Что должен знать и уметь ребенок перед школой: памятка для родителей по подготовке к 1 классу
Содержание:
- Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России
- Форма
- Что должен знать и уметь первоклассник?
- Требования к знаниям о себе и окружающем мире
- Когнитивные навыки
- Что должны знать и уметь дети, идущие в первый класс
- О пользе общения и желании учиться
- Чему же надо учиться?
- Готов ли ваш ребенок к школе?
- Коммуникативные навыки
- Как хорошо уметь читать
- Кругозор
- Окружающий мир
- Математика
- Речевое развитие
- Мелкая моторика
- Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями
- Практические знания
Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России
По завершению первого класса выпускник должен ориентироваться в основных предметах. Знания и навыки, которые должны закрепиться к концу 1 класса:
-
Грамматика:
- знание всех букв алфавита, правила их написания как с большой, так и маленькой буквы, печатными и прописными;
- умение определить мягкие, твердые, гласные и согласные звуки и буквы; знать, как они пишутся;
- составление до 5 предложений на заданную тематику, самостоятельно проставлять ударение;
- навыки звукового и зрительного диктанта;
- чтение слов по правилам орфографии и орфоэпии;
- плавное чтение по слогам со скоростью не ниже 35 слов в минуту.
-
Математика:
- счет до 100, определение предыдущего и последующего числа, однозначного и двузначного;
- знать, что двузначное число состоит из десятков и единиц, уметь вычислять в пределах 20;
- ориентироваться в определениях: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;
- знать единицы измерения длины;
- решать задачи с простым условием на сложение, вычитание, сравнение.
-
решение задач на два действия.
-
Русский язык:
- по интонации различать восклицательное, вопросительное и простое предложение;
- знать пословицы и поговорки с учетом возраста;
- строить предложения и оформлять (знаки препинания);
- различать звуки и буквы (определение в слове их количества), гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые, мягкие, глухие и звонкие);
- знать правила переноса и деления на слоги, проставлять ударения.
-
Окружающая среда. Знание таких тем:
- солнечное и лунное светило. Их форма, основная информация. Звезды;
- разнообразие камней;
- растения, их части. Деревья, кусты, трава;
- виды животных, насекомых, птиц, рыб;
- живая природа, ее признаки, условия существования всего живого, охрана окружающего мира. Экология;
- неживая природа и ее признаки. Разное состояние воды (лед, снег, пар).
- времена года;
- основы личной гигиены;
- правила поведения на воде, на дороге, в быту. Определение необходимых дорожных знаков, правила дорожного движения, переход улицы;
- реки, озера, водоемы;
- виды транспорта и сферы их использования;
- овощи, фрукты, их влияние на организм человека;
- планета, страна, город и основная информация о них;
-
профессии.
Также ребенок должен уметь:
отличать живую природу от неживой по основным признакам;
называть представителей каждой группы растений и животных, по несколько штук;
различать изученных животных, рыб, транспорт, времена года, водоемы, профессии;
вести наблюдение за изменениями природы, объяснять важность ее охраны;
соблюдать изученные правила безопасности.
Первый класс — важный период не только для первоклассника, но и для его родителей, которые начинают подготовку уже заранее. Чтобы помочь ребенку легче справляться с заданиями в школе, необходимо начать его развитие с детства. Но если за год до тестирования видно, что малыш отстает, то рекомендуем обратиться к специалистам, которые подкорректируют методы обучения и помогут выровнять уровень подготовки до необходимого.
Форма
Школьная форма, конечно же, является лицом будущего первоклассника. Выбирая эту важную часть гардероба, необходимо руководствоваться школьным уставом и конкретными требованиями по поводу одежды учащихся.
Существуют и коллективные формы закупок школьной формы. В таких школах все ученики одеваются одинаково, имеется определенная школьная символика. Но все же чаще в каждом учебном учреждении принят деловой стиль одежды. Мальчики могут ходить в школу в классическом темном костюме, включающем в себя брюки и пиджак с белой рубашкой. Также в запасе могут быть рубашки серых и светлых оттенков других цветов, но, ни в коем случае, ни ярких.
Девочки одеваются в костюмы из юбки или брюк и пиджака темных оттенков, дополняя их белыми или светлыми блузами и белыми колготами. Яркие цвета блуз и колгот также не приемлемы. Зимой и осенью приобретают утепленные брючки, а рубашки и блузы меняют на водолазки, но белого цвета или светлых оттенков.
Не менее важна в школьной жизни спортивная форма. В холодное время года дети носят спортивные тренировочные брюки, спортивную кофты и футболку. Для занятий физкультурой в теплую погоду можно использовать шорты и майку.
Спортивная форма должна храниться в специальной сумке или пакете и включать в себя удобную спортивную обувь. Это могут быть кроссовки или кеды, желательно имеющие светлую подошву, которая бы не пачкала пол в спортивном зале.
Что должен знать и уметь первоклассник?
Перечень требуемых знаний и навыков первоклассника в каждой школе может быть различным.
Однако, существует определенный минимум знаний, который мы сейчас и обсудим. Кроме того, мы изучим ряд вопросов, которые рекомендуется задать ребенку накануне 1 сентября.
Итак, что нужно знать первокласснику?
- Свое ФИО, дату рождения;
- имена всех членов семьи;
- кем приходятся ребенку;
- номер домашнего телефона, адрес.
Ещё желательно, чтобы ребенок умел:
- называть весь алфавит в правильном порядке;
- различать согласные и гласные буквы;
- считать до 20 и обратно;
- различать цвета и оттенки;
- различать право, лево, прямо, назад, вперед;
- называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, ромб);
- ориентироваться во времени;
- различать времена года, месяцы, дни недели;
- различать понятия: «выходной», «рабочий (учебный)» и «праздничный» день.
Отдельного внимания заслуживают правила поведения.
Итак, первоклассник должен:
- правильно здороваться. По отношению к учителям и другим взрослым не должно быть никаких «Здрасьти», «Привет» и так далее.
- вежливо прощаться;
- не вмешиваться в разговоры взрослых;
- правильно просить взрослого помочь и благодарить за оказанную помощь;
- разговаривать ровно, спокойно, без сильного повышения голоса;
- говорить «Пожалуйста» при просьбе;
- правильно извиняться в случае оплошности;
- следить за аккуратностью, чистотой и порядком.
Кстати, к списку тех вещей, что нужны будущему первокласснику, нужно обязательно прибавить:
- бумажные платочки;
- влажные салфетки;
- для девочки добавить зеркальце и расческу.
Если у вас первоклассник
Он должен знать, что:
- девочку и уж тем более женщину нужно всегда пропускать вперед;
- перед девочкой нужно открыть дверь;
- девочке нужно помогать на переменах, дежурствах и так далее.
Если у вас первоклассница
Она должна:
- всегда следить за своим внешним видом;
- уметь правильно отреагировать, если мальчики обижают (дергают за косички, отнимают вещи и так далее).
Требования к знаниям о себе и окружающем мире
Общее понимание вопросов, связанных с повседневной жизнью человека является естественным требованием для ребенка, который начинает покидать пределы своего узкого семейного круга и вступает в социум. Поэтому, при нормальном отношении к ребенку, со стороны близких ему взрослых людей эти знания он усвоит легко.
Вот, что должен знать ребенок перед школой:
-
Имя, отчество, фамилию, дату своего рождения и возраст, а также Ф.И.О. родителей и близких родственников, возраст родителей и род их деятельности.
-
Свой домашний адрес, название города (села) в котором живет, столицу государства.
-
Времена года, месяцы, их количество и последовательность, дни недели и части суток. Уметь описать явления, связанные с временами года и назвать месяцы по отношению к временам года.
-
Основные цвета и геометрические фигуры.
-
Основные профессии людей и с чем они связаны.
-
Животных, птиц, насекомых и их отличия, — хищные и травоядные, домашние и дикие, и т.п.
-
Растения и их отличия. – кусты, деревья, трава, цветы, дикие-культурные, ягодные-плодовые, садовые-огородные, их название и прочие.
-
Как ориентироваться в пространстве, — «право-лево», «верх-низ», «впереди-сзади» и т.д.
-
Самостоятельно одеваться, раздеваться и складывать вещи аккуратно.
Все это надо не упускать из вида при воспитании ребенка. Рассказывая и показывая при случае ему все и расспрашивая о том, что он усвоил. Имеющиеся пробелы вовремя восполнять.
Когнитивные навыки
Нормально развивающийся, любознательный, посещающий ДОУ или занимающийся дома ребенок к 6–7 годам обычно накапливает достаточно знаний и опыта, чтобы легко начать осваивать школьную программу. И все же родителям следует убедиться, что малыш обладает достаточным интеллектуальным багажом.
Одно из главных требований, предъявляющихся к первокласснику, – чистая, правильная речь. Дефекты в произношении отдельных звуков не являются причиной отказа при поступлении в школу, но они могут существенно затруднить для ребенка процесс обучения и социализации. Особенно это касается детей, которые не посещали детский сад. Поэтому перед школой желательно поработать над дикцией, а при необходимости и позаниматься с логопедом.
Перед выпуском из ДОУ готовность детей к учебе в первом классе определяет психолог. Он задает на собеседовании вопросы, которые предполагают наличие у ребенка следующих знаний о себе и окружающем мире:
- Ф. И. О., адрес проживания, имена членов семьи;
- дни недели;
- сезоны и месяцы года, месяц рождения;
- направления — лево, право, вверх, вниз, вперед, назад;
- названия растений, овощей и фруктов, животных, цветов радуги, частей тела.
Помимо проверки общих знаний, специалист может предложить задание на проверку мышления и речи, например:
- объединить несколько предметов под одним понятием (стул, стол, кресло — мебель);
- определить лишний предмет из нескольких предложенных;
- расположить картинки в логическом порядке, составить по ним связный рассказ из нескольких предложений.
Часто во время беседы ребенку задают вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» Ответ важен не столько психологу, сколько самому будущему первокласснику. От этого зависит то, с каким настроем он пойдет учиться, чего будет ждать от школьной жизни. Задача родителей и воспитателей ДОУ — внушить ребенку позитивное отношение к ней, пробудить тягу к учебе. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, интересные школьные истории, рассказанные родителями и старшими детьми, книги и мультфильмы о школе.
Многие дети в 6 или даже в 7 лет начинают волноваться перед комиссией, теряются, отвечают сбивчиво или вообще стесняются говорить. Поэтому рядом с ребенком должна находиться мама или кто-то из близких, чтобы поддержать и подбодрить его. Преодолеть волнение помогут домашние репетиции и позитивный настрой.
Что должны знать и уметь дети, идущие в первый класс
Рубрики Подготовка к школе, Родителям
Ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
- свою фамилию, имя и отчество
- свою дату рождения и возраст
- полные имена членов семьи, их профессии
- домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира
- название своей страны и её столицы
- диких и домашних животных и их детенышей
- деревья, обувь, одежду, головные уборы, рыб, птиц, насекомых, зверей, овощи, ягоды, грибы, фрукты, транспорт, мебель, посуду и т.д. и классифицировать предметы по группам: яблоко, лимон, апельсин, груша – это фрукты
- части суток, дни недели, месяцы, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени года
- части человеческого тела
- названия профессий людей
- русские народные сказки: «Курочка-ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и др.
- детских писателей: К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и их произведения
- правила поведения в общественных местах и на улице
Ребенок, поступающий в 1 класс, должен уметь:
в области развития речи
- различать звук, слог, слово, предложение
- четко произносить все звуки речи
- выделять звук в словах
- определять место звука в слове
- определять последовательность и количество звуков в словах такого типа: мак, зубы, сани, осы
- находить слова с определенным звуком в предложении
- расчленять простые предложения на слова
- произносить слова по слогам
- составлять предложения из 3-5 слов
- использовать в речи обобщающие понятия
- различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение
- полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ
- составлять небольшие рассказы, сказки по картинке и серии картинок
- читать наизусть любимое стихотворение
- знать автора прочитанного стихотворения
- разгадывать самые простые загадки: «крашеное коромысло над полем нависло» (радуга); «сто одёжек и все без застежек» (капуста); «под полом таится, всякой кошки боится» (мышка); «не портной, но всю жизнь с иголками ходит» (ёжик) и т.п.
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ
в области элементарные математические представления:
- считать до 10 и обратно
- называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
- соотносить цифру и число предметов
- сравнивать 2 группы предметов
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
- называть фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал и выбирать их из группы геометрических фигур
- сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
- группировать предметы по определенному признаку
- ориентироваться в пространстве и на листе клетчатой бумаги
- различать понятия: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева
- выполнять несложные логические игры для детей своего возраста
в области моторика (развитие мелких мышц руки):
- правильно держать ручку, карандаш, кисточку
- проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки
- переносить в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)
- рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм
- аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов
- пользоваться ножницами: разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру
- делать аппликации из разноцветной бумаги
- лепить из пластилина и глины
в области психо-физические функции:
- внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут
- сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут
- выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры
в области культура и общение:
- первыми здороваться
- вежливо прощаться
- благодарить за оказанную помощь
- говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим
- вежливо обращаться с просьбой
- не перебивать говорящего
- не вмешиваться в разговор старших
- соблюдать порядок, чистоту.
О пользе общения и желании учиться
Одна из главных проблем современных детей, да и многих взрослых тоже, – неумение общаться. Принимая первоклашек, педагоги тратят много сил и времени на построение коммуникации внутри коллектива.
Вывод прост: научить всему этому будущего первоклассника должны родители. Но это при условии, что они сами владеют навыками коллективной коммуникации.
Ещё один важный момент: у ребёнка должно быть желание учиться. Сформировать его и грамотно поддерживать – тоже задача мамы и папы. Стоит ли говорить, что если день шестилетки расписан по минутам и он мечется между детсадом, спортсекцией и парой языковых курсов, вряд ли школа станет пределом его мечтаний.
Чему же надо учиться?
Школа была создана человечеством именно для того, чтобы научить ребенка различным дисциплинам. Постоянные реформы и колебания обучающих программ ложатся бременем на самых близких ребенку людей – родителей. Однако и всё же, — задача родителей и их реальные возможности лежат в иной плоскости.
Максимальный успех в воспитании, на который должны ориентироваться родители, — это воспитать уверенную в себе, активную, самостоятельную, ответственную, внимательную к другим людям и добрую личность. Человека, — который понимает себе цену и пойдет по жизни с чувством собственного достоинства.
Думать родителям нужно именно в этом направлении, а школа – это очередная ступень к взрослению. Далеко не все знания, полученные в ней, будут чего-то стоить в будущем. Во главе же процесса подготовки ребенка к школе должна стать вера в его способности и уникальность. Именно такая вера родителей помогает и стимулирует детей к успехам, в том числе и в учебе.
Статья составлена на основании книг Л.С. Выготский «Мышление и речь», А. Курпатов «Счастливый ребенок», Божович Л.И.«Проблемы формирования личности: избранные психологические труды»; материалов с сайтов и родительских форумов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.
Готов ли ваш ребенок к школе?
В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.
Коммуникативные навыки
Об этом важном пункте почему-то часто забывают. Все говорят о том, то ребенок к 1 классу должен знать свое имя, имена и фамилии своих родителей, свой адрес и тому подобное, но очень редко речь заходит о том, что он должен уметь общаться с другими детьми
И это гораздо важнее знания отчества дедушки или точного названия маминой профессии.
Школьная пора — это очень важное время в жизни ребенка, в течение которого будет пройдена значительная часть его социализации. Поэтому крайне желательно, чтобы к 1 классу он уже имел большой опыт общения со сверстниками, не боялся и не стеснялся с ними общаться, обладал базовыми навыками разрешения конфликтов, и так далее
От комфортного вливания в классный коллектив зависит достаточно многое: как в контексте учебы, так и в плане развития социальных навыков и даже самооценки ребенка.
В завершение стоит отметить, что любое прожитое время — никогда не упущенное, потому что в течение этого времени многое происходило и многое было сделано. И если ваш ребенок по многим показателям не готов идти в школу, нет ничего страшного в том, чтобы отсрочить это событие на год. Ну а если по большинству факторов все в порядке — не переживайте понапрасну и радуйтесь вместе с ребенком его первому школьному звонку!
Как хорошо уметь читать
Бессмертные строки Валентина Берестова адресованы как раз дошкольникам и младшим школьникам
Педагоги подтверждают: чтению нужно уделить внимание. Но это тоже из разряда рекомендаций, а не требований
Дело в том, что, зная азы чтения, ребёнок будет быстрее ориентироваться в учёбе.
Если ребёнок выучил буквы, но читать категорически отказывается, не надо его подгонять. Лучше дать время на осознание. Бывает такое, что дети начинают читать буквально за неделю до школы, уверяют педагоги.
Воспитатель детского сада при Беломестненской школе Анна Булмага в прошлом году отдала дочь Полину в первый класс:
Кругозор
К 7 годам общий кругозор детей уже достаточно развит, и они без труда смогут ответить на вопросы по следующим темам:
-
называть полностью своё имя, фамилию и отчество;
-
говорить возраст и день рождения;
-
назвать фамилию, имя и отчество родителей, их место работы, профессию или род занятий;
-
рассказать про остальных членов семьи (имя, кем приходится)
-
назвать домашний адрес – город/посёлок/деревню, улицу, номер дома и квартиру, этаж;
-
знать название страны и столицы;
-
называть основные цвета и их оттенки;
-
различать и называть части тела человека;
-
иметь представление о профессиях;
-
различать предметы одежды, обуви, головные уборы;
-
называть виды наземного, водного, воздушного транспорта;
-
знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Окружающий мир
Придя в 1 класс, ребенок должен знать:
-
домашних и диких животных, называть их детёнышей;
-
различать птиц, называя несколько зимующих и перелётных;
-
называть и показывать несколько растений, деревьев, характерных для своего места проживания;
-
знать и различать овощи, фрукты, ягоды;
-
различать времена года, называть их признаки;
-
называть последовательно дни недели, месяцы.
Математика
К 1 классу ребёнок должен иметь определенный набор математических навыков:
-
знание цифр до 10;
-
соотнесение цифры с количеством предметов;
-
расположение цифр на числовой прямой;
-
прямой и обратный счёт;
-
сравнение групп предметов по количеству;
-
знание основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
-
сравнение и группировка предметы по разным признакам;
-
различение понятий “лево-право”, “вверху — внизу”;
-
умение ориентироваться на листе бумаги.
Речевое развитие
Должен ли ребёнок уметь читать перед школой? Это один из самых популярных вопросов родителей будущих первоклассников. Но однозначного ответа на него нет. Никто не будет укорять вас, если к 1 сентября малыш умеет соединять буквы в слоги и неуверенно пробует себя в чтении. Ровно так же учителя отнесутся и к первокласснику, который ещё только знаком с буквами. В школе каждого ребёнка обязательно научат читать и писать. Однако перед школой хороший уровень речевого развития создаёт уверенную базу для освоения грамоты.
Также обязательно уделите внимание произношению. Отсутствие дефектов в речи, чёткость артикуляции – всё это влияет на способность грамотно читать и писать
Если у вас вдруг появились сомнения, что у ребенка не всё хорошо с произношением, то сходите на консультацию к логопеду.
Малыш должен уметь определять количество слогов и находить положение звука в слове, произносить слова чётко по слогам и различать множественное и единственное число.
Кроме этого, первокласснику необходимо уметь пересказывать небольшой рассказ, отвечать на вопросы по тексту, заучивать наизусть стихотворения, составлять рассказ по картинке, рассказывать о каком-то предмете, исправлять неправильно построенное предложение и отгадывать загадки и ребусы.
Чтобы научиться этим навыкам, как можно чаще читайте вместе с ребёнком и обсуждайте прочитанное. Так вы поможете малышу последовательно выражать свои мысли, задавать вопросы по тексту и развёрнуто отвечать на них, а также анализировать прочитанное и, конечно, развивать словарный запас.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики подготовит будущего первоклассника к освоению навыка письма. Ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, кисточку, уметь вести ровную, волнистую, ломаную линии, рисовать карандашами и красками, штриховать, обводить по контуру, закрашивать, не выходя за границы, дорисовать часть симметричного рисунка и перерисовывать фигуры образца.
Обязательно нужно научить малыша пользоваться ножницами: резать полоски и аккуратно вырезать по контуру несложные геометрические фигуры. Не стоит забывать об аппликации, лепке пластилином, собирании пазлов, мозаик, конструкторов. А также создавайте вместе с ребёнком поделки из различных круп, камешков, палочек, песка.
Но самое главное, даже если ваш малыш не знает что-то, это не причина для огорчения, ругани и наказания. Всегда найдите повод, за который можно похвалить ребёнка: “У тебя вышло не очень хорошо, но сегодня ты старался больше, чем вчера!”, “Нестрашно, что ты этого не знал, ты ещё учишься. Но ты очень хорошо ответил первый вопрос!”.
Помогите своему первокласснику обрести уверенность в себе, и тогда у него точно всё получится!
Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями
Еще один несомненный плюс подготовительных курсов — дети привыкают к своей школе, получают полное представление о том, как будут проходить уроки в 1 классе, налаживают контакт с учителем и будущими одноклассниками. Первого сентября они уже не шагают в неизвестность, а точно знают, что их ждет, и чувствуют себя более уверенно.
Но даже в этом случае стресс неизбежен. Это не состояние подавленности, а нормальная реакция здорового организма, при которой, напротив, мобилизуются его внутренние силы. Психологи утверждают, что в возрасте около 7 лет дети переживают кризис, связанный с новым витком взросления, начинают по-другому оценивать себя и окружающих.
Чтобы успешно влиться в новый коллектив и получать удовлетворение от учебы, первоклассник должен:
- уметь сосредоточиваться на каком-либо предмете на протяжении урока (в начале года ежедневно будет три урока по 30 минут, со второй четверти — по 45 минут);
- признавать авторитет учителя, внимательно слушать и не кричать с места;
- уважать личное пространство одноклассников, не отвлекать их, не затевать драк;
- самостоятельно собирать и разбирать портфель, следить за своими вещами;
- уметь спокойно принимать свои неудачи, справляться с эмоциями, когда что-то не получается.
Чтобы новоиспеченный первоклассник не чувствовал, что он в чем-то отстает от других, родителям нужно уделить серьезное внимание его подготовке. Причем начинать желательно не в последние несколько недель перед 1 сентября, форсируя события, а заниматься развитием ребенка поэтапно с 2–3 лет, в идеале — с рождения
Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития. Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими.
Практические знания
Никто не обязывает родителей научить ребенка читать и считать до школы
Но по статистике более половины первоклассников уже умеют все это делать, и многие школьные программы принимают этот факт во внимание, ориентируясь на большинство. С практической точки зрения это оправдано: разумнее подтянуть нескольких ребят до общего уровня и идти дальше, чем подолгу останавливаться на знакомых темах
Счет
Проверяя знания выпускника ДОУ, психолог обычно просит его посчитать от 1 до 10 и обратно. Ребенок также должен быть готов:
- посчитать от заданной цифры, например от 5, в прямом или обратном порядке;
- сравнить два числа в пределах 10 (больше/меньше);
- назвать «соседей» заданного числа.
Этих умений достаточно, чтобы начать учиться арифметическим действиям в первом классе. С другой стороны, если ребенок выполняет такие задания быстро и не задумываясь, родителям не стоит препятствовать дальнейшему развитию математических навыков, даже если школьное обучение еще не началось. Многие дети к первому классу уже будут уметь производить сложение и вычитание в пределах 10 или даже 20, считать десятками до 100 и больше.
Чтение
По мнению психологов именно скорость чтения является важнейшим фактором, оказывающим влияние на успеваемость. Плохо читающий ученик тратит много времени, чтобы понять задание, вместо того, чтобы начинать думать, как его выполнить. Перед школой ребенок должен владеть хотя бы минимальными познаниями в области грамматики родного языка:
- уметь различать гласные и согласные буквы;
- определять на слух твердые и мягкие звуки;
- называть местонахождение заданной буквы — в начале, середине или конце слова;
- находить слова, начинающиеся на предложенную букву;
- иметь понятие о слогах, уметь их читать.
Технику чтения у первоклассников проверяют уже в первом полугодии, а в следующий раз — весной, в апреле или мае, чтобы выявить динамику показателей. При этом учитывается не только количество слов, прочитанных за минуту, но и понимание смысла текста, интонационная выразительность. Чем лучше малыш будет читать до школы, тем легче ему будет даваться обучение по всем предметам.
Письмо
Способность быстро и правильно писать напрямую связана с уровнем развития мелкой моторики. Если пишущие принадлежности не будут слушаться детской руки, ежедневные занятия в прописях превратятся для ребенка в сплошную муку. Домашнее задание в первом классе носит рекомендательный характер, но без усиленных тренировок научиться хорошо писать невозможно.
Чтобы осилить программу по этому предмету в полном объеме, дошкольнику необходимо уметь:
- правильно держать пишущие принадлежности: ручку, карандаш, кисть;
- заштриховывать крупные и мелкие фигуры, не выходя за контуры;
- ровно обводить детали рисунка;
- аккуратно закрашивать небольшие очерченные пространства, не оставляя пробелов;
- повторять по образцу несложные элементы письма (палочки, крючки, петли);
- писать большие и маленькие печатные буквы, цифры.
В подготовительной группе детского сада воспитатели дают будущим выпускникам подобные задания. Если с ними у ребенка не возникает проблем — значит, и в школе с письмом все будет в порядке. А если получается не все, то родителям следует уделять больше внимания развитию мелкой моторики малыша.