Здоровье с доктором комаровским: пять способов облегчить жизнь малышу при запорах

Виды туалетов для детей

Туалеты для детей разработаны с учетом их анатомических особенностей. На современном рынке представлено множество вариантов детских горшков, унитазов и сидений, которые помогут постепенно приучить ребенка к использованию унитаза для взрослых.

Переносные горшки

На сегодняшний день возможность выбрать переносной горшок на любой вкус есть у каждого. Ассортимент представлен горшками всех цветов радуги, с подсветкой и без, в виде героев сказок и мультфильмов и даже с музыкальными проигрывателями.

Некоторые горшки спроектированы в виде миниатюрных унитазов, их сидения в точности дублируют сидения стандартных унитазов, а у некоторых даже имеется держатель для туалетной бумаги.

Переносной горшок

Главным преимуществом такого мини-унитаза является то, что малыш может воспользоваться им без посторонней помощи, а в процессе акта дефекации будет упираться ногами в пол.

Основным минусом любого горшка является необходимость выбрасывать содержимое и промывать его после каждого использования.

Детские унитазы

Специальный детский унитаз – удобный вариант для многодетной семьи, живущей в большой квартире или частном доме.

Однако чаще всего такие унитазы можно увидеть в детских садах, поскольку далеко не все квартиры оснащены просторными санузлами, способными без труда вместить в себя еще один унитаз.

Детские унитазы

Кроме того, проведение канализации, подачи воды и системы отвода стоков – дело довольно хлопотное, а если учесть, что такой унитаз прослужит от силы пару-тройку лет, после чего его придется демонтировать за ненадобностью, то и желание устанавливать мини-унитаз отпадет напрочь.

Наиболее рациональным и практичным решением станет приобретение сидения для унитаза.

Как Узнать, Что Ваш Малыш Полностью Приучен К Горшку?

Полностью приученный ребенок сможет четко передать, когда он хочет пописать и покакать. Они могут спустить штаны, заправить рубашки и самостоятельно воспользоваться привычной ванной. Однако им может потребоваться помощь в незнакомых или общественных туалетах.

Можно сказать, что у ребенка развился первичный контроль над мочевым пузырем, когда нет непроизвольного вытекания мочи в дневное время. Вторичный контроль мочевого пузыря считается развитым, если у малыша постоянно отсутствует дневное непроизвольное выделение мочи в течение трех месяцев .

Приучение к туалету — важное событие в жизни ребенка. Хотя это может быть временем испытаний для родителей, это также непростой переходный период для детей

Соблюдение некоторых советов и приемов поможет вам лучше обучить ребенка. Ключ к процессу — терпение и настойчивость.

Есть ли у вас какие-нибудь советы, как приучить ребенка к горшку? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже.

Что делать при конфузе?

Когда малыш не дает себя посадить на горшок, ни в коем случае не нужно его удерживать.

Если ребенок привык это делать стоя, надо подождать, когда он сам захочет попробовать свои силы в другой позе. Также в таких начинаниях кроха может плакать.

Это связано с болезненными ощущениями.

Мать может попробовать поставить глицериновую свечку, если у малыша долго не получается сосредоточиться на процессе. Придет позыв, и он сам сделает все что нужно в горшок.

Когда все случится, малыша нужно обязательно похвалить и возможно чем то поощрить его большие начинания. Нужно показать ему, что взрослые испытывают радость к таким победам.

Знакомство с естественной физиологией, так же важный и познавательный процесс всего мероприятия. Надо показать ребенку его конечный результат пищеварительной деятельности. Если он захочет потрогать содержимое горшка, — помочь в познании. Следует промыть горшок вместе, и тогда он перестанет бояться своих действий.

Любое насилие над волей ребенка, может в дальнейшем проявляться неврозами.

Расскажу об этих заболеваниях.

Дисфункции мочевого пузыря — целая группа состояний, обычно проявляющихся и дневными жалобами.

Мочевые инфекции — проявляются увеличенным количеством бактерий и лейкоцитов в анализах мочи

Хронические заболеваний почек — сопровождаются также отставанием в физическом развитии или даже потерей массы тела, повышением артериального давления, отеками, нарушениями в анализах мочи — повышением уровня белка и красных кровяных клеток. 

Доктор легко исключит это состояние по вашим жалобам, результатам осмотра, довольно простым  анализам мочи и крови.

Врождённый клапан задней уретры  — врожденная аномалия в виде  складок слизистой оболочки на выходе из мочевого пузыря, которые   препятствуют его опорожнению.

Проявляется неполным опорожнением мочевого пузыря — даже после мочеиспускания можно нащупать  наполненный мочевой пузырь. Также проявляется слабой или прерывистой струей,  затрудненным началом мочеиспускания, повторными мочевыми инфекциями.

Эктопия уретры у девочек— неправильное расположение выхода мочеиспускательного канала. Основная жалоба — постоянное подтекание мочи.

Тяжелые запоры.

Ссылки на мои заметки по этой теме:

И отличное видео о причинах запоров — на английском, но там все понятно и без перевода…

Серповидно-клеточная анемия — очень редкое в России заболевание крови.

Судороги — проявляются в стереотипных приступах — определенные движения, остановка взора, мгновенная потеря тонуса мышц.

Сахарный диабет — проявляется в повышенной жажде, учащенном мочеиспускании, быстрой потере массы тела, сахаре в моче.

Несахарный диабет — редкое состояние, которое проявляется жаждой, большим объемом выделяемой за сутки мочи очень низкой плотности.

Спинальный дизрафизм  — группа заболеваний спинного мозга и позвоночника, которые могут проявляться в нарушениях работы тазовых органов, в том числе и мочевого пузыря.

Обструктивное апноэ сна — кратковременные эпизоды нехватки кислорода в мозге могут заставить ребенка обмочиться.

Кстати, в начале сентября моя коллега замечательный ЛОР и фониатр Анна Колесникова рассказывала об этой проблеме в своем инстаграме https://www.instagram.com/lor_kolesnikova/

Острицы — проявляются обычно зудом в области ануса вечером и ночью.

Первичная  полидипсия — состояние, когда ребенок просто очень много пьет. Возникает по разным причинах, часто бывает психогенным.

Как учить

Первый этап

Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.

Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.

Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.

Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.

Второй этап

Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.

Основная задача мамы в это время — быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.

Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния «сухое-мокрое».

Почему ребёнок боится какать

Терпит, чтобы избежать неизбежного. Если ребёнок столкнулся с болью во время дефекации, он может начать бояться какать. Такая тактика может провоцировать запоры и приводить к дискомфорту при дефекации. Получается замкнутый круг: терпит — из-за этого снова больно — опять терпит.

Даже взрослые пытаются отсрочить неприятные ситуации, а дети — тем более. Таким образом, если из-за затвердевших каловых масс малыш ощутил боли при дефекации, в следующий раз он попытается оттянуть этот момент.

Испытывает стресс или не может адаптироваться на новом месте. Дефекация — психологизированный акт, который во многом зависит от наших установок и переживаний. Например, на новом месте даже у многих взрослых не сразу нормализуется стул. Действует природный механизм — в любой незнакомой ситуации подожди и не оставляй следы.

Как помочь малышу освоить горшок без стресса и когда начинать это делать — рассказываем в мини-курсе

Существует две базовые стратегии. Птица в стрессе первым делом облегчается, чтобы буквально налегке сняться с места. А вот все, кто прячется или выслеживает, наоборот, избегают оставлять после себя пахучие следы, пока опасность не минует. У людей нередко запускается эта стратегия тела: есть стресс, опасность, незнакомая ситуация — значит, лучше потерпеть.

Есть переживания, связанные со свободным выражением эмоций, проявлением себя. Да, дефекация связана с экспрессией себя, а в более взрослом возрасте и с творчеством. Кал — это первое, что человек производит в своей жизни. Из еды мы делаем отходы и наблюдаем результат. С позиции взрослого это незначительное достижение: ведь мы уже научились производить более сложные, интересные и ценные продукты. У ребёнка же всё иначе, и ему нужно принять то, что он производит, выработать к процессу дефекации стабильное нормальное отношение.

Если есть переживания, мешающие это сделать — брезгливость, страх не угодить любимому взрослому или разочаровать его — то они могут стать почвой для развития страха к дефекации. Бывают очень восприимчивые и чувствительные дети, и они могут всерьёз опасаться, что испачкавшимися и испускающими неприятный запах будут отвергнуты родителями (особенно если родители подпитывают эти опасения, ругая малыша, когда тот обкакался). Отсюда возможны и боли, и переживания.

Если ребёнку пока небезопасно выразить себя, он закрывается — зажимается и психологически, и физически — в итоге сам стимулирует запор своим страхом.

Подобрано неподходящее питание. Если в рационе ребёнка преобладает грубая пища, не хватает жидкости или ещё что-то провоцирует чрезмерную твёрдость каловых масс, то могут возникать боли во время дефекации. И, как следствие, страх к этому процессу.

Медицинские причины. Есть ряд заболеваний кишечника, кожи и других, при которых малыш может столкнуться с запорами и болями при дефекации. Для установления диагноза и возможного лечения необходимы знания специалиста, и даже ему могут быть нужны результаты анализов или исследований. Если ваш педиатр придерживается доказательной медицины, то не назначит необоснованных обследований и лечения, но сможет определить проблему, если она есть, и предложить способы её решить.

Почему возникают запоры

Причины могут быть разные:

  1. Органические. Обусловлены развитием воспаления в области желудочно-кишечного тракта или врожденными патологиями.
  2. Функциональные. Могут быть связаны с различными факторами:
  • Изменениями в распорядке дня и времени кормления малыша.
  • Неудачным выбором молока.
  • Скудным питьем.
  • Неправильным питанием мамы.
  • Низкой активностью ребенка.

Сначала следует привести в норму режим кормления крохи. Почему некоторые медики рекомендуют давать ребенку порцию больше, чем обычно? Это позволит быстрее справиться с запором, активизирует пищеварительную систему.

Чтобы улучшить пищеварение, можно переворачивать малыша на живот на 10 минут, а после этого делать легкий массаж и использовать теплую грелку.

Если запор наблюдается уже дольше, чем 1,5 суток, следует воспользоваться водяной клизмой. Вода в клизме должна достигать температуры 22 градуса.

Как развивается ректофобия

Это один из патологических страхов, возникновение которого мало связывают с негативным детским опытом.

Одной из малочисленных причин расстройства родом из детства считается наследственность. Страх – заразительное чувство. Если член семьи страдает от навязчивого страха запоров много лет, прибегает к различным способам предотвращения их развития, то нередко дети перенимают болезненное поведение. Постоянно наблюдая борьбу взрослого с мнимой проблемой, ребенок вскоре тоже «заболевает» подобным страхом. Тревожиться по поводу работы кишечника становится для него закономерным.

Боязнь запоров способна возникнуть в результате случайно услышанной или прочитанной информации, просмотра фильма. Например, человек узнал, что хронические запоры провоцируют рак кишечника, и с тех пор его преследует стойкий страх отсутствия дефекации.

Основной причиной ректофобии становится пережитый болезненный опыт, связанный с конкретным заболеванием. В большей части случаев – это проблемы с кишечником:

  • геморрой;
  • трещина анального отверстия;
  • опухолевые заболевания;
  • колиты.

Механизм развития фобии сводится к следующему. Боли, которые испытывает больной при кишечных заболеваниях (трещинах ануса, геморрое) приносят нестерпимые мучения. В связи с этим человек умышленно начинает избегать акта дефекации, чтобы предотвратить нежелательные ощущения. Насильственное воздержание от опорожнения кишечника провоцирует запор с усилением болей за счет перерастянутой прямой кишки. К процессу присоединяется метеоризм, тошнота, чувство распирания. Больной раздражителен, агрессивен. Некомфортные ощущения сопровождают человека и ночью, в результате чего развивается бессонница.

В дальнейшем, с лечением основного заболевания, запоры прекращаются. Стул налаживается. Но страх повторения пережитого с массой неприятных симптомов сохраняется, трансформируясь в фобию. Ректофоб уже без надобности продолжает принимать слабительные, придерживаться особого питания.

Частота развития этой фобии особо высока именно при кишечных заболеваниях. Причина тому – длительное воздержание от обращения к врачу. Пациентом движет чувство неловкости перед посещением проктолога, поскольку процесс охватывает довольно деликатную область, а также неоправданный страх того, что осмотр и обследование вызовут боль, дополнительный дискомфорт.

Таким образом, длительные мучения, связанные с кишечными заболеваниями, провоцируют формирование расстройства.

Другой причиной ректофобии может стать послеоперационный период, требующий некоторого времени для восстановления нормального функционирования кишечника, любые другие состояния, провоцирующие развитие стойких запоров.

Женщина, 37 лет. После родов, разрешившихся кесаревым сечением, некоторое время была вынуждена соблюдать постельный режим. Когда ей разрешили вставать, сохранила ограниченную активность в связи с чувством дискомфорта в оперируемой области. Малоподвижный образ жизни спровоцировал проблемы со стулом. Состояние омрачали боли в области шва, вызванные вздутием живота. Когда болевые спазмы стали нестерпимыми, женщина обратилась к врачу. Доктор назначил медикаментозное лечение и диету.

Вскоре работа кишечника наладилась, но стойкий страх возобновления запоров заставил женщину продолжать принимать слабительное, увеличивая дозировку. Она придерживалась строгой диеты: овсяная каша, приготовленная на воде, и кефир. Загружала себя физическими упражнениями, чтобы компенсировать малую активность. В итоге у женщины возобновились боли в области шва, из-за недостатка питания появились проблемы с лактацией.

Определенный риск заполучить расстройство существует у людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Этому способствует сидячая работа, игнорирование активного отдыха, занятий спортом.

Почему ребёнок боится какать

У детей в возрасте 2-3 года формируется полноценный режим похода  в туалет по большому. Большинство уже приучены ходить на горшок. В норме двухлетний ребёнок ходит по большому ежедневно или через день. Если через 3-4 дня ребёнок не какает – появляется повод задуматься о констипации (запоре).

Среди причин, влияющих на задержку стула в возрасте 2-3 лет, специалисты выделяют:

  • Неприятные воспоминания, связанные с опорожнением.
    Возможно, у ребёнка был понос, кто-то из окружающих отреагировал слишком бурно, возможно над ним посмеялись или высказались по поводу неприятного запаха. А теперь, садясь на горшок, малыш ощущает стеснение, зажимается, изо всех сил сдерживает себя.
  • Поход в детский сад, смена обстановки.
    Малыш регулярно какал в присутствии мамы, а теперь пошел в ясли и рядом с ним чужие люди: воспитатели, остальные дети. Происходит стеснение, стресс, вследствие чего – задержка стула и страх какать в саду. Ребёнок отказывается ходить на чужой горшок в присутствии посторонних людей и терпит до дома. Терпение входит в привычку и становится тяжело сходить даже дома. Не один раз от мамочек слышала истории о том, что нянечки в садике оговаривают малышей, которые просятся в туалет по большому, явно показывают своё недовольство.
  • Боится какать после запора.
    Постоянное сдерживание приводит к уплотнению каловых масс. Ребёнок пытается сходить по большому, тужится, испытывает боль при дефекации, образуются трещины в заднем проходе. Из-за испытанных ранее ощущений, в следующий раз он будет как можно дольше откладывать поход на горшок, в результате образуется замкнутый круг: терпит из-за того, что больно какать, а какать больно, потому что терпит.
  • Раздражённый кишечник.
    Проблема со стулом появляется на фоне постоянных стрессов и потрясений. В работе вегетативной системы происходит сбой. Кишечник передаёт импульсы мозгу с запозданием. В результате происходит развитие запора.
  • Недостаток любви и понимания со стороны родителей.
    Малыш не получает необходимое количество любви и заботы. Он может наложить в штаны, за что мама и папа будут его ругать. В следующий раз, чтобы не расстраивать родителей, он решит не какать вообще и будет всячески препятствовать акту дефекации.
  • Рьяное приучение к горшку.
    Родители решили приучить своего ребёнка ходить на горшок, но тот протестует и какает в штанишки. Его за это наказывают, ребёнок понимает, что его наказали за то, что он покакал. В следующий раз он будет всячески стараться избежать наказания путём сдерживания кала.
  • Негативная обстановка в семье.
    Дети чувствуют накалённые отношения родителей, поглощают негативные эмоции. А стрессы и переживания сказываются на работе пищеварения и моторике кишечника. В результате появляется психологический запор, и ребёнок боится покакать.
  • Малыш считает процесс дефекации постыдным.
    Поэтому боится ходить в туалет по большому. Само по себе такое мнение сформироваться не могло, вероятно ребёнок услышал в семье шуточки по этому поводу. Возможно, как-то выходя из туалета, папа получил замечание от мамы по поводу неприятного запаха, который распространился по всей квартире. Взрослый мужчина мог отшутиться, а ребёнок «намотал на ус», что он тоже может получить замечание, когда покакает.

Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

А перед тем, как перечислять методики, хотим поделиться рассказом молодой мамы про приучение к горшку:

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.

Виды туалетов для детей

Туалеты для детей разработаны с учетом их анатомических особенностей. На современном рынке представлено множество вариантов детских горшков, унитазов и сидений, которые помогут постепенно приучить ребенка к использованию унитаза для взрослых.

Переносные горшки

На сегодняшний день возможность выбрать переносной горшок на любой вкус есть у каждого. Ассортимент представлен горшками всех цветов радуги, с подсветкой и без, в виде героев сказок и мультфильмов и даже с музыкальными проигрывателями.

Некоторые горшки спроектированы в виде миниатюрных унитазов, их сидения в точности дублируют сидения стандартных унитазов, а у некоторых даже имеется держатель для туалетной бумаги.

Переносной горшок

Главным преимуществом такого мини-унитаза является то, что малыш может воспользоваться им без посторонней помощи, а в процессе акта дефекации будет упираться ногами в пол.

Основным минусом любого горшка является необходимость выбрасывать содержимое и промывать его после каждого использования.

Детские унитазы

Специальный детский унитаз – удобный вариант для многодетной семьи, живущей в большой квартире или частном доме.

Однако чаще всего такие унитазы можно увидеть в детских садах, поскольку далеко не все квартиры оснащены просторными санузлами, способными без труда вместить в себя еще один унитаз.

Детские унитазы

Кроме того, проведение канализации, подачи воды и системы отвода стоков – дело довольно хлопотное, а если учесть, что такой унитаз прослужит от силы пару-тройку лет, после чего его придется демонтировать за ненадобностью, то и желание устанавливать мини-унитаз отпадет напрочь.

Наиболее рациональным и практичным решением станет приобретение сидения для унитаза.

Нежелание ребенка какать в горшок

Как приучить ребенка пить воду в разном возрасте

Очень часто молодые мамочки сталкиваются с такой проблемой, когда умеющий ходить на горшок кроха вдруг перестает на него садиться. Если родители уговаривают и настаивают, то начинает громко плакать. Причин такого поведения может быть несколько:

  • Перемены в привычном режиме: процесс адаптации к садику, смена места жительства, рождение младшей сестренки или братика;
  • Ссоры в семье, которые отрицательно влияют на поведение малыша;
  • У крохи режутся зубки, он перенес плановую вакцинацию;
  • Когда-то малышу было больно какать, и он не хочет, чтобы эта ситуации повторилась опять;
  • Ребенок протестует в ответ на давление со стороны родителей;
  • Перевозбужденное состояние;
  • У младенца появился страх потери (он не хочет расставаться с какашками);
  • Малыш боится, что его горшочек будет запачкан;
  • Перенесенное недавно заболевание часто приводит к регрессу, и ребенка придется обучать хождению на горшок заново.

Важно! Если малыш не хочет сидеть на горшке, это может привести к задержке стула, соответственно, запору. Малыш будет еще сильнее протестовать и не захочет садиться на горшок вообще

Если ситуацию не исправить, у младенца может возникнуть психологический запор, который вылечить непросто. Родители должны понять, почему это происходит, и исправить ситуацию как можно раньше, чтобы не возникло проблем в дальнейшем.


Мальчик на горшке

Поговорим о том, как устроен мочевой пузырь и как происходит его нормальное созревание.

Мочевой пузырь — это полый орган, задача которого собрать в себя мочу, которая через два мочеточника приходит в него из правой и левой почки, а затем в определенный момент выплеснуть через мочеиспускательный канал наружу.

2 — почки, 4 — мочеточник, 5 — мочевой пузырь, 6 — уретра или мочеиспускательный канал

Его накопительная функция обеспечивается  возможностью значительно растягиваться  по необходимости — ведь его стенка преимущественно состоит из плоской мышцы — детрузора (или выталкивателя). 

Детрузор позволяет мочевому пузырю сильно растянуться, а затем сокращается и выбрасывает всю накопленную мочу наружу. Дополнительно этот процесс регулирует сфинктер — мышца-колечко на выходе из мочевого пузыря.

Для того, чтобы произошло мочеиспускание, надо скоординировать работу детрузора и сфинктера. Этим взаимодействием заведует множество нервных клеток как в спинном мозге, так и в разных отделах головного мозга  — вплоть до коры, где у человека находятся высшие мозговые функции.

Сразу после рождения работу мочевого пузыря регулируют пока самые примитивные участки головного и спинного мозга.

Photo by Hu Chen

Мочевой пузырь уже умеет накапливать мочу, но контролировать мочеиспускание пока не может. Наполнение мочевого пузыря — достаточный стимул для того, чтобы без задержек сократиться. Также сокращение может спровоцировать кормление, купание и даже щекотка.

В первые три года жизни емкость мочевого пузыря увеличивается, обгоняя общий рост тела. Мочеиспускания поэтому становятся реже.

К четырем годам ребенок обычно мочится 5-7 раз в день.

Одновременно идет и созревание контроля над мочевым пузырем. Ребенок сначала учится чувствовать наполненность пузыря, затем сознательно подавлять сокращение детрузора. В итоге ребенок приходит к умению координировать сфинктер и детрузор.

В среднем к четырем годам умение управлять дневными мочеиспусканиям становится совершенным. 

Контроль за мочевым пузырем в ночные часы созревает несколько позже.

Если это функция не созревает к пяти годам — это ночной энурез.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector