Как помочь ребенку стать уверенным в себе
Содержание:
- Причины неуверенности
- Опасность низкой самооценки
- Работа с психологом
- Можно ли развить уверенность в себе?
- Что делать, если ребенок не уверен в себе
- Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)
- «Ты самая красивая на свете»
- Уверенность через привязанность
- Принципы воспитания
- Ошибки родителей в воспитании сына
- Как преодолеть неуверенность в себе
- Важные моменты, которые нужно учитывать в воспитании уверенного ребенка
- Как формируется самооценка младших школьников
- Воспитываем в ребенке уверенность в себе и лидерские качества
- Как и когда самооценка формируется
Причины неуверенности
Причины детской неуверенности в себе обычно связаны с индивидуальными особенностями психики, воспитанием, социализацией и состоянием организма. Перечисленные факторы напрямую определяют качество социальной жизни
Важно понять, что в детстве происходит активное созревание личности, поэтому ребенок еще не способен абстрагироваться от стрессовых факторов. Сознание впитывает любой жизненный опыт, на основе которого формируются черты характера
Основные причины:
Нарушение психологической адаптации
Это может быть индивидуальная особенность, продиктованная генами, приобретенное состояние. Дети тяжело переживают любые неудачи и в дальнейшем не справляются со сложностями. Включается механизм выученной беспомощности: предыдущие неудачи предостерегают индивида от попыток справиться с новыми проблемами. Появляется повседневная тревога. Не отраженный адаптивным механизмом хронический стресс все сильнее деформирует личность.
Низкое качество социальных взаимодействий
Это ключевая причина неуверенности в себе, поскольку именно межличностные отношения являются почвой для развития черт характера. Выученные модели взаимодействия с людьми сложно изменить в дальнейшем.
Психологические расстройства
Дети часто страдают от неврозов и более серьезных нарушений психики. Признаки таких недугов включают немотивированную тревожность, панические атаки и стойкое снижение настроения. Неуверенность в себе может быть непосредственным осложнением такого расстройства. Может потребоваться психологическая или психотерапевтическая поддержка.
Уверенным в себе можно стать в любом возрасте, однако нужно понять, какие именно обстоятельства «подпитывают» низкую самооценку.
Опасность низкой самооценки
Пониженная самооценка приводит к развитию устойчивого комплекса неполноценности. Ощущая себя хуже других, такие дети постоянно испытывают неуверенность в наличии сил для решения тех или иных задач.
Если у ребёнка низкое суждение о себе, отсутствие веры в свои возможности, скорее всего, будет мешать ему, реализоваться как личности. Таким ребятам приходится испытывать постоянные трудности в общении с ровесниками, им мешает мысль о том, что с ними никто не хочет дружить.
В результате занижения своей самооценки детей могут ждать самые разные негативные последствия:
- Начинает снижаться эффективность учёбы. Если ребёнок постоянно ругает себя, считает себя не способным, ему не хватает ни сил, ни желания решать встающие перед ним задач.
- Теряется способность любить других людей. Нельзя любить другого, если нет здорового чувства любви к себе. Если становится непреодолимым путь к собственной значимости, теряется возможность уважать других.
- Снижается качество друзей. Парадоксально, но обычно такие дети выбирают в друзья тех, кто будет часто их критиковать. Потому что они видят себя именно такими, достойными критики. Ни на что не способными, никому не нужными.
- Приземистость цели. Дети с низкой самооценкой стараются не строить большие планы и не ставить перед собой высоких целей. Повышенная критичность к себе заставляет их ограничиваться решением самых простых задач.
Работа с психологом
Иногда бывает так, что некий травматический эпизод становится источником неуверенности в себе и это никак не связано с воспитанием. Или вам тяжело перестроиться и начать взаимодействовать с ребёнком по-другому. В таком случае может помочь психолог. Специалист выслушает вашу проблему и решит, как лучше поступить: работать с ребёнком, со всей семьёй или (так бывает) только с родителями.
Чем младше ребёнок тем в более игровой форме происходит общение. Если вы чувствуете, что не справляетесь, контроль над ситуацией ускользает из ваших рук — обратитесь к психологу. Проблема неуверенности в себе не исчезает с моментом взросления, она переходит во взрослую жизнь и мешает строить карьеру, вступать в отношения, дружить и общаться с другими людьми.
Специалист по детской психологии будет отличным источником поддержки в это время, и именно он подскажет, что делать и как преодолеть неуверенность ребёнка. Таким образом, именно психолог, поможет ответить на вопрос, что делать и послужит проводником, в то время, когда вам нужно будет быть более понимающими и чуткими.
Можно ли развить уверенность в себе?
Родители должны развивать уверенность в ребенке, чтобы во взрослой жизни он стал самостоятельным, успешным мужчиной. Предлагаем несколько простых упражнений для детей 5-10 лет, которые помогут развить решительность и самостоятельность.
- Танцуйте вместе. Многие дети стесняются танцевать, потому что боятся сделать что-то не так. Выучите вместе несколько танцевальных движений и устройте семейную вечеринку с веселой музыкой. Мальчики с радостью потанцуют с папой и мамой, если заранее немного потренируются.
- Устраивайте ролевые игры. Это может быть театр теней, пальчиковые куклы, кукольный театр. Можно придумать костюмированный спектакль, где в роли главного героя будет ваш сын.
- Игра в слова. Предложите ребенку назвать свое лучшее качество на определенную букву. Например, «У» – умный, «Ц» – целеустремленный, «В» – воспитанный, и т.д. Такая игра подойдет для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Что делать, если ребенок не уверен в себе
Чтобы вырастить самостоятельного мужчину, родители должны обратить внимание на следующие моменты:
- В первую очередь, нужно начинать с себя. Если мама с папой сами с большим количеством комплексов, не способны принять решение, вечно сомневаются в своих действиях, ребенок наверняка вырастет таким же, как его родители.
- Не формируйте у сына негативное отношение к себе. Не допускайте таких фраз: «Что ты за ребенок такой!», «Вечно с тобой что-то происходит» и т.д.
- Развивайте навыки самостоятельности, начиная с раннего возраста. Обязательно хвалите ребенка, когда он что-то сам сделает – это поднимает самооценку и даст повод сыну гордиться своими поступками.
- Дайте возможность ребенку развивать свои творческие способности. Не навязывайте свое мнение. «Ты же будущий мужчина, лучше играй в хоккей или футбол, а танцы для девочек» – подобными фразами вы добьетесь лишь того, что мальчик потеряет уверенность в себе и будет заниматься нелюбимым делом. Если сын хочет рисовать, пускай рисует. Главное, чтобы ему нравилось то, что он делает.
- Не сравнивайте сына с другими детьми, ведь он – индивидуальность, со своими привычками, характером, особенностями. Уважайте сына, как личность, и он вырастет достойным человеком.
- Будьте своему ребенку поддержкой и опорой. Больше времени проводите вместе, найдите интересное для всей семьи занятие. Мальчик должен видеть, что родители искренне интересуются его жизнью.
Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)
На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.
Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:
- Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
- Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
- В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»
Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.
Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:
- наблюдение за правильным поведением, подражание;
- посещение детского садика;
- игра по возрасту и целям;
- прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
- сказки, народные и терапевтические.
Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.
«Ты самая красивая на свете»
Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.
Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.
Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе
Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств
Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.
Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.
Уверенность через привязанность
Уверенность ребенка в самом начале формируется через уверенность в тех, кто о нем заботится. Начинается с ощущения себя в полной безопасности, чтобы начать осваивать мир и понять, на что ты способен. Именно это ощущение может подарить ребенку надежная привязанность к родителям. Или к какому-то взрослому, который постоянно заботится о нем.
Вот что влияет на ощущение ребенком себя в безопасности:
-
Удовлетворяются все его физиологические потребности;
-
Удовлетворяется потребность в привязанности (Мама, ты где, ты нужна мне прямо сейчас?!).
-
Удовлетворяется его потребность в исследовании окружающего мира (Пустите меня, хочу познавать новое!)
-
Удовлетворяется потребность в эмоциональном, чувственном восприятии мира (Дайте мне, я хочу попробовать, увидеть, потрогать, услышать).
-
Удовлетворяется потребность переживать собственный уникальный опыт. Дается шанс увидеть, что ребенок способен что-то изменить (Я на многое способен!)
-
Удовлетворяется потребность и дается возможность избегать неприятностей, опираясь за поддержку. (Помогите мне справиться с бедой!)
Самое главное то, в какой мере эти потребности могут быть удовлетворены для ребенка в семье
Насколько родители осознают их важность и находят ресурсы для их воплощения.. Логика развития уверенности через привязанность такая:
Логика развития уверенности через привязанность такая:
-
Родители обеспечивают ребенку теплые отношения, свои мягкие сердца, опору, чувство защищенности.
-
Ребенок, уверяется, что он в любой момент сможет получить поддержку в виде теплых объятий и успокаивающих слов родителей, что бы ни случилось.
-
Он рискует пробовать новое, исследовать мир, дерзать, экспериментировать.
-
Ребенок накапливает позитивный и негативный собственный опыт, параллельно через обратную связь от родителей определяет себя, как «смог, справился» и «не смог, не справился».
-
Теперь он смотрит на себя глазами родителей, что определяет силу его уверенности в себе.
Чем больше у ребенка позитивного опыта или опыта, оцененного родителями хорошо, тем крепче его уверенность в своих способностях, вера в себя.
Часто бывает, что физиологические потребности ребенка удовлетворяются великолепно, но из-за чрезмерных страхов родителей, они перекрывают ребенку возможность смело исследовать мир, пробовать новое.
Это одна из самых больших проблем в теме развития уверенности в детях. Что, если родители переоценят возможности ребенка и он навредит себе? И что, если родители слишком зажмут ребенка из-за собственных опасений и не дадут ему прочувствовать свое мужество покорять мир?
Решение лежит в том, чтобы родитель смог напитать ребенка близостью с собой так, чтобы потом смочь отправить, отлепить его от себя. Сила привязанности в том, чтобы отпустить и сказать: «Я тебя отпускаю. Я в тебя верю. Ты справишься».
Да, очень страшно отпускать, позволять больше, ослабить контроль, но нельзя этот страх показывать ребенку (работать со своими страхами!), чтобы не подорвать его уверенность в себе.
Метафорой уверенности в себе через привязанность может быть представление, что ребенок находится возле мамы, которая тепло обнимает его. И в то же самое время, не перекрывает ребенку взгляд в небо, чтобы он смог отрастить свои собственные крылья и взлететь. И оттуда, с высоты своего полета сказать маме: «Мама, спасибо тебе, мне летать не страшно!»
Принципы воспитания
Ответ на вопрос как вырастить уверенного в себе ребенка – состоит из нескольких несложных правил, описанных ниже. Помните, что воспитать уверенную в себе личность – могут мама и папа, понимающие, что это их прямая обязанность с момента рождения малыша.
- Любите.
Стать уверенным в себе и обрести успех в жизни можно лишь при наличии безграничной любви. Человек ощущает, что он нужен, что достоин любви. Отношение родителей к нему и есть впоследствии отношение малыша к самому себе. Так же благодаря любви ребенок чувствует себя в безопасности, он не боится пробовать новое, не боится ошибаться и не боится других людей. Любовь должна быть открытой: нежность, совместные игры, подарки и тп. Если малыш плачет – ему нужно помочь и успокоить.
- Становитесь опорой и защитой.
Малыш должен чувствовать поддержку и быть защищенным. В таком случае, он любознательнее и настойчивее, так как знает, что может рассчитывать на помощь родителей. В данном случае играет роль и обстановка в семье – чувство, что мой дом — моя крепость позволяет ребенку стать уверенным и чувствовать себя в безопасности.
- Позволяйте пробовать новое.
Давайте детям пробовать и делать ошибки. Они будут ломать вещи, ронять, разливать и тп. Вам стоит относиться к этому проще. Главное – следите за безопасностью, но не путайте с опекой. Будьте рядом, чтобы в случае чего защитить и научить, но давайте шанс сделать действия самому.
- Внимательно слушайте.
Когда ребенок подходит к вам с вопросами или просто что-то рассказать – найдите время и выслушайте. Возможность выговориться – позволит малышу стать увереннее.
- Стремитесь объяснять понятно.
Чем младше ребенок – тем сложнее для него представляется мир. Ваша задача стать для него энциклопедией, воспитать любознательность, развить интерес к окружающему, просто и на его языке давать ему информацию об этом мире, объясняя причины явлений и возможные последствия.
- Обозначайте границы дозволенного поведения и действий.
Малыш должен понимать – что ему можно сделать, а что нельзя. Например, он может выбрать себе самостоятельно что-то из одежды, но ему нельзя долго быть в холодной воде.
- Найдите повод для похвалы.
Отмечайте даже самые мелкие достижения своих детей – ваша позитивная реакция дает им уверенность в своих силах, позволяет развить желание пробовать новое и не бояться неудач, повышает успеваемость.
- Сами станьте примером.
Вам так же стоит стать уверенным — пробуйте новое и не бойтесь ошибиться. С самого маленького возраста водите в места, где ребенок может общаться со сверстниками, сами включайтесь в игру и способствуйте заведению малышом знакомых и друзей.
- Определите круг обязанностей.
У вашего малыша обязательно есть способность что-то делать хорошо. Поставьте это ему в каждодневную (недельную/месячную) обязанность. Вместе с этим к ребенку приходит чувство своей нужности, понимание того, что ему доверяют, а вы получаете возможность воспитать ответственность в ребенке.
- Каждый день делайте совместно с ребенком любую рутинную работу.
Предсказуемость и ожидание одного и того же на протяжении длительного времени переживается ребенком как возможность контролировать свою жизнь и чувство безопасности. Например, малыш знает, что до завтрака он чистит зубы, а перед сном мама поет ему колыбельную. После детского сада, этому будет учить школа, но на период младшего возраста не забывайте это правило. Хаотичность событий провоцирует возникновение беспокойства, потерянности и страха исследований.
- Используйте позитивные утверждения.
Под позитивными утверждениями мы понимаем фразы, исключающие частицу «не», например, «ты справишься», «ты умен», «ты красив (а)», «ты сможешь это сделать» и тп. Негативные фразы, такие как: «ты не достоин», «у тебя нет таланта», «ты не можешь это делать» могут вселить в ребенка сомнение в своих силах.
И последние рекомендации
Поддерживайте ребенка!
В дошкольном возрасте формируется основа личности вашего малыша, которая в последующие годы не будет меняться, а только корректироваться новым опытом.
Стремитесь сохранять позитивные отношения в семье, пусть ваш дом будет крепостью и местом, где всегда ждут. Будьте примером, любите ребенка искренне, не манипулируйте его чувствами и будьте готовы отпустить, когда он станет к этому готов – только так можно воспитать уверенную в себе личность.
Оцените эту статью:
- 4.52
Всего голосов: 124
Ошибки родителей в воспитании сына
Родителям, которые хотят воспитать мальчика настоящим мужчиной, следует помнить, что нельзя делать некоторые вещи
На что же нужно в первую очередь обращать внимание?. Не нужно останавливать ребёнка, если он проявляет инициативу
Даже если то, что он хочет сделать — неправильно. Пусть лучше она сам убедится, что это неверно или опасно. А вы, в свою очередь, позже объясните малышу, почему так произошло. Так ребёнок начнёт понимать, что это может быть не так легко, как кажется и научиться думать прежде, чем совершать какие-либо действия. Ваша задача-подстраховывать и находиться рядом, чтобы избежать неприятных ситуаций. А если все делать за малыша, то он может вырастить мужчиной, который ничего не умеет и не хочет
Не нужно останавливать ребёнка, если он проявляет инициативу. Даже если то, что он хочет сделать — неправильно. Пусть лучше она сам убедится, что это неверно или опасно. А вы, в свою очередь, позже объясните малышу, почему так произошло. Так ребёнок начнёт понимать, что это может быть не так легко, как кажется и научиться думать прежде, чем совершать какие-либо действия. Ваша задача-подстраховывать и находиться рядом, чтобы избежать неприятных ситуаций. А если все делать за малыша, то он может вырастить мужчиной, который ничего не умеет и не хочет.
Старайтесь не баловать чересчур своего сына и не поощрять его капризы. Избалованные дети вырастают капризными и эгоистичными людьми. Такие мужчины в будущем не слишком внимательны к своей семье.
А чрезмерная опека может навредить малышу-он будет не способен самостоятельно принимать решения.
Не воспитывайте сына в слишком строгих и жестких условиях. Не нужно наказывать сразу за малейшую провинность. Все наказания и запреты должны быть обдуманными и адекватными. Иначе мальчик может вырасти женоненавистником
Самое важное для ребёнка-это любовь мамы и папы
Как преодолеть неуверенность в себе
Неуверенность по Жизни, очень частый спутник у большинства людей в России. Какие причины этого:
- Состояние хронического стресса
- Неудачи в личной жизни и бизнесе
- Психологические детские травмы и травмы во взрослом состоянии
- «Нереализованные» цели и желания, долги перед собой
- Болезни, особенно хронические
- Идеализации, что «должно быть только так, а этого не происходит»
- «Неизвестность будущего»
И первое что женщина о себе думает, что «она какая-то не такая…».
Признаки «неуверенного человека»
- Нет спокойствия по жизни, одна суета
- Открыв шкаф, вы совсем не понимаете какая одежда вам идет и подойдет
- Вы переживаете по всем поводам, что кто-то заметит вашу оплошность, ошибку, что вы что-то сделаете не так и это касается всего
- Боитесь стать посмешищем
- Опасаетесь новых компаний и новых людей
- Боитесь, что не справитесь
- Молчите почти всегда, потому что боитесь что-то не то сказать
- Боитесь новых дел, начинать для вас всегда очень трудно
- Боитесь перемен и выхода из «зоны комфорта»
Страх спутник неуверенного по Жизни человека
Мы рождаемся уже с набором определенных страхов, которые нам передались от наших самых далеких родственников, когда необходимо было «выживать» и бороться за «место под солнцем». Страх гонит всегда нас или «бить или бежать». Так было в древности. Это наш «глубинный страх».
У кого-то ничего не изменилось с древних времен
«Глубинный страх» — это внутреннее чутье
Сейчас все совсем не так. Мы понимаем, что если будем трогать горячий утюг, то будет ожог. Но есть ситуации, когда мы не знаем, что может быть, а организм наш очень разумный и он защищает нас заранее и «внутреннее чувство» подсказывает нам не делать этого, хотя мы и не знаем, как может получиться.
Кто-то этот «глубинный страх» игнорирует и идет дальше, а кого-то он останавливает, «парализует», тем самым и вселяя в нас неуверенность. Как преодолеть неуверенность в себе и избавиться от страха?
Неуверенность — это удел очень чувствительных и эмоциональных людей. Они, сами по себе, такие от рождения: застенчивы, всегда откликаются на помощь, добры, восприимчивы к обидам, они боятся причинить зло другим людям и очень сложно отказывают кому-то, но при этом они и идеалисты по Жизни.
У них все должно быть идеально, в отношениях, в деньгах, в работе, везде. А если это не так, то соответственно они очень переживают и это их девиз, что «не стоит высовываться». Вот такая присуща им «двойственность».
Следует отметить, что эти люди очень талантливы по жизни, они обладают умением все глубоко изучать, много знать и много читать, фантазировать и изобретать, они «чувствуют» творчество во всем, что им нравится и за что они берутся, и, главное, что у них многое получается.
Творческий человек всегда найдет себе применение в жизни
А если они не берутся что-то делать или у них не получается что-то, то очень часто они начинают все АНАЛИЗИРОВАТЬ. Обычно слова «вот если бы я так сказал или сделал, то все могло бы быть совсем не так».
Вот так и падает самооценка, и возникает неуверенность в себе.
Главный аргумент этого, что ВСЕ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ И КАК ПОСТУПАЕМ в ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ – это единственно правильный на тот момент вариант.
Не жизнь, а бесконечная череда неоправданных страхов
Каждый раз приходится все перепроверять, просчитывать шаги, перебирать кучу информации, чтобы правильно сделать, поступить, надеть и т.д. Это вызывает бесконечное стрессовое состояние и недовольство собой, а, главное, усталость. И все время Жизнь «в прошлом» и «в будущем».
Важные моменты, которые нужно учитывать в воспитании уверенного ребенка
Проводить через процесс принятия того, что нельзя изменить, через адаптацию.
Один из самых важных моментов в воспитании, влияющий на уверенность в себе- это умение ребенка проходить через тщетность получить желаемое. Родителям нужно всячески помогать детям на этом пути.
Потому что каждый раз, когда ребенок сталкивается с преградой: папа не дал планшет, мама не разрешила еще погулять, бабушка настояла сварить манку вместо овсянки- мозг ребенка тренируется принимать «удары судьбы»
Очень важно сталкивать мозг ребенка с пониманием, что небо не упало на голову, я прошел через боль и страдание, что не дали конфету и… выжил! Так тренируется жизнестойкость и такого ребенка жизнь не сметет. Он сможет, опираясь на предыдущий опыт своих неудач, собрать себя заново, опереться на свои силы и идти дальше жить.
Взращивать чувство собственного достоинства ребенка.
Начинать нужно с того, чтобы минимизировать наказания в жизни ребенка. Учиться влиять на него без физической силы. Потому что наказания лишают чувство собственного достоинства, возможности проявится и окрепнуть
Чтобы глубже понять, почему это так важно, найдите ответ на вопрос: «Вы когда- нибудь встречали уверенного человека, в котором не чувствуется достоинства?»
Учите ребенка признавать ошибки. Делать выводы. Действовать иначе.
В этом случае пользуйтесь правилом «Ошибки делать не страшно. Страшно не признавать своих ошибок». Можно играть с ребенком в игру «Кто больше ошибок наделает в слове».
Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему простую формулу «Сделал ошибку- сделал вывод- сделал иначе». И проводите ребенка через эту формулу на любой ошибке. Учите ребенка опираться на себя, исправляя, делая по- другому. Это важная тренировка поможет детям в будущем не застревать на каждом этапе, но знать, что ошибки исправляются и это делать не страшно и не стыдно.
Главная задача родителей в воспитании уверенного в себе ребенка- это поселить внутрь него одну простую мысль, которую никто никогда у него не отнимет: «У меня есть я. И я справлюсь!»
Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.
Как формируется самооценка младших школьников
Особый смысл для становления психики дошкольника имеет взаимодействие его с другими детьми. Положительные связи с другими дошкольниками помогают ребенку обрести чувство целостности и общности с ними. Если же эти взаимоотношения не образуются, тогда появляются чувства тревожности, настороженности или агрессии, что ведет к дальнейшей эмоциональной изоляции, желанию быть в одиночестве. Выделяют одно из самых значительных условий становления личности дошкольника – игру. Игра является ведущей формой детальности малышей. При помощи игры у них развиваются все стороны личности.
Делая свои первые шаги в школе, дети мысленно начинают делить своих одноклассников на хороших и плохих, слабых и сильных. Однако, по прошествии некоторого времени, социальные роли и иерархические связи в детском коллективе начинают меняться. Этому способствуют успехи в учёбе, спортивные или иные достижения. На самооценку детей начинают оказывать влияние замечания педагогов. Школьная жизнь заставляет ребёнка постоянно сравнивать себя с другими детьми.
Большое значение имеет восприятие ребёнком своих первых оценок. Часто дети нелегко смиряются с невысокой оценкой их домашних заданий или ответов у доски. Эмоциональное напряжение и волнение возрастают, что приводит ребенка к растерянности и подавленности.
Воспитываем в ребенке уверенность в себе и лидерские качества
Родители должны полноценно подготовить малыша к взрослой жизни, для этого его нужно научить общаться с людьми и отстаивать собственное мнение
Воспитание смелости и решительности является необходимым воспитательным элементом, которому следует уделить особое внимание
Как понять уверен ли в себе ваш ребенок
Чтобы выяснить, насколько необходимо воспитание у ребенка смелости, следует понаблюдать за поведением малыша с взрослыми людьми и сверстниками. Если его самооценка всегда занижена, он опасается вступать в контакт и отстаивать свои интересы, придется принимать меры, чтобы воспитать в ребенке уверенность.
Откуда появляется неуверенность
Каждый родитель должен уделять достаточно времени воспитанию уверенного в себе малыша. Для этого необходимо быть помощником в решении проблем, но не избавлять ребенка от них полностью. Если мама и папа лишают свое чадо возможности действовать самостоятельно, то это вызывает инфантильность и не дает стать уверенным в своих силах. Ребенок, не умеющий ставить задачи и достигать своих целей, не сможет полноценно в будущем реализовать свои природные задатки.
Как и когда самооценка формируется
Формирование человека, как личности происходит ещё в совсем юные годы. Часто определённые черты характера родители начинают замечать у своих детей задолго, до того, как те начинают говорить.
К концу первого года ребенок чувствует отношение к нему окружающих людей. Если окружающий мир не перенасыщен раздражителями – никто не кричит, малыш чувствует себя комфортно. Дефицит ласки и внимания развивают в ребёнке чувство отчуждения, что не способствует зарождению адекватной самооценки.
В период раннего детства – от года до четырёх лет, ребенок проходит важный этап своей жизни. Возникают первые представления о себе и своей внешности.
От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится.
К пяти годам, как правило, характер начинает проявляться «во всю». К этому же времени самооценка у детей формируется до уровня, присущего взрослому человеку. К этому же времени у ребёнка появляются первые страхи и психологические барьеры. В общении с людьми, в решении каких-то ситуационных задач. Умение преодолевать эти проблемы и формирует самооценку и уверенность в себе. Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.
Дошкольный период условно расценивается как первый этап формирования самооценки. Ребёнок в это время ограничен рамками общения со взрослыми, окружающими его, как правило, это родители. В основном только они оказывают внешнее влияние на формирование самооценки.
Отсутствие тесного общения с ровесниками, не даёт до конца понять, в чём он действительно хорош, а в чём не очень. Поэтому слегка завышенная самооценка у ребёнка в первом классе школы – это просто особенность возраста.
Придя в школу, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими ровесниками. Их отзывы, понижают уровень его оценки самого себя.