Как правильно и быстро научить ребенка 5-6-7 лет читать по слогам в домашних условиях

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух

Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Лучший возраст

Итак, специалисты уверены, что приступать к обучению науке чтения следует в дошкольном возрасте. В школе ребенок столкнется с множеством нововведений, прежде всего – изменится его основной вид деятельности, от игры он неожиданно для себя перейдет к обучению. Это непросто. Приходится длительное время сидеть за партой, концентрироваться на том, о чем рассказывает учитель, учиться общаться с ранее незнакомыми ровесниками, искать свое место в социуме. Ученик становится более самостоятельным, ему теперь необходимо дисциплинированно себя вести, знакомиться с арифметическими действиями, учиться рисовать, мастерить и прочее. Поэтому получение еще одного нового навыка – чтения – будет стоить больших усилий. И те родители, которые жалеют ребенка, не хотят заниматься с ним чтением, стремятся хотя бы на год продлить детство, на самом деле оказывают ему медвежью услугу – время потеряно, в школе их малышу предстоит усиленно и напряженно заниматься.

Начинать лучше в 4,5-5 лет

В это время ребенок способен концентрировать внимание около 10 минут, этого для обучения вполне достаточно. Изучать буквы можно и раньше – в 3 — 4 года малыш обладает всеми резервами для знакомства с алфавитом и постепенного запоминания букв. Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик)

Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают

Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик). Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают.

Не менее важно формировать устойчивый интерес к книге. На родителей дошкольников возлагается большая ответственность: если они будут заставлять ребенка читать, кричать на него, нервничать, то велик риск, что малыш навсегда разочаруется в чтении и даже во взрослой жизни будет крайне неохотно открывать книгу. Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру

Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося
Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного
Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
Не торопите ребенка

На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.

Беглое чтение для дошкольников

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Читаем по складам и осознаем первые слова. Обучение детей чтению

Как научить малыша читать через пару месяцев занятий трехлетний
ребенок сможет уверенно читать по слогам в букваре или книжке, специально адаптированной
для ребят. После того как дошкольник научился воспроизводить слоги, можно переходить
к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит
из двух букв: «ка-ша»,«ра-бо-та»,«по-го-да»,«ма-ма»,. Позже можно перейти к более
длинным слогам: «мыш-ка» «до-мик», «чаш-ка», и тому подобных.

Рекомендую обсуждать с ребенком каждое слово. Повторяйте вместе
это слово, можете сделать рисунки, изобразив объект, о котором было прочитано.

Таким образом, вы не только обучите ребенка довольно уверенно
читать до 3 лет, но и добьетесь того, что ученик полюбит сам читать. Безусловно,
приобретенный навык нужно поддерживать, стараясь регулярно заниматься с сыном.

Довольно часто мамочки жалуются, что чадо, а он никак не может
усвоить, как произносить слог. И тут следует понять, что обучение чтению, это развитие
памяти. Чтобы ребенку уяснить что-то новое, ему это надо 600 раз. Ребенок просто
запоминает (а не соображает), как говорятся буквы, пишутся слоги, слова и предложения.
Поэтому, Если хотите, научить малыша чтению окружите его кубиками и магнитиками,
карточками и так далее с изображением букв. Чем чаще ученик будет видеть буквы,
тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.

Когда ученик запомнит буквы, можно приступать к обучению чтению.
подготовленность к обучению можно распознать, предложив ребенку собрать из букв
какое-нибудь слово, например, «мяч» или «кукла», показав, как это слово пишется
на бумаге. Если ученик может составлять слова из букв по образцам, значит к обучению
чтению он готов.

Обучать чтению ученика дошкольника проще всего по букварю, или
по детским книгам с крупным текстом. взрослый читает и водит своим указкой по тексту,
чтобы дошкольник видел, что читает взрослый. Так читать ребенку можно от месяца
до трех, минут по 10-15 в день. После этого можно читать двигая по тексту его руку.
На этот занятие можно потратить от недели до месяца. И только после этого, переходим
к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить малыша. Когда
ученик научится читать слоги , можно приступать к словам, также сначала прочитав
ему слово вслух, а затем попросить малыша повторить. Не торопясь и не торопя малыша
можно с удовольствием обучить чтению малыша, который учиться чтению не хочет.

Статья была посвящена теме «Учимся читать слоги онлайн бесплатно».

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

  • Программа для
    чтения текста голосом
  • Игры слоги
  • Кубики зайцева
  • Смотреть обучающие игры
  • Игры онлайн для детей 5

Чтение по складамБуквыКнижкиСтатьиЛогопедияОбучение дошкольников чтениюПодготовка детей к школе

Обучение чтению по складам: давайте попробуем

С чего начать обучение детей чтению?

Если малыш болеет, или не настроен заниматься, лучше отложите «урок». Как
мы уже говорили, не стоит учиться «через заставляя себя.
выучите познакомьтесь существующие методики обучения. Лучше,прочесть тексты
педагогов. Они дадут вам полное картину о сюжете, чем их конспекты в Интернете,
и вам будет легче определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует
вашего ребенка.
Главное правило обучению чтению детей звучит следующим образом: «Не гонитесь
за мгновенным результатом!» Во первых, покажите ребенку азбуку. Если он заинтересовался,
рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению детей младше 4-5 лет
лучше начинать по их инициативе. Задача учителя – поддержать инициативу чрезмерным
усердием

Занятия должны быть разными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие
дети быстро устают и их внимание переключается на сторону. Так что вам придется
постоянно поддерживать интерес ребенка к тому, что предлагаете делать.
Читайте при маленьком ученике

Мама – лучший пример для подражания.
Какую бы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте,
не учитесь!
Обучение чтению можно начинать с изучения слогов. Хорошо подходят для этих
целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от иногда менять.
И необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.
Параллельно с чтением можно учиться писать. Трехлетном детям будет вполне
по силам выполнение графических заданий, например: обводите их рукой простые
фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку
к письму игрушки-лабиринты, в которых детали нужно поднять, например, снизу
вверх, или провести слева направо.

Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить
воспринимать буквы на слух. Запоминать буквы, слоги, научиться читать и разбирать
слова

Буквы на слух — обучение детей буквам

Собирайте слова из букв русского алфавита

Буквы по звучанию — развитие фонематической памяти

Повторяйте буквы —
эффективное запоминание букв

Распознавайте буквы —
тренировка памяти и сообразительности

Словарный запас —
пополняйте словарный запас

Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому
разделу детишки поймут как
из букв складываются слова

Собери слово
обучение детей чтению

Словарный запас
увеличение скорости чтения

Понимание смысла слов
знает ли ребенок слова?
Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Изучение букв с детьми 3-6 лет

Чтобы помочь маленькому ученику запоминать буквы сделайте следующее:

  • выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
  • делайте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
  • обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.

В багаже упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
, наверняка найдутся такие, которые увлекают вашего малыша больше других.

Изучение слогов с малышами — обучение детей чтению с раннего
возраста

Далее можете пробовать знакомить ребенка со складами.

Заучивать их требуется по той же схеме, что используется при
заучивании букв:

  • предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;
  • попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог.
  • называйте слоги;

Можно искать заданный слог можно и на страницах букваря.

Сочиняйте вместе с маленьким учеником короткие рассказы. Например,
согласная буква, гуляя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре
они поют «песенки» — слоги.

Можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и
ручками, тогда гласная и согласная еще и «за ручки возьмутся и вместе песенку споют»
(то есть, получится слог). Вскоре, ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах,
сам сможет называть даже новые слоги.

Статья была посвящена теме «Слоги для детей онлайн«.

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

  • Кружки по обучению чтению
  • Развивающие для детей
    онлайн
  • Сказки для детей онлайн
  • Программа для чтения текста
  • Детские игры летом
  • Чтение текста на телефоне

Сравнение методик

Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.

Метод

Преимущества для домашнего использования Недостатки для домашнего обучения
Карточки Домана Можно заниматься с младенчества. Нет необходимости получать дополнительное образование, навыки преподавания.
Занятия проводятся ежедневно, без специальной подготовки родителей и детей.
Метод основан на фотопамяти. Учить малыша читать в будущем придется более классическим способом.
Кубики Зайцева Подходит для гиперактивных малышей. Первые уроки можно проводить в раннем возрасте, после того, как ребенок научится сидеть.
Методика соединяет в себе развитие моторики, речевого аппарата, грамотности, фонематического слуха.
Методика более эффективна при занятиях в группе.
Чтение по слогам Простая методика, известная всем родителям, бабушкам и дедушкам. Усваивается дошкольника легко, не требует дополнительной литературы, оборудования. Для уроков подойдут рукотворные карточки, тетрадь и ручка. Считается универсальной методикой, лучшей для русской школы и занятий дома.
Чтение по складам Легко усваивается детьми в игровой и серьезной форме. Скорее всего малышу придется переучиваться в школе, поскольку чтение довольно медленное.
Методика Жуковой Выделяется звук, а не слог. Психика ребенка подготовлена к такому методу лучше. Букварь иллюстрирован яркими картинками, ребенку заниматься с такой книгой интересно.
Жукова не советует торопить ребенка в обучении чтению, переход к сложным заданиям очень мягкий, неспешный.
Родители должны следить за регулярностью занятий. Перед началом уроков по азбуке Жуковой нужно познакомить малыша с алфавитом.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5

Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил

Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Тексты для чтения по слогам

Автор Обнорская Г. В.

Кот.

Э-то кот Ку-зя.

По но-чам Ку-зя ло-вил мы-шей.

По-том кот спал на ди-ва-не.

А мы-ши си-де-ли в нор-ке.

Вопросы.

  1. Имя кота?
  2. Каковы его действия?
  3. Почему мыши сидели в норке?

Рыбалка.

У Са-ни бы-ла у-доч-ка.

Са-ня на-ко-пал чер-вей.

Он по-шёл на реч-ку.

В реч-ке пла-ва-ет ры-ба.

Са-ня ло-вил ры-бу.

Вопросы.

  1. Имя мальчика?
  2. Чем он занимался?
  3. Сколько рыбы наловил?

Де-ре-во.

Э-то де-ре-во.

У де-ре-ва ствол.

У де-ре-ва лист.

У де-ре-ва вет-ки.

Вопрос. На-зо-ви де-ре-во.

Ко-ро-ва.

Ко-ро-ва ест се-но.

Ко-ро-ва да-ёт мо-ло-ко.

Ма-ша лю-бит мо-ло-ко.

Ма-ша лю-бит ка-шу.

У Ма-ши ру-мя-ны-е щёч-ки.

Вопрос. Почему у Маши румяные щёчки? (Почему-то все мамы подумали про диатез)

В ле-су.

Де-ти по-шли в лес.

Они со-би-ра-ли ма-ли-ну.

Ря-дом за-тре-ща-ли кус-ты.

Де-ти ис-пу-га-лись.

А из кус-тов вы-бе-жа-ла со-ба-ка Жуч-ка.

Всем ста-ло ве-се-ло.

Вопросы.

  1. Куда ходили дети?
  2. Что они делали в лесу?
  3. Кто напугал детей?

Ле-то

Ле-то крас-но-е.

По-че-му о-но крас-но-е?

Крас-но-е, зна-чит кра-си-во-е.

Зе-лё-ны-е ле-са.

Го-лу-бо-е не-бо.

Яр-ки-е цве-ты.

Кра-со-та.

На-ри-суй ле-то.

Вопросы

  1. Почему лето красное?
  2. Какие леса?
  3. Какое небо
  4. Какие цветы?
  5. Почему тебе нравится лето?

Ко-ло-коль-чи-ки

Ко-ло-коль-чи-ки по-ле-вы-е цве-ты.

По-че-му о-ни по-ле-вы-е?

По-то-му что рас-тут в по-ле и на лу-гу.

Ко-ло-коль-чи-ки си-ни-е

Ли-за гу-ля-ет на лугу.

Ли-за со-би-ра-ет ко-ло-коль-чи-ки.

У Ли-зы до-ма ва-за.

Там ко-ло-коль-чи-ки.

На-ри-суй ко-ло-коль-чи-ки.

Вопросы

  1. Почему колокольчики полевые цветы?
  2. Какого цвета колокольчики?
  3. Где гуляет Лиза?
  4. Куда Лиза поставит колокольчики дома?

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Основные методики

Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.

Наименование метода Краткое описание Достоинства Недостатки
Звуковой (фонетический) Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов. Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться.

Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова.

Заниматься можно в любое время в любом месте.

Требует длительного времени, обучение будет долгим.

В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного.

Кубики Зайцева Обучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь). Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет. В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало.
Карточки Домана Распознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв. Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста. Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом.
Методика Марии Монтессори Сначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами. Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики. Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести.
Программа Ольги Соболевой Построена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях. Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход. Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию.

Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.

Как выбрать методику?

Выбор методики обучения чтению – задача сложная даже для специалиста. Если вам кто-то говорит, что именно предлагаемая им методика работает у всех и всегда – бегите от такого советчика. Ни одна методика не может идеально подходить всем. Много зависит и от личности самого педагога, его умения найти общий язык с детьми. Учитывать надо и возраст ребенка. Причем не столько физиологический, сколько психологический. Важны особенности нервной деятельности, тип восприятия информации, развитие памяти и концентрации внимания.

С другой стороны, никто не мешает опробовать несколько разных методик: не подошла одна – попробуем по-другому.

Еще важно учесть, собираетесь ли вы заниматься с ребенком дома сами или планируете водить на занятия к педагогу-профессионалу. Обычно выбор вариантов групповых занятий достаточно ограничен даже для больших городов: вряд ли кто-то будет возить дошкольника даже к самому лучшему педагогу, если дорога будет отнимать больше времени, чем само занятие

Выбирая группу или индивидуальные занятия с педагогом, выпишите как можно больше реальных вариантов по месту расположения, цене, доступности. Узнайте, какие методики там используют. Пообщайтесь с преподавателями

Обратите внимание: не с администратором, менеджером, а именно с самим педагогом. Постарайтесь найти людей, которые уже ходили к этому педагогу – и выслушайте их отзывы

Что касается конкретной методики, то обычно групповые занятия по классическим методикам и их вариациям представляют собой почти урок: дети сидят за столами, педагог у доски. У детей есть рабочие листы или тетради с заданиями, которые они выполняют. Из описания понятно, что такой вариант отлично подойдет детям усидчивым, которые с удовольствием рисуют, раскрашивают. И очень мало подходят детям подвижным, легко отвлекающимся. Активному ребенку лучше начать обучение по кубикам Зайцева (если не пугают возможные трудности дальше, но они вполне преодолимы).

Если у ребенка проблемы с речью – говорит мало, плохо, не выговаривает много звуков – постарайтесь найти группу Монтессори

Развитие мелкой моторики, которой в этой методике уделяется особое внимание, дает неожиданный для многих родителей эффект – у ребенка наблюдается просто качественный скачок в развитии речи

Если же речь идет о домашних занятиях, то, несмотря на активную рекламу, я бы не советовала кубики Зайцева. Дело в том, что сама по себе методика требует достаточно серьезной подготовки, а у родителя далеко не всегда есть время и силы осваивать новые навыки. Кроме того, организовать активную игру один на один с ребенком тоже часто бывает для мамы сложно. А само по себе наличие кубиков – это еще не обучение чтению. И нередко набор служит строительным материалом, но никак не способствует чтению.

Все-таки в домашних условиях лучший вариант – это проверенная временем классика. Одно из лучших пособий – просто бери и делай – на мой взгляд, это книга Г. Глинки «Буду говорить, читать, писать правильно».  Все приемы работы для родителей расписаны прямо на страничке с заданиями для ребенка. Удобное разделение на уроки. Параллельное развитие речи, фонематического слуха, многие навыки, которые впоследствии понадобятся в школе – все в одной книге.

Если ребенок уже знает буквы или их часть, но неуверенно, соединяет слоги, но неохотно, отличным вариантом будут пособия Буракова по слоговому чтению. Там довольно необычные задания, совсем непохоже на стандартную Азбуку или Букварь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector