Что, как и когда начинать читать с малышом
Содержание:
- Что делать родителям
- В каком возрасте ребенок начинает лепетать
- Как развивать речевые навыки
- Развитие ребенка в 5 месяцев
- Что делать, если ребенок не гулит
- Как научить ребенка ходить
- Развитие ребенка в 12 месяцев
- Развитие речи малыша до полугода
- Почему ребенок молчит?
- Причины нарушения речи в дошкольном возрасте
- Когда у детей начинают резаться зубы
- Какие они – первые слова?
- Причины задержки в развитии речевого аппарата
- Почему может возникнуть задержка речевого развития
- Во сколько ребенок начинает гулить
- Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
- Причины задержки развития речи
- Признаки задержки речи
- Что влияет на речевое развитие детей
- Чем агуканье отличается от гуления
- Становление у детей осознанной речи
Что делать родителям
Вот хочется просто одним общим предложением сказать. Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения, представьте, что перед вами взрослый человек, который просто не может вам ответить.
Почему вообще так происходит, что дети говорят именно на том языке, на котором общаются их родители. Все потому что они повторяют фразы за вами, мозг начинает запоминать, какая фраза и к какому предмету относится. Они замечают интонация, следят за тем, как взрослые общаются между собой.
Вот именно поэтому так важно постоянно общаться с детьми, показывать им предметы и рассказывать про них, объяснять, что какого цвета, запаха и т.д. Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку при становлении его речи
Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку при становлении его речи.
- Говорите медленно и внятно, соблюдайте интонацию.
- Старайтесь говорить большую часть времени, когда находитесь с ребенком. Говорите ему, что вы делаете или собираетесь делать: «Мама тебя будет кормить», «Сейчас уже будем купаться» и т.д.
- Купите несколько интересных детских книжечек с картинками. Они должны быть достаточно больших размеров. Читайте ребенку книжечку и показывайте картинки одновременно. Это будет и интересно и полезно.
- Бытует такое мнение, что для развития речи необходимо выполнять массаж ладошек плюс развивать моторику пальчиков. Купите ребенку игрушки, которые способствуют развитию моторики пальцев.
- Слушайте, какие слоги говорит ребенок, повторяйте за ним вслух и добавляйте несколько новых букв.
- Можно выполнять с ребенком некоторые голосовые упражнения, например, рассказывать ему, какие звуки издают те или иные животные. Старайтесь копировать домашних любимцев или других известных вам животных, только не напугайте ребенка.
- В более старшем возрасте, уже около года, можно попробовать тренировать с малышом выговаривать те буквы, которые у него плохо получаются. Для этого вам придется придумывать словосочетания, в которых присутствуют данные буквы.
- Для тренировки произношения слов можно попробовать позаниматься с ребенком дыхательной гимнастикой. Для этого достаточно поиграть с ним в игры, где нужно на что-то дуть, например, сдувать бумажку со стола, достаточно безобидная забава.
В каком возрасте ребенок начинает лепетать
Лепетать или произносить первые слоги малыш начинает в 6-7 месяцев. Но это условные рамки. Когда младенец начнет лепетать, зависит от индивидуального развития, темперамента и характера ребенка.
Некоторые активные дети лепечут уже и в 4-5 месяцев. А спокойные и тихие малыши начинают произносить слоги лишь в 9-10 месяцев. Интересно, что некоторые детки долго молчат и впитывают знания, а потом сразу начинают произносить несколько слогов и даже простые слова.
Детки начинают говорить простые слоги, типа “ба”, “ма”, “та” и пр. после пятого месяца. Сначала они произносят такие слоги однократно и редко, затем чаще и повторяя друг за другом. Тем самым они выстраиваются в цепочки и уже составляют целые слова, наподобие, ма-ма, ба-ба, па-па.
Во многом, когда начнет лепетать и говорить малыш, зависит от степени интенсивности занятий. Регулярные упражнения помогут ребенку правильно развиваться.
Как развивать речевые навыки
Бывает, что все сверстники уже говорят, а ваш малыш все еще молчит. Это может говорить о нарушениях в речевом развитии. В таком случае необходимо в обязательном порядке обратиться к специалистам, которые назначат курс лечения. Такими проблемами обычно занимаются логопеды и неврологи.
В профилактических целях необходимо уделить серьезное внимание развитию речи своего чада. Начните обучение с простых звуков, пусть ребенок старается подражать вам
Затем переходите к словам. Проще всего изучению поддаются глаголы. Покажите какое-нибудь действие и назовите слово, которое его обозначает. Например, слово «пить». Произнесите его, а затем сделайте глоток воды. Ребенку так будет проще запоминать слова и их значения.
Хорошо на развитии речевых навыков сказываются занятия по книгам, с карточками. Называйте каждый предмет или живое существо, одновременно указывая на него.
В целом проблемы в речи можно найти у многих детей, но большинство из нарушений легко поддаются исправлению
Родителям важно следить за развитием своего ребенка и заниматься отработкой умений и навыков, в том числе речевых
Читайте в следующей статье: когда ребенок начинает держать головку
Развитие ребенка в 5 месяцев
5-месячные малыши уверенно переворачиваются с живота на спинку и делают первые попытки ползать. А вот сидеть без опоры они пока не умеют: для этого им нужна помощь взрослых и вспомогательные предметы в виде детского стульчика, подушек или одеяла. Некоторые дети пытаются стоять на прямых ногах, если кто-то из взрослых поддерживает их при этом под ручками.
В этом возрасте малыши уверенно держат в руках небольшие игрушки, трясут ими, норовят попробовать на вкус. Сейчас рот — один из их главных помощников по исследованию мира. Помните, что очень часто именно в это время у детей просыпается интерес к еде в тарелках у взрослых, а также к самим тарелкам и другим столовым приборам. Поэтому нужно быть очень бдительными: иначе маленькие хулиганы утянут за собой половину стола.
Что делать, если ребенок не гулит
Если ребенок перестал гулить, а это может случиться и в 3, и в 4, и в 5 месяцев, или гулит мало, оцените состояние малыша. Если он жизнерадостен, здоров, адекватно реагирует на то, что происходит вокруг, — волноваться причин нет.
Попробуйте следующее:
- поиграйте в пальчиковые игры, например, сорока-ворона, ладушки;
- сделайте мягкий массаж ладошек;
- почитайте стишки, потешки, делая акцент на проговаривании отдельных звуков, например, звуков живой природы;
- дайте в ручки малышу предметы различной фактуры, под своим наблюдением, разумеется;
- больше общайтесь эмоционально.
Бывают и просто молчаливые здоровые дети, предпочитающие слушать и наблюдать за происходящим вокруг. Не забывайте об индивидуальности вашего малыша и больше разговаривайте с ним, чтобы общение стало взаимным.
Если ребенок не агукает и не гулит, и при этом у него отсутствуют реакции на внешний мир, на обращение к нему, то следует обратиться за помощью к специалисту: это может быть нарушение слуха или какие-то неврологические проблемы. Педиатр, отоларинголог, невролог установят причины молчания вашего малыша и дадут квалифицированные рекомендации.
Как научить ребенка ходить
Вот несколько способов, как научить ребенка ходить:
-
Устройте для малыша манеж с игрушками или соорудите для него опору для ходьбы.
-
Купите ребенку тележку или машинку с ручкой, за которую он может держаться. Убедитесь, что тележка или машинка не перевернется, если ребенок будет садиться, держась за ручку. Присматривайте за ним, пока он играет с этой игрушкой.
-
Если малыш уже умеет стоять, потрясите перед ним его любимой игрушкой, но так, чтобы он не мог достать ее рукой. Пусть у малыша будет стимул подойти.
-
Пока ребенок стоит, возьмите его за ручки и покажите, как сделать шаг.
-
Устройте для малыша пространство для безопасного перемещения с опорой на устойчиво стоящие предметы.
-
Пусть у крохи будет возможность свободно двигаться в течение дня. Он должен проводить как можно меньше времени в коляске, кроватке или детском автомобильном сиденье.
Развитие ребенка в 12 месяцев
К моменту, когда ребенку исполняется год, он обычно осваивает следующие навыки:
- Ползает и делает неуверенные шаги при помощи руки взрослого или другой опоры;
- Осваивает “щипковый захват”;
- Знает, но пока не может произносить названия предметов вокруг;
- Подражает мимике взрослых;
- Узнает и эмоционально реагирует на родителей и близких людей как вживую, так и на фотографии;
- Умеет самостоятельно пить из бутылочки и пытается кушать при помощи ложки;
- Понимает и исполняет просьбы вроде “дай”, “возьми”, “положи”;
- Складывает в коробки небольшие предметы и вынимает их обратно, закрывает/открывает крышки банок и бутылок.
Что бы ни говорили стандарты, каждый ребенок уникален и осваивает необходимые навыки в соответствии со своим темпераментом и уровнем физического развития. Не стоит бить тревогу, если вы наблюдаете небольшие отклонения от общих норм. Помните, как важна малышу ваша любовь, поддержка и ободряющая улыбка. С их помощью он будет учиться гораздо охотнее и быстрее.
Развитие речи малыша до полугода
В каком возрасте малыш начинает агукать, мы с вами уже изучили, однако теперь стоит обратить внимание на то, какая должна быть помощь от родителей:
- Постоянно общайтесь с ребеночком. Старайтесь ему донести все то, что вы делаете. Речь должна быть максимально спокойной, ласковой и четкой. Ни в коем случае, не повышайте голос на новорожденного.
- В своих рассказах следует показывать свои эмоции, жесты и мимику. Но не делайте никаких резких движений, дабы не напугать кроху. Ребеночек начнет с радостью повторять за взрослыми движения губ, слова и звука. Запомните, что малыши наблюдают за всеми вашими движениями.
- Для обучающих занятий, подготовьте карточки с красочными картинками. Объясняйте ребеночку, что на них изображено.
- Повторяйте звуки, которые использует малыш, а также добавляйте к ним новые.
- Включайте ребеночку музыку и звуки, которые произносят животные.
До полугода малыш научится осознанно улыбаться и агукать, данные навыки у ребенка развиваются благодаря занятим с родителями. Уделяйте малышу как можно больше внимания.
Почему ребенок молчит?
Если ребенок до двух месяцев не начал агукать, это еще не повод думать о задержке речевого развития.
Какие факторы могут влиять на разговорчивость малыша?
Половая принадлежность. Центр речи у детей разного пола находится в разных полушариях. По этой причине речевая активность у девочек проявляется раньше, а у мальчиков – позже. Девочки быстрее осваивают звуки, слова и предложения. Мальчики агукать начинают позже, а подрастая предпочитают звукам и словам мимику и жесты.
Окружающая атмосфера. Ребенок начинает активно гулить, когда он в хорошем настроении, накормлен, находится в уюте и тепле. Постоянные стрессовые условия не будут содействовать раннему развитию речи. Родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для младенца.
Общение. Малыш будет активно гулить и успешно развивать речевой аппарат, если родители будут постоянно общаться с ним. Каждое действие – купание, кормление, переодевание, смена памперса, – должны сопровождаться объяснениями, рассказами и даже вопросами
Неважно, сколько дней или месяцев крохе. Хотя малыш не понимает слов, он хорошо улавливает эмоциональную окраску
По мере развития, ребенок ответит на любовь мимикой, движениями и гулением.
Причины нарушения речи в дошкольном возрасте
Со скольки месяцев или лет ребенок начнет говорить, зависит от того, как часто мама разговаривала с малышом в раннем детстве. Когда ребенок начинает произносить первые звуки, родители должны сделать все возможное, чтобы малыш хорошо натренировал мышцы речевого аппарата. Чем чаще ребенок будет агукать и гулить, тем быстрее его мышцы приготовятся к более сложным произношениям. Научно доказано, что детки, которые находились на грудном вскармливании, очень редко имеют проблемы с речевым аппаратом, нежели детки-искусственники.
Нарушения речи могут спровоцировать врожденные или приобретенные травмы. К врожденным относятся патологии ЦНС, головного мозга, дефекты в полости рта. К приобретенным травмам можно отнести психические нарушения: особо чувствительные малыши могут испугаться чего-то и начать заикаться или долго не разговаривать. Когда дети начинают разговаривать, глупо и опасно специально пугать их и т.д.
Часто задержка речи может произойти, если мама переучивает ребенка-левшу все делать правой рукой. Этого нельзя делать, ребенку нужно давать полную свободу действий, со временем он и сам научится все делать обеими руками.
Сегодня в роддомах уже не пеленают деток. Это правильный подход, так как излишнее ограничение движений ручек и ножек может тормозить как двигательные навыки, так и речевые.
Если родители уделяют должное внимание своему ребенку и у малыша нет патологий, то чадо начнет радовать маму и папу своими смешными словечками очень рано. Если в семье царит спокойная, уравновешенная и теплая атмосфера, к малышу относятся с любовью, то такие условия только ускоряют процесс развития речевого аппарата
Все интересующие вопросы мама должна задавать врачу при плановом осмотре. Можно консультироваться с несколькими специалистами, многий опыт вреден не бывает.
Когда у детей начинают резаться зубы
У каждого малыша сроки прорезывания зубов могут быть разными. На это явление влияют внешние факторы, наследственность, тип и качество питания. Начинают появляться зубки с полугода. Допустима задержка в 6 месяцев, в этом нет ничего необычного.
Ближе к 2 годам вырастают клыки и несколько коренных. Позже появляются и другие зубы (через 6 месяцев). Полностью процесс завершается, когда малышу исполняется 3 года (формируется ряд из 20 временных зубов). Их выпадение происходит в порядке прорастания. Если схема по каким-либо причинам нарушилась, не стоит беспокоиться, если не замечено серьезных отклонений.
Рождение малыша в семье – не только радостное, но ответственное событие. За первый год ему предстоит многому научиться, родители должны быть в этот период верными помощниками. От каждого этапа зависит развитие ребенка, его успешное становление как личности.
Какие они – первые слова?
А теперь развеем миф о первом слове. Сегодня в педиатрии принято считать первым словом то, которое употребляется в одном и том же значении, относится к одним и тем же предметам или действиям. То есть при таком подходе словарный багаж крохи может содержать искажения и звукоподражания (кака, вава, цаца, ав-ав, бибика, ам-ам). При этом «вава» означает множество предметов или действий, причиняющих боль, «кака» – все, что грязное или не пригодное для еды. В таких случаях можно считать, что ребенок говорит первое слово (в противном случае такие слогосочетания являются признаком лепета). Для появления таких слов ориентировочным будет возраст 10–12 месяцев.
В начале освоения навыка говорения малыш произносит слова, состоящие из одного повторяющегося слога или двух разных. Более значимые достижения придут позже – всему свое время.
Кроха говорит первое слово ассоциативно, соотнося с предметом, находящимся в поле зрения, и с теми аналогиями, которые он вызывает у малыша. Далеко не всегда первым словом ребенка является «мама». К примеру, взрослый может не понять, что автомобильная шина называется «катан» (малыш видел, как папа катил ее однажды, и запомнил ассоциацию: папа произнес – «катать»). Или, играя в ванной с резиновыми утятами, запомнил, что «утя» бывает в воде. Увидев на прогулке лужу или озеро, он теперь может сказать «утя».
Если ассоциация устойчива и ее можно распознать – ребенок говорит слова. При этом если ребенок до 2 лет не видел уток в жизни или на картинках, он и не будет говорить этого слова.
Причины задержки в развитии речевого аппарата
Вскоре наступает долгожданный момент, когда ребенок начинает понимать речь. Родители обязаны всячески принимать участие в развитии речевого аппарата младенца, придерживаясь простого правила: постоянно разговаривать с малюткой с первых месяцев, при этом непременно следует правильно выговаривать слова. Сюсюканье скорее замедлит развитие речевого аппарата и вполне способно в дальнейшем вызвать проблемы с речью. При этом все дети учатся говорить с разной скоростью. Чаще всего девочки начинают говорить раньше мальчиков.
Часто неопытные родители пытаются определить, в каком возрасте ребенок начинает понимать слова и пытаться их произнести. Если ребенок не начинает говорить с 2,5 лет, значит, есть необходимость обратиться к специалисту. Тем не менее не стоит вдаваться в крайности. Не нужно требовать от малыша слишком многого, необходимо учитывать его развитие и возраст. При этом недопустимо игнорировать имеющуюся проблему, ведь отставание в развитии легче исправить на первоначальном этапе. Задержки речи встречаются достаточно часто и могут быть обусловлены следующими причинами:
- Наследственность. Вероятно, мама или папа начали говорить в позднем возрасте, а ребенок унаследовал эту особенность.
- Проблемы со слухом или речевым аппаратом. Скорее всего, эти органы недостаточно развиты. Точнее установить это могут только врачи.
- Неврологические нарушения, вызванные гипоксией при родах или болезнями.
- С ребенком мало разговаривают или вообще не ведут диалог.
- Активный ребенок. Он торопится изучить мир, его физическое развитие выше речевого.
- Напряженные отношения между родителями. Дети тонко воспринимают атмосферу в семье, что влияет на их развитие.
Чем раньше врач поймет точную причину задержек в речевом развитии, тем быстрее он поможет от них избавиться. Лечение поможет ребенку быстро наверстать упущенное и правильно говорить. К тому моменту, когда он пойдет в школу, малыш не будет отличаться от других детей.
Почему может возникнуть задержка речевого развития
Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.
Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.
- Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
- Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
- Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
- Короткая уздечка.
- С крохой редко разговаривают.
- Малыш — непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
- Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
- Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.
Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.
- Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
- В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов — не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
- В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
- К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
- В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.
По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам
Во сколько ребенок начинает гулить
Когда ребенок начинает гулить — существуют ли сроки для этого этапа детского развития? Попробуем ответить на данный вопрос. Процесс формирования и развития речи довольно длительный. Он начинается с рождения, когда мама говорит с малышом. Ребенок начинает улыбаться и гулить, вызывая маму на разговор. Длится процесс формирования речи примерно до трех лет. После этого возраста уже начинается развитие речевых навыков. И первый этап этого большого пути – гуление.
Что такое гуление?
Уже в возрасте 2-3 месяца пребывания в этом мире кроха пытается говорить. Правда, начинает он с самого простого – произношения гласных звуков. Певуче тянуть «а», «у», «о» и другие звуки очень легко. Малыш получает невыразимое наслаждение, пробуя произносить «уа», «ае», а видя в ответ эмоционально окрашенную реакцию взрослого, вдохновляется и с новыми силами пускается в разговор. Эта игра гласными и называется гулением. Так делать ребенок будет, только находясь в безмятежном состоянии покоя и сытости, рядом с мамой. До трех месяцев голосовая активность и слуховой анализатор не взаимосвязаны между собой. После этого времени ситуация изменяется. Кроха слышит свои вокализации, прислушивается к издаваемым собою же звукам, повторяя их.
Постепенно произносимые звуки усложняются, появляется длинная цепочка, например «амма-ма-ам-аа». Интересуясь, во сколько ребенок начинает гулить, иногда думают, что составление слогов тоже относится к этому же периоду. Здесь наступает следующая стадия формирования речи, которая называется лепет. При гулении ребенок произносит гласные звуки, а при лепете – слоги. Интересный факт: дети всех народов мира на этом этапе издают одинаковые звуки. Самая активная фаза приходится на 4-6 месяцев. В это время ребенком освоена специфика конкретной национальности. А значит, китайцы, американцы, шведы, русские уже могут опознать своего соотечественника по звукам, издаваемым во время гуления. Они способны копировать интонацию окружающих, овладевая своим речевым аппаратом.
Что делать родителям?
Отвечать крохе, подбадривать его попытки гулить. На его протяжное «гааа» с улыбкой отвечать, повторяя его звуки. Важна четкая, даже порой утрированная артикуляция. Ребенку будет забавно смотреть, как родители высовывают язык или причмокивают. Он будет стараться повторять все движения, приводя этим взрослых в состояние восторга и умиления. Со временем беседы будут дольше и интереснее: появятся новые звуки и комбинации из них. «Ага, агу, угу, ама» — все это указывает на полноценное развитие речевых навыков. С появлением в комнате мамы или папы гуление становится громче и выразительнее. Это доказывает необходимость вступать с малышом в диалог, стимулируя появление новых звуков.
Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.
Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.
Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.
Причины задержки развития речи
Почти каждый ребенок, достигший 2 лет, начинает активно говорить, при этом ежедневно из его уст доносятся все новые слова. К 2 годам мозг малыша созревает, и он выражает свои эмоции разговором. Но, бывает и такое что речевое развитие вашего крохи может чуть запоздать. Давайте рассмотрим по каким причинам ребенок может начать говорить позже:
- Недоразвитие мускулатурной функции рта.
Малыш больше любит мягкую пищу, чем твердую, у него постоянно выпадает еда изо рта.
Если вы столкнулись с проблемами в питании малыша, а может и действительно ребенок не может жевать и глотать кусочки твердой пищи, тогда вам стоит посмотреть интернет-курс “Азбука прикорма”, где мы пошагово разберем, что и как нужно делать, чтобы ребенок хорошо кушал. Посмотрите полное описание курса и выбирайте свой вариант участия!>>>
Ребенок в основном дышит ртом, мало говорит и к тому же невнятно, а также повышено слюноотделение – это означает, что у него недоразвиты мышцы рта. Зачастую такая проблема появляется из-за раннего отлучения от груди. Читайте о том, что делать, если ребенок не наедается грудным молоком>>>
Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:
- Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
- Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
- Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
- Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?
Комментируйте каждое свое действие, показывайте и называйте предметы, которые его окружают. Говорите при этом четко, громко.
- Проблемы с органом слуха. При плохом слухе развитие детей естественно замедляется. Главное, не упустить тот самый момент, когда еще можно стимулировать слуховые проходы, ведущие к частям мозга, отвечающим за эту функцию. К сожалению, не редко проблемы со слухом обнаруживают поздно. Есть несколько признаков для каждого возраста, по которым можно определить имеются ли у ребенка такие проблемы:
- Новорожденный. Если хлопнуть в ладоши на небольшом расстоянии от ребенка он должен вздрогнуть, а когда вы заговорите – успокоиться;
- В 3-4 месяца когда Вы обращаетесь к ребенку, он не поворачивает голову в сторону звука;
- В 7-8 месяцев малыш не повторяет несложные звуки и не лепечет;
- С 8 месяцев, услышав знакомые голоса должен сразу поворачиваться, ища кто говорит. По-своему отвечать, если с ним разговаривают.
Признаки задержки речи
Несмотря на индивидуальное развитие малыша, мама должна наблюдать за тем, как он развивается. Если мама заподозрит какие-то отклонения на раннем этапе, их легче можно будет исправить.
Родители должны насторожиться, если малыш к году так и не начал произносить несколько слов или не может повторять за взрослыми звуки. Если ребенок не может запомнить названия предметов к 2 годам, не откликается на свое имя или же не может принести предмет, который вы его просите, это тоже свидетельствует о небольших нарушениях в развитии.
Нужно обратиться к специалисту, если к 2 годам ребенку трудно составить самое простое предложение, он с трудом произносит отдельные слова, он не реагирует на речь взрослых и не может повторить за ними слова. Нехорошо, когда ребенок начинает поздно различать цвета. Если малыш к 2,5 годам не может различить цвета и не знает, как называются части тела. То же самое касается и 3-х летнего возраста, когда малыш не понимает смысл простых рассказов и не говорит предложениями.
Если родители заметили за своим ребенком одни из этих отклонений, не стоит сразу впадать в панику. Возможно, это просто особенность развития, но все же нужно показать малыша специалисту. Он должен сделать анализы и необходимые обследования, результаты которых покажут, нужно ли начинать лечение или же достаточно ограничиться регулярными упражнениями.
Что влияет на речевое развитие детей
Развитие речи – это один из самых сложных, но и самых важных этапов в жизни человека.
На формирование способности изъясняться влияет очень много факторов, среди которых можно выделить:
Слуховое внимание. Без хорошо развитого слуха дети не смогут выучить речь, поскольку, чтобы что-то повторить, изначально они должны это услышать. Чтобы развить слуховое внимание, родители должны заниматься с малышами
Например, давать слушать музыку, тренировать понимание того, откуда звук следует. В последнем случае помогут погремушки. В разговоре можно использовать различные интонации, чтобы выработать понимание того, что ребёнка хвалят или, наоборот, его поведением недовольны. Кроме того, изменение интонации позволяет тренировать формирование темпа речи.
Моторное развитие. Языковое и моторное развитие тесно связаны, о чём мы уже говорили. Потому, чтобы развивать языковую составляющую, желательно использовать игры, которые заставляют ребёнка активно двигаться. Правда, в столь юном возрасте крохе трудно контролировать свои движения, особенно это касается мелкой моторики, которая физиологически развивается позднее крупной. И не стоит забывать об артикуляционной моторике. Улыбки, различные «рожицы», щёлканье языком и т.п. активизирует мышцы, отвечающие за правильное формирование звуков.
Интеллектуальный рост. Интеллектуальное развитие малыша прямо влияет на темп его языкового развития. В простонародье бытует мнение, что глупый ребёнок заговорит позднее умного. На самом деле темпы интеллектуального развития малыша можно ускорить. Для этого существуют специальные методики. Даже обыкновенные игры стимулируют интеллект крохи. Главное, заниматься с ребёнком систематически и не перегружать его, пытаясь «вылепить» вундеркинда.
Эмоциональное развитие. Эмоциональность стимулирует более быстрое становление речи. Именно потому мы инстинктивно разговариваем с ребёнком более эмоционально, чем со взрослыми. Это помогает ему более точно определить интонации и заставить захотеть ответит эмоцией на эмоцию.
Общение. Ребёнок быстрее заговорит, если ему будет с кем это сделать. Общение с родителями – это, конечно, хорошо, но малышам будет полезно общаться и с другими детьми. Потому желательно почаще выходить с ребёнком гулять на детские площадки и т.п.
Главное правило – заниматься с детьми. Чем больше усилий будет приложено к их развитию, тем быстрее получите отдачу. В младенчестве дети впитывают информацию как губки.
Чем агуканье отличается от гуления
Когда малыши начинают агукать и гулить, родители испытывают массу радостных ощущений. Агуканье – это звучание гласных звуков из уст ребенка, а гуление – речевая форма, которая является более сложной.
В звуках начинают появляться согласные, например: г, к, х в сочетании с гласными. Тогда в ы можете услышать: агу, кы, кхы, гу. Этап гуления способен продлиться до четырех или пяти месяцев. Иногда данные звуки возникают у малыша в спонтанном порядке, например, при изучении игрушки. Однако постепенно малыш начнет использовать гуление и агуканье в ответ на общение или же улыбку родного человека.
В период, когда малыш начинает общаться, родители должны понимать, что это довольно важный этап в своевременном и правильном развитии ребенка. Самым пиком гуления принято считать три месяца. Это именно тот возраст, когда у вас под рукой должны находиться камера и фотоаппарат, чтобы у вас постоянно была возможность снять своеобразные песни малыша. Очень часто новорожденные начинают гулить под некоторые песни, получается так, как будто малыш подпевает.
Становление у детей осознанной речи
Крик, гуление, лепет, первые слоги-все это способствует образованию временных связей, т.е. запоминанию слов и реакции на них. В каком возрасте ребенок начнет говорить первые слова, зависит от его темперамента, атмосферы в семье и от генетической предрасположенности.
Стеснительные, спокойные дети не стремятся к общению и начинают говорить позже. Нервная и напряженная обстановка в семье, когда мама в основном молчит, приводит к замкнутости малыша, нежеланию разговаривать.
Считается, что если родители начали поздно говорить, то не стоит ждать от ребенка ранних первых слов.
Малыш говорит первые слова
В норме, когда ребенок начинает говорить первые слова около года. С этого возраста начинается период одного слова
Малыш начинает проявлять внимание к артикуляции взрослых. Он многое повторяет за говорящими и сам произносит несколько слов
При этом звуки еще часто путаются, искажаются и иногда опускаются.
Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Одно и то же слово или звукосочетание ребенок употребляет по отношению к разным предметам, желаниям. Его словарь обычно понимают только близкие люди, которые чаще с ним общаются. Например, слово «мама» может означать как «мама пришла», так и «мама нарисовала». Свою речь малыш сопровождает мимикой и активной жестикуляцией.
Первое слово, которое начинает говорить ребенок может быть и «мама», и «папа», и «дай». Даже если в его словаре совсем мало слов, это не означает, что он не понимает другие выражения. В годовалом возрасте понимание речи во много раз превышает произносительные способности.
Когда ребенок произносит первое слово, родители ждут, что уже через несколько дней он начнет сразу много разговаривать, но это не возможно. К году в словаре набирается от 3 до 8 слов, которые произносятся осмысленно. Ежемесячно к речи добавляются 3-4 новых слова.
Ребенок начинает говорить предложениями
С 1,5 лет начинается формирование простых предложений, которые состоят из двух слов и передают простой смысл: «Мишка упал», «Дай куклу».
В усвоении детьми языка главную роль играет подражание. Для них речь родителей становится образцом, которому они следуют. Взрослые в присутствии ребенка должны разговаривать короткими простыми фразами, длинные предложения произносить медленно, незнакомые слова повторять несколько раз.
В 2, 5 года малыши говорят предложения из 2-3 слов, словарный запас составляет 200-250 слов. Некоторые фразы понятны только близким, но произносятся с правильной интонацией. Обычно предложения звучат так: «дай хеба», что означает «дай хлеба» или «адем гуять» — «пойдем гулять». Ребенок понимает значения слов «большой-маленький», «вверх-вниз».
В один момент может произойти так называемый «лексический взрыв», когда ребенок начинает ежедневно выдавать все новые фразы.
После 3 лет дошкольник становится полноценным собеседником, говорит простые и сложные предложения, например: «Мой папа работает в милиции. Я тоже хочу работать в милиции.» Он понимает и отвечает на вопросы. Сам много о чем спрашивает и интересуется.
К 4 годам он уже дифференцирует все звуки, формируется фонематическое восприятие. В этом возрасте устанавливается правильное звукопроизношение.