Учитель года россии

О престижном профессиональном конкурсе – предыстория, идея, основные этапы

Ежегодно, начиная с 1992 года, при поддержке Министерства образования РФ, Общероссийского профсоюза работников образования и «Учительской газеты», за звание «Учитель года России» в рамках одноименного всероссийского конкурса, состязаются передовые школьные учителя всей страны. При этом, кроме поддержки в виде поощрений победителям и поднятия престижа профессии в целом, целью конкурса является распространение передового опыта.

Идея организации профессионального всесоюзного конкурса родилась еще в 1989 году, на «закате» СССР, по американскому аналогу (в США подобный конкурс проводится с 1952 года). Но несмотря на нестабильность, с которой России пришлось столкнуться после распада Союза, значимость учительского труда и поднятие престижа профессии остались в зоне внимания российского правительства и общества.

Это говорит о том, что роль учительского труда была и остается одной из ведущих во всем мире. Сложность же российского конкурса, отмеченная зарубежными коллегами, подчеркивает, что отечественное образование остается на высоте, не растеряв лучших традиций и опыта советской школы, преумножив его в новых условиях.

Российский конкурс «Учитель года» состоит из трех этапов, в каждом из которых участникам предлагается выполнить несколько заданий.

Первый этап:

  • Публикация в интернет-ресурсах авторских разработок, новаторских идей, демонстрирующих умение педагога представлять информацию в публичном пространстве (Интернете);
  • Презентация своих методик и учебного материала на методическом объединении в устной форме, для коллег, общественных организаций, представителей других отраслей хозяйства и культурной сферы, а также презентация наработок просветительской и консультационной работы с родителями учеников на основе собственного опыта;
  • «Открытый урок» – занятие, на котором учитель демонстрирует свою методику в действии;
  • Еще одно из практических заданий – организация и проведение 20-минутного диспута; актуальная тема выбирается учениками, они задают тон в обсуждении, а учитель демонстрирует свое умение организовать класс и «прийти к финишу» с готовым решением, которое будет принято большинством;
  • Важная часть работы каждого учителя – умение взаимодействовать с родителями учеников, и поэтому первый этап также включает 20-минутное обсуждение смоделированной ситуации, требующей правильного педагогического решения.

Второй этап – мастер-класс урока со своими учениками и учениками в другой школе. Затем – участие в общественной дискуссии на актуальную, социально-значимую тему.

Третий этап – «круглый стол» с участием министра образования и других лиц, представляющих образовательную систему на всех уровнях и направлениях работы.

В разные годы, в зависимости от ситуации, условия конкурса незначительно варьировались. Но сложность прохождения отборочных, региональных и финальных этапов оставалась неизменной. Но это не останавливает педагогов с «горящими взглядами и открытыми сердцами», увлеченными профессией и любовью к детям. И дело тут не в призовом фонде и звании: чтобы разработать собственную уникальную, и самое главное – эффективную методику, которая будет полезна в работе коллегам и понятна детям, нужны немалые усилия и время (порой на это уходят годы!). Труд учителя предполагает, что его плодами будут пользоваться ученики и общество – это работа на перспективу, а не на сиюминутный результат.

Послесловие

Участие в профессиональном конкурсе – это возможность поделиться собственным опытом, найти единомышленников, зажечь их сердца таким же творческим энтузиазмом, чтобы еще больше детей могли учиться легко и с интересом. Для общества, на первый взгляд, не имеющего непосредственного отношения ни к профессии, ни к проблемам образования в принципе, профессиональное состязание лучших учителей России, пока не стало столь же интересным, как чемпионат по футболу, танковый биатлон или авторалли. Потому и нужно освещение событий в образовательной среде наравне со спортивной, культурной и общественно-политической жизнью страны.

«Учитель года России» – конкурс, который можно было бы проводить в узком профессиональном кругу, если бы не одно принципиальное отличие профессии: с учителя начинается артист, космонавт, ученый и даже президент; от его творческой самоотдачи зависит, каким будет общество через 10, 20 или 100 лет, как будет развиваться научно-технический прогресс и вся цивилизация, кем будет гордиться страна

И когда общество поймет, что это не менее важно, чем футбольный чемпионат, система образования выйдет на совершенно новый уровень развития

Источники изображений: ug.ru, vspu.ru

Учитель года – 2020: самое интересное

Финал 2020 года из-за пандемии несколько задержался, и состоялся 2 февраля 2021 года в Волгограде, куда в 2019 году увезла Хрустального Пеликана победительница прошлого года — Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы волгоградской школы. В этот же день, после третьего этапа и пресс-конференции «Вопрос учителю года», в ходе которой были названы имена 15 лауреатов и главного победителя, состоялось торжественное закрытие конкурса и встреча лучших учителей России с Президентом В. В. Путиным.

Правда, на этот раз традиционная беседа с главой государства и поздравления президента прошли в режиме видеосвязи (из-за ограничений, связанных с пандемией)

Но внимание к одному из главных событий в профессиональной учительской среде, тем не менее, не ослабело. В современных условиях, когда детей «пустили в интернет» с неограниченным и бесконтрольным контентом, роль учителя, формирующего осознанный выбор, только возрастает

Потому и внимание к самим педагогам является одной из важнейших стратегических задач.

Участники-лауреаты получили возможность лично задать вопросы и высказать пожелания президенту по улучшению образовательной системы. В. В. Путин, как всегда, сделал письменные заметки, пообещал принять участие в майском Всероссийском педагогическом форуме, который состоится в Ленинградской области, в Гатчине, если позволит эпидемиологическая ситуация.

Говорили также о недопустимости шаблонов в воспитании, о роли личности учителя и престиже профессии, о внедрении в школу технологий, о возрастающей важности преподавания математики в изменяющейся действительности и других вопросах, волнующих педагогов. Примечательно, что кроме главного победителя, учителя математики из Ростовской области, Михаила Гурова, в число 15 лауреатов вошло еще два учителя математики

Из этого можно сделать вывод, что в последнее время наметилась тенденция к возрастанию роли точных наук, хотя в предыдущие годы гораздо большую активность проявляли учителя гуманитарных дисциплин.

Результаты конкурса «Учитель года России» убедительно доказывают, сложившийся в советской системе образования стереотип, что учитель – женская профессия, постепенно уходит в прошлое. Сегодня число мужчин-педагогов возросло, и это заметно даже по составу основных призеров «Учитель года России – 2020», а присутствие мужчин в школьном педагогическом коллективе существенно влияет на воспитание детей. Кроме того, тот факт, что профессия становится не только «женской», вселяет надежду, что будет достигнута гармония воспитания в школе.

Нельзя не отметить и тот факт, что за тридцать лет конкурс «Учитель года России» значительно «помолодел». В числе конкурсантов – молодые, энергичные педагоги. Казалось бы, откуда у них взялся опыт, если в былые времена, чтобы заслужить авторитет и уважение среди коллег и детей, нужно было иметь не меньше 10 лет стажа. Но факты говорят сами за себя:

  • самой молодой победительнице 1999 года, Марии Филиппенко, преподавателю латыни – 23 года;
  • учителю русского языка и литературы из Калининградской области, Евгению Славгородскому – абсолютному победителю 2004 года, всего 25 лет.

И тенденция к омоложению состава конкурсантов сохраняется.

По мнению специалистов, причина очень простая: молодые учителя общаются с детьми на их языке – «цифра» сближает. Кроме того, традиционно и психологически обусловлено, что ученики тянутся к молодым, им нравится общаться со старшими на равных, без авторитарного давления, когда, кроме безапелляционного мнения учителя, допускается обсуждение другой точки зрения. У молодых – «не зашоренный» взгляд, их не ограничивают собственные регалии и закостенелые стереотипы, они не боятся быть с детьми «живыми», не озабочены тем, что не соответствуют образу типичного экранного учителя времен цензурированного советского кинематографа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector