Твёрдые согласные звуки — правило и примеры запоминания для 1 класса

Звук и шум

Количество согласных букв в русском языке — 21. Одна часть из них произносятся с участием голоса и шума, а другая — только с участием шума. Соответственно, первая часть относится к звонким согласным, а вторая, соответственно, — к глухим.

Следующим признаком, по которому разделяют согласные буквы, является твердость — мягкость, которые зависят от гласной буквы, следующей за согласной в слоге.

  • Если вы попробуете выкрикнуть буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ш, то у вас возникнут затруднения, так как их артикуляция не предполагает участия голоса: все эти буквы глухие. Учителя в начальной школе предлагают запомнить предложение: «Степка, хочешь щец? Фи!», в котором заложен весь набор глухих согласных. Но они замечательно произносятся шепотом.
  • А вот выкрикнуть буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, у вас получится легко, так как при их произношении принимают участие звуковые вибрации, образуемые связками и изменяемые при помощи артикуляции. Это — звонкие согласные. Но, если вы их попытаетесь прошептать, то это у вас плохо получится.

В разговорной речи звонкие и глухие согласные могут произноситься практически одинаково: жить — шить; гол — кол; день — тень, однако их значения не совпадают.

Учимся применять правило:

Прочитайте набор слов. Что в них общего?

Ц_ганка, ц_рквушка, ц_ркачка, птенц_, ц_ркуль, красавц_, ц_нитель, ц_нтральный, мотоц_кл, ц_на, ц_линдр

В этих словах есть сочетание близкое к . Слова написаны с «окошками». Докажем выбор букв.

Цыгáнка – цыган, это слова-исключения, в корне цыган- пишется буква ы;

церквýшка – церковь, буква безударного гласного е в корне церкв-, церковь-;

циркáчка – это не слово-исключение, в корне цирк- пишем букву и;

птенцы – в окончании существительного множественного числа буква ы;

цѝркуль – это не слово-исключение, в корне циркуль- пишем букву и;

красáвцы – в окончании существительного множественного числа буква ы;

ценѝтель – ценит, буква безударного гласного е в корне цен-;

центрáльный – центр, буква безударного гласного е в корне центр-;

мотоцѝкл – это не слово-исключение, в корне мотоцикл- пишем букву и;

ценá – цены, буква безударного гласного е в корне цен-;

цилѝндр – это не слово-исключение, в корне цилиндр- пишем букву и (см. Рис. 7).

Рис. 7. Образец

Объясним значение слова цилиндр. Цилиндр – это геометрическая фигура. А раньше этим словом называли ещё и головной убор. Это была высокая блестящая шляпа с маленькими полями. Её носили важные особы, господа. Теперь такой головной убор не встретишь на улицах городов. По форме цилиндр похож на геометрическую фигуру. Потому и получил своё название (см. Рис. 8).

Рис. 8. Цилиндр

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: , , , , , , , , .

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: , , , , , , , , , , , , , , , , а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: , , , , , , , , , , .

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: , , , . Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные

Свистящие согласные звуки являют по своему произношению  переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков , и зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков и голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка

Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков

Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий

Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Удачного и легкого обучения!

Особые случаи

Для полного изучения вопроса: является ли буква «ц» мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной «ы».

Слог «цы» пишется в особых случаях, к которым относятся:

  • слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
  • притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс «ын», стоящий после корня, оканчивающегося на «ц»: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
  • имена прилагательные, имеющие окончание «ый», следующее за основой, завершающейся буквой «ц»: круглолицый, бледнолицый;
  • имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву «ц», находится окончание «ы»: месяцы, перцы, святцы;
  • фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
  • имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
  • производные формы глагола несовершенного вида «сцать»: сцышь, сцыт.

За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой «ц» пишется гласная буква «и».

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы

Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные звуки состоят из шума (глухие) или из шума и голоса (звонкие). Схожие по звучанию согласные образуют пары.

Звонкие согласные звуки, в которых доля шума минимальна, называются сонорными (от латинского sonorus,что значит «звучный»).Это – , – , – , – и . Они не имеют пары по глухости/звонкости.

Согласные буквы и звуки могут быть глухими и звонкими. Значит ли это, что за звонкой согласной буквой всегда стоит звонкий звук, а за глухой буквой – глухой звук? Вовсе нет. Напрмер: кот и код .

Парные и непарные согласные ведут себя в слове по-разному. Для парных по глухости/звонкости звуков сильной позицией (то есть такой, в которой звук ясно, чётко проявляется) является позиция перед гласным или сонорным звуком. Перед согласной и в конце слова согласный звук может изменять звучание.

Глухие согласные буквы могут представлять звонкие согласные звуки, если стоят перед звонкой согласной. Например: вокзал – воал, сбить – ить, косьба – коа. Этот процесс называется озвончением.

Звонкие согласные буквы представляют глухой согласный звук в конце слова или перед глухой согласной. Например: зуб – зу, подпрыгнуть – порыгнуть, глаз – гла. Этот процесс называется оглушением.

Таблица глухих и звонких согласных парных:

Звонкие б бʼ д дʼ з зʼ в вʼ ж
Глухие п пʼ т тʼ с сʼ ф фʼ ш

Непарные по глухости звонкости согласные звуки:

Звонкие йʼ л лʼ м мʼ н нʼ р рʼ
Глухие х хʼ ц чʼ щʼ

Запомнить глухие буквы поможет мнемотехника. В фразе «Стёпка, хочешь щец? Фи!» содержатся все глухие согласные буквы и ни одной звонкой.

В I классе большое место отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. Как известно, в русском языке большинство твердых согласных звуков имеет соотносительные с ними мягкике согласные звуки, т. е. образуют по мягкости и твердости: о — о , в—в , г—г , д—д’, з—з’, к—к’, л—л’, м—м’, н—н’, п—/г’, р—р’, с—с’, т—т’ ф-ф х-х’.

Однако в нашем алфавите нет особых согласных букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами.

Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. И как обычно имеет место в школьной практике, результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы:

Гласные после твердых согласных:

Гласные после мягких согласных:

Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:

1. Различение учащимися мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Например, в слове Нина в первом слоге звук н — мягкий, во втором слоге звук н — твердый. Учащиеся должны знать, что н т н’ — разные звуки.

Развитию у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).

2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому, чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т. е. сразу видеть слог. Также и при записи слова нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной.

3. Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз — вез, выл — вил, рад — ряд и т. д.

Как показывает практика, целесообразно проводить упражнения одновременно над словами с буквами е, ё, я, ю, к. (а не в отдельности над словами с буквой я, затем с буквой ю и т. д.), поскольку все слова пишутся на основе одного и того же принципа

Важно, чтобы учащиеся осознали способ обозначения мягкости согласных последующими гласными буквами

Как правильно целоваться с парнем?

Мужчины, обычно скупые на открытое проявление эмоций, тоже неравнодушны к хорошим поцелуям. Как и девушки, парни любят разные техники. Немного узнав своего партнера, можно легко определить, как лучше его целовать.

Легкая эротика.

Ключевое слово — легкая. В противном случае каждое слияние губ будет заканчиваться постелью. Это само по себе неплохо. Однако иногда хочется просто приятного поцелуя и ничего больше. Для таких случаев и понадобятся вкрапления тонкого сексуального подтекста. Признаки такой техники:

  • поглаживания торса, рук, головы или шеи;
  • покусывания, посасывания губ, ушных мочек;
  • щекотания губ языком, применение французского стиля;
  • игра дыханием (легкие дуновения на чувствительные точки);
  • запускание пальцев в волосы избранника;
  • кокетство, поддразнивание, флирт.

При правильном исполнении поцелуй станет более страстным, глубоким, сильным. Он также может участиться в темпе.

Чтобы весь процесс остановился только на невинном занятии и не зашел дальше, такую версию лучше использовать кратковременно. Если же вовремя остановиться не получилось, достаточно:

  1. ослабить силу нажима губ;
  2. перестать задействовать язык;
  3. остановить руки на одной точке (на груди или талии пары, например);
  4. замедлить темп, перейти на легкие касания.

Это переход от страсти к легкости, нежности, который плавно снижает накал эмоций, помогает усмирить разбушевавшиеся гормоны.

Кстати, методика действует и в обратном направлении, когда хочется от простых «цемчиков» перейти к чему-то посерьезнее, «ненавязчиво» завести своего партнера.

Задания для детей

Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие. Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами. Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.

Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать. С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению. Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.

Лучше придумывать интересные истории. Они превращают скучные правила в увлекательное путешествие по стране под названием Фонетика. Рассказ о войне между гласными и согласными при активном участии мягкого знака — это всего лишь пример, который может вдохновить вас на создание собственных увлекательных сказок.

Сначала ребенок должен работать только со слогами. Предложите ему определять тип согласных звуков в каждом из них. Когда этот материал будет закреплен достаточно хорошо, можно приступать к работе со словами. На первых порах лучше выбирайте короткие: рак, сук, стог, бок, вор, сад, ток. Можно давать ребенку каждый день по 10-15 слов, и предложить ему выписывать только те, в которых есть мягкие или твердые согласные. Также попробуйте игру наоборот, в которой ребенок должен будет сам подобрать слова с определенным типом звуков.

Можно приобрести специальный звуковой алфавит, который обучает малышей через сказки и песни. Парные звуки хорошо запоминаются по словам-двойняшкам. Вам необходимо выписать их на отдельные карточки. Например, лук-луг, голос-колос, игру-икру, стог-сток, глубок-клубок. Сначала необходимо показать ребенку эти пары, а затем объяснить разницу их значений. Чтобы закрепить материал, предложите своему маленькому ученику составить предложения с каждым из этих слов. Если он действительно понял смысл каждого слова, то сумеет правильно добавить его в предложения.

Когда ребенку с большим трудом дается новая информация и разницу между твердыми и мягкими согласными звуками он не видит, попробуйте переключить его внимание на положение языка во время произношения. Предложите ему простое задание: превратить согласные из твердых в мягкие с помощью гласных: па-пя, су-сю, са-ся и так далее

По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь.

К изучению твердых и мягких звуков можно приступать только после того, как малыш уже освоил согласные и гласные. Также ему следует объяснить, в чем заключается разница между звуком и буквой. Первый не обладает каким-либо значением, но отражает звучание тех или иных букв, которые в свою очередь являются символьными знаками в письме. Если выразиться проще, то звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. В русском языке есть целых 42 звука. Их на 9 больше, чем букв в алфавите.

Откуда берется такая разница, родители должны объяснить еще при изучении гласных и согласных. Не забывайте каждый день отрабатывать выученные правила. Ребенок запомнит новую информацию, если учитель поможет ему ее закрепить и довести практически до автоматизма. Если у малыша что-то не получается, попробуйте привести другие примеры или разработать игры, которые его действительно заинтересуют.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Проблемы произношения

Особенно важно на этапе становления речи ребёнка следить за чистотой произносимых им звуков. Изучение скороговорок помогает не только развить артикуляционный аппарат, но и провести профилактику нарушений звукопроизношения

К сожалению, отсутствие средств, времени и внимания к ребёнку, столкнувшемуся с проблемой неправильного произношения звуков, приводит к проблемам в образовании.

В таких ситуациях объяснить правописание букв становится непосильной задачей для педагога.

Вызывает проблемы и негативное отношение к предмету у ученика и как результат снижение успеваемости, поэтому очень важно на этапе обучения в первом классе проводить уроки в игровой форме, чтобы ученик хотел раскрыться и овладеть навыками, а ни развивал в себе комплексы, сталкиваясь с постоянными неудачами.

Очень важно помнить, что ситуация успеха необходима любому ученику, даже неуспевающему. А если в первый класс приходит школьник с проблемами звукопроизношения, для него должен быть построен особый образовательный маршрут, тогда он будет изучать те же темы уроков, что и одноклассники, но используя для этого другие задания.. Таким образом, когда весь класс будет отрабатывать письменное написание слов с твёрдыми и мягкими согласными, этому ученику может быть предложено потренироваться в их произношении, под контролем учителя

А определяя мягкость и твёрдость, создавать цветовую схему, поясняя какой звук стоит произносить — твёрдый или мягкий.

Таким образом, когда весь класс будет отрабатывать письменное написание слов с твёрдыми и мягкими согласными, этому ученику может быть предложено потренироваться в их произношении, под контролем учителя. А определяя мягкость и твёрдость, создавать цветовую схему, поясняя какой звук стоит произносить — твёрдый или мягкий.

Примеры заданий для детей

Глухой или звонкий:

  • Простой и яркий способ, который помогает понять разницу — при произношении приложить ладонь к горлу. Переберите все согласные, пусть ребенок сам откроет какая буква вибрирует, а какая не дает ощущений.
  • Выберите картинки, которые напоминают звон и глухоту. Например: звоночек и ухо. Произносите разные слова из одного-двух слогов, а ребенок, если услышал звонкий звук, должен показать картинку со звоночком. Потом поиграйте так же с глухим звуком. Когда ребенок освоится с простыми словами, берите длиннее.

Твердый или мягкий:

  • Предложите взять одну букву и пропойте слога с гласными, дающими твердость. Пусть ребенок почувствует твердость в голосе. Потом с той же буквой пропойте слога с гласными, дающие мягкость.
  • Называйте слог и бросайте мяч ребенку. Если твердый, должен поймать. Если мягкий — оттолкнуть.
  • Составьте цепочку слов. Например, стул-лошадь-деньги-гитара…

Общие задания:

  • Создайте свою собственную таблицу с яркими образами, повесьте на видное место. Ребенок, когда сам подбирает рисунок, цвет, — больше включается в тему и быстрее запоминает.
  • Предложите назвать слово, где есть и звонкая и глухая. Или глухая и, при этом, — твердая.

Что такое мягкие звуки?

Чтобы выяс­нить, что такое мяг­кие зву­ки, срав­ним два сло­ва и обра­тим вни­ма­ние на про­из­но­ше­ние их началь­ных звуков:«бок» и «бег»

В пер­вом сло­ве зву­чит звон­кий соглас­ный , в обра­зо­ва­нии кото­ро­го участ­ву­ют губы:бок

Начальный соглас­ный зву­чит доста­точ­но твёр­до. Сравним с про­из­но­ше­ни­ем вто­ро­го слова:бег

Первый звон­кий соглас­ный звук обо­зна­чен той же бук­вой «б», но зву­чит он несколь­ко по-другому. При его про­из­но­ше­нии спин­ка язы­ка устрем­ля­ет­ся к твёр­до­му нёбу, выги­ба­ясь мости­ком. По бокам язы­ка обра­зу­ют­ся узкие про­хо­ды для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха, в резуль­та­те чего звон­кий соглас­ный при­об­ре­та­ет мяг­кость, или пала­таль­ность. Лингвистический тер­мин «пала­таль­ность» вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву palatum, что бук­валь­но зна­чит «нёбо».

Итак, в рус­ской речи раз­ли­ча­ют твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки.

По срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми все мяг­кие зву­ки при обра­зо­ва­нии отли­ча­ют­ся доба­воч­ным уча­сти­ем языка.Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых име­ет­ся допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка к нёбу.

Мягкость

Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.

Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.

Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.

Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.

На письме мягкость выражается двумя способами:

  • с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
  • с помощью мягкого знака (ь).

Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.

В славянских языках

В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).

Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .

Урок русского языка для 1 класса на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Согласные звуки

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

1) Я на том берегу

И на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу. (Мост.)

2) Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро, в час любой

Провезу вас под землёй. (Метро.)

3) Обгоняя ночь и день,

Вкруг Земли бежит олень.

Задевая звёзды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт,

Он Вселенной следопыт. (Спутник.)

4) Не корабль, не лодка,

Ни вёсел, ни паруса,

А плывёт — не тонет. (Плот.)

— Прочитайте слова, которые вы записали. Какие задания можно составить к этим словам?

(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Можно предложить разделить данные слова на две группы (по количеству слогов).)

— Слова какой группы нельзя разделить для переноса? Почему?

(На доске записаны слова.)

Муравей.., чай.., май.., кофей.., строй.., лей…

— Добавьте к каждому слову слог -КА или -НИК. Запишите получившиеся слова, разделите их для переноса.

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 9 на с. 40—43; ТТ, тест 7 на с. 49-55; ПКР, задания на с. 51—54).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Лён, лом, мех, мэр, мял, мал, рис, рык.

— Прочитайте слова. Разделите их на две группы. (Лён, мех, мял, рис. Лом, мэр, мал, рык.)

— По какому признаку вы поделили слова? (В первой группе слов первый согласный мягкий, во второй — твёрдый.)

— Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О твёрдых и мягких согласных звуках.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 81)

— Прочитайте. Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.

— Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.

— Что вы заметили?

— Какие звуки мягкие?

— Какой звук твёрдый?

— Выполните последнее задание.

— Назовите слова, которые выписали.

Упр. 2 (с. 81)

— Рассмотрите рисунки. Что изображено? (Лук и люк.)

— Сравните эти слова. Чем они отличаются по произношению? (В слове лук первый звук твёрдый, а в слове люк — мягкий.)

— Чем ещё отличаются эти слова? (Значением. Лук — 1) огородное или дикорастущее растение; 2) ручное оружие для метания стрел. Люк — закрывающееся отверстие, например в танке, на палубе, в борту самолёта, в полу сцены.)

— Как на письме обозначена твёрдость или мягкость согласных? (Гласными буквами.)

— Вспомните, прочитав текст на с. 82, как обозначаются твёрдость и мягкость согласных.

V. Физкультминутка

Топ-топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ёжик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет пёсик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха — на песке.

Топ-топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что стоишь? Пляши и ты!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 82)

— Прочитайте пары слов. Найдите в каждой паре выделенные буквы. Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?

— Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет буквы из разрезной азбуки на наборном полотне: А, О, У, Ы, Э.)

— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске 

А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

— Придумайте слова, в которых первый согласный звук: вариант 1 — твёрдый, вариант 2 — мягкий.

— Прочитайте сведения о языке.

— Как обозначается мягкость согласных на письме?

— Как обозначается твёрдость согласных на письме?

Упр. 4 (с. 82)

— Рассмотрите звуковые обозначения слов. Назовите слова. Объясните значение каждого слова.

— Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 42)

(Самостоятельное выполнение задания.)

Упр. 2 (с. 42)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Назовите слова, которые вы записали.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 38, 39; СУ, задания нас. 42; Тр., задания на с. 38, 39).)

VII. Рефлексия

— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.

— Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?

— Какими буквами обозначается твёрдость согласных на письме?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какие задания вызвали затруднения?

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector