Частичные дефекты зубных рядов. классификация дефектов зубных рядов
Содержание:
- Классификация Кеннеди
- По Кеннеди и Гаврилову
- Причины дефектов зубных рядов – какую роль играет наследственность или плохая гигиена полости рта?
- Когда нужно классифицирование?
- Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову
- Включенный дефект зубного ряда в боковом отделе
- Классификация
- Подклассы
- Явления, возникающие до прорезывания зубов
- Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди
- Виды дефектов зубных рядов — классификации по Кеннеди, по Гаврилову, по Бетельману
- Систематизация по Эйхнеру
Классификация Кеннеди
Американский стоматолог Эдуард Кеннеди был революционером проведения операций, призванных устранить нарушения прикуса. Накопленный опыт позволил ему в 1921 г. разработать классификацию встречающихся аномалий, выделив 4 класса и 3 подкласса:
- 1 класс. Отсутствие жевательных зубов по обеим сторонам дуги. Подклассы различают 3 варианта развития ситуации. Первый – кроме отсутствия моляров, не хватает еще 1 зуба. Второй – отсутствуют моляры и зубы в 2 местах. Третий – кроме моляров, нет зубов в 3 разных местах. Основной способ лечения аномалий этой группы – приспособления с лабильным креплением,
- 2 класс. Односторонний дефект, потеря дистальной опоры. Предусмотрены 3 подкласса, аналогичные предыдущему. Коррекция таких дефектов осуществляется протезами с палатинальной фиксацией (на стороне здоровых зубов) и приспособлением с лабильным креплением (на участке с дефектом),
- 3 класс. Односторонняя проблема, присутствие дистальной опоры. Подклассы те же, что указаны выше. Оптимальным протезом становится мостовидная съемная конструкция, которая крепится кламмерами,
- 4 класс. Относятся клинические ситуации, когда у пациента нет передних зубов. Устраняется проблема установкой протеза с опорными кламмерами.
По Кеннеди и Гаврилову
II класс по Кеннеди — 1 по Гаврилову
Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.
Возможны следующие варианты ортопедического лечения:
- частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
- бюгельный протез за счет наличия литых кламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
- протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.
I класс по Кеннеди — 2 по Гаврилову
Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.
Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.
III класс по Кеннеди — 3 по Гаврилову
Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:
- мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
- съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, — при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
- установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.
III класс по Кеннеди — 4 по Гаврилову
Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.
IV класс по Кеннеди — 5 класс по Гаврилову
Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.
Имплантаты помогают полностью восстановить жевательную эффективность и эстетику передних зубов. Это единственная локализация, при которой одномоментная с удалением зуба установка имплантата предпочтительна. При этом создаются оптимальные условия для заживления, не происходит потеря десны и костной ткани. Эстетический результат таких конструкций – вне конкуренции.
6 класс по Гаврилову
При комбинированных дефектах планирование строго индивидуально. Этот вариант в классификации Кеннеди не отражен.
7 класс по Гаврилову
Эта разновидность дефектов зубных рядов в классификации по Кеннеди относят к двусторонним концевым в то время как клинические проявления и план лечения в этих двух случаях могут радикально отличаться. Одиночно стоящие зубы ранее предлагалось использовать как опору для фиксации съемного протеза, особенно на нижней челюсти, где условия для этого, мягко говоря, оставляют желать лучшего. С появлением имплантации необходимость правдами и неправдами сохранять последний зуб отпала. Протезирование при одиночно стоящих зубах, как и на полностью беззубых челюстях с помощью проводится с помощью имплантатов.
Причины дефектов зубных рядов – какую роль играет наследственность или плохая гигиена полости рта?
Спровоцировать рассматриваемый недуг могут различные факторы:
- Врожденные аномалии. Сюда, в первую очередь, относят , которая может развиться на фоне болезни матери во время вынашивания ребенка. Отсутствие зачатков зубов, сверхкомплектные зубы, диастема, погрешности в структуре эмали могут также передаваться по наследству.
- Вредные привычки. Длительное использование пустышки, искусственное скармливание, сосание пальцев негативно влияют на формирование прикуса. Тем же, кто любит раскусывать орешки, фисташки следует помнить об опасности раскола коронки, повреждении корня.
- Кариес. На запущенных стадиях данной патологии пациенты способны утратить сразу несколько зубов. Поэтому гигиена полости рта, регулярное посещение дантиста, своевременное лечение кариозных зубов играет важную роль для сохранности зубного ряда целым.
- Септические явления, что образовались под воздействием гнойных воспалений. Зуб при подобных реакциях следует немедленно удалять, а привести к подобному результату может , периодонтит, киста и некоторые другие стоматологические недуги.
- Травмы. Утрата зубов по причине драки, падения особо актуальна для мальчиков в возрасте 6-9 лет. В этот период у детей происходит смена зубов: сильный удар способен спровоцировать повреждение корня, что вызовет остановку его развития в будущем.
- Некоторые детские болезни (рахит, пневмония, ОРВИ) , которые диагностируются на этапе формирования зубов. Подобные патологии негативно воздействуют на структуру центральных резцов.
- Новообразования в пародонте , которые требуют удаления зубов. Они могут возникнуть вследствие погрешностей в работе щитовидной железы, жкт, сердца и дыхательной системы, при гиповитаминозах.
Когда нужно классифицирование?
Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.
https://youtube.com/watch?v=_E4U1c7Oi6Q
Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.
Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.
Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:
- недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков,
- аномалии строения резцов, клыков,
- патологии задней либо передней части дуги,
- проблемы с крайними зубами ряда.
Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову
Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.
Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.
Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:
- недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков,
- аномалии строения резцов, клыков,
- патологии задней либо передней части дуги,
- проблемы с крайними зубами ряда.
Самые распространенные виды систематизации – по Бетельману, Кеннеди, Гаврилову. Названы по фамилии изобретателей. Не сильно популярные способы – по Жулеву, Эйхнеру, Оксману.
Симптомы наличия дефектов
Классификация дефектов по Кеннеди говорит о том, что проблема возникает в результате потери зуба или его развития. Признаки зависят от многих факторов:
- точного места расположения могут быть боковые или передние зубы на нижней или верхней челюсти);
- параметров изъяна;
- вида дефекта (может быть включенным или концевым);
- структуры прикуса;
- возраста пациента;
- состояния десен и присутствующих зубов;
- времени с момента потери зубов до начала лечения;
- причины появления дефекта.
Чтобы выявить дефект, необходимо прийти на прием к зубному врачу, который проведет осмотр и определит проблему. Основными жалобами со стороны пациентов, которые заставляют людей идти к врачу, являются:
- нарушения прикуса;
- отсутствие возможности полноценно пережевывать пищу;
- деформация челюстной кости;
- в некоторых случаях нарушения дикции.
Устранение дефекта зависит от группы заболевания, для чего нужно использовать определенную схему, и чаще всего используется классификация по Кеннеди. Перед протезированием или имплантацией дантист обязательно проводит профессиональную чистку зубов, во время которой устраняет кариес и ликвидирует любые воспалительные процессы.
Включенный дефект зубного ряда в боковом отделе
Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди содержит 3 класс, который именуется включенной адентией моляров в боковом отделе. По своим признакам данный вид патологии напоминает односторонний концевой дефект, но отличается наличием большего количества осложнений с одновременной потерей нескольких резцов на разных участках верхней или нижней челюсти. В этом случае обязательным квалификационным критерием является то, что у человека отсутствуют 5 и 6 зуб справа.
1 подкласс
Включенный дефект зубной дуги в боковом отделе 1 подкласса характеризуется адентией 5 и 6 зуба справа и 6 моляра с левой стороны.
Данный тип стоматологической патологии считается более простым в части подбора ортопедических методик протезирования верхней и нижней челюсти.
2 подкласс
Второй подкласс включенного дефекта зубного ряда в боковом отделе отличается полным разрушением 6, 5, 1 и 2 зубов справа, а также потерей 6 моляра с левой стороны. Данный вид стоматологической патологии приводит не только к нарушению функции жевательных зубов, но и также лишает человека возможности выполнять откусывание грубой пищи.
3 подкласс
Включенный дефект зубного ряда в боковом отделе 3 подкласса — это одновременная потеря сразу нескольких зубов из жевательной группы, а также моляров, находящихся в зоне улыбки. При наличии подобного клинического случая у пациента сразу отсутствуют 1, 2, 5 и 6 зубы справа, а также 1, 4 и 6 моляры с левой стороны. Данный дефект может быть обнаружен на нижней или на верхней челюсти.
Способы устранения включенного дефекта челюстного аппарата в боковом отделе
Ортопедическое лечение включенного дефекта зубной дуги в боковом отделе направлено на восстановление жевательной функции правой или левой челюсти в зависимости от того, с какой стороны локализуется адентия.
Установка одностороннего протеза со сложной фрезировкой и аттачменом
Данный метод протезирования предусматривает замещение участков челюстного аппарата, на котором отсутствует зубной ряд, металлокерамическим мостом, имитирующим естественный цвет моляров. Края протеза фиксируются в области прикорневой части здоровых зубов, которые расположены по краям стоматологического дефекта.
В зависимости от общего состояния опорных моляров они могут дополнительно укрепиться вкладками, предупреждающими деформацию и разрушение боковых зубов. Данный протез необходимо снимать 1 раз в сутки для проведения гигиенических процедур. Например, во время вечерней чистки зубов. После этого односторонний протез снова устанавливается внутрь ротовой полости.
Имплантация
Процедура имплантации используется в том случае, если у пациента присутствует несколько подклассовых боковых дефектов зубного ряда, когда отсутствует возможность провести протезирование челюстного аппарата с использованием моста. В подобной ситуации может потребоваться вживление одного или сразу нескольких имплантов, которые в дальнейшем будут выполнять функцию боковой опоры для установки монолитного протеза.
Процедура имплантации предусматривает проведение полноценной хирургической операции по вживлению металлической конструкции внутрь костной ткани верхней или нижней челюсти больного. После приживления титанового стержня на его верхнем крае фиксируется коронка импланта, которая полностью имитирует натуральный зуб человека.
Основной минус данной процедуры заключается в том, что всегда существует риск развития острой иммунной реакции организма с отторжением постороннего объекта в виде металлической конструкции. Средняя стоимость установки 1 импланта находится в пределах 700 долларов США. Непосредственно сама процедура имплантации растягивается на длительный период времени, занимая от 3 до 6 мес. в зависимости от сложности бокового дефекта зубного ряда.
Пациенты прошедшие протезирование с помощью имплантации должны следить за тем, чтобы не было переохлаждения костей челюсти, не допускать образование налета на поверхности коронок имплантов. Категорически запрещено участие в драках и занятия контактными видами единоборств.
Классификация
По Кеннеди
Впервые попытку классификации дефектов предпринял стоматолог из Соединенных Штатов Америки Эдвард Кеннеди в 1923 году. Она проста для восприятия и запоминания. Классификация дефектов по Кеннеди имеет четыре класса и три подкласса.
Первый класс — жевательных зубов нет с обоих краев. Каковы разновидности первого класса? Перечислим:
- зубов нет не только по бокам дентального ряда, но и еще в какой-либо зоне,
- отсутствие зубов в двух местах,
- отсутствие зубов в трех местах.
Основополагающий вариант выбора протеза для исправления изъянов 1-го класса — лабильное крепление. Появится возможность установить недостающие зубы, чтобы образовать цельный зубной ряд. Второй класс — утрата дистальной опоры, односторонний дефект зубного ряда. Разновидности такие же, как и в 1-м классе. Наиболее удобный способ исправления — установить фиксирующий протез со стороны здоровых зубов, а с края, где расположен изъян, — крепление лабильного типа.
Третий класс — включенный дефект в отделе сбоку, но дистальная опора сохранена. Разновидности здесь те же, что и в вышеназванных вариантах. Лечить подобный тип рекомендуется посредством мостовидного протеза и опорных кламмеров.
Четвертый класс — включенный дефект зубов во фронтальном отделе, отсутствие резцов или клыков в передней части. Этот класс разновидностей не имеет. Наилучший вариант лечения — аналогичный, как и в третьем случае.
Если линия зубов имеет одновременно несколько изъянов, ее приписывают к наименьшему по порядку классу. Таким образом, классификация зубных рядов по Э. Кеннеди имеет свои недостатки. Скажем, отсутствие нескольких зубов сбоку с одной стороны и с обеих сторон следует приписывать к одному классу, что может вызвать путаницу и негативно повлиять на план протезирования. Так или иначе, эта система считается «классикой» в ортопедической стоматологии.
По Гаврилову
Данная система была усовершенствована в СССР Евгением Ивановичем Гавриловым, советским ученым, доктором наук в области медицины. Он предложил усовершенствованную классификацию дефектов зубных рядов. Она включает в себя следующие разновидности дефектов:
- отсутствие жевательных зубов с правой или с левой стороны,
- включенные дефекты зубного ряда – боковые с одной и двух сторон, а также фронтальные,
- нет нескольких жевательных зубов, но есть замыкающие зубы с одной стороны,
- нет нескольких моляров, но сохранились дистальные опоры с двух краев,
- нет нескольких клыков или резцов,
- комбинированные дефекты зубов,
- одиночно сохранившиеся зубы, практически полная адентия (рекомендуем прочитать: адентия: что это такое, как живут без зубов?).
Как мы видим, классификация Е. И. Гаврилова представляется более понятной и подробно описанной. Большинство стоматологов пользуется настоящей структуризацией, чтобы подобрать наиболее оптимальный протез для пациента. При описании диагноза врач непременно должен указать классификацию, которой он пользовался: по Кеннеди или по Гаврилову.
Подклассы
Все описанные выше классы, кроме последнего, имеют также подклассы, которые одинаковы для трех групп:
- зубная единица, помимо основной, отсутствует еще в одном месте;
- нет зубов еще в 2 местах, за исключением боковых сторон;
- отсутствие единиц дополнительно в трех местах, кроме главных жевательных единиц, расположенных по бокам.
6 эффективных методов исправления глубокого прикуса
Если зубная дуга имеет несколько дефектов, которые относятся к различным классам, то ее относят к меньшей по порядку группе. К примеру, когда в зубном ряду диагностируются нарушения второго и третьего классов, то дефекту дуги приписывают второй класс.
В стоматологической практике существует также множество других классификаций, которые менее распространены и не пользуются такой популярностью, как метод Кеннеди. Это объясняется тем, что предложенная им система хорошо выполняет свою главную задачу, которая заключается в выборе более оптимальной ортодонтической конструкции для лечения наиболее распространенных дефектов зубочелюстного аппарата.
Применение подобных методик позволяет стоматологам значительно упростить себе работу и жизнь пациента. Кроме того, благодаря такому способу, появляется возможность выбора наиболее подходящего и эффективного варианта крепления используемого протеза, что позволяет максимально точно учесть анатомические особенности каждого пациента индивидуально.
Явления, возникающие до прорезывания зубов
- гипоплазия, гиперплазия эмали
- эндемический флюороз;
- аномалии формирования зуба;
- аномалии цвета;
- генетические нарушения.
Гипоплазия эмали – такое ее нарушение, которое вызывается изменениями в клетках, из которых эмаль формируется. В этих клетках – амелобластах, происходит изменение минерального обмена и нарушается трофика твердых тканей. Развивается еще в состоянии плода или в детском возрасте. Влечет за собой деформации пульпы, дентина, провоцирует аномалии прикуса. Гипоплазией эмали страдает до 14% всех детей.
Гиперплазия эмали предполагает избыточное развитие тканей зуба. Наиболее часто наблюдается на шейке зуба, может затрагивать контактную поверхность зубов. Гиперплазия эмали не вызывает функциональных нарушений, но эту особенность ортопеду придется учесть при создании металлокерамических и фарфоровых протезов.
Флюороз зубов считается хроническим заболеванием, которое вызывает избыточное употребление фтора. Как правило, возникает при использовании для питья воды, содержащей большое количество данного элемента. Фтор выводит из организма кальций, в результате чего нарушается минерализация зубов, они становятся хрупкими, появляются различные сопутствующие аномалии.
Аномалии твердых тканей зуба могут носить наследственный характер. Это связано с заболеваниями, влияющими на развитие эмали и дентина. Часто сопровождаются изменением цвета и формы зубов.
Лечение гипоплазии
Проводимое при гипоплазии лечение может быть различным в зависимости от степени болезни и заключаться как в отбеливании и прочих мерах, так и реминерализационной терапии и последующей профилактике. Гиперплазия – это избыточное формирование тканей зуба, при котором образуются так называемые эмалевые капли разных размеров, расположенные зачастую на границе эмали и цемента корная в районе шейки, реже – в ином месте. Лечение чаще всего не требуется, однако если патология затронула передние зубы, может применяться сошлифовывание и тщательное полирование поверхности зуба.
Эндемический флюороз
Эндемический флюороз – является поражением твердой ткани зуба по причине употребления воды, содержащей более 2 мг/л фтористых соединений. В этом случае назначается лечение в зависимости от сроков проживания пациента в местности, в которой используется такая вода, а также от режима питания и социальной ситуации. Оно может состоять как в реминерализации зубов при легкой степени болезни, так и реставрации при помощи композитных материалов или применения ортопедических конструкций.
Аномалии формирования зуба
Аномалии формирования и патологические процессы при прорезывании зуба возникают при нарушениях развития в целом, а также болезнях эндокринной, нервной систем, и требуют комплексного лечения. Изменения окраса зуба зависит от множества факторов – приема лекарственных препаратов определенной группы, в том числе и матерью в период беременности, а также другие явления.
Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди
Есть несколько способов описания данной патологии. Наиболее распространённой является классификация по Кеннеди. Она основывается на следующих дефектах:
первая группа — зубной ряд ограничивается с двух сторон 5-м или 6-м зубом, при этом жевательных коронок нет;
вторая группа — зубной ряд укорочен за счёт отсутствия моляров с одной или другой стороны;
третья группа — жевательная коронка сохранена, однако отсутствуют зубы в боковой зоне;
четвертая группа — нарушено строение переднего участка челюсти, в частности, отсутствуют клыки или резцы.
Если для диагностики используется классификация Кеннеди, ортопедия подразумевает утрудненное лечение, поскольку, если имеется сразу несколько аномалий, то заболеванию присваивается более низкая группа. Из-за этого изменяется и план протезирования. К одной и той же группе могут относиться разные клинические случаи.
Виды дефектов зубных рядов — классификации по Кеннеди, по Гаврилову, по Бетельману
В самых общих чертах рассматриваемый стоматологический недуг можно классифицировать следующим образом:
- Погрешности в строении передних зубов. Это зачастую касается клыков и резцов.
- Недостатки в структуре зубов, что размещены за клыками.
- Дефекты, связанные с самыми крайними коронками в зубном ряде.
- Недостатки, которые присутствуют в передней+задней части дуги.
Наиболее же распространенными являются следующие группы классификаций:
По Кеннеди
Основывается на таких дефектах:
-
I
группа
.
Протяженность зубного ряда с обеих сторон ограничивается 5 или 6-м зубом. Жевательных коронок нету. -
II
группа.
Длина зубной дуги уменьшена за счет отсутствия мoляров c левoй/правой стороны. -
III
группа
.
Замыкающие коронки в конце ряда сохраняются, но в бoковой зоне недостает нескoльких зубoв. -
IV
группа
.
Деформациям подвержен передний участок челюсти: здесь отсутствуют клыки/резцы.
Организовывать лечение при данном типе клaссификации не слишком удобно: если имеет место быть сразу несколько аномалий, болезни присваивается более низкая группа.
Это оказывает эффект на план протезирования: к идентичной группе могут относиться абсолютно разные клинические случаи.
По Гаврилову
Указанное деление дефектов является достаточно детальным: соответствующему специалисту будет легче определиться с методом лечения.
-
I
класс
.
Имеются изъяны в конце зубной дуги: справа или слева. -
II
класс
.
Дистальная опора на верхней/нижней челюсти потеряна с двух сторон. -
III
класс
.
В боковом участке зубного ряда нету нескольких жевательных зубов, но замыкающая коронка присутствует. -
IV
класс
.
Дистальные опоры по обе стороны сохраняются, но имеются изъяны боковых секций зубного ряда. -
V
класс
.
Спереди дуги отсутствуют несколько зубов. -
VI
класс
.
Есть дефекты комбинированного характера. -
VII
класс
.
На челюсти остается единственный зуб.
По Бетельману
Выделяют 2 класса, каждый из которых имеет 2 подкласса.
I
класс.
Характеризуется наличием т.н. концевых дефектов
, при которых жевательные зубы, начиная с 5-го или 6-го, отсутствуют. Подобные изъяны могут быть с одной стороны дуги (I
подкласс
), либо с двух (II
подкласс
).
II
класс
.
Предусматривает наличие включенных изъянов, когда в произвольном месте зубной дуги нету коронок.
-
I
подкласс
.
Диагностируется, если имеет место быть один и более включенных дефектов, а количество недостающих зубов одного дефекта не превышает трех. -
II
подкласс
.
Характеризуется наличием одного и более включенных изъянов, и хотя бы в одном дефекте недостает более трех зубов.
Систематизация по Эйхнеру
Существует великое множество разнообразных комбинаций дефектов зубных рядов. Например, если попытаться создать математическую модель этих комбинаций, включив в нее все доступные характеристики и учитывающую сочетание различных признаков. В итоге получаем минимум 4*109 вариантов, каждый из которых имеет право на существование.
Более простой вариант деления аномального зубочелюстного развития, нежели предыдущий. Эйхнер выдвинул предположение, что в зубной дуге человека присутствуют четыре так называемые защитные зоны, имеющие названия моляров и премоляров для правой и левой сторон. Именно они ответственны за удержание межальвеолярной высоты.
В случае дефектов с зубами, их можно поделить три такие группы:
- первая группа А – включает ряды, которые имеют зубы-антагонисты во всех четырех премолярных и молярных зонах;
- вторая группа В – в некоторых защитных зонах зубы отсутствуют, это может касаться как одной зоны, так и сразу нескольких;
- третья группа С – во всех 3-х зонах зубы-антагонисты потеряны.
Систематизация была предложена К. Эйхнером. Он предположил, что зубная дуга состоит из 4 защитных зон, состоящих из моляров и премоляров на каждой стороне. Они отвечают за межальвеолярную высоту. Если речь о дефектах зубов, Эйхнер предлагает выделить три группы:
- А – присутствуют ряды, где есть зубы антагонисты во всех 4 зонах;
- В – одна либо несколько зон без антагонистов;
- С – нет антагонистов во всех 4 зонах.