Перевод на домашнее обучение: пошагово и по закону

Содержание:

Возможные причины

Рассмотрим, почему может понадобиться перейти на домашнее обучение по одному предмету.  

Предмет не даётся

Когда в классе около тридцати человек, педагогу сложно уделять внимание каждому лично. Классическая ситуация — предмет понимают лишь несколько учеников, а остальные кое-как перебиваются и выходят из школы с весьма отрывочными знаниями

В начальной и средней школе ситуация, когда не даётся предмет, сильно давит школьнику на психику, заставляя нервничать и тревожиться.

Иногда способность к предмету бывает неочевидной, и педагог должен её распознать. Но к сожалению, не все учителя любят и умеют это делать. Гораздо легче поставить двойку и больше внимания уделять тем, кто хорошо справляется.

Потенциальным выходом может стать репетитор. Многие родители прибегают к этому. Но и здесь есть подводные камни. Например, репетитор объясняет иначе, чем учитель, даёт другие способы решений, занимается по другому учебнику, и результаты ученика в школе остаются неудовлетворительными. 

Предмет даётся слишком легко

И наоборот — бывает, что ребёнок владеет предметом на высоком уровне. Чаще всего такое случается с иностранным языком. Лингвистические школы, курсы и поездки за границу в раннем возрасте могут положительно повлиять на степень владения языком. В таком случае обычные уроки неинтересны и бессмысленны, ведь если у ребёнка высокий уровень, а в школе английский только начался с самых азов — будет скучно. 

Конфликт с преподавателем

Плохие отношения в школе нередко становятся причиной полного перехода на семейное обучение, но если с другими предметами и одноклассниками всё хорошо, ребёнок вряд ли захочет покидать стены образовательной организации. 

Семейное обучение

Как перевести школьника на домашнее обучение, при отсутствии медицинских противопоказаний? Учащегося, имеющего удовлетворительное здоровье возможно самостоятельно учить дома на семейной форме обучения. От ученика требуется изучение школьной программы без регулярного посещения школы. За качество получаемого образования отвечают родители, приглашенные учителя или репетиторы. Школьник приходит в школу, в которой числится лишь, чтобы сдать аттестацию или экзамены.

Кто может

Родители вправе осуществить перевод на семейное обучение по таким причинам:

  • Учащийся регулярно пропускает школу, поскольку на профессиональном уровне занимается спортом, танцами, музыкой или подобными видами деятельности;
  • Работа его родителей предполагает частую смену места жительства. Многие дети сложно привыкают к новому коллективу. Это может повлиять на уровень знаний учащегося;
  • Родители не планируют отдавать ребенка в школу по религиозным или иным соображениям.

Порядок перевода

В законодательстве отмечено, как перейти на домашнее обучение ребенку, имеющему удовлетворительное здоровье. Это довольно просто. Родителям или лично ученику, если он уже получил паспорт, следует подать заявление с просьбой перевода на выбранную форму обучения. Вся последовательность действий подробно описана ниже.

Выбрать подходящее образовательное учреждение

Прикрепить ребенка к определенной школе следует, чтобы он мог сдавать там аттестации. Как поступить, если вас не устраивает ближайшее учебное заведение? При выборе не обязательно отталкиваться от фактического места проживания семьи. Родители вправе отдавать предпочтение обычной школе возле своего дома или выбрать заведение, углубленно изучающее определенные предметы. Сдавать аттестацию потребуется по программе, которая утверждена в выбранной школе.

Ученики в итоге получают аттестат такого же образца, как и другие школьники. В нем не указывают форму получения образования.

Узнать у администрации учебного заведения допускается ли в ней семейное обучение

Следует уточнить у директора или завуча школы, прописана ли в уставе заведения возможность семейного обучения школьников. Кроме этого рекомендуется выяснить, обучается ли кто-то из учеников по данной системе. Нет ничего плохого, если первопроходцем окажитесь вы. Но все же будет проще, если администрация уже сталкивалась с подобной ситуацией. В таком случае вам будет гораздо проще организовать учебный процесс и находить решения при возникновении разногласий.

Заявление на перевод на имя директора

В нем указывается причина перевода ученика. Кроме заявления требуется подготовить:

  1. Ксерокопию свидетельства о рождении или паспорта ребенка, при его наличии.
  2. Ксерокопию паспорта мамы или папы ребенка. Если планируется перевести ученика, оставшегося без родительской опеки, готовят ксерокопию паспорта его попечителя.
  3. Фотографию школьника размером 3*4 см.

Заключение договора со школой

В данном документе прописывается:

  • Порядок взаимодействия сотрудников учебного заведения, родителей и самого ученика.
  • Возможность проведения консультаций с преподавателями заведения.
  • Сведения о предстоящих проверках знаний.

Согласовать с учителями график сдачи ребенком аттестаций

При семейном обучении ответственность за качество полученных знаний ложится исключительно на родителей или опекунов ребенка. При возникновении трудностей допускается обращение к сотрудникам школы за методической помощью. Кроме того ученику обязаны разрешить записаться в библиотеку и выдавать необходимые для обучения пособия.

Если родители не способны самостоятельно обеспечить изучение ребенком утвержденной программы, школа вправе расторгнуть подписанный договор и вернуть ученика к очному образованию.

Важные моменты, касающиеся перевода на семейное обучение:

  1. Осуществить перевод ученика на семейное обучение можно перед началом учебного года либо в любое другое время.
  2. Утверждение количества и дат проведения аттестаций происходит после их согласования между сотрудниками школы и родителями. Обычно в учебном заведении самостоятельно утверждают график и редко соглашаются, если родители выражают желание приводить ребенка на аттестации реже четырех раз за год.
  3. График обучения, его программу и учебники родители могут самостоятельно выбирать на свое усмотрение.

Кому подходит

По данным исследования холдинга «Ромир» за 2020 год, 68% процентов россиян считают, что современное школьное образование хуже, чем то, которое получили их родители. Это одна из причин, по которой люди хотят, чтобы их дети учились дома

Вот кому подходит домашнее образование:

Одаренным детям. Если ребенок усваивает информацию быстрее, чем одноклассники, и ему скучно повторять всё несколько раз; 

Спортсменам и артистам. Детям, которые профессионально занимаются спортом или вокалом, приходится совмещать уроки с выездами на соревнования и гастроли. На семейном обучении подстраиваться нужно только под аттестации, но не чаще раза в четверть. В онлайн-школах уроки можно смотреть в записи. 

Интровертам. Такой ребенок может потеряться в классе из тридцати человек. На домашнем обучении можно обеспечить такой подход, который поможет ему освоить школьную программу в удобном темпе. 

Детям с инвалидностью. Если ребенок не может посещать школу, есть два варианта: либо к нему домой приходят учителя из той школы, к которой он прикреплен, либо, если родителям не нравится, как учат их ребенка, они могут обучать его сами, отдать в онлайн-школу или привлечь репетиторов. 

Путешественникам. Если семья живет за границей или часто переезжает, но хочет, чтобы дети учились по российской программе и получили местный аттестат, она выбирает семейное образование или онлайн-школы. 

Наконец, бывает, что ребенку некомфортно в школе из-за одноклассников или учителей.

По статистике, каждый третий ребенок в России сталкивается с травлей в школе. При этом дети не всегда рассказывают о булинге родителям.

Как бороться с травлей в школе — статья в Своих

Вне школы ребенку проще формировать круг общения и ему не придется подстраиваться под коллектив или дресс-код. Никто не заставит ребенка смывать макияж в раковине в школьном коридоре, доставать пирсинг, перекрашиваться из зеленого в «нормальный» цвет и не вызовет родителей к соцпедагогу из-за того, что ребенок смотрит аниме. 

В российской практике такое иногда происходит. Так, в 2019 году десятилетнего мальчика Прохора травили за прическу директор, завуч и учителя. Мальчик выбрил виски, а оставшуюся часть волос собрал в хвост — как у его любимого футболиста Златана Ибрагимовича. Школа предложила либо сменить прическу, либо забрать Прохора на семейное обучение. Родители мальчика выбрали обратиться в Следственный комитет. 

На домашнем обучении такие случаи исключены. А если ребенку не понравится заниматься дома, он в любой момент может вернуться в школу. 

Порядок действий

Перевод требует выполнения определенных действий.

Первая стадия

Написание заявления в органы управления образованием о желании сменить форму обучения. Без него не допускается переход со школьного типа получения знаний на домашнюю. Если пропустить данный пункт, поступок расценят, как невыполнение родителями своих обязанностей. За это могут возникнуть проблемы с социальной службой.

Уведомление подают абсолютно в любое время: до начала учебного года либо посередине него. Вместе с тем необходимо учесть, что время на выдачу ответа на уведомление займет какое-то время (обычно это неделя — месяц).

Шаблон извещения можно взять в органах местного самоуправления, либо написать его в свободной форме.

Вторая

На данной стадии потребуется выполнить процедуру отчисления ребенка из школьного учреждения. Для выполнения процедуры нужно забрать личное дело ребенка и остальные документы из школы. После следует взять в школе шаблон и написать два заявления на имя директора школы. Один вы отдадите на хранение в учебное учреждение, а второй — оставите у себя. Школа не имеет права отказывать в переводе ребенка, поскольку это является нарушением законодательства страны.

Третья

На третьей стадии необходимо выбрать школу, в которой будут проходить аттестации и направить в нее заявление о приеме на учет. Лучше будет, если вы подадите заявление до начала учебного года. В это время школа строит план на следующий учебный год. Заявление пишут в свободной форме или по школьному шаблону. Заполняется она на имя директора школы и отправляется в учебное учреждение.

Четвертая

На четвертой стадии нужно заключить договор с учебным заведением. Подобное соглашение не является обязательным. Оно регламентирует взаимоотношения между учеником, его родителями и школой. В нем обычно прописан график сдачи аттестаций экзаменов. В основном соглашение включает в себя три раздела:

  1. введение;
  2. главный раздел;
  3. дополнения.

В дополнениях указывают:

  • план предстоящих зачетов;
  • тип и время проведения аттестационных зачетов;
  • график выполнения лабораторных и практических работ;
  • возможность проведения консультаций с учителями.

Соглашение должны подписать родители ученика или его опекуны в случае гибели родителей, и директор учебного заведения.

Пятая

На пятом этапе нужно организовать процесс обучения. Одни родители сами преподают своим детям, а другие — отдают предпочтение оставить обучение профессионалам. Можно нанимать репетиторов только для определенных предметов, например английского языка.

Шестая

Шестой — последний этап, на котором вы будете наслаждаться результатами. Вы соблюли все формальности и можете расставить приоритеты в учебе.

Вам придётся совмещать уроки, быт, личные хобби

Несмотря на то что на семейном обучении вы планируете учебное время как душе угодно, уроки по-прежнему отнимают время. Вам нужно не только учить ребёнка, но и проверять его самостоятельные работы. А ещё корректировать учебный план по мере необходимости, отслеживать прогресс, находить новые ресурсы и пособия.

При этом внимания требует домашнее хозяйство — убраться, приготовить, сходить в магазин. Если вы работаете или занимаетесь хобби — управлять временем станет ещё сложнее. Как следует взвешивайте свои силы, прежде чем решаться на самостоятельное преподавание — иначе быстро выгорите. 

Что такое домашнее обучение в школе?

Существует несколько видов получения образования в домашних условиях, из которых можно выбрать наиболее приемлемый вариант для конкретного ребенка. Все они регулируются на законодательном уровне.

Официальное название и понятие

Домашним обучением называют особый способ получения образования. Его особенность – изучение общеобразовательных дисциплин вне школьных стен (например, дома, в медицинских учреждениях или специализированных образовательных центрах).  То есть ребенок изучает все важные предметы (математику, язык, литературу, физику и другие), получает учебники, пишет контрольные работы, но при этом не посещает школьные занятия.


Необходимые знания он может получать от родителей, приглашенных педагогов или занимаясь самостоятельно.

Каким законом регулируется?

В России возможность получения надомного школьного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 01.05.2019 года. Данный законодательный документ определяет, что образование в РФ может быть получено 2 способами:

  1. В организациях, которые осуществляют образовательную деятельность. Это государственные и частные школы, а также профильные учебные заведения разного уровня аккредитации.
  2. Вне таких организаций. Это может быть семейное или самообразование.

Обратите внимание!Статья 41 этого же закона утверждает, что некоторым категориям детей, которые не могут посещать школу (дети-инвалиды или лица, нуждающиеся в длительном лечении), может быть организовано школьное обучение на дому или в условиях медицинского стационара.

В других случаях возможно также семейное обучение. Оно осуществляется вне школы и возможно по желанию обучающихся в случае согласия их законных представителей (родителей, опекунов).

Виды обучения

Имеется несколько вариантов учебы на дому. При этом ученик или его родители выбирают наиболее подходящий вариант:

  1. Учеба в семье. Ее главная особенность – курирование учебного процесса родителями или другими взрослыми членами семьи. При этом ученик осваивает программу школы, не посещая ее. Школьные предметы преподают сами родители или приглашенные учителя.
  2. Домашнее обучение с частичным посещением школьных занятий. Такой вид подходит для детей, которые часто находятся на лечении в медицинских учреждениях. То есть, ученик школы может посещать занятия по возможности.
  3. Школьное надомное обучение. Это вид учебы, когда с ребенком занимаются школьные учителя на дому – преподают дисциплины, осуществляют проверку знаний, проводят аттестации.

  4. Дистанционное обучение. Такой способ хорош для ребят, которые находятся далеко от школы. Для его осуществления необходим компьютер и доступ к интернету.
  5. Экстернат. Этот вариант предназначен для детей с высокими интеллектуальными способностями. Обучение они проходят сами, появляясь в школе лишь для сдачи экзаменов (часто на несколько лет вперед).

Как это работает

Согласно закону об образовании в РФ, ребенок может учиться: 

В образовательной организации — то есть в государственных и частных школах. Учиться в школе можно в очной, заочной и очно-заочной форме;

Вне образовательной организации — с родителями или репетиторами, в альтернативной школе, например, по системе Монтессори, или онлайн. Эти модели можно сочетать или применять по отдельности. Например, родители могут сами учить ребенка гуманитарным предметам, а для естественно-математических пригласить репетитора. Если школьник учится вне традиционной школы с 1‑го по 9‑й класс, это называется семейным образованием, а с 10-го по 11‑й класс — самообразованием, однако суть от этого не меняется. 

Понятия «домашнее обучение» в российском законодательстве нет. Обычно так называют любую форму обучения, когда ребенок преимущественно учится дома. Это могут быть и заочка, и онлайн-занятия. Вот только в первом случае ответственность за качество образования несет государственная или частная школа, а во втором — родители, которые решили забрать ребенка из обычной школы. В этой статье мы будем использовать понятие «домашнее обучение» как синоним «семейного». 

Ребенок может учиться дома по любой программе и в удобном темпе, но обязан прикрепиться к аккредитованной школе, чтобы сдавать экзамены. Для прохождения аттестации у учеников есть два варианта: 

Заочное — ребенок учится дома и не ходит в школу каждый день, однако остается к ней прикреплен и должен подчиняться ее правилам, в том числе, сдавать всероссийские проверочные работы и участвовать в проверках качества образовательных услуг.

Семейное — ребенок прикрепляется к школе только для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, а после этого его отчисляют. Поэтому он не зависит от школьных правил и не обязан сдавать проверочные работы или участвовать в мониторингах. Когда ребенок прикрепляется к школе, он становится экстерном и получает те же права, что есть у остальных школьников, например, может взять книгу в школьной библиотеке или получить консультацию учителя. 

Дети на домашнем обучении получают такой же аттестат, как и остальные школьники, а форма обучения в нем не указывается. Если у ребенка будет академическая задолженность, которую он не сможет закрыть, ему придется вернуться на очку и ходить в государственную или частную школу. 

Что такое домашнее обучение: нормативные документы

Есть два варианта обучения, которые относят к домашнему. При этом есть различия между семейным и домашним образованием. И тот и другой способы имеют основное назначение в виде получения знаний несовершеннолетним в домашних условиях. Но есть и существенные различия. У домашнего варианта основой перевода могут служить медпоказания или семейные обстоятельства, которые подтверждены документально. В этом случае процессом все равно занимается образовательное учреждение, то есть ребенок учится по стандартной программе, которая установлена в школьных локальных актах. Проверкой его успеваемости и выдачей заданий занимаются учителя учреждения.

Семейный вариант является решением законного представителя перевести несовершеннолетнего на самостоятельный способ образования. Получается, что в этом случае родители сами устанавливают программу и график учебы.

Формы образования согласно ФЗ-273

Важно! При любом способе потребуется учесть, что выдача аттестата о получении одного из видов образования будет произведена только после государственной аттестации. Это говорит о том, что ученик все равно должен быть полностью знаком с государственной стандартной программой, даже если основной упор в его обучении сделан на другие предметы или творчество.. В целом под домашним вариантом подразумевается учеба без посещения образовательного учреждения

Может быть несколько различных типов такого получения знаний. Но посещение определенных занятий не запрещено. Этот момент также требуется учесть

В целом под домашним вариантом подразумевается учеба без посещения образовательного учреждения. Может быть несколько различных типов такого получения знаний. Но посещение определенных занятий не запрещено. Этот момент также требуется учесть.

Любой вариант получения знаний вне школы подчиняется ряду нормативных актов:

  • ФЗ № -ФЗ, который регламентирует все образование в Российской Федерации;
  • Приказ Минобразования № ;
  • ФГОС;
  • локальные акты регионального характера.

На заметку! Смена формы получения знаний не имеет численного ограничения, то есть можно переводиться с очной формы на домашнюю и обратно столько раз, сколько потребуется.

О семейном образовании

Стоит учитывать, что существует несколько форм обучения в домашних условиях. Среди них:

  • надомная, то есть форма предусматривает получение знаний в установленном школой объеме, но на дому. Чаще всего такой способ используется для лиц с ограничениями или по временным медпоказаниям;
  • экстернат. Сдача экзаменов за несколько лет стандартной формы образования. Возможность такого варианта основывается на высоком уровне знаний и хорошем усвоении школьной программы. В таких случаях не используют промежуточные тесты и контрольные, то есть сдача производится однократно за весь предполагаемый период;
  • дистанционный. Используется при наличии большого расстояния до учебного учреждения и возможности получать уроки через видеосвязь или аналогичные способы.

В последнем случае требуется помнить, что есть специальные системы связи, которые используют при таком способе уроков, но аналогичные общепринятые также не запрещены.

Разница между домашним и надомным образованием

Ребёнка нужно мотивировать на учёбу

Нужно отчасти стать психологом — понять, что движет ребёнком во время обучения. Тогда вы сможете грамотно направлять его и поддерживать, когда пропадает желание учиться. 

Мотивация ребёнка бывает внешней и внутренней. Внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее, чем исходящая извне. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. В школе за мотивацию отвечает учитель — харизматичный и яркий педагог увлечёт ребёнка и заинтересует предметом. Родителям, которые учат детей самостоятельно, нужно компенсировать это своими силами. 

Обучения детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

<<Форма демодоступа>>

Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Домашнее обучение с точки зрения закона

По закону «Об образовании в РФ» абсолютно все граждане должны получить основное общее образование, то есть окончить минимум 9 классов — эта обязанность утверждена в статье 66. Однако статья 17 того же закона гласит, что обучение ребенка может проходить не только в школе, но и за ее пределами, то есть на дому.

Обучение дома с 1-го по 9-й классы называется семейным образованием, и решение о нем принимают родители. В 10-м и 11-м классах такой формат называется самообразованием — его могут выбрать подростки с согласия родителей.

Закон допускает и сочетание разных форм, когда часть предметов ребенок изучает в школе, а часть — дома с родителями, репетиторами или преподавателями онлайн-школ. В любом случае для того, чтобы получить документы об образовании и поступить в средние или высшие учебные заведения, ребенку придется в 9-м и 11-м классах сдавать аттестации по всем предметам.

Основные положения относительно домашнего обучения в России регулирует закон № 273-ФЗ от 29.12.2012

Стоит обратить внимание на следующие статьи:

  • статья 17 — определяет формы школьного образования;
  • статья 44 — утверждает права родителей на выбор формы обучения для ребенка до 9-го класса включительно и права детей на самоопределение в этом вопросе после 9-го класса;
  • статья 63 — устанавливает правила и особенности получения среднего образования.

Когда подходит семейное образование, а когда нет

Семейное образование — не панацея, и утверждать, что оно на 100% лучше обычной школы, нельзя. Это просто один из способов организовать обучение ребёнка. Вот когда может подойти семейное обучение. 

У родителей есть энергия и возможность выстраивать образовательный маршрут ребёнка. Даже если вы оплатите ребёнку обучение в онлайн-школе, всё равно придётся контролировать, увлекать, мотивировать учиться. Если вы планируете обучать ребёнка самостоятельно, то огромный запас энергии точно нужен. 

Дети занимаются спортом или творчеством. Если у ребёнка частые сборы, репетиции, соревнования, то посещать школу ему некогда. Хороший вариант — обучение в подходящем ему темпе. 

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Иногда ребёнку нужно регулярно проходить курсы лечения, или у него слабый иммунитет. В таком случае ему может быть показано домашнее обучение. Но по желанию родителей можно перейти и на семейное образование.  

Ребёнку требуется индивидуальный подход. Такое происходит, когда есть особенности развития. И здесь мы говорим как про детей с задержкой развития, так и про одарённых детей. На семейном образовании каждый ребёнок учится в удобном для него темпе.

«Мы узнали о семейной форме обучения из-за особенностей развития старшей дочери. Понимали, что система нам не подходит, нужен индивидуальный подход к ребёнку. Решили попробовать обучать самостоятельно программе начальной школы, а потом были готовы идти в школу. Но уже через пару лет мы увидели эффективность такого подхода — есть возможность идти ЗА ребёнком, за его возможностями, интересами. Поэтому решили оставаться дома и в школу не уходить.

Со средним сыном получилась обратная ситуация. Когда он дорос до школьного возраста, уровень его знаний уже был на уровне 2–3 класса. Причём я его образованием не занималась совсем. Дети просто играли в школу, и сын обучился многому через игру. Сейчас ему 9 лет, и он продолжает идти с опережением программы». 

Родителей не устраивает система образования и качество знаний. Одним родителям не нравится набор школьных предметов, другие считают, что задания в школе слишком простые или, наоборот, сложные и нелогичные. Семейное обучение даёт свободу в выборе содержания и методов обучения. Например, можно учить физику по школьному учебнику, а можно — по лекциям из МФТИ.   

Семья часто переезжает или путешествует. Есть семьи, которые на зиму уезжают в тёплые страны. Оставить ребёнка без обучения нельзя, а постоянно подстраиваться под пройдённое или непройдённое сложно. Как вариант — обучаться своими силами.

Можно ли по желанию

Перевод на домашнее обучение по собственному желанию законодатель назвал семейным образованием. Это вид индивидуального обучения, которое предусматривает получение школьником образования на дому в силу семейных обстоятельств.

Показания к надомному образованию

Надомное образование не связано с медицинскими показаниями состояния здоровья детей. Для перевода на домашнее обучение достаточно желания, а причинами перевода могут стать:

  • систематические пропуски уроков в связи с профессиональными спортивными увлечениями, увлечением искусством. Дети, заняты в спортивных школах, посещающие соревнования и сборы, ученики, школ искусств, регулярно участвующие в конкурсах, не могут постоянно посещать занятия в школе. В таком случае перевод домой разумное решение для получения среднего образования и аттестата;
  • высокий уровень способностей. Среднеобразовательная программа рассчитана на детей со стандартными способностями к обучению и восприятию информации. Ученикам, которые заметно опережают своих одноклассников в развитии, нелегко подстроиться под процесс обучения, несоответствующий их возможностям. Детям скучно на уроках. Это негативно влияет на их отметки и моральное состояние. Семейное обучение – решение проблемы;
  • особенности трудоустройства родителей. Регулярные переводи родителей из города в город в силу рабочих обстоятельств, заставляют их переводиться из школы в школу. Это вредит не только успеваемости ученика, но и его моральному здоровью. Избежать постоянного изменения круга общения, учителей, коллектив в целом, нарушения психики поможет семейное образование;
  • религиозные, идеологические побуждения родителей, исходя из которых нельзя отдавать детей в общеобразовательную школу. Домашнее образование поможет получить школьный аттестат и избежать разногласий;
  • сложности в общении с преподавателями и одноклассниками. Часто дети сталкиваются с такими проблемами, не позволяющими полноценно посвящать себя процессу обучения.

Важно! Часто дети с трудом переживают отрыв от одноклассников. При выборе домашнего обучения стоит учитывать его желание

Дома дети могут получать знания как с родителями, так и с преподавателями со своей школы или репетиторами. Индивидуальные занятия школьников на домашнем обучении с преподавателями со школы оплачиваются родителями отдельно, а аттестации ученик будет сдавать наравне с другими школьниками.

Виды аттестаций

Школьники на семейном обучении сдают два типа аттестаций: промежуточную и итоговую. Обе они имеют свои специфики.

Специфика промежуточной аттестации:

  • сдается каждую четверть, посеместрово или по итогу учебного года;
  • может быть в устной, письменной или смешанной форме;
  • срок сдачи определятся учебным заведением.

Специфика итоговой аттестации:

  • ученик допускается до сдачи при условии наличия всех оценок по промежуточным аттестациям;
  • в 9-м классе сдается в виде ОГЭ, в 11-м в виде ЕГЭ;
  • проходит для всех учеников в одночасье согласно срокам, выбранным для сдачи такого рода экзаменов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector