Как быстро и без проблем научить читать по слогам 5-6-летнего ребенка

Содержание:

Истории успеха

Меня многие спрашивают, как наши дети научились читать рано? Ну, во-первых, у них должно быть желание. Чтобы желание появилось, нужно хотя бы начать знакомить их с буквами. Если ребёнок сам проявляет интерес, мы просто подогреваем это чувство, начинаем с ним играть в буквы, показывать разные книги. Обычно сразу видно, пойдет дело дальше или нет))) Джамиля очень рано выучила буквы и находила их везде: в названиях, заголовках, этикетках. У нас дома был Букварь. Она с ним играла. Пока однажды не пришла ко мне и не сказала :«Давай учиться читать!». И научились)) С Амирханом я решила отдохнуть))) и не стала напрягать его ничем, потому что попытки были, но всё тщетно. Цифры и всякие логические задания ему нравились, но буквы он не любил. Но стоило ему познакомиться с красочной книгой, разработанной Павлом @pavelseremin и Ульяной @ulianaeremina Еремиными (основатели сети центров раннего развития @yarkie_deti , авторы серии развивающих онлайн-игр и онлайн-школы для детей по обучению чтению,родители 4 детей), его мнение кардинально поменялось. Оказалось, что изучение букв — это увлекательное занятие! Д…жамиля даже позавидовала братику, потому что у неё такой книги не было. Это книга-рабочая тетрадь. Она авторская. Разрабатывалась в течении нескольких лет. Разрабатывалась для своих детей. Изучать каждую букву, читать по слогам одно удовольствие))) Поэтому, дорогие родители, если вы хотите сохранить с ребенком дружеские отношения))), я РЕКОМЕНДУЮ!!! Она продается в Екатеринбурге (250 руб).Если надумаете купить, торопитесь. Я возвращаюсь в Казань в конце недели, могу привезти:)

Алсу Галимова Казань

Доброго дня, Павел и Ульяна! Огромное спасибо Вам за отличный учебник! Я занимаюсь репетиторством и подготовкой детей к школе на дому. Много учебников перепробовала для обучения чтению, но остановилась на Вашем. Не могу сказать, что-то плохое про другие учебники, каждый хорош по-своему! Но в Вашем мне понравились оригинальные упражнения и задания, которые сразу увлекают и заинтересовывают ребенка. Спасибо Вам! Надеюсь, что опять к Вам обращусь!

Ольга Шипнягова Карталы

Получили учебник по почте — очень понравился! Яркий, красочный, задания необычные, можно сказать «неизбитые». Дочке 4,5 года, занимается с удовольствием. Какие-то буквы уже знали раньше, какие-то освоили с помощью Вашей книги. Будем идти дальше к нашему успеху.
А вам желаю творческого подъема, процветания и как можно больше детей, любящих читать!

Юлия Бойко Краснодар

Огромное спасибо за разработку!

Татьяна Агафапудова Копорье

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося
Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного
Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
Не торопите ребенка

На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.

Определение готовности ребенка к обучению

Важно, чтобы малыш понимал обращенную к нему речь, умел строить хотя бы простые
предложения и мог выразить свои мысли, и более менее — внятно произносил звуки.

Сколько времени заниматься?

Как выбрать время для занятий

Вот простые правила по организации занятий:

  • Занятия должны быть периодическими. Короткими на столько, чтобы ваш сын
    или дочка занимались с энтузиазмом.
  • В конце должно быть поощрение.
  • Малыш должен четко понимать что ему нужно сделать на этот раз.

РЕКОМЕНДУЮ!

слоги (скалады)Обучение буквам
ПрописиТексты для чтенияEnglishСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаРисованиеСчетВниманиеВоображение

Техника развития скорочтения «Сбор урожая»

Этот приём также описан в книге Павла Палагина.

Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».

Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:

  1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
  2. Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
  3. Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.

При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык

А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).

После наших уроков

Весело и легко запомнит буквыи научится их писать.

Мы называем все буквы только звуками и используем яркие ассоциации. Это позволяет увеличить скорость запоминания и объем памяти малыша.

Начнет хорошо узнавать складыи составлять из них слова.

Ребенок читает и обводит слоги, находит картинки, названия которых начинаются с этого слога. Начинает воспринимать склад целиком. Составляет и прочитывает слова по складам.

Научится разгадывать ребусы и кроссворды.

Ребенок учится называть звуки по порядку в каждом слоге, вписывает (выкладывает) соответствующие буквы и прочитывает слова. Развивает навык звукового анализа.

Начнет осмысленно и свободночитать любые незнакомые слова.

У ребенка появляется интерес к чтению, он начинает читать везде и всюду: вывески на улице, заголовки книжек, этикетки… Задача родителей — поддержать у ребенка любовь к чтению, постоянно снабжая его увлекательной детской литературой!

Расширит кругозор, узнает много новых слов, научится рассуждать и анализировать.

Все задания на курсе направлены на развитие не только навыка чтения, но и на расширение словарного запаса ребенка, увеличение объема памяти и внимания!

Возрастные особенности, которые следует учитывать

Первая и самая важная особенность дошкольника, о которую спотыкаются старательные родители, когда пытаются сами готовить ребенка к школе, в том числе, и учить читать – это ведущая деятельность.

Дело в том, что до 6-7 лет, а у некоторых и позже, ведущим видом деятельности является игра. Не общение, не работа с информацией. И основные знания о мире, основные навыки, основное развитие ребенок получает, именно играя. Усадить его за книгу можно только насильно. Поэтому, если вам не удается научить ребенка читать – посмотрите в сторону игровых методик. Это не методика обучения в чистом виде – обычно используется одна из вышеперечисленных, а приемы создания интереса, часто – готовые игровые сюжеты или наборы игр, где ребенок незаметно учится читать. Здесь имеет смысл посмотреть сайты Лены Даниловой, О.Н. Тепляковой.

Самый простой способ создать обстановку игры – включить в процесс занятия игрушки. Пусть они наравне с ребенком выполняют задания, ошибаются. Это резко повышает интерес к занятиям в домашних условиях, когда нет компании других детей. Однажды, когда мой сын категорически отказался учиться, я сказала, «Ну и ладно, я буду заниматься с Мишкой и Питером!». И действительно начала с ними выполнять задания в книге, по которой мы в тот момент учились читать. Ох уж эти Мишка с Питером (кроликом)… Сколько ошибок они делали… Конечно, ребенок выдержал недолго. Должен же был кто-то им помочь!

Кроме того, психические процессы дошкольника сильно отличаются от взрослых и даже детей школьного возраста

Их внимание имеет непроизвольный характер, а произвольное внимание находится на стадии формирования. Именно поэтому в детских книгах много ярких картинок – они привлекают внимание

А вовсе не чтобы было красивее. Учитывать непроизвольное внимание следует, и организуя занятия с ребенком-дошкольником. Любые звуки, яркие образы, находящиеся в поле зрения, будут привлекать внимание, отвлекая от чтения.

Аналогичным свойством обладает и память дошкольника. Он не может усилием воли запомнить что-то, заучить. Запомнится то, что заинтересовало, удивило… Или то, что часто повторяется. С этой точки зрения, если занятия чтением не вызывают особого интереса, то лучше заниматься 2-3 раза в день по 5 минут, прочитывая по десятку слогов, чем один-два раза в неделю по часу.

Почему нужно учить чтению по слогам

Чтение по слогам — это один из важнейших навыков, которым должен владеть ребенок при поступлении в школу. Ведь, это один из основных видов деятельности учеников как в начальной, так и в старшей школе. Если ребенок уже в первом классе довольно хорошо читает, то это — залог его успешного обучения. Статистика показывает, что оценки читающих учеников на протяжении всей начальной школы выше, чем оценки детей, которые пришли в школу без этого навыка.

Важно научить ребенка читать еще до поступления в школу

Стоит задуматься и о том, что на нечитающих детей в классе у учителя просто нет столько времени урока, чтобы уделить его каждому в достаточном количестве. Большая часть все равно останется на работу над навыком дома с родителями.

Важно! Быстрый темп обучения чтению в школе в погоне за одноклассниками, а также его обязательность может вызвать у ребенка негативное отношение к школе и учебе. Гораздо проще делать это в спокойном ритме, дома и в игровой форме, не гонясь за моментальным результатом

К тому же, со второго класса дети начинают изучать еще и английский язык, а это огромная нагрузка. Конечно, обучение чтению занимает много времени и сил у родителей, но нужно помнить, что все, что вкладывается в ребенка сейчас, вернется в будущем

Гораздо проще делать это в спокойном ритме, дома и в игровой форме, не гонясь за моментальным результатом. К тому же, со второго класса дети начинают изучать еще и английский язык, а это огромная нагрузка. Конечно, обучение чтению занимает много времени и сил у родителей, но нужно помнить, что все, что вкладывается в ребенка сейчас, вернется в будущем.

Кроме того, учиться чтению ребенок может не дома, а в детском саду, со старшими братьями или сестрами. Нельзя гарантировать, что так он научится читать верно, именно по слогам. Чтение любым другим способом, например, слиянием букв (по их названию «эм», «пэ», «ка» и др.) может закрепиться, тогда переучить малыша слоговому способу будет очень сложно. От этого может пострадать скорость и качество понимания прочитанного, а, значит, и результаты обучения в школе. Родителям будет намного спокойнее, если они будут следить за обучением чтению и знать, что оно проходит правильно.

8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
  5. Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  6. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  7. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  8. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Учимся читать до школы:

Чтобы научить ребенка читать дома, не нужно придумывать велосипед. Достаточно подобрать свою методику и систематично удалять учебе время.

по Жуковой

Олеся Жукова — ведущий специалист в области развития детей дошкольного возраста. Именно она является автором серии книг, помогающих детям любого возраста выучить буквы и научится читать.

О.Жукова рекомендует начать обучение чтению, как только родитель почувствует готовность своего ребенка. У некоторых это 2 года, другие начинают учиться читать только в школе.

Привить любовь к чтению О. Жукова рекомендует книгой «Учим первые слова». Тут же, заботливые родители найдут полезные советы для себя. Особенно книга эффективна тем родителям, кому воспитывать ребенка приходиться впервые.

Также автор подготовила методические рекомендации не только родителям, но и педагогам.

По мнению Жуковой, изучая буквы в игровой форме в возрасте 3-4 лет, ребенок должен узнавать, различать и не путать схожие по звучанию буквы.

Автор считает, что ребенок должен научиться читать до школы. Это облегчит процесс адаптации в новой среде и коллективе.

Книга, согласно которой ваш ребенок научится читать за год до школы.

Либо за 15 минут в день:

Увлекательные задания, позволяющие освоить технику чтения слов.

Это не весь список книг данного автора. Можно подобрать книгу, которая будет по душе конкретному ребенку, тогда обучение будет лёгким и быстрым.

метод Зайцевой

Метод Зайцева — это уникальный способ научить ребенка читать играя. 52 кубика с изображением букв и слогов абсолютно разные.

Кубики со звонкими буквами наполненные металлом, а вот глухие звуки — деревом. Таким образом ребенку легче отличать звонкие от глухих звуков.

Твердые слоги от мягких отличает размер кубика. К примеру твердый слог «Ма» будет изображен на большом кубике, мягкий «Ми» на кубике меньшего размера.

Эффективность метода дополняет специальные таблицы, которые входят в набор. В них прописаны слоги, которые родитель должен пропеть своему ребенку.

Недостаток метода заключается в том, что не смотря на довольно быстрое освоение ребенком чтения, спустя некоторое время он может начать глотать окончание слов. Эта проблема будет более явной в школе, когда слова будут разбирать на слоги.

Игры для обучения чтению детей 6-7 лет

Как правило, в 6-7 лет младшие школьники уже умеют читать. А если и не умеют, то знают буквы. И имеют ясное представление о том, что такое слоги. Так как в первом классе этому точно учат. Следовательно, и игры им нужны более «продвинутого» уровня. Несколько таких  я привожу ниже.

Игра «Бросаемся слогами» — подходит для двоих, или для группы детей. Для нее вам также понадобится мяч. Она помогает быстрее научиться читать по слогам, развивает реакцию и отлично развлекает.

Первый игрок берет мяч, и называет слог, бросая мяч другому игроку.

Задача второго – быстро добавить свой слог, чтобы сложить слово. Например: ко-са, ко-мар, ли-са, по-ле и так далее.

Игра «Эхо» — помогает деткам постарше стать смелее в чтении, читать бегло, с выражением, реагировать на точки, запятые, другие знаки препинания. Вы берете простой текст и читаете его. А сын (дочка, ученик), который отслеживает тот же текст, должен повторять его за вами, как бы эхом. При этом его глазки привыкают к длинным предложениям, он теряет страх перед ними.

Игра «Обмен». Посадите в кружок несколько детей, или первоклашку и других членов семьи. Каждому раздайте по одному названию животного, и по одному виду еды (на бумажках). Теперь говорите: «У меня кот, кот любит молоко, а у меня косточка, у кого молоко?». Если ребенок пока читает не очень, говорите за него «У тебя молоко, давай меняться?». И так далее…  Таким образом, все меняются, читая вслух слова, пока у каждого животного не будет подходящая ему еда.

Обучающие игры азбука для детей:

Не многим детям методика обучения чтению путем зубрежки по учебникам  понравится. Опыт показывает, что если ребенку процесс обучения не по нраву — он вряд-ли что-нибудь запомнит. Поэтому, многие родители ухитряются искать новые методики обучения, более адаптированные под детский настрой.

паровозики — Бараново, Разумовская

Цель пособия — в непринуждённой игровой форме обучить ребенка буквам.

Проходя обучение по данному пособию ребенок должен научится произношению букв и складыванию их в слоги.

Также игра подходит для групповых занятий.

паровозики — Е. Сатаевой

Игра «Паравозики» Е. Сатаевой — это набор из 90 картинок, рассчитанных на обучение грамоте детей дошкольного возраста.

дорожная азбука для детей в картинках

Отличный вариант не только выучить буквы алфавита, но и средства передвижения — дорожная азбука для детей. Автор картинок Сергей Жатин сочинил интересные стихи.

азбука для маленьких детей

Не стоит покупать обыкновенную азбуку, если ребенок маленький. В возрасте до 5 лет лучше выбирать литературу красочную, но без лишних элементов.

Прилавки магазинов заполнены маленькими книгами, которые легко вмещаются в детскую лодонь. Обычно на странице изображена буква ярким цветом и максимально простой предмет, теоритически знакомый ребенку. Также это могут быть пластиковые буквы на связке, либо мягкие буквы.

Отличным вариантом для детей этого возраста может оказаться книга О. Жуковой «Азбука с крупными буквами для малышей».

пазлы азбука для детей

Усидчивым детям и маленьким гениям придет по нраву изучение алфавита путем складывания пазлов. Их выбор разнообразен:

Деревянный алфавит — пазл. Повторяя правильное произношение буквы, ребенку также предстоит найти букве «правильное» место.

Стоит также отметить, что подобный способ обучения помимо чтения развивает у ребенка логику, моторику рук.

Чтобы ребенку было легче идентифицировать букву, можно выбирать пазлы с подсказками. Как пример, это могут быть картинки с изображением того предмета, название которого начинается на изучаемую букву алфавита.

Подобные пазлы можно сделать самостоятельно:

Самодельные пазлы для изучения алфавита .

азбука для детей — карточки

Изучение букв может происходить с помощью карточек. При этом они могут быть любого формата:

  • раздвижные карточки, буква в которых спрятана внутри описывающей картинки;

  • разрезные карточки, смотря на изображение необходимо найти нужную букву; 
  • карточки на которых изображены не только буквы, но и звуки; 
  • магнитные карточки;
  • карточки с рисунками

Преимущества такого метода в удобности. Карточки можно взять с собой на прогулку, в поездку. Их легко можно использовать в играх. Рисунки, дополняющие сами буквы, просты и понятны ребенку, облегчают процесс узнаваемости.

Как определить готовность ребенка к чтению?

Первое, на что обращаем внимание – интерес самого ребенка. Он начинает обращать внимание на слова везде – в книгах, на вывесках, на чеках

Если ребенок часто спрашивает: «А что тут написано?» — самое время учиться читать.

Не менее важно, чтобы ребенок умел правильно произносить большую часть звуков родного языка. Исключение можно сделать, разве что, для звуков «р» и «рь» — они сложны и нередко ребенок начинает их произносить уже после 5-6 лет

Если ребенок не произносит много звуков – часто это говорит и о том, что эти звуки он плохо различает в речи. О каком чтении тогда говорить? Надо сначала обратиться к логопеду и работать над произношением и различением звуков.

Именно с различения отдельных звуков в речи начинается готовность к восприятию их графического образа. Как проверить? Поиграйте в игру. Например, подпрыгни, когда услышишь «И». Сначала произносите отдельные звуки. Потом игра усложняется – и звуки будут в составе слогов и слов

Важно понять, различает ли ребенок глухие и звонкие согласные. То есть, слышит ли он разницу между и и другими

Так же проверяем умение на слух отличить твердые согласные от мягких – сначала изолированно, потом в начале слова, а потом в любом месте слова.

Еще учим ребенка выделять первый и последний звуки в словах. Например, игра «Лесенка». Можно играть на ступенях подъезда или нарисовать условные ступени мелом на асфальте. Задача – сделать шаг вперед, если произносится слово на выбранный звук. Если ошибся – делаешь шаг назад. Побеждает тот, кто первым доберется до верха. Можно играть и с группой детей и с одним ребенком. Тогда, добравшись до верха, он получает награду.

Отдельные правила касательно заучивания букв

Важно поощрять ребенка вслушиваться в слова и искать в них нужные звуки. Если заучивается буква «о», можно назвать ребенку начинающиеся на нее слова: облако, олень, ослик

Чтобы проверить, насколько усвоен урок, вперемежку со словами на «о» правильно предлагать ребенку и слова, начинающиеся на другие буквы. Аналогичным способом ребёнка можно быстро научить находить нужную букву в конце и средине слова.

Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный

При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.


Лепка букв помогает их быстрее запомнить

Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами

Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т

п.

Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.

Как пошагово научить ребенка 7 лет читать в домашних условиях

Данный процесс является трудоемким, сложным и весьма ответственным. Родители должны проявить настойчивость и упорство, иначе все их усилия будут напрасными, однако при этом атмосфера при обучении должна быть доброжелательной, чтобы не отбить у ребенка желания учиться.

С чего начинать обучение чтению по слогам?

Важно учитывать, что скорочтению семилетних деток учить не стоит. Эта методика еще слишком сложна для них, и подходит только для школьников 10-12 лет. До того как дети достигнут такого возраста, их лучше всего учить читать в темпе, соответствующем разговорному

Так они будут намного легче запоминать и усваивать новую информацию.

Если мама не знает, с чего начать обучение, то необходимо обратить внимание на специализированные книжные магазины с детскими пособиями. Сегодня брошюр, помогающих в данном процессе, существует огромное множество, поэтому выбрать будет из чего


Наиболее эффективным сегодня считают букварь Жуковой, где тщательно подобрана очередность занятий и даны советы родителям для правильного обучения чтению по слогам.

Кубики и карточки очень хорошо подходят для дошколят, которые только начинают познавать азы чтения. А вот для деток семилетнего возраста нужно покупать азбуки, плакаты, паззлы.

Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать

Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:


Слоговая таблица

Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».

Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.

Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее.

За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.

Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.

Варианты упражнений для обучения чтению в домашних условиях

Есть несколько эффективных вариантов упражнений, которые помогут научить семилетних деток читать:

  1. Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. При команде «бросок» он начинает читать, когда же звучит слово «засечка» — он останавливается. Отдых длится несколько секунд, после чего снова звучит команда «бросок», и учащийся должен отыскать строчку, где он закончил чтение, и продолжить процесс. Занятие можно продолжать не более 5 минут.
  2. Во время занятия «Буксир» необходимо менять темп чтения от медленного к более быстрому. Ребенок при этом не должен отставать в скорости прочтения текста. Затем следует перейти на чтение «про себя», что школьник тоже должен повторить.

  3. Последнее занятие базируется на поиске в таблице со слогами второй части, которая будет формировать определенное слово.

Такие занятия лучше всего выполнять в группе детей. Но если уроки проводятся в семейном кругу, то участвовать должны оба родителя.

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух

Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Приложения для смартфона

Приложения Айфолика (IFOLICA)

Сайт: https://ifolica.ruСтоимость: пробная версия — бесплатно, далее — 85 р.

Интерактивный курс обучения чтению для детей с 3-х лет. Курс состоит из отдельных приложений, каждое из которых направлено на поэтапное обучение ребенка чтению: произношение звуков, запоминание букв, чтение слогов, чтение слов и чтение предложений.

Приложения доступны на мобильных устройствах с операционными системами iOS и Android.

«Читания»

Сайт: https://uzelki.com; скачать на IOS: https://apps.apple.comСтоимость: 1490 р.

Читания — последовательная обучающая игра для детей от 3 до 7 лет. Она просто и понятно нарисована, а также удобна в управлении. В игре есть история и звуковое сопровождение: буквы, склады и слова проговариваются.

  • Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева
  • 40 Экранов волшебной страны
  • 35 Мини-игр, которые развивают навыки чтения
  • 500 Слов для прочтения с иллюстрациями и озвучиванием
  • 133 Поговорки и загадки для прочтения
  • 132 Графических шаблона прописи букв
  • 24 Показателя для отслеживания прогресса в обучении
  • Адаптивная сложность заданий

Постепенно проходя игру, ребенок научится читать за время в среднем от 1 месяца (в возрасте ~ 6 лет) до 12 месяцев (в 3-4 года).

«Читайка. Учимся читать!»

Скачать: Android https://play.google.comСтоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 249 р.

«Читайка» рассчитана на детей от 1 до 7 лет. Ребенок сможет научиться читать с нуля, даже если он еще не знает буквы. В разработке приложения учитывались методические идеи Зайцева, Домана, а также авторский многолетний опыт обучения чтению.

Приложение включает 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.

«Лунтик. Учимся читать!»

Скачать:

  • Android: https://play.google.com
  • IOS: https://apps.apple.com

Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная — 119 р.

Приложение рассчитано на детей от 1 до 7 лет. С помощью этого приложения ребенок научится читать с нуля, даже если он еще не знает букв. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.

Бесплатная версия приложения включает 4 уровня, полная – 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности.

«Буковки: учимся читать по слогам для детей 5-6 лет»

Скачать:

  • IOS: https://apps.apple.com
  • Android: https://play.google.com

Стоимость: бесплатно, включает встроенные покупки

Детское приложение №1 по мнению Роскачества. “Буковки” — универсальный инструмент для составления любых слов с помощью удобной озвученной клавиатуры, с которым дети учатся читать.

В приложении:

  • Деление слов на склады и слоги
  • Профессиональное озвучивание звуков и складов
  • Опыт существующих методик обучения чтению (методика Зайцева, звуко-буквенный метод и другие)
  • Игровой стиль обучения
  • Интерактивные тематические панорамы со множеством озвученных объектов

«Читай сам по слогам»

Скачать:

  • IOS: https://apps.apple.com
  • Android: https://play.google.com

Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 159 р.

Ребенок учится читать сам буквы, слоги, слова. 3-4 летний ребенок научится читать с нуля, а 5-6 летний научится читать быстро, увеличив скорость чтения. В приложении используются слова из 3-7 букв, есть озвучка.

«Учимся Читать, спасаем зверей. Учим буквы, азбука»

Скачать: Android https://play.google.comСтоимость: демо-версия — бесплатно

Учим буквы, слоги и учимся читать в процессе увлекательной обучающей игры для детей — дошкольников от 3 до 7 лет. В приложении используется эффективный звуковой метод обучения чтению, схожий с методикой «кубики Зайцева» и принципами методики Монтессори.

В игре предусмотрено 2 режима обучения чтению:

  • Учимся читать по буквам — чтобы ребенок выучил буквы и понял основы чтения
  • Учимся читать по слогам (складам) — для детей, которые уже знают буквы

Интерфейс игры для детей построен в соответствии с принципом обучающей системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Он так прост, что малыш от 3 лет разберется с ним за минуту.

Бесплатная версия содержит 4 обучающих уровня. Полная версия содержит 16 обучающих уровней, расположенных по возрастанию сложности слов. Если на первом уровне слова состоят из 2-3 букв, то на последнем из 7-8 букв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector