Читаем слоги по методике зайцева

Содержание:

Плюсы и минусы подхода

Среди достоинств назовём следующие:

С помощью методики Зайцева вы можете научить ребёнка читать в домашних условиях – материалы доступны в каждом магазине;
Возможность начать обучение с того возраста, в котором кажется это правильным и необходимым: даже если ребёнок пошёл в 1 класс, но программа даётся с трудом, кубики помогут быстро ликвидировать пробелы;
Быстро осваивается беглое чтение за счёт того, что нет необходимости в прочтении каждой буквы, важно прочесть сразу ряд букв (склад);
Несмотря на то, что методика направлена на обучение чтению, процесс протекает гармонично и развивает ребенка всесторонне, задействуя различные способы восприятия — развиваются моторика, внимательность, зрение;
Читая, ребёнок дополнительно осваивает и грамотное письмо, легко запоминая сочетания букв, которые используются в русском языке;
Обучение протекает играючи, малыш заинтересован и доволен.

Но даже такая методика не лишена недостатков, среди которых назовём:

  • Различия со школьной программой: могут возникнуть трудности в понимании того, как буквы превращаются в слова, при разборе слов (орфографическом, морфемном и тд.);
  • За время игры с кубиками происходит привыкание к такому обозначению и сочетанию букв, и, как следствие — становится сложно перестроиться в дальнейшем;
  • Наборы для методики недешевы и сложны для освоения родителями;
  • Картон – непрочный и недолговечный материал, при активном использовании кубики могут изрядно потрепаться и прийти в негодность.

Делаем таблицу

Бесспорно, кубики Зайцева дают потрясающий эффект. Но если дополнить их специальной таблицей, расположенной на рис. 4, процесс обучения станет более простым и быстрым. Методика основана на использовании двух инструментов, главным из которых все же являются кубики, но и таблица вносит свой неоспоримый вклад. Основное преимущество в работе с таблицей заключается в том, что, переключаясь от одного процесса к другому, ребенок будет меньше уставать, а значит, лучше станет усваивать материал.

Рисунок 4. Таблица для кубиков Зайцева.

Если у родителей хватило мастерства и терпения, чтобы изготовить кубики, то с таблицей проблем уж точно не возникнет. Для этого необходимо взять обычный ватман и расчертить его на квадратики либо прямоугольники. Далее при помощи фломастеров нужно заполнить каждую ячейку в правильном порядке, предусмотренном методикой Зайцева.

Лист будет большой, поэтому в процессе обучения малыш может не доставать до верхнего ряда. В данном случае ему необходимо дать в руки карандаш либо указку.

Стоит заметить, что далеко не все родители рисуют таблицу от руки. Некоторые выбирают более простой путь и распечатывают ее на принтере. Безусловно, оригинальный вариант имеет большой размер, от которого нельзя отклоняться. По этой причине таблицу распечатывают частями, а после склеивают.

Данный способ обучения малышей чтению был разработан для детей от двух лет. Однако родители нередко начинают использовать методику Зайцева гораздо раньше, что приносит ожидаемый эффект.

Процесс обучения чтению может быть очень скучным и трудным, но если перевести его в игровую форму, освоить навык ребенку будет проще простого.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).

Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Из чего состоит набор?

Каждый взрослый в детстве играл в кубики: несмотря на элементарность этой игрушки, ребёнок может сооружать из них башенки, замки или составлять фигуры. Кубики Зайцева отличаются от стандартных тем, что на гранях расположены не буквы, а склады.

Выделяют такие склады:

Как различают кубики по цветам:

  • Золотистые (золотые) обозначают гласные буквы;
  • Серые (железные) обозначают звонкие звуки;
  • Коричневые (деревянные) обозначают глухие звуки;
  • Белые и зелёные  обозначают знаки препинания.

Как вы помните, подход предполагает использование всех форм восприятия, поэтому различиями по цветам дело не ограничивается. Чтобы развивать тактильные ощущения и воздействовать на органы слуха, кубики наполнены содержимым, в отличие от классических кубиков, которые пусты.

В наборах кубики заполнены мелкими металлическими предметами, камешками, песком, деревянными палочками, пробками, крышечками. И в этом есть определенный смысл. Однако, если вы задумаете сделать кубики самостоятельно, содержимое можно заменить другими доступными материалами.

С такими кубиками увлекательно играть, да и обучение чтению только косвенно напоминает традиционный процесс обучения. Когда процесс изучения и привыкания к кубикам завершится, ребёнку станет любопытно что могут означать надписи на них – и с этого начинается процесс освоения складов.

К слову, на цветах и наполнении различия кубиков не заканчиваются. Они отличаются ещё и по размеру: твёрдые склады – на больших кубиках; стандартного размера — это мягкие склады.

Дополнительно в наборе идут:

  • Таблицы с буквами-складами;
  • Учебник-пособие;
  • Аудиозаписи с напевками.

В чём весь цимус?

Наблюдение педагога Зайцева за маленькими детьми дало основу понимания, почему детям так трудно иногда научиться читать.

  1. Во-первых, как мы этот процесс начинаем? Правильно, сначала учим буквы. А вот Зайцев уверен, что совсем необязательно знать названия букв. Очень часто ребенок знает их, а как складываются вместе запомнившиеся на картинках под буками «аист» и «бегемот» – не понимает.
  2. Во-вторых, после того, как мы выучили буквы, мы пытаемся складывать их в слоги. Что по этому поводу говорит известный педагог? Чтение по слогам для детей усложняет процесс обучения! Ведь русский язык не зря прослыл богатым и могучим. В слове может быть до 10 букв и более, а когда стоят рядом три согласные вместе — вообще беда. Взрослые-то иногда не могут прочитать без ошибок. Например, бегло прочитать «взгромоздиться» или «встряхнуться» для дошкольника почти из мира фантастики. А у «всплеска» вообще один слог!
  3. В-третьих, как мы привыкли? Сначала учимся читать, потом начинаем писать. А вот зайцевская методика настаивает на обратном: ребёнку легче научиться читать через навыки письма, когда звуки переходят в знаки, а знаки потом превращаются в звуки.

Такие маленькие хитрости послужили тому, что Зайцев «изобрёл» свою единицу русского языка, отличную от привычного для всех слога. Это так называемый склад. Что он из себя представляет? Да всё просто – сладкая парочка: согласная + гласная, ну ещё бывает согласная + твёрдый или мягкий знак.

Именно так звучит живая разговорная речь, понятная для ребёнка. Эти самые склады они перенёс на кубики, которые выступили принципиально важным инструментом в обучении.

Почему не привычные карточки, а именно кубики? Это автор методики объясняет отсутствием ещё у детей аналитического мышления (оно, к слову, формируется годам к семи), заменяемого ставкой на зрительную, слуховую и тактильную память. Потому инструментарий его с нарисованными на гранях складами разных цветов, разных размеров в соответствии со звуковыми рядами.

То есть учимся мы у Зайцева от наглядного к логическому: один раз увидеть вместо того, чтобы двадцать раз рассказать.

Ламинация- способ увеличить долговечность кубиков

В принципе, на этом можно считать процесс создания кубиков завершенным. Однако, как показывает опыт, бумага довольно быстро утратит привлекательный внешний облик — краска сотрется и поблекнет. И тогдапридется начинать клеить следующий набор. А это занятие достаточно кропотливое и небыстрое.

Поэтому становится актуальным вопрос о том, как сделать кубики Зайцева более долговечными. Для этих целей рекомендуется ламинировать изделия специальной клейкой пленкой. Впрочем, подойдет и обычный широкий скотч. От глянцевых материалов следует отказаться — на кубиках могут появиться блики, которые будут мешать ребенку заниматься. Отдайте предпочтение пленке или скотчу с матовой поверхностью.

Такое покрытие надежно защитит ваши кубики от пыли и грязи, обеспечит сохранность контуров изображенных слогов и увеличить стойкость к любым механическим воздействиям.

Гномик.ру рекомендует Rmh24.ruПредлагаем ремонт холодильников с выездом

Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Суть методик Зайцева

Первой автором была запатентована методика обучения чтению

Вот уже более 20 лет методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева применяются на практике для обучения детей читать, писать и считать.

Когда начинать заниматься по методике

Начинать игры с кубиками можно уже в доречевом возрасте

Заниматься с детками можно уже с 2–3 лет, но, конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития малыша, главная из которых — любознательность, а именно:

  • желание проводить время за книжками (перебирать их, листать, внимательно слушать, когда читают взрослые);
  • любопытство (это касается не только чтения-счёта, но и всех аспектов жизни в целом);
  • способность усидеть на месте, занимаясь интересным делом, хотя бы 5–10 минут.

У каждого ребёнка эти проявления становятся явными в разном возрасте, поэтому родители должны, так сказать, поймать момент.

Принципы техники обучения по Зайцеву

Заниматься по методикам можно как и индивидуально, так и в группе

За основу методики для детей Н.А. Зайцев взял психолого-педагогические особенности развития дошколят и адаптировал принципы их обучения к базовым аспектам целей образования в общем:

  • работа с новой информацией по схеме «к частному от общего»;
  • связка «образное — наглядно-действенное — словесно-логическое», что обеспечивается включением разных каналов восприятия малыша;
  • чёткая система разработки материала;
  • понятные алгоритмы работы;
  • учёт физиологических и психологических тонкостей развития ребёнка.

Благодаря таблицам ребёнок может моделировать и систематизировать те или иные учебные ситуации. Наглядные пособия выполняют роль посредника между объектом и субъектом обучения, помогая:

  • информировать маленького ученика;
  • ориентировать его в материале;
  • тренировать и формировать необходимые навыки ребёнка.

Каких результатов можно добиться

Для занятий достаточно выделить около 1 часа 2–3 раза в неделю. И тогда через полгода вы увидите:

  • эффективность применения методики (после 20 часов работы малыш сможет складывать в пределах 100 и вычитать, а также читать по складам);
  • насколько легко использовать пособие, так как в комплекте есть все необходимое для занятий (упражнения, примеры, игры, песни);
  • насколько ваш ребёнок обучаем, что играет огромную роль для определения индивидуальной образовательной траектории в школе;
  • что ребёнок гораздо быстрее и прочнее хватает нужную информацию «на лету» в повседневной жизни, чем в отведённое для этого время, например, в детском саду.

Не стоит забывать и о том, что общая направленность упражнений всех методик способствует развитию логического мышления, а ряд заданий — решению логопедических проблем у ребёнка.

Основные принципы и суть методики

Методика обучения по кубикам Зайцева построена на чтении по складам.

Николай Александрович Зайцев считает, что читать по слогам детям гораздо сложнее. Понять его точку зрения просто, попробуйте по слогам сложить слово ВСТРЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ. Для ученика первого–второго класса это непосильная задача, слишком много согласных. А по складам они состоят из любого количества букв, прочесть просто: ВС-Т-РЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ.

Азбуку и букварь автор не использует, о буквах и звуках отдельно не говорит. Теория не нужна детям, так считает Зайцев. Нужно формировать образ через наглядные примеры, использовать конкретно-наглядное мышление.

Малыши сами разберутся с мягкостью, звонкостью, глухостью складов. Кубики наполнены деревяшками, железками, они разные по размеру и цвету. Дети ощупывают их, оценивают параметры, звук. В комплект входят такие кубики:

  • Большие с твердыми складами, маленькие — с мягкими.

  • Двойные — сочетания согласной и гласной.
  • Белый — для знаков препинания.

Наполнители нужны для обозначения звука:

  • Железные — звонкие согласные.
  • Золотые — гласные.
  • Деревянные — глухие согласные.
  • Железо и дерево — сочетания с твердым знаком.
  • Дерево и золото — сочетания с мягким знаком.

Склады написаны разными цветами: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака.

У дошкольников формируется четкий образ склада на основе ощущений, без опоры на конкретную букву русского алфавита. Потом нужно переходить к работе с наглядно-действенным мышлением: ребенок видит склады, слышит их звучание и действует по примеру. Словесно-логическое мышление формируется при написании слов указкой, при беглом чтении по складам.

Таким образом, в основу своего рабочего метода Николай Зайцев положил следующие принципы:

  1. Ребенок говорит складами, слышит их, значит, должен читать по примеру устной речи.
  2. Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
  3. Сначала пишем, потом читаем. Домашние тетради с прописями не развивают навыки скорочтения, это механическая работа. Ребенок по Зайцеву учится пальцами узнавать слово, показывая его части (склады) на таблице или кубиках.
  4. Формируем беглое чтение. Это гарантирует любовь к книге, письмо без грамматических ошибок, орфографических недочетов.
  5. Монотонный урок необходимо исключить.

    Все занятия ведутся в игровой форме. Нет плана урока, ребенок сам регулирует нагрузку и вид игры. Используйте готовые занятия, придумывайте свои варианты.

Посмотрите небольшое видео о том, в чем заключается методика Зайцева и как по ней обучать ребенка.

Чем наполнить

Самодельные кубики наполняйте ненужными в доме материалами. Поищите что-нибудь из перечисленного в чулане или купите в хозяйственном магазине самые недорогие варианты. Наполнители подбирайте так:

Железные — звонкие

Кладите внутрь гайки, наперстки, монетки, металлические пробки, бубенчики. В маленькие железные кубы кладите 4 монеты (гайки, пробки), в большие — 8 штук.

Деревянные звучат глухо, шумно

Подойдут остатки картона, деревяшки, пластиковые пуговицы и бусины, крупы, спички, элементы мелкого конструктора, мелкая галька, разбитые ракушки.

Белый — молчаливый

Заполните его кусками ткани плотно, чтобы ребенок ощущал вес.

Очень важно не использовать для кубов разного типа один наполнитель. Метод Зайцева основан на тактильных ощущениях, слуховой ассоциации

Если склады будут звучать одинаково, то обучение пойдет неправильно. В двойной и большой компонент самодельного набора кладите много наполнителя, в маленькие — в два раза меньше.

Использование звуков

Стоит заметить, что в оригинальных кубиках Зайцева немалую роль играют звуковые эффекты.

Риснок 2. Инструкция по кубикам Зайцева.

Такой результат достигается за счет специального наполнителя. Инструкцию по сборке кубиков можно увидеть на рис. 2.

Благодаря музыкальности кубики Зайцева могут еще больше ускорить процесс обучения чтению. Родителям, которые решили изготовить их самостоятельно, можно попробовать добавить звуковые эффекты либо обойтись более простым вариантом.

Всего кубиков в оригинальном наборе 52 штуки. Это довольно много, но можно не спешить и начать с нескольких единиц

В методике Николая Зайцева очень важно соблюдать последовательность слогов и букв, которые расписываются по особой схеме. Как правило, на одном кубике располагается несколько складов и самостоятельных звуковых единиц, то есть букв

Для начала можно изготовить восемь кубиков, чтобы у ребенка была возможность составлять простые слова, к примеру «папа» и «мама». Безусловно, для того чтобы создать кубики, максимально похожие на оригинал, необходимо немало потрудиться. Для максимальной схожести лучше всего воспользоваться разверткой, которую можно найти на рис. 3.

Как происходит обучение

Методика Николая Зайцева используется для детей в детских садах, группах раннего развития, в домашних условиях. Если методика применяется правильно с соблюдением всех рекомендаций и опытным преподавателем, то шестилетки начинают читать уже после нескольких занятий, для освоения чтения малышам от 4 лет понадобится до 20 занятий, а ваша двухлетняя кроха порадует вас самостоятельным чтением первых слов через 6-9 месяцев.

Для достижения результата необходима регулярность занятий. Рекомендуется 2 занятия в неделю продолжительностью от 30 минут до часа. Помните при этом о принципе не принуждения.

Если у малыша в данный момент плохое настроение и обучаться он не настроен, не настаивайте. Перенесите занятие на более благополучное время. С другой стороны, если обучение приносит радость, заниматься вы можете так часто, как захочет ваш малыш.

Начинать знакомство с кубиками можно уже в полуторагодовалом возрасте. Сначала малыш будет строить из кубиков пирамиды, греметь ими, а со временем вы плавно перейдете к обучению.

В комплекте, помимо кубиков и таблиц для обучения чтению по методике Зайцева, есть аудиодиск и учебник-пособие для родителей, воспитателей, учителей. Кубики могут быть уже готовыми к использованию, либо вам нужно будет их вырезать, наполнить и склеить.

Таблицы для удобства использования необходимо заламинировать. Для групповых занятий вам пригодится указка. Для создания дома игры «в школу» вы также можете использовать указку.

На диске записано 35 мелодий, под которые дети поют склады. Такое пение улучшает речь ребенка, корректирует мелкие проблемы с произношением звуков. В пособии даются основные рекомендации по проведению занятий. Оно содержит задания и игры для увлекательного и интересного обучения.

Очень важно при обучении сочетать произносимые звуки с изображениями на таблицах или кубиках. Так вы будете формировать ассоциативный ряд

В чем суть метода Зайцева?

Основополагающий принцип всех методик Н.А. Зайцева заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить.

Весь материал Зайцев помещает в таблицы и рекомендует размещать их на стене. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы. Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое  число, начинает предметно ощущать количество.

«Сорок семь» — слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами, четвёрку легко соотносим с числом десятков, семёрку — с числом единиц.

Так играем или учим?

Конечно же, играем! В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка. Стандартный урок Зайцева продолжается 10-15 минут в игре.

В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате, это не позволяет им утомляться. Можно ходить, стоять, лежать на ковре. Не портится осанка и зрение.

Методическая система Зайцева, будучи глубоко природосообразной, является основой формирования благоприятной среды развития и образования детей.

Недостатки

Родителям следует познакомиться и с минусами методики.

  • Когда ребенок читает слог или склад, он не понимает полностью всего процесса образования отдельного звука. Поэтому может начать пропускать окончания при чтении и даже в устной речи.
  • В школе придется переучиваться. Педагоги, конечно, поразятся умениям крохи, но будут рассказывать ему про слоги, как того требует классическая программа. Кроме того, проблема возникнет и при выполнении заданий типа «раздели слово на слоги». Ребенок привык к складам, поэтому новые языковые единицы для него могут стать камнем преткновения.
  • Методика во многом основана на использовании ассоциаций (цвета, звуки), поэтому в школе, где таких подсказок нет, крохе придется довольно трудно.
  • Многие малыши начинают путать сходные слоги типа ВЭ и ВЕ. Особенно проблема заметна в письменной речи.
  • Полностью отсутствует развитие творческих способностей крохи.
  • Внушительная стоимость. Не каждому родителю по карману заветный набор.

Современные педагоги рекомендуют обратить внимание на чтение складов по Зайцеву тем детям, у которых больше развито правое полушарие мозга, – они обладают образным мышлением. Распознать такого малыша довольно просто – он левша

Таблица — важное дополнение к кубикам Зайцева

Чтобы ускорить обучение, Зайцев советует дополнить набор из кубиков яркими таблицами. На них также изображены не отдельные буквы, а склады. Чередуя занятия с кубиками и таблицами, ребенок будет меньше уставать, а процесс обучения пойдет гораздо легче и, при этом, интенсивнее.

Смастерить плакат несложно. Достаточно просто взять большой лист бумаги и расчертить его на квадраты или прямоугольники. В каждой ячейке следует написать соответствующее сочетание букв. Чтобы малыш свободно дотягивался даже до верхних рядов, стоит презентовать ему длинную указку. Её можно сделать из любых подручных материалов — карандашей, линейки, ручек.

Самодельная таблица и кубики Зайцева отлично дополняют друг друга. Конечно, можно использовать их и по отдельности — например, сначала дать малышу только кубики, или, наоборот, начать заниматься с таблицей. Но наиболее эффективным окажется именно системное обучение.

Зайцев разработал свою методику для малышей от двух до трех лет. Но развитие интеллекта у детей от года происходит настолько стремительно, что приступать к освоению чтения можно намного раньше. Создание комплекта кубиков не займет много времени и обойдется совсем недорого. Зато кроха получит отличный шанс весело и в игровой форме освоить этот сложный и увлекательный процесс — чтение.

Gnomik.ru

Методика Зайцева, математика

     Математика по Зайцеву позволяет вырастить ребенка эрудированного, умеющего логически рассуждать, обобщать и анализировать, и при этом развить у него творческие способности.

Возраст для занятий по методике Зайцева неограничен, как только малыш научился говорить и повторять слова, ему можно предложить запомнить и названия чисел вместе с их схематическим изображением. А для шестилетки такие пособия помогут вспомнить и систематизировать знания по математике, чтобы быть готовыми к восприятию новых сведений из курса начальной школы.

Если предложить ребенку изучать числа с помощью пособий, которые предлагает методика Зайцева, математика станет возможностью развить память и решать математические примеры, как простейшие головоломки.

База математической методики Зайцева

Для изучения основ математики с помощью методики Зайцева, нужно приобрести или сделать самостоятельно карточки, которые носят название «Стосчет». Это сто карточек с написанными на них числами от 0 до 99 и еще карточки, которые будут наглядно показывать состав чисел. Эти карточки разлинованы в виде таблицы с двумя строками и пятью столбцами. Для обозначения цифры «ноль» такая карточка не будет закрашена совсем. У цифры «один» будет закрашена одна ячейка таблицы, у цифры «два» — две, и так далее.

Когда подходит время обозначать десятки, то потребуется несколько карточек: полностью закрашенные по количеству десятков, расположенные одна под другой, и карточка единиц, которую нужно поместить справа от десятков.

Располагать такие карточки рекомендуется по стенам детской комнаты немного выше уровня глаз ребенка. Так, по мере изучения чисел появляется длинная цепочка карточек, которая наглядно демонстрирует порядок чисел и их состав. И у ребенка всегда можно в игре спросить какое-либо число, чтобы закрепить полученные знания.

Уже при освоении чисел первого десятка Зайцев предлагает знакомить ребенка со сложением и вычитанием. При этом он рекомендует не записывать их примерами, а изучить наглядно. Для этого нужно выбрать число на ленте чисел и спросить, какое число получится если прибавить к нему / вычесть из него другое число и перемещаться вдоль цепочки чисел в сторону увеличения/уменьшения чисел.

Этапы методики Зайцева в изучении математики

В скором времени ребенок легко справляется с такими примерами в пределах первой сотни. И тогда можно будет воспользоваться другими пособиями. Например, «Мне в сотне тесно», в которой ребенку предлагается выйти за рамки первой сотни и познакомиться с числами первой тысячи.

После этого можно приступать к абстрактному изображению чисел и действий с ними и здесь на помощь придет игра «Пять в кубе».

Методика Зайцева предлагает знакомить детей и более сложными арифметическими действиями. Например, для усвоения таблицы умножения разработано пособие «Пифагор». Здесь же дети знакомятся с простыми и десятичными дробями.

Геометрические знания не остаются в стороне. Запомнить названия и особенности геометрических фигур планиметрии и объемных тел стереометрии помогут методики Зайцева «Платоновы тела» и «Орнамент».

Полезные статьи:

Пропевание таблиц

    В этой игре, также как и в предыдущей, происходит знакомство сразу со всем многообразием родной письменности.

    Много радости и пользы приносит пропевание всей таблицы  уже с первых занятий любыми попевками. Для совсем малышей – попевка первая. Чуть постарше — уже можно предложить и сразу вторую, а там вскоре и третью. Исполним ее увлеченно и не медленно, это займет не более 2 минут.

    Большим успехом пользуются придуманные педагогом рассказы-задания. Например, такой (Л. Струве): предложите детишкам совершить путешествие на поезде

Чтобы не рассеивалось внимание и восполнялась нехватка физического контакта взрослого и детей, предложите всем взяться за Вашу руку по всей ее длине. Вспомните, как начинает путь поезд: сначала медленно, потом все быстрее, а, подъезжая к станции, ход его замедляется (можно помочь себе притопываниями)

А теперь левой рукой с указкой показываете и поете склады: У-О-А-Э-Ы-ЫМ; Ю-Ё-Я-Е-И-ИМ (постепенно ускоряя), ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЕ-ЙИ-Й: Где есть сочетания согласных с твердым знаком — не забудем исполнить. Не пропустим и БУМ-БОМ-БАМ-БЭМ-БЫМ-ЫМ и БЮМ-БЁМ-БЯМ-БЕМ-БИМ-ИМ в конце, которые можно прохлопать, протопать, присесть и быстро встать и мн. др. А на складах …ЖА-ЖЕ-ЖИ-Ж замедляем (остановка), а затем вновь продолжаем путь по глухим складам, начиная с У-О-А-Э-Ы-ЫМ…, ПУФ-ПОФ-ПАФ-ПЭФ-ПЫФ-ЫМ и т. д.

    Какую песенку тебе спеть? (все мелодии есть в учебнике в нотах и на кассете). Предложите детям выбрать понравившиеся столбики со складами и, обнимая каждого сзади и поддерживая его руку с указкой под локоток, исполните сами, а, может быть, и вместе с ребенком его, т. е. им выбранную, песенку. Остальные с удовольствием понаблюдают и пока выберут свою любимую. Пройдет совсем немного времени, и они станут развлекаться совершенно самостоятельно.

    В эти игры можно играть по-разному: как всей группой, так и индивидуально, а можно устроить концерт. Полезно предлагать стеснительным или заторможенным ребяткам спеть с очень шустрыми всеумейками, а поощрение — похвалу, аплодисменты, фишки, метки и т. п. — подарить всем без оценки.

Игры и упражнения

Много разных заданий в игровой форме Николай Зайцев включил в учебник для учителей и родителей. Останавливаться на авторских материалах необязательно, можно придумывать игры самим.

Паровоз

Постройте с ребенком состав из вагонов. Но брать просите не все кубики подряд. Пользуйтесь теми картонными игрушками, на которых есть определенная буква. Например, А. Покажите, как выглядит буква. Объясните, что такой склад встречается только на больших кубиках. Поставьте первый вагончик сами.

Сколько кубиков использует ребенок, неважно. Радуйтесь любому успеху

Перед отправлением в путь склады нужно пропеть. Ребенок должен двигать по сочетаниям букв пальчиком.

Поющая башня

Постройте высокую башню из кубиков. Расскажите, что она волшебная, может петь. Спросите, какой кубик хочет послушать малыш. Пусть покажет пальчиком. Медленно пропойте склад. Взгляд дошкольника должен быть направлен на указанный кубик во время попевки. Через несколько дней пойте хором.

Поем по таблице

Дошкольник уже знает, что кубики умеют петь. Переходите к таблице. Возьмите указку и покажите склады. Пропойте любой столбик, двигаясь медленно сверху вниз. Потом покажите эти склады на кубиках. Лучше начинать с золотого (ряд гласных).

Пойте утрированно, ритмично, четко двигая губами, языком. На первых уроках дети обычно следят не за указкой, а за движениями рта учителя. Когда малыш проявит инициативу, захочет работать с указкой сам, встаньте возле плаката вместе. Теперь он учитель, а вы ученик.

Нелепица

Составлять из кубиков слова скучно, иногда можно и повеселиться. Поставьте кубы без правил слогосложения. Получится нелепица. Детям очень нравятся такие игры, они повторяют за родителями сумбурные слова, но в это время учатся узнавать склады.

Что я ем

Составляем меню на обед или вспоминаем любимые блюда. Ребенок пишет на плакате указкой. СУП, САЛАТ, КОТЛЕТА, СОК и так далее.

Загадки

Играйте в загадки, ответы записывайте кубиками или показывайте в таблице. Если отгадка не находится, напишите правильный вариант сами, а ребенок должен прочесть.

Повтори

Упражнение для развития памяти, внимания. Напишите кубиками слово, покажите ребенку, затем уберите в сторону или спрячьте. Пусть повторит увиденное складами в таблице.

Напиши по картинке

Покажите малышу картинку с большим количеством предметов. Например, изображение игрушек, расставленных в комнате. Ребенок должен написать названия всех узнаваемых предметов по очереди.

Достоинства методики Зайцева

Их немало! Приверженцы этой системы обучения отмечают, что:

  • Дети достаточно быстро начинают бегло читать. Причем, чтение не воспринимается как что-то сложное и требующее дополнительных усилий — всё происходит в игре, как будто «само собой».
  • Улучшается память, развивается способность к логическому мышлению.
  • Дети подсознательно запоминают правильное написание слов.
  • Регулярное проговаривание слов выправляет недостатки речи, ребёнок начинает говорить более чисто и внятно.
  • Резко расширяется словарный запас.
  • Тренируется — а иногда даже улучшается! — зрение, т. к. глаза постоянно должны следить за указкой.
  • Занятия не вредят здоровью — дети много двигаются, они вынуждены поднимать голову, что очень полезно для осанки.
  • Формируется способность к концентрации, ребёнок учится работать самостоятельно.
  • Метод Зайцева универсален, он подходит детям любого возраста, может применяться для обучения детей с различными отклонениями.
  • Методика достаточно проста, при определенном упорстве ее могут использовать даже «неподготовленные» родители, в домашних условиях.

Подготовка таблиц

После того как вам удалось смастерить 52 кубика, изготовить таблицу покажется парой пустяков.

  1. Расчерчиваем лист ватмана на прямоугольники.
  2. Распечатываем элементы таблицы.
  3. Приклеиваем на большой лист.

Помните, что цветовое оформление каждого элемента таблицы должно соответствовать определённой группе кубиков. Таблицу лучше повесить на стену, а чтобы ребёнку было легче по ней работать, дайте ему карандаш или указку. Конечно, занятия по методике Зайцева можно проводить и без таблиц, но сочетание и того, и другого материала даёт более прочное усвоение азов грамоты.

Изготовить кубики Зайцева можно своими руками. А если к этому процессу привлечь малыша, то наверняка ваш педагогический ход вызовет в нём ещё больший интерес к освоению такого «взрослого» навыка, как чтение. При этом вы можете пользоваться как оригинальной методикой Зайцева, так и придумывать собственные игры и упражнения с кубиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector