«ты привыкаешь, если тебя учат этому с детства»: rt поговорил с жертвой сексуального насилия в семье

Содержание:

Известные инциденты

Дело Элизы Армстронг — скандал с сексуальным насилием над детьми в конце XIX века, который привел к принятию Закона 1885 года о внесении поправок в Уголовный кодекс , который повысил возраст согласия с 13 до 16.

Скандал с сексуальным насилием в футболе в Соединенном Королевстве — начался в ноябре 2016 года, когда бывшие профессиональные футболисты отказались от своих прав на анонимность и публично рассказали о злоупотреблениях со стороны бывших футбольных тренеров в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. Первоначальные обвинения касались Крю Александра и Манчестер Сити .

Северный Уэльс жестокое обращение с детьми скандал — скандал ведет к три года £ 13000000 расследование физического и сексуального насилия в отношении детей в в округах по Клуида и Гуинете , в Северном Уэльсе , в том числе Брин Estyn детского дома в Рекса , с 1974 по 1990 гг.

Скандал с сексуальным насилием Джимми Сэвила . См

Также Operation Yewtree , полицейское расследование злоупотреблений со стороны Сэвилла и других.

Kincora Boys ‘Home — скандал впервые привлек внимание общественности 24 января 1980 года после сообщения в газете Irish Independent под названием «Sex Racket at Children’s Home».

Дело о жестоком обращении с детьми в Плимуте — сеть педофилов, в которой участвуют как минимум пять взрослых из разных частей Англии.

Скандал с сексуальной эксплуатацией детей в Ротерхэме — широко распространенная эксплуатация детей в Ротерхэме , Южный Йоркшир , Англия, в период с 1997 по 2013 год, по оценкам, затрагивала не менее 1400 детей, которые подверглись «ужасающей» сексуальной эксплуатации со стороны банд мужчин, многие из которых принадлежат к Пакистану .

Банда секс-торговцев Рочдейла. См

Также Operation Doublet , продолжающееся расследование полиции Большого Манчестера .
Дома престарелых в Ноттингеме
Детские дома Манчестера
Islington Children’s Homes
Кольцо Telford с сексуальным насилием над детьми
Оксфордское кольцо для сексуального насилия над детьми
Кольцо Банбери в отношении сексуального насилия над детьми
Кольцо в Дерби для сексуального насилия над детьми
Бристольское кольцо для сексуального насилия над детьми
Кольцо в Ньюкасле, связанное с сексуальным насилием над детьми
Кольцо Halifax для сексуального насилия над детьми
Дело о сексуальном насилии в Питерборо

Сеть педофилов Берхамстеда — банда, возглавляемая из Беркхамстеда в Хартфордшире , была остановлена ​​в 2016 году.
Нориджское кольцо сексуального насилия

Операция Voicer — успешное полицейское расследование сексуального насилия над младенцами и младенцами по всей Англии.
Kidwelly секс-культ
Kesgrave Hall School, дневная

Центр заключения Медомсли — молодежная тюрьма в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах, где более 1800 бывших заключенных подвергались серьезным сексуальным и физическим надругательствам со стороны тюремных охранников.

Вестминстерское досье на педофилов — Досье на педофилов, предположительно связанных с британским правительством.
Манчестерское кольцо сексуального насилия над детьми
Убийство Алеши Макфейла
Дело о сексуальном насилии по линии отца в Южном Уэльсе, 2019 г.
Формы North West Hebephile Hunters

Детский дом Бичвуд — дом престарелых, где 136 бывших жителей сообщили о сексуальном насилии, что, по мнению полиции, является «маленькой вершиной очень большого айсберга».
Детский дом Амбердейл
Культ купания в Бирмингеме

О чем говорить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Начните с обучения детей языку, чтобы говорить о своем теле. Объясняйте детям телесные границы, чтобы они понимали, что допустимо в общении с другими людьми, а что недопустимо. Такие уроки помогут им понять, что происходит что-то неправильное, а значит, у них будет возможность рассказать об этом.

Научите детей правильным названиям для всех частей тела

Дети не смогут задать вопрос или рассказать о ситуации, которая их беспокоит, если они не знают, как называются интимные части тела или стесняются их называть.

Учите детей, какие части тела являются интимными, и что это значит

Учите детей «правилу трусов» или «правилу купальника». Те части тела, которые закрываются нижним бельем – это интимные части тела. Другие люди не должны на их смотреть, не должны к ним прикасаться и не должны демонстрировать свои интимные части тела. Объясните, в каких ситуациях допустимо отходить от этого правила, например, при медицинских осмотрах. Всегда присутствуйте при медицинских осмотрах ребенки.

Детям часто внушают, что нужно «слушаться старших». Необходимо донести до ребенки, что ей разрешается говорить «нет», и что она всегда может отказаться от любых прикосновений, которые ей неприятны. Для детей это может быть совсем не очевидно, ведь их приучают слушаться и следовать чужим правилам.

Всегда поддерживайте детей, когда они говорят «нет» чужим прикосновениям, даже если это ставит вас в неудобное положение. Если ребенка не хочет «обнять тетю» или «поцеловать дедушку», не давите на нее и не ругайте – уважайте право детей на отказ от физического контакта, поддерживайте их право на «нет».

Поговорите с детьми о секретах, и о том, когда секреты «плохие»

Насильники часто договариваются с детьми «хранить секрет», чтобы манипулировать ими. Говорите детям, что они всегда могут поговорить с вами, и вы не будете сердиться. Объясняйте детям, что если взрослый человек требует от них хранить что-то в тайне от вас, то это «плохой секрет», и обязательно нужно рассказать все вам. Объясните, что если они увидят, как кто-то трогает другого ребенка, то они никогда не должны хранить это в секрете.

Относитесь серьезно к тому, что беспокоит детей, находите время их выслушать

Возьмите за правило выделять достаточно времени, чтобы выслушать ребенка, если его что-то беспокоит. Когда дети делятся своими беспокойствами, полностью сосредоточьтесь на том, что они вам говорят, будьте внимательны. Дайте им понять, что вы обязательно отнесетесь к их проблемам серьезно. Это повысит вероятность, что они обратятся к вам, если столкнутся с насилием или опасной ситуацией.

Два года следствия и десятки допросов

Мать 11-летней Арины из Казани умерла в 2018 году. Близкие родственники не захотели брать девочку под свою опеку, поэтому она оказалась в приюте для детей и подростков «Тургай» в Сабинском районе Татарстана. Там Арина сообщила одной из учительниц о пережитом несколько лет назад сексуальном насилии. Сотрудница приюта пересказала разговор директору учреждения, а та попросила Арину составить письменное заявление. Позднее глава приюта призналась, что сожгла документ, поскольку «эта история больше не поднималась».

Осенью 2018 года Арину удочерила семья ее школьной учительницы Ирины Петровой. По ночам ребенка мучили кошмары, поэтому Петрова обратилась к психологам за консультацией, во время которой Арина рассказала, что в шестилетнем возрасте, когда она вместе с матерью жила в квартире тети, ее несколько раз в разное время изнасиловали четверо мужчин.

В феврале 2019 года отдел Следственного комитета по Приволжскому району Казани по заявлению Петровой возбудил первое уголовное дело о насильственных действиях сексуального характера в отношении ребенка младше 14 лет, а затем еще три.

Следствие и суды растянулись на два года, дела по разным эпизодам рассматривают отдельно. За это время девочку более 20 раз возвращали к воспоминаниям о пережитом сексуальном насилии — Арину допрашивали следователи, опрашивали психиатры, психологи и гинеколог.

Несколько раз Арину вызывали на очные ставки. На одной из них при обвиняемом и его адвокате-мужчине следователь задавал девочке следующие вопросы: «Видела ли ты, как мама и дядя Э. занимаются сексом?», «Засовывал ли дядя С. свою «писю» внутрь твоей?», а также предлагал девочке показать размер пениса и уточнить, какая часть проникала внутрь, интересовался, смотрела ли она порносайты и подглядывала ли за тем, как моются мужчины.

Девочку несколько раз привозили на опознания подследственных. Во время одного из них обвиняемый зашел в комнату, где была Арина, чем сильно ее напугал. В другом случае, по словам юристов «Правовой инициативы», у девочки произошла «реакция замирания» — она проговаривала номер обвиняемого губами, но не могла издать ни звука; она боялась, что мужчина ее увидит и услышит, хоть он был отделен от нее зеркалом Гезелла.

В ходе расследования Арина «была вынуждена вспоминать и заново переживать эпизоды сексуального насилия в отношении нее по меньшей мере 23 раза», подчеркивают правозащитники. В жалобе в ЕСПЧ они отмечают, что такое обращение унижает достоинство девочки, а российское законодательство не обеспечивает необходимый щадящий режим следственных действий для несовершеннолетних, пострадавших от сексуального насилия. В частности, следователи вели сразу четыре дела о насилии над Ариной, из-за чего количество следственных действий и участия в них девочки кратно увеличилось — объединить же эти дела не позволяет закон.

«Я очень устала, меня это история довела, — говорила опекун девочки Ирина Петрова корреспондентам «Би-би-си». — И меня пугает, что у этой истории нет конца. У меня была семья, у меня своих детей трое, был мой мир идеальный, созданный мной и супругом, у нас есть обычаи, традиции семейные. И нас просто задергали. Это уже настолько угнетает, и главное, никому ничего не надо. Я как человек, как опекун очень устала, я вообще не могу уже видеть этих следователей».

Сейчас приемные родители Арины отказываются общаться с журналистами — семья переживает сильный стресс, объясняют правозащитники.

Адвокат «Правовой инициативы» Ольга Гнездилова отмечает, что следователи работают так и по другим делам о сексуальном насилии в отношении детей и подростков: «Сколько нужно следователю допросов — столько он и проведет. Он исходит из своих рабочих потребностей. Нечувствительность, конечно».

Почему важна помощь жертвам сексуального насилия?

Травма изнасилования или сексуального насилия является основной причиной посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), она может быть разрушительной для психики человека, и вы можете испытывать чувство вины, чувствовать страх, стыд и одиночество, страдать от кошмаров и других неприятных воспоминаний. Но независимо от того, насколько вы плохо себя чувствуете сейчас, важно помнить, что вы не виноваты в том, что произошло, и вы можете восстановить свое чувство безопасности и доверия. Восстановление от сексуальной травмы требует времени, и процесс заживления может быть болезненным. При правильных стратегиях и поддержке вы можете избавиться от травмы, восстановить свое чувство контроля и самооценки и даже посмотреть на ситуацию с другой стороны, при этом чувствуя себя более сильной и психически здоровой личностью

При правильных стратегиях и поддержке вы можете избавиться от травмы, восстановить свое чувство контроля и самооценки и даже посмотреть на ситуацию с другой стороны, при этом чувствуя себя более сильной и психически здоровой личностью.

Поэтому немедленная помощь в кризисных ситуациях после сексуального насилия может оказаться неоценимой и даже спасти жизни. Терапия также может быть полезной для тех, кто сталкивался с сексуальным насилием в детстве.

«Пугают, что отправят в детский дом»

«Случай Лены — классический, — говорит Анна Левченко, руководитель Мониторингового центра по выявлению опасного и запрещённого законодательством контента. — Такое встречается в тех семьях, где нет доверительных отношений между матерью и ребёнком. Мать не верит дочери (как правило, речь идёт именно о девочках) до последнего. Бывает, что матери закрывают на это глаза ради мужчины, ради сохранения отношений. При этом девочки почему-то чувствуют себя ответственными за брак родителей и боятся разрушить семью, рассказав про домогательства со стороны отца или отчима. Поэтому, как правило, в семье такие дети поддержки не находят».

«Это реальные случаи. Например, так было год назад в Москве, — продолжает Анна. — Директор школы обратилась в правоохранительные органы, но мать запугала дочь до такой степени, что девочка тут же изменила показания, сказала, что ничего не было. Девочке на тот момент исполнилось 16 лет. Насиловал её отчим с восьми лет. Почему она решила обо всём рассказать? Её родной сестре тоже исполнилось восемь, она заметила, что отчим стал приставать и к младшей. То есть себя защитить она не смогла — хотела помочь хотя бы сестре. Мать в ярости бросилась на неё, на учителей, на директора. Я при этом присутствовала, видела своими глазами. Люди из Следственного комитета и с Петровки (ГУ МВД по Москве. — RT), которые занимаются такими случаями, пообщавшись с девочкой, в один голос сказали, что на 99% уверены: она не врёт. Но ничего сделать не могли, потому что девочка меняла показания. В итоге всё-таки дело дошло до задержания. Мать до последнего защищала педофила-сожителя».

«Иногда школьные психологи или учителя начинают пугать тем, что ребёнка изымут из семьи и отправят в детский дом, — говорит Левченко. — У нас был случай, когда 15-летняя девочка рассказала учительнице о домашнем насилии. На что та ей ответила: «Ты самая обеспеченная в классе, тебе все завидуют, а что случится, если папу отправят в тюрьму, а маму лишат родительских прав?» В итоге девочка продала всех своих дорогих кукол, собрала около 15 тыс. рублей и убежала к бабушке в Барнаул, живёт теперь у неё».

По мнению Анны Левченко, необходимо открывать центры для жертв сексуального насилия, где ребёнок или подросток может пройти курс реабилитации с помощью медиков и психологов. Сейчас таких центров очень мало.

«Необходимы беседы в школах о личных телесных границах, о том, что такие действия со стороны взрослых ненормальны, — считает Левченко. — Дети, в отношении которых совершается сексуальное насилие с раннего возраста, просто не знают, что такое норма, они могут не осознавать, что они жертвы. Также нужно объяснять, что есть бесплатная юридическая и психологическая помощь».

Примечания и ссылки

  1. ↑ и (in) на www.nlm.nih.gov (по состоянию на 19 июня 2015 г. )
  2. ↑ и «возраст, ниже которого в соответствии с национальным законодательством запрещено вступать в половые отношения с ребенком»; ребенок определяется как «любое лицо в возрасте до восемнадцати лет» согласно
  3. Ивонн Куансон, Жан-Пьер Тевено, Сексуальные нападения на несовершеннолетних детей , API, 2001
  4. Там же, с. 4
  5. Роман Паскаль, Барон Хи, «Молчание и откровение: сексуальное насилие и страдание от разговора, риск расщепления», Cahiers de Psyologie Clinique, 2004/2 (№ 23), с. 59-79. URL: https://www.cairn.info/revue-cahiers-de-psychologie-clinique-2004-2-page-59.htm
  6. (in) Патрик О МакГоуэн, Ая Сасаки, Ана К. Д’Алессио, Сергей Дымов, Бенуа Лабонте, Шиф Густаво Турецки и Майкл Дж. Миней, ,2009 г.( DOI   , по состоянию на 25 апреля 2010 г. ) ,стр.  342-348.
  7. (in) Агостино Боно ,

Что дальше

— Я планирую уехать в другой город

Сейчас уже неважно куда. Главное — всё это забыть

Потому что я сейчас хожу по району, и все воспоминания накатывают…

— Маму заберёте с собой?

— Я ей предлагала уехать. Она сказала, что не оставит фирму. У них с отцом была совместная компания. Он был в ней директором, мама — соучредителем.

— Вы думаете о том, что когда-то у вас будет семья, дети?

Мне важно быть с единственным человеком всю жизнь. Я хочу строить полноценные крепкие отношения

Хочу, чтобы у меня были дети. Иногда думаю, как буду их воспитывать, чему учить, чем они будут заниматься в жизни… Это то, о чём я старалась думать, когда было совсем тяжело и казалось, что уже нет выхода.

— Вы же понимаете, что следователям едва ли удастся доказать эпизоды из вашего детства?

— Да, понимаю.

— Вы пойдёте в суд? Вы имеете право не присутствовать в зале суда.

— Мне сказали, что я могу написать заявление и всё будет происходить без меня. Я не знаю… Сейчас я боюсь его видеть. Я до сих пор испытываю страх.

— И зависимость?

— Да. Наверное, лучше бы я его не видела.

  • Елена планирует переехать в другой город, чтобы ничто не напоминало ей об отце-насильнике
  • RT

— Испытываете жалость к нему?

— Нет, жалости нет. Когда она хотя бы чуть-чуть возникала, я начинала прокручивать в голове всё, что он делал со мной — без моего желания, видя, что я плачу. Видя, что мне плохо! И он продолжал это делать. Жалости нет абсолютно.

Последствия для здоровья и дальнейшего развития пострадавшего

Сексуальное насилие имеет множественные и серьезные последствия для несовершеннолетних жертв .

Синдром посттравматического стресса

На психологическом уровне сексуальное насилие является травмирующим событием  : замешательство , потеря ориентиров, чувство беспомощности, эмоциональный шок или хаос, волна острого стресса , кризис смысла. Как и любая травма, сексуальное насилие может привести к хроническому состоянию посттравматического стрессового расстройства . Сексуальное насилие над несовершеннолетним часто сопровождается секретностью , даже психическое подавление , стратегия выживания мозга жертвы для его психического баланса .

Следует различать два типа психологического ущерба:

  • изнасилование в согласии , взрослые накладывают на поведение ребенка , к которым он не подходит;
  • чувство вины ребенка, которое может быть усилено предписанием секретности .

Во Французской федерации психиатрии мы говорим о жестоком обращении с детьми, чтобы обозначить «сексуальные действия, которые он не может понять, которые не соответствуют его возрасту и его психосексуальному развитию».

В области нейробиологии исследование последствий сексуального насилия в детстве началось в 2000-х годах, и выводы сходятся в направлении демонстрации приобретения окончательной физиологической уязвимости .

Начиная с 2000-х годов, несколько отдельных исследований пришли к выводу, что жестокое обращение в детстве, особенно сексуальное насилие, имело определенные последствия, вызывая приобретенную уязвимость, которая обнаруживается в реакции на стресс. Первые данные о людях датируются 2000 годом, они были продолжены в 2003 году, а другие исследования выявили риски зависимости, в частности, от алкоголя, или даже риски серьезных депрессивных расстройств (БДР) в 2009 году .

По словам Фабриса Джолланта, который перечисляет историю этого исследования в 2007 году в цикле конференций, озаглавленном « Преодоление жестокого обращения с детьми» , различные исследования подтверждают наличие более низкого уровня гормона стресса ( кортизола ) в случае жестокого обращения в детстве. Эта низкая частота вне периодов стресса приводит к более сильной и иной реакции на стресс. Когда эта приобретенная уязвимость приводит к депрессии , какой бы ни была причина, мы начинаем определять форму депрессии, отличную от классической депрессии, с различными реакциями на конкретный антидепрессант.

Депрессия и самоубийство

La dépression est une maladie qui se caractérise par une grande tristesse, un sentiment de désespoir qui vous donne une humeur dépressive, une perte de motivation et de facultés de décision, une diminution du sentiment de plaisir, des troubles alimentaires et du sommeil, des pensées morbides et l’impression de ne pas avoir de valeur en tant qu’individu.
le terme dépression majeure est souvent employé pour désigner cette maladie. La dépression survient généralement sous forme de périodes dépressives qui peuvent durer des semaines, des mois voire des années. Selon l’intensité des symptômes, la dépression sera qualifiée de mineur (légère), modérée ou majeur (grave). Dans les cas les plus graves, la dépression  conduit souvent au suicide.
selon Andre ABM,Theologien

На нейробиологическом уровне посмертное исследование жертв, переживших жестокое обращение в детстве, показало, что эпигенетическая регуляция глюкокортикоидных рецепторов в гиппокампе связана с риском самоубийства во взрослом возрасте.

Венерические заболевания

Сексуальное насилие сопряжено с риском передачи заболеваний, передающихся половым путем, присущих любому половому акту.

Травма и физическая травма

Рапс , в отношении проникновения потерпевшего ( анальный , вагинальный , оральный ) может вызвать серьезные физические повреждения, в зависимости от возраста ребенка, физического развития и насилия акта . В случаях, когда другое насилие связано с самим сексуальным насилием, несовершеннолетний может получить дополнительные травмы разного рода .

Детство

— Когда вы слышите слово «детство», какая картинка у вас возникает перед глазами?

— Как мама или папа везут меня на санках в детский сад. У меня всегда было скрытое соревнование с ребятами по группе. Они ходили пешком, а я думала, как я быстрее них доберусь на санках…

— Какие были отношения у мамы с папой?

— Когда я была маленькая, они постоянно сходились и расходились. Мама была очень ревнива. Она ревновала его к сотрудницам по работе — даже если он не давал никаких поводов. Но тогда я не знала об этих ситуациях. Мама мне просто говорила: «Папа должен уйти. Папа вернётся нескоро». Я помню картинку, как мы провожаем его на остановку. Мама говорит мне: «Вы будете с папой видеться, но гораздо реже».

— Что вы чувствовали?

— Мне было очень больно, но это быстро проходило тогда.

Терапия сексуального насилия.

Как пережить сексуальное насилие? Хотя последствия сексуального насилия довольно травматичны, восстановление психики возможно. В одиночку с такой травмой справиться практически невозможно, поэтому рекомендуется обраться к специалисту. Совместная работа между специалистом и жертвой изнасилования позволяет обеспечить успех терапии. Особенно эффективны следующие терапевтические подходы:

Когнитивная поведенческая терапия  может помочь жертвам насилия отказаться от неадаптивного поведения. Например, человек, который подвергся насилию в детстве, может так бояться близости, что избегает романтических отношений. Когнитивная поведенческая терапия может помочь ему скорректировать автоматические мысли, которые заставляют его избегать близости, что позволит ему работать над здоровыми отношениями и поведением.

Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) в основе терапии лежит ускоренная переработка информации, согласно которой у человека существует особый психофизиологический механизм, получивший название информационно-перерабатывающей системы, обеспечивающий поддержание психического равновесия (Ф. Шапиро, 1995). При активизации этой адаптивной системы происходит переработка любой информации, в том числе эмоциональной, связанной со стрессами и проблемами выживания.

Что делать, если у папы или отчима с ребёнком подозрительные отношения?

«Надо попытаться выяснить, есть ли у ребёнка какой-то близкий человек, которому он доверяет. Жертве всегда нужен кто-то, кто объяснит, что нельзя скрывать, нужно рассказать о том, что с тобой происходит, в противном случае это никогда не закончится. Что запугивания и шантаж преодолимы, из этого есть выход. Бывает, что о сексуальном насилии, совершённом над ребёнком в детстве, становится известно спустя уже 20—30 лет, — говорит Левченко. — Нужно попробовать поговорить с мамой ребёнка: бывает, она действительно не замечает, что происходит. Доверенным человеком может быть брат или сестра, кто-то ещё из родственников. Нужно постоянно быть на связи с ребёнком или подростком, у них после сексуального насилия велик риск суицида. И главное — объяснить жертве, что она в этом не виновата. 90% девочек-подростков в том, что с ними происходит, винят себя, даже если их насилует родной отец.

Зачастую педофилы на этом выстраивают свои отношения с жертвой: «Ты меня сама спровоцировала, в одних трусах по комнате ходила! Почему на тебе такое сексуальное платье?»

И не нужно бояться обращаться в правоохранительные органы. Сделать это может любой человек, в том числе не член семьи. Педофилами занимается Следственный комитет. Нужно идти и писать заявление. Следователи обязательно проведут проверку. Многих останавливает отсутствие доказательств. Но их сбор — задача не гражданина, а следователей. А вот предотвратить или остановить совершающееся преступление может каждый. Даже если информация не подтвердится, заявителю ничего не будет. Если он, конечно, умышленно не наврал. Можно и нужно обращаться на нашу круглосуточную горячую линию «Сдай педофила» — мы проконсультируем, как действовать».

О молодом человеке

— У вас сейчас есть молодой человек. Как вы познакомились?

— Мы вместе работали. Он на меня очень сильно не похож.

— Как скоро вы ему рассказали обо всём?

— Это произошло в начале апреля. А познакомились мы в декабре прошлого года. То есть через несколько месяцев.

— Его первая реакция?

— Это он посоветовал обратиться в полицию?

— Да. Он сказал, что без этого уже никуда. Просто потом уже начались угрозы со стороны моего отца, и чего только не было…

— Какие угрозы? Что он говорил?

— «Я тебя убью». Были и угрозы моему молодому человеку.

— Напрямую?

— Да. Они были знакомы. Отец приходил в кофейню, они виделись… Мне он говорил: «Если не выполнишь то, что я говорю, я сделаю так, что твоих друзей и близких покалечат или убьют».

— И вы верили, что это реально?

— Да. Потому что мой отец — отличный манипулятор. Я верила в то, что он говорил. До сих пор у меня это осталось: когда я прихожу в какое-то место, где мы бывали с отцом, я всегда оглядываюсь на дверь и боюсь, что сейчас он войдёт. Этот эффект присутствия — постоянный. Настолько он контролировал мою жизнь. Куда я иду, с кем я иду. Звонки раз в полтора-два часа. Он всегда придумывал причины находиться вместе со мной в одной компании… Сейчас многие не очень близкие друзья и знакомые часто спрашивают, как отец, куда он пропал. Приходится врать, что-то придумывать, я не могу сказать правду… Мне странно, что никто из моих друзей не подозревал, не задавался вопросом, почему у отца и дочери такие близкие отношения. Мне кажется, это было заметно.

— На невербальном уровне? Жесты, взгляды?

— Да. Когда мы шли по улице, он мог меня спокойно взять за руку. И я не знала, что делать. Когда я пыталась выдёргивать, он реагировал: «Ты чего? Чего отстраняешься от меня? Почему так себя ведёшь?» Я ему объясняла, что это ненормально. На что он сильно бесился, вёл себя агрессивно.

— Он когда-нибудь бил вас?

— Нет, не бил.

Как говорить с детьми, если вы подозреваете, что они пострадали от насилия

Если вы беспокоитесь, что ребенка могла стать жертвой сексуального насилия, вы, скорее всего, растеряны и не знаете, как реагировать. Сексуальное насилие над детьми – это преступление, о котором очень часто так и не становится известно

Неважно, кем вы приходитесь ребенке, вы можете оказать огромную помощь, если вмешаетесь и поговорите о своих подозрениях

Обращайте внимание на возможные признаки

Однозначных признаков сексуального насилия не существует, и знание о том, какие физические и поведенческие изменения могут указывать на насилие, необходимы всем взрослым. Некоторые возможные признаки включают:

Поведение: Избегание любого обычного физического контакта, восприятие физического контакта как угрозы, регресс к несоответствующему возрасту детскому поведению, например, сосание большого пальца, изменения в гигиенических привычках, например, отказ мыться или чрезмерно частое мытье, не соответствующее возрасту сексуализированное поведение, нарушения сна или ночные кошмары.

Физические признаки: Синяки и отеки в районе гениталий, кровь на нижнем или постельном белье, переломы.

Речевые признаки: Использование «слишком взрослых» слов и фраз, не соответствующие возрасту разговоры о сексе, непонятная и нехарактерная молчаливость и отказ говорить.

В случае подозрений – поговорите с ребенкой

Если вас беспокоит возможное насилие, то поговорите с ребенкой

Помните, что очень важно спланировать такой разговор в спокойной и ничем не угрожающей обстановке, тогда вероятность, что ребенка захочет открыться вам, будет выше

Тщательно продумайте место и время для разговора

Выберите место, где ребенке будет комфортно, или спросите, где бы ей хотелось поговорить. Старайтесь, чтобы нигде поблизости не было того, кто мог причинять ей вред.

Следите за тоном голоса

Слишком серьезный тон может казаться детям угрожающим. В такой ситуации дети скорее скажут не правду, а то, что, по их мнению, хотят услышать взрослые. Старайтесь сохранять обычный тон беседы. Чем менее угрожающим будет разговор для ребенки, тем скорее она сообщит правдивую информацию.

Говорите прямо, простым языком

Говорите на уровне развития ребенки и используйте знакомые ей слова, но не говорите слишком расплывчато. Например, на вопрос «Тебя кто-нибудь трогает?» можно ответить совершенно по-разному, но это точно то слово, которое дети знают. Ребенка может дать разные ответы или задать уточняющий вопрос, например: «Мама меня трогает, когда укладывает спать», или «Это как мой дядя иногда меня трогает?»

Не спрашивайте, «обижают» ли ребенку. Сексуальное насилие может не вызывать неприятных ощущений и боли, и ребенка может ответить отрицательно, даже если сексуальное насилие имело место.

Внимательно выслушивайте

Позвольте ребенке говорить, не перебивайте. Делайте паузы, ждите, что она скажет, а потом задавайте уточняющие вопросы, если что-то вызвало у вас беспокойство.

Не осуждайте и не обвиняйте

Используйте «Я-высказывания», чтобы ваши предложения не звучали осуждающе. Например, не надо говорить: «Ты сказала то, что меня беспокоит…», лучше скажите: «Я беспокоюсь, потому что я услышала, что дядя говорил тебе спать в его постели».

Подчеркивайте, что вы ни в чем не обвиняете саму ребенку

Убедитесь, что ребенка понимает – она не сделала ничего плохого, ее не будут ругать или наказывать. Подчеркивайте, что задаете вопросы только потому, что беспокоитесь за нее.

Будьте терпеливы

Помните, что этот разговор может быть очень страшным для ребенки. Насильники очень часто угрожают детям, что если они кому-нибудь расскажут, то с ними случится что-то плохое. Ребенке могли угрожать физическим насилием, детдомом или тем, что с ее мамой что-то случится.

Если насилие подтвердилось, поговорите о заявлении в полицию

Объясните ребенке, что вы поговорите с теми, кто может помочь. Дайте ребенке понять, что не спрашиваете ее разрешения на это. Если вы не родитель, и, если насилие совершали не родители, в первую очередь, поговорите с ними. Мысль о заявлении в полицию может очень пугать ребенку, особенно если насильник обещал причинить вред ей или ее близким

Важно заверить ее, что ее ни в чем не обвиняют, и что ей не причинят вреда

«Я просто его жалела»

— Вы когда-нибудь чувствовали себя счастливой?

— Да, когда я была не дома.

— Есть видео, на котором вы поёте, а ваш отец играет на гитаре. Вы там выглядите счастливым ребёнком (мы не можем опубликовать это видео, чтобы не мешать работе следователей. — RT).

— Я научилась притворяться. Когда не было постели, я переключалась. Я воображала себе, что всего этого нет: всё хорошо, всё как у нормальных людей. Я каждый день себе повторяла это. Я старалась сразу же перечёркивать, нажимать delete. Стираешь из памяти то, что было вчера. Я так хорошо научилась сама себя убеждать, что иногда с трудом восстанавливала события предыдущих дней.

— Как часто всё это происходило?

— Сегодня у вас есть проблемы с интимной жизнью?

— (После паузы.) Есть. Чисто психологических проблем, в голове, очень много.

— Вы обращались к специалистам? 

— Да. Говорят, мне нужно выработать отторжение ко всему, что было в моей жизни. Чтобы у меня не возникало жалости. Будет очень долгая психологическая работа и медикаменты.

— О какой жалости идёт речь?

— Это всё происходило из жалости к нему. Мне было около 13 лет, когда он рассказал довольно тяжёлую историю из своей жизни. Родители, которые пили постоянно. Брат, который над ним издевался.

— У вашего отца не было проблем с алкоголем и наркотиками?

— Нет, он никогда сам не пил и не курил. В детстве он убегал из дома — от всего этого… И когда он мне рассказывал, он плакал. Я просто его жалела. Он мне говорил: «Мне это нужно, я тебе не сделаю больно».

— Но есть много других способов. Почему именно с вами?

— Он сказал, что в какой-то момент он начал испытывать ко мне влечение. Говорил, что пытался уйти от этого, уходил из дома на какой-то период, ночевал на работе.

— А как он объяснял свой уход вашей маме?

— Честно — не знаю. Мне он об этом не рассказывал. И я не задавалась этим вопросом.

Литература

  1. Ambert A.-M. The Effect of Children on Parents. New York: Hayworth Press, 1992.
  2. Ambert A.-M. Parents, Children, and Adolescents: Interactive Relationships and Development in Context. New York: Hayworth Press, 1997.
  3. Barkley J. Reclaiming our children: teachers as elders. In Daily Meaning: Counternarratives of Teachers’ Work. Neilsen, Allan R. (editor). Halifax: Bendall Books, 1999.
  4. Cottrell B. Parent Abuse: The Abuse of Parents by Their Teenage Children. Report and booklet. 2001. — hc-sc.gc.ca
  5. Cottrell B., Finlayson M. A. Parent Abuse: The Abuse of Parents by Their Teenage Children. Report and booklet. 1996. — hc-sc.gc.ca
  6. Price, J. Power and Compassion: Working with Difficult Adolescents and Abused Parents. New York: Guilford Press, 1996.

Напечатана в журнале «Психология зрелости и старения». — № 1(37), 2007. — С. 5–18.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector