Развитие речи у детей 2-3 лет: рекомендации логопеда для занятий дома

Игры, занятия по развитию речи у детей

Развивать говорение необходимо с рождения. Отличным подспорьем будут детские песенки, малыши любят пропевать их вместе с родителями. Мамы удивляются, как кроха быстро запомнил колыбельную. До двух лет ребенок слушает песню молча, но поет каждый раз с мамой про себя перед сном. Он не умеет пока говорить, но уже осмысливает происходящее, слушает, запоминает, чтобы потом воспроизвести. По такому же принципу советуют в возрасте с 2,5-3 лет включать песенки про алфавит или счет («Один чайник на столе, ножки две и ручки две, три у клевера листа, четыре лапы у кота…»). Кроха может не понимать истинное значение счета, но запомнит его количественное обозначение.

Действенный способ развить речевую деятельность крохи в 2 года − играть.

Ловкая буква Если малыш знает уже несколько букв, можно выучить новые во время игры. Мама (папа) кидают малышу мяч и произносят букву, которую ребенок еще не знает, в ответ он должен кинуть мяч и произнести уже известную ему букву.
Ладушки Эффективно дается игра в ладушки, ее любят практически все детки. Под стих «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Чего ели? Кашку. Чего пили? Молоко. Молоко сладенько, бабушка добренька». Родитель играет с малышом в ладошки. Взрослый может начинать стих, ребенок заканчивать каждую строчку самостоятельно.
Одинаковые карточки Крохе необходимо найти или подобрать одинаковые картинки. Лучше использовать в игре животных, чтобы можно было спросить у ребенка, как говорит зверь.

Действенный прием развития речи у детей в 2 года − артикуляционные упражнения. Нужно приучать ребенка с рождения владеть языком, губами, щеками. Попросить надуть одну щеку, другую, уколоть их пальчиком и сдуть постепенно. Изображать трубу губами со звуком «уууу», паровоз губами «чух-чух», вытягивать и прятать язычок в домик, дуть пузыри, погасить воображаемую свечу. Упражнения способствуют лучшему овладению процессом говорения.

Эффективно помогают глупые вопросы взрослых или игра в Незнайку, как называют ее психологи. Неговорящий ребенок указывает на какой-либо предмет с целью получить его, родители спрашивают, что ему нужно, но не могут никак угадать. Пример: малыш тянется за яблоком, мама говорит: «Что тебе дать? Лопатку? Кружку? Воду?». Это будет отличным уроком для маленького крохи, придет осознание, что чтобы что-то получить, нужно научиться высказывать свои мысли.

Логопеды и психологи отмечают, развитие говорения проходит легко и непринужденно у детей, с которыми активно разговаривают родители еще с перинатального периода, когда кроха жил в животике у мамы. После рождения не стоит прекращать игровую деятельность, петь песенки, читать сказки и стихи. Малыш не может говорить, но ежедневный монолог родителей, пение, знакомство с окружающим миром способствуют активному говорению в дальнейшем.

Когда речь идет о проблеме

Считается, что до 4–5 лет заниматься с логопедом смысла нет, ребенок еще может «выговориться» самостоятельно. Естественно, при условии, что он развивается нормально, воспитывается в полноценной семье, в хороших условиях.

Однако не так уж редки сегодня случаи, когда такая помощь может понадобиться крохе гораздо раньше, потому что у него прослеживаются явные проблемы с речью. Заметить это внимательные родители могут гораздо раньше 3–4 лет

Кроме того, если ребенок регулярно посещает педиатра, тот тоже обратит внимание на какие-то «звоночки»

Насторожить должны следующие признаки:

  • гуление и лепет до полугода слабо выражены, отличаются однотипностью либо не выражены вовсе;
  • ребенок до года не реагирует на звуки или речь окружающих;
  • после полутора лет пытается повторять чужие слова, не произнося собственных, не выражая свои мысли;
  • малыш в 2 года не может выполнить несложное задание (принести, показать, дать);
  • к двум годам не говорит простых слов (звукоподражания не в счет);
  • к трем годам не может соединить слова в простейшие фразы;
  • в 3 года у ребенка отсутствует собственная речь (он только повторяет то, что заучил из книжки или мультика);
  • большее применение в его общении находят невербальные средства (жесты, интонации, мимика), чем слова.

Для детей 2 – 3 лет считается отклонением говорить на «тарабарском» языке, понятном лишь им самим. При этом такая речь либо слишком быстрая, либо, наоборот, слишком медленная и вялая.

Особую тревогу должны вызывать такие сигналы:

  • отставание в речевом развитии сопровождается заметным отставанием в общем развитии;
  • ребенок после года не улыбается, не стремится к общению, не реагирует на обращения взрослых;
  • малыш начал говорить, а затем внезапно речь пропала;
  • отсутствие речи или отставание сопровождается опасными признаками: была травма головы, у ребенка присутствуют неврологическое заболевание или нарушение психики, проблемы со зрением или слухом;
  • в раннем возрасте малыш переболел серьезными заболеваниями или вообще часто болел в тяжелой форме, рос ослабленным.

Все эти признаки могут прямо или косвенно указывать на разнообразные виды отставаний речевого развития:

  • различные формы патологии общего недоразвития речи (ОНР): дизартрия, афазия, дислалия, моторная или сенсорная алалия и т. д.;
  • задержка речевого развития (ЗРР);
  • задержка психоречевого развития (ЗПРР).

Возможные речевые дефекты

Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут

Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях

Возможно несколько видов нарушения речи:

  • заикание;
  • дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы и , и .
  • гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
  • ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
  • неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.

При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.

«Большой альбом по развитию речи»

В данной книге есть 3 блока, каждый для определенного возраста:

  • Развиваем речь малыша (стр 6-89)
    • развитие понимания речи
    • развитие общей моторики
    • дыхательная гимнастика
    • пальчиковые игры
    • артикуляционная гимнастика
    • звукоподражание
  • Развиваем речь младшего дошкольника (стр 92-183). Для детей 3-6 лет
  • Развиваем речь старшего дошкольника (стр 186-277).

Эта книга замечательно подходит для увеличения словарного запаса ребенка, развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.

Такой же книги я уже не нашла (на Озоне появилась), однако есть отдельно книги для малышей, деток от 3 до 6 лет и старших дошкольников. Что также весьма удобно, если вам нужна книга для ребенка 4-х лет. Я нашла эту книгу, когда сыну уже исполнилось 3 года. Но я не переживала, у меня подрастает доченька, с ней и будем заниматься по первому блоку.

Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам стать еще ближе и роднее. Терпения Вам и удачи!

О том, как научить ребенка говорить, что нужно делать, а что нельзя тут.

Артикуляционная гимнастика

Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна артикуляционная гимнастика. Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом:

  • Пусть ребёнок представит, что язычок – это кисточка. Его рот должен быть слегка открыт. Языком нужно проводить по нёбу в сторону горла и обратно к зубам.
  • Упражнение «Язычок на качелях». При этом рот откройте широко. Язык в это время лежит под нижними зубами. Затем его кончик поднимите под верхние зубы. Это упражнение нужно проделать не меньше четырёх раз.
  • «Вкусное варенье». Языком нужно облизать сначала верхние губы, затем перейти на нижние. Выполняйте упражнение 5 раз.
  • Почистите языком зубы. Широко откройте рот. Проведите язычком сначала по нижним зубам, потом по верхним. Проделайте это упражнение 4-5 раз.

Так проходят логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Однако ребёнку будет весело и интересно только тогда, когда вы в игре будете заниматься с малышом, а не заставлять его.

Игры с пальчиками

Логопедическая гимнастика обязательно включает в себя такие вот игры-упражнения

Они — прекрасное средство для развития так называемой мелкой моторики, ведущей к улучшению качества речи, стимулирующей внимание и хорошую реакцию. Благодаря им улучшается координация движений, пространственная память и возрастает точность выражений

Как можно играть:

1. Ладошки изображают цветок. Пальчики (полусогнутые) соединяются в форме бутончика. По команде «поднимается солнце» ручки тянутся вверх, словно цветочек.

2. Распускается бутон. Кисти рук разводятся.

3. Закат солнышка. Ладошки следует опустить.

4. Цветочек ложится спать. Пальчики вновь соединяются в бутончик.

Другая пальчиковая игра называется «Гроза». Смысл ее — учиться согласовывать текст и движения руками при разных ритмах звучания. Взрослый зачитывает условия, задача детей — выполнить соответствующие движения: капают капли (легкий стук по крышке стола поочередно каждым из указательных пальчиков), пошел дождик (негромкое постукивание четырьмя пальчиками на обеих руках), дождь полил, как из ведра (то же самое как можно громче), град идет (костяшками пальцев сильно ударить), гром гремит (кулачками дети барабанят по столу), сверкнула молния (рисунок в воздухе следует изобразить указательным пальчиком с одновременным проговариванием звука «ш-ш-ш»), все домой побежали (хлопаем в ладоши и прячем за спину руки), утром солнышко взошло (двумя руками описываем большой круг).

Игры для развития речевого подражания.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
  • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
  • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
  • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.

Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3 лет точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Занятия с логопедом-дефектологом

У всех речевых нарушений различная симптоматика – гнусавая речь, «каша во рту», неуклюжесть движений, неправильное произношение многих звуков, перестановка слогов в словах, отсутствие одного или нескольких звуков в речи или полное отсутствие речи. В таких случаях не нужно дожидаться пятилетнего возраста, чтобы попытаться что-то исправить: можно упустить драгоценное время. Логопедия здесь окажет неоценимую помощь.

Если после обследования педиатр, психиатр, невролог, логопед поставят ребенку какой-либо из вышеизложенных диагнозов, коррекция нужна незамедлительная. И чем раньше будет обнаружена проблема, тем больше шансов на успех

Вот почему так важно с самого раннего возраста следить за развитием ребенка, подмечая особенности каждого этапа. И если хоть что-то настораживает, обращаться за консультацией к специалистам

Это никогда не будет лишним.

Обычно в комплекс лечения или коррекции входят занятия у логопеда-дефектолога. Именно в его компетенции находятся такие проблемы.

Опытный специалист будет строить свои занятия с ребенком, обязательно учитывая его потребности и интересы. В этом возрасте занятия основываются на подражании взрослому: деткам предлагается повторять мимику, интонацию, звуки, произносимые логопедом

Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать у него доверие, суметь настроить на продуктивный лад, поощрять его успехи похвалой

Все это имеет большое значение для успешной работы, поскольку в этом возрасте внимание малышей еще непроизвольно и удерживать его не так просто

Продолжительность занятий, строящихся исключительно в игровой форме, не превышает 25–30 минут, при этом несколько раз происходит смена деятельности, потому что ребенку сейчас сложно удерживать внимание на чем-то одном продолжительное время. Каждое занятие имеет четко установленную структуру и включает в себя:

Каждое занятие имеет четко установленную структуру и включает в себя:

  • логопедическую (артикуляционную, речевую) гимнастику;
  • логопедический массаж (при необходимости);
  • упражнения на постановку дыхания;
  • занятия по отработке дикции;
  • работу над выразительностью речи;
  • развитие интонации;
  • правильную постановку ударения;
  • отработку темпа речи;
  • рзвитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж и др.).

Игры для закрепления в произношении изолированных звуков

    На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком, пчелкой, лягушкой, мышонком и показать, как поет комарик (з-з-з-з), пчелка (ж-ж-ж-ж) и т.д. Игра «Комарики»

Игра «Комарики»

Цель: автоматизация изолированного звука з.

Ход игры. Дети, которых выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з, стараясь догнать других детей и укусить их. Тот, кого «комарик» укусил, сам становится «комариком» и начинает петь песенку комара и догонять других детей.

Игра «Свисток»

Цель: автоматизация изолированного звука с.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить, как свистит свисток: длительно и громко произносить звук с-с-с-с.

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;
  • общее.

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения  звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей

Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Игровые пособия и материал для логопедических занятий

Содержится в разделах:

Работа логопеда. Логопедия 8150

Включает в себя разделы:

  • Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры 374
  • Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия 426
  • Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия 3263
  • Язычок. Логопедические наглядно-дидактические пособия 13

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 1394.Все разделы
| Логопедические игры

Новое

Лего-технологии в работе учителя-логопеда. Упражнения и игры
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной из которых является лего-технология. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный…

Сценарий физкультурно-логопедического праздника для детей с ТНР «Речевые Олимпийские игры»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Солнышко» учитель-логопед Лукина Е.В. Сценарий физкультурно-логопедического праздника для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР «Речевые олимпийские игры»

Игра «А это какого цвета?»

Данная игра предполагает работу с активизацией словаря по названиям цветов (на начальном этапе берем четыре основных цвета (синий, красный, зеленый, желтый) в дальнейшем добавлять белый, черный цвета радуги и оттеночные цвета.

Но если ребенок не знает цвета или так их и не запомнил, то эта игра будет иметь цель научить ребенка различать и называть цвета.

Итак, вот несколько вариантов игры, от простого к сложному

  • Взрослый называет цвета предметов (так как мы берем 4 цвета, то и предметов тоже четыре. В том случае, если у ребенка дефицит внимания, можно взять два. А после задает ребенку задание: «Покажи красный (синий, желтый, зеленый) предмет.
  • Подбирать предметы по цвету. Группировать.
  • Называть цвета предметов.
  • Выделять лишний по цвету предмет.

Артикуляционная гимнастика при заикании

Проблема заикания выявляется на ранних стадиях, когда карапуз начинает говорить. Пока проблему можно поправить специальными тренировками. К таким относится артикуляционная зарядка с использованием мимики. Тут упражняем лоб, рот, язык, глаза.

  1. Напрягаем брови, сердимся. Затем расслабляем, знак удивления.
  2. Подмигивать глазками, зажмуриваться.
  3. Жуём со звуком «уоаэ».
  4. Притворяемся, что полощем рот, полоскаем.
  5. Улыбаемся, растягивая рот.
  6. Показываем то верхние, то нижние зубки.
  7. Чистим зубы, но не щёткой, а язычком с внутренней и внешней стороны.

И включаем фантазию, изображаем лицом различных персонажей. Можно рассердиться или обрадоваться, захныкать или засмеяться. Ребятишкам с заиканием можно и нужно помочь дома, выполняя ежедневно курс специальных процедур. Помните, что с маленькими проще, чем с подросшими сорванцами. В возрасте 2 ― 3 лет наши неугомонники воспринимают такие важные задания, как забаву. Поэтому совмещается сразу 2 функции.

До сурдолога дошли. Что дальше?

Работа со специалистом всегда начинается с первичной консультации.

На приеме проводится обследование слуховой системы, чтобы можно было точно определить причину нарушения, снижения слуха (если та имеется).

Одно из важнейших исследований – тональная аудиометрия, с ее помощью можно наглядно, на графике, увидеть пороги слуха: какие самые тихие звуки воспринимает ребенок. Это помогает в подборе и настройке слухового аппарата, чтобы малыш мог наконец услышать все звуки, речь окружающих в полном объеме.

Затем начинается этап командной работы – занятия с сурдопедагогом над правильным развитием речевого аппарата, который долгое время работал не в полную силу, постановкой недавно услышанных, фактически новых для малыша звуков. Оттачивать навыки может помочь и логопед, не нужно сбрасывать этого специалиста со счетов.

Сурдолог – врач на всю жизнь

Как правило, при своевременном обращении к специалисту удается полностью скорректировать развитие ребенка. Но наблюдение у сурдолога должно быть продолжено. Проверять слух рекомендовано не реже раза в год, чтобы оперативно отслеживать: есть ли изменения.

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать

У них достаточно развиты память и внимание

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха

Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание

А его преодолеть трудно

Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками

А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Книжный материал для занятий

Лично я порекомендовала бы читать нашего классика А.С. Пушкина. Невозможно не отметить красочную палитру данных произведений. Насколько гармонично использован подбор слов и фразеологизмов. Недаром его советуют читать и взрослым, желающим поправить правильность произношения. Так проще на начальных этапах сформировать это, нежели потом исправлять. Да и потом, это наш с Вами язык! А кто лучше классиков мог преподнести «великий и могучий» в таких красках?

Роль народного фольклора неоспорима. Это тоже будет интересно на самых ранних этапах. Но есть детки с определёнными проблемами, или предпосылками. Для таких имеются специально разработанные пособия.

  1. «Развитие лексикона: учебное пособие», автор Плотникова С.В. Тут описываются особенности лексикона крохи на каждом этапе жизни. И даётся комплекс упражнений для каждой проблемы в отдельности. Издание направлено помочь крохотуле с правильным произношением.
  2. «Альбом по развитию речи», автор В. Володина. Несложные манипуляции помогают карапузу сформировать чёткую дикцию. Рекомендуется от 3 до 5 лет. Это очень важный этап, на котором происходит активное формирование разговорного аппарата. В 3 года непоседа способен повторять массу слов. Но как он будет это делать, вопрос другой. У меня есть «Большой альбом по развитию речи», который вместил в себя 3 книги для детей (самых маленьких, 3-6 лет и дошкольников). Если кратко, то я от нее в восторге.
  3. «Как превратить «неговорящего» ребёнка в болтуна», авторы Башинская Т.В., Пятница Т.В.В этой книге систематизированы практические навыки, направленные помочь неговорящим малышкам. Очень ярко описан метод участия мелкой моторики в формировании звукопроизношения.
  4. «Логопедическое пособие для занятий с детьми», автор Богомолова А.И. Издание вместило в себя приёмы для восстановления нарушенных звуков. Необычным тут является то, что методика основана на произведениях известных авторов. Всем в детстве читали Агнию Барто, С.Я Маршака и др.
  5. «Уроки логопеда. Игры для развития речи.» Автор Елена Косинова. Эта книга мне очень нравится. В ней есть огромное количество игр для пальчиков, артикуляционные упражнения и много скороговорок.

На развитие речевого дыхания

Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:

«Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота

Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
«Лопнувшая шина»

Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
«Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
«Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
«Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
«Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
«Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
«Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.

Игра «Сложи картинку»

Эта игра используется как переход от одного вида деятельности в другой. А так же как сенсорная передышка. Состоит из самого простого действия, нужно собрать картинку из частей. И вот тут-то бывают проблемы. В наше время очень сильно распространены паззлы, и это прекрасно, но паззлы, к сожалению, не всегда учитывают зрительное восприятие картинки, Это иногда переходит просто в подбор подходящей фигуры, а не в понимание, почему именно эту часть нужно поставить сюда. Для развития зрительного анализа и синтеза нужно собирать разрезные картинки, в дополнение к паззлам.

Где их взять. Конечно, можно купить готовые, но можно сделать еще проще. Разрезать обложку тетради, альбома, папки от цветной бумаги или картона на нужное количество частей. И картинка готова.

Если ребенок никогда не собирал такие картинки, начинать нужно с двух частей с крупным рисунком, потом увеличиваем до 3-4 и больше и усложняем рисунок. Так же можно резать части не на квадраты, а на треугольники.

Когда ребенок хорошо собирает разрезные картинки из четырех и более частей, можно ему дать кубики.

И обязательно называть, кто или что получилось. И если ребенок уже начал говорить фразой, составляем фразу.

Об авторе: Екатерина Мрачковская, логопед-дефектолог, логопед по скайпу, консультант, владелец частного логопедического кабинета в  г. Саров, Нижегородская область.

Хотите узнать подробнее об играх и упражнениях по развитию речи детей? Регистрируйтесь на бесплатный вебинар автора статьи — Фонематический слух и фонематическое восприятие. Вебинар для учителей начальных классов, воспитателей, начинающих логопедов и родителей. Ждем вас!

Что именно делать?

Вот примерный перечень, составляющий упражнения логопедической гимнастики для органов речи:

1. Предложите ребенку покачать на качелях собственный язычок. По команде малыш широко открывает рот, улыбается, высовывает язык изо рта, поочередно касается им верхних зубов, неба и нижних зубов.

2. Чистим зубки. Улыбнувшись своему отражению в зеркале, ребёнок язычком проводит по внутренней стороне верхнего и нижнего ряда зубов, имитируя их чистку, затем «полоскает» рот. Движение стоит повторить около 10 раз, взрослый в это время может сопровождать действия подходящими по смыслу детскими стишками или скороговорками.

3. Под скороговорки либо стихи о вкусных лакомствах (например, блинах с вареньем), декламируемые взрослым, малыш улыбается, открывает рот и круговыми движениями язычка облизывает верхнюю, после чего нижнюю губу — якобы убирает остатки варенья.

Рекомендации родителям

В первую очередь, родители должны убедиться, нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Это может быть отклонение в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних. Поэтому перед началом занятий лучше будет пройти осмотр у врача.

Особое внимание родителям необходимо обращать на слух ребенка. Даже при незначительном снижении слуха малыш не может нормально воспринимать речь. Для того чтобы упражнения для развития речи стимулировали развитие у ребенка речевых навыков, нужно учесть некоторые рекомендации специалистов:

Для того чтобы упражнения для развития речи стимулировали развитие у ребенка речевых навыков, нужно учесть некоторые рекомендации специалистов:

Продолжительность занятий. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для ребенка 2-3 лет – 15 минут в день. Если продолжительность будет больше, ребенок утратит интерес к упражнениям, будет рассеянным и раздражительным.

Игровой подход к упражнениям. Ребенок в таком возрасте лучше воспринимает информацию в игровой форме.

Больше разнообразия. Малышам быстро надоедает однообразие. Форма подачи информации, выполнения упражнений должна постоянно меняться.

Комфортные условия занятий. Понятно, что занятия должны проходить в спокойной, приятной ребенку обстановке. Маленьких деток родители могут сажать себе на колени, деток постарше – напротив себя

Важно, чтобы взрослый находился на одном уровне с малышом, мог смотреть ему в глаза. Ни в коем случае нельзя форсировать развитие речи

Вредно малыша нагружать сложным речевым материалом, заставлять заучивать непонятные ему слова.

Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий, который включает общение, массаж, упражнения для речи ребенка, упражнения для развития мелкой моторики, игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector