пришло осознание, что деньги «не сыплются с неба».
Подражание друзьям. В компании сверстников ребенку хочется выглядеть «на высоте» и он подчиняется законам стаи. Если воруют остальные, то почему не попробовать и мне? Его поведение основывается на постулатах:

  • так поступают мои друзья, которых я уважаю;
  • я знаю, что ответственность за совершенное поделят между мной и остальными;
  • я смелый и друзья не ошибаются в моей преданности.

Кража иногда используется как вариант мести. Чтобы наказать сверстника, который нанес серьезную обиду, его нужно лишить его ценной вещи, которой он особенно дорожит.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы.

Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование.

«Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание. Прием 1. Прием 1

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Что делать, и как отучить ребенка врать

Первые попытки лжи у ребенка тяжело назвать враньем в чистом виде. Малыш говорит то, что хочет видеть, а не пытается обмануть родителей. Включается детское мышление: если он опишет ситуацию как он хочет её видеть, то такой она и станет.

В малом возрасте вранье неосознанно

На следующем этапе жизни он понимает, что это так не работает. Если ребенок 8 лет врет, будь то девочка или мальчик, что делать его родителям? В семь-восемь лет дети прибегают ко лжи, чтобы упростить себе жизнь, для них это способ закрыть проблему, особо при этом не заморачиваясь. Малыш не хочет конфликтов, не знает, как их решать и как лучше поступить, поэтому прибегает ко лжи, может даже начать воровать.

Психологи советуют родителям:

  • не паниковать из-за вранья детей, ведь это социальная технология.
  • не фиксироваться на факте вранья, а воспринимать это как этап развития личности.

К сведению! Стоит отодвинуть в сторону факт лжи и отреагировать на то, что есть на самом деле.

Возрастные особенности детской лжи

Часто дети прибегают к вранью, чтобы избежать возможного наказания, однако до 3 лет малышу незачем врать по нескольким причинам:

  • Ему еще незнакомо понятие «ложь».
  • Постоянно находится рядом с матерью, считает себя с ней единым целым, и ему нечего скрывать от нее.
  • Ложь призвана скрывать информацию и эмоции. Общение в раннем возрасте происходит, опираясь на эмоции, которые они плохо скрывают, поэтому и врать они не могут.

Не всегда стоит ругать за вранье

Начиная с 4 лет, дети осваивают механизм работы лжи и могут прибегнуть к ней:

  • Во избежание наказания.
  • Для защиты интересов близких или уважаемых людей.
  • Приписывание себе и другим людям несвойственных качеств, чтобы рассказать о несуществующих случаях из жизни.
  • Развитая фантазия приводит к формированию различных образов, которые связаны с реальностью и неотделимы от нее для ребенка.

Возможные причины детской неправды

Чаще всего дети прибегают ко лжи, чтобы избежать стресса, однако бывают и следующие причины:

  • избежание наказания;
  • привлечение внимания;
  • избегание стрессовых ситуаций;
  • перенимание примера с окружающих;
  • наличие проблем, требующих решения.

Вранье может быть всего лишь привлечением внимания

Дети младше 7 лет часто фантазируют различные истории, выдавая их за правду. Это не ложь, просто они еще не умеют четко разграничивать реальность от вымысла. Такие истории не несут вреда, а свидетельствуют о богатом воображении.

К сведению! Чаще всего дети лгут не из плохих соображений. Они пытаются приспособиться к окружающим их условиям.

Подражание взрослым

Дети очень наблюдательны. Если ребенок постоянно видит, как лгут его родители, он начинает перенимать такую манеру поведения. Часто родители самостоятельно учат лгать, прося утаить что-то или сказать неправду педагогу или воспитателю. Это может привести к тому, что он так же будет обращаться с родителями и близкими.

Поступки родителей могут сформировать у детей двойственные стандарты о вранье. Они видят, как мама в телефонном разговоре говорит об опоздании, а сама еще даже не начинала собираться. Или отец приукрашивает свою последнюю рыбалку, преувеличивая свой улов. В таком случае формируется установка, что лгать иногда можно.

Строгость воспитания

Если ребенка воспитывают в строгости, его протест может проявиться в виде лжи.

К сведению! Таким образом он пытается противостоять контролю и давлению со стороны взрослых. На вопросы родителей о бытовых действиях, например, чистка зубов — отвечает ложью. Этим он расширяет свои личные границы, показывая, что это его территория, и не стоит сюда заходить.

Недостаток внимания

Часто родители большую часть времени уделяют работе, чтобы обеспечить чадо всем необходимым. Однако в такой ситуации ему не хватает самого главного — внимания со стороны родителей. Он начинает сочинять различные истории и небылицы, иногда может дойти до воровства и хулиганства

Таким образом он пытается обратить на себя внимание родителей

Стоит уделять внимание малышу

Фантазии

Развитое воображение детей постоянно стимулирует сочинение различных историй и небылиц, которые они рассказывают окружающим. Это может быть как фантазия о несуществующем, так и приукрашивание обычных житейских ситуаций. Враньем это назвать нельзя, просто так человек проявляет свою фантазию при взаимодействии с окружающим миром.

К сведению! Бывают ситуации, когда малыш запоминает ситуацию по-своему и воспроизводит ее так, как запомнил. Это не обман в общепринятом смысле, просто он запомнил прошедшее именно так.

Порой фантазирование играет роль психологической защиты, когда подсознание меняет воспоминания, чтобы защититься от болезненных переживаний и эмоций, которые они вызывают.

Зачем дети врут?

Случаи простого, ситуативного вранья лежат на поверхности. Если ребенок уверяет, что вовсе не он съел все конфеты, в то время как вся его рожица измазана шоколадом, вам вряд ли потребуются специальные психологические навыки и знания, чтобы уличить его во лжи. Вся эта ситуация находится в границах житейского здравого смысла, у нее может и не быть никаких глубинных причин и далеко идущих последствий. Ребенок совершил проступок, который можно обсудить, за который можно наказать — в границах разумного (например, лишив его конфет на ближайшие дни). Трудности с пониманием возникают у родителей в случаях более сложного, запутанного и хронического детского вранья.

А вот тут мы имеем дело с другой ситуацией, требующей анализа: если ребенок лжет много и часто, вам необходимо всерьез пересмотреть свои отношения с ним.

Дети редко обвиняют в своих промахах и недостатках родителей или других взрослых людей. Ребенок винит себя во всех своих неудачах и проблемах, в том числе и тех, которые, быть может, не существуют в реальности. Для того чтобы спасти остатки самоуважения, он прибегает ко лжи, которая в его конкретной, очень неблагополучной ситуации кажется воистину спасительной. Обнаружив, что ребенок говорит неправду, не спешите наказывать и обвинять его или себя в том, что вы воспитали лжеца.

Возможно, не стоит поначалу дотошно разбираться, где именно, в чем и сколько раз он соврал. Если в принципе проблема существует, то первое, что вам нужно сделать, — это вернуть ребенку ощущение безопасности, наладить доверительный эмоциональный контакт. И лишь тогда, когда он почувствует, что избавлен от необходимости защищаться, он сможет открыть вам и самому себе правду.

Учимся доверять

Почему ребенок в 10 лет врет? Психология детей указывает на то, что такое явление обычно становится следствием утраты взаимопонимания и доверия по отношению к матери и отцу. А почему это случилось, нужно смотреть в каждом случае отдельно. В зависимости от первопричины придется выбирать дальнейший план действий.

В любом случае родителям необходимо научиться доверять своим детям. Не исключено, что мать с отцом изначально не верили ребенку. И он начал выдумывать различные истории — чтобы было не так обидно за недоверие со стороны самых близких людей.

Требуется предоставить ребенку больше свободы, больше выбора. Пусть дети учатся жить и чувствуют себя «взрослыми». Это поможет восстановить связь «ребенок-родитель».

Слишком много запретов

Вот правило, которое вряд ли покажется вам чем-то новым: чем больше запретов, тем больше поводов для вранья. Ведь невозможно же, в самом деле, разрешить ребенку ВСЁ! Как ни крутись, а без запретов все равно не обойдешься. В принципе, все верно: запреты действительно неизбежны. Но проблема заключается в том, что на самом деле большинство родительских запретов являются излишними, надуманными, необоснованными. Этот «балласт» порождается родительской тревожностью и недоверием к ребенку («он еще маленький, он еще не умеет, не может, не справится, это опасно, вредно» и т.д.), но гораздо чаще — просто нашей собственной ленью и равнодушием. Да, неприятно, но факт. Попробуйте провести небольшой эксперимент.

В течение хотя бы недолгого времени критически понаблюдайте за собой, отмечая на протяжении дня все случаи, когда вы что-то не разрешили или в чем-то отказали ребенку. Сколько раз ваше «нет» было вызвано реальной необходимостью? А сколько означало на самом деле «Отстань!», «Оставь меня в покое!», «Я сейчас слишком занята, чтобы думать о твоих делах, поэтому просто сиди спокойно и ничего не предпринимай»? Ребенок стащил у вас спички и тайком жжет в комнате бумажки вместо того, чтобы благонравно лепить из пластилина. Когда же вы грозно вопрошаете: «Что ты тут натворил?!», он с честным видом сообщает вам: «Ничего», воровато заталкивая коробок под стол. Совсем маленькое и примитивное вранье, которое очень легко обнаружить, после чего можно устроить хорошую взбучку малолетнему пироману и обманщику. Но это нисколько не решит проблемы.

А теперь вспомните: чадо наверняка ведь не сразу утащило спички без спросу. Наверняка прежде ребенок не раз и не два просил разрешения. Но не получал его. «Спички детям не игрушка!» — вот и весь сказ. А почему, собственно? То есть в той ситуации, которая сложилась в итоге — с тайным поджигательством без соблюдения каких бы то ни было правил безопасности, — действительно, дело может окончиться бедой. Но ведь вам совсем несложно избежать и большой беды, и маленького, но досадного детского вранья. Всего-то и нужно — дать ребенку возможность провести все свои эксперименты в вашем присутствии, еще лучше — с вашим участием. Вместо того чтобы отделывать от него своим всемогущим «Нельзя!» объясните ребенку, что горящая спичка, случайно упавшая на ковер, может привести к пожару.

Приготовьте кастрюлю с водой или подведите ребенка к раковине, и пусть зажигает и поджигает на здоровье. Попутно можно рассказать ему что-нибудь научно-популярное, про кислород, например, или еще что-нибудь в этом роде… Поверьте, в девяноста девяти случаях из ста несколько таких опытов удовлетворят тягу ребенка к пожароопасному, и вы заживете спокойно. Вы потратите на совместные занятия с ребенком не больше времени, чем на разборки после того, как поймаете его на обмане

Итак, очень часто мы запрещаем что-то детям просто потому, что нам некогда или неохота заниматься с ними, обращать на них внимание. Ребенок обычно очень хорошо чувствует, в чем истинная причина запрета, и потому именно такие «пустые» запрещения он особенно охотно обходит, прибегая к обману или умалчиванию

Руководствуйтесь золотым правилом: никогда не говорите «нет», если есть возможность ответить «да».

Ответственность

Детям нужно объяснять, что не все в жизни можно получить, а любые действия влекут за собой определенные последствия. Ребенок должен понимать, что за все нужно нести ответственность. Как только он это осознает, то начнет думать прежде, чем что-то совершить. Но ваши слова должны быть обоснованы. Расскажите несколько примеров из своего опыта. Такой подход является очень эффективным и хорошо работает.

«8 км как с куста. Устал!»: Максим Фадеев взял в руки скандинавские палки

Прозрачная древесина может заменить стекло в ближайшем будущем

9 дагестанок, восточная красота которых цепляет взгляд (фото)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector