Развитие ребенка в возрасте 1 года и 8 месяцев: правильная организация режима дня и рациона питания

Особенности ухода

Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно. Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов

Его рассмотрим подробнее

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.

Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Малыш не говорит. Что делать?

В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.

Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.

Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно

Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать

В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Что умеет делать малыш

В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития — одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности.

Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.

Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?

Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.

  • Осознавать себя и свои желания в ярко выраженной форме — в том числе в виде бурного протеста.
  • Быть способным различать и называть цвета, формы.
  • Понимать, где в доме и других привычных местах находятся те или иные предметы, показывать их, при необходимости — приносить.
  • Стремиться к общению с детьми, как младшими, так и старшими.
  • Хорошо бегать, уметь пользоваться лестницей, прыгать на двух ножках, обегать препятствия, кидать мячик.

В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания — одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Здоровье ребенка: безопасность вне дома

Когда малыш начинает ходить, очень важно держать его за руку и внимательно следовать за ним, когда вы отправляетесь куда-то вместе. В магазине ребенок должен быть всегда рядом с вами

Будьте особенно бдительны рядом с машинами, например на автомобильной парковке или переходя дорогу, а также неподалеку от водоемов и бассейнов

В магазине ребенок должен быть всегда рядом с вами. Будьте особенно бдительны рядом с машинами, например на автомобильной парковке или переходя дорогу, а также неподалеку от водоемов и бассейнов.

Малыши очень проворные, когда у них просыпается любопытство и хочется пойти что-то посмотреть. Поэтому самое надежное — держать ребенка за руку. Если он сопротивляется, вы можете сказать: «Я знаю, что ты хочешь пойти и посмотреть, что там, но я буду держать тебя за руку, чтобы с тобой все было в порядке».

Если вы находитесь в загородном доме, рассмотрите вариант установки дополнительных замков на двери, калитки и ворота. Если на участке есть подъездная дорожка и бассейн, лучше, чтобы ребенку вход туда был закрыт.

Хотя многие современные автомобили оборудованы системой заднего обзора или подают сигнал, если есть движение позади автомобиля, всегда проверяйте, чтобы малыш не оказался за автомобилем, когда вы выезжаете.

Всегда закрывайте двери автомобиля, даже если он находится в гараже. Ребенок не должен случайно залезть в машину — есть риск, что машина заведется или двери заблокируются.

Речевые навыки

Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.

Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.

Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.

Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.

Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.

Примерный режим дня

Приведём в таблице приблизительный режим дня:

Временной промежуток Действия
8:00-8:30 Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур
8:30-8:45 Завтрак
8:45-10:30 Занятия и игры
10:30-10:40 Перекус (по необходимости, если ребёнок проголодался)
10:40-12:30 Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе
12:30-13:00 Раздевание, подготовка к обеду
13-13:20 Обед
13:20-13:30 Подготовка к дневному сну
13:30-15:30 Дневной отдых
15:30-16:00 Пробуждение, подготовка к приёму пищи
16:00-16:15 Полдник
16:15-17:00 Игры, свободное время, развитие
17:00-18:30 Вечерняя прогулка
18:30-19:00 Вечерний приём пищи
19:00-20:30 Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг
20:30-21:00 Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, разговоры). Можно перед сном предложить немного тёплого молока.

Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного ребёнка.

1,5 года ребенку: развитие речи

Формирование речи в возрасте полутора лет достигает особенных высот. С этого возраста и дальше дети начинают постепенно «разговариваться». Если до этого срока у ребенка в речи присутствуют слоги и некоторые слова, а в основном общение все же базируется на жестах, то примерно с восемнадцати месяцев понемногу начинает появляться речь в том виде, в котором ее знаем мы.

  • Расширяется словарный запас. Пассивный (это те слова, значение которых малыш знает) пополняется с каждым днем, ведь ребенок слышит взрослых и запоминает выражения. Активный словарный запас (а это — слова, которые ребенок проговаривает) растет тоже, пополняясь из пассивного.
  • В речи появляются первые предложения. Вначале они могут быть смешанными — из слов и жестов. Постепенно слова вытесняют жесты, и простейшие предложения начинают состоять из одних слов. Например, «папа ням-ням» — это уже предложение.
  • Дети могут участвовать в первых осознанных диалогах. Пока на уровне ответов да-нет, но это уже что-то. Ведь еще не так давно малыш и вовсе не умел понимать взрослого, а сейчас — понимает, да еще и может сформулировать простейший ответ.

Конечно, развивает речь ребенку абсолютно все, но без специальных занятий, тренирующих это умение, дело спориться не будет. Закрывать глаза и пускать все на самотек нельзя, ведь родители отвечают за здоровье и благополучие своего чада. Что же можно предпринять для помощи малышу в формировании языка?

  • Разговаривать с ним. Это универсальное упражнение. Рассказывайте обо всем, что видите, провоцируйте отвечать.
  • Не заставляйте. Причем заставлять нельзя ни молчать, ни проговаривать разнообразные слова. Ни к чему хорошему это не приведет.
  • Телевизор, планшет, компьютер, смартфон — лучше ограничить любые экраны. Мультики — особенно. Просматривая их, малыш больше зациклен на картинке, и воспринимает речь как шум. Соответственно, это потом вредит ему, когда он начинает осваивать говорение сам. Конечно, от одного мультика вреда не будет, особенно, если тот развивающий. Но на постоянной и длительной основе такое развлечение недопустимо. А на телефон или планшет лучше загрузить не мультики, а развивающие и обучающие приложения. И держать их на случай, когда ребенка надо занять на какое-то время. В очереди в поликлинике, например, или в дороге в общественном транспорте.
  • Пояснять лучше все с примерами. Не просто «как говорит собачка?», а показать ее живьем или на фотографии, или в виде игрушки, а затем уж спрашивать. У малышей нет образного мышления, а это значит, представить себе предмет или существо, о котором говорят, он не в силах. А потому не будет удивительным, если на вопрос без визуального сопровождения он дать ответ не сможет.

Воспитание детей — бесспорно, не самый простой в жизни процесс. Но при правильном подходе к нему, при соблюдении определенных несложных правил он станет не только источником обязательств и ограничений родителям, но и поводом для радостных ярких моментов.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Будьте готовы к большим переменам! Если малыш еще не пополз, то, возможно, он готовится это сделать и может удивить вас в любую минуту. Может измениться его режим сна, проявление привязанности к вам и другим людям, которые о нем заботятся. Прочтите эту статью, чтобы узнать, что вас ждет в этом месяце.

Рост и физическое развитие: Кое-кто прибавил шагу

Очень вероятно, что к этому моменту вес малыша обогнал его вес при рождении больше чем в 2 раза. Восьмимесячный мальчик в норме будет весить от 7,7 до 9,6 кг, а девочка от 7 до 9 кг. Кстати, ближе к году темп роста ребенка может замедлиться, это нормальное явление. На каждом приеме педиатр взвешивает, измеряет рост и окружность головы ребенка, чтобы следить за динамикой его развития. Родителям полезно знать, как устроены таблицы роста, которыми пользуются врачи.

Давно последний раз разглядывали эти пяточки и пальчики? Может быть, вы заметили, что, лежа на спинке, малыш держит ступни пальчиками вовнутрь.. Положение ступни исправится само со временем, не переживайте! К 18 месяцам большинство малышей перестают косолапить, связки тазобедренного сустава постепенно укрепляются и малыш начинает ставить ножки прямо при ходьбе. Подошву ступни пока защищает жировая прослойка, из-за которой может показаться, что у ребенка плоскостопие. Через 2-3 года этот слой исчезнет, и начнут формироваться своды стопы.

Ощущения: Новые впечатления и реакции

В 8 месяцев вы можете заметить новые вехи в развитии зрительно-моторной координации. Возможно, ребенок способен разглядеть игрушку на другом конце комнаты, добраться до нее и взять. Ему нравится исследовать разные текстуры, прикасаясь к предметам и пробуя новую еду. Улучшается его слух и ранние речевые способности – говорите с ним как можно больше, обсуждайте, что вы видите вокруг.

Движения: Готовимся поползти

Вероятно, в 8 месяцев малыш сядет без дополнительной опоры – вот это достижение! Сидя, малыш тянется вперед и берет игрушку одной рукой. Сейчас маленький атлет укрепляет мышцы, нужные ему для ползания. Ползать малыши обычно начинают между 7-м и 10-м месяцем. Сейчас за ребенком нужен глаз да глаз, особенно когда он на пеленальном столике или играет.

Помочь малышу начать ползать вы можете, чаще выкладывая его на животик. Играя лежа на животике, он находится в идеальной позе, чтобы начать ползать, он учится отжиматься от пола на коленках и ручках. Он может раскачиваться вперед и назад перед тем, как сделать движение вперед. Держите перед малышом игрушку или какой-то интересный ему предмет в качестве цели.

Когнитивное развитие: Игры в слова и звуки

В 8 месяцев речевые и коммуникативные навыки малыша продолжают развиваться, и, вероятно, вы заметите, что стали лучше «понимать» друг друга. То, что еще недавно звучало как бормотание и гукание, стало напоминать слоги. Скоро из простых слогов вроде «ма» и «па», которые произносит малыш, получатся «мама» и «папа». Ребенок теперь понимает больше ваших слов. Если вы назовете его любимую игрушку, которая находится на другом конце комнаты, и он посмотрит в том направлении – он понимает вас! Он может начать реагировать на свое имя и слово «нет».

Ребенок в 8 месяцев начинает осознавать постоянство предметов: что предметы продолжают существовать, даже когда становятся недоступными для восприятия. Он становится более любознательным и может начать искать предмет, который вы спрячете. Поэтому сейчас его может развлечь игра в «ку-ку».

Часто у детей в этом возрасте развивается сепарационная тревога. Малыш начинает понимать, что предметы и люди продолжают существовать, когда он их не видит. При этом он еще не понимает, как устроено время. Поэтому может тревожиться, если мама уходит: ведь он не знает, когда мама вернется и вернется ли. Вы можете помочь малышу, выбрав «переходный объект»: какой-то очень хорошо знакомый предмет, игрушку, которая всегда с ребенком. Это будет давать ему чувство защищенности.

Физические данные

Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как дети разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.

В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчиков в возрасте 1 года и 8 месяцев:

Показатели роста (в см) Показатели веса (в кг) Описание параметра
Менее 75,9 Менее 8,1 Недостаточный
Менее 78,6 Менее 9,1 Ниже нормы
78,7-81,5 9,2-10 Чуть ниже среднего
81,6-87 10,1-12,8 Норма (средний)
87,1-89,7 12,9-14,2 Чуть больше среднего
89,8-92,5 14,3-15,8 Большой
Более 92,6 Более 15,9 Не соответствует возрасту, крайне большой

В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:

Показатели роста (в см) Показатели веса (в кг) Описание параметра
Менее 73,7 Менее 7,5 Недостаточный
73,8-76,6 7,6-8,3 Ниже нормы
76,7-79,6 8,4-9,3 Чуть ниже среднего
79,7-85,6 9,4-12 Норма (средний)
85,7-88,6 12,1-13,6 Чуть больше среднего
88,7-91,6 13,7-15,6 Большой
Более 91,7 Более 15,7 Не соответствует возрасту, крайне большой

Важно! Вес напрямую зависит от роста: чем выше ребёнок, тем больше масса его тела. А рост во многом определяется наследственностью: если оба родителя высокие, то и кроха может значительно опережать своих сверстников.

Как меняется рост и вес ребенка с 6 до 12 месяцев

Средняя стандартная ежемесячная прибавка в росте малыша такова:

– с 6-го по 9-й месяц — 1,5 – 2 см (за все время — 4,5 – 6 см);

– с 9-го по 12-й месяц — 1 – 1,5 см (за все время — минимум 3 см).

Вес малыша растет теперь не так быстро: если с 1 до 6 месяцев ребенок прибавлял по 600 – 800 г в месяц, то теперь ежемесячная прибавка составляет 300 – 550 г — ведь сейчас кроха активно двигается. К 12 месяцам малыш уже весит примерно втрое больше, чем при рождении.

  • Чтобы следить за весом ребенка, нужно взвешивать его раз в месяц.
  • Если малыш после введения прикорма, особенно когда он находится на искусственном вскармливании, набирает вес активнее, чем нужно, стоит посоветоваться с педиатром, чтобы пересмотреть рацион крохи. С лишним весом ребенку будет сложнее переворачиваться и двигаться.
  • Не стоит оставлять без внимания и недостаточный набор веса — это тоже повод для общения с врачом. С другой стороны, если ребенок начал активно двигаться, то на время вес может и «остановиться», ничего страшного в этом нет.

Интеллект

Именно на полуторагодичный возраст приходится резкий скачок интеллектуального развития, малыш буквально как губка впитывает всю информацию. Он уже прекрасно различает предметы, после того как их покажут. Прекрасно различает геометрические фигуры, уже не путает кирпичик и кубик. Может уже собирать несложные конструкции, используя отверстия сортера, собирает пирамидки из предметов, объединенных родовыми признаками. Используя карандаш или фломастер, рисует прямые линии, овалы и зигзаги. Игры для детей в 1,5 года уже должны усложняться, чтобы они позволяли развить сообразительность. К примеру, малыш должен научиться доставать какой-либо предмет, используя другой.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Список использованной литературы:

  1. Евдокимова Т. А., Тимошина Е. Л., Камалтынова Е. М., Бушмелева Л. П. Питание детей первого года жизни. Москва: Издательство «Феникс», 2006.
  2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009.
  4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  5. Ибука Масару. После трех уже поздно. Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015.

За какими показателями должны следить родители?

Несмотря на то что не существует строгих показателей роста и веса, все же родители обязаны с первого года жизни прослеживать, как они меняются. На первом году жизни рост и вес определяется каждый месяц, на втором году показатели уже можно «снимать» 1 раз в квартал. Помимо данных таблицы можно использовать формулы для расчета оптимального веса и роста ребенка.

Рост, см

мальчики

число лет

Х

7

+

75

девочки

число лет

Х

7

1

+

75

Вес, кг

для деток обоих полов

число лет

Х

2

+

8

Формулы можно использовать, пока ребенку не исполнится 7 лет. Естественно, что полученные данные будут субъективными и могут иметь большие отклонения от описанных норм.

Что умеем говорить?

В этом возрасте детки уже понимают связь между предметами и их названиями, накапливают достаточно большой запас «пассивной» речи (то, что не говорят, но могут понимать). Сейчас, ближе к 2 годам, начинается активное развитие речи, бум которого придется на 2–4 года.

Ребенок уже владеет большим арсеналом слов-звукоподражаний, которые он употребляет осознанно, соотнося с чем-то конкретным: «му-у» – корова, «бибика» – машина, «ав-ав» – собака, «бух» – падать, «мяу» (или «мяв») – кошка. Довольно часто случается, что малыш укорачивает слова, делая из 3 слогов 2 (карандаш – «кадась», машинка – «тинька», петушок – «питок», упала – «паля»).

Однако в этом возрасте обычно малыши умеют произносить и немало простых, но вполне «взрослых» слов. В их числе:

  • мама, папа, деда, баба, дядя;
  • простые имена (в том числе и свое): Тоня, Оля, Аня, Даня, Мила;
  • дай (когда просит), на (если дает что-то), пока (и при этом машет ручкой).

Сказать точно, сколько всего слов должно присутствовать в арсенале крохи в этом возрасте, довольно сложно. Один ребенок в состоянии воспроизводить десятка три или даже четыре вполне понятных (пусть пока не совсем четких) слов, другие говорят мало, обходятся 10–15 словами. Большинство детишек этого возраста уже пытаются выстраивать слова в простейшие предложения с подлежащим и сказуемым («Аня бух», «папа, иди»).

Однако если ребенок в речевом плане достиг меньших успехов, сейчас самое время помочь ему, развивая артикуляционный аппарат, мелкую моторику, провоцируя на общение. Или вдруг «не понимая», чего хочет ребенок. Тогда он вынужден будет делать попытки к объяснению.

Физические параметры в год и пять месяцев

Вес ребенка в этот период составляет 8,5 – 12 кг. Это только примерные цифры. Не стоит переживать, если вес немного отклоняется в большую или меньшую сторону. Если все другие параметры в норме, то небольшие отклонения допустимы. Многое зависит от генетики, если родители крупные, то скорей всего и малыш будет таким же. У худощавых родителей дети также будут мельче своих сверстников.

Показатель роста в этом возрасте обычно равен 76,8 – 73,9 см. Это является нормой. Здесь также возможны незначительные отклонения в зависимости от генетики.

Оптимальный обхват головы составляет 44,7- 48,5 см.

Количество зубов в этот период может колебаться от 8 до 12. Обычно в 1 год и 5 месяцев у ребенка уже есть все нижние и верхние резцы и начинают появляться клыки. Если этого не происходит, не стоит расстраиваться, просто время еще не пришло.

Физиологические изменения

Настало время для начала формирования социальных навыков, активного познания жизненного пространства, открытия новых вкусовых ощущений и первых неосознанных «ма-ма, па-па, ба-ба».

Как правило, малыши в этом возрасте уже активно ползают. Им все интересно узнать, взять, пощупать, попробовать на вкус. Восьмимесячный ребенок очень активен.

Возникают первые попытки приподняться и встать с помощью опоры (в кроватке за бортики, стенку или диван). Если поставить малыша на ножки, то он сможет удержать положение на несколько секунд.

Ребенок умеет переворачиваться (подробнее про то, когда ребенок начинает переворачиваться), садиться. И он вовсю пользуется своими умениями. К старым навыкам прибавляются новые.

Малыш уже может повторять некоторые манипуляции с игрушками (покачать куклу, покатить шарик), появляется так называемый пинцетный захват мелких предметов двумя пальчиками. И здесь нужно быть предельно внимательными. Юный исследователь может потянуть в рот мелкие предметы, чтобы попробовать их на вкус, разжевать своими 3-4 зубами.

Особенности ухода

В год и месяц малыш должен быть приучен к тому, что каждое утро начинается с умывания и чистки зубов.

Ребёнок должен понимать, что это необходимо и полезно для него, не пропускайте этих процедур.

Малыша нужно купать каждый день, но практикуя ежедневные купания, не забывайте, что кожа ребёнка быстро сохнет.

После года давайте малышу возможность купаться самостоятельно, но под Вашим пристальным наблюдением.

Если Вы в это время отучаете ребёнка от груди, делайте это в благоприятное время, чтобы малыш избежал стресса. Не стоит делать этого во время переезда или болезни

Вознаграждайте малыша лаской и вниманием, постарайтесь отвлекать его чем-то новым и захватывающим

Особенности гигиены и ухода

В возрасте 1 год и 8 месяцев ребенка можно купать как ежедневно, так и через день.

Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком. От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку

От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.

Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными — к трем годам эта привычка должна стать естественной.

В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы — нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector