Как выбрать мобиль для новорождённого

Содержание:

Особенности методики Монтессори: что нужно знать любящим родителям

Список учебных учреждений регулярно пополняется новыми развивающими центрами для малышей, посещать которые не столько необходимо, сколько модно. Многие специалисты по раннему развитию отдают предпочтение именно методике Монтессори. Ключевая её особенность состоит в индивидуальном подходе к ребёнку.

Основателем методики является итальянский врач и педагог Мария Монтессори, которая долгое время работала в детской психиатрической клинике. Её наблюдения за нездоровыми детьми легли в основу теории раннего развития. Но технология адаптирована и для здоровых малышей. Преимущество метода состоит в том, что процесс обучения трансформируется в интересную игру. При этом крохе не нужно сидеть или стоять по стойке смирно и слушать нравоучения или созерцать обмен опытом родителей. Согласно методике Монтессори ребёнок самостоятельно знакомится с окружающей средой, выбирая для игры те занятия, которые ему по душе.

Методика Монтессори предоставляет ребёнку право выбора

Ключевым периодом в формировании личности Мария Монтессори считает возраст от рождения до 6 лет. Именно в эти годы, по мнению автора методики, происходит становление интеллекта и психики. Главная задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить своему чаду все условия для гармонического развития. Для этого вовсе не обязательно посещать специализированные центры, тратить большие деньги на покупку методической и учебной базы или иметь педагогическое образование. Чтобы заниматься с ребёнком и в игровой форме знакомить его с явлениями действительности, все материалы можно создать своими руками.

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Игры Монтессори направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются не только для маленьких детей, но и для подготовительных групп детского сада и учащихся начальных классов. Для малышей младшего и среднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку «Колобок», в которой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.

Развитие последовательности действий

Монтессори-педагог (AMI 0–3) Анна Федосова рассказывает, как сделать каноничный мобиль «Танцующие человечки»

В интернете можно найти довольно много неправильных версий танцоров. Возможно, оттого, что взрослые не всегда понимают, какие задачи различения цвета проще, какие сложнее, и не могут выстроить их от простого к сложному. Многие просто не видят разницы между чистым и глухим цветом, потому что им самим в детстве не дали вдосталь поупражняться в утончении чувств.

Направление развития зрения у детей в самом грубом приближении:

  • Что вообще этими глазами делают: различение предметов. Первые мобили и картинки — чёрно-белые, поскольку глаз новорождённого поначалу не слишком хорошо различает цвета.
  • О, тут ещё и цвета есть? Предлагаем мобили с контрастными цветами, как у танцоров.
  • У цветов есть оттенки. Предлагаем мобиль Гобби.
  • Любопытно, цвет бывает одинаковый и неодинаковый. Предлагаем тоддлерам поиграть с сортерами, где есть предметы одинаковые и отличающиеся по цвету.
  • Ого, цветов, оттенков, фактур громадное количество. С 2,5–3 лет предлагаем цветные таблички.

В этом варианте слишком много цветов и узоров — такое изобилие может перегрузить младенца

«Танцующие человечки» — мобиль, который нравится большинству людей любого возраста, и в качестве украшения имеют право на жизнь вариации и пёстрые, и серебряно-золотые, и из голографической бумаги. Старшие могут любоваться им сколько душе угодно.

Если младенец изучает такой неканоничный мобиль со спокойной внимательностью — пускай. Если быстро теряет интерес, перевозбуждается или капризничает — значит, с красочностью переперчили, любуйтесь пока сами своим рококо, дайте человеку классицизма и реализма.

Бумага для каноничного Монтессори-мобиля «Танцующие человечки» может быть глянцевой, металлизированной, матовой, но желательно без рисунка или голографического узора. Подбираются контрастные чистые цвета: синий и жёлтый, зелёный и жёлтый (или золотистый), красный и жёлтый, красный и серебристый. Только красный не малиновый и синий не индиго. В идеале цвет должен быть несмешанным, ни глухим и ни звонким, некислотным у младенческих мобилей. Перламутровые цвета использовать можно, если они не слишком пастельные, чистые, просто немного матовые.

Каждый человечек делается так, что у каждой детали одна сторона одного цвета, другая — другого. Каждая деталь скрепляется независимо от остальных одинарной нитью, тогда человечки вращаются предельно свободно и легко и образуют меняющиеся сочетания цвета головы-ручек-ножек. Если человечки пронизаны одной нитью с головы до ног, то они не будут хорошо крутиться.

Прелесть танцоров в том, что они очень лёгкие и приходят в движение от малейшего дуновения. У меня племянник к полугоду выучился дуть на них, чтобы они танцевали, и справлялся.

Советы:

Удобно взять самоклеящуюся бумагу и обычную цветную и склеить их в двустороннюю.
Удобно взять ручку, которая уже не пишет, и обвести шаблон, положив его на приготовленный двусторонний цветной лист. После чего по следу вырезать

Не забыть наметить точки крепления.
Убедитесь, что готовый человечек не цепляется ручкой за голову или ножкой за ручку, и каждая его часть действительно беспрепятственно вращается независимо от остальных.
Чтобы нити крепления не выскакивали, игла должна быть тонкой, а готовые узелки скреплены прозрачным клеем.
Вишенка на торте — оклеить палочки той же цветной бумагой.
Обратите внимание на то, что человечки образуют пары «мальчик» (покрупнее) – «девочка» (помельче).
Не стоит делать слишком длинными нити между головой и палочкой, иначе танцоры будут спутываться быстрее, чем вы успеете их повесить.
Чтобы мобиль было легко балансировать, на краях палочек нити закрепите той же каплей клея, а в середине оставьте возможность движения влево и вправо. Точка подвеса смещается в ту сторону, которая перевешивает, до тех пор, пока не будет найдена точка равновесия.

Фото: Анна Федосова и Кира Портнякова

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Рамки с застёжками

Это пособие направлено на развитие самостоятельности у детей. Цель — научить ребёнка справляться с разными видами застёжек. Чтобы создать рамку монтессори своими руками, понадобятся следующие материалы:

  • деревянная рама от картины;
  • ненужная одежда с молниями, пуговицами, крючками;
  • строительный степлер или клей.

Нашли дома старую кофту, которая давно ждёт своей отправки на дачу? Не торопитесь от неё избавляться, при грамотном подходе она может стать отличным развивающим пособием. Для начала вырежьте из одежды квадрат размером чуть больше рамы. Расположите ткань таким образом, чтобы застёжка была посередине на лицевой стороне. Прочно закрепите остатки на задней части, отрежьте лишнее.

https://youtube.com/watch?v=a5zFHeldKrw

Краткая суть методики Монтессори

Мария Монтессори — детский врач, практикующая в начале XX века в Италии

Свою работу она начинала с умственно отсталыми детьми, которые обратили её внимание на некоторые аспекты детского восприятия мира. Она выдвинула гипотезу, которая позже и легла в основу известного нам метода

Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира.

В границах этого пространства малыши сами обслуживают себя и познают базовые понятия о мире.

Взрослому в этой среде отведена роль мудрого наблюдателя и помощника, который не навязывает свои правила и не вмешивается в процесс познания. Политика невмешательства — главный принцип методики Монтессори. Ребёнок сам, исходя из своих способностей и желаний, выбирает, чем заняться. Это позволяет маленькому человеку развиваться гармонично, не вызывает неприязни к процессу обучения, и формирует самостоятельность.

Потому очень важно правильно подготовить этот маленький мир, чтобы малыш мог в нём реализовать свои потребности, учиться и быть в безопасности. Эта задача целиком ложится на родителей и является основой для достижения наилучшего результата

Игровые панели Монтессори

Игровые панели Монтессори представляют собой более мобильные, нежели модули конструкции. Придумано огромное количество таких развивающих материалов, некоторые из которых описаны ниже.

Шнуровка и панель для вышивания своими руками

Классический пример Монтессори-панелей — шнуровки. Изготовить своими руками простейшую шнуровку достаточно легко.

Пример шнуровки — фотогалерея

Для изготовления шнуровки или вышивки из фанеры понадобится:

  • фанера;
  • ножовка по дереву;
  • шуруповёрт;
  • карандаш и линейка;
  • наждачная бумага;
  • шнурки или ленты.

Последовательность изготовления панели.

  1. Размечаем на фанере заготовки панелей. Вырезаем их при помощи ножовки.
  2. Отмечаем карандашом и сверлим шуруповёртом отверстия в полученных фигурах.
  3. Затираем наждачной бумагой края панелей и отверстий, сглаживаем шероховатости.

Изготовление шнуровки — фотогалерея

Игра «Мышь в сыре» своими руками

Мышь в сыре — панель с множеством отверстий разного размера: 10 больших, 15 средних и 40 маленьких. В комплект входит мышка с шариком на шнурке, которую необходимо поднять вверх так, чтобы не уронить его в дырочки.

Панель «Мышь в сыре» развивает крупную и мелкую моторику, самоконтроль, мышечную память, умение управлять одновременными и попеременными движениями правой и левой руки

Сделать некоторое подобие игрушки можно и в домашних условиях. Для этого понадобится:

  • картонная коробка;
  • картонная трубочка (можно несколько) от бумажных полотенец или туалетной бумаги;
  • клей;
  • ножницы;
  • краски;
  • сами мышки — пластиковые или связанные крючком шарики и т. д. (лучше, если «мышки» будут с хвостиками).

Алгоритм изготовления.

  1. Прорезать в коробке отверстие, по диаметру равное картонной трубочке.
  2. Вставить трубочку в отверстие (можно сделать два отверстия в противоположных сторонах коробки и соединить их тоннелем из трубочки).
  3. Покрасить и разрисовать коробочку.

Тренажёр цвета

Начиная примерно с 1,5-2-летнего возраста дети обожают сортировать предметы по признаку. Для изучения цветов и развития этого навыка можно сделать тренажёр-органайзер. Для его создания понадобятся следующие материалы:

  • пластиковая или картонная коробка с различными отсеками (например, для столовых приборов);
  • цветная бумага;
  • клей;
  • разные крупные пуговицы, бусины, мелкие игрушки, крышки разных цветов.

Если у вас не нашлось подходящей коробки, не расстраивайтесь — её легко можно сделать самостоятельно, потратив немного времени. Просто вырежьте подходящие по высоте перегородки из картона и вклейте их в основание. Можно соединить несколько спичечных коробков. Внутрь каждого получившегося отсека приклеиваем цветной прямоугольник из бумаги

Обратите внимание, оттенки не должны повторяться. Теперь даём получившийся органайзер маленькому исследователю вместе с заготовленными элементами: пусть складывает их в отсеки нужного цвета

Эта игра может надолго увлечь 2-летнего ребёнка.

Мобиль Гобби с шариками, обвязанными крючком

Нашему автору, Монтессори-педагогу (АМИ 0–3) Анне Федосовой нравится вариант Гобби с шариками, обвязанными крючком. Сделаем его.

Материалы

Деревянная палочка 22–25 см. Подойдёт спица, шпажка для шашлыка, палочка для еды или специально купленная в строительном магазине или магазине товаров для рукоделия рейка.

Для работы понадобится вязальный крючок подходящего номера.

Шарики приблизительно 4 см в диаметре. Можно использовать тяжёлые из стекла, камня, цельнолитые пластмассовые. Пенопластовые шары нужного диаметра легко найти во всё том же магазине товаров для рукоделия. Прочные шарики на крепкой палочке и вязаном шнурке делают мобиль подходящим не только для разглядывания, но и для хватания. Лёгкие пенопластовые дадут нам воздушную и подвижную конструкцию.

Цветные нити. Годятся любые для вышивания типа мулине или других. Если набраться терпения и мужества, можно обвязывать шарик и толстой катушечной нитью. Более трудоёмкий вариант позволяет добиться бόльшей гладкости. На наш взгляд, плотная вязка вышивальной нитью смотрится ничуть не хуже в плане восприятия цвета, но вяжется раза в 4 быстрее.

Главная трудность с нитками в том, чтобы найти пять тонов одного цвета. Причём если мы берём классическую версию мобиля для детей 1–3 месяцев, то шарики должны быть одного из базовых цветов, не глухого и не звонкого.

При всём кажущемся разнообразии ассортимента выясняется, что достаточно трудно подобрать пять тонов какого-нибудь чистого основного цвета, да ещё так, чтобы оттенки различались приблизительно на один тон, и бледный шар не соседствовал бы с довольно густым тёмным.

На фото слева глухой цвет нитей, не принятых к изготовлению материала для курса АМИ, справа — цвет зачтённой работы.

Детям постарше, 2–3 месяцев, приемлемо предложить мобиль неосновного (но всё-таки чистого) цвета, с небольшим шагом. В этом мастер-классе использован как раз такой цвет. Для обвязывания одного шара достаточно двух стандартных мотков мулине. В зависимости от плотности вязки может потребоваться третий.

Вывязывание

Для начала удобно образовать простую петлю и начать обвязать её по кругу приблизительно восемью столбиками без накида.

Столбики с накидом дали бы вязанию лишнюю рыхлость, и мячик внутри просвечивал бы, а такой вариант нам не подходит.

Дальше вязание ведём по спирали, используя предшествующий виток для провязывания новых петель.

После того как пара спиралей связана, затягиваем центральную петлю за свободный конец нити.

Следующий виток провязываем по два столбика в каждую петлю, чтобы расширить круговое полотно. Дальше можно считать петли, провязывая по два столбика в каждую вторую, затем — в каждую третью и так далее петлю предыдущего витка.

Дальше наша задача связать круг (ничего, если он будет не идеально плоский, а немного похож на линзу), приблизительно по диаметру совпадающий с шаром.

После этого мы перестаём добавлять петли и вяжем цилиндр до тех пор, пока общая длина чехла не станет чуть больше диаметра мячика.

Теперь вязать чехол отдельно от мяча не получится. Надеваем его на шар и начинаем убавлять количество петель. Анна делает это так:

  • Начинаем столбик без накида на одном столбике предыдущей спирали и делаем ещё одну петлю через следующий за ним столбик. Теперь на крючке три петли вместо двух.
  • Затем довязываем на этих трёх петлях столбик без накида, как мы поступали с двумя петлями обыкновенного столбика без накида.
  • Продолжаем вязать такие убавляющие столбики до тех пор, пока количество столбиков в предыдущем витке не станет равно одному, после чего делаем цепочку из воздушных петель нужной длины.

Пример в видео.

https://www.youtube.com/embed//Cu0oBdqCHCM

Длина цепочки зависит от цвета шарика: самый тёмный будет висеть ниже всех, поскольку тёмный цвет кажется более тяжёлым. От самого светлого отступаем так, чтобы каждый последующий шар был ниже предыдущего на 2/3 и не соприкасался с соседями.

Крепим шарики на перекладине. Можно обернуть перекладину нитью одного цвета или намотать по полоске каждого возле места крепления:

Ура!

Подвесьте готовый мобиль на расстоянии 30–35 см от глаз ребёнка

С возрастом комфортное фокусное расстояние может увеличиваться, и его нужно определять эмпирически, ориентируясь на внимание малыша

По мере развития цветоразличения используйте неосновные цвета для своих новых Гобби.

Мобиль Гобби с шариками, обмотанными нитками

Наша читательница Кира Портнякова подготовила инструкцию, как сделать Гобби с шариками, обмотанными нитками.

Материалы

  • 5 мячиков для пинг-понга (можно взять с запасом);
  • 5 цветов ниток мулине по 2 мотка по 8 метров;
  • любая палочка, например, бамбуковая шпажка, длиной 25 см, толщиной около 5 мм;
  • большая игла, которую не жалко испортить;
  • зажигалка;
  • ножницы;
  • бесцветный лак для ногтей.

Мячики для пинг-понга можно заменить круглой пенопластовой заготовкой около 4 см в диаметре.

Мулине и шарики для пинг-понга можно заменить готовыми моточками для вязания или любыми другими клубками небольшого диаметра, что значительно ускорит процесс изготовления.

Закупка материалов — ключевой этап создания мобиля

Важно внимательно подобрать цвета так, чтобы из них получился градиент одного цвета, а не нескольких близких. Задача непростая и может случиться, что хороший переход вы подберёте совсем не в той цветовой гамме, в какой планировали

Нагреваем иглу зажигалкой и прокалываем горячей иглой мячик насквозь. Получаем два отверстия на полюсах.

Разматываем полностью моток. Завязываем на конце узел. Протягиваем всю нить через получившиеся отверстия, узел продёргиваем через одно из них с усилием так, чтобы он остался внутри.

Обматываем мячик.

Если нить закончилась, а намотка не завершена, с помощью иглы делаем узелок вокруг нескольких ниток на полюсе и прячем хвостик под намотку. Фиксируем новую нить аналогичным узелком и прячем хвостик.

Повторяем эти действия для каждого из 5 мячей. Длинный хвост сохраняем.

На палочке карандашом отмечаем по одному см от края, затем обозначаем места крепления шаров через каждые 5,75 см.

Первым привязываем самый тёмный шарик на расстоянии 30 см до шпажки.

Хвостом тёмного шара плотно обматываем шпажку в сторону ближайшего края. Не доходя до края палочки 0,3 см, начинаем обмотку в противоположную сторону до ближайшей отметки места крепления.

Привязываем следующий, самый насыщенный из оставшихся шар на расстоянии 26,25 см. Фиксируем узелок лаком. Продолжаем обмотку до следующей отметки. Аналогично привязываем остальные шарики. Оставшиеся длины нитей — 22,5 см, 18,7 см и 15 см. Самый светлый шар в мобиле расположен выше остальных, так как светлые цвета визуально легче тёмных — эта особенность закладывает основу восприятия визуальной гармонии.

Обматываем шпажку почти до конца, после чего продолжаем в обратную сторону до ближайшего шарика. Завязываем в узел нить обмотки и фиксируем лаком.

От остатков самой тёмной нитки отрезаем один метр и завязываем в кольцо. Укрепляем узел. Складываем кольцо в одну нить, а петельки на концах одеваем на края палочки. Получается легко снимаемый подвес.

Мобиль готов!

Альтернативой кольца в потолке для крепления любого мобиля может стать обычная микрофонная стойка.

С каждым месяцем временные рамки для введения нового элемента среды все больше размываются — начинает проявляться индивидуальный темп развития ребёнка. Не спешите оставлять мобиль в зоне активности, убедитесь, что малыш испытывает интерес к новому материалу.

Авторы: Анна Федосова и Кира Портнякова

Фото Анны Федосовой и с сайта thekavanaughreport.com

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Как сделать мобиль из фетра?

Шаг 1: Создание игрушек

  • Распечатайте выкройки
  • Перенесите их на фетр
  • Вырежьте необходимое количество деталей
  • Сшейте детали, оставив отверстие для наполнителя
  • Наполните игрушку ватой либо синтепоном (лучше синтепоном, он практичен при стирке)
  • Зашейте отверстие для синтепона

Как сделать игрушку из фетра

Шаг 2: Прикрепление игрушек к ленточкам

  • Выберите прочные ленты, на которых будут держаться игрушки
  • Вместо лент можно использовать прочные вязальные нити
  • Ленты можно декорировать цветочками, бабочками, бусинками
  • Пришейте игрушки к лентам

Шаг 3: Каркас

  • Украсьте пяльцы. Например, обшейте их тканью. Можно также обвязать их широкой лентой или разноцветными нитками для вязания
  • Если вы решили использовать вместо пяльцев другой каркас, позаботьтесь о его красивом виде
  • Привяжите к каркасу игрушки надежным крепким узлом

Шаг 4: Закрепите готовую игрушку над кроваткой

Мобиль на кроватку своими руками

Змейка

Сенсорная змейка, или гусеница, — это тоже материал Монтессори. Своими руками сделать такую игрушку можно за несколько часов. Все, что вам понадобится — кусочки различной ткани и материал для наполнения шариков. Подойдут крупы (пшено, фасоль, рис, горох и др.), поролон или ватин, мятая бумага или полиэтиленовая пленка. Можно придумать и другие интересные на ощупь наполнители.

Самый простой вариант — сделать элементы змейки из старых, потерявших свою пару детских носков. Они имеют яркие цвета и рисунки, и в сборе игрушка будет выглядеть весьма интересной.

Те, кто умеет, могут сшить шарики из тканей разных фактур, а голову украсить глазами и улыбкой.

Окружающая среда

Напольная кровать. Многие Монтессори родители используют переносные кроватки-корзинки, кослиперы (устройства для совместного сна). Всё, что касается сна, очень индивидуально и, хотя по системе Монтессори совместный сон не является обязательным, некоторые родители используют именно этот вариант

Обратите внимание на рекомендации в целях предупреждения СВДС (синдром внезапной детской смерти), по которым младенцам следует спать в одной комнате со взрослыми первые 6–12 месяцев жизни. Если вы решили использовать кроватку для этого периода, я все же рекомендую вам рассмотреть вариант напольной кровати, которая пригодится в будущем

Топпончино – это тонкий, овальный матрас, на рисунке он лежит на напольной кровати. Позволяет безопасно держать младенца на руках, при этом он будет чувствовать себя тепло и уютно. С таким матрасиком малышей могут держать даже братья и сестры и перекладывать, не потревожив и не разбудив при этом. Цель состоит в том, чтобы ребёнок постоянно находился в безопасной и комфортной для себя среде.

Чёрно-белые картинки для развития зрения и концентрации внимания ребёнка. Их можно повестить на стене или показывать в книгах. Вы можете разместить их в зоне для переодевания и ухода за младенцем (например, рядом с пеленальным столиком) или в зоне для бодрствования.

Низкий стеллаж. Несмотря на то, что ребёнок в этом возрасте ещё не передвигается, они уже начинают изучать окружающие их предметы и замечают, где хранятся игрушки. Будет замечательно, если вы разместите стеллаж в том же месте, где он и будет стоять, когда ребёнок станет постарше.

Развивающие материалы и игрушки по возрасту – погремушки. Книги для чтения также понадобятся.

Картины. Репродукции и просто красивые картинки, подвешенные низко, создадут уют в комнате и будут полезны для развития речи.

Игровой коврик или зона для игры, настенное зеркало и мобиль. Зона для бодрствования очень важна. Я также использовала мягкое одеяло, которое переносила из комнаты в комнату, чтобы ребёнок был рядом со мной, пока я занимаюсь своими делами, и мне не надо было держать его на руках. Мягкое одеяло на полу предпочтительнее корзины, так как на полу для ребёнка открывается лучший обзор, он может беспрепятственно наблюдать за окружающей средой и быстрее начнёт двигаться.

Ребёнок начинает видеть своё отражение в зеркале и со временем будет развивать координацию движений. Ребёнок в этом возрасте (ближе к трём месяцам) может уже начать играть с погремушкой, небольшими платочками или слингобусами. Разместите эти материалы рядом с ребёнком, и он начнёт постепенно двигаться в их направлении и, возможно, даже попытается схватить их. Настенное зеркало следует разметить настолько низко, чтобы малыш мог видеть себя, лёжа на спине.

Мобили используются на этом этапе для развития у ребёнка зрения и концентрации внимания. Откройте окно, тем самым создав лёгкий ветерок: игрушки, висящие на мобиле, будут немного двигаться. Если ваш мобиль нельзя легко снять и перевесить, разместите его в зоне для занятий, а не в спальной. Мобиль должен висеть над областью груди малыша, так чтобы он видел игрушки над собой, но не мог их достать.

Классический мобиль Мунари, как и другие черно-белые мобили, используются примерно с 2-недельного возраста. Мобиль из октаэдров с тремя разноцветными фигурами можно использовать с 6 недель. Мобиль Гобби (на рисунке) имеет 5 окрашенных шаров и презентуется малышу с 8-недельного возраста. Мобиль «Танцующие человечки» используют примерно с 10-недельного возраста. Ближе к 3 месяцам мы стали использовать колокольчик на ленте и разноцветный мобиль (тактильный мобиль, который ребёнок не рассматривает, а хватает и бьёт игрушки). Основная задача в работе с мобилями – внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы вовремя предложить ему следующую ступень, отвечающую потребностям его развития.

Рекомендуемые материалы: топпончино, чёрно-белые картинки для малышей, чёрно-белые книжки, небольшие платочки, бусы, вязаная погремушка, погремушка с бубенцами, различные мобили (можно сделать самим), мобиль «Бабочки».

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство

Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.

Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс

Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол

Важно не переделывать ничего на глазах малыша

Занятие домашними делами

Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори

Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.

Принцип системы Монтессори

Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.

Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать

Какие бывают и на что направлены

В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:

  • Математические, направленные на развитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения и познания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.

Принципы работы с дидактическим материалом:

Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый

Он может самостоятельно применять знания.
Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.

Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику

Дидактические элементы

Готовим дидактические материалы

Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:

Сундучок с тканями

Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.

Секретный мешочек

И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.

Ароматное саше

Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.

Рельефные буквы и цифры

Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.

Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.

Тактильные дощечки

Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.

Сенсорные коврики

Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.

Крышки

Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.

Монтессори-мобили для детей с 6 недель до 4 месяцев

Для того чтобы представить, как дальше развивается зрение новорождённого, можно посмотреть на приведённую ниже картинку.

1 месяц – мозг ребёнка только начинает развитие, слабые нейронные связи, короткие дендриты, клетки не покрыты миеленином, новорождённый видит только очень контрастные предметы и картинки.

2 месяца – начинает различать основные цвета: жёлтый (проще всего), красный и синий (самый сложный для восприятия). В это время можно подвесить мобиль из трёх октаэдров.

3 месяца – формируется зрительная кора головного мозга, ребёнок начинает различать цвета почти как взрослый, изображение становится более чётким. Для утончения восприятия в методе Монтессори рекомендуется использовать мобиль Гобби.

4 месяца – зрение совершенствуется, начинает формироваться хватательный рефлекс. Для его стимуляции над ребёнком вешают «танцующих человечков». Они кружатся от слабых потоков воздуха и помогают младенцу сформировать связь между работой его глаз и рук.

После 4 месяцев детям уже больше подходят подвешенные предметы, которые можно захватывать руками и трогать ногами. В более старшем возрасте детям предлагаются красочные мобили, изображающие объекты реальной жизни (фигуры бабочек, рыб и т. д.).

Направленные на сортировку

Игры, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов в возрасте от 2 до 5 лет. Она может быть как по форме, так и по цвету. Занятие развивает внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра с пуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, в котором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки в миске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики — деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей от двух лет. Она может быть любого вида, но принцип единый. У такой игрушки должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • В качестве игры на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, в которых у каждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игра с пирамидкой

Основные направления развития ребенка в системе Монтессори

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ» — чтобы ребенок свободно владел многими жизненными умениями, приобретал жизненные навыки; «СЕНСОРИКА» — развитие чувственного восприятия окружающего мира у ребенка; «МАТЕМАТИКА» — зарядка для ума; «ЯЗЫК» — развитие речи, умения общаться с другими ; «КОСМОС» — развитие способностей и талантов ребенка, способных переродиться в будущую профессию. В направление «космос» М.Монтессори относила изучение детьми основ химии, биологии и физики.

По методике Монтессори возможно организовать и другие занятия: рисование, музыку, иностранный язык или физическое развитие ребенка. Все пособия в духе Монтессори можно сделать самостоятельно.

Развивающая доска (бизиборд)

Одним из самых интересных материалов для детей в системе монтессори является бизиборд. Это специальный стенд из дерева, на который крепятся всевозможные элементы начиная от шпингалета до выключателя. Смысл — в безопасности научить ребёнка обращаться со взрослыми предметами. Если обычно малютке запрещено вставлять вилку в розетку, здесь это всего лишь отдельное упражнение. Такие пособия могут быть выполнены в виде кубика, где каждая грань наполнена интересными задвижками и дверцами на петлях. Начинать заниматься с бизибордом можно уже с 2 лет.

Если вы не владеете искусством обработки дерева, лучше попросить помочь папу сделать заготовки. Для создания ручной игрушки монтессори понадобятся следующие материалы:

  • ДСП или любая ровная доска;
  • саморезы;
  • клей Момент;
  • липучки, молнии, шнурки, крючки для различных застёжек;
  • разнообразные замки, шпингалеты, задвижки, выключатели, цепочки.

Обработайте поверхность доски, чтобы на ней не было зазубрин и неровностей. Можно покрыть её безопасным лаком. Далее нужно закрепить все необходимые элементы. Вы можете расположить их в случайном порядке или нарисовать фон. Например, дерево, где на каждой ветке будет свой тренажёр для маленьких ручек. Перед тем как давать игрушку ребёнку, убедитесь, что все детали надёжно закреплены и отсутствуют острые края.

https://youtube.com/watch?v=UuOqzW9CnIY

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector