«операция «ы» и другие приключения шурика»: актеры и судьба

Смерть и память об актёре

Плохое самочувствие актёр скрывал от всех, не хотел обращаться к врачам, не требовал особого внимания к себе и даже наоборот, избегал его.

Александр Сергеевич всё хуже себя чувствовал, он уже пил нитроглицерин перед выходом на сцену. Когда загрудинные боли стали нестерпимы, он обратился к врачам, которые заподозрили язву желудка. Проведённое обследование показало, что это был инфаркт, и при том уже второй! Первый артист перенёс «на ногах».

Необходимо было делать операцию на сердце. Актёр отшучивался, говорил, что «умрёт от страха до операции». Госпитализация была назначена на август.

Лето 1999 года выдалось на редкость жарким. Врачи решили перенести хирургическое вмешательство на пару недель, чтобы облегчить послеоперационный период. Александр Сергеевич плохо переносил жару, а ещё все помнили как недавно он страдал после наркоза.

Александр Демьяненко умер за день до спасительной операции. Причина смерти: отёк лёгкого на фоне хронической сердечной недостаточности. Ему было 62 года. Дата смерти 22 августа 1999 г.

Панихида проходила на «Ленфильме». Тысячи людей плача, провожали своего «Шурика». Все понимали, что другого такого актёра нет.

Похороны состоялись на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Многие знаменитые люди говорили проникновенные слова. Цветов было целое море.

Многие не знают где похоронен Шурик. Могила актёра расположена на тринадцатом участке. Памятник актёру лаконичный, аристократичный, без фотографии. Вероятно, так хотел сам Александр Сергеевич. Его жена распорядилась не помещать фото: актёр не любил назойливого внимания ещё при жизни. Людмила Акимовна прожила без любимого мужа 5 лет. Она похоронена рядом, на её памятнике тоже нет фотографии.

Александр Сергеевич Демьяненко (30.05.1937-22.08.1999),

Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР.

Действительно народный артист…

В 2020 году в Кургане именем Александра Демьяненко названа новая улица микрорайона Левашово.

Скульптурная группа, изображающая Шурика и Лиду установлена на улице Красной — центральной улице Краснодара.

Другая пара скульптур Лиды и Шурика размещена рядом с Рязанским государственным университетом.

Жизнь после Шурика

В 1983 году актер появился в приключенческой комедии «Зеленый фургон», где сыграл трогательного интеллигента Шестакова, принявшего идеалы революции и вступившего в народную милицию. Компанию актеру составили Борислав Брондуков и Дмитрий Харатьян, для которого Володя Патрикеев стал первой главной ролью. Изначально режиссером картины должен был стать Владимир Высоцкий, но преждевременная смерть барда не дала реализоваться этим планам.

Александр Демьяненко в фильме «Зеленый фургон»

Роль Шестакова на какое-то время смогла вывести Александра из депрессии, но «клеймо» Шурика по-прежнему висело над ним тяжким бременем. И раньше-то не особо общительный Демьяненко стал асоциалом и затворником, а свои душевные терзания пытался заглушить алкоголем.

От полного отчаяния его спасла работа на телевидении – актер был непревзойденным мастером дубляжа, что дало ему возможность удержаться на плаву в лихие 90-е годы. После падения «железного занавеса» в страну хлынул огромный поток зарубежной кинопродукции. Голосом Александра Сергеевича заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шериф, Роберт Дюваль, Джон Войт, Стив Бушеми и другие знаменитые актеры.

Голос Александра Демьяненко в фильмах и мультфильмах Демьяненко озвучивал и отечественные ленты – долгие годы зрители восхищались бархатным тембром Донатаса Баниониса, Юозаса Будрайтиса и других прибалтийских актеров, даже не догадываясь, что за них говорит Демьяненко.

В конце 80-х он, жалевший, что в свое время оставил театр ради кинематографа, вновь вернулся на театральные подмостки – режиссер Юрий Аксенов поставил в Театре комедии спектакль «Уик-энд с убийством» и пригласил актера на роль сыщика Джуда Вессона. Александр Сергеевич был также задействован в постановках «Биография» (Регистратор), «Алхимики» (Лавуит), «Все о Еве» (Ллойд Робертс) и «Ромул Великий» (германский вождь Одоактра).

В конце 80-х Демьяненко вернулся в театр

В 1995 году в театр пришла новый худрук Татьяна Казакова, решившая «омолодить» труппу театра, и безжалостно указала на дверь Александру Демьяненко, Игорю Дмитриеву, Петру Вельяминову и другим актерам пенсионного возраста.

Для Демьяненко это был очередной удар – он год не мог прийти в себя, пока Юрий Томашевский не пригласил его в свой «Театр комедиантов». Там он стал партнером Зинаиды Шарко в спектакле «Владимирская площадь», а незадолго до смерти был приглашен на роль царя Креона в «Антигоне» Ануя.

Краткая биография

Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 г. в Свердловске (Екатеринбург). За свою творческую биографию снялся более чем в 100 художественных картинах, занимался озвучиванием советских и иностранных мультиков и фильмов. В 1991 г. получил звание Народного артиста РСФСР.

Получение образования

В семье Демьяненко считалось, что будущее мальчика предопределено с рождения. Отец занимал должность режиссёра свердловского оперного театра. Ещё одним подарком судьбы была выездная приёмная комиссия московского МХАТА, приехавшая в Свердловск год его выпуска из школы.

Чтать также: Как снять тяжелое похмелье в домашних условиях

Однако на этом везение будущего Шурика закончилось, талантливый парень не сдаёт вступительный экзамен из-за того, что сильно переволновался. Чтобы не терять времени, предпринимает попытку поступления в юридический, она заканчивается успешно. Саша становится студентом. Но после 6-месячного обучения понимает, что юриспруденция не является его призванием, и бросает учёбу.

В следующем году приезжает в столицу, где успешно сдаёт экзамен в Щукинское и ГИТИС. Предпочтение отдаёт последнему, попадая в группу профессора И. Раевского. В 1959 г. оканчивает обучение, зачисляется в штат Московского академического театра имени Маяковского.

Переезд в Ленинград

Спустя 3 года молодой перспективный актёр, уже «засветившийся» в картинах «Мир восходящему», «Карьера Димы Горина» и ряде других фильмов, получает интересное предложение от Ленфильма. Оно заключалось в сотрудничестве с этой киностудией и предоставлением квартиры. Молодой человек принимает предложение и перебирается в северную столицу.

Рождение Шурика

Рост популярности Демьяненко был впечатляющим ещё до работ с Гайдаем. Его фотографии можно было встретить на открытках в киосках «Союзпечати». Именитому кинорежиссёру был нужен застенчивый, робкий парень – студент, которого он и увидел в лице Александра.

Персонаж Шурика в их первой совместной комедии затмил героев того времени: Вицина, Моргунова и Никулина. Оглушительный успех «Операции Ы…» стал причиной того, что спустя 2 года после премьеры выходит продолжение комедии «Кавказская пленница», а в следующем году зритель видит уже повзрослевшего героя, который изобретает машину времени.

Герой одной роли?

Ошеломляющий успех комедий о приключениях Шурика позволили актёру почувствовать на себе всенародную популярность. Его узнавали прохожие, на двери машины нацарапали имя «Шурик»

Усиленное внимание окрыляло артиста. Казалось, вот она популярность, теперь предложения от режиссёров должны посыпаться одни за другим

Но этого не произошло.

Именно с этого момента начинается угасание киношной биографии Александра Демьяненко. Хотя он продолжал сниматься, часто получая главные роли, зритель ждал от него не этого. В начале фильма, когда народный любимец появлялся на экране, ожидалось, что это снова будет уморительная комедия, но в большинстве случаев это были серьёзные, драматические картины. Со временем он стал всё реже появляться на экранах, всё больше внимания уделял дубляжу. Однако он не перестал сниматься полностью. Всего в его фильмографии насчитывается около 100 работ.

Таблица 1. Избранная фильмография А. С. Демьяненко

Название фильма Персонаж Год выхода на экран
Карьера Димы Горина Горин 1961
Мир восходящему Ивлев 1961
Операция «Ы»… Шурик 1965
Кавказская пленница… Шурик 1967
Угрюм-река Илья 1969
Миссия в Кабуле Смыков 1970
Иван Васильевич меняет профессию Александр 1973
Всё решает мгновение Мартынов 1978
Лиха беда начало Семёнов 1985
Семь сорок Виктор Павлович 1992

Два брака

Знакомство с первой женой, Мариной Скляровой произошло ещё на родине, в Свердловске. По рассказам друзей и коллег их отношения казались безупречными. Единственное, чего не хватало в их браке – это дети. После пятнадцатой годовщины свадьбы Александр молча пришёл домой, сложил личные вещи в небольшой чемоданчик и ушел к другой женщине, с которой прожил до самой смерти.

Его выбор пал на Людмилу Неволину, работавшую режиссёром дубляжа на Ленфильме. Женщина воспитывала дочь, оставшуюся после первого брака, с ней у Александра сложились тёплые отношения. Общих детей у пары так и не появилось.

Застенчивый и интеллигентный, Александр Демьяненко в жизни являлся практически точной копией главного героя своей жизни. Большим шумным компаниям предпочитал спокойствие и уединение. Ему нравилось читать книги, слушать композиции из классической музыки. 30 мая он мог бы отметить свой очередной юбилей, к сожалению, не смог перенести очередной приступ болезни.

Первые роли

Учился Демьяненко неплохо, но часто прогуливал и срывался в Свердловск, где осталась его любимая девушка Марина. Через год она окончила школу и поступила на театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Расстояние между влюбленными значительно сократилось, но они по-прежнему жили на два города и вынуждены были пропускать занятия. Иосиф Раевский обычно строго карал студентов за такие вещи, однако для Демьяненко, своего любимого ученика, делал поблажки. В 1959 году Александр окончил ГИТИС и устроился на работу в театр Маяковского. Но через три года сделал свой окончательный выбор в пользу кинематографа, где его карьера складывалась более успешно, чем на театральных подмостках.

Сниматься Демьянеко начал на втором курсе ГИТИСа – его экранным дебютом стала роль гимназиста Мити в военной драме Алова и Наумова «Ветер» (1958). Александр прекрасно справился с поставленной задачей, ведь ему пришлось сыграть практически самого себя – застенчивого, интеллигентного юношу, ставшего жертвой Гражданской войны.

Первая роль Александра Демьяненко в кино

В 1961 году Александр снова снялся у Алова и Наумова в картине «Мир входящему». Он перевоплотился в младшего лейтенанта Ивлева, которому поручили сопровождать в госпиталь беременную немку, обнаруженную советскими солдатами под развалинами разрушенного Берлина. В отличие от их первого совместного фильма, в этой ленте персонаж Демьяненко оказался в самом центре событий. Из неопытного самоуверенного юнца к финалу он превратился в смелого благородного мужчину, способного на самоотверженные поступки.

Кадр из фильма «Мир входящему»

Таким же был и Дима Горин – еще один экранный герой Демьяненко. Столичный бухгалтер-интеллигент, попавший в сложные условия таежной стройки, открывает для себя совершенно иной мир, в котором, несмотря на суровые нравы, есть место настоящей любви, дружбе и взаимовыручке. На съемках картины «Карьера Димы Горина» (1962) Александр познакомился с Владимиром Высоцким, которому по сюжету даже вынужден был набить лицо.

Александр Демьяненко в роли Димы Горина

В 1962 году Демьяненко ушел из театра Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград, где от киностудии «Ленфильм» ему пообещали квартиру. Для него жилищный вопрос стоял очень остро – он недавно женился и вынужден был ютиться с молодой супругой по съемным углам. Директор студии Киселев сдержал свое слово – после съемок в картине «Порожний рейс» (1962) актеру выделили квартиру, и молодой провинциал получил ленинградскую прописку.

На съемках фильма «Порожний рейс»

Биография и личная жизнь Александра Демьяненко

Актер появился на свет в 1937 году в Свердловске (нынешний Екатеринбург). Его детство прошло во время войны, но и тогда, в сложное и нерадостное время, юный Александр точно знал, кем хочет стать – актером. После школы он уехал учиться в Москву, так как понимал, что только в столице можно по-настоящему реализоваться. Несмотря на то, что у Демьяненко был бесспорный талант, парень так стеснялся, что первые экзамены в МХАТ провалил, и вынужден был поступить в юракадемию в своем городе. Весь год он готовился, а когда началась пора вступительных, опять направился в столицу подавать документы. Чтобы не прогадать, Демьяненко идет сдавать экзамены параллельно в два учебных заведения: школу при МХАТе и университет театрального искусства, и в оба набирает проходной бал. Демьяненко выбирает ГИТИС и следующие пять лет учится в театральном.

Уже на II курсе молодой актер начинает сниматься в кино. Его первый герой в фильме «Ветер», а также еще несколько проходных ролей не приносят актеру славы, и он продолжает ходить на кастинги. После института актер уезжает в Ленинград, где играет в театре, и тут знакомится с Гайдаем. Их знакомство стало судьбоносным для Александра, так она попал в киноленту «Приключения Шурика». После выхода фильма актер просыпается знаменитым. Биография и личная жизнь Сергея Демьяненко налаживаются, а он продолжает сниматься.

Личная жизнь Александра Демьяненко

Первой женой актера стала его землячка Марина Склярова, с которой он познакомился еще в Свердловском драмкружке. После школы девушка переехала в Ленинград, окончила театроведческий факультет ЛГИТМиК. Марина и Александр поженились в 1961 году и прожили вместе шестнадцать лет. Детей у них не было – Склярова сделала несколько абортов, о чем жалела всю оставшуюся жизнь.

Александр Демьяненко и Марина Склярова

Со второй женой, режиссером дубляжа Людмилой Акимовной, Демьяненко познакомился на студии озвучивания фильмов. У них оказалось много общего, и Александр Сергеевич потянулся к этой спокойной мудрой женщине, прямой противоположности его энергичной и властной Марине. В один прекрасный день он собрал свои вещи и, не вдаваясь в долгие объяснения, ушел из дома.

Вторая жена Александра Демьяненко – Людмила

Склярова долго переживала этот разрыв и больше замуж так и не вышла, все надеясь, что ее Саша одумается и вернется. Последние годы женщина работала в православном журнале и много времени проводила в церкви, замаливая грехи юности. В 2015 году Борис Корчевников в своей авторской программе «Прямой эфир» показал, как живет первая жена легендарного Шурика, у которой из самого дорогого остались только воспоминания и ворон Гриша, которого она подобрала на улице.

Со второй женой Демьяненко прожил 23 года. Он воспитал ее дочь Анжелику Неволину, которая тоже стала актрисой. У Людмилы Акимовны хватало мудрости и терпения стойко переживать периоды депрессий и запоев, которые были свойственны ее супругу.

Актриса Анжелика Неволина – приёмная дочь Александра Демьяненко

В такие моменты Демьяненко обычно уезжал на дачу в поселке Сосново, где никто не мешал ему находиться в полной изоляции. Единственным, кому он всегда оставался рад, был кот Серафим, которого актер не выпускал из рук, находясь дома. Людмила Акимовна на шесть лет пережила своего знаменитого супруга и покоится рядом с ним на Серафимовском кладбище.

Жизнь в кинематографе

Кинематографическая биография Александра Демьяненко началась довольно рано, когда он был студентом второго курса ГИТИСа. Начинающий актёр дебютировал в роли Мити в киноленте «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова. Зрители и режиссёры заметили артиста в этой оптимистической драме, завершавшей «комсомольскую» трилогию «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Именно в «Ветре» родился образ скромного и интеллигентного юноши, способного совершить подвиг. Этот образ уже тогда прочно закрепился за Александром Демьяненко.

После окончания театрального вуза артиста пригласили в Московский драматический театр имени В. Маяковского. Здесь сибиряк проработал три года, но кинематограф всё больше затягивал Александра Сергеевича.

В 1961 году на экраны вышел новый фильм Алова и Наумова. В свой проект – драму «Мир входящему» – они снова позвали Александра Демьяненко. Тот сыграл лейтенанта Ивлева, выпускника училища, который в последний день войны получил ответственное задание – доставить в госпиталь беременную немецкую женщину. Картина имела огромный успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Фильм был осыпан призами, в том числе несколькими на конкурсах в Брюсселе и Венеции.

Ещё две картины, вышедшие следом за драмой «Мир входящему», закрепили Александра Демьяненко в советском кинематографе. Лирическая комедия «Карьера Димы Горина», в которой молодой актёр сыграл честного кассира, сделала его узнаваемым. Закрепила успех блистательная комедия «Взрослые дети», в которой Демьяненко в дуэте с Лилией Алешниковой сыграл молодую семейную пару, которая живёт вместе с родителями.

В 1962 году Александр Демьяненко принял окончательное решение оставить театр Маяковского и переехать в северную столицу. На это имелось две причины. В Ленинграде артисту дали квартиру. К тому же он не раз снимался на «Ленфильме», и здесь ему предложили работу.

Вскоре актёр порадовал своих поклонников новым фильмом – он появился в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс»

Зрители с удовольствием наблюдали за действиями отважного журналиста центральной газеты Сироткина, который распутывал финансовые махинации. Не менее громкий успех сопровождал детектив режиссёра Николая Розанцева «Государственный преступник»

Здесь Александр Демьяненко сыграл молодого следователя по особо важным делам Андрея Николаевича Поликанова, которому доверили расследовать дело военного преступника.

Карьера артиста стремительно развивалась. Его узнавали на улицах. В каждом киоске «Союзпечати» продавались открытки с изображением Александра. Но оглушительная слава и пик популярности ждали его после встречи с Леонидом Гайдаем. Знаменитый московский режиссёр приехал в Ленинград на «смотрины» Демьяненко. Ведь в столице он отверг четыре десятка претендентов на роль главного персонажа своего фильма по сценарию «Несерьезные истории». Требовался типаж незадачливого юноши Владика Арькова, интеллигентного растяпы, вечно попадающего в курьёзные ситуации.

Гайдай, увидев Александра Демьяненко, понял, что это именно тот артист, который ему нужен. Перед ним стоял человек, которому не нужно было напрягаться и перевоплощаться: это был готовый Владик. Но в процессе съёмок Владик превратился в Шурика. Чтобы добиться полного попадания в образ, артисту пришлось осветлить смоляные волосы. Стилисты, добиваясь радикального блонда, выжгли волосы актёра до такой степени, что на коже появились волдыри.

Позже вдова актёра, Людмила Акимовна, вспоминала, что краски в то время были такими беспощадными, что осталось загадкой, как Демьяненко не облысел.

Выход на экраны золотой комедии «Операция «Ы»» был подобен разорвавшейся бомбе. Александр Демьяненко проснулся знаменитым. Теперь его иначе, как Шуриком, никто не называл. Он действительно не сыграл, а прожил роль в этой комедии. Артист не прибегал ни к каким актёрским ухищрениям – он просто оставался собой. Позже он признался, что роль Шурика не была сопряжена для него ни с муками творчества, ни с трудностями перевоплощения.

Многие кинокритики и биографы Гайдая и Демьяненко утверждают, что Шурик – это на самом деле «сборный» образ режиссёра и артиста. Оба оказались в жизни похожими на этого обаятельного героя: нелюдимые очкарики, несколько замкнутые и неразговорчивые, хмурые и шутившие без тени улыбки.

Соболезнования

«С ним случился инфаркт, после которого его не спасли — то ли не смогли, то ли не успели. От такой болезни никто не застрахован: люди умирают от нее и в 25, и в 30 лет. Другое дело, что сердце начинает болеть, когда оно переполнено страданиями. И актеры в этом смысле находятся в особой группе риска». Александр Павловский, режиссер

«Ухода одного из самых ярких и популярных актеров советского кино почему-то почти не заметили ни пресса, ни телевидение — я не помню посвященных ему программ и некрологов. Зато на «Ленфильм», где проходила траурная церемония, выстроилась огромная очередь — люди пришли, чтобы попрощаться с любимым артистом». Михаил Светин, артист

«К Саше у меня сразу же возникла чисто человеческая симпатия, очень уж нетипичным актером он был — никогда не лез в разборки, не вступал в дрязги, которые, чего греха таить, часто возникают на площадке. Актеры, как правило, люди эмоциональные и вспыльчивые, а он был выдержанным, очень спокойным и доброжелательным». Наталья Крачковская, артистка

Высокомерный актер

Многие в то время обвиняли его в высокомерии, подозревая у него звездную болезнь. Александр начал избегать людей, даже на улицу выходил только в черных очках. На самом деле такое поведение объяснялось не заносчивостью, а тем, что актер просто очень стеснялся. На улице его узнавали. Некоторые могли даже подойти, похлопать по плечу и сказать: «Пойдет выпьем, Шурик». Это очень расстраивало актера.

Еще больше Александра Демьяненко огорчало то, что и режиссеры видят в нем только Шурика. По мнению актера, он мог бы играть и другие, более серьезные роли, полностью раскрывшие бы его талант.

Друзья удивлялись, почему Александр не любит своего Шурика, ведь именно он сделал его знаменитым. Однако эта роль на самом деле в какой-то мере помешала кинокарьере Демьяненко и оказала огромное влияние на его судьбу. После выхода фильмов с участием этого персонажа режиссеры практически перестали приглашать Александра на какие-либо роли. Сложившийся стереотип сделал свое дело. Демьяненко пришлось искать себя в другой сфере — на телевидении.

Роковое сотрудничество с Леонидом Гайдаем

В середине 60-х именитый режиссер задумал съемки кинокомедии «Несерьезные истории», главным героем которой был – по первоначальному сценарию – студент Вадик Арьков. Гайдаю требовался типаж интеллигентного растяпы, милого, неуклюжего, стеснительного с дамами.

Режиссер в Москве перепробовал около сорока претендентов, среди которых были актеры с именем – Евгений Жариков, Александр Леньков, Виталий Соломин. Но ни один Гайдая не устраивал. А когда встретился с Демьяненко, сразу понял: точное попадание в типаж.

Образ Вадика, позже трансформировавшегося в Шурика, требовал блондина. Александр от природы был жгучим брюнетом (что видно по сизоватому оттенку выбритого подбородка актера). В те времена не было щадящих красок.

Стилисты выжгли волосы актера бланкитом до такой степени, что на коже головы появились пузыри. Демьяненко вспоминал процесс подготовки к съемкам в эпопее о Шурике с содроганием. Фильм в прокате кинотеатров просмотрели 70 млн человек, некоторые фразы героев были разобраны народом на цитаты.

Одна за другой вышли другие успешные кинокомедии с участием блондина-очкарика Шурика в главной роли: «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию». Оглушительная слава обернулась для Демьяненко трагедией.

Образ Шурика – проклятие Демьяненко

Образ Шурика приклеился к актеру намертво. Александр не видел свое амплуа исключительно в комической игре. Артист пробовался на другие роли, но режиссеры понимали, что лицо Демьяненко, пусть и с черными волосами, будет вызывать у зрителя улыбку и смешки.

Лишь Наум Бирман, видевший в актере незаурядный талант трагика, предложил работу в фильме «Учитель пения». Но беды Демьяненко не кончились. Актер характером пошел в маму. Мужчина был замкнут, неразговорчив и больше всего любил в одиночестве читать и слушать классическую музыку. Люди путали актера с образом Шурика.

Незнакомцы подходили к Александру Сергеевичу, хлопали по плечу, даже предлагали «сообразить на троих», рассчитывая, что тот, как герой комедий, начнет мямлить, а оппонент от этого унижения возвысится. Панибратство доставляло актеру неизъяснимые страдания. Артист старался меньше выходить на улицу, прятал лицо за большими темными очками.

Шурик из фильмов Гайдая

Актер несколько лет не появлялся в Москве, поэтому когда начались первые пробы на главную роль в новый фильм Леонида Гайдая, о нем поначалу даже не вспомнили. Но Гайдай никак не мог подобрать подходящий типаж, хотя перебрал огромное количество актеров, среди которых были Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Александр Збруев, Андрей Миронов и даже Евгений Петросян.

Александр Демьяненко в «Операции „Ы“»

Режиссер хотел сделать главного героя похожим на себя, и когда он увидел Демьяненко в фильме «Карьера Димы Горина», лично поехал к нему в Ленинград. Прочитав сценарий будущей комедии с рабочим названием «Несерьезные истории», Демьяненко дал свое согласие на съемки, еще не понимая, как эта роль изменит всю его жизнь.

Для роли Шурика Демьяненко перекрасили в блондина

Гайдай был счастлив, что наконец-то нашел походящего актера, и незамедлительно приступил к съемкам. Чтобы добиться еще большего сходства, он перекрасил Александра в блондина и даже отдал ему свои очки в огромной роговой оправе. По сценарию героя сначала звали Владик, но чтобы не было никаких ненужных ассоциаций (Владлен – Владимир Ленин), его переименовали в Шурика. Со временем изменилось и название картины, и в 1965 году на экраны вышла комедия «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко

Успех был феноменальный – лента стала лидером проката, за год ее посмотрели 70 миллионов человек. На исполнителей главных ролей свалилась небывалая популярность, а фильм был разобран на цитаты и крылатые фразы, ставшие народным фольклором. К Демьяненко обращались исключительно как к Шурику, все хотели с ним выпить и панибратски потрепать по плечу. У замкнутого и малообщительного актера проявление народной любви вызывало глубочайший стресс. Он старался без острой необходимости не выходить из дома, прятал лицо за огромными солнцезащитными очками и избегал публичных мероприятий.

Кадр из фильма «Взрослые дети» (1966)

Воодушевленный небывалым успехом, Гайдай тут же приступил к съемкам продолжения. В 1967 году на экраны вышла «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» – очередной киношедевр, пополнивший золотую коллекцию Госфильмофонда. В историю советского кинематографа картина вошла как самая кассовая – ее посмотрели 76 миллионов зрителей. Как и в случае с «Операцией «Ы», фильм с Натальей Варлей был разобран на цитаты, а его персонажи стали всенародными любимцами.

Александр Демьяненко и Наталья Варлей

Но для Демьяненко этот фантастический успех неожиданно стал крахом дальнейшей карьеры. Актера перестали приглашать в другие проекты – режиссеры попросту боялись, что зрители будут по-прежнему ассоциировать его с Шуриком. Александру Сергеевичу предлагали только эпизоды, а он мечтал о серьезной роли, которая заставит зрителей посмотреть на него другими глазами. И в 1969 году такая возможность представилась – Демьяненко сыграл приказчика Илью Сохатых в киноэпопее «Угрюм-река». Он был очень доволен своей работой, но больше таких глубоких драматических ролей в его творческой биографии не случилось. Александр Демьяненко в роли Ильи Сохатых («Угрюм-река») В 1973 году Гайдай задумал снять комедию по мотивам булгаковской пьесы «Иван Васильевич». В процессе работы над сценарием родилась идея снова использовать образ Шурика, сделав из смешного и нелепого студента изобретателя Александра Сергеевича Тимофеева. Демьяненко без особого восторга принял это предложение, но выбирать уже не приходилось – все ж лучше, чем сидеть без работы. Гайдай видел, что происходит с актером, и в какой-то степени чувствовал свою вину в сложившейся ситуации. Он решил, что «Иван Васильевич» поставит финальную точку в затянувшейся эпопее с Шуриком и станет ее логическим завершением.

На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Картина уже традиционно стала лидером проката – за год ее посмотрели больше 60 миллионов зрителей. Это было последнее триумфальное появление Демьяненко на большом экране – с тех пор он мелькал только на второстепенных ролях и в эпизодах, хотя снимался довольно много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector