Методика никитиных в действии: чего добились дети из знаменитой семьи

В чем заключается суть метода воспитания

Со временем к эксперименту подключили именитых ученых, и вскоре была сформулирована система Никитиных воспитания ребенка, известная сейчас всему миру. В чем же суть этого противоречивого метода?

  1. Никитины предоставляли своим детям полную свободу выбора занятий и творчества. В семье не было специальных «уроков», «занятий». Дети занимались сколько хотели, когда хотели и чем хотели (конечно, под ненавязчивым наблюдением взрослых). Любая «принудиловка» была запрещена. Детей даже не пеленали туго, вопреки советам тогдашних детских врачей.
  2. Вся обстановка в доме была подчинена цели развития детей. Развивающие игрушки (разработка отца семейства) и спортивные снаряды были в роли обычных игрушек. На стенах висели карты полушарий, арифметические таблицы. К услугам даже самых маленьких было множество книг, таблиц, измерительных приборов.
  3. Максимальное участие взрослых в жизни малыша, поддержка всех его полезных начинаний – необходимое условие успеха. Например, родители вместе с детьми ходили босиком по снегу, одевались легче остальных. Ни одно достижение малышей не оставалось незамеченным. Мама и папа принимали участие в детских играх, спонтанных соревнованиях и других затеях. При этом взрослые не должны делать вместо ребенка то, что он в силах сделать самостоятельно. Если дети просили о помощи, она предоставлялась, но никогда не навязывалась.
  4. Никитины показали пользу раннего развития ребенка. Они считали, что развитие нужно начинать как можно раньше. Это позволит не упустить шанс наилучшего развития ребенка. С возрастом, заметили Никитины, этот шанс утрачивается или заметно снижается.
  5. Никитины заметили, что лучше всего развиваются те способности, умения и навыки, в которых ребенок максимально напрягается. То есть, ребенок должен достигнуть «потолка» своих возможностей, чтобы достичь наилучших результатов развития.

Среда обитания детей, считали Никитины, должна быть не слишком комфортной по современным меркам. Дети жили при температуре не выше +18, питались простыми, но полезными блюдами, спали на холодной террасе. Семья почти полностью отказалась от лекарств. Методы Никитиных были одобрены такими светилами как Амосов, Спок, Аршавский и положены в основу многих современных методик.

Результатом воплощения в жизнь этих принципов стала повседневная жизнь в доме Никитиных. Дети росли счастливыми, очень здоровыми и дружными. Родители посвятили им всю жизнь, тщательно анализируя все свои действия по отношению к детям. Борис Павлович даже в своей визитке назвал себя «профессиональным отцом». Мама Лена оставила работу, организовав дома пошив фартуков.

В этом деле принимали участие все дети Никитиных от мала до велика, получая за работу символическую «зарплату». В школе все дети учились, обгоняя сверстников. Нравственное воспитание, как и все остальное, не было результатом нотаций и назиданий. Сами родители были людьми кристальной нравственной чистоты. Взаимопомощь и уважение к старшим воспитывались исподволь, примером жизни папы и мамы.

Сейчас, когда все «плоды» методики уже имеют свои семьи, можно говорить об успехах и ошибках Бориса и Елены Никитиных.

Конечно, в целом метод Никитиных был чрезвычайно эффективным. Недаром его элементы сейчас взяты на вооружение специалистов во всем мире. Многочисленные критики, называвшие Никитиных «садистами» и «сумасшедшими», не смогли помешать распространению идей этих энтузиастов.

Не был учтен родителями только один момент: вхождение детей Никитиных в тогдашнее общество. Как оказалось, ему не были нужны вундеркинды. А в среднестатистическую рамку, навязываемую им, Никитины не помещались. Поэтому, начиная с начальных классов школы, общество отталкивало этих детей, на корню отсекая их благие стремления.

Дети не имели друзей в школе, им было неинтересно учиться, они тяжело принимали школьную дисциплину, принудительную ограниченность активности. Взрослые дети Никитиных вспоминают школу как досадную неприятность. Кроме того, все Никитины находились под постоянным наблюдением, как объект изучения и просто праздного интереса, что не всегда было приятно и полезно.

Но все дети сейчас имеют крепкие браки, состоялись в профессии. Нет, никто из них не стал «звездой». Но все они благодарны родителям за любовь, которая научила самостоятельности, дала свободу, уверенность в своих силах и радость жизни в большой семье. И еще один «бонус» всех Никитиных – крепкое здоровье.

Дальше мы продолжим говорить о методах воспитания детей по системе Никитиных.

Романы Александра Никитина

После того как Никитин разорвал свои отношения с Надеждой Бахтиной, актер практически перестал общаться с прессой по поводу своей личной жизни. В его биографии начали появляться непродолжительные романы. При этом появились слухи о том, что актер строит отношения с партнершами по съемкам. Сам актер, а также его партнерши отказываются подтверждать все эти домыслы.

Еще во время брака с Надеждой Бахтиной Александр получил предложение об участии в украинском телевизионном шоу «Танцую для тебя». Его партнершей стала профессиональная танцовщица Екатерина Тришина. Вместе с девушкой он дошел до финальной части проекта. Артист проводил с напарницей очень много времени вместе.

На фото: актер Александр Никитин и танцовщица Екатерина Тришина

Есть вероятность, что слухи о романтических отношениях стали самым первым «звоночком» для расставания с законной женой. Именно так предполагали поклонники актера. Стоит заметить, что данные домыслы также не смогли найти своего подтверждения.

Через время появились слухи об отношениях актера с актрисой Юлией Меньшовой. Женщина являлась партнершей актера в комедийной многосерийной картине «Между нами, девочками». Поклонникам было очень приятно наблюдать, как на телевизионных экранах зарождались и развивались отношения между актерами.

Александр Никитин и Юлия Меньшова

Их пара смотрелась на экране очень гармонично, поэтому зрители сразу же решили, что подобные отношения очень трудно сыграть, значит, между ними что-то есть и в реальной жизни. Правда, и эти слухи не подтвердились.

В 2016 году Анастасия Заворотнюк и Александр Никитин вместе снимались в картине «Отдел». Мужчина тогда играл основную роль, а Анастасия – следователя. Актеры весьма убедительно показывали на экране любовные отношения. Так убедительно, что в жизни им сразу же приписали роман.

Актриса Анастасия Заворотнюк

Позднее в Сети начали обсуждать отношения Никитина и Марии Куликовой. В одной из кинокартин актеры играли идеальную семейную пару.

На фото: Александр Никитин и актриса Мария Куликова

Поклонники артистов мечтали, чтобы в жизни они также оформили брак и женой Никитина стала именно Куликова. При этом сами актеры утверждают, что они просто приятели.

Как сложилась судьба семерых детей Никитиных

  1. Алексей, старший сын Бориса и Елены, живет в Лондоне и работает инженером. Женат, имеет двух детей.
  2. Второй сын Никитиных, Антон, стал химиком, занимал руководящую должность многие годы. Женат, вырастил двух детей, дедушка четырех внуков.
  3. Третий ребенок – Ольга. Закончила юридический факультет МГУ, работала юристом в крупных компаниях, многого добилась в карьере. У Ольга двое дочерей и трое внуков.
  4. Четвертая дочь, Анна, закончила медицинское училище и стала работать доулой. Многодетная мама и бабушка четырех внуков.
  5. Пятая дочь, Юлия, работала журналистом. Родила двух дочерей.
  6. Шестой ребенок, Иван, работал в сфере радио и телевещания. Стал многодетным отцом, воспитал с супругой пятеро детей.
  7. Младшая девочка Люба выучилась на библиотекаря. Три года проработала по специальности, а потом стала домохозяйкой. У Любы родилось 10 детей.

Некоторые из детей живут в коттеджах, недалеко от родительского дома. Большая семья регулярно собирается по праздникам, а также организует открытые мероприятия, посвященные инновационной методике воспитания Никитиных. Чтобы познакомиться с методом раннего развития, а также больше узнать про уникальную семью, можно зайти на сайт Никитиных. Кроме того, существует семейный бренд под названием «Ступеньки творчества». 

Интересно: Отец пошёл работать таксистом, чтобы найти пропавшую дочь. И отыскал ее через 24 года. Видео.

Главные принципы

Свою позицию супруги объясняли так: их задача – воспитание не гениев, а самодостаточных и гармоничных личностей, для которых свойственны познавательное начало, живой интерес, стремление творить, наличие собственной позиции.

Методика Никитиных базируется на «трех китах» — основополагающих принципах.

  1. Для малышей необходимы особые условия, способствующие умственному и физическому развитию, поэтому родителям следует тщательно продумать дизайн детской комнаты: здесь должно быть уютно и комфортно. Чтобы ребенок обучался естественным образом, на стены можно повесить карточки с буквами, изображение карты мира, числовые таблицы.
  2. Задача родителя – предложить ребенку задачу, но не навязывать ни подход к ее решению, ни тем более правильный ответ. Главное – малыш должен проявить творчество, только в этом случае результат будет положительным. Упражнения Никитиных построены таким образом, что допустимы несколько возможностей решения.
  3. Ключевое значение в воспитательном процессе имеет тесное взаимодействие ребенка с родителями.

Опираясь на эти принципы и используя развивающие пособия супругов Никитиных, родители смогут помочь своим детям вырасти гармоничными и одаренными личностями, не испытывающими проблем в общении и социализации.

Как воспитывали детей в семье Никитиных

Борис и Елена считали, что ребенок в состоянии развиваться самостоятельно, а задача родителей – создать для этого благоприятные условия. Мама и папа ни в коем случае не должны заставлять что-то делать, только направлять, помогать, поддерживать. При этом нужно чувствовать тонкую грань, когда помощь превращается в чрезмерную опеку. 

Способности ребенка нужно развивать с раннего возраста. Чем раньше начать, тем выше шанс, что таланты малыша впоследствии не угаснут. 

Никитины называли основные моменты в воспитании, которые помогут вырастить счастливых, здоровых и талантливых детей.

  1. Здоровье. С ранних лет родители должны заботиться о физическом здоровье крохи. Но это не означает, что ребенка нужно кутать в теплые одежки, постоянно водить по врачам, давать кучу таблеток и синтетических витаминов. Наоборот, Никитины пропагандировали раннее закаливание, развитие физической выносливости, простую, домашнюю пищу. Елена и Борис придумали и соорудили домашний комплекс, на котором дети регулярно занимались спортом с ранних лет.
  2. Эмоциональное и психическое развитие. Елена кормила детей грудью, причем не по часам, как это было популярно в Советском Союзе, а по требованию младенца. Мама считала важным прикладывание новорожденного к груди в первые моменты после родов. Никитины говорили о том, как важен постоянный контакт малыша с мамой и папой. Они практиковали совместный сон, не запрещали крошкам самостоятельно познавать окружающий мир: трогать, щупать, пробовать на вкус. Елена и Борис выступали за совместные интересные занятия родителей и детей, которые должны быть направлены на взаимопомощь и поддержку.
  3. Развитие интеллекта. Никитины уделяли интеллектуальному развитию детей большое значение. Придуманные ими логические игры, головоломки, изучение букв и цифр, тактильные игрушки – все это помогало в игровой форме развивать мелкую моторику, учиться чтению и счету, развивать интеллект и мышление. При этом родители не заставляли детей заниматься, а ждали, пока малыши сами проявят интерес или предлагали другую игру, исходя из увлечений детей.
  4. Творчество. В семье поддерживали любые творческие начинания, приветствовались нестандартные идеи и креатив в любом виде.

«Сложи узор»

Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.

Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:

  • У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
  • В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
  • Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
  • Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
  • Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.

Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.

«Сложи квадрат»

Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.

Набор «Дроби»

Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.

«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:

  • целые круги;
  • разделенные на сегменты – «дольки».

В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:

  • разложить кусочки по цветам;
  • составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
  • разложить в ряд детали от меньшей к большей;
  • разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.

Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.

Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить  стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.

Биография

Те, кому сейчас за тридцать-сорок, наверняка вспомнят жаркие споры о семье Никитиных. О ней говорилось в прессе, по радио, снимались телепередачи. Многие светила науки защитили не один диплом на основе жизни этой удивительной семьи. Но точки зрения на нее были диаметрально противоположными: одни восхищались, другие ужасались. Что же это за камень преткновения? Кто она, семья Никитиных? И с чего все это начиналось?

Борис Павлович Никитин, в свои 42 года был инициативным педагогом-ученым. Вместе с другими такими же неравнодушными коллегами он решил повторить педагогический опыт Макаренко, помноженный на наследие Пушкинского лицея. На городской конференции познакомился с 28-летней Еленой Алексеевной, которая также загорелась этой идеей.

Школу, о которой мечтал Никитин, открыть не разрешили. Но огонь неравнодушных сердец не остыл, а превратился в любовь. Борис Павлович и Лена Алексеевна поженились. Так родилась эта легендарная семья, споры о которой не смолкают и поныне.

Началось все просто: у супругов родился первенец Алеша, который поначалу страдал от сильного диатеза. Но молодая мама заметила: на холодной террасе малыш успокаивался. Так поневоле началось закаливание первого из семи детей Никитиных, которое со временем переросло в целую авторскую систему воспитания и развития.

Никитины обратили внимание, что покой и комфорт тормозят развитие ребенка. Если же условия будут чуть менее комфортными, организм включает механизм защиты, и становится менее уязвимым в разных неблагоприятных условиях

Также супруги заметили, что чем раньше начать развитие ребенка, тем оно будет эффективнее. При этом желание ребенка – решающий фактор для введения новых видов деятельности

Никитины считали, что способность к развитию утрачивается с годами, поэтому важно не упустить шанс раннего развития ребенка

Внедрить в жизнь эти новаторские идеи решили в своей семье, сделав ее тем самым объектом для споров и критики. В семье постоянно гостили паломники, желающих обучиться новому методу. Никитины дети были под постоянным наблюдением множества врачей, педагогов, прессы.

Они зимой бегали босиком по снегу, одевались явно не по сезону, поднимали большие тяжести, часами могли висеть вниз головой. Кроме того, дети очень рано начинали читать и считать, имели высокий интеллект и уровень логического мышления.

Критики обвиняли Никитиных, что они сделали собственных детей подопытными кроликами, которые вынуждены жить в нечеловеческих условиях. Но сторонников все же было больше. Среди них были даже академик Амосов и доктор Спок (США).

Сами Никитины считают, что никакого насилья по отношению к детям не было. Малыши с огромным удовольствием бегали голышом по снегу, занимались на спортивных снарядах, сами брали в руки книгу, играли в самодельные развивающие игры. И делали это они по примеру родителей, которые жили такой же жизнью.

Цыплят, как известно, считают по осени. Так и дети семьи Никитиных, став взрослыми, не перестали интересовать мир, став «плодами» работы их родителей.

Все семеро – состоявшиеся люди. Алексей работает электронщиком в Лондоне. Антон руководит химической лабораторией. Ольга – юрист, Аня – медсестра, Юля – менеджер по туризму, Иван – бизнесмен. Люба – просто многодетная мать. В своих семьях они также используют элементы родительского наследия. Нельзя сказать, что дети отличаются какими-то сверхспособностями. Но все – очень порядочные люди, любят и берегут близких. И крайне редко болеют.

Борис Никитин недавно умер, но система Никитиных и по сей день используется в педагогической практике как метод любви и пристального внимания к ребенку.

В чем сущность «Методики Никитиных»

В первую очередь «воспитание по Никитиным» требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
  • все занятия предполагают свободу творчества детей;
  • родительское неравнодушие.

«Раннее развитие по Никитиным» предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр («Сложи узор», «Уникуб», «Обезьянка» и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.

Книги (8)

Здоровое детство без лекарств и прививокРаздел: Здоровье

Уже доказано, что основы здоровья человека закладываются еще до его рождения. Как развивается плод, как ведет себя будущая мама, как ребенок появляется на свет — все это играет огромную роль в дальнейшей жизни человека.И именно здесь мы допускаем роковые ошибки, которые потом уже невозможно исправить.

Очень важен и первый год жизни малыша, важен и для его здоровья, и для развития его интеллекта.

Далее »

Интеллектуальные игрыРаздел: Интеллект

Эта книга около 20 лет издается в России и за рубежом, приобретая все большую популярность. Почему?

Потому что помогает родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям детских садов, школьным учителям и другим неравнодушным к нашему будущему решать одну из самых актуальных задач нашего времени: развивать творческие способности каждого ребенка до доступных ему высот.

А что, как не творчество, является источником жизненных сил Человека?! Конечно, этот процесс чрезвычайно многогранен, и одними играми здесь не обойтись.

Далее »

Мама и детский садРаздел: Мама и малыш

Книга написана в форме размышления автора о роли матери в семейном воспитании, о сотрудничестве семьи и детского сада, о путях совершенствования работы дошкольных учреждений. В книге широко использованы дневниковые записи Л.А. Никитиной.

Далее »

Мы и наши детиРаздел: Возрастная психология

Мать и отец семерых детей рассказывают об опыте физического, умственного и нравственного воспитания в своей семье. Этот опыт, очень многим казавшийся вначале необычным и рискованным, теперь получает широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом.Он выдержал проверку временем и помогает молодым родителям организовать свою жизнь с детьми так, чтобы дети были здоровыми, умными, добрыми и чтобы сами папы и мамы почувствовали радость творчества в общении со своими детьми.
Далее »

Развивающие игрыРаздел: Возрастная психология

Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!
Далее »

Резервы здоровья наших детейРаздел: Возрастная психология

В этой книге раскрываются основные элементы системы закаливания супругов Никитиных
Далее »

Ступеньки творчества, или Развивающие игрыРаздел: Творческое мышление

Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению.

Для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, родителей.

Далее »

Я учусь быть мамойРаздел: Мама и малыш

Семья Никитиных обросла легендами и ярлыками: «педагоги-новаторы», «авторы системы нетрадиционного воспитания», «родители-профессионалы».

Книга Л.А.Никитиной разрушает этот стереотип. Она — словно отчаянная попытка прорваться к живым людям и показать, что все мы — и «знаменитые», и «простые» — равны и интересны друг другу только «выделыванием себя в человека» (Достоевский). Именно этим, по мнению автора, мы и можем быть близки и нужны нашим детям.

Далее »

Родители: Борис и Елена Никитины

Глава семейства Борис Никитин по профессии был инженером-авиатором. Кроме основной работы, отец увлекся педагогикой, и многие правила советского воспитания яростно критиковал. В 50-х годах прошлого века он даже хотел организовать школу, где бы детей учили по новой системе, но власти идею не поддержали, и мечта Бориса не исполнилась. 

Елена Никитина работала учителем в школе. С будущим мужем она познакомилась на педагогическом собрании. Несмотря на то, что девушка была младше Бориса на 14 лет, у них нашлось много общих тем: педагогика, воспитание детей, жизненные принципы, творчество.

В своей семье Никитины смогли воплотить в жизнь мечту о супер-школе, которую в советские времена открыть было практически невозможно. В 1959 году у пары появился первенец – сын Алексей. Через год в семье родился мальчик, которого назвали Антоном. Елена и Борис хотели большую семью, и впоследствии у них родились три дочери: Ольга, Анна, Юлия, а затем мальчик Ваня. Самая младшая доченька, Люба, появилась на свет в 1971 году. 

Интересно: Мама отдала маленькому сыну свою печень, когда врачи сообщили, что жить малышу осталось всего ничего

Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, «перескакивание» нескольких классов в школе.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению «Организация делопроизводства» и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская «методика раннего развития», по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия

Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности «детская медсестра». Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

«Раннее развитие», по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря «раннему развитию» он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

Внуки Никитиных

Ошибки Никитиных и минусы системы

Система Никитиных, хотя и была основана на глубоких исследованиях, создавалась динамически. Конечно, ошибок было не избежать. Видимые промахи оперативно исправлялись авторами. Но время выявило ряд непредвиденных, заранее невидимых ошибок воспитания по-никитински:

  • Большая сосредоточенность на детях.
  • Семейный изолированный от социума мир, как следствие — неумение вписаться в школу, отсутствие друзей.
  • Подмена жизни игрой.
  • Чрезмерная увлеченность развитием интеллектуальных, творческих способностей, физических возможностей, трудовых навыков.
  • Отсутствие эстетического и нравственного воспитания.
  • Неготовность к преодолению трудностей и самостоятельной добыче знаний.

Жизнь нивелировала эти промахи, но переработке система не подвергалась, поскольку авторов уже нет, а продолжателей еще нет.

Принципы воспитания

Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.

Система Никитиных предпологает:

Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:

  • не навязывайте определенную программу обучения;
  • не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
  • начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.

Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности

Для родителей важно помнить следующее:

  • не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
  • если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
  • если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.

Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.

Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.

Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи

Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.

Ступеньки творчества

Некоторые родители, обращаясь к методике Никитиных, видят ее лишь частично. Они не вникают в философию воспитания, и только используют разработанные ими упражнения из книги «Ступеньки творчества».

Подробнее с ними вы можете ознакомиться в пособии Никитиных — «Ступеньки творчества», а также на сайте игр Никитиных.

Эти игры имеют ряд особенностей:

  • Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Задачи расположены в порядке возрастания сложности «от простого к сложному». От двух-трех лет до взрослого уровня.
  • Постепенное возрастание сложности позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении решение дается взрослым. Однако для начала и усвоения игры, ребенку потребуется взрослый.
  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Так ребенок учится искать решение самостоятельно.
  • Нельзя требовать, чтобы ребенок с первой попытки решал задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

Некоторые из Никитинских игр напоминают блоки Ф. Фребеля (создателя первого в мире детского сада). Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector