Научный стиль речи

Содержание:

Основные признаки научного стиля речи

Научный стиль – самый функциональный стиль речи,предназначенный для наиболее точной передачи информации и отражающий особенности теоретического мышления.

Лексические особенности научного стиля

Выделяют три части лексики научного стиля: общеупотребительная (нейтральная), общенаучная, специальная (терминологическая).

Специальную часть составляют термины – слова или словосочетания, принятые для обозначения предметов или явлений в пределах конкретной области науки и номенклатурные знаки (например, марки приборов, механизмов, географические названия, названия предприятий, учреждений и др.).

Общенаучная лексика – значительная часть данного стиля речи, непосредственная часть метаязыка науки, используемая для описания объектов и явлений. То есть это слова, которые преобладают в любом научном тексте к какой бы области он не относился.

Общеупотребительная лексика как правило используется лишь как вспомогательная, для логической связки других частей речи.

Морфологические особенности научного стиля речи

Морфология стиля также имеет свои особенности.

В речи над глаголами преобладают существительные. Глаголы зачастую заменяются словосочетаниями с отглагольными существительными. Пример: упрощение, нагревание, окисление.

Абстрактные и вещественные существительные употребляются во множественном числе.

Пример: высокие температуры, глинистые почвы.

Обобщенность и обезличенность научного стиля выражается обилием существительных среднего рода.

Пример: построение, напряжение, перераспределение.

Превосходная и сравнительная степени имен прилагательных в большинстве случаев образуется с использованием наречий.

Пример: наиболее корректный, менее морозостойкий и т.д.

Формы глаголов первого, второго лица единственного числа практически не употребляются, как и местоимение Я, так как научная речь как правило обращена к широкой аудитории. Даже автор лично обычно использует максимально обезличенное Мы.

Пример: мы используем, нами доказано.

Синтаксические особенности

  1. Подчеркнутая логичность научного стиля предполагает прямой порядок слов.
  2. Часто используются сложные производные союзы и предлоги. Пример: оттого что, благодаря тому что, между тем как,в течение, при помощи, несмотря на.
  3. Большая часть предложений в тексте повествовательная.
  4. Широко применяются причастные и деепричастные обороты.
  5. Стоит отметить обилие безличных и неопределенно-личных предложений, в которых главным членом является глагол первого лица, множественного числа.
  6. Среди сложных предложений преобладают союзные сложноподчиненные предложения. Это объясняется стремлением к наиболее точному, логичному изложению информации.

Жанры научного стиля

Научные тексты могут быть большими и объемными, или же краткими. К большим жанрам в научном стиле, относятся учебники и пособия, энциклопедические словари и справочники, а также такие собственно научные и узкоспециальные труды, как монографии или диссертации.

Менее объемными являются статьи, рефераты, аннотации, а также тезисы и рецензии. В отличие от статей, которые являются самостоятельными научными работами, остальные из перечисленных малых жанров основываются на исходном труде. Реферат представляет собой сжатый вариант более объемного текста (или нескольких текстов), аннотация – краткое описание, тезисы – лаконичное представление основанных доводов, а рецензии – отзывы с оценочным значением.

Что такое научный текст

Научным называется стиль, в котором используется совокупность специальных языковых средств, нацеленных на представление и объяснение понятий или явлений с научной точки зрения.

Тексты данного типа отличаются связностью и логичностью, а также наличием обоснованных доводов, доказуемых определений и объяснений.

Пример: Землетрясением называется природное явление, вызываемое толчкообразными движениями земной поверхности. В результате процессов, происходящих в слоях планеты, верхние целостные блоки коры приходят в движение. Геологи утверждают: чем меньше возраст планеты, тем чаще на ней происходят землетрясения. Причиной этого является высокая активность процесса горообразования на молодых планетах.

Разновидности научного языка

Согласно современным стандартам в русском языке существует несколько типов научного стиля, которые обладают своими особенностями. К таким относятся следующие стили речи:

Научно-популярный

Данный тип текста адресован тем людям, которые не имеют специальных умений и знаний в какой-то конкретной сфере. Он характеризуется упрощенностью изложения в целях достижения доступности восприятия публикой, но при этом в нем сохраняется достаточное количество терминологии и четкость.

Кроме того разрешается использовать такие речевые формы, которые вызывают эмоциональность у аудитории. Цель научно-публичного языка – это ознакомление людей с определенными фактами или явлениями.

У этого вида есть еще подвид, называемый научно-художественным. При таком изложении применяется минимум специальной терминологии и цифровых значений, а если они есть, то специалисты стараются их подробно объяснить.

Для научно-популярного стиля характерно проведение сравнительного анализа с обычными предметами, легкое чтение и восприятие информации. Используется данный текст в книгах, журналах и прочих изданиях.

Учебный

Он разработан для людей, проходящих обучение в образовательных учреждениях. Задачей данного стиля является знакомство учеников и студентов с информацией, которая требуется для приобретения определенных знаний в той или иной сфере.

Научный стиль и его особенности в данном случае заключаются в использовании множества типовых примеров. Данный стиль характеризуется применением профессиональных терминов, четкого разделения на категории, плавностью переходов от общего к частному. Такие тексты можно встретить в учебниках, методичках, пособиях.

Собственно научный

В этом случае аудиторией являются люди, специализирующиеся в данной сфере, и ученые. Задача таких текстов – описать определенные факты, явления, закономерности и так далее. В них можно делать свои собственные выводы, но не окрашивать их особой эмоциональностью. Пример научного стиля этой разновидности есть в диссертациях, докладах, рецензиях.

Технический

Данный тип необходим для узкопрофильных специалистов. Целью такого стиля считается описание умений и навыков, которые были получены практическим путем. Для него характерно множество цифровых, статистических данных и технических характеристик.

«Колобок» в научном стиле

Научному стилю свойственен обобщённо-отвлечённый характер речи, строгая логичность, доказательность, точность, определённая сухость речи – основные признаки научного стиля речи.

В научном стиле излагается учебный материал, научные статьи, книги, лекции, доклады, учебники – основные виды высказываний научного стиля.

Колобок — уменьшительно-ласкательное существительное от «колоб» — скатанный шар или ком, хлебобулочное изделие в форме круга, изготавливается из пресного теста. Колобком назван один из сказочных персонажей, изготовленный из остатков муки, оставленный остывать у открытого окна.

По сюжету сказки Колобок обрел дыхание жизни и покинул место прежнего своего нахождения. На пути он встречал других сказочных персонажей и исполнял им песню, демонстрируя свои певческие способности.

Колобок был не особо разборчив в своей публике, поэтому последний персонаж, встретившийся ему на пути, без какого-либо сожаления позволил себе употребить Колобка в пищу.

Ещё один интересный пример написания сказки «Колобок» в научном стиле:

В сельской местности с небольшим числом жителей проживала супружеская чета преклонного возраста. Мужчина по причине неутолимого чувства голода и с желанием удовлетворить свою естественную потребность обратился к женщине, разделяющей с ним совместно общую жилую площадь, с просьбой приготовить ему покушать.

Женщина адекватно отреагировала на просьбу мужчины и постаралась поскорее реализовать задуманное. Результатом ее кулинарных стараний в этот день стало хлебобулочное изделие в форме шара.

Объект неожиданно для всех обнаружил в себе признаки сознания и другие жизненные процессы, такие как: речь, двигательные умения и певческие навыки.

Данные особенности объекта позволяют отнести его к разряду индивидумов.

Объект покинул жилое помещение, в котором находился некоторое время после сотворения и направился в район лесного массива. На пути перемещения индивид несколько раз вступал в вербальный контакт с лесными жителями, которые пытались проявить к нему агрессивные действия.

Хорошо развитые коммуникативные умения помогали Колобку избегать опасность всякий раз, как кто-либо пытался склонить его к болезненному для него процессу поедания со стороны встречных.

Шарообразный объект продолжал движение в заданном направлении, как неожиданно для себя встретил другого индивида, превосходящего Колобка по интеллекту и креативности.

Шарообразный объект был введен в заблуждение, что привело его к совершению необдуманных действий, результатом чего стало его преждевременное прекращение жизнедеятельности.

Мне нравится1Не нравится

Примеры текстов разных стилей

Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.

Научный

Вот небольшой текст из учебника физики:

Пример научного стиля

Здесь мы видим специальную лексику:

  • «электрическая цепь»;
  • «источник напряжения»;
  • «потребитель тока»;
  • «резистор»;
  • «проводник»;
  • «напряжение»;
  • «нагрузка».

Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».

Официально-деловой

Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

Пример официально-делового стиля

Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.

Художественный

Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:

Пример художественного стиля

В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.

Публицистический

Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

Пример публицистического стиля

Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.

Разговорный

В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:

Пример разговорного стиля

С чего начать сочинение

Часто ребята впадают в ступор, не зная, как начинать школьное сочинение. Страх «белого листа» велик, и не всегда ясно, как взяться за написание.

Вот несколько универсальных вариантов для вступления — и неважно, какая досталась тема:

  • Краткие сведения об авторе произведения. Расскажите, где родился автор, дайте краткую характеристику его творчеству.
  • Перечислите ключевые слова, которые ассоциируются с прочитанным произведением. Например, «Дружба, любовь и взросление — вот основные понятия, которые поднимаются в “Гарри Поттере”».
  • Задайте риторические вопросы. «Что мешает человеку быть честным с самим собой?»

Формы стиля

Различают две формы выражения научной речи: устная и письменная. А Письменная считается основой научной речи. Она помогает надолго зафиксировать материал, неоднократно к нему возвращаться, выступает надежным источником хранения, помогает обнаружить допущенные ошибки, наиболее экономна (скорость восприятия информации зависит от самого человека). Пример экономичности: научный доклад в устной форме длится 30 мин, а его прочтение занимает только 10 мин.

Б Устная форма используется так же часто, как и письменная, но имеет второстепенное значение, потому что текст, прежде всего, составляют, обрабатывают и только потом проговаривают устно.

Специфика научного стиля

Наука, будучи формой общественного сознания, имеет цель направленную на максимально точное, логичное, однозначное выражение мысли. Понятие в науке представляет собой основную форму мышления. Ключевое назначение науки состоит в процессе вскрытия закономерностей.

Научная речь напрямую связана с наукой и научным мышлением.

Научный стиль обладает следующими особенностями:

  1. объективность,
  2. абстрактность,
  3. интеллектуальность,
  4. сжатость (краткость).

Научный стиль речи отличается большим количеством терминов и определенных клише, которые и создают его сложную систему. Человеку, который не относится к научной среде очень сложно понять смысловую нагрузку тех или иных фраз в силу узости их трактовки.

Языковые особенности научного стиля определяют его сложность и многофункциональность. Для любого речевого стиля характерны черты, ограничивающие его восприятие и мешающие его эволюции. Развитие того или иного стиля представляет собой развитие через преодоление.

Рисунок 1. Подстили системы научной речи

Общение между специалистом и неспециалистом вызывает к жизни иную, чем в собственно научном подстиле, организацию языковых средств, рождается другой подстиль научной речи, когда научные данные нужно преподнести в доступной и занимательной форме, не упрощая науку, но в то же время и не перегружая изложение труднодоступным материалом, – это научно-популярный подстиль.

Особенности научного стиля изложения

Исследовательские работы пишутся грамотным книжным языком, который отличается от разговорного, литературно-художественного или официально-делового.

Для научного стиля характерны наличие комментариев для разъяснения сложных мест.

Для научного стиля характерны следующие черты:

  1. Ясность формулировок, связность текста, последовательное изложение мыслей.
  2. Использование слов и конструкций для передачи на письме причинно-следственных связей («если…, то…», «из этого вытекает», «таким образом», «опираясь на вышеизложенное», «вначале», «затем» и др.).
  3. Употребление клише («на основе полученных данных»).
  4. Обилие фактов, доказательств, выводов, а не эмоций.
  5. Предпочтение нейтральной лексики без вкрапления жаргонизмов, литературных приемов (метафор, иносказаний, гиперболизации), обиходных выражений.
  6. Наличие комментариев для разъяснения сложных мест (если статья адресована аудитории с низким уровнем подготовки, например студентам или неспециалистам). При этом не следует пояснять основные понятия, пересказывать базовые законы, подробно описывать классические эксперименты. Специфическая терминология приводится в виде отдельного перечня перед библиографией.
  7. Повествование в безличной форме (от 3 лица). Допускается использование множественного числа 1 лица («мы показали», «наша гипотеза»).

Статью нужно многократно перечитывать, чтобы найти ошибки, опечатки, логические несоответствия.

Лексические единицы и конструкции, характерные для научного стиля

Одними из основных особенностей научных текстов являются четкость и однозначность. В отличие от художественной литературы, в научной выражения эмоций отсутствуют. Поэтому здесь не могут быть использованы междометия (ах, да ну, ой и др.) и оценочные слова (пенечек, домик, беленький и др.). Все слова в научных описаниях и объяснениях используются в прямом смысле и не предполагают подтекста.

Для научных текстов характерно наличие слов и оборотов, которые выделяются четким и объективным значением – терминов.

Например: Созвездия представляют собой условно сформированные комплексы звезд. Это понятие пришло в современную науку из античной культуры. Древние астрологи считали созвездия реально существующими взаимосвязанными объектами и ассоциировали их с животными или предметами, а также с мифическими образами.

Наличие в клетках тех или иных органоидов обусловлено функциями данной биологической единицы. Именно поэтому хлорофилл в клетках большинства животных отсутствует.

Выделенные слова являются терминами, имеющими четкое значение, и в обычной речи употребляются крайне редко.

Для научных текстов свойственно наличие определенных конструкций, используемых при:

Устная речь

Научный стиль речи используется не только для написания работ. Его широко применяют в устной речи. Он используется при выступлениях на конференциях, симпозиумах, семинарах. В таком случае стиль сохраняет свои основные черты — точность, логичность, объективность и абстрактность.

В устной речи выделяют несколько жанров. При монологе человек не учитывает реакцию другого лица. Разновидности монолога — доклад, сообщение, защита курсовой или выпускной квалификационной работы.

Устная речь может быть представлена и в виде диалога. Например, научное сообщество может проводить дискуссию. В таком случае происходит обсуждение какого-то спорной темы. Не стоит путать ее с научной беседой. Для такой разновидности характерно спокойное обсуждение прослушанного сообщения. Люди могут обменяться мнениями, дополнять информацию.

В русском языке есть разные речевые стили. Каждый из них выполняет свои задачи и используется в определенных условиях. Научный встречается в диссертациях, докладах, специализированных книгах и других работах

При использовании такого стиля важно придерживаться вышеуказанных правил.

Структура текстового материала

Работать над отдельными частями можно в произвольном порядке, но выстраивать текстовые блоки необходимо по единой схеме. В научном сообществе приняты правила, за соблюдением которых следят редакторы и рецензенты журналов.

Заголовок

Заглавие статьи информирует читателя о теме работы

Здесь важно в 10-12 словах передать смысл исследования. Заголовок должен заинтересовать аудиторию, но пользоваться журналистскими приемами для привлечения внимания нельзя

Восклицания, риторические вопросы, сенсационные высказывания, двусмысленные фразы не допускаются.

Заголовок должен передать смысл исследования.

Ключевые слова

5-10 слов (отдельных и в виде словосочетаний) нужны для поиска материала в базах данных научных публикаций. Они связаны с темой исследования, затронутыми в нем проблемами, методами, смежными вопросами.

Ключевые слова нужны для поиска материала.

Введение

Здесь ученый знакомит читателей с темой, определяет предмет, объект, цель работы. Автор конкретизирует задачи, которые нужно решить в ходе исследования, формулирует подтверждаемые или опровергаемые в тексте гипотезы. В этом блоке описывают актуальность и новизну статьи, упоминают труды других специалистов, которые занимались вопросом раньше.

Основная часть

В этом блоке, самом объемном и важном, автор в деталях рассказывает о проведенных экспериментах или теоретических изысканиях. В основной части автор рассказывает о проведенных экспериментах

В основной части автор рассказывает о проведенных экспериментах.

Данные о проводимых исследованиях

Необходимо раскрыть все использованные методики, способы фиксирования, сбора, обработки информации, перечислить факты, описать стадии исследования. Нельзя приводить только удачные опыты и сведения, которые согласуются с гипотезой: подтасовка данных негативно скажется на репутации ученого. Следует подробно изложить условия проведения экспериментов, указать факторы, которые повлияли на показатели.

Выводы

В этой части подводятся итоги работы. Автор анализирует результаты, соотносит их с поставленными задачами, целями, высказанными гипотезами. Необходимо рассказать о пользе исследования для науки, общества и промышленности.

В выводах автор анализирует результаты.

Список литературы

Все использованные источники информации перечисляются в библиографическом списке, который оформляется по государственному стандарту. При цитировании или упоминании сведений в тексте автор указывает номер, который материал занимает в перечне.

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это, прежде всего, стиль нашего повседневного общения. Традиционно его принято характеризовать как стиль диалога и стиль устной речи, хотя он используется и в письме – в личной переписке и в личных дневниках. Более того, с развитием интернета (в частности, с появлением блогов, социальных сетей, форумов) стало очевидно, что разговорный стиль является стилем письма ничуть не в меньшей мере, чем стили книжные. Как бы то ни было, говорим ли мы об устной или письменной речи, основная функция разговорного стиля – это общение. Он всегда используется в неофициальной обстановке, и говорящие непосредственно участвуют в коммуникации. Следовательно, разговорному стилю присущи спонтанность, непринуждённость, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, перестройка речи на ходу, терпимость собеседников в отношении ошибок, эмоциональность.

Что касается лексики, то для разговорного стиля характерно использование большого числа общеупотребительных и нейтральных слов. Поскольку он чаще всего используется при обсуждении бытовых ситуаций, то в нём преобладает конкретная лексика: автобус, магазин, колбаса, посуда, диван. Также ему присуще наличие так называемой разговорной и просторечной лексики: билетёрша, водила, тухлятина, шаромыжник. Эмоциональность речи создаётся за счёт использования большого количества слов с суффиксами, имеющими значение ласкательности, неодобрения, уменьшения, преувеличения: котик, мамочка, солнышко, дурачок, громадина, гадёныш. Также для разговорного стиля является вполне приемлемым употребление ненормативной лексики. Кроме того, в нём часто используются идиоматические выражения, пословицы, поговорки, присказки. Помимо этого, в нём преобладают местоимения: «Так оно и есть, А этот что тут делает?» Также в нём присутствует много частиц и междометий, которые заполняют паузы в речи: ну, вот, ведь, ага, ух. В целом, можно сказать, что для разговорного стиля характерна лексическая избыточность, которая выражается в наличии повторов и необязательных с точки зрения смысла слов: «Ну, мне очень-очень нужно!, Этот твой ухажёр новый опять звонил».

В синтаксическом плане, в разговорном стиле преобладают простые предложения. Сложные предложения или предложения, осложнённые использованием причастных и деепричастных оборотов, встречаются крайне редко. Зато часто употребляются эллиптические и односложные предложения: «Кофе? – Мне без сахара, Пойдёшь? – Нет». Также часто используются восклицательные и вопросительные предложения: «Отстань!», «Да ладно?!», «Вот это да!» Для разговорного стиля также характерен свободный порядок слов.

Отличительные особенности научного стиля

Рассмотрев ключевые особенности научной речи с опорой на термины, можно выделить следующие особенности, которые отличают научный стиль речи от остальных функциональных стилей языка.

Рисунок 4. Ключевые особенности научного стиля

Для научного стиля характерны некоторые лексические, грамматические и синтаксические особенности:

  1. общекнижная лексика;
  2. большое количество терминов и других обозначений;
  3. повышенное употребление отглагольных существительных;
  4. широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении;
  5. интернациональная лексика;
  6. использование сложных прилагательных в качестве терминов;
  7. клишированные словосочетания;
  8. преимущественное использование кратких форм;
  9. использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа;
  10. употребление вещественных и отвлеченных существительных во множественном числе;
  11. употребление глагольно-именных конструкций вместо глагольных в функции сказуемого;
  12. использование определенно-личных предложений со сказуемым в форме первого лица множественного числа;
  13. использование безличных конструкций;
  14. простые предложения с существительными в роли подлежащего и сказуемого;
  15. сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными; использование в качестве связи частей сложного предложения сложных подчинительных союзов и союзных конструкций;
  16. большое количество обособленных определений и обстоятельств;
  17. широкое использование ссылок, цитат и сносок; обилие вводных конструкций;
  18. хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение на абзацы, параграфы.

Выделяют несколько подстилей научного стиля. В данном случае использован научно-популярный, так как текст представляет собой научную информацию в доступном виде для широкой аудитории: термины объясняются, не допускаются громоздкие синтаксические конструкции.

Литература

  1. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М.: 1990. – С.93
  2. Введение в языкознание. / Под ред. Василькова П.М. – СПб.: Речь, 2004
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  4. Волков А.А. Курс русской риторики. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Гарбовский Н. К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. – М., 1989
  6. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
  7. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. – М.: 1980
  8. Лотте Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. – М.: 1961

Тезизы – жанр научного стиля

Каждый из жанров научного стиля обладает спектром особенностей, которые требуют детального рассмотрения. Наиболее показателен жанр научных тезисов.

Тезисы, написанные человеком для себя, не относятся к научному стилю, так как к ним не предъявляются строгие требования жанра. Научный стиль включает в себя те тезисы, которые были специально созданы для публикации. Именно они должны отвечать определенным нормативным требованиям, прежде всего требованию содержательного соответствия заранее объявленной проблемой теме. К тому же важны такие факторы, как научно-информативная валентность, содержательная актуальность и ценность информации в рамках выбранной темы.

Тезисы являются одним из наиболее устойчиво-нормативных жанров речевого произведения, поэтому нарушение жанровой определенности, нормативности, чистоты, жанровые смешения оцениваются в нем как грубые нарушения не только стилистических, а вообще коммуникативных норм. Среди типичных нарушений, какими являются, например, подмена тезисов текстом сообщения, резюме, аннотацией, проспектом, планом и т. д., наиболее неприятное впечатление производит смешение форм разных жанров. Такое смешение демонстрирует отсутствие научно-речевой культуры у автора и подвергает сомнению его научные данные в целом .

Тезисы имеют и строго нормативную содержательно-композиционную структуру, которая представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Структура тезисов, как жанра научного стиля.

Тезисы имеют и свои строгие нормы речестилистического оформления, свойственные научному стилю в целом, но в данном конкретном случае действующие еще более жестко.

По мнению А. Н. Васильевой, общей нормой всякого научного стиля «является высокая насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием» . Эта норма реализуется в тезисном произведении «в оптимальном преодолении противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью» . Следует подчеркнуть, что в тезисах указанное противоречие особенно трудноразрешимо вследствие чрезвычайной концентрации предметно-логического содержания.

Тезисы очень ограничены в языковом выражении, поскольку в них запрещено использование эмоционально-экспрессивных определений, метафор, инверсии и т.д. и т.п.

Итак, на примере одного из конкретных жанров научного стиля мы убедились в жестком действии в данной функциональной сфере языка некоторых стилистических норм, нарушение которых вызывает сомнения в научно-речевой культуре автора. Во избежание этого при создании произведений научного стиля необходимо неукоснительно следовать всем вышеназванным основным требованиям жанра.

Сложность научной статьи

Не смотря на то, что научный стиль и инфо-стиль имеют некоторые общие черты, научная статья и работа копирайтера отличаются как небо и земля. Работа над статьей требует полной сосредоточенности и немалой подготовки.

Отдельного описания заслуживают тезисы, основные положения научной работы. Тезисная статья в несколько раз короче текста всей статьи и представляет собой краткую выжимку из всей работы

Важно помнить, что тезисы не дополняют статью, а логически из нее следуют

Сложность также представляет оформление статьи

Следует обратить особое внимание на аффилиации (сведения об авторе). Обязательно нужно указать принадлежность к организации, например, университету

Морфологические и словообразовательные особенности научного текста

Отдельного внимания заслуживает изучение морфологических и словообразовательных особенностей научных текстов

Как и ранее в данной статье, внимание в рамках данного аспекта будет сконцентрировано на терминах, как на одном из наиболее интересных пластов научной лексики. С точки зрения морфологии выделим некоторые особенности

  1. Использование сложных прилагательных в качестве терминов
  2. Клишированные словосочетания:
  3. Преимущественное использование кратких форм
  4. Использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа
  5. Избирательность значений проявляется при употреблении глаголов

C точки зрения синтаксиса, то для научной лексике в целом и терминов в частности характерно следующее:

  1. Использование безличных конструкций
  2. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector