10 занимательных научных экспериментов для детей и взрослых
Содержание:
- Для детей 10 лет: опреснение воды
- Превращаем воду в молоко
- Посуда для проведения химических опытов
- Физические
- Пошаговая инструкция опыта для детей «Радуга в стакане»
- Сахар: опыт химический с кристаллами
- Невидимые чернила
- Вулкан
- Как получить пену: химический опыт
- Разноцветное молоко, которое движется
- Онлайн-учебники
- Летние забавы
- Занимательные
- Популярные вопросы
- Как сделать торнадо
- «Яйцо-поплавок»
- Опыты для детей «Невидимые чернила»
- Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке
- Опыты для детей: лимонный вулкан
- Как надуть шарик с помощью соды и уксуса
- Цветной дождь
- Эксперименты для детей: пепельная змея
- Для детей 5 лет: невидимые чернила
- Опыты для детей «Превращение квадрата в круг»
- Для детей 6 лет: «резиновые» косточки
- Для детей 7 лет: яйцо в бутылке
- Правила безопасности при проведении домашних опытов
- Познавательные эксперименты для детей с соленой водой
Для детей 10 лет: опреснение воды
Соль, вода, полиэтиленовая плёнка, стаканчик, камушки, таз.
Это исследование лучше всего подойдёт тем, кто любит путешествия и приключенческие книги и фильмы. Ведь в путешествии может произойти ситуация, когда герой окажется в открытом море без питьевой воды. Если путешественнику уже 10 и он научится проделывать этот трюк – он не пропадёт.
Для эксперимента сначала приготовьте солёную воду, то есть просто налейте в глубокий таз воды и посолите её «на глаз» (соль должна полностью раствориться). Теперь в наше «море» поставьте стакан, так, чтобы края стаканчика находились чуть выше поверхности солёной воды, но были ниже, чем края таза, а в стакан положите чистый камушек или стеклянный шарик, который не даст стакану всплыть.
Накройте таз пищевой или парниковой плёнкой и завяжите её края вокруг таза. Натягивать её нужно не слишком сильно, чтобы была возможность сделать углубление (это углубление тоже фиксируется камнем или стеклянным шариком). Оно должно оказаться как раз над стаканчиком.
Теперь осталось поставить таз на солнце. Вода испарится, осядет на пленке и стечет по наклону в стаканчик – это будет обычная питьевая вода, вся соль останется в тазу. Прелесть этого опыта в том, что ребёнок может сделать его совершенно самостоятельно.
Превращаем воду в молоко
В один стеклянный стакан поместите пять ложек хлорида кальция, во второй такое же количество карбоната натрия. Каждый из стаканов примерно на треть наполняем водой и перемешиваем. Получаются 2 прозрачных раствора. Если слить оба прозрачных раствора вместе получим белую жидкость — «молоко»! Это наглядный результат химической реакции! Правда такое «молоко» недолговечно, очень быстро вся красота выпадает в осадок. Поэтому не тратьте время и проведите обратное превращение молока в воду. Для этого добавьте в белую жидкость лимонную или уксусную кислоту. Раствор, мнновенно «вскипев», вновь станет прозрачным! Конечно кипит вода не по настоящему, это всего лишь пузырьки углекислого газа — продукт очередной химической реакции.
Посуда для проведения химических опытов
Обратите внимание, что для проведения опытов необходимо использовать специальную посуду. Конечно, лучше всего, если это будут химические стаканы и колбы, однако их нет на руках у обычных жителей нашей страны
Кроме того, такая посуда стоит приличных денег, поэтому придется использовать емкости, которые есть в свободном доступе.
Посуда для проведения химических опытов:
- Лучше всего для проведения опытов с красителями брать ненужную посуду на случай, если она окрасится. Ее будет достаточно сложно отмыть. Для этих целей обычно используют трехлитровые банки, ненужные стаканы. Лучше всего не использовать эмалированную посуду, так как на стенках остается слой красителя, который не отмывается.
- Не используйте для проведения химических реакций с кислотами алюминиевую, а также чугунную посуду. На поверхности нет защитной пленки, поэтому химические вещества могут вступать в реакцию со стенками посуды, окисляя ее.
- Кроме того, опыт может не получиться из-за прохождения дополнительных химических реакций. Довольно хорошо показал себя пластик. Очень часто проводят опыты в пластиковых бутылках. Они инертные по отношению к большинству химических соединений, которые применяются для проведения детских опытов.
Химическая посуда
Физические
Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:
- о свойствах жидкости;
- об атмосферном давлении;
- о взаимодействии молекул.
Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.
Наполнение бутылки
Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).
Порядок действий таков:
- Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
- Полностью вылить горячую жидкость.
- Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
- Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.
Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.
Со стаканом
Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.
Порядок действий:
Налить воды в стакан.
Накрыть его куском картона.
Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
Руку можно убирать.
Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.
Пошаговая инструкция опыта для детей «Радуга в стакане»
Воспитатель рассказывает группе, что в ходе фокуса получится сразу три радуги. Они будут разными, но любую из них можно повторить с родителями в домашних условиях.
Для первого опыта малыши вырезают из салфетки и плотного картона полоски шириной 5 см. На расстоянии 3 см от края каждой из них проводят поперечную линию простым карандашом. На них дети ставят точки фломастерами 7 цветов радуги.
Полоски бумаги опускаются в воду так, чтобы она на 1 см не доходила до точек. Через несколько минут цвета на салфетке растекаются. На плотной бумаге это происходит медленнее.
Описание опыта для детей «Радуга в стакане» во втором варианте потребует выключить в группе лампы. В стакан или другую емкость с водой воспитатель наполовину опускает зеркало. Дети направляют на него свет фонарика и смотрят, где появится радуга. Можно попробовать поймать ее на лист бумаги.
Пошаговая инструкция для третьего эксперимента «Радуга в стакане» более сложная:
- Выставить в ряд стаканчики по числу красителей. Первый оставить пустым, во второй положить одну ложку сахара или соли, в третий – 2, в четвертый – 3 и так далее.
- Добавить во все стаканчики по 45 мл теплой воды и растворить в ней содержимое. Главное не перепутать порядок.
- Ввести пищевые красители или гуашь и перемешать. В емкость с самым большим количеством сахара добавить пару капель красного цвета, в следующий – оранжевого, желтого и так далее.
- С помощью шприца аккуратно наполнить разноцветными жидкостями пустой стакан по порядку. Разная плотность не даст им перемешаться.
Сахар: опыт химический с кристаллами
Этот опыт идеально подойдет для самых маленьких. Дело в том, что в ходе его проведения получаются симпатичные леденцы, которые можно употреблять внутрь. Для проведения опыта необходимо стакан сахара смешать со стаканом воды и довести раствор до кипения. Теперь необходимо смочить в нем палочку. Это может быть зубочистка, шпажка для закусок.
Сахар, опыт химический с кристаллами:
- Желательно, чтобы она была не скользкая, а деревянная, шершавая. Мокрую палочку погружают в сахар и дают высохнуть. После этого в раствор, используемый для приготовления шпажки, необходимо всыпать один стакан сахара, добавить краситель.
- Смесь проварить до растворения сахара. В итоге у вас получится очень вязкая масса. Палочку необходимо закрепить на бумажном кружке, или просто привязать нитку с зубочисткой, чтобы заготовка держалась, но не доставала до стенок и дна посудины.
- В посудину выливается подготовленный раствор сахара, оставляется палочка в висячем положении. Необходимо дождаться, чтобы на поверхности палочек образовалось что-то похожее на елку. На это вам придется потратить одну неделю. Старайтесь, чтобы дети на протяжении 7 дней не трогали заготовку, не перевернули раствор. Опыт основан на пересыщении раствора, в котором кристаллизуются частички сахара.
Кристаллы
Невидимые чернила
Поиграйте со своим ребенком в секретного агента и создайте свои невидимые чернила.
Вам понадобятся:
- Половина лимона
- Вода
- Ложка
- Миска
- Ватный тампон
- Белая бумага
- Лампа.
Инструкция:
1. Выжмите немного лимонного сока в миску и добавьте столько же воды.
2. Опустите ватный тампон в смесь и напишите что-нибудь на белой бумаге.
3. Подождите, пока сок высохнет, и полностью станет невидимым.
4. Когда вы будете готовы, чтобы прочитать секретное сообщение или показать его кому-то еще, нагрейте бумагу, держа ее близко к лампочке или к огню.
Объяснение
Лимонный сок является органическим веществом, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавленный лимонный сок в воде делает его трудно заметным на бумаге, и никто не будет знать, что там есть лимонный сок, пока он не нагреется.
Другие вещества, которые работают по такому же принципу:
- Апельсиновый сок
- Мед
- Молоко
- Луковый сок
- Уксус
- Вино.
Вулкан
Вулканы — еще одна разновидность эффектных реакций. На уроках химии вы, возможно, видели вулкан из дихромата аммония. Однако такой же химический опыт можно повторить и в домашних условиях.
Вам понадобятся:
- тарелка;
- пластилин или глина;
- уксусная кислота (уксус);
- жидкость для мытья посуды;
- пищевой краситель, фукорцин из аптечки или сок свеклы.
Из пластилина вылепите конус вулкана, полый внутри, но имеющий снизу плотное дно, не пропускающее воду. «Зарядите» свой вулкан. Для этого в его жерло насыпьте столовую ложку соды, влейте столько же жидкости для мытья посуды и добавьте несколько капель красителя. Затем залейте туда же четверть чашки уксуса.
Из жерла вулкана будет выползать ярко окрашенная пена, состоящая из углекислого газа и остатков соды:
Как видите, даже на основе таких доступных веществ, как сода и уксус, можно проводить интересные химические опыты в домашних условиях.
Как получить пену: химический опыт
Для осуществления опыта вам понадобятся следующие ингредиенты и изделия:
- Марганцовка
- Гидроперит
- Мыло
- Вода
- Емкость с узким горлышком, подойдет обычная бутылка или колба
- Большой разнос, желательно глубокий
Как получить пену, химический опыт:
Необходимо при помощи молотка или обычной ступки с пестиком растолочь две таблетки гидроперита в порошок. Их можно приобрести в любой аптеке, продаются они без рецепта и стоят копейки.
Далее, необходимо засыпать в емкость порошок, полученный из таблеток гидроперита, налить воды чуть больше половины, и добавить несколько капель жидкого мыла. После этого необходимо всыпать немного марганцовки.
В результате химической реакции будут образовываться пузырьки кислорода, которые заполнят пену
Из-за присутствия в колбе жидкого мыла, из бутылки будет течь огромное количество пены.
Обратите внимание, что благодаря содержанию марганцовки, пена будет розового цвета.
Опыты с пеной
Разноцветное молоко, которое движется
Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.
Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.
Что делаем:
- Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
- С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
- Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
- Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
- Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.
Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут
Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
50%
Не особо увлекается экспериментами 20%
Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 30%
Онлайн-учебники
Собственная википедия «Фоксфорда». Мы собрали всю школьную программу и немного больше в лаконичную структуру из отдельных статей. В учебнике есть понятные иллюстрации, видео-тьюториалы, возможность сохранять избранные статьи и много другое. И так по всем предметам — не только по химии.
Справочник, который в 2006 году выпустил Томский государственный университет. «Неорганическая химия» — базовый раздел, с которого начинается изучение химии в восьмом классе, поэтому ресурс пригодится для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
Больше нужен олимпиадникам и старшеклассникам, которые готовятся к ЕГЭ: органическая химия начинается только в конце девятого класса. Однако в ОГЭ есть один вопрос из органики, поэтому девятиклассникам учебник тоже пригодится.
Сборник авторских лекций, которые подготовил профессор Южного федерального университета Сергей Иванович Левченков. Отличный ресурс для того, чтобы понять логику науки: в какой последовательности происходили самые важные открытия в химии и как они связаны между собой.
Химическая википедия. Этому ресурсу можно доверять, потому что разработчики перевели в электронный вид хорошие справочники по химии. Также они сделали удобный поиск по сайту.
Ещё одно преимущество «Химика» — сервисы, которые помогают школьникам разобраться в сложных темах с помощью наглядных схем. Вот два самых важных из них:
Приложение для проверки своих знаний по строению атома: вводите символ элемента и приложение сразу выдаёт все возможные записи электронной конфигурации его атома.
Сервис помогает разобраться, какие вещества реагируют друг с другом, при каких условиях и что образуется в результате. Например, если ввести в строку поиска уравнение Cl2 + NaOH, можно получить все возможные реакции этих соединений с коэффициентами.
Летние забавы
Необязательно оставаться в помещении, чтобы проводить опыты для детей в домашних условиях. Некоторые эксперименты лучше пройдут на улице, и не надо будет ничего убирать по их завершении. К ним относятся интересные опыты в домашних условиях с воздушными пузырями, причем не простыми, а огромными.
Чтобы их сделать понадобятся:
- 2 деревянные палки длиной 50-100 см (в зависимости от возраста и роста ребенка);
- 2 металлических вкручивающихся ушка;
- 1 металлическая шайба;
- 3 м хлопчатобумажного шнура;
- ведро с водой;
- любое моющее — для посуды, шампунь, жидкое мыло.
Вот как провести эффектные опыты для детей в домашних условиях:
Вкрутите в концы палок металлические ушка.
Разрежьте хлопчатобумажный шнур на две части, длиной 1 и 2 м
Можно точно не придерживаться этих мерок, но важно, чтобы между ними сохранялась пропорция 1 к 2.
На длинный кусок веревки наденьте шайбу, чтобы она равномерно провисала по центру, и привяжите обе веревки к ушкам на палках, формируя петлю.
В ведре с водой размешайте небольшое количество моющего.
Аккуратно погружая петлю на палочках в жидкость, начинайте выдувать гигантские пузыри. Чтобы отделять их друг от друга аккуратно сводите концы двух палок вместе.
Какова же научная составляющая этого опыта? Объясните детям, что пузыри держатся за счет поверхностного натяжения — силы притяжения, которая удерживает молекулы любой жидкости вместе. Ее действие проявляется в том, что разлитая вода собирается в капли, которые стремятся обрести сферическую форму, как наиболее компактную из всех существующих в природе, или в том, что вода, когда льется, собирается в цилиндрические потоки. У пузыря слой молекул жидкости с обеих сторон зажат молекулами мыла, которые усиливают ее поверхностное натяжение при распределении по поверхности пузыря, и не дают ей быстро испариться. Пока палки держат разомкнутыми, вода удерживается в виде цилиндра, как только их сомкнуть — она стремится к сферической форме.
Вот такие опыты в домашних условиях можно провести с детьми.
Занимательные
Ловим электричество. Этот небольшой и безопасный опыт вполне может быть проведен с малышами.
- На стене размещают один надутый воздушный шарик, несколько других лежат на полу.
- Мама предлагает ребенку поместить на стену все шарики. Однако держаться они не будут и упадут.
- Мама просит малыша натереть шар о свои волосы и попробовать еще раз. Теперь шарик удалось прикрепить.
После этого нужно рассказать, что «чудо» произошло благодаря электричеству, которое образовалось при натирании шара о волосы.
Еще один вариант для любознательных – опыт с фольгой. Проводится так:
- Небольшой листок фольги нужно нарезать на полоски.
- Попросить кроху причесаться.
- Теперь нужно прислонить расческу к полоске и понаблюдать. Фольга пристанет к расческе.
Можно продемонстрировать детям и «Пропавший мелок». Для этого кусочек обычного мела помещают в уксус. Известняк начнет шипеть, уменьшаться в размере. Через некоторое время он полностью растворится. Связано это с тем, что мел при соприкосновении с уксусом превращается в другие вещества.
Опыты с детьми-дошкольниками – отличная возможность развить у них любознательность, ответить на многие вопросы в наглядной и понятной форме. Кроме того, предлагая малышам разнообразные эксперименты, внимательные родители помогут им в раннем возрасте очертить собственный круг интересов. А само проведение исследований станет отличным и веселым времяпрепровождением.
Популярные вопросы
Какие меры предосторожности необходимо соблюдать?
Любые опыты с химическими реактивами, огнем должны проводиться под руководством взрослых. При необходимости следует одевать защитные перчатки, маски и другие приспособления.
С какого возраста можно экспериментировать?
Начинать участвовать в экспериментах ребенок может с того возраста, когда он уже начинает понимать и слушаться родителей
Опыты, которые могут быть опасными (с огнем, химикатами), лучше проводить со зрелым ребенком школьного возраста (с 8-10 лет).
Дети очень любят необычные вещи – опыты, фокусы, эксперименты. При этом родители могут не только удивить юного испытателя, но и научить его полезному, а также полюбить такие науки как физика и химия.
Как сделать торнадо
Узнайте, как сделать торнадо в бутылке с этим веселым научным экспериментом для детей. Использованные в эксперименте предметы легко найти в обиходе. Сделанный домашний мини-торнадо намного безопаснее торнадо, который показывают по телевидению в степях Америки.
Вам понадобятся:
- Две пластиковые бутылки с крышками
- Клей (клеящий пластмассу)
- Вода
- Нож
- Скотч.
Инструкция:
1. Заполните пластиковую бутылку водой, но не полностью.
2. Аккуратно сделайте отверстия в крышках с помощью ножа.
3. Теперь приклейте крышки друг к другу со стороны отверстий.
4. Прикручиваем обе бутылки к крышкам.
Заполненную водой бутылку переворачиваем наверх. Раскручиваем бутылку с водой круговыми движениями и наблюдаем интересное явление торнадо.
Объяснение
Круговое вращение бутылки создает вихрь воды, который выглядит как торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Следует отметить, что вихри в природе бывают в виде смерчей и ураганов.
https://youtube.com/watch?v=JtRZ5P4YKOU
«Яйцо-поплавок»
Очень интересный опыт можно показать, используя яйцо и водный раствор соляной кислоты. Для его проведения необходимо взять стеклянный графин или широкий стакан и налить на дно 5-процентный раствор соляной кислоты. Затем в него необходимо опустить яйцо и подождать некоторое время.
Вскоре на поверхности яичной скорлупы, вследствие реакции соляной кислоты и карбоната кальция, содержащегося в скорлупе, появятся пузырьки углекислого газа и поднимут яйцо вверх. Достигнув поверхности, пузырьки газа полопаются, и «груз» опять уйдет на дно посуды. Процесс поднимания и ныряния яйца будет продолжаться до тех пор, пока вся яичная скорлупа не растворится в соляной кислоте.
Опыты для детей «Невидимые чернила»
Для создания этого волшебного опыта для детей, потребуются компоненты:
- Сок лимона – 1 чайная ложка;
- Вода питьевая – 0,5 столовой ложки;
- Стакан;
- Ватная двусторонняя палочка;
- Чистый лист бумаги.
Действия по совершению секретного послания проводить в следующем порядке:
- В стакан выливается сок выжатого лимона и вода. Все тщательно перемешивается.
- Одну из сторон ватной палочки надлежит использовать в качестве пишущего инструмента. Ее обмакивают в лимонный раствор воды и наносят им необходимый текст на чистый лист бумаги.
- После полного высыхания секретной информации, листок с посланием необходимо нагреть. Для опыта потребуется включенная настольная лампа.
- Под воздействием осветительного прибора, зашифрованные буквы начнут проявляться, вот такой опыт в домашних условиях для вашего ребенка станет удивительным познанием химических законов.
Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке
Вам понадобится:
— небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет
— прозрачная пластиковая бутылка
— нитка
— пищевой краситель
— ножницы.
1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.
2. Отрежьте дно и ручки пакета.
3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.
4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области «шеи» медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.
5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.
6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.
7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла «плавать» в бутылке.
8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.
9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.
* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.
* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.
Опыты для детей: лимонный вулкан
Вам понадобится:
— 2 лимона (на 1 вулкан)
— пищевая сода
— пищевые красители или акварельные краски
— средство для мытья посуды
— чашка
— деревянная палочка или ложечка (при желании)
— поднос.
1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.
2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.
* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.
3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.
4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой «помните» лимон внутри, чтобы выдавить немного сока
Важно, чтобы сок был внутри лимона
5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.
6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.
7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона — вулкан начнется пениться.
8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.
Как надуть шарик с помощью соды и уксуса
Многие дети могут воспринимать такой опыт как фокус, ведь шарик будет надуваться без помощи насоса или рта. Для проведения такого опыта нужны бутылка, сода, уксус и воздушный шарик.
В бутылку необходимо налить уксус в соотношении 1 к 3, этого будет вполне достаточно. После этого в шарик необходимо насыпать небольшое количество соды, удобнее всего это будет сделать через воронку.
Далее необходимо плотно надеть шарик на горлышко бутылки и начать постепенно высыпать соду из шарика в бутылку с уксусом. При взаимодействии элементов в таком соотношении начнет активно выделяться углекислый газ. Газ начинает заполнять воздушный шар, тем самым его надувая.
Единственный минус такого способа заключается в том, что выделяемый газ гораздо тяжелее обычного воздуха, и он будет падать на пол быстрее обычного, надутого простым воздухом.
Цветной дождь
Для проведения первого фокуса необходимо подготовить воду, пакет на молнии, пищевой краситель, немного фантазии и лишние руки. Необходимо подкрасить воду при помощи красителя. Чтобы фокус был более правдоподобным, на пакет наносятся различные волны и облака. После этого в пакет заливается вода. Пакет плотно закрывается и на липкую ленку приклеивается к поверхности окна. Конечно результат придется немного подождать, но оно того стоит. Спустя время вы увидите в своем доме личную погоду, дети смогут наблюдать за тем, как в маленькое море льется дождь. Понаблюдать за дождем можно будет в течение нескольких дней.
Эксперименты для детей: пепельная змея
Такие эксперименты для детей все же лучше проводить на улице или на поверхности, которую не жалко испортить.
Потребуется:
- 1-2 таблетки сухого горючего (уротропин)
- Глюконат кальция – 10 таблеток
- Мисочку, которую не жалко (можно смастерить их фольги)
- Зажигалка
- Рабочая негорючая поверхность
Ход выполнение:
- Произвольно измельчаем горючее и кальций
- Выкладываем горкой горючее в мисочку, делаем небольшое углубление
- Засыпаем кальция и поджигаем
- Наблюдаем, как вырастает змея из пепла
Объяснение:
Глюконат кальция разлагается под воздействием температуры на оксид кальция и углерод, из чего и состоит пепельное дерево. Но для этого нужно равномерное и постоянное нагревание, что нам и обеспечивает сухое горючее.
Алгоритм
Для детей 5 лет: невидимые чернила
Молоко или лимонный сок, кисточка или перо, горячий утюг.
В пять лет малыш наверняка уже владеет кистью. Даже если он ещё не умеет писать, он может нарисовать секретное письмо. Тогда послание получится ещё и зашифрованным. Современные дети не читали в школе рассказ про Ленина и чернильницу с молоком, но наблюдать свойства молока и лимонного сока для них будет не менее интересно, чем для их родителей в детстве.
Опыт очень прост. Обмакните кисточку в молоко или сок лимона (а лучше использовать обе жидкости, тогда качество «чернил» можно сравнить) и напишите что-нибудь на листе бумаги. Затем просушите письмена, чтобы бумага выглядела чистой, и нагрейте лист. Удобнее всего проявлять записи с помощью утюга. В качестве чернил подойдёт сок лука или яблока.
Опыты для детей «Превращение квадрата в круг»
Фокус этого испытания состоит в зрительном эффекте. Для его проведения необходимы материалы:
- Картон;
- Линейка;
- Фломастер;
- Карандаш.
При выполнении трюка превращения необходимо вырезать из картона квадрат правильной формы. Затем, при помощи линейки, найти середину одной стороны. К ней приложить один конец измерительного прибора, а другой его конец подвести к углу ближайшей стороны. Вдоль образовавшейся линии, при помощи фломастера необходимо нанести около 30 точек.
На картонном квадрате найти его середину и проткнуть ее острым кончиком карандаша. Картонная бумага должна вращаться на карандаше без особых усилий. При вращении квадрата можно увидеть образовавшийся круг. Хотя это лишь точки на картоне, просто они движутся по кругу и создают эффект окружности.
Для детей 6 лет: «резиновые» косточки
Материалы: куриные косточки, лучше от ножки, 9-процентный уксус.
Полезный химический опыт показывает детям, как важен кальций для прочности костей. Куриные косточки очистите от мяса и хорошенько вымойте, затем поместите в банку с уксусом и закройте. Проследите, чтобы уксус полностью покрывал кости. Уксусная кислота вымывает из костей кальций — без него кости перестают быть твёрдыми. Чтобы кальций растворился, понадобится примерно 7 дней. Через неделю вы сможете сгибать кости и даже завязывать их в узелки — они станут гибкими, как резина.
Опыт проводить должен взрослый. Будьте осторожны с уксусом, следите, чтобы ребёнок не попробовал его на вкус и не вдыхал пары. Не забудьте убрать уксус на место.
Совместное проведение экспериментов развивает воображение, мышление и любознательность, расширяет кругозор и укрепляет отношения родителей и детей. Так что берите на заметку!
Автор видео: Инна Толстова
Источники фото: канал Deep Inside
s019.radikal.ru
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Для детей 7 лет: яйцо в бутылке
Куриное яйцо, бутылка из-под гранатового сока, горячая вода или бумага со спичками.
Эксперимент практически безопасный и очень простой, но довольно эффектный. Ребёнок сможет провести большую его часть сам, взрослый должен только помочь с горячей водой или огнём.
Первым делом требуется сварить яйцо и очистить его от кожуры. А дальше есть два варианта. Первый – налить в бутылку горячей воды, сверху положить яйцо, затем поставить бутылку в холодную воду (в лёд) или просто подождать, пока вода остынет. Второй способ – бросить в бутылку горящую бумагу, а сверху положить яйцо. Результат не заставит себя долго ждать: как только воздух или вода внутри бутылки остынет, он начнёт сжиматься, и не успеет начинающий «физик» моргнуть, как яйцо окажется внутри бутылки.
Будьте осторожны и не доверяйте ребёнку самому наливать горячую воду или работать с огнём.
Правила безопасности при проведении домашних опытов
Прежде чем начинать любой эксперимент, нужно обеспечить технику безопасности и обсудить правила безопасности с ребенком.
Меры безопасности зависят от вида эксперимента, но существуют общие правила для всех:
Перед проведением опыта, нужно внимательно прочитать его описание, точно следовать инструкции.
Взрослые должны обеспечить безопасность рабочего места, оборудования, приборов.
Рабочее место должно быть хорошо освещено и свободно от посторонних предметов.
Осторожное обращение с открытым огнем и горячими предметами.
Безопасное обращение с ножницами и другими острыми предметами.
Для проведения опытов должна быть отдельная посуда, нельзя использовать посуду, из которой потом будут есть. Нельзя наклоняться над посудой, в которой происходит реакция.
Нужно беречь кожу и слизистые от попадания на их поверхность крупинок и брызг.
После проведения опыта, необходимо хорошо убрать рабочее место, вымыть посуду и руки
Если есть необходимость нужно проветрить комнату.
Используемые растворы следует аккуратно вылить в раковину, предварительно включив холодную воду (чтобы вода разбавляла раствор).
Правила безопасности должны касаться и веществ, используемых для проведения опытов. Они должны храниться в хорошо закрытых и подписанных баночках, отдельно от продуктов питания и в недоступных для детей местах.
Познавательные эксперименты для детей с соленой водой
Подобные эксперименты для детей очень разнообразны и будут интересны любой возрастной категории.
Подготовьте:
- Две чаши
- Вода
- Соль
Процесс:
- Сначала наполните обе чаши водой. В одну из чаш насыпьте много соли, примерно на 100 мл 1 ст. л.
- Затем поместите две чаши в морозильник на несколько часов
- Когда вы достанете чашки из морозильника, дети будут поражены. Вода замерзает до льда, а водно-солевой раствор – нет!
- Если разрешить детям посыпать лед солью, то он растает
Объяснение:
На каждом слое льда всегда есть тонкий слой воды, потому что давление воздуха вызывает таяние льда. Если мы добавим к нему соль, этот слой больше не может замерзнуть. Таким образом, давление воздуха проходит через слои, в результате чего лед всегда жидкий.
Устройте ледяную рыбалку