Занятия по доману для малышей

Как научить ребенка читать по карточкам Домана

Чтобы научить читать по методике Домана нужно:

  • 3 раза в день Вашему малышу демонстрировать и озвучивать 25 карточек с различными словами (5 комплектов по 5 слов) примерно по 1 секунде, что в среднем занимает 25 секунд.
  • Перерыв между занятиями должен составлять от получаса до 8 часов (это связано с особенностями мозга, в результате научных исследований были выявлены наилучшие условия для повтора запоминаемой информации).
  • Каждый день 5 старых карточек менять на 5 новых. Каждое слово должно быть продемонстрировано не более 15 раз в течение 5 дней, т.е. максимум 3 раза в день, чтобы не наскучить ребенку.

Дополнительно мы показывали карточки Домана по энциклопедическим знаниям для расширения кругозора, тренировки навыка чтения и общего развития ребенка.

Умейте вовремя остановиться!

Умейте прервать процесс обучения до того, как уставший ребенок сам попросит вас об этом

Нам, родителям, должно быть важно не только научить ребенка чтению или математике, но и представить ему «процесс обучения» как таковой. То, как мы ведем себя во время обучения, будет в значительной степени влиять на отношение ребенка к учебе в целом, когда он позже пойдет в школу, а затем поступит в институт

Если сейчас, в его ранние годы, мы будем пытаться заставлять его узнать или выучить что-либо, это все равно, что сказать ему: «Обучение – это просто неприятная рутина и тебе придется учиться, нравится тебе это или нет. Перетерпи, но выучи!». Это сформирует у ребенка негативный подход к учебе, который останется с ним на всю жизнь. И автором этого подхода – увы, будете вы.

Играть с конструктором

Наконец, малыш не только перекладывает детали конструктора (Озон, My-shop) с одного места на другое, но и начинает интересоваться тем, как можно их сцепить друг с другом! На первый взгляд может показаться, что кубики и конструктор – это примерно тоже самое. Но на самом деле во время игры с конструктором оттачиваются совершенно новые моторные навыки. Ребенку необходимо не просто поставить деталь, но и повернуть ее под определенным углом, попасть точно в пазы.

После того как малыш освоит саму технику сцепления деталей, можно начинать конструировать примерно те же самые сооружения, что и из кубиков.

Замечательно, когда в наборе с конструктором есть зверушки, машинки, девочки и мальчики, вовлечение их в игру значительно повышает интерес малыша!

Критика методики Домана

Стоит ли говорить, что начиная с 60-ых годов, все исследования проведенные Доманом были опровергнуты. Никакого эффекта для здоровых детей никогда не было доказано. И все продажи данных карточек, построены только на рекламных заявлениях. Некоторые российские компании (в том числе связанные с государством и Министерством образования), все еще выпускают и продвигают данные карточки, заведомо зная всю их бессмысленность и вредность для детского развития.

В США данную методику специалисты и ученые опровергали сотни раз. Организация созданная Доманом и продолженная его детьми, была обвинена в том, что дает пустые надежды родителям больных детей, выкачивая из них последние деньги, при этом не принося пользы. Прошло уже 50 лет с первого доклада-опровержения от Американской Академии Педиатров ( данный доклад опубликовали повторно уже 4 раза), в котором было доказано, что методы Домана основываются на устаревшей и упрощенной теории развития мозга. Что современная наука не поддерживает его взгляды и методы, что они являются необоснованными и неподтвержденными.

Как вы думаете дорогой читатель, если за 70 лет жизни данной методики, не было ни одного положительного исследования (не считая исследований самого Домана), и которая была признана вредной, достойна ли данная методика существования? Ответ Progressio — нет. Если вы хотите применять уже купленные карточки или вам интересна подобная форма занятий, лучше обратиться к методу Сесиль Лупан, которая также разочаровалась в методах Домана, и придумала своим карточках более полезное применение.

Методика Домана для здоровых детей абсолютно бесполезна и вредна. Она способна не только замедлять развитие, но и оказывать негативный эффект на физиологию и мозг ребенка. Когда происходит помешательство родителей на методиках вредных для ребенка, мы как психологи детского развития не можем молчать. Мы призываем родителей отказаться от данной методики, как это уже давно сделали родители в западных странах.

Данная методика не просто не помогает в развитии ребенка, она его затормаживает, и особенно сильно навыки 21 века:

Историческая справка

Глен Доман – физиотерапевт, родившийся в Америке в 1913 году и являющийся автором одноименной методики по раннему развитию детей.

Гленн Доман заинтересовался тем, как развивается мозг ребенка еще в медицинском ВУЗе, и, по его окончанию, плотно стал изучать данную тему. Свои исследования он  начал на «особых» детях у которых было диагностировано ДЦП, умственная отсталость или же поражение ЦНС. В своей работе врач использовал карточки, на которых были изображены точки, слова и различные картинки. В последствие он увеличивал количество показываемых карточек.

Изображения влияли на те участки мозга, которые оставались активными и здоровыми. В результате выяснилось, что длительное стимулирование мозга при помощи картинок положительно сказывается на состоянии больного ребенка. Через несколько месяцев постоянных занятий его мозг начинает развиваться. Данная методика даже помогала таким детям догнать здоровых детей в своем развитии.

Позднее данная методика стала применяться и для раннего развития здоровых детей, а после доработки методики таким известным врачом, как Маниченко, она стала популярна во всем мире.

Противоречия в системе Домана

Те, кто не считает методику раннего развития Домана совершенной, приводят тому ряд доказательств:

  1. В ситуации, когда ребёнок просто сидит, смотрит на карточки и слушает информацию об изображённых на них объекта, малыш выглядит пассивным, ведь ему даже запрещается задавать вопросы и брать карточки в руки.
  2. Обучение без диалога – пустая трата времени; ребёнок не сможет в будущем применить все свои знания на практике, тогда зачем ему вообще нужно такое обучение?
  3. Кроме того, по многим оценкам, таким способом в ребёнке напрочь отбивается стремление к творчеству и созиданию, а это потом пагубно скажется на его психике.
  4. При использовании в обучении только зрительного восприятия (карточки направлены как раз на это) у ребёнка не развивается текстовое восприятие, которое нужно обязательно развивать. Таким образом, формирование речи в методике Гленна Домана для детей попросту нет места, что не совсем хорошо.
  5. Система Домана предполагает слишком интенсивную работу, которая для ребёнка может показаться чересчур тяжёлой – ведь заниматься нужно весь день, изредка отвлекаясь на какие-либо домашние дела.
  6. И, наконец, самих родителей тоже может коснуться некий дискомфорт, связанный с развивающими карточками Домана. Дело в том, что родители (чаще всего мама) должны полностью погрузиться в эту систему, уйти с головой в изготовление карточек, часами их показывать ребёнку и многое объяснять. Помимо того, что это весьма кропотливый труд, времени на другие дела будет катастрофически не хватать.

Метод с развивающими карточками Домана крайне редко используется в детских садах и других дошкольных учреждениях – он больше подходит для семейного обучения.

И, кстати, многие родители, обучавшие своих детей по этому методу, действительно восхищались успехами ребёнка: их дети раньше других научились читать и писать, выполняли сложные задачи, многому научились.

Однако отзывов компетентных людей, связанных непосредственно с наукой, единицы, и все они – не в пользу методики, а скорее, наоборот, ребёнок и без неё вполне смог бы добиться таких результатов. К тому же пассивный потребитель информации, которым в данном случае выступает малыш, не сможет в дальнейшем применить полученные знания на практике, и это факт.

Но как бы то ни было, система Домана существует по сей день, и многие её применяют: кто-то – в первозданном виде, кто-то – немного видоизменяя «под свой лад». Попробуем разобраться, что представляют собой упражнения из методики.

Учим ребенка считать по Доману

Используя данную методику, вы также можете научить ребенка математике и развить у него фотографическую память. Карточки для счета можно купить в магазине либо же изготовить самостоятельно.

Во втором случае вам потребуется картон белого цвета для создания 100 табличек и красная самоклеящаяся бумага. Из нее вам потребуется вырезать 5050 кружочком, с радиусом около 1 сантиметра. Кружочки нужно хаотично размещать на листике. При этом нужно быть внимательными и тщательно пересчитывать количество наклеенных точек.

Для начала вам понадобится 5 карточек, на которых будет изображено от 1 до 5 точек. На следующий день добавьте еще 5 карточек (6-10) и ближайшие 5 дней проводите занятия именно по этим 10 табличкам. Следующим этапом будут карточки от 10 до 20 и так дальше, пока вы не дойдете до 100.

После того, как ваш ребенок познакомится с числами, можно начинать учить его складыванию и вычитанию. Например, возьмите 3 карточки с 2, 3 и 5 точками, переверните их и открывайте по одной, зачитывая при этом уравнение «3+2=5». На обучение сложению следует потратить 2 недели. Столько же времени у вас уйдет на вычитание, умножение и деление. Главное, заранее готовиться к каждому занятию, чтобы потом вам не пришлось тратить время на поиск нужной карточки.

Проверить знания можно таким образом. Покажите ему 2 карточки с кружочками. На одной пусть будет 26, а на другой 38. Попросите показать 26. Если ребенок справится – похвалите его, а если нет, спросите, уверен ли он в этом и разве не на этой карточке 26. Главное, ни в коем случае не ругать его. В противном случае он потеряет интерес к занятиям или же будет бояться ошибиться и поэтому не станет отвечать.

Когда вы пройдете все этапы обучения с точками, переходите на графическое изображение цифр. Схема обучения, как цифрам, так и счету, такая же, как и в предыдущих двух этапах. Пройдя полный курс обучения, при желании, можно начать решать с малышом различные уравнения.

Популярные книги автора

Глен Доман — автор нескольких бестселлеров для взрослых членов семьи, педагогов школ и детских садов. В каждой книге утверждается, что все дети рождаются гениями, а рычаг для открытия способностей маленького вундеркинда в руках у родителей. В своих трудах известный американский нейрофизиолог Глен Доман дает простые и действенные советы по раннему развитию малышей в условиях образовательных центров, дома

Советуем обратить внимание на следующие издания

Гармоничное развитие ребенка

Глен Доман поставил перед собой цель: показать родителям, что их дети способны на большее

В играх с новорожденными, по мнению известного новатора, особое внимание стоит уделять физическому развитию. Запрет на двигательные эксперименты приводит к задержкам в интеллектуальной сфере

В книге масса полезной информации о том, как без угрозы для здоровья малыша и нервной системы мамы помочь новорожденному развиваться гармонично, опережая физически и интеллектуально сверстников. С помощью говорилок можно положительно влиять на развитие речи.

Как научить вашего ребенка читать, или Тихая нежная революция

Эта книга Домана была выпущена на родине автора в 1964 году. На русском языке ее впервые издали в 2004-м. В качестве предисловия автор написал небольшую лекцию для родителей о повреждениях детского мозга различной этиологии. Описал, как чувствует себя ребенок, какие средства должны выбрать родители для оказания помощи новорожденному.

Далее Доман подробно рассказывает о своем методе обучения чтению грудничков. Книга будет полезна всем родителям, даже если вы не собираетесь заниматься по авторской методике со своим малышом с пеленок.

Насколько умен ваш малыш (или Ваш ребёнок — гений)

«Первые несколько лет жизни — критичное время для приобретения важных навыков для выживания. Если упустить его, ваш ребенок не подготовится к сложностям, перипетиям взрослого периода». Так считает Глен Доман и соавторы его книги «Насколько умен ваш малыш?». Этот публицистический труд предназначен для любопытных, неравнодушных и активных родителей, старающихся разобраться, все ли хорошо с их малышом, правильно ли он развивается. Используя карточки-бормоталки, можно более успешно развивать речь. Они способствуют правильному произношению звуков и позволяют быстрее научиться говорить.

Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга

Эта брошюра предназначена абсолютно для всех семей с детьми

Неважно, здоров ваш малыш или нет, ее нужно прочитать всем родителям. Глен Доман просто, доступно объясняет, что такое повреждения мозга, как их избежать и исправить

Никакой медицинской терминологии, сложных опытов, результатов экспертиз. После прочтения книги американского нейрофизиолога Глена Домана Вы сможете посмотреть на своего малыша другими глазами, эффективно и системно работать над устранением даже самых сложных дефектов развития у ребенка.

Советы по развитию речи

Карточки хорошо помогают в развитии речи ребенка. Но не стоит забывать, что пользоваться ими нужно правильно

Также важно помнить, что развитие речи зависит от многих факторов.

Специалисты дают такие советы родителям:

  • чаще общаться и играть с малышом;
  • если у ребенка плохая генетика, он может начать разговаривать с запозданием. Чтобы ускорить речевое развитие, нужно проводить специальные занятия;
  • если у малыша наблюдается задержка речи, то надо выяснить и устранить причину этого явления. Ребенка в обязательном порядке следует показать специалисту;
  • о развитии младенца стоит побеспокоиться еще тогда, когда он находится в утробе. Беременной женщине рекомендуется разговаривать с ребенком, слушать классическую музыку.

Карточки Домана своими руками

Демонстрационный материал продаётся в магазинах, однако многие родители всё чаще выбирают самостоятельное изготовление карточек, поскольку для обучения понадобятся сотни, а то и тысячи картинок и изображений.

Какие ещё развивающие игры для детей до 1 года можно использовать дома? Об этом можно узнать, прочитав статью детского психолога с максимально подробным описание полезных занятий для малышей по месяцам.

Методика Глена Домана разрешает карточки выполнять и из подручных материалов. Самый простой и разумный вариант – бесплатно скачать с сайта и распечатать на плотной качественной бумаге с помощью цветного принтера. Можно сделать карты, вырезав картинки из журналов и газет.

Распечатанный материал при аккуратной эксплуатации прослужит достаточно продолжительный срок, если твёрдую бумагу дополнительно заламинировать. Такие карточки можно даже отдать на время знакомым, которые также хотят обучать ребёнка по этой методике.

Обязательно необходимо подписать заранее оборотную сторону карты, чтобы не переворачивать её в процессе демонстрации, ведь малыша ничто не должно отвлекать от процесса созерцания изображённого предмета или слова.

Карточки нужно систематизировать и разложить по определённым разделам. К примеру:

  • домашние птицы;
  • музыкальные инструменты;
  • части тела;
  • овощи;
  • русские писатели и пр.

Если для самых маленьких детей хватит по 10 карточек на каждый раздел, то для малышей постарше количество картинок резко возрастает. Кроме того, в разделах появляются подкатегории. Например, в категории «птицы» появляются «водоплавающие птицы», «птицы Арктики», «птицы-хищники».

Суть методики

Для достижения ожидаемых результатов рекомендуется соблюдать некоторые правила. В первую очередь занятия должны проводиться в игровой форме. Малыша нельзя заставлять, ругать, резко критиковать. Особенно это касается первого занятия. У малыша может пропасть интерес к урокам, а также доверие к родителям, как к учителям.

Обучение должно проходить в предрасполагающей обстановке. Для этого нужно выбрать момент, когда ребёнок спокоен и настроен воспринимать новые знания. Если малыш капризничает, хочет спать, голоден или болеет, такие уроки не принесут пользы. Занятия должны быть приятными и увлекательными.

Учёный рекомендует тщательно готовиться к каждому занятию

Во время урока важно исключить факторы, отвлекающие внимание – выключить телевизор, музыку, убрать телефон и т.д

В ходе занятий станет понятно, какие темы интересуют ваше чадо больше всего. Однако, ограничиваться только ими не стоит. С каждым занятием следует вводить новые материалы для изучения. Не бойтесь давать малышу много информации. Детский мозг способен запоминать и анализировать большие объёмы. При этом не нужно требовать от него отчёт о полученных знаниях. Когда ребёнку интересно, он непременно захочет поделиться с вами тем, что он усвоил и открыл для себя.

Играть с рамками-вкладышами без дублирующих картинок

Начинать знакомство с рамками-вкладышами, конечно, лучше всего с таких рамок, где в прорези на заднем фоне для малыша есть картинки-подсказки (). Но, если ваш малыш с такими уже хорошо знаком, примерно с 1,5 лет (или даже пораньше) задачу можно усложнять и использовать в своих играх рамки без дублирующих картинок (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Т.е. при подборе вкладыша ребенок будет ориентироваться исключительно на форму проема.

Рамка-вкладыш может стать незаменимым помощником и при изучении геометрических фигур. Во время занятий с рамкой постоянно озвучивайте названия фигур, и ребенок, играя, незаметно запомнит их все.

Еще более продвинутыми вкладышами для малыша станут досочки Сегена. Эдуардом Сегеном были придуманы вкладыши разных видов, но в наше время особенно популярными стали вот такие, какие вы видите на фото ниже (отдельные досочки разных цветов и с прорезями разной геометрической формы). Играя с такими досочками, ребенок будет не только соотносить форму вкладыша с рамкой, но и их расцветку. Таким образом, ребенок учится подбирать фигуры, опираясь сразу на два свойства!

В продаже можно встретить однотонные досочки и досочки с узорами.

Из бумаги и картона можно сделать бумажный аналог рамки-вкладыша, ребенок с не меньшим удовольствием будет прикладывать картонные фигурки к их очертаниям (а если уже освоил клей, то и приклеивать). Либо можно приобрести готовое пособие, например «Школа семи гномов. Квадратик и кружок». Несмотря на то, что на пособии указана возрастная категория «от рождения до года», считаю, что оно замечательно подходит именно для этого возраста.

Плюсы и минусы методики

Методика обучения ребенка с помощью карточек Домана, как и любая другая методика раннего развития, имеет как достоинства, так и недостатки. Поэтому, прежде чем создавать учебные материалы и приступать к занятиям по методу Домана, следует узнать о всех ее плюсах и минусах.

Плюсы

К преимуществам данного метода можно отнести следующее:

  1. Чтобы заниматься с ребенком, используя карточки Домана «Посуда» или «Сад», не требуется обладать специальными знаниями или же тратить много времени. В связи с этим, обучать его можно самостоятельно.
  2. Чтобы развивать ребенка не нужно ходить в специальные развивающие центры. Обучение может происходить как дома, так и на отдыхе.
  3. Обучающие материалы можно изготовить своими руками, и тем самым сэкономить средства из семейного бюджета.
  4. Физические упражнение по Доману развивают не только физические, но и умственные способности.
  5. С помощью карточек можно стимулировать мозговую активность у ребенка до 6 лет. Чем раньше вы начнете занятия, тем больше знаний он сможет получить.
  6. С помощью данной методики развивается скорость мышления, фотографическая память мозга и образное мышление.
  7. На освоение огромного количества информации уходит сравнительно мало времени.
  8. Энциклопедические карточки и дальнейшая программа знаний обеспечивает всестороннее развитие малыша.

Минусы

У данной методики раннего развития есть и противники. В качестве ее недостатков они называют следующие аспекты:

  1. При таком обучении ребенок занимает пассивную роль. По сути, пока вы показываете и рассказываете, он не делает ничего. Просто смотрит и случает.
  2. Тактильные, осязательные и обонятельные каналы познания окружающего мира маленьким ребенком важны ничуть не меньше слуховых и зрительных. Однако в данной методике они никак не задействованы.
  3. Все обучение по Доману сводится к запоминанию. Какой бы то ни было творческой составляющей или же другого типа мозговой деятельности при этом не наблюдается.
  4. Если ребенка учить читать, считать и заниматься с энциклопедическими карточками одновременно, то можно его перегрузить.

Немного об авторе

Глен Доман — врач-нейрофизиолог, родился в 1920 году в Филадельфии, США. Стал известен миру разработкой методики раннего развития детей. Но начинал свой путь Доман с изучения детского мозга в Университете Пенсильвании. Там получил ученую степень по физиотерапии и предполагал продолжать научную деятельность, но помешала Вторая мировая война. Молодой перспективный врач Глен Доман ушел добровольцем в пехотные войска США, решив возобновить изыскания в нейрофизиологии после окончания войны.

Возвращение к медицинской практике Глен Доман начал с разработки курса реабилитации детей с повреждениями головного мозга, ЦНС — с ДЦП, синдромом Дауна, аутичным поведением. И заметил, что между уровнем физического и интеллектуального развития прямая взаимосвязь. Больным детям предлагались следующие задания: взмахи руками, ногами, ползание.

Вслед за активацией работы мышц происходил прогресс в работе мозга. Таким образом, устранялась первопричина детских дефектов, а не ее следствие.

Далее для малышей с особенностями развития разрабатывалась программа по стимуляции зрительной, слуховой, тактильной активности. Уроки распределялись в течение суток, были очень насыщенными и продолжительными. Курс реабилитации длился много месяцев. В результате большинство больных детей показывали хорошие результаты в умственной и физической сфере развития.

В 1955 году вместе с коллегами-нейрофизиологами основал Институт развития человеческого потенциала. Базой исследований стала новейшая для своего времени методика Домана. В 1960 году была написана статья о результатах работы группы нейрофизиологов по реабилитации детей с параличами, отставанием в психическом и интеллектуальном развитии по авторской методике, а также в целом о деятельности института. Результаты поразили общественность.

Через несколько лет Доман решил апробировать свои педагогические и медицинские разработки на здоровых детях. Малыши занимались по той же реабилитационной программе и показали следующие результаты:

  • Читали в раннем дошкольном возрасте.
  • Считали до сотен и тысяч.
  • Были очень эрудированными, обладали обширными знаниями по географии, биологии, математике, зоологии.
  • Эффективно повышали уровень физического развития.

После публикации описания авторской методики в научных журналах, выпуска книг Глена Домана, методикой раннего развития заинтересовались не только педагоги, врачи, но и родители.

Самыми популярными в России и США стали следующие дидактические технологии:

  1. Как научить ребенка читать.
  2. Как научить дошкольника считать.
  3. Как дать энциклопедические знания в раннем возрасте.

Занятия по любому из перечисленных блоков по методике Глена Домана строятся на демонстрации карточек с картинками, точками, словами. Методика проста. Специальных знаний, навыков в педагогической работе от родителей не требуется. Достаточно уделять урокам много времени, сил, быть заинтересованными в результате и не ждать успехов слишком быстро.

Глен Доман и его методика

Это врач из американского города Филадельфия. Правильное написание его имени все же Гленн (Glenn Doman), но в русскоязычных источниках прижился такой вариант.

Хотя Доман учился на физиотерапевта, он специализировался на изучении детского мозга, случаях его поражения и восстановительных методиках.

Глен Доман считается одним из крупнейших мировых специалистов в этой области, и его заслуги признаны и отмечены многими международными организациями и государствами.

В чем состоит методика раннего развития Глена Домана?

Изначально она разрабатывалась как система развития умственно отсталых детей и давала удивительные результаты. Дети с задержкой развития начинали говорить, читать, писать, по уровню умственных способностей постепенно догоняли своих здоровых ровесников.

Со временем эта система была адаптирована под здоровых детей и получила название, под которым она известна сейчас – методика развития Глена Домана.

Развитие мозга, по мнению этого выдающегося человека – процесс динамический, он может замедлиться или остановиться в случае повреждения мозга, но точно так же его можно и ускорить!

Принципы, на которых строится методика раннего развития Глена Домана

  • В каждом ребенке с рождения заложен потенциал гения.
  • Стимулирование – тот ключик, который может открыть потенциал ребенка.
  • Обучение ребенка должно начинаться с рождения. Первый год жизни – это время, когда мозг развивается огромными скачками.
  • Чем младше ребенок, тем легче протекает процесс обучения. Дети воспринимают новое с огромной скоростью, в этом взрослые не могут сравниться с ними.
  • По природе своей дети любят учиться, они считают обучение игрой.
  • Лучшими учителями для ребенка являются его родители, потому что именно они знают его так, как никто другой.
  • Процесс обучения должен приносить радость, он не должен включать в себя проверку знаний.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector