Кубики зайцева

Плюсы и минусы методики

Достоинства

Целей у методики несколько и все они достигаемы детьми любого возраста. Обучение успешно проходят малыши даже с нарушением зрения или слуха. Это очень простая строго систематизированная и наглядная методика, с которой дети справляются буквально играючи, незаметно для себя.

Многие дети, будучи еще дошкольниками, с удовольствием играют в карты, легко их освоив. Почему так происходит? Потому что карты, благодаря дизайну, просты для запоминания и ребенок без трудностей сохраняет в памяти сразу все 36 или 52 карты. Так же будет происходить и с кубиками, они понадобятся все, чтобы в первое же занятие начать писать слова.

Во время обучения ребенок не сидит, он двигается, бегает в поисках решений, поэтому такой процесс скорее напоминает путешествие, в котором совершается множество открытий. Методика Зайцева заключается в том, чтобы задействовать практически все виды восприятия: зрение, слух, осязание, и, конечно, активные движения.

Программа позволит добиться следующего:

  • научиться писать грамотно;
  • расширить словарный запас;
  • избавиться от проблем с речью;
  • развить логику и мышление;
  • развить фонематический слух, анализ и синтез;
  • закрепить навыки словообразования;
  • научиться самостоятельности в работе.

Кубики в процессе игры с ними издают звуки, они отличаются по громкости, тембру и высоте, что будет способствовать формированию слуха, чувства ритма. При выполнении заданий также развивается мелкая моторика рук, которая необходима для развития интеллекта.

Недостатки

Минусов в данной системе очень мало, но в некоторых случаях можно столкнуться с трудностями. Это касается прежде всего извлечения отдельного звука из слова. У каждого человека за различные сферы высшей нервной деятельности ответственно левое и правое полушарие. Система Зайцева отлично подойдет тем детям, у которых больше развито образное мышление, за него отвечает правое полушарие мозга. Оно также наделяет человека хорошим воображением и музыкальностью.

Также логопеды отмечают, что малыш, не разобравшись, как сливать буквы, пропускает окончание слов, занимаясь по данной методике. Могут появиться проблемы с делением слов на слоги. На кубиках есть, например, склад «ВЭ», такое сочетание большая редкость в русском языке, поэтому могут возникать трудности в будущем, когда малыш будет писать букву «Э» после каждой твердой согласной вместо «Е».

Одним из минусов можно назвать стоимость комплекта, но его необязательно приобретать, ведь всегда можно обратиться в наш центр.

Основные принципы методики Зайцева

Когда вы стали задумываться о том, что ребенка уже пора учить читать, какой способ обучения первым пришел вам в голову? Скорее всего, тот, по которому вас учили читать в детстве! Сначала по азбуке заучиваем все буквы, затем учимся сливать их воедино, испытывая массу трудностей, ну а потом переходим к чтению предложений вроде «Мама мыла раму». Николай Зайцев данный подход не поддерживает и вот по каким причинам:

1. Когда ребенок заучивает буквы по азбуке, в его сознании образ буквы слишком крепко привязывается к картинке, которая была расположена в азбуке рядом с этой буквой. В результате такие образы мешают ребенку объединять буквы в слова и простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз». Еще хуже, если родители учат малыша не тому, как звучат буквы, а как они называются (т. е. не «Л», а «Эль» и т.д.). Потом ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка».

2. Обучение чтению по слогам, по мнению Зайцева, тоже не самый удобный способ, так как русские слоги слишком разнообразны по количеству и комбинациям звуков. Они могут включать несколько подряд идущих согласных (например, СТРУЯ) и прочие неудобные для начинающего читателя формы (например, ХОЛСТ, ГОРСТЬ – да, да, это все один слог).

Именно поэтому в основе методики Зайцева лежит обучение ребенка чтению не по буквам, и не по слогам, а по складам. Николай Зайцев определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, малышу легче всего сказать и прочитать. Склад – это первое, что начинает произносить малыш, когда начинает говорить – МА (мама), КО (кошка). И именно склады наборматывает себе ребенок, когда учится писать – КО-Л-БА-СА.

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв.

Однако складовый подход – это не единственное новшество Зайцева. Он предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами!  Зайцев написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. Таким образом, занимаясь по методике, мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады. Так, играючи, малыш незаметно для себя учится узнавать склады, а затем и самостоятельно их читать. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.

Пособия по математике

Математика «по Зайцеву» полностью соответствует принципам раннего развития и основана на приоритете устного счета. Это позволяет даже трехлеткам «не топтаться» на «десятке». Ведь по словам Николая Зайцева любопытным малышам и «тысячи мало». «Математический комплекс» представлен рядом продуманных и тщательно составленных пособий. Для 3-4-х летних малышей можно посоветовать пособия «Мне в сотне тесно», «Тысяча. И еще…», «Пять в кубе». С их помощью дети сразу знакомятся с первой сотней, начинают считать до ста и обратно, легко определяют какое число больше, какое меньше, сколько в нем единиц и десятков, чётное оно или нечётное. К пяти годам они уже решают задачи и примеры на сложение и вычитание, знакомы с умножением и делением, таблицей умножения, знают названия геометрических фигур. Таблиц, кубиков и карточек из комплектов «Тысяча плюс» и «Миллион плюс» достаточно, чтобы к 7-8 годам освоить программу начальной школы. Для детей 2-х лет кубики любимая игрушка. В этом возрасте малыши с интересом знакомятся с цифрами. С детьми 4-5 лет из кубиков можно составлять многозначные цифры, примеры на сложение и вычитание. В школе с помощью кубиков можно изучать деление, умножение столбиком и даже составлять уравнения. С лентой «Часики» малыши учатся определять время, закомятся с дробями, с понятиями «угол» и «градус». Пособие для юных математиков «Пифагор» помогает освоить сложение и вычитание, умножение и деление, счёт в уме, таблицу умножения, десятичные и простые дроби. Карточки из комплекта можно использовать в многочисленных математических играх. Например, в игре «Магазин» они могут служить «деньгами».

У маленьких детей пространственное и абстрактное мышление развито еще очень слабо. Поэтому при знакомстве с геометрическими фигурами полезно иметь под рукой наглядный материал, который сможет сделать эти фигуры реальными и осязаемыми. Играя с комплектом «Орнамент» ребенок познакомится с геометрическими фигурами, сможет собирать ритмические цепочки, гирлянды, орнаменты, тренировать руку обводя и закрашивая фигуры. А если поставить фигуры на ребро, то можно получить пространственный конструктор, с помощью которого можно собирать различные сооружения. Отчасти, это пособие построено на принципах методики М. Монетссори, т.к. одна часть фигур — это рамки, вторая — вкладыши. Это пособие развивает у детей художественное чутье и воображение.

Упражнения и игры комплекта «Платоновы тела» служат развитию математических представлений и пространственного видения. Это пособие может стать отличным подспорьем на уроках геометрии, познакомить учеников с основными геометрическими понятиями: грани и вершины многогранников, плоские углы, площадь поверхности, объем тела и т.п. А с помощью удобных счетных палочек Зайцева даже годовалые малыши смогут собирать простые фигуры на плоскости. С поддержкой родителей они увидят, что палочки можно выложить в линию, «змейкой», сделать из них звездочки, треугольники, крестики… Со временем дети сами смогут придумывать новые фигуры и игры.

Основные принципы методики Зайцева

Известную методику, позволяющую обучать детей чтению, разработал отечественный педагог Николай Александрович. Этому он посвятил много времени, дорабатывал ее и усовершенствовал. Результатом его трудов стала одна из эффективных методик, ее основой являются кубики Зайцева.

Николай Александрович пришел к выводу, что:

  • Обучить малыша чтению можно без предварительного изучения букв;
  • Осваивание слогов для детей является сложной задачей;
  • Освоить азы письма детям куда проще, нежели принципы чтения.

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.

Используя данный метод можно научить читать детей:

  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

Дети учатся читать довольно быстро. Происходит это за счет того, что они задействуют разные каналы восприятия. Малыши видят, как пишутся склады, слышат их звучание и могут потрогать куб, на котором они изображены.

Когда начинать обучать чтению по кубикам Зайцева

Создатель этой методики утверждает, что знакомить малыша с кубиками можно чуть ли не с самого рождения. При этом не стоит ждать, что читать он научится раньше, чем говорить. Вовсе нет. В это время они могут быть использованы в качестве игрушек.

Когда ему исполнится полгода, можно начинать пропевать склады. Ему будет интересно, и совсем скоро он будет делать это вместе с вами.

А вот в 1–1,5 года уже можно знакомить детей со складами. Делать это можно в игровой форме, например, предложить:

  • Сложить свое имя из предложенных кубиков;
  • Заселить зоопарк зверями. В каждой воображаемой клетке должно находиться определенное животное, название которого собрано из предложенных малышу кубиков;
  • Приготовить любимое блюдо. Для этого нужно собрать из кубиков все необходимые ингредиенты.

Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.

Плюсы и минусы

Методика Зайцева применяется в системе дошкольного образования с 1989 года. Авторская программа подвергалась отрицательной критике, получала положительную оценку, досконально изучалась в теории и на практике педагогами, психологами, родителями. Все это позволило выявить слабые и сильные стороны уникального метода.

Достоинства

Нет возрастных ограничений для начала занятий. Обучайте малышей складам с любого возраста от полугода до 1–2-го класса школы.
Обучение чтению проходит быстро. Дети старшего дошкольного возраста начинают читать через 1–2 недели после знакомства со складами, малыши средней и младшей группы (3–5 лет) через 3–6 месяцев.
Дети не устают учиться. Занятия проводятся только в форме ненавязчивой игры, длятся от 5 до 15 минут. Если выстроить процесс обучения правильно, малыш незаметно для себя освоит новый материал.
Дети учатся читать бегло. В системе Зайцева отсутствует этап слияния слогов, малыши воспринимают склады целиком, не разделяя их на отдельные звуки. Это максимально повышает скорость чтения.

Программа легкая, простая для восприятия детьми и родителями. Заниматься можно без профессиональной подготовки, в домашних условиях. В комплект входит методичка для родителей, педагогов, сборник интересных игр.
Развиваются органы чувств

Занятия с кубиками построены на принципах: услышь, запомни, почувствуй тактильно.
Совершенствуется память, внимание, слух и мелкая моторика. Это оказывает положительное влияние на развитие речи.
Не портится зрение

Крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблицах не раздражают глаза. Дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они прекрасно читаются издалека.
Сохраняется детское здоровье. Сидеть за столом не нужно. Ребенок может бегать, стоять, присесть на пол к любимым игрушкам. О сколиозе, гиподинамии, перегруженности забудьте.
Развиваются творческие способности. Попевки формируют чувство ритма, придумывание игр развивает фантазию, стратегическое мышление.

Недостатки

  1. Дети заучивают склады, поэтому вычленить слоги при разборе слова им в школе гораздо сложнее. Придется переучиваться.
  2. Школьники читают бегло, но глотают окончания, неверно произносят слова. Это связано с отсутствием буквенного анализа слов в системе Зайцева.
  3. Первоклассникам трудно осваивать азы фонетики в школе. Виновниками трудностей опять становятся склады. Дети не понимают, почему сочетание МЫ твердое, а МИ — мягкое, что влияет на звуковые характеристики.
  4. Ребенок испытывает сложности при морфемном разборе слова. Проблематично увидеть приставки, корни.

    Ребенок привык читать: С-ПИТ, поэтому ошибочно выделяет приставку С-, корень ПИТ-.

  5. Высокая стоимость учебного комплекта. Потратить 5 тысяч на картонные кубики, которые еще и склеить нужно самостоятельно, позволит себе не каждая семья.

Достоинства метода Зайцева оспаривать сложно. Авторская система действительно развивает самостоятельную, интеллектуальную личность. А недостатки становятся заметны родителям, педагогам после поступления ребенка в школу. Это связано с несоответствием курса Зайцева программе начальных классов.

Хитрости пользования методикой

Николай Зайцев уверен, что научиться читать по его методике можно быстрее, если склады не проговаривать, а пропевать. Да и музыкальный процесс намного интереснее для ребёнка.

Первоначальное знакомство ученика происходит со всей массой, и лишь потом юный чтец выбирает для себя наиболее понравившиеся для пения склады. Постепенно «под музыку» знакомят с маленькими-большими, железными-деревянными, чтобы дать понять, что они, как и склады, разные.

Далее происходит освоение таблиц, где пропеваются склады по столбикам и подбираются для них нужные кубики.

Как обещает известный педагог, хватит 15-20 занятий, чтобы ребёнок освоил, «как хорошо уметь читать» и уже не просил вас: «Прочти, пожалуйста! Прочти!».

И ещё! Часто родители задают вопрос: «А когда начинать?!» Так вот, как утверждает автор Зайцев, хоть с самого рождения.

Ведь инструментарий техники – не что иное, как игрушка для малыша, которая будет сначала развивать мелкую моторику, а потом постепенно развивать память, слух и формировать у него читательские навыки. Уже годовалому ученику можно задавать петь песенки со складами и предлагать поискать кубики с нужными сочетаниями.

Описание

Доказано, что малыши дошкольного возраста обладают очень пластичной памятью, схватывают все на лету, способны запомнить огромные потоки информации. Именно эти их особенности активно используются для раннего обучения. И если отдельные методисты, например Доман, предлагали делать упор на запоминание, используя карточки, то другие, в частности Николай Александрович Зайцев, искали свои подходы.

В своей работе он использовал понятие «склад» – это элементарная речевая частица, состоящая из двух звуков (гласного и согласного) либо из пары «согласный + Ъ/Ь». Такие варианты педагог размещал на своих кубиках, которые пользуются огромной популярностью у тех родителей, которые хотят научить ребенка читать с раннего возраста. Кроме того, Зайцев разработал и слоговые таблицы, которые могут использоваться в качестве наглядного пособия.

Основная особенность системы, отличающая ее от других, – использование складов. Большинство людей училось читать в начальной школе по такому алгоритму:

  1. знакомство с буквами и звуками;
  2. составление из них слогов;
  3. сложение целых слов из слогов.

А Зайцев, ориентируясь на то, что в речи ребенка отдельные звуки практически никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что разделение слога на звуки носит противоестественный характер и затрудняет процесс обучения. Именно в этом разделении педагог видел ключевую причину сложностей, возникающих у многих детей, которых учат читать. Классическая методика – вредная, по его убеждению, – приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.

Лучший возраст

Использовать методику раннего развития можно начиная с 3,5–4 лет. Главное – чтобы малыш не уставал и проявлял живой интерес к образовательному процессу. Недопустимо проводить уроки в те дни, когда кроха плохо себя чувствует, приболел или просто не хочет заниматься.

Использовать кубики можно и для малышей от года, однако следует понимать, что в столь раннем возрасте они представляют собой скорее игрушку, чем дидактическое пособие. Но свое дело сделают – ребенок в дальнейшем освоит чтение гораздо быстрее и продуктивнее.

Кубики

Наиболее известным результатом трудов Зайцева считаются кубики. На их гранях написаны различные склады, в том числе состоящие из одной гласной буквы. Составляя их вместе, кроха может составлять слова, а затем и предложения. Интересно, что сами кубики отличаются друг от друга цветом, размером, даже звуком, вот почему ребенок очень просто узнает, чем глухой отличается от звонкого.

Состав набора весьма интересен. Кубиков всего 52, на их гранях написаны повторяющиеся склады, используемые маленькими детьми (например, МА и МА, ПА и ПА). Различаются они по нескольким признакам:

  1. По размеру. На малых написаны мягкие склады (вроде МЯ), на крупных – твердые (МА).
  2. По цвету и материалу (железные содержат звонкие варианты, деревянные – глухие. На золотых гранях нанесены гласные. Железно-золотые содержат Ь, железно-деревянные – Ъ).

В чем же особенность этого пособия?

  1. Сам создатель исходил из того, что ведущим видом деятельности для малышей является игра. Поэтому обучение чтению лучше проводить именно в такой легкой и доступной форме.
  2. Ребенок будет постигать важнейшие знания, получая от этого удовольствие.
  3. Подача материала в необычной форме не утомит кроху, а вызовет у него неподдельный интерес и желание учиться дальше.
  4. Заниматься можно как дома, так и в детском саду, как с одним ребенком, так и с несколькими.

Упражнения для новорожденных:

     С самого рождения родителям обязательно необходимо работать над созданием речевой базы. Для этого нужно использовать мимику, эмоции. Но самое главное — постоянно общайтесь с малышом!
     Новорожденным детям нравится трогать кубики, брать их в ручки, строить из них

Постепенно внимание карапузов переключается на то, что изображено на кубиках.
     Примерно со второго месяца малыши начинают активно гулить. Необходимо его поддерживать в этом, проговаривая с ним звуки: «уэ-уэ-уэ», «уа-уа-уа» даже тогда, когда ребенок молчит.
     Около трех месяцев появляется детский лепет, поэтому взрослые должны повторять слоговые цепочки: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, га-га-га, бо-бо-бо.
     Родители должны осознавать, что дети смогут произнести свое первое слово не ранее, чем научатся говорить и произносить звуки

Этот период растягивается от 10 месяцев до 1,5 лет. При использовании методики Зайцева вы окажете большую помощь ребенку в развитии речи и умственных способностей.
     Не забывайте, что от того момента, когда малыш прочел свое первое слово до начала свободного чтения пройдет не менее шести месяцев.

Результаты использования методики Зайцева:

     В настоящее время методикой Зайцева пользуется множество людей не только в домашних условиях, но и образовательных учреждениях.
     Урок, на котором используется методика, проводится в игровой форме. Он достаточно короткий и длится всего 20-25 минут. Детки могут постоянно менять свое положение. При этом у них не портится осанка и зрение, поскольку происходит довольно частое переключение взгляда и изучение таблиц больших размеров.
     Даже затрачивая мало времени на занятия, вы очень быстро увидите результат своего труда.
     Пособия Зайцева отлично подходят малышам с различным темпераментом и характером. В детских садах, занимающихся по Зайцеву, группы комплектуются так, чтобы в них присутствовали как сильные, так и более слабые дети, которые вскоре никак не отстают от остальных ребят.
     В процессе игр с кубиками Зайцева, малыши очень быстро учатся читать, запоминают буквы, учатся чувствовать разницу в звучании согласных, гласных, твердых и мягких, шипящих и свистящих звуков. Малыши учатся составлению простых слов и их написанию. Кроме этого, они показывают эти слова на таблице и «пропевают» их.
     Зайцев — это автором уникальных методик, которые предусматривают использование кубиков, позволяющих легко обучить малышей письму, счету, английскому языку.
     Огромным достижением Зайцева является разработка системных подходов к изучению математики. Его методика основана на использовании системы таблиц, которая погружает малыша в мир цифр и образно демонстрирует состав чисел, какими они обладают свойствами. Малыши учатся понимать, какие действия можно проводить с числами. Благодаря этому дети быстро осваивают счет до 100, а в дальнейшем с легкостью проводят разные действия с числами. Методика позволяет доступно пояснить малышам, что такое дробь и степень.

В чем заключается суть методики Зайцева

Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Занятия не требуют от детей усидчивости. Им разрешено двигаться, танцевать и даже петь, используя для этого кубики.

Познакомимся поближе с кубиками:

  • Склады, которые звучат твердо, изображены на больших кубиках, а звучащие мягко – на маленьких;
  • Они могут быть одиночными и двойными;
  • Если склад звонкий – указывается металл, а если глухой – дерево;
  • Гласные буквы – обозначены золотом;
  • На кубы дерево-железо и дерево-золото нанесен твердый и мягкий знак соответственно;
  • Знаки препинания малыш может найти на кубике, окрашенным в белый цвет.

В продаже можно встретить наборы трех видов:

  • С готовыми к использованию кубиками;
  • С раскладкой, которую нужно собрать самостоятельно;
  • С основой из пластика.

В начале обучения деток следует познакомить с кубами, на которых изображено 200 складов. Познакомившись с ними можно переходить к таблицам. Для того чтобы предотвратить развитие сколиоза, а также проблем со зрением, специалисты рекомендуют выбрать правильную высоту для их фиксации. Для этого малыша следует попросить поднять руку вверх, ею он должен без труда дотянуться до верхнего края таблицы.

Для удобства таблицы можно развесить не вдоль стены, а в угловой части комнаты. Так детям будет проще в них ориентироваться, так как все необходимое находится в поле их зрения.

Склады, которые изображены на кубах, дети должны пропевать. Это способствует тому, что они лучше запоминают материал, он откладывается в памяти. Кроме того, такой подход с раннего детства позволяет привить интерес к пению.

Весь материал для обучения должен быть в свободном доступе. Перед занятием необходимо дать крохе некоторое время для того, чтобы он ознакомился с ним. Затем можно приступать к изучению. Для начала попросите его выбрать из всего количества кубиков тот, который его заинтересовал больше всего. Пропойте ему склады, которые обозначены на его гранях.

Не стоит слишком долго акцентировать внимание на этом упражнении

Очень важно чтобы малыш не потерял интерес. Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов

Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию

Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов. Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию.

Теперь можно переходить к таблицам. Выберите один из столбиков и пропойте его малышу. Вовсе не обязательно требовать от него того, чтобы и он пел. Он сам должен проявить интерес к этому процессу. Его можно попросить принести кубики, на которых склады соответствуют тем, что вы только что пропели в таблице.

Когда малыш начнет самостоятельно пропевать склады в таблице, он будет постепенно понимать принцип формирования слова. В это же время его можно учить писать, при этом делать все в игровой форме. Ребенку будет интересно, а обучение даст хорошие результаты.

Обязательным условием таких занятий является хорошее настроение деток и их желание. Проводить их рекомендуется ежедневно. Но если вы видите, что ребенок не настроен, его что-то тревожит – от запланированного урока стоит отказаться.

Достоинства методики Зайцева

Их немало! Приверженцы этой системы обучения отмечают, что:

  • Дети достаточно быстро начинают бегло читать. Причем, чтение не воспринимается как что-то сложное и требующее дополнительных усилий — всё происходит в игре, как будто «само собой».
  • Улучшается память, развивается способность к логическому мышлению.
  • Дети подсознательно запоминают правильное написание слов.
  • Регулярное проговаривание слов выправляет недостатки речи, ребёнок начинает говорить более чисто и внятно.
  • Резко расширяется словарный запас.
  • Тренируется — а иногда даже улучшается! — зрение, т. к. глаза постоянно должны следить за указкой.
  • Занятия не вредят здоровью — дети много двигаются, они вынуждены поднимать голову, что очень полезно для осанки.
  • Формируется способность к концентрации, ребёнок учится работать самостоятельно.
  • Метод Зайцева универсален, он подходит детям любого возраста, может применяться для обучения детей с различными отклонениями.
  • Методика достаточно проста, при определенном упорстве ее могут использовать даже «неподготовленные» родители, в домашних условиях.

Методика Зайцева: описание

Комплект состоит из кубиков разного цвета и размера. В них отражена вся фонетика русского языка.

Дети воспринимают кубики как игрушку, поэтому обучение чтению проходит в естественной для ребёнка игровой деятельности.

Большие кубики – это твёрдые склады (РА, МА, ЛО), маленькие – мягкие (НЯ, ЛИ, БЕ). Размер не случаен. При произношении мягких складов рот слегка приоткрыт, при произношении твёрдых – раскрытие шире. В методику входит кубик со знаками препинания и ударением.

Состав методики

1. Железные кубики обозначают звонкие склады.

2. Деревянные – глухие склады.

3. Кубики с деревянными и металлическими сторонами нужны для складов, в которых есть твёрдые знаки.

4. Золотистые кубики обозначают гласные звуки.

5. Деревянно-золотистые – для складов с мягкими звуками.

При составлении слов можно обозначить по необходимости заглавную букву, поставив на нужную букву (склад) белый кубик с обозначением Зг (заглавная).

В комплект также входят таблицы. В них расположены такие же склады, как на кубиках. Таблицы рекомендуется вешать на видном месте.

Принципы методики

Это первая методика, предусматривающая обучение в игровой деятельности. В настоящее время существуют модификации кубиков Зайцева и другие методики, опирающиеся на игру. Однако именно Николай Александрович Зайцев первый понял, что обучение в дошкольном возрасте наиболее продуктивно в игровой деятельности. Он сделал этот вывод исходя из опыта своей работы с разными категориями детей.

Дошкольника нельзя заставлять учиться. Всё должно быть добровольно. Обучаться надо в игре. Дети иногда не замечают, что идёт урок.

Ребёнку разрешается двигаться во время занятий, если ему хочется.

Дети не знакомятся с буквами по отдельности. Им сразу же предлагают заучивать склады. Склад состоит из пары согласный + гласный, одной буквы, согласного с Ъ или Ь. Это не слоги в привычном понимании.

Ребёнку не объясняют слияние звуков в слоги. Дети учатся находить определённые склады на кубиках и в специальной таблице. Это, по Зайцеву, – «письмо», перевод звуков в знаки.

При обучении используется несколько анализаторов. Кубики отличаются по цвету, весу и текстуре. Они имеют разные наполнители, чтобы ребёнок различал звонкие и глухие звуки.

Замечено, что склады, написанные на «звонких» кубиках, малыши запоминают быстрее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector