Как научиться правильно играть в шашки

Содержание:

1.2. Наименование диагоналей шашечной доски

картинка

Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ.

Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край — верхними диагоналями.

Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется большой дорогой.

Две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны большой дороги, и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие первые но концам образуют тройник. Большие диагонали тройника соответственно называются нижним и верхним тройником, малые — нижним и верхним тройничком.

Две диагонали, пересекающие большую дорогу и тройник (по 7 полей в каждой), составляет двойник. Они называются нижним и верхним двойником.

Следующие за двойником две диагонали (по 5 нолей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по 4 поля в каждой) образуют косяк. Соответственно они носят названия нижний и верхний косяк, нижний и верхний косячок.

Правила игры в шашки

Правила игры сложностью не отличаются. Специалисты считают, что в 5-6 лет ребенок может без труда их освоить.

Количество игроков

Во всех видах шашек, кроме японских го, два игрока. Обычно соперники бросают жребий, решая, кому достанутся фигуры белого цвета. Они начинают игру, что позволяет с самого начала реализовать свой план.

Сколько фигур в шашках

По правилам соперникам в начале партии выдается двенадцать фигур. Иное число шашек в международном, японском варианте.

Как расставлять шашки

Доска включает шестьдесят четыре поля. Белые клетки в шашках в расстановке, совершении ходов не используются. Рабочими являются только черные поля. Как и в шахматах, у каждого есть персональный адрес. Он состоит из буквы и цифры, расположенных на вертикали и горизонтали.

Перед началом партии доска устанавливается так, чтобы крайней левой было темное поле. Выбирать первоначальную расстановку фигур в шашках не приходится. Их нужно установить на черные клетки первых трех горизонтальных рядов 1-3 (для белых), 6-8 (для черных). Ряды 4-5 остаются пустыми, на них будут проходить боевые действия.

https://youtube.com/watch?v=3uF0WQ9M06A

Шашечная нотация и запись партии

Совершая ходы, участник ориентируется на поля. В русском варианте игры позиции боевых единиц принято обозначать с помощью алгебраической нотации – записи. С этой целью используется метод координат, введенный французским математиком и философом Рене Декартом.

Каждое поле является точкой пересечения вертикального и горизонтального рядов, которым присвоены собственные обозначения:

  • вертикаль помечается буквой латинского алфавита из диапазона a, b, c, d, e, f, g, h;
  • горизонталь помечается номером из диапазона: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Таким образом, каждое поле может быть идентифицировано с помощью короткой записи, состоящей из адреса вертикали и горизонтали. Например, в зависимости от положения доски, угловая темная клетка для играющего может иметь нотацию a1 либо h8.

Запомните нотацию всех клеток.

При ведении партии следует записывать каждый ход, соблюдая следующий пошаговый алгоритм:

  1. Указать порядковый номер шага.
  2. Обозначить поле, на котором стояла фишка.
  3. При совершении тихого хода поставить тире, а при ударной атаке – двоеточие.
  4. Обозначить место, на которое перемещена фигура.
  5. Записать ответный ход, повторив действия пунктов 2-4.

Например, стандартная запись хода может выглядеть следующим образом:

Приведенная нотация означает, что игрок совершил тихий ход из позиции a3 в b4, а соперник в свою очередь ответил ударом с поля c5 на a3.

При записи партии могут использоваться дополнительные типы обозначений. Наиболее часто применяют следующие:

  • ! – сильный ход;
  • !! – сильный ход, который трудно найти;
  • ? – слабый ход;
  • ?? – ход, который явно ведет к поражению;
  • !? – ход с неясной оценкой;
  • Х – победа;
  • = – ничья.

1.6. Шашечная нотация и запись партии

1.6.1. Шашечной нотацией называется система условных обозначений полей доски. Восемь горизонталей доски обозначаются цифрами от 1 до 8, восемь вертикалей — малыми латинскими буквами от «а» до «h» (a, b, с, d, e, f, g, h) или в русском произношении — «а», «бэ», «це», «дэ», «e», «эф», «же», «аш»). Буквой «а» обозначается крайняя левая вертикаль со стороны играющего белыми (крайняя правая вертикаль со стороны играющего черными). Первой горизонталью считается горизонталь, ближайшая к играющему белыми.

Каждое поле доски обозначается в зависимости от того, на какой вертикали и на какой горизонтали оно находится, т.е. каждое поле обозначается сочетанием буквы и цифры, показывающих вертикальный и горизонтальный ряды, на пересечении которых расположено поле.

1.6.2. Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например, расположение шашек при начале партии записывается так: белые: а1, а3, b2, с1, с3, d2, е1, е3, f2, g1, g3, h2 (12); черные: a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12).

Для записи хода шашки или дамки обозначают сначала поле, на котором шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится, например: a3-b4. При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие.

При взятии одним ходом нескольких шашек запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого шашка начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после боя.

Если необходимо отметить направление взятия, то после записи поля, с которого начался бой, последовательно записывают обозначение полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдельных полей ставится двоеточие.

Сборник дебютов

Начало матча имеет огромное значение: правильный старт – ключ к захвату центра доски и стеснению действий оппонента. Шашист Владимир Вахтёров перечисляет основные стартовые комбинации, в том числе «городскую партию» с быстрым взятием центральной части и бортов доски. «Кол» приводит к стандартному размену и занятию чёрными выгодной позиции. В авторскую энциклопедию дебютов входят также «отыгрыш», «косяк», «тычок», «этюд Петрова». Во втором гайде рассмотрены заведомо проигрышные варианты. В третьей лекции автор разбирает самые эффективные ловушки. Показано применение рекомендаций на практике.

Особенности и разновидности шашек

Главная отличительная черта всех шашек – игра проходит на расчерченном поле равнозначными фигурами, фишками. Каждая шашечная фигура, в отличие от шахматных, имеет тот же вид и ходит точно так же, как остальные.

Соперников обычно двое, иногда больше. Кубиков, бросок которых определяет элемент случайности, как, например, в нардах, здесь нет – все зависит от внимательности и интеллекта игроков.

Как правило, используют настольные шашки, но есть напольные и уличные варианты, отличающиеся только размером. В гигантские можно поиграть, например, на лужайке парка или на вечеринке.

Как ходят

У игры много разновидностей: русские, английские, международные, китайские шашки и другие. Они различаются как внешним видом, так и правилами. Разниться могут размеры поля, количество клеток на нем (от 64 до 144), то, ходят ли фигуры по черным клеткам или по белым.

Общие

Во время игры и пребывания на сайте игрокам запрещается:

  • Использовать различные схемы по накрутке очков.
  • Оскорблять других игроков.
  • Использовать нецензурные выражения в чате и комментариях.
  • Использовать в качестве логинов провакационные слова, аббревиатуры, нецензурные выражения и т.п.
  • Рекламировать другие ресурсы в явной и неявной формах без согласия администрации сайта.
  • Призывать игроков перестать использовать сайт.
  • Призывать игроков переходить на другие сайты.
  • Различными способами вредительствовать сайту, в том числе способствовать снижению доходов сайта от рекламы.

Основные правила игры

Шашки — это настольная игра для двоих соперников, которая заключается в диагональном перемещении фишек по белым или черным клеткам доски, состоящей из 64 или 100 клеток. Цель игры в том, чтобы побить или съесть все фишки оппонента путем перескакивания через них своими.

Раскрытие вопроса, как играть в шашки, правила, можно начать со следующего: традиционно в эту игру играют на шахматной доске 8х8, то есть с 64 клетками. Доска располагается так, чтобы нижняя правая клетка для каждого игрока была белой. Каждый соперник имеет в своем распоряжении 12 фишек одного цвета. У одного они черные у другого — белые. В начале партии фишки располагаются в первых трех рядах для каждого соперника строго на черных клетках. Выигрывает тот соперник, который сможет съесть все шашки оппонента либо загонит их в ситуацию, в которой любой следующий ход приведет к их съеданию.

Это традиционная цель игры, однако, существует их русская вариация, которая называется поддавки. В ней выигрывает тот, кто останется без фишек, либо все они будут заблокированы соперником и поставлены в патовую ситуацию.

Ходы игроки делают по очереди, а ход первым начинает тот, у которого белый цвет, при этом игрок имеет право сделать ход только одной своей фишкой. В традиционной игре двигать шашки можно только вперед, а не назад, по диагонали влево или вправо на ближайшую свободную клетку.

Дамка в шашках может ходить по диагонали на любое число клеток, ест она так же, как и любая простая шашка, то есть становится на одну клетку после взятия шашки соперника. Дамку может съесть всякая другая фишка соперника. Если отвечать на вопрос, можно ли в шашках бить назад, то да, причем это может делать не только дамка, но и простая шашка.

Согласно основным правилам, партия завершиться может по нескольким причинам. Это происходит, когда возникают следующие три ситуации:

  • Тот соперник, который остался без единой шашки, считается проигравшим.
  • Когда очередь хода переходит к данному игроку, а он не может передвинуть ни одну шашку, поскольку все они оказываются заблокированы, тогда он считается также проигравшим. Однако, в некоторых вариантах игры проигрывает тот, у которого осталось меньше шашек на доске. При одинаковом их количестве, побеждает тот, у которого имеется больше дамок. Если и их число одинаково, то партия считается сыгранной вничью.
  • Игрок, у которого осталось меньше шашек, чем у соперника, может сдаться.

Партия может закончиться ничейным результатом, когда оба соперника имеют небольшое число фишек, и сколько бы они ни делали ходов, ничего не изменится на доске.

Соблюдай правила!

Конечно, сжульничать во время игры шашки очень трудно. Это тебе не карты, где можно вынуть незаметно пару козырей из рукава! Тут все твои фишки лежат на виду, и единственный способ как-то склонить расклад игры в свою сторону путём нечестных махинаций — это отвлечь соперника. А уж пока он смотрит в другую сторону, можно и попытаться незаметно сместить пару фишек… Вот только, не обладая достаточным опытом, не всегда удаётся предугадать, что же такого можно сделать на доске незаметного, чтобы точно стать ближе к победе — ведь если ты просто уберёшь половину шашек соперника, шулерство будет бросаться в глаза. А если опыта и мастерства для таких махинаций у тебя достаточно, тогда и жульничать, скорее всего, не придётся…

Одним словом, фраза “правила существуют, чтобы их нарушать” — это не про шашки! Здесь тебе надо знать, как правильно делать ходы, и какие возможности для внезапных манёвров предусмотрены правилами игры.

Что тебе нужно знать? Во-первых, в шашки принято играть на шахматной доске — и, несмотря на ряд существенных различий, игровой процесс у этих двух видов спорта тоже достаточно похож. Две армии — чёрные и белые — выстраиваются друг напротив друга и начинают стремительную атаку на противоположную сторону доски. Но просто дойти до края — мало (да и не всегда обязательно), главная цель — уничтожить или “запереть” все фигуры противника.

Впрочем, если какая-то шашка всё же умудряется побывать “в тылу врага”, то есть, добирается до противоположного края игральной доски, то она сразу же становится дамкой — это даёт большие преимущества той армии, к которой она принадлежит! Если обычные шашки перемещаются лишь на одну клеточку по диагонали, то дамка может идти напролом до тех пор, пока диагональ не закончится.

Шашки противника уничтожаются путём так называемого “поедания”. “Съесть” шашку — значит, уничтожить её, убрать с доски (не переживай, никто не заставит тебя есть пластик!) Впрочем, разновидности шашечной игры, в которой по доске реально перемещаются съедобные предметы, и правда существует. Но это усовершенствование не имеет никакого отношения к спорту: вряд ли на крупных международных соревнованиях можно где-то увидеть на досках вместо шашек рюмочки с напитками или разноцветные роллы!

Чтобы “съесть” шашку противника, через неё надо перешагнуть. То есть, если “за спиной” у шашки противника свободной клетки нет, то и уничтожить её тебе не удастся, даже если ты находишься совсем по соседству. Будь внимателен по отношению к тому, какие шашки оказываются в зоне твоего поедания! По правилам ты обязан съесть доступную шашку, даже если стратегически этот маневр тебе невыгоден. И если во время игры в шашки онлайн ты видишь, что система не даёт тебе сделать ход, который ты хочешь — присмотрись к доске внимательнее. Возможно, ты находишься в атакующей позиции, а значит, не можешь сдвинуться с места, пока не съешь предложенного тебе врага!

Кстати, чем хороши браузерные шашки, здесь есть много других подсказок, которые позволяют тебе привыкнуть к правилам и научиться играть лучше иных гроссмейстеров. Играть в игры шашки онлайн можно бесплатно на нашем сайте: в каталоге ты сможешь найти лучшие варианты любимой игры! Развлекайся сколько угодно, ведь играть в шашки — это не только очень весело, но и весьма полезно для ума.

Как ходят и бьют шашки

В начале игры все шашки на доске принято считать простыми. Каждая фигура передвигается исключительно по темным полям, совершая диагональное движение вперед на ближайшую клетку. При этом совершаемый ход может быть тихим либо ударным.

В первом случае шашка перемещается на свободное соседнее поле, а во втором совершает взятие фигуры противника, перескакивая через нее на свободную клетку. При этом рубить можно и назад. По окончании хода битые фигуры снимаются с доски.

Если игрок коснулся шашки, он должен ею походить.

Если участник дотронулся до фигуры, то обязан ходить ей. При этом ход шашки считается совершенным, если игрок сделал перемещение и отпустил руку.

Кто ходит первый

Первое движение совершает игрок, которому принадлежат светлые фигуры. Затем ходы осуществляются соперниками поочередно.

Обязательно ли бить шашки

Когда шашка противной стороны попадает под удар вашей, ее необходимо бить. В ситуации, когда существует более двух вариантов рубить фигуры, выбор делается на усмотрение игрока, которому принадлежит ход. Если противник не заметил возможности, позволяющей срубить вражескую шашку, необходимо ему сообщить об этом и вернуть ход назад.

Правда, в народе существует правило, согласно которому в этой ситуации можно удалить фигуру соперника с поля, – «взять за фук». Но в классической игре таких указаний не существует.

Как ходит и бьет дамка в шашках

Когда простая фигура доходит до черного поля последнего ряда на противоборствующей стороне, она превращаются в дамку – самую сильную фигуру. Как правило, данный статус обозначается ее переворачиванием, в редких случаях – сдваиванием шашек.

Дойдя до конца доски, шашка превращается в дамку.

Дамка приобретает способность передвигаться диагонально на любое расстояние и в любом направлении. Точно так же она бьет фигуры соперника, даже когда они удалены на расстояние в одно или несколько свободных полей. Взяв вражескую боевую единицу, дамка может занять любую свободную клетку за ней.

Что делать, если ходить некуда

На завершающем этапе партии часто складывается ситуация, когда невозможно сделать ход, т.к. все пути заблокированы противником. Игрок, попавший в подобную ловушку, объявляется побежденным.

1.9. Ничейные окончания

1.9.1. Партия считается закончившейся вничью в таких случаях:

— по взаимному согласию оппонентов (один из участников предлагает ничью, а другой ее принимает это предложение);

— при невозможности выигрыша ни одного из соперников;

— если участник, имея в окончании партии три дамки (и более) против одной дамки противника, своим 15 ходом (считая с момента установления соотношения сил) не возьмет дамку противника;

— если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:

* в 2-х и 3-х фигурных окончаниях — 5 ходов,* в 4-х и 5-и фигурных окончаниях — 30 ходов,* в 6-и и 7-и фигурных окончаниях — 60 ходов.

— если участник, имея в окончании партии три дамки, две дамки и простую, дамку и две простые, три простые против одинокой дамки, находящейся на большой дороге, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции;

— если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;

— если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.

1.9.2. Порядок признания ничьей в случае повторения позиции:

— если играющий сделает ход, в результате которого позиция повторится третий раз или более, то его партнер имеет право до совершения своего очередного хода заявить судье соревнований о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью;

— если один из играющих хочет сделать ход, в результате которого позиция повторится третий раз (или более), то он, не делая этого хода на доске, должен записать его на бланке и заявить судье о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью. Если очередной ход все же будет сделан, то право требования ничьей этим участником утрачивается и восстанавливается вновь в случае очередного повторения той же позиции;

— не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим;

Требовать ничьей можно и в том случае, если позиция повторяется трижды в различные моменты партии, т. е. через любое количество ходов, но при той же очереди хода;

— правильность заявления о признании партии ничьей ввиду троекратного повторения позиции проверяется судьей соревнований за счет времени того из противников, который сделал это заявление. Если проверка установит, что троекратного повторения не было, то записанный заявителем ход считается сделанным и партия продолжается

— если при проверке время участника, добивающегося признания ничейного исхода партии, истечет, но будет установлено, что троекратное повторение позиции имеет место, партия признается закончившейся вничью; если троекратного повторения позиции не было, то заявителю, время которого при проверке истекло, засчитывается поражение.

1.9.3. Участник может предложить ничью в тот момент, когда он только что передвинул шашку или дамку. Предложив ничью, он пускает часы партнера. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: «предлагаю ничью», «согласен», «не согласен»,- и не оговариваются никакими условиями. Последний может принять предложение или отклонить его словесно либо ответным ходом.

1.9.4. Если игрок предлагает ничью, когда идут часы его партнера, обдумывающего свой ход, последний может согласиться или отклонить его предложение. Игрок, предлагающий ничью, таким образом, должен быть предупрежден арбитром.

1.9.5. Если игрок предлагает ничью, когда идут его часы, партнер может принять предложение, отклонить его или отсрочить свое решение, пока он не увидит ход играющего.

1.9.6. Если предложение ничьей не будет принято, тот же участник может вторично предложить ничью лишь после того, как другой участник использует на это свое право.

Ход занятия:

В: -Ребята, как называют человека, который играет в шашки?

Д:- Ответы детей (Шашист)

В: — А каким должен быть шашист?

Д:- Ответы детей (выдержанный, воспитанный и т. д.)

В: -Что нужно для игры в шашки?

Д:- Ответы детей (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)

В: — Кто может играть в шашки?

Д:- Ответы детей (Любой человек)

В: — Кто может быть партнёром для игры?

Д:- Ответы детей (Любой человек)

В: -Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры?

Д: -Ответы детей (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)

В: -Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок, я предлагаю вам сейчас присесть за столы, что бы мы вместе разгадали загадки.

(Дети садятся за столы).

В:- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить без ошибок, внимательно смотрите на шашечную доску.

В:- Что вы видите на доске?

Д:- Ответы детей (Белые и черные квадраты)

В:- Чем они похожи и чем они отличаются?

Д:- Ответы детей (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)

В:- Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки.

Д:- Ответы детей (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)

В: — Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток?

Д:- Ответы детей (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)

В: -Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.

В:- Каждый из квадратиков или клеток называется поле.

В: -Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?

В: -Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

В: — А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных дорожек, и названия у них разные.

В:- Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево?

Д:- Ответы детей (Горизонтальные линии)

В: — Сосчитайте, сколько их на доске?

Д: — Ответы детей (8 горизонтальных линий)

В: — Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх?

Д: — Ответы детей (Вертикальные линии)

В:- Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная?

Д: — Ответы детей (Линии равные)

В:- На шашечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии.

В:- Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. Для этого вам нужно посчитать количество одинаковых по цвету квадратов в каждой диагонали.

Д:- Ответы детей (Диагональные линии разные по длине)

В:- А сколько всего диагоналей на доске.

Д:- Ответы детей.

В:- Молодцы ребята вы со всеми заданиями справились

Физминутка

В: — Давайте вспомним правила игры в шашки.

Тронул – ходи.

Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.

Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.

Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.

Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.

Взятие шашки соперника является обязательным

Джентельменские правила.

Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника. Не смеяться над проигрышем другого

Не смеяться над проигрышем другого.

Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.

В:- Во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.

В:- Ребята, а когда партия считается законченной?

Д: — если у соперника не осталось ни одной фишки

если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход

если соперник сам себя признаёт побеждённым

если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

В: — Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.

В:- Молодцы ребята. А теперь скажите, что вы узнали нового на занятие?

Дополнительные рекомендации

Правила игры в шашки для начинающих детей и взрослых ничем не отличаются. Освоить их можно даже во время проведения первой партии. Правда, нелишним будет разобраться, как играть, чтобы существенно увеличить шансы на победу. Помогут в этом рекомендации опытных игроков:

  1. Стараться, чтобы как можно больше фигур перешло в дамки. Перемещать их с данной целью нужно в ту сторону, где находится меньше фишек соперника.
  2. Особого внимания заслуживает расположение шашек. Нужно как можно дольше держать последний ряд. Таким образом, у соперника не будет возможности перевода своих фишек в дамки.
  3. Перемещать фишки нужно парами, небольшими группами. Таким образом, они становятся менее уязвимыми.
  4. Производить обмен фигур, если в этом есть выгода. Например, подставив под удар одну свою, появляется возможность получения нескольких фишек второго играющего.
  5. Постоянно контролировать центральную часть игрового поля. Несколько фигур обязательно должно находиться ближе к середине. В такой ситуации всегда будет возможность перейти на нужный фланг.
  6. Приносить в жертву свои фигуры, чтобы получить преимущество. Правильно будет подставлять соперника, вынужденного в обязательном порядке бить находящуюся под ударом фигуру. Правда, начинающий игрок может неправильно оценить ситуацию и лишь усугубить ее.
  7. Нужно изучать тактику игры соперника. Нередко совершенные игроками ошибки на самом деле являются ловушкой. Нужно внимательно обдумывать каждый шаг, а не хвататься сразу за появившуюся возможность.
  8. Расставлять фигуры нужно таким образом, чтобы у передних всегда было прикрытие. Защищать их необходимо с самого начала проведения партии.
  9. Не спешить и обдумывать каждое движение. Существует риск, когда все кажется, слишком просто. Стоит оценить ситуацию перед выполнением хода. Возможно, именно в этом заключается уловка соперника.

Несложная инструкция поможет подобрать оптимальную тактику. Со временем игрок сможет оценивать положение фигур на доске, планировать свои действия на несколько ходов вперед. Такой результат будет достигнут, когда человек наберет достаточное количество опыта.

Какой бы вариант не был выбран, игра в любом случае принесет массу удовольствия. Главное ведь даже не победа, а совместное времяпрепровождение с близкими людьми. Упускать такую возможность не стоит.

Какие основные правила игры в русские, обычные, классические шашки для начинающих и детей дошкольников, школьников — как играть, как бьет дамка: кратко, по пунктам, ходы в картинках

В русские шашки могут играть не только те, кто ходит в школу, но и дошкольники. Цель игры связана со взятием наибольшего числа фишек соперника, у которого не осталось возможности ходить. Читайте ниже, как играть, как бьет дамка. Вот какие основные правила игры в русские шашки для начинающих и детей дошкольников, школьников — кратко, по пунктам:

  • На доске выставляют по 12 белых и черных фигур.
  • Доску располагают так, чтобы угловая клетка внизу слева была черной.
  • Перед игрой фишки нужно расставить по 4 в каждом ряду на черных полях.
  • По центру должны проходить 2 пустых ряда.

Играть нужно так:

  • Каждый игрок ходит белыми или черными фишками, определяясь через выбор фигуры, зажатой в одном из кулаков любого игрока, перемешавшего их у себя за спиной.
  • Ходить нужно только вперед, передвигаясь на 1 черную клетку по диагонали.
  • Бить следует только вперед или назад при наличии пустых клеток в диагональном направлении, удаляя чужие фишки с доски.
  • Любая фигура, которая дошла до последнего противоположного (дамочного) ряда, либо взяла чужую фишку через крайний ряд, становится дамкой, что предполагает возможность бить в любую из сторон по диагонали.
  • Дамка в виде перевернутой фишки может быть размещена на любом из свободных полей, она позволяет брать несколько фигур противника.
  • Игроки не могут пропускать ходы, поэтому побеждает тот, кому есть куда ходить.

Вот ходы в картинках:

Правила игры в русские шашки
Правила игры в русские шашки
Правила игры в русские шашки
Правила игры в русские шашки

Варианты взятия фишек противника могут быть разными. Каждый из игроков самостоятельно определяет ход и способ взятия. Если один из игроков не видит, какую из фишек ему бить, то другой должен ему это показать. Вот основные аксиомы правильной игры в шашки:

  • Наличие определенных фигур в конце партии.
  • Возможность сделать 5 ходов и взять последнюю дамку соперника.
  • Комбинация в виде оставшихся фишек может включать 3 дамки или простых шашки, а также 2 дамки с простой либо 2 обычных с дамкой.
  • Возможность выполнить 15 ходов, если есть 3 дамки, а у противника единственной.

Ходы должны быть подсчитаны у сильнейшего соперника. В любом случае игра будет окончена вничью, если каждый из участников имеет только 1 дамку и может ходить ей без потери фигуры.

Краткая история

“Международные шахматы” зародились в первой четверти XVIII века во Франции. Но их также принято называть польскими, ведь именно польский шашист предложил ввести 100-клеточную доску взамен 64-клеточной, изменить правила игры и число шашек в 1723 году. К сожалению его имя осталось неизвестным, в литературе он упоминался под прозвищем Поляк. Особенно широкое распространение игра получила во Франции и в Голландии. Появилась возможность организовать встречи сильнейших шашистов разных стран, проводить первенства мира. В 1947 году была основана Всемирная федерация шашек. В СССР же развитие стоклеточных шашек произошло в середине 1930 годов, чему очень посопутствовал Именно Владимир Сергеевич Гиляров.

С 1954 года в СССР стали проводиться различные турниры, первенства республик и страны. Первый чемпионат СССР по стоклеточным шашкам среди мужчин был проведён в 1954 году в Ленинграде. Победителем стал Исер Куперман. C 1975 года стали проводиться чемпионаты СССР среди женщин, всего их было проведено 17. Первой чемпионкой страны стала Любовь Травина из Вильнюса. В 1958 году первым советским чемпионом мира стал Исер Куперман. 

С 1992 года проводятся чемпионаты Российской Федерации по стоклеточным шашкам среди мужчин и среди женщин (в 2001 году турнир у мужчин не проводился из-за разногласий между федерациями). С 1998 года соревнования проводятся в трёх форматах: классический, быстрая игра и блиц.

Расчёт рейтинга

Общее:

  • Расчёт рейтинга производится отдельно по каждой разновидности игры, а также суммарно по всем играм.
  • При игре с компьютером очки не начисляются и не снимаются.

Любительский:

  • В партии разыгрывается количество очков равное 5% от рейтинга игрока с наименьшим количеством рейтинговых очков по состоянию на начало партии, но не менее 10 очков.
  • При игре с незарегистрированным игроком (Анонимом) при выигрыше начисляется 5 очков, при проигрыше снимается 5 очков.
  • Если партия завершилась вничью — очки не начисляются и не снимаются.

Профессиональный (Эло):

Количество очков, которое заработает/потеряет игрок А в партии, рассчитывается по формуле: K * (Sa — Ea), где:

K — коэффициент, который для игроков с рейтингом менее 1000 очков равен 20, а для игроков, хотябы раз достигших отметки 1000 очков, — 10;

Sa — фактически набранное игроком А количество очков (1 очко за победу, 0,5 — за ничью и 0 — за поражение);

Ea — ожидаемое количество очков, которое наберёт игрок А в партии с игроком B.

Ожидаемое количество очков Ea рассчитывается по формуле: 1 / (1 + 10^((Rb — Ra)/400)), где:

Ra — количество рейтинговых очков игрока А на начало партии;

Rb — количество рейтинговых очков игрока B на начало партии.

Игровая доска и шашки

В шашки играют на той же доске что и в шахматы, купить ее не составит труда она продается в сувенирных или спортивных магазинах. Кстати, доску и шашки можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Доску можно расчертить на бумаге, картоне или тонкой фанере, а фигурки (шашки) вырезать с толстого картона, резины, фанеры, или использовать монетки. Просто включите фантазию 🙂

Сколько клеток и рядов на доске для шашек?

В Русские и Английские шашки играют на доске с 64 клетками (8х8 рядов), ровно как черных, так и белых клеток. С левой стороны доски напротив клеток есть цифровая разметка от 1 до 8, а снизу под клетками алфавитная разметка A, B, C, D, E, F, G, H, все эти цифры и буквы нужны для записывания ходов в шашках и шахматах.

Как расставить шашки на доске?

Перед началом игры нужно правильно разместить доску на столе. Она должна лежать так, чтобы внизу слева со стороны игрока угловое поле было тёмным. Шашки расставляются на трёх ближайших рядах с тёмными полями.

Кто первый ходит в шашках?

Первыми ходят белые фигуры. Чтобы определить кто играет какими шашками, один с игроков берет в каждую руку по одной шашке, белую и тёмную, за спиной их перемешивает и вытягивает руки с зажатыми в кулаках шашками второму игроку, который должен выбрать руку с шашкой. Какой цвет шашек попадется теми и играет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector