Переносы в словах

Структура слога и ударение

По структуре слог обязательно состоит из слогообразующего гласного звука — ядра — и, опционально, окружающих его неслоговых согласных звуков.

Если в начале слога стоит согласный звук, его называют инициалью. Согласный звук в конце слова называют финалью. Рассмотрим несколько примеров.

На основе наличия ударений слоги разделяют на ударные и безударные. В русском языке ударение может падать на любой слог, в отличие от, например, французского, где ударение при произношении всегда падает на последний слог. Филологи в современном языкознании выделяют различные схемы ударений. Они нуждаются в отдельном изучении.

Правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

. Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

. Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные , , , , , , , , (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить . Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук ; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук . При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

. два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

. два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

Игры для ознакомления детей со слогами

Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:

«Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
«Найди друзей»

Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на афиши, рекламные объявления, вывески. Ищите буквы, которые дружат

Пусть малыш учится находить как можно больше слогов.
«Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.

«Фантазёры». Игра для тех, кто уже хорошо усвоил понятие слога. Ребёнок должен сам придумывать слова, содержащие столько слогов, сколько скажет (покажет с помощью пальцев, магнитных цифр, палочек, прохлопает, простучит и т. д.) взрослый.
«Путаница». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным и написанными на них слогами. С их помощью выкладывайте слова, но слоги меняйте местами (ло-мо-ко — молоко, рень-ва-е — варенье, ла-пи — пила и т.п.). Пусть сын или дочь догадается, в каком порядке их следует расставить. Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух.
«Новичок». Называете пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребёнок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука — ру-баш-ка, корка — кор-зин-ка, розы — мо-розы, мушка — кор-мушка, ребёнок — же-ребёнок.

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов — от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» – один слог, «сно-ви-де-ни-е» – пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова — более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие – безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Переходим от простого к сложному

Когда ребенок освоит азы, начинайте усложнять задания. При этом продолжайте проводить занятия в игровой форме.

Предложите ребенку несколько слов, которые отличаются только одной буквой. Пусть он определит, в чем различие между ними. Например, слова: «мыло» и «мило», «дом» и «дым».

Выберите десяток слов, состоящих из двух слогов. На каждый слог потребуется по одной карточке. Перемешайте листочки и попросить ребенка составить из них слова. Подойдут существительные «рама», «мама», «папа», «дача», «рука», «нога», «лицо», «мыло», «тело», «мясо».

Научите ребенка делать перенос по слогам. Для этого выпишите на листок несколько двухсложных слов в столбик. Пусть ребенок проведет черту после каждой гласной, а затем произнесет вслух, делая небольшие паузы на месте слогораздела.

Возьмите два листа с одинаковым текстом. Пусть это будет сказка или небольшой детский стишок. Попросите ребенка следить за словами, пока вы читаете. Через какое-то время делайте паузу и спрашивайте ребенка, где вы остановились.

Читайте с малышом небольшие сказки по ролям.

Для занятий любого рода выбирайте забавные детские тексты, вызывающие интерес у ребенка. Это могут быть стихи, сказки, небольшие статьи о животных. Просите пересказать прочитанное. Это поможет развить память и речь малыша.

Прежде чем приступить к занятиям, убедитесь, что ваше чадо готово к обучению. У него сформирована речь, он может составлять небольшие рассказы. Нет дефектов произношения.

Начинайте с простого, постепенно переходите к сложному. На каждом новом занятии повторяйте материал предыдущего.

Придерживайтесь игровой методики. Она поможет вам привить малышу любовь к чтению и желание учиться.

Занятия по изучению слогов начинайте с простейших сочетаний. Используйте слова, которые знакомы ребенку. Постепенно усложняйте тренировки.

Не ждите от ребенка скорых результатов. Учиться читать он будет постепенно. Для начала дайте ему освоить односложные и двухсложные слова. Подбирайте задания с ними, пока малыш не начнет справляться на «отлично».

Когда с легкими словами будет покончено, попробуйте тренировать чтение целых предложений по слогам. Постепенно увеличивайте объем чтения.

Простые советы, приведенные в этой статье, помогут легко и эффективно научить вашего ребенка читать по слогам. При этом малыш будет проводить время с удовольствием, выполняя игровые задания.

Помимо навыков чтения, будет развиваться память, внимательность, логическое и абстрактное мышление, будет расширяться кругозор ребенка.

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются.

Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе «старыми»), а Московская совершенно иначе («новые правила»).

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

Правила деления на слоги

Система образования сильно изменилась за последние годы. Появились другие требования и к школьной программе.

1. Слог начинается с согласного звука, если в нём несколько букв. Примеры: КАР-ТИ-НА, ТВО-РОГ, ПОД-СТАВ-КА. Исключением является буква Й. Её относят к предыдущему слогу: РАЙ-ОН, РЕЙ-КА, МАЙ-КА.

2. Звонкие сонорные согласные и Й относятся к первому слогу при делении: ГАЛ-КА, СКАЛ-КА, ТУМ-БА.

3. Глухие, звонкие несонорные и шипящие звуки относятся ко второму слогу: ША-ПКА, ШИ-ШКА, МИ-ШКА.

4. Двойные согласные переходят во второй слог: ТОР-ЖЕСТ-ВЕ-ННЫЙ, ДЛИ-ННЫЙ, А-ККУ-РАТ-НЫЙ. Однако для переноса старое правило деления сохранилось: ТОРЖЕСТВЕН-НЫЙ, ДЛИН-НЫЙ, АК-КУРАТНЫЙ.

Регулярные упражнения дома в сочетании с занятиями в детском саду облегчат в дальнейшем школьное обучение.

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Основные правила переноса слов

1. Слова пере­но­сят­ся с одной стро­ки на дру­гую по слогам:

  • ин-те-рес
  • со-ло-вей
  • кра-со-та.

Односложные сло­ва не под­ле­жат пере­но­су, а пишут­ся цели­ком на строке.

  • лень
  • раб
  • лось
  • краб
  • стол
  • глушь.

Согласно пра­ви­лам пере­но­са часть сло­ва, кото­рая не име­ет глас­ной и поэто­му не состав­ля­ет фоне­ти­че­ско­го сло­га, само­сто­я­тель­но не переносится:

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
ст-ремя стре-мя
ск-ворец скво-рец
студе-нт сту-дент
близо-сть бли-зость
в-ьюнок, вь-юнок вью-нок

Гласная бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не остав­ля­ет­ся на преды­ду­щей стро­ке и не пере­но­сит­ся на дру­гую строку:

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
а-кация, акаци-я ака-ция
а-построф апо-строф, апос-троф, апост-роф
о-фицер офи-цер
и-дейный идей-ный
с-оловь-и со-ло-вьи

Двусложные сло­ва, име­ю­щие фоне­ти­че­ский слог из одной глас­ной, не переносятся.

  • у-рок — урок;
  • о-сень — осень;
  • е-нот — енот;
  • у-каз — указ;
  • со-я — соя;
  • ше-я — шея;
  • ю-ла — юла;
  • я-щик — ящик.

2. Буквы «ь», «ъ» не отры­ва­ют­ся от преды­ду­щей согласной:

  • медаль-он
  • резь-ба
  • подъ-езд
  • безъ-ядерный, безъядер-ный.

3. Буква «й» состав­ля­ет закры­тый слог и при пере­но­се не отры­ва­ет­ся от пред­ше­ству­ю­щей гласной:

  • ба-лалайка, бала-лайка, балалай-ка
  • шай-ба
  • май-ка
  • кой-ка
  • крой-ка.

4. При пере­но­се слов с приставками

а) не отры­ва­ет­ся от при­став­ки конеч­ная соглас­ная, если за ней сле­ду­ет тоже согласная:

  • под-смотреть, а не по-дсмотреть;
  • рас-править, а не ра-справить;
  • бес-проводной, а не бе-спроводной;

б) не при­со­еди­ня­ет­ся к при­став­ке соглас­ная корня:

  • за-смеяться, а не зас-меяться;
  • под-править, а не подп-равить;
  • бес-страшный, а не бесс-трашный;

в) вари­а­тив­ный пере­нос воз­мо­жен в сло­вах, корень кото­рых начи­на­ет­ся с глас­ной, кро­ме «ы»:

  • бе-зоружный, безо-ружный, без-оружный;
  • ра-зукрасить, разу-красить, раз-украсить;
  • по-дутюжить, поду-тюжить, под-утюжить;

г) в сло­вах с при­став­кой на соглас­ную кор­не­вая глас­ная «ы» не отры­ва­ет­ся от этой согласной:

  • обы-скать;
  • бе-зысходный,  безы- сход­ный, безысход-ный;
  • бе-зыскровый, безы-скровый, безыскро-вый;
  • сы-митировать, сыми-тировать, сымитиро-вать.

5. Согласно совре­мен­ным пра­ви­лам пере­но­са, если в сере­дине сло­ва име­ет­ся сте­че­ние несколь­ких соглас­ных, частью вхо­дя­щих в корень и в состав суф­фик­са, то при пере­но­се оно раз­би­ва­ет­ся раз­ны­ми способами:

  • брат-ство, братс-тво, братст-во, бра-тство (в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским деле­ни­ем на слоги);
  • сол-нечный, солне-чный, солнеч-ный;
  • жа-тва, жат-ва;
  • со-знание, соз-нание, созна-ние;
  • све-тский, свет-ский, светс-кий;
  • ме-дведь, мед-ведь;
  • от-правление, отпра-вление, отправ-ление, отправле-ние.

При пере­но­се подоб­ных слов пред­по­чти­тель­нее не раз­би­вать мини­маль­ных зна­ча­щих частей сло­ва — морфем.

6. Для пере­но­са с одной стро­ки на дру­гу раз­де­ля­ют­ся двой­ные соглас­ные, нахо­дя­щи­е­ся меж­ду гласными:

  • кас-совый
  • груп-пировка
  • искус-ственный, искусствен-ный
  • рос-сийский
  • рас-сказчик
  • вос-седать
  • капел-ла
  • кристал-лический
  • крос-совки
  • антен-на.

Но началь­ные удво­ен­ные соглас­ные кор­ня, нахо­дя­щи­е­ся после при­став­ки с конеч­ным глас­ным, жела­тель­но не раз­би­вать, сохра­няя мор­фем­ное стро­е­ние слова:

  • по-ссо-ришься;
  • пере-жжённый.

7. Согласно орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лам пере­но­са в рус­ском язы­ке слож­ные сло­ва делят­ся на сты­ке состав­ных частей, при­чем соеди­ни­тель­ная глас­ная, если она име­ет­ся в мор­фем­ном соста­ве сло­ва, оста­ет­ся на пер­вой строке:

  • овоще-хранилище
  • сухо-фрукты
  • водо-проводный
  • птице-лов
  • шести-томник
  • двух-уровневый
  • трех-атомный
  • вет-врач
  • зам-директора.

Не пере­но­сят­ся, как уже убы­ло ука­за­но выше, одно­слож­ные и дву­слож­ные сло­ва, в соста­ве кото­рых один глас­ный состав­ля­ет слог. Не под­ле­жат переносу:

1. бук­вен­ные и зву­ко­вые аббревиатуры:

  • МАГАТЭ
  • ГРЭС
  • НАТО
  • ОБСЕ

2. раз­лич­ные сокра­щен­ные обо­зна­че­ния мер:

  • 25 кг
  • 2017 г.
  • 165 км

3. услов­ные гра­фи­че­ские сокращения:

  •  и т.п.
  • и пр.

4. пунк­ту­а­ци­он­ные зна­ки и откры­ва­ю­щие скоб­ка и кавычки.

Комплекс игр и упражнений

Учитывая существующие этапы и методики обучения чтению, вы формируете весь учебный процесс. После того как ребенок выучил буквы и звуки, можно начинать учить ребенка читать по слогам. Лучше всего проводить занятия в игровой форме – так дошкольнику будет комфортнее, к тому же, это повысит интерес к чтению в целом.

Итак, какие игры можно использовать в процессе обучения?

  1. Игра «Сколько слогов – столько шагов!». Для начала стоит научить ребенка слышать слоги в словах и произносить их. Нужно объяснить ему, что в слове число слогов равняется количеству гласных (вы можете напомнить ему, что гласные – это звуки, «которые умеют петь», и пропеть эти звуки с ним вместе). Данную игру начинайте с простых слов с одной или двумя гласными, желательно повторяющимися: мама, папа, Саша, зал, сад; стол, двор, молоко и т. п. Когда повторите все гласные по отдельности, постепенно усложняйте игру, включая слова с разными звуками: лето, Вова, небеса, Лунтик и т. п.
  2. «Бродилки». Детям 5 лет бессмысленно объяснять правила крепления сонорных звуков к слогам, а также переносы согласных букв к другим согласным, как в слове но-ски. Используйте игры с запоминанием конкретных слогов. Нарисуйте плакат с картой вымышленного города. На каждой станции в рамке ярким фломастером нарисуйте слоги, начните с простых: на станции 1 – МИ, на станции 2 – ША, на станции 3 – ДЕ, на станции 4 – ДА. Дайте ребенку машинку и путешествуйте по городу вместе с ним. Попросите его называть слоги, за каждый правильный ответ вручайте фишку. Награждайте за прохождение всей игры медалью. Сделайте несколько таких плакатов с разными станциями и слогами.
  3. «Магнитики». Эффективная игра, если вы задались целью научить ребенка делить на слоги не только простые, но и сложные слова. Приобретите магниты-буквы, прикрепите их к холодильнику или магнитной доске. Вместе с ребенком составляйте ежедневно несколько слов по слогам из магнитов. Это может быть какой-то код, чтобы получить дополнительные 10 минут просмотра мультфильма. Или хитрость «раздели на слоги слово БА-НАН и получишь банан». Составьте сложное слово, например фамилию – АЛЕКСЕЕВЫ. И попросите ребенка разделить ее на слоги. Помогите, если у него не будет получаться.
  4. «Домик-человек-овощ». Вырежьте несколько домиков и приклейте к ватману. Каждый домик будет иметь название, например МА или ТО. Вырежьте человечков и дайте каждому имя, начинающееся с того слога, которыми названы дома (Маша и Тома). Попросите ребенка правильно соединить человека и домик по первому слогу. Потом Маша и Тома пойдут в магазин и купят там фрукты или овощи, начинающиеся на слоги «ма» и «то» (мандарины, томаты). Вырежьте или нарисуйте магазин с различными продуктами.
  5. «Напиши на песке». Учимся писать буквы на разноцветной манке. Детям нравится рисовать на песке, можно приобрести разноцветный песок в магазине, либо раскрасить манную крупу, выложить на поднос и показывать ребенку написание различных букв и слогов. Это развивает мелкую моторику и творчество.
  6. «Соедини слоги в слова». Можно постепенно переходить к более сложным упражнениям. На карточках написать слоги и попросить составить слово. Предлагать сначала короткие слова, а затем длинные. Составьте из слов пирамиду: вверху самое короткое слово, а внизу самое длинное.
  7. «Иду по следу». На листах А4 напишите слова, распределите листы по всей квартире, а на финише поставьте приз (игрушку, билет на аттракционы), попросите ребенка идти по следам. Наступая на каждый, ему нужно назвать слово по слогам. Так же можно написать отдельные слоги, чтобы с каждым шагом у ребенка получалось новое слово. Выполняя это простое, но интересное упражнение, ребенок научится соединять слоги.
  8. «Найди в слове еще одно слово». ПООБЕДАЛ (обед, дал), ОГОРОД (город, род) и т. п.
  9. Тексты для чтения дошкольникам. Небольшие тексты, по которым ребенок может начинать читать слоги в словах. Используйте рифмованные тексты и чистоговорки («Мама мыла раму», «На селе нам весело»). Сначала ребенок должен запомнить фразу целиком, а затем делить ее на слоги.

Помните: игра – это необязательное действие, поэтому не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, а лучше мотивируйте его или перенесите занятие на другое время. Чем красочнее будет оформлена игра, тем дольше будет занят ею дошкольник, и тем лучше будут результаты.

Дети, поступающие в первый класс, должны обладать определённым запасом знаний. Необходимо знать буквы и уметь делить слова на слоги. Подготовка к школе начинается в старшей группе детского сада. Однако не всем детям достаточно этих занятий. Малыши часто пропускают сад из-за болезней и карантинов. Поэтому родителям пригодятся базовые знания о методике обучения чтению по слогам, чтобы по необходимости помочь ребёнку обучаться.

Деление на слоги для дошкольников

Карточки со слогами

Удобно использовать большую кассу слогов. В кармашки вставляют необходимые буквы, получая в результате слоги. Карточки можно приобрести в комплекте, а можно изготовить самим. Особый интерес у малыша вызовут карточки, изготовленные совместно. Деление слова на слоги для дошкольников усваивается легче, если грамотно и интересно организовать занятия.

Упражнения с карточками

1. Взрослый показывает слог БА, предлагает ребёнку прочитать и ответить на вопрос, слово ли это. Это не слово, поскольку ничего не обозначает. Затем берётся слог РАН. Его также читают и выясняют, что словом эта конструкция не является. Далее взрослый кладёт рядом слоги БА и РАН. Малыш читает слоги, и получается слово «баран». Полезно дополнить задание соответствующей картинкой.

2. Ребёнку выдают нечётное количество слогов на карточках – так, чтобы минимум четыре из них могли соединиться в слова. Начинать стоит с пяти карточек. Пример – НЕ, БО, КОШ, КА, РУ. Сначала дошкольник читает слоги. Потом взрослый берёт слог, с которого начинается любое из слов, и предлагает подобрать слогу «потерявшегося друга».

3. Взрослый заранее готовит несколько слов. Он называет начало слова, ребёнок должен найти продолжение на карточках. Начинать надо с двух-трёх слогов, чтобы малыш не запутался. Обратный вариант – взрослый показывает слог на карточке, а дошкольник додумывает окончание.

4. Взрослый выкладывает два слова при помощи слогов, причем слоги перепутаны: КОШ-БА, РЫ-КА. Ребёнку предлагается вернуть «заблудившиеся» слоги в свои слова.

Дидактические игры

1. Взрослый пишет на листочке слоги, короткие слова и сочетания согласных (ПРС, ПА, КОТ, КИ, КИТ, КОШ и т. д.). Малышу предлагается найти слоги и закрасить их зелёным карандашом. Чтобы разнообразить игру, можно предложить найти слова.

2. Игра с мячиком. Взрослый называет слог – РУ – и бросает мячик. Ребёнок ловит и придумывает продолжение.

3. На полосках бумаги написать слова. Дошкольник читает их, затем вместе со взрослым делит на слоги. После слово разрезается ножницами по слогам. Вариант задания – собрать из нарезанных слогов слова обратно.

4. Отхлопывание слогов. Это известный и действенный метод для обучения слогоделению. На каждый слог нужно хлопать в ладони или топать ногой. Для активных детей можно делить слова на слоги с помощью прыжков. Также может прыгать любимая игрушка или мячик.

5. Взрослый называет слово из одного слога: кот, сом, шар, лист. Ребенок должен назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме: котик, шарик, листик. При этом нужно определять количество слогов в слове с помощью ладони под подбородком или отхлопывания.

Тренажёры

Существуют программы, адаптированные под дошкольников и младших школьников, для тренировки навыка деления на слоги. Их можно приобрести в магазинах, некоторые скачать. Самыми простыми можно пользоваться в режиме онлайн.

Задания в тренажёрах обычно похожи на упражнения с карточками. Слоги можно двигать мышкой, составлять из них слова, выбирать между слогом и словом и т. д.

Тренажёр «Делим слова на слоги для детей» поможет разнообразить занятия с дошкольником и закрепить полученные знания.

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов. Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная

Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом — от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично — в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector