11 советов, как справиться с истериками у ребенка

Как успокоиться родителям?

Основная проблема детской эмоциональности в том, что она часто провоцирует истерику у взрослых.  

Если вы будете понимать причины крика ребенка, полдела сделано. Он не ведет себя так специально, вам назло, ему и самому плохо, тяжело и непонятно. Вы для него — опора, нечто незыблемое в том пространстве, которое для него рушится. Это ВЫ должны взять на себя ответственность и повести себя правильно, не скатываясь в крики и ярость.

Что поможет собраться с духом и сохранить самообладание? Дыхание! Есть одна простая техника, которая помогает практически в любой кризисной ситуации – глубокий медленный вдох и выдох. Вы будто обманываете свою нервную систему: «Все хорошо, я спокоен, не нужно давать команду на увеличение гормонов стресса». Трюк отличный и работает безотказно. Из этого состояния вы уже можете действовать разумно.

Еще один важный момент касается тона общения с ребенком. Вы наверняка замечали, что у одних родителей получается быстро успокоить малыша, а у других нет. Да, эмоциональные особенности ребенка тоже имеют значение. Но в большей степени это связано с тем, насколько хорошо простроена связь с детьми.

Если хотите, чтобы ребенок выполнял ваши просьбы, научился вас слышать, подкрепляйте его поведение, которое вам нравится, положительными эмоциями. Хвалите, когда он делает то, что нужно. Малыши могут танцевать, читать стихи, дети постарше –   нарисовать рисунок сложный по композиции и т. д.  Так вы выстроите прочный контакт с ребенком, что в дальнейшем поможет вам быстрее находить с ним общий язык даже во время истерики.

pixabay.com

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями. 

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста. 

<<Форма с консультацией>>

<<Форма бесплатного курса>>

Что не допускается делать при истерике

При возникновении истерики, следует вести себя максимально правильно. Существует 7 действий, которые недопустимо делать родителям:

  1. Нельзя при истерике сразу исполнять желание. Кончено, это успокоит, но затем все опять повторится по протоптанному пути.
  2. Не стоит спорить, а тем более его дразнить.
  3. Не нужно переходить на крик, это усилит гнев и истерику.
  4. Не стоит наказывать или поощрять, факт истерики должен остаться практически незамеченным.
  5. Не стоит слова ребенка воспринимать серьезно и обижаться на них, так как в таком состоянии он способен сказать все что угодно.
  6. Не стоит стыдить, что приступ случился на глазах других людей. Если манипулятор поймет, что вы ему немного уступаете перед чужими людьми, то истерика постоянно будет происходить именно в общественном месте.
  7. Не стоит вовлекать в истерику посторонних людей. Если он начнет понимать, что его вопли ни на кого не действуют, быстро прекратит спектакль.

Причины плача ребенка

Все причины расстройства младенца сложно воспринимать в первые недели и месяцы. Со временем ребенок будет четче проявлять эмоции, а мама лучше его понимать, устраняя беспокойство.

Чувство голода

Часто ребенок кричит громко и не может успокоиться даже на руках. Пытается взять свой кулачок в ротик, во время истерики не сразу берет грудь или бутылочку.

Истинная причина в голоде. Чуть успокоившись, он с удовольствием начнет принимать еду.

Требуется контакт с мамой и грудь для успокоения

В этом случае ребенок нуждается в тесном контакте с мамой. Для ребенка требуется создать условия, максимально приближенные к жизни в животе. Тесное пространство, тепло и грудь. Спасает в такой ситуации тугое пеленание. Ребенок быстро успокаивается и засыпает.

Скорее вы услышите назойливые жалобные крики. Просто проверьте подгузник или смените пеленку.

Болит животик – метеоризм

Эти крики резкие, пронзительные, с большой тревогой. Заставляют впечатлительных родителей сопереживать малышу. Главное, не поддаться панике и решить проблему.

До трех месяцев такой плач может заставить поволноваться родителей. Все из-за незрелой пищеварительной системы. Считается, что мальчики страдают коликами чаще девочек.

Жарко или холодно

Следите за температурой и влажностью. Если вам холодно или жарко —  это не значит, что ребенок чувствует то же самое. Определите комфортную для него температуру и правильно подбирайте одежду как дома, так и на прогулке.

Необходимость опорожнить кишечник

Плачущего ребенка вы застанете с поджатыми ножками. Скорее всего, ему нужно освободить животик. Вы можете помочь массажем или легко похлопать по попке. Рецепторы передают сигнал в мозг и скоро ребенок легко опорожнится.

Сонливость

Плач прерывистый. Успокоить новорожденного можно, качая на руках, лежа на кровати, в слинге, в коляске — любым привычным способом мамы.

Как отличить истинную истерику?

Истинная истерика – не способ манипуляции. Ребёнок действительно не может совладать с собой. Такая истерика может начаться даже без видимых причин и никогда не заканчивается внезапно. Если ребёнок закатывает истерику умышленно, используя её как способ давления, то, как правило, он мгновенно успокаивается, получив желаемое. С истинной истерикой всё иначе.

Кроме того, если малыш сильно переживает, слёзы и рыдания не прекратятся мгновенно, даже если некому будет утешать его. Если истерика демонстративна, то для её прекращения стоит только убрать зрителей и предложить ребёнку побыть одному и успокоиться. Минута, другая и эмоциональный всплеск прекратится также внезапно, как и начался. Совсем по-другому обстоит дело с истинной истерикой – оставшись один, ребёнок будет продолжать плакать и совершать другие действия, свойственные истерике.

Она означает, что ребёнок действительно расстроен, и ему сейчас очень тяжело. Он бушует, гормоны стресса не дают ему контролировать своё тело и эмоции, он не может учитывать чувства других людей. В такие моменты его бесполезно ругать, отвлекать или наставлять. Он вышел из себя, и нужно дать ему время, чтобы успокоиться.

Что если такие истерики случаются у ребёнка вечером, после посещения детского сада?

Капли и медицинские препараты, чтобы успокоить грудничка

Многие родители, перепробовав многие народные методы, чтобы успокоить своего малыша, прибегают к медикаментозному варианту. В данном случае, лучшим решением будет обратиться к педиатру или к невропатологу для полного обследования ребенка. Тогда врач сможет точно определить, какие именно препараты подходят именно вашему малышу.

Для крошечных деток до 1 года, чаще всего назначают такие средства:

  • Глицин – считается самым применяемым средством, т.к. по сути это та же аминокислота. Способствует эмоциональной разгрузке и снижает уровень возбудимости нервной системы. Это самый безобидный препарат;
  • Дормикинт – действует как снотворное;
  • Нотта — выпускается в виде капель и помогает успокоить нервную систему;
  • Баю-бай — капли, что помогут нормализовать сон;
  • Магне-Б6 – назначают после общего анализа крови ребенка. Позволяет восполнить недостаток магния, который является главным элементом нервной системы;
  • Пантогам – улучшает работу мозга и ЦНС;
  • Фенибут — подходит с рождения, балансируя дневной/ночной сон и успокаивая нервную систему от перевозбудимости;
  • Вибуркол – это гомеопатический препарат, на основе растительных компонентов.

С лекарственными препаратами стоит быть аккуратными

Как видно, есть множество способов, чтобы успокоить грудничка. При этом большинство из них не требуют даже финансовых затрат или каких-то профессиональных умений. Лекарственные препараты все же стоит использовать в крайних случаях и только после консультации у педиатра. А также старайтесь больше соблюдать телесный контакт с крохой, особенно в первые месяцы жизни.

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату. 

Мнение специалиста

Детские истерики — одна из распространенных проблем, с которыми родители обращаются к психологу. Чаще всего с подобной ситуацией сталкиваются родители трехлетних детей, как и было в случае с Антониной. Это связано с тем, что 3 года – это один из так называемых «переломных» моментов в жизни ребенка. Именно в этом возрасте у него возникает потребность контролировать окружающий мир. Очень часто бывает, что малышу гораздо важнее не получить что-то, а доказать себе и окружающим, что он владеет ситуацией. Это, как раз, прекрасно иллюстрирует описанная ситуация, когда ребенок хотел игрушку, хотя «точно такая машина была у него дома». Ему важна не машина, а то, что он может уговорить маму что-то сделать. К слову, несмотря на то, что девочки считаются более эмоциональными, детским истерикам все же больше подвержены именно мальчики.

Очень часто причина столь бурных реакций кроется в неправильном поведении родителей. Самая частая ошибка тут – разрозненный подход к решению этой проблемы между членами семьи. В таком случае ребенку становится сложно определить, как можно себя вести, а как – нет. Например, в ситуации Антонины, бабушка и дедушка были более лояльны по отношению к внуку и шли на уступки. Мама, в свою очередь, совершала отчаянные попытки с этим бороться. Это, кстати, весьма распространенная ситуация: родители выбирают более строгий подход, а бабушки и дедушки имеют склонность баловать внуков. Отец и мать тоже порой не сходятся во взглядах на воспитание

Здесь очень важно, чтобы в случае каких-либо противоречий, родственники обсуждали их без присутствия ребенка. Если, например, отец наказал ребенка за что-то, а мать или бабушка с этим не согласна, то не стоит говорить этого при малыше

Такие вопросы должны решаться сугубо между взрослыми. Вообще, в идеале стоит заранее между собой договориться, как вы будете себя вести при тех или иных обстоятельствах и следовать единой линии поведения. Это поможет ребенку более четко провести для себя черту между дозволенным и непозволительным.

При правильном поведении родителей и остальных членов семьи, решение как успокоить ребенка во время истерики находится само по себе – «переломный» возраст проходит, а вместе с ним заканчиваются и истерики. Безусловно, можно прибегать к предложенным рекомендациям, в некоторых случаях они бывают действительно эффективны

Однако они, скорее, помогают «снять симптомы», что порой тоже очень важно. Главное не забывать о том, что воспитание детей – это очень сложный процесс, на протяжении которого родителям просто необходимо прислушиваться друг к другу и действовать сообща

Антидепрессанты против депрессии

Прежде всего, для лечения депрессии назначают антидепрессанты. Это первые и главные препараты для ее медикаментозного купирования.

Существует теория, согласно которой депрессия возникает из-за снижения в головном мозге уровня определенных медиаторов: серотонина, дофамина, норадреналина и других подобных веществ. Действие антидепрессантов направлено на предотвращение разрушения этих медиаторов или блокировку их обратного захвата. При этом их концентрация в области синаптической щели увеличивается, что усиливает их воздействие.

У каждого больного существует свой антидепрессивный порог, ниже которого препараты этой группы не оказывают должного воздействия, а проявляют либо легкий седативный, либо побочные эффекты.

 Впервые мир услышал об этих средствах в 1950 году, когда были синтезированы ипрониазид, а также имипрамин. До этого для борьбы с депрессией применяли опиаты, амфетамины, барбитураты, вытяжки из зверобоя и раувольфии.

Основные эффекты, которые оказывают антидепрессивные средства:

  • поднимают настроение;
  • устраняют тревожность, раздражительность;
  • снимают апатичность;
  • нормализуют эмоциональный фон;
  • улучшают аппетит и сон.

Антидепрессанты достаточно популярны в лечении депрессии. По статистике, наибольшее количество их употребляют в Исландии.

Среди врачей и ученых бытует факт, что наиболее подвержены возникновению депрессивного расстройства юмористы, веселящие всех люди. Несмотря на их внешнюю жизнерадостность и позитивизм, они часто становятся заложниками этого состояния.

Известного комика Джима Керри, еще до его признания публикой, сразила как раз эта болезнь. Ему удалось избавиться от нее традиционными методами: антидепрессантами и психотерапией.

Существует 4 поколения таких препаратов, отличающихся сроком возникновения.

Первое поколение представлено трициклическими антидепрессантами: амитриптилин. Они оказывают очень сильное лечебное воздействие, но и оставляют после себя много побочных эффектов. Среди них:

  • бред, галлюцинации;
  • нарушение сна;
  • головные боли и головокружение;
  • возбуждение;
  • запоры, снижение АД и половой функции.

Их возникновение связано с неспецифическим воздействием препаратов на медиаторы. Грубо говоря, они способствуют синтезу как нужных, так и ненужных в данном состоянии нейромедийных веществ. Из-за их хаотичного взаимодействия и появляются нежелательные последствия.

Препараты второго поколения являются производными первых антидепрессантов, они проявляют уже избирательное действие, поэтому вызывают меньше «побочек». Но к сожалению, против глубоких форм депрессии они бессильны. Их представителями выступают Миансерин, Мапротилин. В настоящее время эта группа препаратов отошла на второй план.

Третье поколение антидепрессантов – это принципиально новые средства с мягким действием и минимумом негативных последствий. Они работают селективно, то есть избирательно, действуя исключительно на серотонин, а, точнее – на его обратный захват. Именуются они селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (Флуоксетин, Сертралин). Помимо устранения тревожности, они снижают проявления панических атак, фобий, навязчивых состояний. Восстанавливают нормальный аппетит. Малотоксичны и подходят для пожилых пациентов. Наибольшую эффективность они проявляют при купировании глубокой депрессии. При более легкой степени их действие малозаметно.

Прорывом в синтезе антидепрессантов стали средства четвертого поколения. Они характеризуются максимальным скоплением положительных свойств и минимумом отрицательных. Препараты этой группы хорошо переносятся пациентами:

  • не оказывают токсического воздействия на печень, почки, сердце и половую систему;
  • не способствуют повышению массы тела;
  • под их воздействием не развивается сонливость, что сохраняет возможность управлять транспортом при параллельном их приеме.

Антидепрессанты четвертого поколения в настоящее время чаще всего применяются в терапии депрессии. Их исключительная переносимость организмом, удобная схема приема и отсутствие побочных эффектов делают непререкаемыми лидерами среди их аналогов.

Что происходит, когда изменения невозможны?

Первый путь — это почувствовать печаль, сожаление о том, что нельзя изменить. Иными словами — прийти к тщетности. Как правило, вместе с этим чувством могут прийти и слезы тщетности. И это самый экологичный путь выхода фрустрации. 

Но он возможен далеко не всегда, особенно, если речь идет о маленьких детях. Чем большее значение имеет то, что «не работает» для ребенка, тем меньше вероятность, что прийти к тщетности получится сразу. И тогда фрустрация переходит в агрессию. 

Наблюдая такие варианты вспышки агрессии, родители и говорят: «у ребенка истерика». Даже если в этом случае есть слезы, они выматывающие и непродуктивные. И это отличает их от слез тщетности. 

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Как правильно себя вести во время детских истерик?

1. На уровне физиологии во время детского плача у взрослого человека вырабатывается кортизол — гормон стресса. Поэтому первое, и самое главное, что нужно сделать родителю – это самому успокоиться, и разобраться в том, что происходит с ребёнком.

2. Помочь ребёнку осознать, что происходит. Дать понять, что родитель понимает, какие эмоции тот испытывает в данный момент. И показать малышу выход из сложившейся ситуации

Сфокусировать внимание ребёнка на чём-то другом, новом и интересном

3. Если же истерика по-прежнему не проходит. Попробуйте оставить его наедине с самим собой, обязательно объяснив, что вам не нравится его поведение, и он сможет прийти к вам, когда успокоится.

Что делать после истерики?

Лучше общаться с малышом на уровне его глаз, для этого нужно присесть и вести разговор «на равных». Голос должен быть спокойным, но в тоже время твердым и уверенным.

Избегать выражений «Не смей» или «Ты не должен»: таким тоном нельзя ребенку объяснить, почему он не должен себя так вести. Нужно свои требования выражать в форме просьбы: «Я бы очень не хотела, чтобы ты так делал» или «Я так расстраиваюсь вместе с тобой, что тоже сейчас заплачу».

Чаще всего истерика вызвана тем, что малыш не получил желаемого. Поэтому уже с раннего возраста нужно пробовать договариваться со своими детьми. Например: «Ты обязательно пойдешь погулять, но сначала игрушки положи на свои места», «Ты получишь очень вкусный десерт, но сначала нужно пообедать».

На пути к взрослению

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

  • Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
  • Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
  • Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

Основные признаки

Все дети индивидуальны, поэтому и в случае впадения в истерику каждый ребенок ведет себя по-разному. Одни громко кричат и топают ногами в надежде добиться своего, другие совершенно перестают себя контролировать и начинают кататься по полу. Но это не настолько страшно, как в том случае, если начинает проявляться агрессия. В таком случае ребенок может нанести повреждения себе или окружающим. Если родители уже успели изучить этот процесс, то примерно понимают, что будет происходить с их малышом при впадении в истерику. Это позволит предпринять меры безопасности. Как правило, перед тем, как закатить истерику, многие дети начинают себя характерно вести. Если взрослые успеют поймать нужный момент, то смогут попытаться предотвратить приступ.

Существуют особые предвестники истерики, которые сигнализируют о приближающемся приступе. Ребенок может начать методично раскачивать телом, похныкивать, сопеть или ворчать. Его глаза наливаются слезами, а губы поджаты, лицо краснеет, движения становятся резкими и нервными. Однако предвестники истерики могут появляться не всегда. Иногда приступ начинается неожиданно.

Что при этом делает ребенок:

  • сильно кричит и плачет;
  • стучит руками и ногами;
  • бьется головой об стену;
  • толкается и дерется, кусает себя;
  • падает на пол;
  • кашляет, дышит прерывисто;
  • в процессе катания по полу выгибает спину дугой, что является непроизвольными судорогами.

Кроме того, в истерике ребенок демонстрирует отсутствие реакции на слова, обращенные в его адрес со стороны взрослых. Также малыш может в порыве агрессии кричать в адрес взрослого, на которого направлена истерика, обидные слова, обзываться.

Какие эмоции при этом свойственны в момент приступа ребенку:

  • агрессия;
  • обида;
  • злость;
  • разочарование;
  • раздражение;
  • гнев.

Когда у ребенка начинается истерика, то он находится в состоянии аффекта. Это значит, что ребенок совершенно не способен себя контролировать. В случае нанесения себе увечий боль малыш в этот момент совершенно не чувствует. Несомненно, наблюдать за подобным поведением любимого чада страшно и невыносимо. Если взрослый стал свидетелем подобной сцены, он должен знать, какие меры предпринять, чтобы помочь малышу поскорее успокоиться и прийти в себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector