Конспект занятия «состав числа 5»

Дидактические игры на состав числа для дошкольников

«Убери цифру»

Игра развивает внимание, быстроту реакции, мышление, ловкость, и закрепляет навыки счета. Выкладываем последовательно карточки с числами от 0 до 10

Взрослый задаёт задание, а ребёнок должен выполнить его. Например, «Убери цифру 7», «Убери цифру между 2 и 4», Убери цифру, которая больше 3 на 2 и т.д

Выкладываем последовательно карточки с числами от 0 до 10. Взрослый задаёт задание, а ребёнок должен выполнить его. Например, «Убери цифру 7», «Убери цифру между 2 и 4», Убери цифру, которая больше 3 на 2 и т.д.

Задания можно задавать в виде загадок, отгадка будет, та цифра, которую необходимо убрать.

«Какое число пропущено»

Ребёнок называет пропущенное число

В процессе игры закрепляем знания числового счёта от 0 до 10 и тренируем внимание

«Путаница»

В процессе игры закрепляем знания цифр, счёта от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, а также внимание и память. Раскладываем цифры по порядку, далее ребёнок отворачивается, а взрослый меняет их местами

Задача ребёнка найти и исправить ошибку

Раскладываем цифры по порядку, далее ребёнок отворачивается, а взрослый меняет их местами. Задача ребёнка найти и исправить ошибку.

«Какая цифра убежала»

Игра аналогична предыдущей, разница в том, что цифры (1,2) убираются. Ребёнок должен сказать, какой цифры нет, и где она стояла. Например, нет 4 она стояла между 3 и 5.

«Назови соседа»

Игра также поможет закрепить знания о счете от 0 до 10 в прямом и обратном порядке. Для игры понадобятся карточки с изображением вагончиков, в окошках написаны числа, одно окошко не подписано. Задача ребёнка, назвать пропущенное число. Если игра проходит в детском коллективе, то можно преобразовать ее в соревнование. Кто быстрее назовет правильный ответ.

«Посчитаем»

Игра с мячом, от 2х игроков. С помощью игры закрепляем умения считать в прямом и обратном порядке.

Перед игрой договариваемся, в каком порядке будет счёт. Кидаем по кругу мяч и считаем, темп счёта должен быть быстрым.

«Лесенка»

Игра помогает развивать у ребёнка представление о последовательности чисел, умения сравнивать их.

Рассматриваем (предварительно построенную из конструктора или нарисованную на бумаге) числовую лесенку. Считаем ступеньки (прямой и обратный порядок), называем самый маленький порожек, затем большой — сравниваем, далее сравниваем между собой другие.

Игра «Сладкие ладошки»Речевая зарядка: Кулачки мы разомнём, их сожмём и разожмём(одновременно сжимание- разжимание кулаков),А потом-потом-потом ….конфет мы возьмёмИ на каждую ладошку их положим понемножку.Вариант 1. Указанное количество конфет распределяется на обеих «ладошках» во всех возможных вариантах, которые затем проговариваются.Вариант 2. Ребёнок набирает на одну из «ладошек» указанное количество конфет. Закрывает глаза. Педагог быстро кладёт часть конфет под другую ладошку. Когда малыш открывает глаза, он должен вспомнить, сколько было конфет и сколько «съел» мишка (зайчик и т.п.). Свой ответ он может проверить самостоятельно, заглянув под другую ладошку.Примечание. Можно предложить ребёнку нарисовать на второй ладошке количество якобы съеденных конфет, а затем сверить результат.

Адрес публикации:

Стихотворения-считалки для обучения счету

Раз, два, три, четыре, пять — Всё могу я сосчитать: И салазки на горе, И коляски во дворе, И девчонок, и мальчишек, Их сестрёнок, и братишек, И прилавки в гастрономе, И окошки в нашем доме.

Раз, два, три, четыре, пять — Всё могу я сосчитать, Кроме звёзд и мотыльков, Кроме трав и облаков, Кроме скачущих дождинок И весенних звонких льдинок…

Мне считать их неохота: Сбиться я могу со счёта! (М. Пляцковский)

Ослика мама учила считать: «Хвостик — один, начинай повторять». Ослик упрямо кивал головой: «Что ты считаешь? Ведь, хвостик-то — мой!».

«Твой-то он — твой, но, ведь, он же, один!» «Хвостик — один», — соглашается сын. «Ну, наконец-то! А сколько ушей? Ну, не упрямься, считай поскорей!».

Ослик считает: «Вот ухо одно, Вот и второе: два уха! Смешно!». «Что ж тут смешного? Теперь посмотри: Хвост плюс два уха получится три!».

«Сколько же ног? Сосчитать помоги! Только передних одних две ноги!». «С задними быстро двумя их сложи, Сколько получится? Ну-ка, скажи!».

Ослик задумался: «Сколько же ног?» «Медленно что-то считаешь сынок! К двум своим ножкам прибавь ещё две!». “Будет четыре«,- ей ослик в ответ.

«Дальше, сынок, продолжаем считать: Ножки плюс хвостик получится…?» «Пять!». «Если же с ушками ножки сложить, Сколько получится, ослик? Скажи!».

«Ножки и ушки легко перечесть: Два плюс четыре получится шесть!». Стала тут ослика мама хвалить: «С хвостиком всё это можешь сложить?».

«Ослик, немного осталось совсем: Складывай всё! И получится…?» «Семь!». «Ослик, ну что, ж, ты упёрся опять?». «Мама, мне нечего больше считать!».

«Ноги посчитаны, уши и хвост. Что там осталось?» «Прибавь ещё нос!». «Сколько получится с носом, сынок?» «Восемь! Уж я сосчитал всё, что мог!»

«Всё ли? А глазки? Их тоже, ведь, два! И, несомненно, одна голова!». «Голову с ножками если сложить, Глазки и ушки ещё приложить,

«Девять получится!». «Верно сынок! Ты с арифметикой справится смог! Ослик, чтоб дальше нам в счёте пойти, Надо добраться нам до десяти.

«Так, продолжаем: два уха и нос, Ножки четыре, два глаза и хвост, Всё это вместе сложи, наконец!» «Десять получится!». «Вот молодец!».

«Ослик, как видишь, задачка проста. В следующий раз досчитаем до ста! (А. Гольцева)

По опушке шла лисичка: Раз — в корзинке земляничка, Два — как небо голубика, Три — румяная брусника, А четыре — вот морошка, Пять — смородины немножко, Шесть — как бусинка калина, Семь — как солнышко рябина, Восемь — в лапке ежевика, Девять — синяя черника, Десять — сочная малина. Вот и полная корзина!

Раз — рука, два — рука — Лепим мы снеговика! Три — четыре, три — четыре, Нарисуем рот пошире! Пять — найдём морковь для носа, Угольки найдём для глаз. Шесть — наденем шляпу косо. Пусть смеётся он у нас. Семь и восемь, семь и восемь — Мы сплясать его попросим. Девять, десять — снеговик Через голову — кувырк! Ну и цирк!

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро!

Солнцу и птицам,

-Доброе утро! —

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

-Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им всего доброго.

Игра с мячом «Назови скорее»

Воспитатель бросает мяч и задает разные вопросы:

-Сколько хвостиков у кошки(1)

-Сколько сторон у треугольника(3)

-Сколько крыльев у птицы(2)

-Сколько колес у машины(4)

-Сколько ушей у двух мышей(4)

-Какой сегодня день недели? (вторник)

-Какой он по счету? (2ой)

— Сколько времен года? (4)

— Какое время года? (осень)

-Какой сейчас месяц? (октябрь)

-Какой он по счету? (10ый)

-Сколько дней в неделе? (7)

-. Сколько глаз у светофора? (3)

— Сколько пальцев на руке? (5)

— Сколько солнышек на небе? (1)

-Сколько лапок у жука? (6)

-А у паука? (8)

— Молодцы, ребята!

— Сегодня утром я нашла возле нашей двери письмо. Давайте узнаем что в нем. «Дорогие ребята! Злая волшебница заколдовала нашу принцессу. Мы – жители тридевятого королевства надеемся на вашу помощь. Колдовство исчезнет, если мы не выполним все задания злой волшебницы. Пожалуйста, помогите нам!»

-Ребята, посмотрите какой необычный цветок расцвел у нас в группе (цветик- семицветик).На каждом лепестке- задание. Ну что вы готовы помочь жителям королевства? Итак, какое же первое задание? (Лепестки срывают дети по-очереди) .

2. Работа по теме.

1 задание. Расположить карточки с цифрами от 1до 10 по порядку. (В конверте карточки с цифрами от 1до 10, некоторые цифры в зеркальном изображении).

— Будьте внимательны! Злая волшебница приготовила ловушки.)

2 задание. С помощью математических вееров показать необходимое число.

— Какое число находится между 7 и 9 (8)

— Какое число стоит перед числом 5 (предыдущее? (4)

— Какое число следует за числом 2 (3)

— Какое число меньше 8 на 1? (7)

— Последующее число числа 9? (10)

-Какое число первого десятка состоит из двух цифр? (10)

-Молодцы, ребята!

3 задание. (Работа с проектором) Какое число пропущено?

Физминутка (песенка «Пяточка- носочек»)

4 задание. (Работа с проектором) Задачки от волшебницы

1). У кормушки сидело 6 птичек. К ним прилетел 1 снегирь, 1 синичка, 1 воробей и 1 соловей. Сколько птичек стало, скажи скорей? (10)

2). Захотелось Буратино мороженого. Купил он фруктовое – вкусно!

«А что если молочное еще вкусней?» и купил молочное.

«Сливочное тоже хочется». Съел сливочное.

«Что-то я пломбир давно не пробовал»,- подумал Буратино и купил пломбир.

Продавец открыл новую коробку, а там — эскимо.

«Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем!»— подумал Буратино и купил себе три порции.

Вопрос: Сколько всего порций мороженого купил Буратино(7)

5 задание. (Работа с проектором) Назови геометрические фигуры.

-Ребята, что здесь лишнее? (Сердечко). Почему? (Оно не является геометрической фигурой)

6 задание. (Задание на ласточках.) Повторение названий геометрических фигур.

-Ребята, на столах у вас лежат листочки с заданием. Какие геометрические фигуры нарисованы? Посчитайте сколько нарисовано треугольников, кругов, квадратов, овалов, и число запишите цифру в нужную фигуру внизу листочка.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики уснули»

7 задание. Повторение состава числа 10.

-Смотрите, остался последний лепесток — последнее задание. А что здесь нарисовано? (старуха.) Кто помнит как называется картина, на которой изображено лицо человека? (портрет). Если вы правильно выполните задание, то произойдет чудо!

-Посмотрите на этот необычный цветок. Нам нужно вспомнить состав числа 10. Как получить чсло10 (Дети по — очереди записывают числа на лепестках.)

-Смотрите, ребята, колдовство исчезло. (Портрет изменился- появилось лицо девушки).

Вы молодцы – справились с заданиями злой волшебницы и расколдовали принцессу. Что было сложным для вас? Что запомнилось больше всего? Жители королевства благодарят вас. А это подарки от них.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по ФЭМП «Составь букет. Состав числа»

Ирина Рожкова

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по ФЭМП «Составь букет. Состав числа»

Для работы нам потребуется:

— Напечатанные цифры и примеры;

Приступаем к изготовлению игры.

1. На цветном картоне напечатаем цветы и вазы. Можно сделать трафареты и обвести их.

2. Вырезаем цветы, вазы, цифры и примеры.

4. Получилось 54 цветочка с примерами на сложение. Можно сделать также с примерами на вычитание.

Кроме этого варианта, игру можно использовать для совершенствования навыков прямого и обратного счета, порядкового счета в пределах первого десятка.

В такую игру дети могут играть самостоятельно как коллективно, так и индивидуально.

Как видите, сделать игру своими руками довольно просто. Наградой за ваши старания будут восторг и улыбка ваших детей.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Дорожный знак» Мастер класс по изготовлению дидактической игры: «Дорожный знак»Самым главным и актуальным вопросом в нашей работе является охрана жизни. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по художественно-эстетическому развитию «Разноцветная гусеница» Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Разноцветная гусеница». . Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Посади бабочек на цветочки» Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Речевое колесо» астер-класс по изготовлению дидактической игры (пособия). Сценарий мастер-класса. Изготовление игры «Речевое колесо». Воспитатели МАДОУ. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры из бросового материала «Светофор» для младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактической игры своими руками «Светофор» для младшего возраста из бросового. Источник

Ход занятия:

Звуковой сигнал. Ребята, мне пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в ней и кто его написал?

(слайд №2) читаю

— Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио заперли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. А так как я плохо учился, то сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие друзья, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино. (слайд №3) (портрет Буратино)

— Ну, что. Ребята! Поможем Буратино? (слайд №4)

— Тогда посмотрим задание.

Оно называется: «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» (слайд №5)

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в недели?

3. Какой день идет после четверга?

4. Какой день идет перед средой?

5. Как называется пятый день недели?

6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

7. Как называются выходные дни недели?

8. Три вершины, три угла, три стороны- вот и я. Что это?

9. Нет углов у меня, а

Похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня!

(слайд №6-7,8с геометрическими фигурами). Какая геометрическая фигура лишняя? Обоснуйте!

А) квадрат, треугольник, овал, прямоугольник

Б) круг, овал, треугольник

В) 2-3 фигуры желтые, одна- оранжевая

Молодцы! Справились. Давайте посмотрим следующее задание

(слайд №9) «Засели домики»

— Домик с цифрой 5

Сегодня мы раскроем секрет числа 5 и узнаем, из каких чисел оно состоит.

Объединяемся в пары. С помощью ксилофона я буду издавать звуки, а один из вас посчитает и сколько услышите звуков, столько и выложит синих квадратов? (1 звук, а второй найдет соответствующею этому числу цифру и выложит ее в домик в первое окошечко.

Сколько выложили? (один синий квадрат, какую цифру поставили в домик? (1).

Сколько нам не хватает оранжевых квадратиков до 5?

Кладем, где 1 синий квадрат 4 оранжевых квадрата. Какую цифру мы поставим во второе окошечко (4). Сколько синих квадратиков? (1синий квадрат, а сколько оранжевых? (4, а всего, сколько квадратов? (всего пять квадратов)

— Как мы получили число 5? Из каких чисел? (С помощью чисел 1 и 4, а всего 5.)

-А теперь другой способ, как можно получить число пять. Выложите, сейчас столько синих квадратов, сколько услышите звуков. (2 звука) Сколько выложили квадратов? (2 квадрата)

Сколько нам не хватает оранжевых квадратиков до 5? (3 квадратика) Выкладываем рядом с синими квадратами 3 оранжевых квадрата. Сколько всего квадратов? (5 квадратов).

Как получили число 5? (из чисел 2и 3, а всего 5).

— Молодцы! Вот и заселили наш домик. Раскрыли мы с вами секрет числа 5? Из каких, чисел состоит число 5? (слайд №10)

Давайте назовем числа? (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2,4 и 1)

— Очень хорошо, справились и с заданием

— Устали? Давайте немного отдохнем!

Физкультурная минутка

Буратино подтянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Видно, ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать

Крепче, Буратино стой!

Вот он Ключик золотой!

Буратино подтянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Влево, вправо посмотрел

Подтянулся, тихо сел!

Нас ждет следующее задание, оно сложное, требует от вас внимания, называется «выложи фигуру»

Выложить из счетных палочек геометрическую фигуру, в которой есть число 5 (пятиугольник)

— Замечательно. (слайд №11)

— Следующее задание называется «Расставь знаки» (слайд №12,13,14)

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

— Следующее задание называется «Назови число» (слайд №15)

— Встаем в круг. Я буду бросать мяч и называть число. Вы, бросая мяч по кругу называете следующее по порядку число от 1 до 10. Затем в обратном порядке от 10 к 1.

— Садимся на свои места

— Посмотрите! Осталось последнее задание!

— Следующее задание называется «Графический диктант» (слайд №16)

Дети за столами, под диктовку выполняют задание.

(дети хором) «Золотой Ключик!» (слайд №17)

— Как вы думаете мы помогли Буратино? Наверное, лиса Алиса и кот Базилио его уже отпустили, ведь мы выполнили все задания и нашли «Золотой Ключик»

— Какие задания для вас были наиболее сложными? А с какими заданиями вы легко справились?

Чему вы сегодня научились?

Что было сегодня интересно?

— Наше занятие закончено

— Ребята, подождите! Нам пришло еще одно письмо. Давайте его прочтем

(слайд №18) (читаю)

Дорогие друзья! Спасибо Вам за помощь. Лиса Алиса и Кот Базилио отпустили меня. И сейчас я иду к Мальвине. Буду её слушаться и старательно учиться. А для Вас у меня подарки; мой портрет, раскрасьте его и конфеты. До свидания.

Когда приступать к изучению состава числа

Наиболее подходящий возраст для погружения в тему состава чисел – 6 лет, время подготовки к школе. Но в некоторых случаях вполне уместно начать изучать состав небольших чисел раньше. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и той базы, которой он уже владеет, а именно:

  • навык устного счета (другими словами, нужно уметь присваивать любым предметам порядковый номер);
  • навык устного счета в обратном порядке;
  • знание графического образа чисел (помнить, как они выглядят визуально и легко узнавать);
  • как преимущество – способность самостоятельно записывать число.

К освоению состава числа следует переходить после закрепления вышеперечисленных навыков, чтобы избежать трудностей и непонимания. А значит, начать нужно с изучения цифр от 1 до 10.

Считаем до 10 рыбок в аквариуме

Изучать состав числа 10 очень забавно с крекерами-рыбками. Распечатайте эти шаблоны – они активно задействуют сенсорику при изучении математических основ, что хорошо закрепляет знания в памяти.

Итак, на распечатанных шаблонах ребенку необходимо: положить нужное количество рыбок-крекеров в аквариум, под аквариум положить по же число “икринок” из пластилина, выложить цифру из пластилина и написать ее в специальной секции в верхнем правом углу.

Не прекращайте развитие дошколенка в повседневной жизни, и не превращайте его в унылое обучение только лишь по бумажкам от звонка до звонка – все это еще ждет вашего ребенка впереди.

Состав чисел от 1 до 10 тренажер распечатать

Потренеруйте детей для успешного закрепления состава числа от 1 до 10:

Состав числа 1 домик тренажер

□ | 1

Состав числа 2 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2

Состав числа 3 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3

Состав числа 4 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4

Состав числа 5 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5

Состав числа 6 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6

Состав числа 7 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6
  • □ | 7

Состав числа 8 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6
  • □ | 7
  • □ | 8

Состав числа 9 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6
  • □ | 7
  • □ | 8
  • □ | 9

Состав числа 10 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6
  • □ | 7
  • □ | 8
  • □ | 9
  • □ | 10

Подписывайтесь на блог автора сайта@mama7ya.ru

Тренажер состава чисел от 1 до 10 можно распечатать и проверять скорость заполнения и правильность вставленных цифр в пустые окошки.

Когда начинать?

Чтобы понять какой дошкольный возраст лучше подходит для обучения счету, нужно изучить физиологические этапы развития счетной деятельности детей.

Научить ребенка считать — очень просто

Первый этап
1,5-2 года
На данном этапе счета как такового нет. Однако дети манипулируют со множествами: много раз стучат ложкой, перебирают мелкие предметы, открывают и закрывают баночки и т.д. Эти действия, которые обязательно сопровождаются словами «еще, еще» или «так, так», становятся основой счета.
Второй этап
2-3 года
Этап сравнения величин и множества. Можно заметить, что дети начинают делить игрушки или лакомства поровну. Это главный признак того, что завершился этап формирования неопределенного множества и начался процесс понимания, что множество состоит из составляющих единиц.
Третий этап
3-5 лет
Дети овладевают счетом до 5

На данном этапе очень важно правильно организовать учебный процесс. Нужно, чтобы ребенок соотносил последовательное называние слов числительных с объектом множество

На вопрос «сколько?» ребенок должен называть итоговое число. А не заучивать определенную последовательность слов.
Четвертый этап
5-6 лет
На этом этапе усваивается счет до 10 и количественный состав числа.

Важно, чтобы ребенок считал осмысленно

Математические подвижные игры для ДОУ

Существует множество различных подвижных игр.

Игра «Сделай, как я скажу»

Игра проводится в группе детей. Дети рассчитываются на первый-второй. Первые берут теннисные мячи, вторые — воланчики. По команде нужно выполнить задания:

  • стать слева или справа от воспитателя;
  • взять мяч в левую руку, воланчик — в правую;
  • бросить мячик вверх, а воланчик — вниз.

Игра «Что изменилось?»

Воспитатель выставляет предметы в ряд. Просит назвать предметы, которые стоят первые справа, вторые слева и т.д. Затем дети отворачиваются. Воспитатель меняет два предмета местами. Дети должны угадать, что изменилось.

Обратите внимание! За правильные ответы можно вручать звездочки. В конце игры звездочки подсчитываются

Победителем становится тот, кто собрал больше всех.

Игра-эстафета «Построй домик»

Детей делят на две или три команды. Каждая будет строить свой домик.

До подноса с деталями нужно допрыгать по обручам от цифры 1 до цифры 3. Затем взять одну деталь домика, поставить ее на свое место, вернуться к обручам, попрыгать по ним в обратном порядке и передать эстафету следующему участнику команды.

Домики могут быть разной сложности

Почему эти методы плохо работают у дошкольников?

Чтобы понять, почему для дошкольников данные методы подходят плохо, надо немного углубиться в особенности дошкольного возраста

Так, процесс запоминания у дошкольника непроизвольный, равно как и внимание. При этом способ мышления развивается от наглядно-действенного (в раннем дошкольном возрасте) к наглядно образному (ближе к 7 годам)

То есть, чтобы что-то запомнить, ребенку-дошкольнику требуется сначала многократно оперировать реальными предметами, а потом – их образами. А числа – абстрактны, и потому запомнить их для ребенка очень сложно. И даже запомнив, он будет путаться, потому за числом не будет стоять образ.

Последовательность чисел в пределах 10

Итак, мы выучили числа от 0 до 10. Их называют натуральными числами. Каждое число указывает количество элементов в определенном множестве.

Посмотри на картинки и определи, с каким множеством соотносится каждое число.

Посмотри, вот числа, которые мы выучили.

7   3   5   2   4   1   0  9   6   10   8

Ты все числа вспомнил? Давай проверим. Возле каждого числа нарисуй соответствующее количество

кружочков.

Вот что получилось у меня. Сверь свои рисунки.

Отлично. Все числа знаешь

Но важно помнить, что существует определенная последовательность чисел, которую нельзя нарушать при пересчете предметов. Думаю, что этот порядок тебе уже знаком

Посмотри еще раз на этот ряд чисел и расставь их в правильной последовательности.

7   3   5   2   4   1   0   9   6   10   8

Теперь проверим. Вот что должно получиться.

0   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Числа располагаются в порядке возрастания, т.е. каждое следующее число больше всех предыдущих. Эта последовательность натуральных чисел основана на правиле образования чисел в пределах 10. Ты его уже знаешь.

Если к предыдущему числу прибавить еще один, то получим следующее число.

Отсюда получаем и обратное правило.

Если из числа вычесть один, то получим предыдущее число. Поэтому каждое число меньше всех последующих.

Теперь для сравнения чисел ты можешь использовать знания последовательности чисел. Например, 5 стоит после числа 3, значит 5 больше, чем три. А 7 стоит раньше, чем 10, значит 7 меньше, чем 10. Потренируйся самостоятельно составлять неравенства, глядя на ряд натуральных чисел.

А вот тебе задание посложнее: попробуй посчитать в обратном порядке. Это помогает лучше запомнить последовательность чисел в пределах десяти.

Уверена, что ты справился. Давай проверим: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Все правильно, молодец.

А теперь попробуй восстановить порядок чисел, назвав пропущенные числа.

Проверь.

Молодец. Надеюсь ты все запомнил и скоро сможешь приступать к изучению новых чисел.

Учим считать до 10: советы

Совет № 1

Начать нужно с самого простого. Постепенно запомнить каждую цифру. Например, цифру 1 можно выучить так. Показать ребенку большую нарисованную единицу. Можно заучивать на память стихи про цифру 1 разных писателей:

Тонкая, как спица,

Цифра единица.

От нее ведется счет,

И за это ей почет. (В. Орлов)

Похожа единица на крючок,

А может на обломанный сучок. (Г. Виеру)

Найдите, на что похожа единица

Затем можно спросить у ребенка, где он видел эту цифру раньше? На что она похожа? Пусть ребенок нарисует ее в воздухе. Покажет пальцами, руками. Можно нарисовать единицу по точкам, выложить из фигур.

На закрепление пусть малыш посчитает единичные предметы: одна машинка, один мишка, одна кукла. Нужно играть в подвижные игры: заранее подготовить демонстрационный материал — яблоки и картошку, корзинку. Попросить принести вам одно яблоко или одну картошку. Знакомство с цифрой 6 в средней группе можно проводить по такому же алгоритму.

Так постепенно, не спеша, можно выучить все цифры до 10.

Занятие «Цифра 5» в средней группе:

На что похожа цифра 5?

На серп, конечно, как не знать. (Г.Виеру)

Знакомство с цифрой 6 в средней группе:

На что похожа цифра 6?

На трубку деда, так и есть! (Г. Виеру)

По аналогии можно провести знакомство с цифрой 8 в старшей группе. Она похожа на бантик.

Совет № 2

Считать предметы вокруг: ступеньки, машины, столбы, птиц, цветы и т. д. Родители должны подсказывать ребенку, если он затрудняется в счете. Чтобы выучить цифры, для маленьких детей есть специальные развивающие книги.

Считайте все вокруг

Совет № 3

Сравнивать количество предметов: больше или меньше

Это очень важное подготовительное упражнение. Оно позволяет ребенку понимать составную часть числа

Начинать сравнивать нужно небольшие числа. Например, что больше или меньше один, или два. Можно использовать раздаточный материал. Дома для этого прекрасно подходят карандаши, фломастеры, конфеты, яблоки, грецкие орехи.

Сравните количество предметов

Важно! Обучение счету не должно быть скучным. В конспекте занятия обязательно должны быть песни, считалочки, лепка и рисование

Совет № 4

Не нужно ждать от ребенка быстрых результатов. Все дети индивидуальны: один ребенок очень быстро научится считать, а другому понадобится дополнительное время

Важно придерживаться темпа своего ребенка

Совет № 5

Формирование элементарных математических представлений (фэмп) требует особого внимания.

Обратите внимание! Кроме счета это изучение размеров (больший, меньший), форм, фигур, времени

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе

Нелля Ткаченко

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе

Дидактический материал для ознакомления

с составом числа из единиц в старшей группе.

ЦЕЛЬ:

Формирование представлений о составе числа в пределах первого пятка.

ЗАДАЧИ:

— закрепить,-

— представления о числах и цифрах в пределах первого пятка;

— развивать,-

— представления, что все числа составляются из единиц;

— представления, что количество единиц в разных числах различно;

— внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление;

— мелкую моторику;

— воспитывать,-

— организованность;

— сосредоточенность;

— интерес к математическим играм;

Счетная деятельность у детей пятилетнего возраста в процессе систематического обучения уже объективно совершенна. Изучение состава числа из единиц в старшей группе – это подготовка к освоению вычислительного приема – присчитыванию и отсчитыванию по единице.

Изучение состава чисел из единиц необходимо начинать от анализа состава множества из элементов к составу числа из единиц, при этом надо быть последовательным, не торопиться, именно с пятка – с каждого числа –от 2 до 5 (2,3,4,5)

. В качестве наглядногоматериала подбирается группа одного вида предметов, в которой каждый отличается друг от друга качественными признаками (например, цветом, размером) . Так же, в последующем, используются предметы,объединенные одним понятием, например, игрушечные комплекты одежды, посуды, мебели и т. п. Наряду с сюжетными предметами можно использовать модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины и величины и т. д. Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как эта группа составлена, называть каждый элемент и их общее количество.

Например:

«Число 4 составлено так: 1 зеленый кружок, 1 красный кружок. 1 желтый кружок, 1 синий кружок – всего 4 кружочка».

Пересчитав 4 кружочка, ребенок должен рассказать, как составлено «это четыре»

, подчеркивая количественныйсостав: один – зеленый, один – красный, один – желтый, один – синий, всего – четыре. Предлагая детям выполнять задания с различными видами групп предметов, надо просить рассказывать, как составлена группа, сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы и их количество. Постепенно от более конкретных вопросов надо переходить к общим – «Сколько ты взял? Сколько … всего? Как у тебя получилось… (например, 5, карандашей?»

Изучая количественный состав числа из единиц, надо обратить внимание детей, что единица может отражать не только отдельный предмет, а может быть отражением целой группы предметов. Например, предложить детям рассмотреть множество геометрических фигур и ответить на вопросы,-. — Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей»

— Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей»

— Назовите цвет и количество частей данного множества. («В данном множестве три части разного цвета: одна часть – треугольники красного цвета, одна – треугольники синего цвета, одна – треугольники зеленого цвета. Всего три части».

— Из скольких единиц состоит число три? («Из трех отдельных единиц»

).

В данном задании дети должны осознать, что единица может отражать не только один отдельный предмет, но и одну группу предметов.

В процессе ознакомления детей с составом числа из единиц, можно использовать словесные упражнения,-

— на полянке собрались лесные животные: один заяц, один ежик, одна белочка. Сколько всего собралось животных на полянке в лесу? По сколько разных лесных животных собралось на полянке и т. д.

И другие задания, например,-

— подберите пять треугольников разного цвета;

— нарисуйте три разные геометрические фигуры;

— поставьте на стол четыре разные куклы и тд.

Ознакомление детей с составом числа идет в последовательной системе занятий, что создает условия для образования новых связей, формирующих знания детей о количественном составе, что в свою очередь является подготовкой к вычислительной деятельности.

Состав числа до 10 домики распечатать

Чтобы ребенок хорошо и быстро усвоил состав числа до 10 ему необходимо знать:

  • Прямой устный счет до 10
  • Обратный счет до 10
  • Ориентир в подсчете предметов до 10
  • Складывать предметы до 10

Если на все вышемеречисленные пункты можно дать положительный ответ, значит настало время для иззучения состава числа до 10.

Приступим к изучению состава числа до 10.

Разложите предметы в количестве 10 штук и покажите разные варианты как можно собрать из предметов определенное количество, чтобы получить конкретное число предметов. Состав числа до 10 необходимо подкрепить визуализацией и рядом с разложенными предметами разложить карточки с цифрами. Пусть вверху находится цифра, которую мы должны получить в сумме. А внизу будут разложены все варианты количества предметов и в разной последовательности.

Разряды чисел

От позиции, на которой стоит цифра в записи числа, зависит ее значение. Например:

1 123 содержит в себе: 3 единицы, 2 десятка, 1 сотню, 1 тысячу.

Можно сформулировать иначе и сказать, что в заданном числе 1 123 цифра 3 располагается в разряде единиц, 2 в разряде десятков, 1 в разряде сотен, а 1 служит значением разряда тысяч.

Проясним, что такое разряд в математике. Разряд — это позиция или место расположения цифры в записи натурального числа.

У каждого разряда есть свое название. Слева всегда живут старшие разряды, а справа — младшие. Чтобы быстрее запомнить, можно использовать таблицу.

Количество разрядов всегда соответствует количеству знаков в числе. В этой таблице есть названия всех разрядов для числа, которое состоит из 15 знаков. У следующих разрядов также есть названия, но они используются крайне редко.

Низший (младший) разряд многозначного натурального числа — разряд единиц.

Высший (старший) разряд многозначного натурального числа — разряд, соответствующий крайней левой цифре в заданном числе.

Вы наверняка заметили, что в учебниках часто ставят небольшие пробелы при записи многозначных чисел. Так делают, чтобы натуральные числа было удобно читать. А еще чтобы визуально разделить классы чисел.

Разрядные единицы обозначают так:

  • Единицы — единицами первого разряда (или простыми единицами) и пишут на первом месте справа.
  • Десятки — единицами второго разряда и записывают в числе на втором месте справа.
  • Сотни — единицами третьего разряда и записывают на третьем месте справа.
  • Единицы тысяч — единицами четвертого разряда и записывают на четвертом месте справа.
  • Десятки тысяч — единицами пятого разряда и записывают на пятом месте справа.
  • Сотни тысяч — единицами шестого разряда и записывают в числе на шестом месте справа и так далее.

Каждые три разряда, следующие друг за другом, составляют класс. Первые три разряда: единицы десятки и сотни — образуют класс единиц (первый класс). Следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч — образуют класс тысяч (второй класс). Третий класс будут составлять единицы, десятки и тысячи миллионов и так далее.

Чтобы легче понимать математику — записывайтесь на наши онлайн-курсы по математике!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector