Приключения египтян в россии: как в петербурге появились древние сфинксы
Содержание:
- Сколько всего изваяний в городе и где они находятся
- Восстановление Египетского моста в Санкт-Петербурге
- Тайны сфинксов
- История появления
- Выбор и цена котенка
- Воинственные стражи Университетской набережной
- Строение и символизм
- Описание Сфинксов на набережной
- Приобретение сфинксов
- Описание
- Петербургские сфинксы способны разрушить мир
- История памятников и перенос их в Петербург
- История создания Египетского моста
Сколько всего изваяний в городе и где они находятся
Самыми старыми являются сфинксы, установленные в Санкт-Петербурге на Университетской набережной. Однако появились они далеко не в числе первых. Статуи находятся во многих частях города, если смотреть по карте, но никто не скажет точно, сколько их всего.
Во дворе Горного университета
Самыми женственными петербургскими сфинксами являются те, что установлены во дворе Горного университета с 1826 года.
Адрес Горного института: 21-я линия Васильевского острова, 2.
Во дворе Строгановского дворца
Первые скульптуры были произведены для Строгановской дачи в 1796 году. Здесь они простояли до 1908 года, пока их не перенесли во двор одноименного дворца, расположенного на Невском проспекте, 17.
Обратите внимание! Сфинксы Петербурга изготовлены с женскими лицами, а вокруг их голов повязаны платки. С древних времен все украшения, располагающиеся на голове, в том числе и платки, являются символами власти
Строгановский дворец расположен по адресу: Невский проспект 17/Набережная Мойки 4.
На Свердловской набережной
Эти сфинксы похожи на те, что были установлены для украшения на Строгановской даче. Через несколько лет они бесследно пропали. В 1985 году были проведены ремонтные работы набережной, ее презентация, и статуи заняли свои законные места.
Статуи на Свердловской набережной
Свердловская набережная — одна из основных магистралей вдоль правого берега реки Невы. Чтобы до нее добраться, требуется ориентироваться на Финляндский вокзал.
На Египетском мосту
Свое название Египетский мост получил из-за того, что выполнен в стиле, характерном для этой страны. На каждой стороне расположены чугунные фигуры, спроектированные Павлом Соколовым. Однако они больше похожи на греческие изваяния, чем на египетские, так как статуи имеют женское обличье.
Египетский — это мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяющий между собой Покровский и Безымянный острова.
На набережной Малой Невки
Специалисты утверждают, что эти изваяния являются прототипами сооружений, украшающих Египетский мост. Связано это предположение с тем, что статуи сходны друг с другом.
Обратите внимание! До 1917 года эти сфинксы были спрятаны, затем их установили после прихода советской власти. В начале 21 века статуи были отреставрированы на денежные средства, выделенные одной крупной строительной компанией
Набережная реки Малой Невки — набережная по правому берегу реки Малой Невки на Каменном острове в Петроградском районе Санкт-Петербурга.
Набережная реки Малой Невки
На Воскресенской набережной
В середине 90-х годов напротив самой знаменитой тюрьмы Северной столицы водрузили сфинксов, произведенных из бронзы. Если человек находится на набережной, видит у статуй обычные женские лица, однако, те, кто сидит в тюрьме или совершает прогулку по реке, — видят изъеденные черепа.
Воскресенская набережная — левая набережная Невы от Водопроводного переулка до Литейного моста.
Это далеко не полный список сфинксов, однако, здесь представлены основные. Ознакомиться с их расположением можно только при самостоятельной прогулке.
Восстановление Египетского моста в Санкт-Петербурге
В любом случае конструкторы пришли к выводу о необходимости дополнительных проверок с целью не допустить больше таких аварий. Цепи в подобных конструкциях было решено заменить гибкими многопроволочными канатами, которые способны выдержать огромную нагрузку. Такая тактика строительства подвесных мостов начала внедряться уже в первые годы XX века.
Мост обвалился полностью. Единственным, что уцелело, были мостовые устои, выполненные из гранита, и стоящие на пьедесталах сфинксы. Его не спешили восстанавливать, но требовался проезд через реку.
Для того, чтобы попасть на этот мост было необходимо выезжать с широкого Лермонтовского проспекта на очень узкую набережную. Проект нового Египетского моста никак не получить одобрение властей города. По одной из версий, за период с 1905 по 1913 год было разработано и предложено 17 вариантов, однако ни один не был реализован. Наступили сложные времена – началась Первая мировая война, по окончании которой разразилась Революция.
В 1989 году в результате ДТП одна из фигур сфинксов оказалась в реке. Ее достали и вернули на прежнее место. В дальнейшем скульптуры реставрировались повторно в 2004 году. Новый мост получился 44 метра длиной и 27 метров шириной.
Watch this video on YouTube
Тайны сфинксов
Неудивительно, что сфинксы окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю.
Так, на рубеже 1996-1997 годов в петербургских газетах появилось сенсационное сообщение о том, что Сфинксы, которые находятся рядом с Академией художеств, аномально воздействуют на людей. Мол, в 1996 году самые талантливые, подающие надежды выпускники государственного университета, не говоря о преподавателях, стали жертвами «энергетической атаки» Сфинксов. Приводились случаи, когда прогулки к Сфинксам вызывали у жителей города душевные болезни, разрушали семьи, провоцировали самоубийства.
По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса».
Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей.
Археолог Янис Атоназис, нашедший Сфинксов, погиб при невыясненных обстоятельствах. Трагична оказалась и судьба Андрея Муравьева, организовавшего перевоз Сфинксов в Россию — его близкие родственники погибли… Говорили, что в течение пары лет умерли капитан и команда корабля «Добрая Надежда», на котором переправили cфинксов.
Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них. Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.
Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина. В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола». Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ — «совершить жертвоприношение».
Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение.
Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель.
Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.
Так в чем же причина такого поведения Сфинксов? Мистики и эзотерики объясняют это тем, фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица Сфинксов, был чрезмерно увлечен магией. Своим увлечением магией фараон вызвал недовольство жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии.
После смерти фараона его имя прокляли на века. Но фараон успел оставить опасное послание потомкам, повелев высечь на постаменте своих изображений-Сфинксов иероглифы. Эти иероглифы — заклинание, способное ввергнуть мир в хаос, если прочитать его в определенные дни. В переводе на русский текст звучит так: «Я — тот, кто закроет путь Свету и откроет путь Тьме. С исходом ста тысяч лун будет нарушен покой владык молчания и разрушены предначертания богов. Откроют = глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и придет царство Тьмы. Да будет так!»
История появления
Самые древние памятники Санкт-Петербурга — сфинксы увидеть которых можно на Университетской набережной. Величественные фигуры, с загадочными лицами.
Они были найдены в Египте археологом Яном Аноназис, в прекрасном состоянии.
Все историческое сообщество того времени удивлялось их сохранности. Раскопки проводились на средства английского консула в Египте, по фамилии Сольт. Большинство находок, по договору принадлежало ему.
Сфинксов отправили в Александрию на платах. По удивительному стечению обстоятельств в это время там же находился Муравьев. Величие памятников древнейшей архитектуры настолько поразили его, что он тут же написал письмо и приложил рисунок, на имя русского посла в Константинополе Рибопьера.
Посол, конечно, не уполномочен был принимать такие решения самостоятельно, и написал прошение Николаю I. Император, обсудив ценность покупки с членами Академии художеств, дал свое согласие на их приобретение.
Несмотря на это, сделка чуть не сорвалась. Сфинксов хотело приобрести и французское правительство. Но начавшаяся во Франции революция отвлекла его, от археологических находок.
В 1831 году сфинксы были проданы России за 62 000 рублей, покупка была довольно дорогой. До Петербурга они добирались еще год. Во время перевозки одна из статуй пострадала, шрам на лице сфинкса можно видеть до сих пор.
В апреле 1834 года статуи установили на пристани реки Невы, перед Академией художеств. На созданном специально для них постаменте сделал надпись архитектор К. Тон: «Сфинкс из древних Фив в Египте, перевезен в град святого Петра в 1832 году».
Возраст скульптур Петербурга — около трех с половиной тысяч лет. Когда-то они возвышались на аллее сфинксов, ведущей к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419-1383 гг. до нашей эры.
Головы загадочных существ, созданных неизвестным египетским скульптором, похожи на самого Аменхотепа III. Их украшают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа.
Если перевести надпись украшающую памятник на русский язык, можно узнать один из его титулов: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод».
Высечены фигуры из розового гранита (сиенита) Асуанских ломок, который когда-то добывали в южном Египте. В 2002 году была проведена полная реставрация и мероприятия по консервации этих удивительных памятников.
Добраться до сфинксов нетрудно. От станции метро «Василеостровская» через пешеходную зону выти на Большой проспект, перейти на другую сторону, и пройти прямо еще немного, до Университетской набережной. Оказавшись там, вы сразу увидите эти великолепные фигуры.
Сфинксы — загадочные существа, их всегда окружает ореол таинственности. Со скульптурами на Университетской набережной связывают несколько легенд.
Считается, что у них меняется выражение лица в течение дня. С самого утра лик древних изваяний спокойный и уравновешенный, но как солнце начинает стремиться к закату, выражение их лиц становится злым и угрожающим.
Говорят, сфинксы волшебные и исполняют желания. Если взяться за клык грифона, который охраняет покой сфинкса, и смотреть в глаза древнему существу, загадывая желание, то он его исполнит.
Тысячи лет существуют сфинксы, их грустные глаза наполнены тайнами, которые никогда не разгадать.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 769 times, 1 visits today)
Выбор и цена котенка
Отметим, что петерболды включены в топ-20 самых дорогостоящих пород кошек в мире. Исключительная особь породы с родословной может обойтись будущему владельцу в 1500$. Более упрощенный вариант и без права разведения будет стоить около 500$. Наименее затратный вариант – это прямошерстный сфинкс (вариетта) за 150$.
Уход за пометом – основной показатель добропорядочности заводчика
- Перед покупкой котенка рекомендуется досконально изучить особенности и характерные черты породы.
- Убедитесь в том, что обращаетесь с профессиональным заводчиком.
- Осмотрите родителей котенка и помет, условия содержания должны быть хорошими и чистыми.
- Котята породы приобретают устойчивые внешние черты только к двум годам. Вместо флока вам может достаться колорпойнт и другие неожиданности.
- Хвост котенка должен быть прямым и ровным, на кончике не должно быть пустоты при ощупывании.
- Кожа, глазки, нос и ушки котенка должны быть чистыми.
- Понаблюдайте за тем, как выглядит котенок в положении сидя: у него не должен выпирать киль, такая особенность оценивается как дефект.
Воинственные стражи Университетской набережной
Только сфинксы на набережной Невы – настоящий раритет. Их возраст насчитывает три тысячелетия, и, по мнению советского востоковеда Василия Струве, петербургским пятиметровым фигурам из египетского гранита нет равных в мире.
Приобретены древнеегипетские статуи были в 1832 году императором Николаем I, но покидать охраняемую с 14 века до н.э. гробницу фараона Аменхотепа III стражи не спешили. Сначала они «спрятались» под слоем песка, когда храм и гробница были разрушены. Затем им на помощь пришла Госпожа бюрократия. Пока российский император колебался, покупать или нет, не имеющие практической ценности статуи, их приобрели французы. Но вывести грандиозные фигуры из Александрии французы не успели – помешала революция 1830 года. Пришлось перепродавать произведение античного искусства русским.
Сопротивлялись сфинксы и при погрузке на корабль «Добрая надежда». Трос, удерживающий одну из статуй, лопнул. След от впившегося каната остался на лице сфинкса навсегда, при этом в «бою» получеловек-полулев лишился подбородка. Но и кораблю досталось – борт, куда упал суровый египетский страж, был серьезно поврежден, а мачта превратилась в щепки.
С горем пополам фигуры доставили в Петербург весной 1832, но только через два года они были перенесены со двора петербургской Академии художеств и установлены на достроенной парадной набережной. С тех пор их окружают легенды и суеверия.
Строение и символизм
Важный символизм имеет место расположения памятника. Прямо напротив него через Неву открывается большая панорама на тюрьму «Кресты». Она стала легендарной благодаря тому, что в ней в советские годы находились в заточении многие политические заключённые. Именно эта тюрьма описана в поэме Анны Ахматовой «Реквием», посвященной сталинским репрессиям. Также недалеко (на Литейном проспекте, 4) расположен «Большой дом», построенный в начале 1930-х годах как резиденция ответственных за репрессии органов власти НКВД-КГБ (ныне здание занимает их наследница ФСБ). В нём пытали и убивали политических заключённых. Согласно городской легенде кровь убитых стекала из подвалов в Неву, окрашивая воду в красный цвет. По этой причине на находящемся между «Большим домом» и «Крестами» спуске к воде (в створе проспекта Чернышевского) ежегодно с 1988 года в первую субботу июня происходит возложение цветов на воду. Дело в том, что в то время не были известны места захоронения жертв, не было и памятника им.
Памятник состоит из двух смотрящих друг на друга статуй бронзовых сфинксов на пьедесталах и центральной части из каменных блоков.
Сфинксы являются переосмысленными образами своих древних собратьев на Университетской набережной, ставших одним из символов Санкт-Петербурга. Парные статуи расположены в 15 метрах друг от друга. Эти сфинксы представляют собой фигуры полуженщин-полульвиц, стилистически выполненных в подражании модерну. Они худые, на их зверином туловище проступают рёбра, на груди располагаются выразительные человеческие молочные железы. Голова посажена на сильно вытянутую шею, её венчают стилизованные египетские платок-немес и корона-пшент. Сами лица сфинксов по вертикали разделены на две половины. К жилым домам на набережной сфинксы обращены профилями юных женских лиц, а к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — обнажившимися черепами. По мнению критиков «двуликие изображения символизируют жизнь и смерть, свободу и рабство, а также двойственность человеческой природы, способной как подниматься на высоты духа, так и опускаться до массовых убийств и уничтожения целых народов».
Высота сфинксов — 1,5 метра, параметры постамента — 2,3 х 0,8 х 1,8 метра.
Между сфинксами на гранитном парапете набережной из четырёх гранитных блоков создан крест. В нём имеется стилизованное окно тюремной камеры с решёткой также в виде креста. На верхнем блоке выбита надпись : «Жертвам политических репрессий». На нижнем закреплён венок из колючей проволоки. К парапету под ними приставлен пятый блок, на котором лежит книга.
По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Варлама Шаламова, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева, Дмитрия Лихачёва, Иосифа Бродского, Юрия Галанскова, Александра Солженицына, Владимира Высоцкого, Владимира Буковского, Андрея Сахарова.
Между сфинксами и набережной выложен крест из брусчатки. Количество камней в ней не случайно, оно по замыслу авторов соответствует количеству репрессированных людей в СССР — по их подсчётам на 1 камень приходится 10 тысяч жертв.
Центральная часть и часть брусчатки. | Восточный сфинкс. Вид в фас. | Восточный сфинкс. Вид со стороны домов. | Вид на мемориал и памятник Анны Ахматовой. |
Тексты табличек
На постаментах сфинксов закреплены таблички со следующими текстами (слева направо):
Основание западного сфинкса:
Основание восточного сфинкса:
В основания пьедестала восточного сфинкса с северной стороны врезана табличка с текстом: «Михаил Шемякин / Памятник жертвам политических репрессий / установлен 1995 / Архитекторы Вячеслав Бухаев, Анатолий Васильев». Эта надпись повторена на английском языке. В том же месте западного сфинкса две таблички: «Скульптор: Михаил Шемякин / Архитектор: Вячеслав Бухаев / Архитектор: Анатолий Васильев» и «АО „Возрождение“».
Это интересно: Достопримечательности Санкт-Петербурга, любимые места горожан
Описание Сфинксов на набережной
Оба изваяния сфинкса имеют свои условные названия. Правый, если смотреть с набережной, со стороны Репы Академии художеств им. Репина именуется «Западный Сфинкс», а левый — «Восточный Сфинкс». Это именно та фигура у которой сколота борода фараона с частью лица. Но, тем не менее, памятник прекрасно сохранился и отличается прекрасной тщательностью отделки. Сколы на лице (на правой части клафта), не мешают восприятию общего облика сфинкса. Скорее всего, именно о них писал исследовавший скульптуры академик В.В Струве, упоминая о проблемах при погрузке памятника в Александрии; практически сколота борода; отдельные фрагменты отколоты от передней части плинта; утерян фрагмент задней части сфинкса и часть хвоста. Не сохранилась голова урея. Достаточно сильно пострадала корона сфинкса; высокая часть короны дешрет состоит из нескольких частей, отдельные повреждения имеются и на передней части короны хеджет. Длина надписей на плинте сфинкса со стороны набережной — 5,85 м, со стороны Невы — 5,40 м. С задней части плинта сфинкса отколот фрагмент длиной около 60 см, который нёс на себе часть текста, который может быть восстановлен по аналогии. Западный сфинкс создан из менее качественного гранита, хуже сохранился, и, возможно, изготовлен раньше: на нём сохранились следы исправления ошибок скульптора, которые отсутствуют на восточном сфинксе. Мелкие сколы имеются на правой части клафта, утеряны бородка, голова урея. Отдельные небольшие сколы видны на короне дешрет. Сильные повреждения имеются на передней части плинта; правая часть плинта сильнее всего пострадала от разрушения слабых составляющих гранита. Лицо проработано менее тщательно; на месте зрачков присутствуют скопления тёмных частиц гранита, создающих иллюзию «взгляда» сфинкса. В надписи на плинте сфинкса, в целом, сохранившейся несколько лучше, пострадала передняя часть, которая легко восстанавливается по следам иероглифов, как предполагал ещё В.В. Струве. Длина надписи на плинте сфинкса со стороны берега — 6,47 м, со стороны реки — 6,45 м. Первая работа, и, по сути, единственная печатная работа, посвящённая сфинксам и их истории, была выпущена В.В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года», с тех пор ни разу не переиздавалась. Все исследователи, так или иначе работавшие со сфинксами, включая и самого Струве и М.Э. Матье, единогласно говорили о том, что сфинксам необходимо другое место, более защищённое от климатических перепадов, загрязнений и влаги; эта проблема является самой насущной в деле сохранения этих памятников и сегодня. В этом свете любопытно содержание документа, обнаруженного И.А. Лапис в архиве Эрмитажа: «в конце дела о коллекции Кастильоне (Ф.1, оп. № 1, 1826, № 29), имеется никем не подписанная записка на французском языке, в которой предлагается перевезти в Эрмитаж сфинксы Аменхотепа III с набережной Невы и египетские саркофаги из Царскосельской Руины, причем для сфинксов даже указаны места, где их следует поставить, а именно — два зала по сторонам того, в котором была установлена знаменитая ваза из ревдинской яшмы и в котором автор записки предлагал разместить все остальные древнеегипетские памятники. Однако этот проект не был принят».
Приобретение сфинксов
После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе — Египетская пирамида, а в Павловске — Египетский вестибюль.
После русско-турецкой войны 1828–1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. Один из найденных в Фивах сфинксов привезли на продажу в Александрию. Здесь А.Н. Муравьев увидел эту необычное изваяние и восхищенный этим произведением искусства, отправил письмо российскому послу с предложением купить скульптуры. Эта просьба была переадресована в Петербург Николаю I. После одобрения покупки Советом Академии художеств, было решено, что приобретение будет целесообразным для России. К этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, но с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.
В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год прибыли сфинксы в Санкт-Петербург
Описание
Сфинксы Аменхотепа III
Две скульптуры антропо-зооморфных существ с телом льва и головою человека воплощают мифических чудовищ Древнего Египта — сфинксов. Они созданы в XIV веке до н. э. во времена правления фараона XVIII династии Аменхотепа III. Этот период ознаменовался расцветом древнеегипетского искусства и сфинксы являются значимым памятником данной эпохи.
Скульптуры выполнены из розового асуанского гранита и отличаются высоким качеством работы художника. Они также выделяются колоссальными размерами: каждая из них весит 23 тонны и имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.
Моделировка лиц сфинксов мягкая, глаза и губы проработаны. Лица сфинксов юны, их глаза имеют миндалевидную форму, а губы сложены в загадочную, едва уловимую улыбку.
На головах сфинксов надеты царские платки-клафты, на лбу к ним крепятся уреи, сверху их венчают двойные короны па-схемти. На подбородках ритуальные бороды, которые «крепятся» к ушам искусно вырезанными ленточками. На груди и плечах сфинкса расположено широкое ожерелье усех, внешний край которого отделан бусинами. На лопатках спину и переднюю поверхность груди, плеч и предплечий покрывает имитация попоны из плиссированной ткани. Черты львиных тел гибки и изящны. Массивный хвост загнут вокруг правого бедра.
На груди, меж передних лап сфинксов и по всему периметру плинтов памятников вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть которых хорошо сохранилась.
Накладные бороды у сфинксов отбиты ещё в древности после смерти фараона.
Исследователями петербургские сфинксы считаются одними из лучших портретов Аменхотепа III. Они, вероятно, сделаны тем же мастером, что и колоссальная голова из розового гранита, найденная в Ком-эль-Хеттан в 1957 году и хранящаяся в Луксорском музее. Петербургских сфинксов сравнивают с другими сфинксами Аменхотепа III: фаянсовой крылатой статуэткой из Каирского музея, голубой статуэткой из Метрополитен-музея, головой из Археологического музея в Загребе, сфинксом из глазурованного стеатита из Музея Виктории и Альберта, сфинксами из Египетского музея в Турине и двореца Диоклетиана.
Пристань
Пристань имеет длину 42 метра и частично врезана внутрь набережной. Она имеет 14 ступенек к воде. При этом через 6 ступенек от набережной расположена площадка, по краям которой помещены две скамьи полукруглой формы, торцы которых украшены бронзовыми фигурами крылатых львов (грифонов). Спуск с набережной предваряют по краям колонны бронзовых светильников-жирандолей, которые благодаря своему папирусовидному облику органично воспринимаются как дополнение к египетской пристани. Сфинксы установлены на двух мощных гранитных постаментах по краям от лестницы. На их обращённой к Академии художеств стороне высечена надпись: «СФИНКСЪ / ИЗЪ ДРЕВНИХ ѲИВЪ ВЪ ЕГИПТѢ. / ПЕРЕВЕЗЕНЪ ВЪ ГРАДЪ СВЯТАГО ПЕТРА / ВЪ 1832 ГОДУ».
Петербургские сфинксы способны разрушить мир
Многие верят, что высеченные на статуях иероглифы — это древнее заклинание, которое Аменхотеп оставил для потомков. Историки утверждают, что фараон интересовался магией и практиковал обряды, связанные с общением с мертвыми. Это и породило слухи о том, что если читать надпись на сфинксах в определенные дни, то можно вызвать вселенскую катастрофу, которая завершится приходом в мир небывалого зла.
На самом деле, иероглифическое послание уже давно было расшифровано и никакой мистической информации в нем не содержится. Текст превозносит фараона Аменхотепа и его деяния и совсем не похож на древнее заклинание. Однако, глядя на величественных и пугающих сфинксов, жители Петербурга продолжают верить в особую силу статуй и часто стараются избегать их взгляда во время прогулок по набережной. Те же, кто верит в положительные качества сфинксов, заглядывают к другим скульптурам, расположенным у Строгановского дворца. Им молва приписывает положительные свойства и способность приносить людям удачу.
Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) —
Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на
Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .
Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.
История памятников и перенос их в Петербург
Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819—1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности. Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.
Оба сфинкса появились в это же время на гравюре Дж. Бартона в качестве иллюстрации XVI века «Excerpta Hieroglyphica», где один из сфинксов представлен с правой стороны, так, как его зарисовал Дж. Бономи. Известно, что Бономи помогал Бартону во время подготовки издания, вышедшего в свет в Каире в 1828 году. Известна и другая зарисовка Бономи, на которой один из сфинксов лежит во время раскопок у подножия баз упавших колонн перистиля храма Аменхотепа III. Присс д’Авенн также воспроизвёл одного из сфинксов с левой стороны в «Истории египетского искусства», с подписью «Андросфинкс и криосфинкс». Маршандон де ла Файе, опубликовавший записки Присс д’Авенна после его кончины, приводит, в частности, такие строки об этих памятниках:
Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж. Нестор Л’От, друг и рисовальщик в экспедиции Шампольона зафиксировал перевозку сфинкса из заупокойного храма Аменхотепа III, где он был найден. Рисунок, размером 6,8 х 19 см, приобретён в 1957 году в числе других работ художника из частной коллекции для египетского собрания Лувра, где и хранится в настоящее время. Сфинкс на рисунке помещён на платформу, которую при помощи брёвен тянут несколько десятков человек; на голове сфинкса, лишённой короны, стоит человек, руководящий процессом перемещения памятника; вся процессия движется на фоне скал западных Фив и развалин храма, скорее всего, Рамессеума.
Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву, отправившемуся в 1830 году в паломничество по святым местам. В Александрии Муравьёв увидел привезённых для продажи сфинксов. Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, в котором предложил приобрести их. Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к моменту разрешения бюрократических сложностей владелец-англичанин уже продал их во Францию. Спасла положение очередная французская революция.
История создания Египетского моста
Первоначально по своей конструкции это был цепной мост, появившийся один из первых в своем роде в Санкт-Петербурге. В то время, а именно в конце XVIII – в начале XIX веков, только зарождалась идея создания таких конструкций, причем одновременно сразу в нескольких развитых странах.
Тогда только начинали использовать металл в строительстве, учитывая большую гибкость металлических сплавов по сравнению с чугуном. Таким образом, конструкторы XVIII века задумали новый формат переправы через реку – подвесное полотно на железных цепях.
Пионером в Санкт-Петербурге, а также одной из первых конструкций подобного типа был мост под названием Екатерингофский, который, к сожалению, уже не существует. В 1823 году начали строить второй, аналогичный мост – Патнелемоновский, и сразу же приступили к созданию Египетского моста, соединяющего два берега Фонтанки.
В начале XIX века во всем мире пользовалась большой популярностью тема изучения востока, и, в первую очередь, Древнего Египта. В архитектуре Петербурга это увлечение отразилось в виде фонтанов возле Пулковской горы, украшенных сфинксами. В Царском селе имеются ворота в Египетском стиле, а прямо напротив Академии художеств стоят известные всем сфинксы.
К сожалению, точной даты начала конструирования Египетского моста в Спб не сохранилось. Известно только, что в начале 1825 года уже был указ от главнокомандующего путей сообщений Питера, герцога герцог А. Вюртембергского, о необходимости срочного завершения процесса проектирования.
Вниманию герцога были предложены два варианта конструкций с разными сметами, однако оба не подошли из-за показавшейся начальству дороговизны проекта. В итоге к исполнению взяли третий вариант, самый упрощенный, по которому переправа строилась по минимальному расстоянию между берегами Фонтанки, не учитывая географию прилегающих улиц.
Работы велись не так быстро, как хотелось бы. Задержку в основном вызывали постоянные отсрочки каменных работ. В итоге для гранитных устоев моста был использован тот же гранит, что и для облицовки Михайловского замка. Проект предусматривал окончание работ до декабря 1825 года, но итоговые сроки сдачи были перенесены почти на год.
Так как мост не был самым первым в Питере, и у конструкторов уже имелся некоторый опыт, его конструкция представляла собой более легкую конструкцию Пантелеймоновского моста его улучшенный вариант. Поддерживали его три цепи, а порталы были украшены египетскими иероглифами. Также в украшении использовалась позолота.
Трудами П.П. Соколова были созданы чугунные фигуры сфинксов, установленные на пьедесталах возле мостовых устоев. Первоначально создали пару тестовых фигур, которые оставались долгое время в запасе. Уже во второй половине XX века они нашли свое применение на пристани возле Каменноостровского моста.