Как накормить ребенка: 10 правил

Содержание:

Как справиться с нарушением пищеварения у ребёнка?

Для компенсации нехватки пищеварительных ферментов у детей могут использоваться ферментные препараты. Они способствуют улучшению переваривания пищи.

Узнать больше

Креон является признанным ферментным препаратом в России и мире. Он дополняет собственное пищеварение и помогает переваривать белки, жиры и углеводы5.

Особенностью препарата
Креон является его форма выпуска – капсула, внутри которой содержатся сотни маленьких частичек. Они называются минимикросферами. Эти частички особенно удобны для приёма самыми маленькими детьми, поскольку капсулу можно вскрывать и добавлять минимикросферы в пищу, пюре или сок5.

Размер частиц и удобство приёма отличает
Креон от привычных таблетированных форм. Новорождённый таблетку не проглотит, дети постарше могут зубами случайно раскусить таблетку или отказаться её глотать, да и не всем взрослых комфортно принимать таблетки или капсулы целиком.

Лайфхак о том, что таблетку можно растолочь или поделить на части, на самом деле – заблуждение. При нарушении целостности таблетки разрушается ее защитная оболочка, а кислая среда желудка губительна для незащищенного фермента. Мнение о том, что у маленьких детей среда желудка не агрессивна – тоже заблуждение. Только в первые пару недель у младенца среда желудка нейтральна, а уже к четырём годам рН желудка у ребёнка очень близок ко взрослому.6

Что заботит любую маму при выборе лекарственного средства? Его безопасность. При приёме Креон 10000 организм не перестает сам переваривать пищу, препарат разрешён детям с самого
рождения2,4.

Подробнее узнать о Креон для детей можно
здесь.

Кишечник и мозг

Есть мнение, что наше настроение и психологический настрой способны повлиять на пищеварительный процесс. Причем же здесь эмоции? Если приём пищи превращается в стресс, это может влиять и на сам процесс пищеварения1. Многим известно отсутствие аппетита в стрессовом состоянии, когда мозг угнетает пищеварение и распределяет ресурсы организма для бегства или нападения с целью защиты.

Иногда переедание может стать способом снятия стресса. Перееданием может обернуться привычка съедать всё до последней крошки не от голода, а для получения похвалы и разрешения съесть сладкое.

Ребёнок до двух лет набирает вес очень быстро. С 2 до 5 лет его рост замедляется, потребность в пище пропорционально его весу уже не так велика1

Родителям важно не путать эти два понятия и следить за тем, чтобы питание было оптимальным, а не избыточным.

Даже если родители не перекармливают ребёнка, это может случиться на праздниках, в гостях, на отдыхе. Пищеварительная система может оказаться не готовой к внезапной перегрузке.

Противоположная ситуация – отказ ребёнка от еды. Это может быть не просто каприз, а попытка избежать неприятных ощущений, которые возникают после употребления тех или иных продуктов. Не все детки могут подробно объяснить родителям свои ощущения и просто отказываются от того, что доставляет им дискомфорт. Так «нелюбовь» к определенным продуктам или блюдам может сформироваться и сохраниться на всю жизнь. Так может проявляться недостаток пищеварительных ферментов для переваривания какого-либо компонента пищи, например, жиров.

Основные симптомы «несварения» желудка у ребёнка:

  • тяжесть в животе;
  • дискомфорт после еды;
  • вздутие, урчание;
  • метеоризм;
  • тошнота;
  • боли.

Длительные нарушения процессов пищеварения могут приводить к диарее и даже потере веса вследствие нарушения поступления питательных веществ2.

Частные случаи отказа от еды

  1. Ребёнок не хочет есть какое-то конкретное блюдо (продукт);

Это вопрос предпочтений. У всех взрослых есть любимая еда и та, которую мы на дух не переносим. У детей тоже свои вкусовые пристрастия.

Что делать? Набраться терпения и время от времени аккуратно предлагать это блюдо, пробовать самой, показывая пример, по возможности, украшать его и сопровождать красочным рассказом о его полезности.

  1. Ребёнок в год и старше не хочет есть самостоятельно;

Почему?

  • Возможно, он ещё не освоил столовые приборы и боится ими пользоваться;
  • Взрослые сами могут подавлять его инициативу и не дают долгое время кушать самостоятельно (чтобы не пачкался, на разбрасывал еду, не разбил посуду и т. д. Читайте: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>);
  • Родители часто критикуют ребёнка за то, что ест неаккуратно и неумело. При этом не хвалят (или очень редко) за его успехи;
  • Малыша кормят отдельно, у него нет перед глазами примера взрослых;
  • Ребёнок может испытывать недостаток внимания. Если родители уделяют ему мало времени, теплоты и заботы, то малыш может инстинктивно просить помочь ему в удовлетворении физиологических потребностей.

Самое привычное – просьба накормить. Такое поведение может проявляться периодами, например, при отлучении от груди или с началом посещения детского сада, то есть, когда ребёнок испытывает стресс и недостаток маминого внимания.

1.Что такое аппетит?

Аппетит – это нормальное физиологическое ​явление регулярного характера, обусловленное чувством голода. Аппетит обеспечивает пополнение питательных веществ и напоминает о необходимости принимать пищу. В норме нарастающее чувство голода приносит столь существенный внутренний дискомфорт, что заставляет пренебречь другими потребностями до тех пор, пока в организм не поступит пища. Аппетит бывает общий и специфический. При общем аппетите человек готов съесть любую съедобную пищу для утоления голода. Специфический аппетит – это острая потребность в определённом продукте. Специфика питания вообще всегда обусловлена дефицитом тех или иных веществ, именно поэтому хочется есть то мясное, то мучное, то только овощи или фрукты, то просто пить воду.

Зачастую потеря аппетита воспринимается как благо, особенно людьми, склонными к полноте, сильно занятыми или ограниченными в средствах к существованию. Однако, к потере аппетита не стоит относиться беспечно. Аппетит – один из важных физиологических показателей. Его изменение так же, как изменение температуры тела, давления, частоты дыхания или пульса, указывает на сдвиг в работе определённых систем организма.

Нередко тяжёлые стрессовые состояния вызывают отказ от еды. Нужно помнить, что истощение и дефицит микро- и макроэлементов в значительной степени усугубляют психологический кризис и затрудняют выход из него. Если вы точно знаете, что причина потери аппетита заключается в тягостных переживаниях, нужно заставлять себя есть малыми порциями, но регулярно. В других случаях, когда нет видимых причин, следует обратиться за консультацией и обследованием. Это могут быть врачи: терапевт, гастроэнтеролог, эндокринолог, диетолог, психиатр.

Комплекс всех изменений аппетита называется «дисрексии» . Они могут быть выражены снижением аппетита, его резким усилением, извращёнными вкусовыми пристрастиями или булимией (абсолютной потерей чувства насыщения). Самое распространённое нарушение аппетита – анорексия – представляет собой полный отказ от еды. Чаще всего анорексия возникает как следствие строгой диеты и неадекватной оценки своего веса и общего состояния. Отказ от еды обеспечивается сначала волевым усилием, а затем, действительно, чувство голода утрачивается полностью, организм переходит на внутреннее питание, расходуя сначала весь жировой запас, а потом за счёт дистрофии органов и тканей. Это очень опасное состояние, на определённой стадии человека с анорексией уже невозможно спасти.

Что такое пищевой интерес?

Каждая мама в районе 5-7 месяцев ребенка замечает, что он начинает обращать внимание на то, как едят родители,

  • тянется к взрослой пище;
  • хватает столовые приборы;
  • просит дать попробовать (или хотя бы подержать) какой-либо продукт;
  • а иногда малыш сам дотягивается до тарелки с едой и пробует то, что в ней лежит.

Это и есть проявление пищевого интереса.

Данное поведение выступает одним из признаков психологической готовности ребёнка к прикорму.

Важно вовремя заметить и поддержать пищевой интерес, тогда он будет правильно формироваться. Но ещё более важно – не отбить его, иначе у малыша возникнут проблемы с аппетитом, что исправить будет нелегко

Но ещё более важно – не отбить его, иначе у малыша возникнут проблемы с аппетитом, что исправить будет нелегко. О том, как ввести прикорм малышу, смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

О том, как ввести прикорм малышу, смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом

  • Требуйте, чтобы ребенок сидел со всеми, но разрешите ему самому выбирать, чем питаться, из продуктов, представленных на столе.
  • Хотя бы один прием пищи в сутки сделайте общим, семейным, чтобы юный участник трапезы перенимал правила поведения за столом через подражание.
  • В выходные сделайте один общий прием пищи праздничным — пишите меню и готовьте вместе.
  • Введите слово-маркер окончания приема пищи. Например, выпускать малыша из-за стола тогда, когда он скажет «спасибо».
  • Не пускайте ребенка обратно за стол после слова-маркера.
  • Если малыш начинает капризничать за едой, ни в коем случае не уговаривайте его есть. Капризничает — значит наелся. Наелся — скажи «спасибо» и можешь быть свободен.
  • Если ребенок не может и не хочет сидеть со всеми за столом, дайте ему возможность есть в своем режиме, но те продукты, которые ему предложены.

Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые. 

Приятного аппетита вашему малышу!

Малоежки – это дети, которые отказываются от каких-либо полезных продуктов

«Не буду морковку!» (не ест овощи),«Не люблю творог!» (не ест пищу белого цвета),«Не хочу мясо!» (тут все ясно),«Суп слишком жидкий!» (не нравится консистенция) – вот с такими непростыми запросами приходится справляться родителям малоежек. Одни дети «саботируют» любую зелень, яйца или кисломолочные продукты, другие «бастуют», если их пытаются накормить индейкой или говядиной или ни в какую не соглашаются на фрукты.

Такие дети обычно не любят пробовать новую еду. Им не всегда интересны походы в кафе или кулинарные эксперименты мамы – они едят только определенную пищу или же могут вовсе «забывать» поесть. В результате мамы день за днем готовят макароны с сыром или запеканку с курагой – потому что суп, а также кашу, овощи и фрукты малыш не ест.

Раньше все это считалось детскими капризами, не требующими особого внимания. Однако сегодня известно, что если такое поведение входит в привычку, оно может привести к нарушению здоровья.

В разные периоды детства практически каждый ребенок может ненадолго стать малоежкой, но если такой стиль питания становится привычным и сохраняется в течение нескольких месяцев или лет, это может стать опасным для здоровья.

В разные периоды детства практически каждый ребенок может ненадолго стать малоежкой, но если такой стиль питания становится привычным и сохраняется в течение нескольких месяцев или лет, это может стать опасным для здоровья. Такие дети испытывают хронический дефицит многих необходимых питательных веществ. Они получают меньше калорий, полезных жиров, белка, витаминов и минералов по сравнению с детьми с нормальным аппетитом. Особенно опасен недостаток белка, кальция, цинка и витамина В6. Это может стать причиной отставания в росте и весе. Прибавка в весе и росте, положенная по возрасту, у малоежек происходит слишком медленно, и им трудно догнать сверстников, не имеющих проблем с едой.

Кроме того, известно, что дети-малоежки более восприимчивы к инфекционным болезням, особенно к обычным ОРВИ. Слабому от недостатка энергии (которую мы получаем с пищей) организму сложнее справляться с вирусами.

Порой родители, устав от постоянных уговоров, просто идут на поводу у детей и кормят их тем, что они соглашаются есть. Но это опасная практика. Ведь если долгое время оставлять без внимания тот факт, что ребенок ест недостаточно или не получает необходимую полезную пищу, у ребенка-малоежки могут возникнуть сложности в учебе. Ученые доказали, что у таких детей чаще появляются затруднения при выполнении заданий, требующих внимания, запоминания, понимания слов. Например, у детей, проживающих в развитых странах, обнаружена связь между недостаточным питанием и плохой успеваемостью в школе.

Причины плохого аппетита по возрастам

  1. У грудничков аппетит снижается при неправильном введении прикорма;

Если во время прикорма вы малыша перекармливаете, принудительно кормите и отвлекаете его внимание во время еды мультиками и играми, то вы получите через время проблему с аппетитом. Как правильно ввести прикорм, чтобы ребенок ел все и с аппетитом, смотрите в интернет-семинаре Азбука прикорма: система безопасного введения прикорма грудничку>>>

Как правильно ввести прикорм, чтобы ребенок ел все и с аппетитом, смотрите в интернет-семинаре Азбука прикорма: система безопасного введения прикорма грудничку>>>

  1. Дети старше года и  детки дошкольного возраста плохо едят, если нарушен режим питания, они перебивают себе аппетит сладостями, в промежутке между основными приемами пищи;

В любом возрасте снижается аппетит при:

  • острых и хронических болезнях;
  • низком гемоглобине и эндокринных болезнях;
  • сердечнососудистой патологии и проблемах с печенью;
  • отравлении;
  • избытке витамина D;
  • во время приема лекарственных препаратов.

Прибавка в весе

Ребёнок появляется на свет с инстинктивно-рефлексивным типом поведения. То есть все его действия подчинены определённым инстинктам, к которым относится и сосательный рефлекс. Малыш ещё не умеет переедать, так что в норме он кушает столько, сколько необходимо. Если же мама считает, что ребёнок плохо ест, нужно проверить, прибавляет ли он в весе.

Специалисты разработали особые таблицы, в которых оговорено, сколько граммов ребёнок должен прибавлять каждые 7 дней, каждые 30 суток и каждые 12 месяцев. Сверка с нормативами позволяет родителям понять, насколько правильно организовано питание, достаточно ли молока крохе или нужно его прикармливать.

После появления на свет масса тела малыша снижается в течение 7 дней. Однако переживать не следует, поскольку это совершенно естественный процесс. Из детского организма выходит меконий (кал новорождённого), к тому же ребёнок находится в стрессовом состоянии. Через неделю вес начнёт увеличиваться.

Рассмотрим средние показатели прибавки в весе в течение первых 12 месяцев:

  • до 3 месяцев – средняя прибавка составляет 800 граммов в месяц, поскольку ребёнок постоянно спит и не расходует много энергии;
  • с 4 месяцев до полугода – ребёнок приступает к познанию мира, переворачивается, садится (в 5 месяцев). Прибавка в 4 месяца и старше – 500 — 800 граммов;
  • с полугода до 9 месяцев – ребёнок активно ползает, садится, встаёт в постельке, получает прикорм. Набор веса составляет 300 — 600 граммов в месяц;
  • с 9 до 12 месяцев – малыш изучает окружающий мир, тратя практически все калории. В среднем набор массы тела составляет 100 — 500 граммов ежемесячно.

Меньший набор веса не означает, что у ребёнка имеются какие-либо проблемы. Подобные показатели весьма условны, поскольку всё зависит от особенностей самого грудного ребёнка.

Как уже было отмечено, слабый аппетит не всегда означает болезненность или патологию. В любом случае все беспокойства сможет развеять опытный доктор.

Как наладить правильное питание ребенка?

Сколько должен съедать ребенок — дело субъективное, важно прислушиваться к желаниям вашего малыша. Забудьте про «общество чистых тарелок»

Сегодня нет никакой необходимости доедать все до последней крошки, ребенок всегда может поесть позже или добрать необходимое в следующий прием пищи.

Не стоит также во чтобы то ни стало заставлять ребенка съесть продукт, который ему категорически не нравится. В конце концов, миллионы людей в мире вообще не едят гречку или творог, оставаясь здоровыми и даже весьма упитанными.

Помните, что ребенок всегда берет пример с родителей, поэтому в первую очередь, наладьте свое питание.  Если вы питаетесь бутербродами с докторской на бегу, не рассчитывайте что малыш станет поклонником рыбы и брокколи на пару. Постарайтесь не кормить ребенка отдельно, пусть он ест вместе со всей семьей за общим столом, даже если он только начал пробовать прикорм.

Не превращайте кормление в спектакль: ребенок не должен есть под мультики, не предлагайте ему сладости за то что он хорошо поест, не нужно отвлекающих маневров. Конечно, в краткосрочной перспективе это работает, но может вызвать серьезные последствия, вплоть до нарушений пищевого поведения, в дальнейшем.

Золотое правило, которое стоит запомнить все родителям: мы отвечаем за то, что, когда и где ребенок ест, а вот сколько есть и есть ли вообще – это зона ответственности ребенка, позвольте решать ему самому, даже если ему всего один год.

Почему происходит отказ от еды в садике?

Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.

Период адаптации

Ему необходима адаптация – то есть ребенок должен привыкнуть к новому распорядку, воспитателям, детям вокруг, прогулкам по часам. Резкая смена обстановки для трехлетки (а тем более малыша младше) – серьезный стресс. Основные причины переживаний – это:

Подъем рано утром в одно и то же время.

Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать. В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.

Новая среда общения.

Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться. Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.

Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.

Лучше кушают в саду дети, которые часто общались со сверстниками, регулярно питались вне дома – у бабушки, в гостях, кафе. Малыш, в семье которого вокруг его питания были выстроены ритуалы и чьи родители/бабушки слишком много внимания уделяли тому, как покушал ребенок, могут отказом от еды пытаться манипулировать взрослыми.

Способ манипулирования

Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть.

То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:

  • заберут из группы обратно домой;
  • дадут другую пищу, чем всем остальным;
  • накормят после обеда печеньем.

Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.

Плохой аппетит и непривычные блюда

Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно. Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями. Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.

Болезнь и плохое самочувствие

Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.

В этом случае лучше показать малыша врачу и сдать анализы – возможно, нужно пропить курс витаминов, добавить в рацион больше соков и фруктов или просто на несколько дней оставить ребенка дома.

Отсутствие режима дня дома

До трехлетнего возраста у многих малышей вообще отсутствует режим дня и кормления. То есть ребенок ложится спать, когда устал, и ест, когда голоден. В результате в саду он находится в сильнейшем стрессе, так как в группе все происходит по расписанию и он вынужден есть тогда, когда не хочет.

Другие возможные причины

Если ребенка кормят перед садом и сразу после него – отказ от не такой вкусной пищи будет очевидным. Пусть малыш завтракает и ужинает вместе со всей группой, не стоит давать ему с собой печенье, перекусы, фрукты.

Если другой еды у ребенка в течение дня нет – он обязательно проголодается и поест.

Как и чем кормить ребёнка при «несварении» желудка?

Есть целый ряд рекомендаций, которые могут помочь при проблемах с пищеварением у детей3,4:

  • Постоянный режим дня и приёма пищи, когда организм привыкает и своевременно вырабатывает ферменты для переваривания пищи.
  • Дробное питание – приём пищи маленькими порциями до 5 раз в день, чтобы не допустить переедания и соблюдать режим.
  • Тщательное пережёвывание и размеренный приём пищи.
  • Сбалансированный состав пищи или соблюдение рекомендаций врача при наличии таковых.
  • Постепенный ввод новых продуктов.
  • Достаточное количество воды.

Естественно, выполнить всё это удается далеко не всегда. Но лучше постараться следовать этим правилам, чтобы наладить пищеварение у ребёнка.

Накормить нехочуху

Когда ребенок отказывается есть, родители считают его привередой в еде. Человек, который разборчив в еде, обычно не ест определенные продукты или ест только одну и ту же еду каждый день. Пока вся семья с удовольствием ест разные блюда, малыш может выбирать только курицу, любимый бутерброд или яблоко.

Если это ваш случай, убедитесь, что он разборчив в еде только в силу своих вкусовых предпочтений.

Также проблемы могут быть в другом:

  • Ребенку не нравится текстура новой еды
  • Ему трудно жевать или глотать определенные продукты
  • Мама показывает свою нелюбовь к еде и он тоже начинает отказываться есть
  • Родители стараются насильно накормить малыша. В итоге он протестует

Несколько советов маме

Все дети индивидуальны, поэтому подход по устранению причины плохого аппетита у каждого свой.

Однако есть несколько секретов, которые могут вам пригодиться:

Следите, чтобы ребенок ничего не перекусывал между приемами пищи;
Не разрешайте стучать ложкой и играть с едой;
Старайтесь концентрировать внимание малыша на приеме пищи;
Если малыш не ест какие – то продукты, то вводите их понемногу в основное блюдо, предварительно перетерев в пюре;
Не кормите насильно;
Контролируйте, как маленький человек пережевывает и глотает пищу, не засовывайте ложку ему в рот до того момента, как он успел его раскрыть для следующей порции обеда.

Более подробно каждый из этих пунктов, а также другие, важнейшие принципы здорового питания, помогающие вернуть ребенку аппетит и научить аккуратному поведению за столом, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: система возвращения здорового аппетита>>>

С какими трудностями в питании или прикорме вы столкнулись? Что беспокоит вас больше всего?

  • Как научить ребенка кушать самостоятельно?
  • Ребенок плохо ест, что делать?
  • Почему ребенок не хочет есть?

Физиологический уровень дезадаптации

Трудно найти в современной школе абсолютно здоровых детей. Большой процент школьников имеет хронические заболевания, а другие дети приходят с низким иммунитетом. Так или иначе, но в каждом классе находятся дети, которые часто болеют.

Болезнь «выкидывает» детей из учебного процесса на весь период ее течения. Домашние занятия поддерживают процесс, но не заменяют его. Выход ребенка в школу после болезни требует двойной нагрузки: во-первых, нужно восстановить пропущенный материал, а во-вторых, не упустить текущий.

Дети выходят с ослабленным состоянием, и повышение нагрузки вызывают проблемы на психосоматическом уровне. Все это приводит к тому, что ребенок снова болеет. Возникает замкнутый круг.

Что делать?

Вовлекать ребенка в процесс обучения нужно постепенно. Во время самой болезни не может даже идти речь о занятиях. В период выздоровления можно начать заниматься по-немногу, вспоминая пройденный материал и изучая простые темы. Во время школьного обучения, попросите педагога составить облегченную программу, чтобы усвоить основные темы.

Школьная дезадаптация – не приговор, а призыв к действию. От отношения родителей зависит дальнейшее развитие событий. Школьные проблемы – это сложное испытание, которое можно пройти вместе с ребенком и не потерять друг друга. Зная врага в лицо, мы сможем его уничтожить.

Фото — pixabay.com.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector