Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?
Содержание:
- Ребенок 2 года. Развитие речи
- Физическое развитие ребенка в 2 года
- Ход игры: Предложить детям новую игру.
- Расширяйте пассивный запас слов малыша
- Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте
- Поводы для беспокойства
- Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества
- Признаки задержки развития
- Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?
- Отклонения от нормы
- Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?
- Игра «Кто в домике живет»
- Что надо знать родителям: этапы развития речи
- Питание ребенка в 2 года
- Грамматика
- Что должен уметь ребенок в 2 года?
- Интеллектуальное развитие в возрасте двух лет
- Полезные игры
Ребенок 2 года. Развитие речи
Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).
Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике)
В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
Слушайте и пойте песни.
Занимайтесь изучением прилагательных
Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т
п.
Физическое развитие ребенка в 2 года
Тело двухлетнего ребенка окрепло, натренировано ходьбой, активными играми дома и во дворе. Малыш к 2-м годам должен уметь выполнить следующее:
- Подпрыгнуть на месте (чаще на двух ножках, но можно и на одной);
- Бросить мячик в руки сверстнику, взрослому; попасть им в корзину;
- Подбросить шарик вверх и поймать его двумя руками;
- Сидя на полу, стучать пятками;
- Поднимать руки и доставать предметы с высокой полки, стола. Тянуться до них, вставая на цыпочки;
- Самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
- Пытаться удержать равновесие на перекладине;
- Перешагивать через порог;
- Взбираться по шведской стенке наверх;
- Копать песок лопаткой, складывать его в формочки, ведёрко;
- Листать страницы книжки;
- Расчёсывать себя и кукол;
- Собирать мозаику, паззлы из крупных деталей;
- Танцевать под музыку, попадая в такт;
- Рисовать линии;
- Лепить простые фигурки.
Ход игры: Предложить детям новую игру.
Мы ногами топ-топ
(топаем, высоко поднимая ноги)
А в ладоши хлоп-хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
(руки на пояс, кружимся).
Подвижные игры.
Делаем зарядку!
Цель: развитие подражания движений; развитие понимания речи. Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии друг от друга. Взрослый становится напротив детей. Он предлагает поиграть, выполняет определенные действия; комментируя их следующими словами
— Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!
Руки вверх!
Руки в стороны
Теперь походим топ-топ!
Руки вперед!
Похлопаем в ладошки!
Руки на пояс!
Присели!
Стоим!
Попрыгаем — прыг-скок!
Игры с игрушками и предметами детей, игры с кубиками.
Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий, конструирование.
Оборудование: пластмассовые или деревянные кубики разных цветов и другие фигурки из детских строительных наборов.
Ход игры: Предложите детям разноцветные кубики. Покажите и расскажите, что можно построить из кубиков.
Лучше обучать разным играм поэтапно: сначала дети учатся выстраивать башенки, затем дорожки, домики и т. д.
Игры с мячами
Направление: Попади в корзину, мяч с горки! Мяч в ворота и т. д.
Тоннели и мосты
Игра с куклами
Деловое общение детей со взрослыми
— Это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Обучать детей выражать свои мысли доступным ему способом, предложить выбор из нескольких вариантов. Наводящие вопросы.
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка аппликация).
Игры по развитию органов слуха: послушаем звуки, кто кричит? Звуки дома.
Найди такую же коробочку и т. д.
Игры для развития речевого слуха.
Кто там? Кто позвал? Найди картинку, найди игрушку.
Развитие дыхания
Например: Лети, бабочка, ветерок, вертушки, плыви, кораблик, мыльные пузыри, свистульки.
Значение развития движения рук и мелкой моторики пальцев.
Подражания движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития детей.
Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, которые доказывали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон, и положительно действуют на всю кору головного мозга. Поэтому развитие рук помогает детям хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Развитиедвижения рук включает:
— развитие хватания
— развитие соотносящих действий (пирамидки, матрешки, вкладыши)
— подражание движениям рук
— развитие движений кистей и пальцев рук
В ходе проведения специальных игр укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Игры и упражнения для развития ручной моторики.
— массаж рук
— разминать тесто, пластилин
— мять бумагу
— рвать бумагу
— нанизывать кольца (шарики на стержень)
— сортировать мелкие предметы
— опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком
— использовать разнообразные конструкторы
— использовать мозаику
— нанизывать бусинки на шнурок
— шнуровать
— завязывать и развязывать узелки, бантики
— расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, молнии
— отстегивать и пристегивать прищепки
— выкладывают фигуры из палочек и т. д.
Детям необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации.
Расширяйте пассивный запас слов малыша
Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:
Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому. Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова
При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути. Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д..
Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»
Изучайте с ребенком части лица и тела. В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
Рассматривайте вместе с малышом картинки в книжках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.
Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.
Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать
У них достаточно развиты память и внимание
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха
Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие
Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание
А его преодолеть трудно
Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками
А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.
Поводы для беспокойства
Если ребенок плохо понимает речь родителей, не обращает внимания на их просьбы или реагирует на них неадекватно, не говорит ни одного слова, никак не взаимодействует с другими детьми — следует обратить на это внимание и получить консультацию специалиста. Странное поведение маленького крохи может быть вызвано:
Странное поведение маленького крохи может быть вызвано:
• воспалительными процессами в зоне среднего и внутреннего уха;
• плохим самочувствием малыша;
• задержкой речевого развития;
• симптомами аутизма;
• другими медицинскими проблема, который следует и можно в детском возрасте легко устранить.
В этих и любых подобных случаях родители должны обращаться за помощью к врачу.
Полезные ссылки:
Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества
Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых.
Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2—3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Родитель рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».
На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Расскажите сказку и нарисуйте вместе ее главного героя. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, учится сам завязывать шнурки.
Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики. На праздничном торте установите свечи: пусть малыш попробует их задуть, загадав желание.
Признаки задержки развития
Задержка развития у двухлетнего ребенка может проявляться по разным причинам
Родителям стоит обратить внимание в тех случаях, если не сформировались какие-либо из обязательных знаний, умений, навыков. В этом случае нужно обращаться к специалистам (невролог, врач ортопед, логопед-дефектолог), которые смогут при помощи специальных методик оценить отстает ли ваш ребенок, насколько это критично и требуется ли коррекция.
Помимо указанных выше в 2 года тревожными симптомами являются:
- отсутствие простых слов в речи и навыка применения их по назначению;
- отсутствие навыка повтора – букв, слогов и слов;
- непонимание обращенной речи и просьб;
- неумение жевать.
Если вы заметили хотя бы один из них, визит к специалистам не стоит откладывать
Важно помнить, что задержки развития гораздо проще скорректировать в раннем возрасте.
Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?
Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.
Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.
Усредненные нормы и как должен говорить ребенок
На 3 году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение
Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно
Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:
- малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
- по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
- понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
- выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
- использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
- проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
- чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.
Обратите внимание!Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь
Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому
Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.
Возраст | Нормы речи |
---|---|
До 1 года | Маленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед». |
1-1,5 | Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди». |
1,5-2 | Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д. |
2 | Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация. |
2-3 | Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл. |
Условия для развития речи
Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:
- создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
- не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
- отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
- следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
- выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
- читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.
Отклонения от нормы
К сожалению, развитие речи не у всех детей проходит гладко. Тут перед родителями стоит сложная задача – вовремя заметить патологические процессы и по возможности их купировать.
Причём заниматься самолечением категорически нельзя. Если заметили какие-то отклонения, нужно срочно обращаться к врачу, чтобы выяснить, в чём проблема.
Изначально нужно выяснить, какие дети входят в группу риска:
- недоношенные;
- с очень низкой массой тела;
- с нарушением слуха или зрения;
- с гипертонусом мышц;
- со структурными изменениями мозга.
Но замедлить речевое развитие могут даже обычные недостатки воспитания. Если ребёнком не заниматься, плохо кормить, не выводить на прогулки, он, скорее всего, не заговорит до года.
Определить, что что-то не так, помогут следующие признаки:
Ребёнок молчит, не гукает и не гулит.
Малыш не фиксирует внимание на предметах.
Отсутствует реакция на эмоциональную речь.
Период лепета не наступает до 6 месяцев.
Лепет и гуление слишком тихие, без интонаций.
К 12 месяцам сохраняется примитивное гуканье или однообразный лепет.
Разговаривает только ему понятными языком и не воспринимает других слов (или не говорит вообще, общаясь жестами, мимикой).
Неправильно располагает во рту язык, имеет трудности с глотанием, жеванием.
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования речевых навыков у ребенка. Чаще всего оно может обнаружиться в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно разговаривать
Но ОНР – это не симптом серьезного заболевания, а чаще всего просто недостаточное внимание родителей к речи ребенка. Например, если ребенок говорит «ыба», «суба», «дау», а родители его не поправляют, думая, что «само пройдет»
⠀
Четыре месяца назад в одну из социальных сетей онлайн-школы Kidskey пришло такое сообщение:
⠀
«Моему сыну 4 года. Он с 3-х лет ходит в садик, но почти не разговаривает. Его речь похожа на лепет годовалого ребенка. Я понимаю его только тогда, когда он объясняется жестами. Знакомые успокаивают, что мальчики начинают говорить позже, но я очень переживаю, потому что в саду дети не хотят играть с моим сыном, он постоянно плачет, злиться и даже обижает своих одногруппников.
⠀
Не знаю, что делать. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас что-то предпринимать или все же ждать, пока ребенок перерастет? Обязательно ли идти к специалисту или можно заниматься развитием речи дома?»
⠀
Давать какие-то абстрактные советы, не пообщавшись с ребенком, сложно. Поэтому мы пригласили маму с мальчиком на бесплатную онлайн-консультацию.
⠀
Замечательный и улыбчивый Рома не имел никаких проблем со слухом и интеллектом, но общался с нашим методистом так:
⠀
- вместо «дай» — говорил «да-да», вместо «есть» — «нам-нам»;
- вместо целого слова, называл только корень и обозначал им сразу несколько слов – «ма» — «машина», «ба» — «барабан», «банан», «батарейка»;
- одни и те же слова говорил по-разному: «машина» — «аша», «биби», «пипи», «си»;
- сложные слова и фразы сокращал: «мама ушла на работу» — «ма ся а ату».
⠀
После консультации стало понятно – у Ромы общее недоразвитие речи (ОНР) первой степени.
Этот диагноз логопеды могут поставить ребенку, если он сказал первые слова только после 3-х лет или если он больше объясняется жестами. Например, вместо того, чтобы сказать «Мама, дай конфету», он говорит «дай», а дальше показывает пальцем на шкафчик, где лежат сладости.
⠀
Ниже есть таблица с нормами развития речи ребенка по возрасту. Посмотрите, но сильно не зацикливайтесь на этих данных – каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью.
Игра «Кто в домике живет»
На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.
Что надо знать родителям: этапы развития речи
В первые годы после рождения малыш больше всего времени находится в домашней, семейной обстановке. Это означает, обучение ребенка речи считается обязанностью родителей, и игнорировать развитие никак нельзя.
Ребенок плохо разговаривает
К сведению. Такое обучение, как учеба не воспринимается, а является частью жизни, общения мамы, папы с малышом. Однако, зная правила и способы, как помочь ребенку научиться говорить, это даст возможность быстро справиться с поставленной задачей.
Малыш учится в домашней обстановке
Развитие речи ребенка от рождения до школы
Опытный логопед подскажет, как учить ребенка разговаривать. Развивается речь поэтапно:
- Первые сочетания звуков ребенок начинает издавать, когда ему 2-3 месяца от роду. Малыш даже может различать голоса, но вот общие звуки новорожденные воспринимают, как успокаивающую мелодию. Это начальная стадия речевого развития.
- Примерно в 6 месяцев «гуление» ребенка становится наиболее понятным, эмоционально раскрашивается, и это следующая стадия правильного развития маленького чада.
- Наконец, в период с 7-9 месяцев ребенок начинает произносить небольшие слова, состоящие из слогов: «ма-ма», «па-па».
Понимание речи формируется у детей в возрасте около 12 месяцев, когда запас слов включает в себя уже несколько конструкций из 3-10 несложных слов. Если с ребенком на данном этапе проводить занятия, то в 2 года дочь или сын смогут не только расширить запас слов, но и называть демонстрируемые вещи, действия и передавать свои ощущения.
На заметку! Если малыш плохо говорит или совершенно не хочет идти на словесный контакт с другими детьми и взрослыми после того, как ему исполнилось 3 года, родителям надо бить тревогу — записаться к логопеду и детскому психологу. Нельзя исключать, что проблема в умственном развитии.
Разговор о событиях
Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка развивалась речь?
Внимательных и ответственных родителей волнует вопрос, как научить ребенка разговаривать. Специалисты дают рекомендации:
Важно получать удовольствие, общаясь с дочкой или сыном и от самих уроков. Это позволит уделять малышу больше времени
Кроме того, разговоров будет больше, они наполнятся добром и нежностью.
Надо все время разговаривать с малышом о вещах, явлениях и событиях, окружающих его и происходящих с ним.
Необходимо покупать соответствующие возрасту игры, книги с картинками, «развивашки».
Важно играть совместно, так как играя, родитель может называть предметы и акцентировать внимание крохи на их свойствах, описании, включая размеры и цвета. Кроме того, нельзя «сюсюкать» и искривлять слова из активного детского лексикона. Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса
Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса.
С ребенком нужно разговаривать в любом возрасте
Считается нормой, если малыш не очень хорошо общается в 2-2,5 или даже в 3 года. Научить сына, дочь говорить — это значит видеть явный прогресс в развитии речи:
- Новые звуки.
- Попытку повтора слов.
- Знание названий определенных предметов.
Девочки в этом смысле значительно быстрее восхищают мам и пап своими звуками, а мальчики отстают от них, начинают говорить чуть позднее. Все потому, что девочки созревает намного раньше, чем мальчики — так создала природа.
На заметку. В тех семьях, где мама и папа общаются на двух и более языках, ребенок скорее всего начнет говорить еще в более поздний период, так как годовалому и новорожденному «понять» сразу два информационных потока сложно.
Читаем книги, стихи и песенки
Задумываясь о том, как учить ребенка говорить, необходимо ежедневно и не по раз играть со слогами и звуками, читать книжки, петь, ведь всё это реально совмещать с повседневными заботами: поездка в маршрутке (можно поиграть в слоги), на прогулке (спеть песню).
Когда ребенок подрастет, важно повысить нагрузку и добавить к полезным развлечениям вопросы: что бывает сладким (сахар), что может быть желтым (солнце). На заметку
Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки
На заметку. Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки.
Питание ребенка в 2 года
В этом возрасте ребенка должен:
• употреблять в пищу 1/3 — 1/2 взрослой порции еды;
• получать удовольствие от еды оформленной забавными формами, разноцветными соусами или с необычной расцветкой (сырок в виде мишки, разноцветные макароны, печенье с цветной глазурованной крошкой);
• хорошо пережёвывать мягкую и средней жёсткости пищу;
• мыть с мылом руки перед едой;
• помогать родителям в приготовлении пищи (снимать кожуру со сваренной картошки, срывать листики с салата, шелушить горох, чистить банан).
Ребенок в двухлетнем возрасте по прежнему должен принимать пищу в присутствии родителей, особенно незнакомую или состоящую из крупных фрагментов.
Грамматика
В случае если ваш сын или дочь уже пришли к тому, что способны составлять и говорить предложениями, то в основном они простые повествовательные или восклицательные. Обычно слова согласованы в предложениях по числу и роду. Однако могут встречаться ошибки в падежных окончаниях.
Выдавать сложные предложения для малыша двух лет еще тяжелая задача. Но мама с папой в коммуникации с ребенком должны их использовать. Ведь малыш все еще повторяет за вами. Например, «Сначала мы покушаем, а потом пойдем гулять».
Что касается вопросительных предложений, то малыши пытаются передать вопрос интонацией, а не вопросительными словами. Для них это легче. Хотя они уже понимают их. Чтобы тренировать вопросы, можно предлагать малышу следующие упражнения: «Спроси у папы, где кошка? Спроси у дедушки, когда будем играть?» и т.д.
Что должен уметь ребенок в 2 года?
В возрасте двух лет дети уже должны уметь ориентироваться в пространстве, то есть понимать, что предмет находится:
• в чем-то или за пределами чего-то (мячик в коробке, мишка в другой комнате);
• в помещении или на улице;
• находится вертикально или горизонтально;
• вверху или внизу.
Ребенок должен уметь характеризовать качества предметов, понимать (именно понимать, а не произносить) например:
• что кошка — мягкая;
• платок — колючий;
• салфетка — сухая или мокрая.
• вода из крана (или еда в тарелке) — холодная или горячая.
В 2 года ребенок должен уметь распознавать части тела, знать и уметь показать:
• ноги;
• руки;
• туловище;
• голову.
Уметь распознавать:
• основные стандартные цвета — красный, белый, зеленый, синий и т.д.
• цифры от 0 до 10;
• предметы и объекты — мишка, кукла, машинка, домик;
• формы предметов — квадрат, овал, звездочка, кружочек.
Некоторые дети могут используя пальчики считать от 0 до 5 (хотя конечно часто ошибаются при счета)
Интеллектуальное развитие в возрасте двух лет
В двухлетнем возрасте у малыша развита память. Он хорошо запоминает новые слова, понятия, функции предметов. Любопытство – главный помощник в интеллектуальном развитии карапуза. К 2-м годам малыш знает:
- Цвета (не менее 4-х: жёлтый, синий, красный, зелёный);
- Имена родных;
- Формы предметов. Для обучения используйте развивающие игрушки, например, сортеры;
- Размеры (большой/маленький);
- Птиц, животных;
- Явления природы;
- Несколько видов деревьев, цветов;
- Несколько простых стихотворений, четверостиший, сказок наизусть.
Умственное развитие напрямую зависит от речевого. Если малыш хорошо разговаривает, начинает произносить предложения, задавать вопросы, то интеллект получает максимальное количество информации, необходимой для развития.
Полезные игры
Чтобы побуждать ребенка к говорению, лучше всего с ним играть. Игра должна быть простой, интересной, доступной для крохи. Детки прекрасно реагируют на забавные стишки, быстро включаясь в игру-повторялку.
Например, разучите такое стихотворение:
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: прыг!
Воробьишки: чик-чирик!
Кошка рада птичкам: мурр!
Воробьи взлетели: фурр!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: жу-жу!
Ветер листьями: шу-шу!
Ребенку будет интересно повторять простые словечки, особенно, если мама читает стишок эмоционально.
Весьма полезны для речевого развития крохи сюжетно-ролевые игры. Ребенок пока не может сам придумывать их, поэтому на помощь приходят родители. Во время таких игр малышу приходится называть действующих персонажей, обозначать их действия, высказывать свои мысли, выражать чувства.
Вот еще примеры развивающих речь игр:
Что это? Когда ребенок приносит маме игрушку, она производит с ней свойственные действия (танцует куклой, гудит, как паровозик), а затем просит малыша назвать игрушку (что это?). Если у него пока не получается – называет мама. Полезно назвать несколько признаков и действий, которые можно выполнять с этой игрушкой.
Кто в домике живет? В коробку прячут игрушки (кукол, животных). Затем мама несколько раз спрашивает у крохи: «Кто в этом домике живет?», чтобы заинтриговать его. Когда ребенок живо заинтересуется, по одной достают игрушки, просят его назвать их. Если это пока сложно – так же называет мама.
Перебежки. Суть игры в том, что ребенок перебегает от одного названного предмета к другому. Перебегать можно между мебелью (где у нас кресло? А где шкаф?), игрушками, расставленными по всему дому, картинками
При этом полезно через несколько дней менять расположение картинок, чтобы малыш учился находить указанное изображение, тренируя память и внимание, закрепляя названия предметов.
Итак, для развития речи малышей необходимо комплексно задействовать все центры мозга, соседствующие с центром речи. То есть развивать мышление, моторику, координацию, эмоции, артикуляцию, словарный и понятийный запас. Все это невозможно без заботы о комфортном психологическом микроклимате в семье. В целом его можно назвать основой гармоничного и своевременного развития детей.