Акваклуб для детей и родителей

Принципы грудничкового плавания

Некоторые родители считают, что лишь опытный инструктор в бассейне, специализирующийся на грудничковом плавании, может проводить обучение. На самом деле, все не так сложно

Посмотрим, чему следует уделить внимание при подготовке

  • Начинать водные занятия лучше в возрасте 3-4 недель. В это время у детей еще не утратился врожденный рефлекс задерживать дыхание под водой. Кроме того, пупочная ранка уже затянулась, а ребенок набрал вес и окреп.
  • Ванну или небольшой бассейн (если он имеется) необходимо содержать в чистоте. Перед процедурами емкость нужно тщательно мыть с мылом (подойдет обыкновенное хозяйственное), а 1 раз в неделю – чистить пищевой содой, хорошо смывая средство большим количеством проточной воды. Если для плавания используется плавательный круг, его тоже необходимо хорошо промывать. Раствор марганцовки или травяные отвары лучше не использовать, так как при купании вода может попадать не только в дыхательные пути, но и в пищеварение (рекомендуем прочитать: вода для купания новорожденного). По этой же причине не нужно пользоваться агрессивными химическими средствами, которые плохо смываются и в небольшом количестве остаются на поверхности.
  • Температура воды для грудничков первых трех месяцев должна быть не ниже 32 градусов. Начать можно с 35 градусов и через несколько занятий постепенно снизить на 3 градуса. Погрузив малыша в воду, нужно понаблюдать за ним. Если он начал плакать и не прекращает уже несколько минут, значит, ему холодно. Если он слишком вялый, значит вода горячая. Если же ребенок быстро освоился в воде и совершает всевозможные движения руками и ногами, значит, температура воды оптимальная.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: видео гимнастики для новорожденных с первых дней жизни

У многих родителей возникают сомнения и страхи по поводу ныряния. Известный педиатр Евгений Комаровский, который положительно высказывается о грудничковом плавании и водных процедурах для новорожденных, к нырянию также относится хорошо. Он утверждает, что ныряние очень полезно и не опасно, однако, если у родителей присутствует страх, от ныряния лучше отказаться или повременить.

Польза раннего плавания

Плавание — ценное занятие в любом возрасте. У раннего плавания есть особенности, ведь крохе невозможно что-то объяснить, и он еще не умеет сознательно координировать движения тела.

Но занятия однозначно приносят малышу свою пользу:

— Плавание способствует укреплению и развитию организма: тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую систему, улучшает обмен веществ. Вода оказывает массирующее воздействие на тело, стимулирует нервные окончания в коже, опосредованно делает нервную систему более устойчивой, помогает избавиться от колик и запоров, улучшает сон, аппетит и балансирует эмоциональный фон.

— Плавание — универсальный метод закаливания. Наше тело теряет в воде гораздо больше тепла, чем на воздухе, — именно на этом основан сильный закаливающий эффект. Организм оттачивает свою терморегуляцию благодаря водным процедурам.

— В воде ребенок двигается свободно и естественно, он получает безопасную нагрузку, укрепляет позвоночник, связки и мышцы, а внутренние органы занимают свое правильное место. Грудничковое плавание не позволяет перенапрячь связки, оно исключает нефизиологические движения.  

— Движение в воде стимулирует развитие ослабленных, вялых детей и снимает возбуждение у напряженных.

— Малыш не может плавать один. Он заходит в воду только с мамой или папой (бабушкой или дедушкой), а значит получает новый опыт взаимодействия с близким человеком, особую игру и совместное занятие, которое может продолжаться долгие годы и приносить радость взрослому и ребенку.

— Плавание с ребенком — это еще и укрепление здоровья мамы! Ведь она тоже двигается в воде, получает закаливающий эффект, ее нервная система и эмоциональный фон балансируются. А здоровая и довольная мама — это лучшее, что может быть у ребенка. К тому же занятия в бассейне помогают разнообразить жизнь с грудничком, приносят новые впечатления и новые знакомства.

Этап первый: плавание

Основа основ грудничкового плавания — приучить ребенка к воде и движениям в ней.

До того, как переместить ребенка в воду, проводится определенная подготовка. Выполнить ее может как квалифицированный специалист, так и мама. В течение нескольких минут на пеленальном столике поглаживают и разминают тело — от пальчиков рук и ног к туловищу, от позвоночника к плечикам и круговыми движениями живот. Затем малыш накрывается полотенчиком и относится в воду.

В воду ребенок опускается вертикально, он должен произвести «ухват»:

  • правая рука взрослого поддерживает малыша (четыре пальца на груди, фаланга большого пальца повторяет рельеф нижней челюсти ребенка, препятствует захлебу),
  • левая рука выполняет массажные движения в воде:
    • размять ягодицы,
    • погладить спинку,
    • размять мышцы ножек и ручек.

Следующий этап пребывания ребенка в воде — «ходьба» по дну:

  • малыш удерживается в вертикальном положении,
  • им нужно «потанцевать», слегка подвигав в воде, чтобы рифленая поверхность резинового коврика раздразнила стопу,
  • ребенка можно поманить вперед яркой игрушкой, а возможно и без того он начнет совершать «пошагивания»,
  • рука взрослого, удерживающая ребенка, должна следовать в направлении шаговых движений малыша,
  • длительность хождения определяется настроением маленького пловца, но обычно это 2-3 длины ванночки.

Далее наступает этап под названием «двойная ручная поддержка», когда ребенка переводят в горизонтальное положение:

  • в вожже выполняется движение «восьмерка»,
    • большой палец правой руки должен быть отогнут и не закрывать обзор ребенку,
    • кистью удерживающей руки нужно слегка покачивать, чтобы стимулировать гребковые движения у малыша,
  • дойдя до середины ванны, ребенка рекомендуют повернуть к взрослому,
  • если малыш тревожится и плачет, вернитесь на этап «ухват».

Следующий элемент грудничкового плавания — «полив»:

  • в положении «ухвата» левой рукой зачерпывают воду и вместе с командой «Ныряй!» поливают на лоб ребенка — это первый шаг к последующей практике «проныривания», с командой у малыша должно развиться восприятия воды на лице для пробуждения защитных рефлексов,
  • после проделывают проводку «восьмеркой» медленно и одобрительно беседуя с малышом.

Затем малыша вынимают из воды, заворачивают в полотенце и относят в детскую комнату, где при необходимости могут выполняться гигиенические процедуры. 2-3 недель занятий с периодичность несколько раз в неделю может быть достаточно для привыкания ребенка к выполняемым упражнениям. Далее начинается второй этап грудничкового плавания.

Домашняя купель

Если принято решение приобрести домашний бассейн для новорожденного, то следует сделать выбор в пользу надувного резервуара.

Он должен быть небольшим по размеру.

Подобные модели стоят недорого, ведь чаша понадобится непродолжительное время, поскольку малыш быстро растет. Они легко сдуваются, переносятся с места на место, способны прослужить 2-3 сезона.

Можно рассмотреть резервуар с надувными стенками и несколькими кольцами, которые раздуваются при заполнении воздухом. Это позволяет купальне увеличиваться в высоту.

Внимание! Приобретая бассейн грудничку, необходимо сделать выбор в пользу безопасного и прочного материала, такого как нейлон, ПВХ, полиэстер. Изделие не должно сильно пахнуть, швы должны быть закруглены, чтобы малыш не поранился.

Какой должна быть по размерам?

Оптимальным для грудничков считается резервуар объемом 1 м2, глубиной не более 17 см. Для детей на втором году жизни подойдет чаша объемом 2 м2.

При этом бортики и дно чаши должны быть надувными, чтобы ребенок не мог травмироваться.

Температура воды

Прежде, чем приступить к купанию новорожденного, необходимо очистить поверхность ванны пищевой содой, после чего ополоснуть ее горячей водой. Температура воды должна быть максимально комфортна для малыша. Детские врачи рекомендуют ее постепенно снижать для увеличения сопротивляемости организма.

Нормативы:

  • На первых занятиях оптимальная температура воды 37 градусов.
  • На пятом занятии допустимо снижение температуры до 36,5 градусов.
  • На девятом – до 36 градусов.
  • На 14 занятии температура воды может достигать 35,5 градусов.
  • На 20 занятии – 35 градусов.
  • На 24 занятии температура воды составляет 34 градуса.

Таким образом, постепенно, происходит снижение температуру воды до 28 градусов.

На заметку! Если ребенок ощущает себя в воде расслаблено, не стремится проявить активность, то вода для него слишком теплая.

Занятия с малышом

Перед тем, как приступить к плаванию, малышу делают легкий массаж, разминают спинку, ножки, ручки, ягодицы ребенка, проводят легкую гимнастику. По времени это займет около 20 минут.

Прежде чем приступать к занятиям, необходимо провести знакомство малыша с водой: держат кроху над поверхностью ванны таким образом, чтобы он мог спокойно захватить руками воду

Далее тело ребенка столбиком осторожно опускается в ванну

Обычно водные занятия включают в себя следующий комплекс:

  1. Опускают ребенка ножками в воду, держа его вертикально, укладывают на спинку. Головка придерживается рукой. «Проводят» по ванной малыша.
  2. Делают по воде «проводку» с переворотом ребенка на живот.
  3. На спине выполняют «восьмерку». Это же упражнение делают на животе.
  4. Дают побарахтаться в воде.
  5. Упражнение «Качели» проводится лежа на животе с имитацией плавания назад и вперед.

Заключительная часть занятий – ныряние. Сначала ребенка учат задерживать дыхание, дуя ему при этом в лицо, и говоря: «Ныряем». После того, как он начнет задерживать дыхание, после этих слов начинают брызгать водой на лицо, а затем – поливать воду из ковшика. После того, как малыш освоил технику задержки дыхания, можно приступать к нырянию.

Важно! На занятиях необходимо придерживать головку ребенка, следя за тем, чтобы она не ушла под воду.

С чего начинать обучение плаванию грудничка?

Если вы волнуетесь перед новыми водными процедурами, прежде чем начинать самостоятельные домашние занятия с новорожденным, внимательно изучите специальную литературу, а еще лучше спросите совета у более опытных мам и попросите кого-нибудь из них присутствовать при первом погружении. Либо в первый раз пригласите домой инструктора-профессионала. Он поможет вам освоить технику движений, объяснит, как правильно выполнять поддержки, посоветует, что делать дальше и, главное, морально поддержит.

Полным же решимости и уверенным в своих силах мамам (тем более если рядом с ними будут папа или бабушка) вполне можно приступать к первым занятиям самостоятельно.

Начинать первые заплывы можно сразу после того, как у младенца заживет пупочная ранка. В течение первых трех месяцев жизни для уроков плавания вполне подойдет обычная домашняя ванна. Хотя, представьте себе, известны случаи, когда новорожденные пловцы великолепно себя чувствовали и плавали даже в больших аквариумах!

Самое важное на первых порах — дать возможность малышу привыкнуть к воде и ощутить доверие к ней. Очень важно передать ребенку свое спокойствие и уверенность: тогда ему понравится плавать

Тем более что до рождения он пребывал именно в таком «плавательном» состоянии в животе у мамы.

Причины дискомфорта во время купания

Если с процессом мытья мамам может быть все ясно, то остаются частые опасения о том, можно ли мочить ушки малыша, и что, если вода попадет в незаживший пупок.

При необходимости используют ватные палочки с ограничителем

Многие родители стараются избежать любого попадания воды в ушки новорожденного. Но они не учитывают, какое строение сейчас у их ребенка. Ушной аппарат еще не до конца сформирован, потому вода с меньшей вероятностью попадет в ухо, чем у взрослого человека. Кроме того, использование специальных горок или кругов обезопасит от лишних переживаний.

В процессе купания попадание воды в уши – нормальное явление. Если родители переживают, то могут подстраховаться:

  • промокнуть полотенцем;
  • использовать специальную детскую ватную палочку с ограничителем;
  • завернуть малыша в полотенце с головой и аккуратно его поворочать.

Особого внимания заслуживает мытье малыша, когда еще не зажила пупочная рана. Воду используют кипяченую первые 10-14 дней или до момента, пока пупок окончательно не заживет. После купания пупочную рану тщательно обрабатывают в следующем порядке:

  1. Мама раздвигает левой рукой кожицу вокруг пупочной раны и капает небольшое количество перекиси водорода внутрь.
  2. Используют марлевый тампон для удаления перекиси, отпавших корочек и для просушивания раны.
  3. При помощи ватной палочки обрабатывают пупок зеленкой.

В отдельных случаях воспаления пуповины или появления раздражения педиатры рекомендуют добавление травяных отваров в ванночки. Желательна предварительная консультация педиатра.

Дополнительная информация. Если мама купает малыша первый раз, следует быстро его помыть, ополоснуть и вытереть. Плач не принесет пользы от процедуры.

Если малыш капризничает во время водных процедур, на это есть несколько причин:

  • чаще всего малышу вода кажется холодной или горячей;
  • ребенку не подходит время купания;
  • у малыша на теле сыпь или опрелости;
  • ребенок голоден или только что поел;
  • ребенок болен.

При должной подготовке ко всем этапам купания ребенка у мамы не должно остаться опасений о том, как одной купать новорожденного. Заранее спланированное мероприятие будет полезно для здоровья ребенка, со временем будет доведено до автоматизма. Кроме того, специальные ванны, круги и прочие средства будут хорошими помощниками молодым мамам.

Подготовка к плаванню

В помещении для проведения водных процедур нельзя создавать «парилку». Ребенку вполне достаточно комнатной температуры, чтобы приучить его к воде.

Вода для процедуры должна быть чистой. Не нужно добавлять в нее разные дезинфицирующие вещества. Погружать малыша в воду следует очень аккуратно. Предварительно проверить температуру. Погружение начинается с вертикального положения. Когда ребенок освоился, можно переводить его в горизонтальное.

Погружение грудничка в воду

Родителям нужно обратить внимание на такие важные моменты:

  1. Заниматься с малышом надо тогда, когда он сыт, не хочет спать.
  2. Мама должна быть положительно настроенной.
  3. Матери следует надежно поддерживать ребенка.

Температура воды

Родители часто спрашивают, какой должна быть температура воды. Она обычно колеблется в пределах 35-37 градусов. По мере адаптации младенца к водным занятиям температуру воды можно постепенно понижать.

Доктор Комаровский рекомендует соблюдение такого температурного режима:

  • первые 5 занятий – 37 градусов;
  • с пятого занятия – 36,5;
  • с девятого – 36;
  • с 14-го – 35,5;
  • с двадцатого – 35;
  • с 24-го занятия температура воды при занятиях плаванием может уменьшаться до 34 градусов постепенным снижением.

Малыш должен ощущать комфорт в воде. Она не должна быть слишком теплой, в противном случае ребенок не будет совершать активных движений.

Нужное время для занятий

Длительность занятий плаванием дома для новорожденных составляет от 8 до 12 минут. Каждый месяц продолжительность пребывания в воде увеличивается на несколько минут. К одному году длительность процедуры может составлять 40 минут.

Важно! Сигнал к окончанию занятия – устойчивое недовольство ребенка. Плавание для младенцев может продолжаться меньше указанного промежутка времени

Превышать его не рекомендуется

Плавание для младенцев может продолжаться меньше указанного промежутка времени. Превышать его не рекомендуется.

Вещи, которые нужны

Перед тем, как начать грудничковое плавание дома в ванной, необходимо позаботиться о комфорте и безопасном нахождении крохи в воде. Необходимо приготовить:

  • термометр для измерения температуры воды;
  • часы с секундомером;
  • резиновый коврик;
  • круг на шею (для поддержания головки малыша, чтобы он мог быстрее научиться плавать);

Круг для младенца

  • ковш для воды;
  • игрушки;
  • пеленки или полотенце;
  • чистую одежду – распашонку или чепчик;
  • вату (она необходима для очистки ушей);
  • детское оливковое масло, присыпку;
  • пипетку, перекись водорода и зеленку (они необходимы для обработки пупочной раны);
  • невысокий табурет.

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Где начинать

Лучшее место для уроков плавания на его ознакомительном этапе – чисто вымытая домашняя ванна.

Можно также посещать специализированные ванны (мини-бассейны) при детских поликлиниках. Что, в свою очередь, осложняется привязанностью к определенному дню и времени, вынужденной дорогой и ограничениями посещений по погодным условиям в связи с обязательным выходом на улицу.

Для того, чтобы проводить занятия с малышом во взрослой ванне, рекомендуется с самого рождения приучать его купанию в детской маленькой ванне. В этот период не требуется выполнение каких-либо упражнений и приемов. Достаточно простого ежедневного “лежания” в теплой воде.

При необходимости можно использовать специальные приспособления: горки, гамаки, подвесы для ванны.

Если ребенок настороженно воспринимает переход в “большое” плавание, необходимо сделать его более мягким и незаметным. Для этого начальные уроки плавания проводите в детской ванночке поставленной на дно взрослой ванны. В этом случае, у малыша, уменьшается вероятность возникновения страха перед большим пространством и огромным для него объемом воды.

Польза и показания

В матке ребенок растет и развивается в околоплодных водах, поэтому после появления на свет некоторое время он не утрачивает способностей плавать и дышать под водой.

Если с малышом начать заниматься с грудничкового возраста, то полученные в утробе рефлексы не только не будут забыты, но и помогут крохе приобрести необходимые плавательные навыки, способствующие гармоничному развитию и крепкому здоровью.

Тренировки в воде оказывают положительное влияние на детский организм, а точнее, на:

  • Сердечно-сосудистую систему — активные движения карапуза в воде, позволяют активизировать кровоток, укрепить сердечную мышцу и сосудистые стенки, а также насытить кровь кислородом;
  • Центральную нервную систему — грудничковое плавание улучшает кровообращение в головном мозге, за счет чего улучшается его работа и активизируются многие процессы. Занятия в водной среде позволяют укрепить нервную систему, снять стресс, нервозность и улучшить настроение крохи;
  • Дыхательную систему — во время плавания происходит усиление дренажной функции легких, что способствует природной профилактике недугов инфекционной этиологии и оказанию оздоравливающего эффекта. Ребенок глубоко дышит, очищая и промывая носоглотку;
  • Костно-мышечную систему — при нахождении малыша в воде, нагрузка на костные, мышечные и суставные структуры распределяется равномерно. Это способствует правильному развитию позвоночника, мышечного корсета и осанки. Благодаря тому, что во время плавания кроха преодолевает сопротивление воды, его двигательная система укрепляется. Плавающие груднички в отличие от остальных деток быстрее начинают ходить, ползать и сидеть;
  • Мочевыделительную систему — активная мышечная деятельность, наблюдающаяся во время плавания, усиливает работу почек, благодаря чему они правильно развиваются и быстрее выводят из организма шлаки и токсины.

Кроме всего описанного выше, происходит и укрепление иммунной системы. Малыш закаляется благодаря температурным перепадам воды и внешней среды.

Кому показано грудничковое плавание

В целом, плавание полезно всем малышам, но есть такие состояния, когда занятия с ребенком в водной среде являются обязательными и назначаются педиатром в качестве терапии.

Плаванье необходимо карапузу со следующими отклонениями:

  • Гипертонусом мышц;
  • Заболеваниями суставов;
  • ДЦП;
  • Костно-мышечными врожденными патологиями;
  • Вялостью мышц;
  • Недостаточной массой при появлении на свет;
  • Кривошеей.

Также занятия в бассейне или домашнее плавание будут полезны деткам со слабой иммунной системой.

Приемы и методики

Водные упражнения с пеленок — явление не новое. Еще в 80-х годах, в период СССР, врачом и ученым Захарием Фирсовым была написана книга-инструкция о пользе плавания для детей до года. Она была одобрена Министерством здравоохранения.

В это же время получила распространение и методика Владимира Гутермана, с подробным описанием обучения грудничков. Особенно прогрессивные родители приняли на вооружение и жесткий метод Игоря Чарковского, который по сегодняшнее время вызывает сомнения.

В настоящее время методика Гутермана признана оптимальной для младенцев. Она предполагает главное: занятия должны быть приятны для малыша. Ее применение рассчитано на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Включает массаж, гимнастику, элементы которой используются сначала вне воды, затем в ванне. Начинается подготовка на пятый день после рождения и заканчивается в возрасте 3 месяцев. В этот период малыш привыкает к водному пространству вокруг себя.
  2. Второй период: обучение плаванию заключается в том, что на протяжении трех месяцев у ребенка закрепляются плавательные рефлексы в ответ на мамины команды. Грудничок осваивает приемы движений, постепенно отвыкает от поддержки.

  3. Самостоятельное плавание. В полгода или позже, в 9 месяцев, при поддержке родителей или инструкторов кроха плавает и ныряет сам.
  4. Заключительный этап – закрепление навыков. Активный годовалый бутуз осваивает подводное плавание, может переплывать небольшое пространство.

Вот как следует придерживать новорожденного во время купания.

Методика включает следующие упражнения: на начальном этапе мама ведет ребенка вдоль ванны на руках в разных положениях и с разной степенью поддержки. Вот основные приемы:

  • Подскоки и повороты. Поддерживая малыша руками, приблизьте его стопы к стенке ванны или бассейна. Почувствовав опору, он инстинктивно оттолкнется от нее. Это станет стимулом для дальнейшего плавания.
  • Плескание. Для этого упражнения грудничка надо расположить в положении личиком книзу. Одной рукой мама держит подбородок, другой похлопывает по поверхности воды, предлагая повторить действие.
  • Плавание. Положение младенца, как в предыдущем упражнении. Разместите перед ним яркую игрушку и предложите крохе схватить ее. Повторите несколько раз, постоянно увеличивая расстояние между ребенком и игрушкой.
  • Зигзаги и восьмерки. Освоив плавание по прямой, двигайтесь зигзагообразно, рисуйте восьмерки. При этом разворачивайте маленького пловца на спинку и живот. Облегчит задачу использование надувного круга.
  • Качели. Лежащего на животике младенца покачивайте вверх и вниз, чтобы он поднимался и погружался. Голова грудничка при этом должна полностью находиться над поверхностью воды.

Окрепший младенец гуляет по дну, подпрыгивает, тянется за игрушкой. Если правильно соблюдать все предписания, в годик или раньше ребенок будет уметь ходить, плавать и нырять.

Мы предлагаем вам посмотреть то, как специалист проводит первое занятие в обычной ванне дома с малышом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector