Поднять самооценку у ребенка помогут 8 простых правил

Содержание:

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

Развитие талантов и умственных способностей, поиск новых знакомств и возможностей

Кто, как не вы, сможет определить таланты подростка. Определите его в кружок, секцию, лагерь отдыха, отправьтесь с ним в интересное путешествие. В новом коллективе ребенок сможет по-другому раскрыться. Это поможет выявить его новые стороны, посмотреть на него другими глазами. Может быть, подростку трудно найти взаимопонимание среди одноклассников, ему не с кем общаться. Возможно, ему будет хорошо в театральном кружке, где он сможет проявить свой талант и чувство юмора. Большой круг общения поможет подростку раскрыть разные грани личности. В подростковом возрасте можно учить ребенка разбираться в людях.

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах

Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада

Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится

Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Формирование правильного восприятия критики

Всегда проявляйте интерес к делам несовершеннолетнего, узнавайте о его трудностях

Важно правильно научить его воспринимать критику со стороны друзей или учителей. Объясняйте детям, что иногда нужно признавать свои ошибки или же культурно отстаивать свою точку зрения

Не жалейте расстроенного подростка, а просто посоветуйте ему, как вести себя в подобных ситуациях. Объясните ребенку, что критика не является личной обидой, ведь у других может быть иное мнение, нежели у него. Дайте ему понять, что критика может стать стимулом для дальнейшего развития, объективной оценкой своих дальнейших действий.

Повышение самооценки парней

Часто подростки ориентируются на родителей. Так, парни могут подражать своему отцу

Важно быть достойным примером. Те, кто наблюдают дома употребление алкоголя, могут также к нему пристраститься

Даже уровень образования детей зависит от уровня знаний родителей. Ваши поступки и дела оказывают влияние на юношей.

Парням очень важно сосредоточить внимание не на внешности, а на достижениях. Вдохновляйте подростка на хорошие поступки, которыми вы потом будете гордиться. Отец может научить сына рыбачить, водить машину, играть на гитаре

У юноши обязательно поднимется самооценка, если он сможет этим похвастаться перед своими друзьями. Если ребенок не может вытянуть на отлично все предметы, сосредоточьте его на самом любимом. Может быть, это будет физкультура, история или биология

Отец может научить сына рыбачить, водить машину, играть на гитаре. У юноши обязательно поднимется самооценка, если он сможет этим похвастаться перед своими друзьями. Если ребенок не может вытянуть на отлично все предметы, сосредоточьте его на самом любимом. Может быть, это будет физкультура, история или биология.

Радоваться минимальным успехам

Для повышения самооценки у детей очень важно искренне радоваться их, пусть даже минимальным, успехам. Искренне! Видеть, отмечать малейшие изменения в лучшую сторону, показывать ребенку, как его труд (и целенаправленный, и не очень), приносит результат: «Вот смотри, ты все лето катался на велосипеде, а теперь быстрее всех кросс пробежал в классе»

О таких тонких логических последствиях ребенок может и не догадываться, задача родителя — ненавязчиво ему их показывать: «Вот мы сейчас с тобой на коньках катаемся, а все твои одноклассники читают „Метель“, чтоб к сочинению подготовиться. А ты еще летом прочитал, и как противился, как не хотел! Зато дело сделано, и теперь свободны». Так что родителям необходимо поощрять не только сам результат, но и прилагаемые для его достижения усилия.

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)

Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.

Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.

Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.

Для чего ребенку хорошая самооценка?

Хорошая, адекватная самооценка важна ребенку для того, чтобы:

— Осваивать новое, — Общаться со сверстниками;— Быть успешным в школе;— Защищать себя;— Отстаивать свои права и интересы;— Строить отношения с противоположным полом, когда вырастет;— Выбирать своё любимое дело по душе.

Если вы хотите помочь своему ребёнку формировать хорошую, адекватную самооценку, чтобы он верил в свои силы и не пасовал перед трудностями – посмотрите вебинар «Как повысить самооценку ребёнка и помочь ему поверить в свои силы»

После вебинара вы будете знать:

– Как растить ребёнка уверенным в себе человеком с хорошей, адекватной самооценкой; – Как научить не сдаваться перед трудностями; – Как помочь ему верить в свои силы и способности;

– Как научить проигрывать и не «психовать» из-за проигрыша; – Как смело браться за новое и извлекать уроки из ошибок, а не бояться их; – Быть настойчивым, целеустремлённым и максимально использовать свой потенциал.

Материал подойдет родителям детей ВСЕХ возрастов. Вас ждет множество практических рекомендаций, которые вы сможете применять сразу после вебинара.

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Особенности самооценки подростка

Если самооценка младших школьников, в первую очередь, зависит от их успеваемости, то в подростковом возрасте школьные успехи отходят на задний план. Переживание своей значимости и отверженности в кругу сверстников становится основным источником формирования самовосприятия. Авторитет учителей и родителей в этот период максимально падает, соответственно, его способность прямо влиять на самооценку ребенка тоже.

Общение с единомышленниками способствует повышению самооценки подростка

Одним из самых эффективных способов, как поднять самооценку и уверенность в себе подростку, является создание возможностей для новых знакомств. Чем в большее количество социальных групп будет входить ребенок, тем больше различных точек зрения на свою личность он получит, тем объемнее станет его представление о своей значимости. Бывает так, что отношения в школе со сверстниками не складываются, в кружке по интересам или летнем лагере ребенок получает уважение и любовь.

Дополнительная информация. Методика Будасси или тест Дембо-Рубинштейн на самооценку личности подростка помогут определить ее адекватность.

Как еще повысить самооценку и уверенность в себе подростку:

Необходимо поддерживать ребенка в его увлечениях и хобби. Ведь то, что нравится, обычно получается хорошо делать

Высокие результаты труда как ничто другое повышает веру в свои силы и способности.
Важно ориентировать подростка на абстрактные духовно-нравственные идеалы. Это поможет снизить его зависимость от мнения случайных людей и сделает его самооценку более устойчивой.

Исследование влияния самооценки на успешность

Психологи давно занимаются изучением вопроса о том, как связаны уверенность в себе и достижение значимых социальных целей. В журнале по социальной психологии были опубликованы результаты исследования ученых из университета Вирджинии о том, как самооценка влияет на жизненные успехи людей. Исследование включало несколько этапов.

Сначала более 150 тысяч человек, обратившихся за кредитами для развития малого бизнеса, спрашивали о том, как они работают. Также собиралась информация об образовании, доходах, социальном классе этих людей. На этом этапе ученые пришли к выводу, что люди с лучшим образованием и более высоким доходом переоценивают качество своей работы.

На втором этапе исследование проводилось в Интернете, где люди проходили тесты на самооценку и оставляли данные о своем образовании и доходах. И это исследование также показало, что люди из более высокого социального класса имели завышенную самооценку. На третьем этапе проводилась оценка того, насколько уверенно держатся люди из разных социальных классов на собеседовании и насколько адекватно они оценивают результаты своего труда. Оказалось, что также люди из более высоких классов держатся увереннее прочих и выглядят компетентнее. Таким образом, ученые пришли к выводу, что социальный успех связан с высокой самооценкой и уверенностью в себе. Люди, высоко оценивающие свой потенциал, быстрее и лучше выполняют свою работу, претендуют на более высокие должности и получают лучшие результаты в работе. Среди миллионеров практически нет неуверенных в себе людей.

Коррекция завышенной самооценки

Опасность переоценки собственных возможностей для подростка заключается в завышенных ожиданиях от окружающих людей, что может привести к неспособности удовлетворения собственных амбиций. Это может спровоцировать депрессию. Чтобы сделать самомнение ребёнка нормальным, необходимо выполнить с ним ряд упражнений:

  1. Попросите подростка рассказать, что он думает о себе. После этого необходимо спросить мнение о нём у родных и друзей, сравнив их слова с самооценкой ребёнка. Подтолкните его к размышлению о том, почему слова разных людей о нём настолько различаются. Это поможет ему быть менее высокомерным и научиться объективно оценивать собственные силы.
  2. Подросток должен перечислить занятия, с которыми он очень хорошо справляется хорошо. После этого попросите его назвать знакомых, друзей или близких, которые лучше его справляются с названными делами.
  3. Ребёнок должен назвать собственные недостатки, мешающие его положительным качества стать идеальными. К примеру, он может быть остроумен, но иногда переходит на личности; у него прекрасная физическая подготовка, но он не может играть в командные виды спорта.
  4. Попросите подростка написать 10 отрицательных черт своего характера. После этого он должен подумать, мешают ли они ему жить. А также нужно, чтобы ребёнок понял, являются ли его недостатки помехой для людей, с которыми он общается.
  5. Научите ребёнка задумываться над критическими замечаниями со стороны учителей, родных, подруг, а не воспринимать их как необоснованные придирки. Постарайтесь объяснить, что в случае неудач их причины нужно искать не только в окружающих людях, но и в себе.

Помните, что и заниженная, и завышенная самооценка у подростка не является нормой, и её не нужно поощрять. В дальнейшем проблемы с уверенностью в себе могут привести к неудачам в жизни и нежеланию общаться с людьми из-за различных страхов.

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах

Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении

Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Как повысить самооценку ребенку: три простых «да»

Правильное воспитание — это не только запреты и наказания, но и позволения. Как поднять самооценку ребенку, говоря «да», знают педагоги Coral Family. Предложенные ниже варианты дают право ребенку быть ценным и уникальным.

  • «Да» праву одеваться самостоятельно — родителям порой проще подобрать и выложить одежду ребенку, однако это формирует зависимость от чужого мнения. Разрешайте детям самовыражаться и проявлять свой вкус.
  • «Да» возможности быть самим собой — не стоит подгонять своего ребенка под шаблоны, пусть он будет уникальным, со своим видением мира: шумным, быстрым, болтливым. Не одергивайте малыша каждый раз, когда он проявляет свое «я», принимайте его таким, какой он есть. 
  • «Да» проявлению эмоций — эмоции служат важнейшим способом познавать мир и самого себя. Каждый раз заглушая желание ребенка познавать мир, выстраивать взаимосвязь с ним, родители загоняют его в рамки. А это первая ступень к формированию неуверенности. Малыш не знает, как ответить и что делать в той или иной ситуации, потому что не получил адекватного опыта.

Шкала самооценки ребенка по А.И. Баркан — как выглядит?

Есть и еще один тест, позволяющий проверить, какая у ребенка самооценка — шкала самооценки ребенка по А.И. Баркан

Итак, в вопросе, как воспитать ребенка уверенным в себе, важно узнать, как пользоваться и этим тестом

Шкала самооценки

А.И. Баркан предлагает следующую шкалу:

1. Чем я отличаюсь от других детей и моих сверстников?

  • Худой
  • Толстый
  • Выше по росту
  • Ниже по росту
  • Некрасивый
  • Красивый
  • Глупый
  • Умный
  • Трусливый
  • Смелый
  • Жадный
  • Добрый
  • Чаще обманывает
  • Правдивый
  • Знает плохие слова
  • Чаще дерется
  • Чаще болеет
  • Здоровый
  • Больше друзей
  • Меньше друзей
  • Играю с детьми младше меня (себя)
  • Играю с детьми старше меня (себя)
  • Жалею, что я мальчик
  • Жалею, что я девочка

2. Что меня больше всего беспокоит во мне?

  • Неуклюжесть
  • Косолапость
  • Кривые ноги
  • Сутулая спина
  • Косоглазие
  • Близорукость
  • Большие уши
  • Тугоухость 9.Заикание
  • Тики
  • Энурез
  • Что я левша
  • Другие физические недостатки

3. Надо мной насмехаются дети из-за того, что я

  • Больше их фантазирую
  • Боюсь темноты
  • Боюсь остаться один
  • Хуже всех рисую
  • Хуже всех танцую
  • Хуже всех пою
  • Хуже всех пишу
  • Хуже всех читаю
  • Хуже всех считаю
  • Хуже всех занимаюсь на физкультуре
  • Не умею играть в те игры, в которые играют они

Когда ребенок даст ответы, то можно будет судить, насколько хорошего он о себе мнения. Если он уверен, что отличается только по параметрам из первого раздела шкалы, а последние два его не касаются, причем имеет он самые ценные качества, то у него высокая самооценка.

Когда ребенок адекватно оценивает собственные достоинства и недостатки во всех разделах, значит его самооценка соответствует действительности.

Если ребенку кажется, что он состоит из недостатков и является мишенью для насмешек, то его самооценка ниже нормы.

Особенности самооценки детей

Особенности формирования самооценки у детей зависят от возраста. Поэтому маме с папой нужно следить за изменениями в поведении малыша.

У детей дошкольного возраста самооценка иногда бывает высокой. Это связано с тем, что малыши только учатся оценивать себя. А под восторженные возгласы родителей сложно сделать это адекватно. Если родители найдут золотую середину между комплиментами и руганью, самооценка их сына или дочери придёт в норму.

В младшем школьном возрасте большую роль в формировании самооценки имеет учебно-воспитательный процесс. Окружение малыша меняется, и самооценка меняется вместе с ним. Также большое значение имеет успеваемость. Ведь раньше его работу никак не оценивали, а теперь есть оценки, баллы или звездочки, которым нужно соответствовать.

В среднем школьном возрасте дети привыкли оценивать себя адекватно. Они взрослеют, учатся анализировать своё поведение. Но в то же время есть риск образования низкой самооценки. Потому что ребенок превращается в подростка, и у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, семьёй.

В старшем школьном возрасте низкая самооценка – обычное дело. В это время происходит множество событий: подготовка к экзаменам, первая любовь, вхождение во взрослую жизнь, страх перед будущим.

Заниженная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

Найдите занятие, которое хорошо у него получается. Чтобы он видел свои результаты, введите систему, по которой малыш бы получал грамоты или призы.
В течение дня записывайте достижения ребенка. Например, помог приготовить ужин, прибрал комнату, получил хорошую оценку в школе. А перед сном зачитайте список.
Разрешите ему самостоятельно принимать небольшие решения. Это может быть выбор одежды или завтрака. Пусть он видит, что может влиять на собственную жизнь.
Чаще говорите ему, что любите

Окружите заботой и вниманием. В данном случае моральная сторона вопроса очень важна

Без вашей поддержки малыш не справится.

Что такое самооценка

В психологической науке и практике под самооценкой понимают всё многообразие представлений человека о собственной личности, возникшее в результате постоянного сравнения самого себя с другими людьми. Отношение к себе играет одну из ведущих ролей в развитии Я-концепции.

Самооценка считается довольно устойчивой психологической конструкцией. В течение жизни она меняется, однако не зависит от конкретной ситуации. Наоборот, сложившееся представление к самому себе определяет отношение в каждом конкретном случае.

Приведём простые примеры.

  1. Девушка, высоко оценивающая свои личностные качества, в случае неудачи, скорее всего, скажет: «Как я могла так опростоволоситься. Такого поведение для меня нехарактерно». И быстро выкинет из головы неприятные мысли.
  2. Девушка с невысоким мнением о себе подумает: «Боже, какая же я неудачница. Никогда у меня ничего не получается». Она ещё долго будет переживать свой неуспех, «пережёвывать» неприятные эмоции.

Психологи традиционно выделяют 2 типа самооценки: адекватная и неадекватная. Первый вариант ещё называют оптимальным, поскольку человек реально оценивает свои способности, умения, личностные качества и черты характера. При этом он видит и свои недостатки, и свои достоинства.

Неадекватное восприятие себя бывают 2 типов: заниженное и завышенное. При этом уровень неадекватности может быть различным. Чуть завышенное или заниженное самомнение обычно не мешает жить и контактировать с другими людьми. Другое дело, если у подростка низкая самооценка, которая затрудняет общение с ровесниками и грозит серьёзными проблемами в будущем.

Формирование правильного восприятия критики

Всегда проявляйте интерес к делам несовершеннолетнего, узнавайте о его трудностях

Важно правильно научить его воспринимать критику со стороны друзей или учителей. Объясняйте детям, что иногда нужно признавать свои ошибки или же культурно отстаивать свою точку зрения

Не жалейте расстроенного подростка, а просто посоветуйте ему, как вести себя в подобных ситуациях. Объясните ребенку, что критика не является личной обидой, ведь у других может быть иное мнение, нежели у него. Дайте ему понять, что критика может стать стимулом для дальнейшего развития, объективной оценкой своих дальнейших действий.

Признаки неуверенности в себе

Можно выделить целый ряд признаков, по которым легко понять, что у вас или у кого-то из ваших близких проблемы с самооценкой:

Неуверенные в себе люди часто ведут себя странно в компании. Например, могут быть скромными и необщительными, а могут напротив вести себя неестественно и даже вызывающе

Важно понимать, что это всего лишь защитная реакция.
Еще одна крайность – привычка постоянно рассматривать любое событие с позиции жертвы, жалеть себя и пытаться вызвать жалость к себе у окружающих
Такое положение дел может быть выгодно вам, но вряд ли самодостаточный и успешный человек поступает таким образом, пытаясь привлечь внимание других и получить поддержку и понимание. Чрезмерная ревность – еще один тревожный признак заниженной самооценки. Если вы пытаетесь контролировать партнера, бдительно следите за его или ее кругом общения, болезненно реагируете на каждый знак внимания, оказанный вашей половинкой противоположному полу, то это серьезная причина для того, чтобы поработать над отношением к себе и избавиться от этого негативного чувства.
Болезненная реакция на критику также может свидетельствовать о том, что необходимо поработать над собой и своей самооценкой
Когда вы себя недостаточно любите и не уверены в собственных силах, любая критика от других людей воспринимается неадекватно и кажется подтверждением вашего не самого лучшего мнения о себе

Если вы пытаетесь контролировать партнера, бдительно следите за его или ее кругом общения, болезненно реагируете на каждый знак внимания, оказанный вашей половинкой противоположному полу, то это серьезная причина для того, чтобы поработать над отношением к себе и избавиться от этого негативного чувства.
Болезненная реакция на критику также может свидетельствовать о том, что необходимо поработать над собой и своей самооценкой
Когда вы себя недостаточно любите и не уверены в собственных силах, любая критика от других людей воспринимается неадекватно и кажется подтверждением вашего не самого лучшего мнения о себе

Чрезмерная ревность – еще один тревожный признак заниженной самооценки. Если вы пытаетесь контролировать партнера, бдительно следите за его или ее кругом общения, болезненно реагируете на каждый знак внимания, оказанный вашей половинкой противоположному полу, то это серьезная причина для того, чтобы поработать над отношением к себе и избавиться от этого негативного чувства.
Болезненная реакция на критику также может свидетельствовать о том, что необходимо поработать над собой и своей самооценкой
Когда вы себя недостаточно любите и не уверены в собственных силах, любая критика от других людей воспринимается неадекватно и кажется подтверждением вашего не самого лучшего мнения о себе

Обратная связь – это не повод поставить на себе крест, а еще один шанс стать лучше, сильнее и успешнее. Конечно, в том случае, если критику вы получили от человека, мнению которого доверяете.

Photo by Aliyah Jamous on Unsplash

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст — это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

  • Мнение взрослых — чем меньше ребенок, тем выше авторитет взрослого. Отсутствие жизненного опыта заставляет малыша полностью доверять словам родителей, поэтому критика по поводу своего поведения не воспринимается всерьез. Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.
  • Определенный жизненный опыт — у детей старшего дошкольного возраста восприятие оценок родителей становится более осознанным. Накапливается индивидуальный опыт, который помогает дошкольнику прислушиваться к мнению окружающих и в соответствии с ними оценивать свои действия. Некоторые родители, представляя себе, каким вырастет малыш, предъявляют завышенные требования. Часто эти представления отличаются от физических, умственных способностей ребенка. Родители! «Завышенные стандарты» формируют у чада неуверенность, детскую застенчивость, что принижает его самооценку. Помните, что ваш ребенок — неповторимая личность.
  • Общение между ровесниками играет важную роль для становления самооценки. При выполнении совместной деятельности у детей проявляются способности, которые зачастую скрываются при общении со взрослыми: умение придумывать игры, распределять роли, знакомиться, устанавливать контакты. Коллективное общение снижает детский эгоцентризм, способствует установлению адекватной самооценки. Успех ребенка среди сверстников повысит его самооценку.
  • Уровень умственного развития — используя сверстников как «сравнительный материал», ребенок учится давать оценку поступкам других детей, наблюдая за ними со стороны, в дальнейшем он сможет адекватно относиться к своим. Родители! Научите ребенка критически оценивать свои поступки.

Как поднять ребенку самооценку

Есть способы поднять самооценку и воспитать самодостаточного, уверенного в себе человека. И чем раньше вы начнете действовать, тем выше вероятность получить хороший результат. В более старшем возрасте (17-18 лет) без помощи психолога кардинально изменить что-либо в характере сына или дочки вам вряд ли удастся.

Сказав правильные слова, одобряющие тот или иной поступок, вы закрепите хорошие привычки своего ребенка. Если вы перестанете радоваться, к примеру, отличным отметкам, убранной вовремя комнате или вымытой посуде, в итоге школьник потеряет к этому интерес. Для вас ода вынесенному мусору – глупость, для малыша – жизненная необходимость. Не воспринимайте подобные действия как само собой разумеющееся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector