Во сколько дети начинают говорить? первые слова ребенка: мама, папа, агу

Речь до года

С рождения до 6 месяцев общение родителей с ребенком закладывает основу для будущей речи. Около 7 месяцев ребенок учится говорить простые лепетные слоги «ба», «ма», «на». Он начинает узнавать на слух голоса близких. В этот период ребенок начинает свое первое знакомство с речью.

Достижения до полугода

Большая ошибка, которую совершают современные матери – они не дают ребенку и шанса поговорить самостоятельно. У них настолько близкие и хорошие отношения с ребенком, что малышу стоит только поднять бровь, и мама тут же дает ему желаемое. Иногда полезно поиграть в «не понимаю», мотивируя ребенка активнее пользоваться речью.

  • В первый месяц малыш реагирует на речь взрослых. Во время разговора с ним, малыш перестает плакать.
  • В три месяца начинается гуление в виде звуков «г», «к», «н».
  • В пятимесячном возрасте ребенок ищет источник звука, может отличать интонации речи взрослого.

В первые два месяца используется только крик, так родители понимают о дискомфорте малыша. На третьем месяце формируется определенный ритм дыхания, необходимый для речи, появляются первые попытки заливисто рассмеяться.

В 4 месяца должно появиться гуление в виде звуков «ОООО», «УУУУ», «АААА» и других подобных. В пятимесячном возрасте к гласным прибавляются простые согласные и в речи заметны «ПЯ», «ПА» и другие подобные. Отсутствие гуления или лепета к 1 году может свидетельствовать о проблемах. В этом случае стоит обратиться за консультацией педиатру или детскому неврологу.

Когда ребенок начинает говорить предложениями?

Каких-то определенных сроков развития правильной, связной и осмысленной речи никто не назовет.

Некоторые дети бьют рекорды, начиная говорить еще в раннем возрасте, до года,а другие долго молчат и разговаривают только в 5 лет.

Существует одна закономерность – девочки преодолевают этот рубеж развития быстрее мальчиков.

Когда ваши дети заговорят предложениями, зависит только от вас: важны усилия, приложенные для интеллектуального развития малыша; развивающие упражнения с ним.

Если ребенок поздно заговорил, не ждите, что он сразу станет произносить фразы предложениями. Нужно терпеливо ждать и заниматься с малышом.

Огромное значение в развитии речи у младенца играет его психическое и эмоциональное состояние, микроклимат в семье.

Если малыш начал разговаривать, а его чем-то сильно испугали – он может перестать говорить. Поэтому родителям рекомендуют не повышать голос, чтобы избежать стрессовых ситуаций.

Если нормально развивающийся малыш, не имеющий врожденных заболеваний, не начинает говорить в 4 года, ему необходимо помочь.
 
Для этого логопедами и детскими психологами разработаны специальные методики.

Проводя такие занятия, развивается логическое мышление, улучшается восприятие внешнего мира, что способствует быстрому развитию.

Причины задержки развития речи

Родители ни в коем случае не должны переживать, если ребёнок молчит долгое время, не стоит сравнивать его с другими детьми.

Специалисты же выявили следующие причины возможных нарушений:

  • Проблемы с психикой, слухом, длительное кислородное голодание в утробе матери. Следует тщательно следить за здоровьем малыша, ведь своевременная медицинская помощь поможет разрешить все быстро, без каких-либо осложнений.
  • Стресс. Если в семье много ссор и конфликтов, ребёнок может просто закрыться в себе. Никто не сможет привить ему желания разговаривать в таком обществе. Поэтому родителям нужно следить также и за эмоциональным состоянием ребёнка.
  • Недостаток общения. Некоторые родители, не желая отдавать своё чадо в детский сад, совершают большую ошибку. Ведь для полноценного развития ребёнок должен постоянно находиться в обществе. Там он может наблюдать и повторять слова своих сверстников.
  • Чрезмерная родительская опека. Многие из нас готовы угадать и выполнить желание ребёнка по первому зову, что является в корне неверным, если вы ждёте от ребёнка последовательной речи. Ему просто незачем учиться говорить, поэтому в таких семьях дети произносят первые слова очень поздно.
  • Слабое развитие мелкой моторики. Приучите вашего ребёнка к каждодневному вечернему массажу и легким тренировкам пальчиков, потому как известно, что часть мозга, отвечающая за речевой аппарат, неразрывно связана с самой моторикой. Особо будут полезны рисование, лепка из глины. Заодно вы сможете с раннего детства привить любовь к искусству.
  • Смешанные семьи, говорящие на разных языках. В такой обстановке ребёнку очень трудно настроиться и уловить слова и их смысл. Ведь для этого ему нужно сначала выбрать язык, на котором он будет учиться разговаривать и различать значение предложений.

Становление у детей осознанной речи

Крик, гуление, лепет, первые слоги-все это способствует образованию временных связей, т.е. запоминанию слов и реакции на них. В каком возрасте ребенок начнет говорить первые слова, зависит от его темперамента, атмосферы в семье и от генетической предрасположенности.

Стеснительные, спокойные дети не стремятся к общению и начинают говорить позже. Нервная и напряженная обстановка в семье, когда мама в основном молчит, приводит к замкнутости малыша, нежеланию разговаривать.

Считается, что если родители начали поздно говорить, то не стоит ждать от ребенка ранних первых слов.

Малыш говорит первые слова

В норме, когда ребенок начинает говорить первые слова около года. С этого возраста начинается период одного слова

Малыш начинает проявлять внимание к артикуляции взрослых. Он многое повторяет за говорящими и сам произносит несколько слов

При этом звуки еще часто путаются, искажаются и иногда опускаются.

Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Одно и то же слово или звукосочетание ребенок употребляет по отношению к разным предметам, желаниям. Его словарь обычно понимают только близкие люди, которые чаще с ним общаются. Например, слово «мама» может означать как «мама пришла», так и «мама нарисовала». Свою речь малыш сопровождает мимикой и активной жестикуляцией.

Первое слово, которое начинает говорить ребенок может быть и «мама», и «папа», и «дай». Даже если в его словаре совсем мало слов, это не означает, что он не понимает другие выражения. В годовалом возрасте понимание речи во много раз превышает произносительные способности.

Когда ребенок произносит первое слово, родители ждут, что уже через несколько дней он начнет сразу много разговаривать, но это не возможно. К году в словаре набирается от 3 до 8 слов, которые произносятся осмысленно. Ежемесячно к речи добавляются 3-4 новых слова.

Ребенок начинает говорить предложениями

С 1,5 лет начинается формирование простых предложений, которые состоят из двух слов и передают простой смысл: «Мишка упал», «Дай куклу».

В усвоении детьми языка главную роль играет подражание. Для них речь родителей становится образцом, которому они следуют.  Взрослые в присутствии ребенка должны разговаривать короткими простыми фразами, длинные предложения произносить медленно, незнакомые слова повторять несколько раз.

В 2, 5 года малыши говорят предложения из 2-3 слов, словарный запас составляет 200-250 слов. Некоторые фразы понятны только близким, но произносятся с правильной интонацией. Обычно предложения звучат так: «дай хеба», что означает «дай хлеба» или «адем гуять» — «пойдем гулять». Ребенок понимает значения слов «большой-маленький», «вверх-вниз».

В один момент может произойти так называемый «лексический взрыв», когда ребенок начинает ежедневно выдавать все новые фразы.

После 3 лет дошкольник становится полноценным собеседником, говорит простые и сложные предложения, например: «Мой папа работает в милиции. Я тоже хочу работать в милиции.» Он понимает и отвечает на вопросы. Сам много о чем спрашивает и интересуется.

К 4 годам он уже дифференцирует все звуки, формируется фонематическое восприятие. В этом возрасте устанавливается правильное звукопроизношение.

Формирование речевого аппарата

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш – тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные “а” и “у”.

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание – и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение – “гу, агу”

Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата

Важно понимать: “гу” и “агу” – это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату

Что такое «гуление»

Первые гласные буквы могут появиться уже в 2-3 месяца. Гуление – когда ребенок начинает говорить агу, это смешивание гласных и согласных букв, появляющееся в период 5 месяцев. Малыш тянет звуки, повторяет отдельные буквы, иногда их сочетания – «уау», «ааааа», «ууууу».

В 4-5 месяцев начинают появляться согласные звуки – «г», «к», «м» и другие. К 6 месяцем он умеет проговаривать «бабабаб», «папапапа», «мамамама» и прочие аналогичные звуки.

Многие родители ошибочно думают, что это первые слова. Однако они не несут никакого смыслового значение. Так младенец тренируется говорить простейшие звуки. Более осознанно ребенок начинает проговаривать слова ближе к году. В это время появляется слова «мама», «баба», «папа».

Как помочь ребенку начать говорить

Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку в своевременном и правильном становлении речи, предотвратить отклонения в речевом развитии, а если они уже появились – попытаться преодолеть их как можно раньше.

Необходимое условие для развития речи – это общение. Сразу после рождения и до года объектом общения становятся члены семьи, в дальнейшем – сверстники. В результате контакта и совместных игр у ребенка появляется необходимость выразиться – это наилучшим образом стимулирует его к речевым высказываниям. Поэтому момент, когда ребенок заговорит, наступает быстрее.

Разговаривая с детьми, нужно соблюдать определенные правила. Во-первых, лицо взрослого должно находиться на одном уровне с лицом ребенка – это помогает хорошо рассмотреть артикуляционные движения и быстрее освоить произношение звуков. Во-вторых, речь должна быть медленной и внятной. Тогда у малыша появляется возможность вычленить в потоке речи отдельные звуки.

В окружении важно создать относительную тишину, особенно в то время, когда начинают говорить и общаться

У маленького ребенка абсолютно не сформировано внимание, поэтому любые посторонние звуки будут отвлекать – мешать сосредоточиться, вслушаться и вникнуть в речь, проанализировать и понять ее

Нужно строго дозировать время просмотра телевизора, а лучше полностью отказаться от него. Экранная речь оказывает негативное влияние на речевое развитие – она обладает ускоренным темпом, не наполнена интонациями, не обращена конкретно к ребенку и не побуждает к словесной реакции и ответу

Такое времяпрепровождение вырабатывает непроизвольное (вынужденное) внимание, а для обучения речи требуется способность сознательно переключаться с одного объекта на другой, то есть внимание произвольное

Стоит уделить время развитию мелкой моторики – она напрямую связана с умственным и речевым развитием ребенка и от нее зависит то, со скольки лет ребенок начинает говорить. Массаж и специальная гимнастика помогут повысить активность речи и помочь сформировать правильное произношение. А пальчиковые игры будут способствовать созданию благоприятного эмоционального фона между взрослым и малышом, развитию других умений – подражать кому-то, вслушиваться и понимать смысл речи.

Чтобы помочь ребенку заговорить, нужно всего лишь придерживаться этих правил, сделав их частью своего образа жизни

Выделите время в ежедневном расписании для общения с крохой, совместных игр и занятий, и непременно помните, что любовь и внимание близкого человека – самый важный развивающий трамплин

Правило №3: Сопровождайте запрет понятным действием

Психологи не рекомендуют подкреплять запретные слова наказанием. Шлепки и прочие меры острастки вызовут замешательство и страх. Ваша задача – объяснить словами, а не физическим давлением.

Цель действий состоит в том, чтобы убрать кроху из зоны опасности. Отстраните малыша плавно, без рывков и других болезненных движений. Вы можете схватить и удержать его руку, отодвинуть ребенка от предмета, который ему любопытен, отвлечь чем-то интересным. Объясните причину запрета кратко, без излишних философствований. Например, «нельзя трогать огонь, будет «бо-бо».

Еще несколько полезных рекомендаций, как объяснить ребенку слово «нельзя».

Проверьте реакцию малыша в безопасной обстановке. Это поможет убедиться в правильности ваших объяснений. Будьте готовы, что годовалый ребенок не сразу усвоит урок. Это зависит от его умственной зрелости и темперамента. Некоторые непослушные непоседы будут упрямо бросать вызов родительским запретам.
Ребенок не должен чувствовать, что взрослые обращают на него максимум внимания, только когда он приближается к чему-то запретному. Уделяйте достаточно времени, чтобы объяснить ему не только плохие, но и хорошие вещи

Иначе он будет намеренно привлекать ваше внимание, делая то, что нельзя.
В годовалом возрасте дети могут делать такие вещи, как выдергивание волос у мамы и тому подобное. Таким образом он просто демонстрирует свою привязанность

В подобной ситуации скажите: «Маме больно» спокойным тоном и остановите его чем-то позитивным, например, поцелуем в руку.
Хорошо работает у маленьких детишек метод усиления интонации. Если ребенок не реагирует на слово «нельзя», сказанное тихим голосом, повторите его несколько раз более низким и требовательным тоном.

В таком возрасте лучше отвлекать детей, чем использовать метод «тайм-аута». Тайм-аут — это когда вы помещаете ребенка в удаленное место на несколько минут, например, сажаете в манеж. Этот способ обычно не работает, потому что дети этого возраста понятия не имеют, чего вы пытаетесь достичь, и просто не помнят, что сделали неправильно.
Используйте концепцию «безопасный дом». Уберите из зоны досягаемости ребенка вещи, которые он не должен трогать. В таком случае количество «нельзя» сократится, а его эффективность увеличится.
Когда необходимо отвлечь ребенка или изменить ситуацию, обязательно предложите альтернативу

Например, уберите ваш дорогостоящий смартфон и займите его внимание развивающей игрушкой. Играть с умным зайкой так весело!

Сначала ребенок, делая то, что запрещено, видит родительскую реакцию, но поступает наперекор. Постепенно он учится говорить себе «нельзя». Наконец, когда урок полностью усвоен, он спрашивает: «Можно?». Таким образом, сначала он усваивает концепцию «нельзя», а затем «можно». Подтверждением этому служит тот факт, что годовалые дети склонны к отрицанию. На любой вопрос они с большой долей вероятности ответят «нет». Слово «да» появляется в детском лексиконе гораздо позднее. Не принимайте детское «нельзя» на свой счет. Оно не свидетельствует о непризнании авторитета, а является проявлением самостоятельности и желанием подражать взрослым.

Что делать если есть задержка


Наличие задержки (отставания) в речевом развитии до полугода считается вариантом нормы. В этом случае не стоит паниковать. Подобное явление может быть продиктовано рядом причин и во многом зависят от родителей.

Как показывают исследования, около трети всех речевых задержек обусловлены наследственностью. Это означает, что у одного из родителей речевое развитие протекало похожим образом.

Также могут влиять осложнения при беременности или родах (при условии, что не нарушено моторное развитие). Если родитель замечает, что ребенок понимает обращенные к нему слова и может исполнять просьбы, волноваться об отставании не стоит. Обращаться за помощью к специалистам нужно если:

  • наблюдаются проблемы со слухом;
  • присутствует заторможенная реакция при обращении к нему либо реакция вовсе отсутствует;
  • присутствует отставание в физическом или моторном развитии;
  • проявляется пассивное поведение, ребенок старше 4 месяцев не оживляется при виде мамы, не машет ручками, не интересуется вообще никакими игрушками.

Если есть подобные проявления, родителям нужно обратиться за помощью к педиатру по месту жительства, а он уже определит, нужна ли ребенку помощь невролога или других специалистов.

Нормы появления речевых навыков у ребенка

С момента своего рождения до 6 месяцев начинает закладываться фундамент речевого аппарата. В период первого полугодия кроха проходит несколько этапов:

  • В первый месяц малыш начинает проявлять реакцию на речь окружающих его людей. Это проявляется в том, что младенец перестает плакать, когда слышит голос мамы или папы.
  • К трем месяцам, младенец оживляется при общении взрослых и начинает в «гулить» в ответ. Малыш умеет проговаривать звуки «г», «к», «н».
  • К пяти месяцам малыш начинает искать источник звука, поворачивая голову в правильном направлении.
  • К 7-8 месяцам он начинает пытаться сказать отдельные слоги, например «ба», «ма», «па».
  • В возрасте 1-1,5 года умеет произносить несложные короткие слова.
  • В 1,5-2 года имеет в своем словарном запасе около 50 слов. Малыш начинает правильно повторять слова, услышанные от взрослых. Он пытается составлять небольшие предложения, похожие скорее на словосочетания.
  • В три года должен полностью понимать обращенную к нему речь. Уметь составлять короткие предложения, расширять свой лексикон.

Период между двумя-тремя годами является самым динамичным в становлении речевого аппарата. Личный пример родителей и окружающих взрослых важен для малыша. Нельзя смеяться над его речевыми ошибками, игнорировать просьбы объяснить значение тех или иных слов. Это приведет к снижению желания овладеть речью и научиться произносить сложные слова.

Существуют нормы, когда ребенок должен заговорить. На них ориентируются родители и специалисты, но утверждать, что они подходят для всех, невозможно. Каждый ребенок очень индивидуален.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать ниже, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка.

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать»1. Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
6 месяцев

Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать»1. Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
~ 1 года

Первые слова К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым1.Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых.

1,5-2 года

Первые предложения Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов1. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов1, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.
По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами

Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка

Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка

Как правило, быстрее разговаривать начинают девочки. По разным исследованиям, мальчики полноценно говорят на 4-6 месяцев позднее девочек. Но это не значит, что они отстают в развитии или у них какие-то патологии.

Существует несколько теорий, которые объясняют подобный феномен:

  • Биохимическая. Многие учёные придерживаются именно этой версии. Согласно ей, у мальчиков ещё в утробе появляется больше гормона тестостерона (показатели превышают показатели девочек в несколько раз). Данный гормон участвует в формировании центральной нервной системы и влияет на развитие речевых функций.
  • Психологически-генетическая. Согласно этой версии, коммуникативные навыки издавна были более необходимы женскому полу. Они использовались в повседневной жизни для общения в племенах и при воспитании потомства. Мужчины были заняты охотой и другими видами деятельности, не предполагающими активного речевого общения. Получается, задержка речевого развития у мальчиков – нечто вроде архаизма.
  • Физиологическая. Согласно исследованиям, у девочек более развита тактильность и мелкая моторика — она благоприятно влияет на развитие речевых центров.

Говорить о правдивости той или другой теории нельзя, как и полностью отрицать их. Но опыт многих родителей говорит о том, что мальчики действительно начинают говорить немного позднее.

Хотя, если ребёнок, независимо от пола, говорит позднее сверстников, но во всём остальном развивается нормально, переживать по этому поводу не стоит. Можно просто продолжать заниматься с малышом, пополняя его словарный запас. Нередки случаи, когда дети, накопив достаточное количество слов, начинают вполне связно говорить всего на несколько месяцев позднее своих сверстников, но уже не допуская их ошибок.

Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать

Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.

Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.

  • Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
  • Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
  • По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
  • Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
  • Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
  • Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
  • Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.

Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила:

  1. Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
  2. Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.

Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует

Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.

Совет первый: сделайте речь фоном повседневности

Только что забрав прекрасное чадушко из роддома, вряд ли вы задаетесь вопросом «как научить ребенка говорить». И зря! Формирование будущей речи малыша уже началось.

Начинать разговаривать с младенцем нужно непосредственно с момента рождения. Сопровождайте любое действие пояснениями: «Сейчас мы будем кушать», «Теперь поменяем памперс», «Мой зайчик купается –малышу весело». Укачивая ребенка на руках, не просто мурлыкайте, но пойте песенки, читайте ритмичные детские стишки.

Постепенно поводов разговаривать будет становиться больше: «Мы надеваем красную кофточку, какая красивая кофточка», «Мячик круглый, яркий, веселый, лови мячик», «Идем гулять, на улице холодно (тепло, солнечно, хорошо, светло, темно)». Используйте вопросительные интонации, взгляды, даже, если понимаете, что ребенок пока не в состоянии ответить: «Тебе нравится?», «Ты хочешь молока?», «Пойдем в кроватку?». Ребенок понимает – вы нуждаетесь в ответной коммуникации, следовательно, мотивируется на освоение речи.

Постепенно подобное речевое поведение становится привычным, перестает требовать видимых усилий с вашей стороны

Но при этом оказывает чрезвычайно важное влияние на развитие малыша. Если ребенок практически здоров, речь станет развиваться гармонично, согласно возрастным нормам, и помощь логопеда понадобится минимальная – для постановки одного-двух трудных звуков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector