Что должен уметь ребенок в 2 года: развитие и навыки малыша в этом возрасте

Речь и другие навыки

Обычно к полутора годам дети начинают говорить свои первые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», «на» и т.п. Но если в этот период в доме появляется младенец, то развитие речи старшего ребёнка может сильно затормозиться или даже остановиться и откатиться назад. Возможно, так сказывается стресс. Немаловажен и «пример» неговорящего младенца — им-то все восторгаются и так. Если разница между детьми совсем маленькая (чуть больше года), то членораздельная речь может вернуться у старшего только к 3 годам, когда заговорит и младший.

У нас разница была побольше — 2 с лишним года, и к моменту рождения сестры сын уже говорил простыми предложениями. Так что с появлением малышки говорить он не перестал, но начал часто использовать в своей речи «младенческие» словечки сестрёнки («бойсь» вместо «боюсь», «на-на» вместо «дай» и т.п.) с характерной для годовалых малышей интонацией, мимикой и жестами. Смотрелось это у трёхлетки довольно странно и особенно раздражало, если мы находились в общественном месте.

Если разница между детьми ближе к 3 годам, то проблема с речью может возникнуть уже у младшего ребёнка. Трёхлетние «почемучки» очень любопытны, рот у них не закрывается целыми днями. В итоге младенец постоянно слышит беглую взрослую речь, а не положенные ему: «Кто тут у на-а-а-с? Это за-а-а-йчик! З-а-а-а-йчик! У Ксюши за-а-а-йчик! Ксюша взяла зайчика. На ручки. У Ксюши на ручках зайчик». Постоянно отвечая на вопросы старшего ребёнка, взрослый не успевает описывать младшему происходящее вокруг, называть окружающие предметы, их цвета и другие свойства в том ритме и с той интонацией, которая нужна по возрасту. В итоге научиться говорить малышу может быть труднее.

Предотвратить подобное развитие событий некоторым помогает ношение младенца в слинге. Когда малыш постоянно «перед носом», про него не забудешь! Мама вовремя замечает, что младшенького что-то заинтересовало, и всё объясняет, не забывает вставить в объяснения для старшего пару фраз и для малыша. Если на прогулку вы выходите с коляской, выбирайте модели, где ребёнок сидит лицом к маме. Таким образом младший ребёнок сможет всегда к вам «обратиться», а кроме того, доказано, что в колясках «лицом к маме» дети до 2 лет чувствуют себя психологически комфортнее.

Конечно, и регресс у старшего, и перекосы в развитии тех или иных навыков у младшего сильно зависят от индивидуальности детей и предсказать их заранее невозможно. Психологи говорят, что избежать реального отката назад у старшего можно, проигрывая с ним «младенческие» ситуации незадолго до и, главное, после рождения малыша

А относительно младших детей важно помнить, что далеко не всегда они учатся, подражая старшим братьям и сестрам. Это зависит и от типа нервной системы, и от ведущего способа восприятия информации, которые заложены у малыша от рождения

Так, я, например, совершенно не занималась приучением дочки к горшку. Просто поставила второй «трон» рядом с первым и иногда объясняла, зачем его использует сын. Сначала малышка просто садилась на свой горшок одновременно с братом. А в какой-то момент смекнула, и что там надо делать.

При этом знаю семьи, где (при такой же разнице в возрасте) как раз второго малыша было труднее приучить к опрятности, научить есть, одеваться и т.п. С едой, кстати, мне тоже усердствовать особо не пришлось. До года дочь была на педприкорме (брала, что понравится, из моей тарелки) и наблюдала, как ест старший брат. А в год взяла в руку ложку и сама съела тарелку каши с молоком. С ложки я её не кормила никогда.

Причины простуды у детей

Вирусы и бактерии — главные враги детского организма. Именно они являются изначальной причиной простудных заболеваний.

Дети более уязвимы к вирусам и бактериям, чем взрослые люди, особенно зимой. Недостаток витаминов, малая активность и стресс ведут к ослаблению иммунитета, особенно в холода. Ослабленный иммунитет легко пропускает в организм вредителей и те начинают активно размножаться3.

Главным источником заражения является другой ребёнок, заразившийся в свою очередь от третьего ребёнка. Вирус или бактериальная инфекция могут пройти большой путь, прежде чем прорваться с боем в ослабленный организм. Чаще всего заражение происходит воздушно-капельным путем, далее следует контактное заражение. Любой предмет, которого касался зараженный ребёнок, содержит угрозу, даже безобидный с виду плюшевый слон3.

Вирусы имеют тенденцию к накоплению, особенно в непроветриваемом помещении. Они могут существовать без носителя вплоть до недели. Не стоит говорить, что при таком раскладе детский сад является идеальным местом распространения инфекции. В рамках детского сада начинается местная пандемия, когда каждый ребёнок в садике часто болеет простудными заболеваниями. Слабый иммунитет детей не справляется, и вся детская группа отправляется по домам на принудительное лечение4.

Именно иммунитет ответственен за защиту организма ребёнка от любых инфекций, включая респираторные. Термин «иммунитет» знаком каждому, но мало кто понимает его реальное действие и особенности.

Большинство считают иммунитет неким барьером между ребёнком и инфекцией. В целом, это правильное определение, но все намного сложней. Прежде чем иммунитет вступит в силу, вирусам и бактериям необходимо столкнуться с другими видами защиты. Например, кожа ребёнка обладает высокой плотностью и не пропустит вирус или бактерию. Попадая с рук ребенка на слизистую оболочку, инфекция столкнется с химической защитой — лизоцим в слюне, слезная жидкость и кислота в желудке.

Пройдя подобную оборону и закрепившись внутри организма, вирус или бактерия будут атакованы самим организмом, который постарается «выжечь» очаг заражения. Возникнет воспаление, местное повышение температуры и отек, который должен затормозить распространение инфекции.

После в дело вступают клетки защитники — нейтрофилы и макрофаги. Их главной целью является обнаружение вируса или бактерии и их поглощение. Все подобные защитные реакции организма объединяются под словосочетание «неспецифический иммунитет».

Если подобные действия не привели к успеху, то за дело берется сам иммунитет, который отправляет на поле боя антитела, вырабатываемые лимфоцитами. Антитела находят клетки возбудителя инфекции и нейтрализуют их, прекращая размножение. Сами лимфоциты вырабатываются во всем организме, но основным источником служит костный мозг и лимфоузлы4.

Формирование иммунной системы ребенка продолжается даже в подростковом возрасте. В естественной защите маленьких детей еще много слабых мест. Ослабляют детский организм такие факторы, как:

  • Неправильный прикорм с недостатком или переизбытком питательных веществ;
  • Сбои в желудочно-кишечном тракте;
  • Хронические заболевания и воспалительные процессы (насморк, гайморит, увеличенные аденоиды);
  • Плохая экология и т.д.

Возбудитель при этом легче преодолевает защитные барьеры, и простуда у ребенка развивается очень быстро.

Физические параметры

Насколько здоров ребенок и насколько хорошо он физически развит, помогут узнать следующие показатели:

  • рост;
  • вес;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Вес может иметь большие расхождения значений в этом возрасте – от 12 до 15 кг. Любой из показателей, входящих в этот диапазон, будет в пределах нормы.

Рост у ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев колеблется от 85 до 95 см (рекомендуем прочитать: как в норме выглядит развитие ребенка в 2 года и 2 месяца?). Ниже предлагаем к рассмотрению таблицу, отображающую параметры роста и веса мальчиков и девочек до 3-летнего возраста:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должен быть рост девочки в 3 года?

Параметры детей до 3 лет
Месяцы Мальчики Девочки
Вес (г) Рост (см) Вес (г) Рост (см)
30 13480 91,8 12980 90,7
31 13620 92,6 13110 91,4
32 13770 93,2 13260 92,1
33 13900 93,8 13400 92,9
34 14030 94,4 13570 93,6
35 14180 95 13710 94,2
36 14300 95,7 13850 94,8

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: возрастные особенности детей от 2 до 3 лет

Показатели окружности головы и грудной клетки к этому периоду сравниваются и в среднем составляют от 45 до 51 см. Прежде голова новорожденного была больше по отношению к груди, теперь они выровнялись, но совсем скоро грудная клетка начнет свой более активный рост.

Чем кормить ребенка в 2,5 года: способы обработки

Ничего нового по этому вопросу не скажем. Вы и так все знаете. Всем деткам и в год, и в два, и в 2,5, и в три, и в четыре мы варим, готовим на пару, тушим и запекаем. Жареного избегаем по причине образования вредных веществ (канцерогенов), возникающие при нагревании растительного масла.

Какие продукты можно давать ребенку в 2,5 года

  • Молочные продукты обязательно должны присутствовать в рационе малыша (при условии нормального усвоения лактозы). Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, не нуждается в коровьем молоке, ему даем кисломолочные продукты.
  • Оптимальное количество молочных продуктов в день 550-600г.
  • Обязательно давайте малышу в 2-2,5 г. сыра (примерно 50-100г), сметану/сливки (10-20% жирности, 10-20 г).
  • Кисломолочные продукты можно предлагать без или с кулинарной обработкой (например, просто творог или сырники, запеканку и т.д.). Мясо и рыба содержат белок животного происхождения, он очень нужен ребенку. В день ребенку можно съедать около 100г. мяса/рыбы. Постепенно увеличивая количество до 120г. до трех лет.
  • Выбирайте нежирные сорта мяса: телятина, мясо кролика, ягненка, можно использовать нежирную свинину, а также птицу. Из субпродуктов можно брать печень, язык, сердце. Мясо подавайте с овощами, крупами.
  • Нежирная рыба также должна присутствовать на столе малыша (изредка можно и жирную рыбу, например, лосось). Рыба содержит много калия, магния, фосфора, витаминов группы В.
  • Готовьте ребенку мясо и рыбу на пару, тушите, варите и запекайте, а вот жарить малышу не нужно.
  • Яйца также должны быть в рационе малыша. Можно варить яичко и предлагать пару раз в неделю, можно делать диетический омлет.
  • Бобовые и орехи богаты на такие необходимые для растущего организма белки. Они содержат высококачественный белок растительного происхождения, поэтому готовьте блюда ребенку с использованием этих продуктов.
  • Крупы, злаки — каша должна ежедневно присутствовать в рационе ребенка. Это очень полезный продукт (здесь содержатся растительные белки, витамины, минеральные вещества, клетчатка), да еще и энергии малышу сколько даст. Готовьте каши из следующих круп: гречка, пшеничная крупа, ячневая, кукурузная, перловая, овсяная, белый и коричневый рис. Иногда давайте малышу лапшу.
  • Овощи (и зелень) и фрукты должны поступать в организм ребенка в достаточном количестве. Они содержат витамины, минеральные вещества, пищевые волокна и растительные жиры. Выбирайте наши родные, а не заморские овощи и фрукты, а также ягоды. Основной совет — все по сезону.
  • Жиры помогают образовываться новым клеткам, способствуют нормальной работе мозга. Витамины А, D, Е и К не усваиваются организмом без некоторого количества жира. Поэтому в небольшом количестве сливочное масло, растительные масла должны быть включены в рацион ребенка.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом

Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Вид расстройства

характеристики

               ЗПР

                УО

Характер

Обратимый

Необратимый

Вид нарушения

Замедление темпа психического развития

Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций

Масштабность

Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже

Тотальность – страдают практически все функции

Первичный дефект

Частичное повреждение базальных структур

Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности

Как развивается

Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.

Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции

Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.

Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.

Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.

Как лечится понос, не сопровождающийся повышенной температурой

Лечить понос стоит обильным питьём, а также введением большого количества овощей в рацион ребёнка, фруктов. А вот сложные углеводы и газированную воду рекомендуется убрать из рациона.

После того как специалист установит причину поноса, в рацион малыша будут внесены некоторые дополнения. Так, например, ребёнку могут запретить употреблять цельное молоко, клетчатку и жиры. При всём рационе малышу придётся давать лекарственные препараты, назначенные врачом.

Чтобы не допускать возникновения поноса у двухгодовалого малыша, родителям следует внимательно следить за рационом ребёнка, а также за чистотой его рук до и после еды, а также после посещения туалета. Ребёнку требуется привить с раннего возраста навыки гигиены.

Степени дальнозоркости (гиперметропии) у детей.

  • Слабая, до 3,0-х диоптрий. Такое снижение зрения считается физиологическим и может компенсироваться по мере роста и развития детского организма. Слабая дальнозоркость у ребенка до 6-7 лет может быть нормой. Не требуется ношение очков.
  • Средняя, до 5,0 диоптрий. Ребенок хуже видит вдали и плохо вблизи. Необходимо ношение очков.
  • Сильная, свыше 5,0 диоптрий. Зрение снижено, плохо видны предметы и вдали, и вблизи. Без ношения очков возможно формирование амблиопии (слабовидения).

Если уже во время первого обследования выявляется высокая степень дальнозоркости, необходима  коррекция — постоянное ношение очков.

Грудное вскармливание

Планируя вторую беременность с годовалым ребёнком на руках, я, естественно, задалась вопросом: «Можно ли во время беременности кормить грудью?» И, изучив материалы различных источников, поддерживающих грудное вскармливание, узнала: «Да, можно! А после родов можно кормить обоих детей. Называется это „кормление тандемом“ и даже помогает сглаживать ревность между сиблингами». Я успокоилась и настроилась на тандем.

Уже во втором триместре мне стало неприятно кормить долго (сын любил сосать во сне по 30-40 минут), и я стала постепенно сокращать время кормлений до 5-10 минут. Но за это время малыш обычно успевал уснуть, так что больших проблем мне это не принесло. И вдруг, в 32 недели кормить стало невыносимо больно. Даже минуту я не могла терпеть. А сын привык засыпать с грудью или на руках (иногда его укачивал папа или дедушка). И мне пришлось срочно буквально за 3 дня свернуть грудное вскармливание. Так как всё было неожиданно, малыш плакал, а мне пришлось с огромным животом укачивать его, почти двухлетнего, на руках. Тандема у нас так и не получилось, после рождения сестрички сын от груди отказался, сказал: «Забыл, как сосать».

Потом от знакомых мам деток-погодок я узнала, что мне ещё повезло докормить до 32 недель беременности. Многим становилось невыносимо больно уже в первом триместре и приходилось спешно отлучать от груди совсем ещё крошек. Конечно, это было сопряжено с большими переживаниями как для мамы, так и для ребёнка, так как изначально планировалось длительное кормление.

Отлично, если у вас получится прокормить всю беременность и потом наладить тандем. Но нужно быть готовым и к тому, что грудное вскармливание придётся свернуть гораздо раньше, чем вы планировали.

Как разговаривает малыш в 2 года и 5 месяцев

Подсчитать, сколько слов освоил ребенок, становится все труднее, так как его словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш способен выражать свои мысли распространенными предложениями, в которых присутствует более 3-х слов.

В два и 5 ребенок должен знать названия основных цветов, предметов одежды и частей тела, уметь описать знакомую картинку и ответить на наводящие вопросы.

В этом возрасте кроха может заучивать небольшие стишки, продолжать предложение из сказки, которую ему рассказывают, или напевать знакомую песенку. В 2 года и 5 месяцев малыш должен уметь вести диалог с взрослыми или сверстниками, не только отвечая на их вопросы, но и задавая встречные.

Пока еще в речи ребенка возникают сложности с образованием некоторых слов по аналогии с известным ему словарным запасом. К примеру, по принципу «я играю» он может сказать «я вставаю» или «жуваю». В этом возрасте считается нормой то, что малыш испытывает затруднения в момент произношения длинных слов. Обычно кроха их упрощает, превращая «Автобус» в «атобус».

В таких случаях речь малыша нужно терпеливо поправлять, чтобы неверное произношение слов не вошло в привычку.

Еще одна группа, которая очень популярна среди детских врачей — антациды.

Сюда относятся Фосфалюгель, Альмагель, Маалокс и множество других.

Эти препараты связывают сиюминутно кислоту на слизистых пищевода и желудка. Время контакта кислоты со слизистыми уменьшается — это и есть главный бонус.

Также они быстро уменьшают диспептические  жалобы — изжогу, жжение в эпигастрии, это дополнительный бонус.

Но главный минус антацидов — кратковременность эффекта: очень уж быстро они уходят из желудка.

Именно поэтому для хронического лечения ГЭРБ антациды обычно не используются.

Только разово или короткими курсами.

Они хороши как быстрая помощь ребенку при диспепсии.

В отличии от антикислотных препаратов антациды могут бороться с щелочным рефлюксом — они связывают желчь, которая может быть тоже агрессивна для слизистых пищевода. 

Статистики на этот счет мало, но в случаях щелочных рефлюксов антациды очень популярны.

Близкой родней  антацидов  являются альгинаты (Гевискон), которые тоже  защищают от кислоты слизистые.

Они создают «пену» на поверхности содержимого желудка, которая мешает  выходить желудочному соку в пищевод.

Главная проблема у альгинатов такая же, как у антацидов — недолгий  эффект и соответственно необходимость в повторном приеме в течении дня.

Альгинаты можно однократно принять при изжоге, но они могут быть назначены врачом  и на короткие курсы.

Суммируем: антациды и альгинаты могут быть полезны для лечения ГЭРБ у детей и взрослых, но первые роли они не играют.

Иногда для усиления лечения полезно ускорить прохождение пищи через желудок. Переполнение желудка повышает давление внутри него и способствует забросам в пищевод.

В этом случае в лечение добавляется прокинетик, этой группе я недавно посвятил целый  пост.

А сейчас важный вопрос…

Если главный виновник рефлюксной болезни — это клапан между желудком и пищеводом, который вместо того, чтобы впускать все в желудок сверху и не выпускать обратно, слишком часто открывает без повода и выпускает что-то агрессивное из желудка в пищевод, то почему бы не полечить именно этот клапан?

Как можно напрямую подействовать на этот клапан?

Первый вариант — операция по укреплению этого клапана. 

Но здесь есть свои тонкости, о которых будет отдельный разговор.

Второй вариант — препараты.

Играем с магнитным лабиринтом

Ну и еще парочка интересных игрушек, которые сгодятся в возрасте от 2,5 лет

Во-первых, это магнитный лабиринт (Ozon, My-shop, KoroBoom). Не хочется повторять избитое «развивает мелкую моторику», но это так Ребенок учится проводить шарики по лабиринту с помощью магнитной палочки. При этом палочку нужно держать строго вертикально и плотно прижимать к поверхности лабиринта, а это непросто. Шарик будет отцепляться, а палочка не захочет поддаваться, так что малышу надо будет приложить все усилия.

Встречаются разные лабиринты. Некоторые построены так, что все шарики нужно привести в какое-то одно «финишное» место, в других – таких мест несколько, а некоторые вообще предполагают игру с соперником (например, футбол) и содержат сразу две палочки для игры.

Лечение и профилактика симптомов несварения желудка у детей

Общие рекомендации, которые могут помочь:1

Постоянный режим дня и приёма пищи, когда организм привыкает и своевременно вырабатывает ферменты для переваривания пищи.
Регулярное дробное питание – приём пищи маленькими порциями до 4-6 раз в день позволит не допустить переедания и соблюдать режим.
Тщательное пережевывание и размеренный приём пищи.
Сбалансированный состав пищи или соблюдение рекомендаций врача (при наличии таковых).
Постепенный ввод новых продуктов (у малышей либо на отдыхе в экзотических странах).
Употребление достаточного количества воды: от 600 мл с полугода до 2600 мл у подростков

Важно, чтобы у детей всегда был доступ к чистой питьевой воде.

Старайтесь соблюдать рекомендации на регулярной основе, тогда они могут уменьшить или предотвратить появление симптомов «несварения желудка» у детей.

Физическое развитие ребенка в 2 года 5 месяцев

Опорно-двигательный аппарат карапуза продолжает совершенствоваться.

К этому времени малыш уже достаточно развит физически и многое умеет.

  • Он успешно преодолевает препятствия на пути.
  • Прыгает на 1-2 ножках.
  • Умеет ходить на цыпочках.
  • Приседает и подпрыгивает.
  • Удерживает равновесие, стоя на носочках.
  • Умело обращается с мячом — бросает его в горизонтальной плоскости и через препятствия, ловит, отбивает ногой или рукой.
  • Берет вещи двумя пальцами, успешно вкладывает один предмет в другой.
  • Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
  • Самостоятельно открывает и закрывает дверь.

Мышечно-связочный аппарат все больше укрепляется, движение становится все более точными, разнообразными и уверенными.

Рисование с детьми. Растим творческую личность

Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector