Как научить ребенка пересказывать текст? все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Содержание:
- Подготовка к пересказу
- «Как вы лодку назовете…»
- Как учить пересказу малышей
- Как делать пересказ текста?
- Вид пересказа определяет, как над ним работать
- Критерии оценивания
- Как научить пересказывать текст с выражением собственного мнения о прочитанном?
- Ошибки родителей
- «Колобок»: сказка, написанная Искусственным Интеллектом
- Приёмы пересказа текстов
- Что такое пересказ, и каким он должен быть
- Какие пересказать текст на английском
Подготовка к пересказу
На подготовку дается 2 минуты. Этого времени вполне достаточно. Кроме того текст уже минимум два раза был прочитан. Что нужно сделать в процессе подготовки?
Обязательно использовать черновик. Его вместе с ручкой выдает собеседник. Как только истекают отведенные на подготовку 2 минуты, собеседник забирает исходный текст. Но у вас остается черновик! Его нужно использовать правильно.
Советуем составить план текста. Это поможет сохранить все важные мысли, то есть микротемы. Пишите сокращенно, но разборчиво. Вы пишете для себя, поэтому можно даже ограничиваться одним словом, а не писать предложение
Важно в процессе пересказа не читать с черновика, а использовать его как подсказку.
Выпишите на черновик все имена и даты. Благодаря такому ходу вы сможете избежать фактологических ошибок, которые чаще всего связаны именно с числами и именами. Если этого сделать не получилось, просто не упоминайте даты в пересказе. Ограничьтесь словами сначала, потом, через некоторое время и т.д.
Выпишите трудные, но важные слова. Пусть даже не трудные, но несущие определенный смысл. Например, герой учился в академии, а вы забыли и сказали, что он прошел обучение в университете. Это опять неточность в фактах и, как следствие, потеря баллов.
«Как вы лодку назовете…»
… так она и поплывет. Сейчас будем давать названия нашим смысловым частям. Но только прежде обсудите, почему автор так назвал свой рассказ? И объясните, что заглавие передает основной смысл всего написанного.
В нашем случае заглавие – «Юные спасатели». Так как текст о том, как два маленьких мальчика спасли котенка.
Теперь озаглавим части.
- В дорогу.
- Жизнь в деревне.
- Странная находка.
- Спасение котенка.
- Кот Матрос.
Примерно так. Это опять же моя версия. У вас может быть другая. Главное чтобы эти названия указывали ребенку, о чем идет речь в той или иной части рассказа. Заголовки разместите на листочках со схемами и ключевыми словами.
Как учить пересказу малышей
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: «Да ты что! А он что? А ты что ответил?»
Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию «страшных историй» (помните, как в детстве дети рассказывают о «черной руке», «зеленом глазе» и прочих ужасах).
Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
Метод «снежного кома». Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца
Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту
Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.
Спрашивайте. Не стоит говорить: «А теперь перескажи!». Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе «Красной шапочки» уместны вопросы: «Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?». Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам.
Как делать пересказ текста?
- Под пересказом подразумевается, что заданный текст будет изложен своими словами, но суть его должна быть при этом сохранена и кратко воспроизведена. Главный постулат пересказа: ни в коем случае не зазубривать заданный текст, а понимать то, что ты читаешь.
- Постарайтесь выбросить из головы все лишние мысли, мешающие сконцентрироваться на изучаемом вами произведении. Если абстрагироваться от них полностью вам не удается, займитесь аутотренингом, мысленно, словно мантру, повторяя: «Я не буду думать ни о чем постороннем. О своих проблемах я подумаю потом» — слова могут быть другие, самое главное, чтобы они помогли вам переключиться на изучаемый вами текст.
Важно абстрагироваться от всех посторонних мыслейВникните в смысл произведения:
- Если вы заинтересуетесь событиями, которые описывает автор, и будете думать: «А что же дальше произойдет с героями этого произведения?», то полдела уже сделано. А так и случится, если вы будете читать текст не просто механически, а вникать в него, сопереживая литературным героям. Тогда вам будет легко следить за логикой событий, которые разворачиваются на страницах произведения, и возможными мотивами поступков главных героев.
- Тексты бывают разными, и запоминать их следует по-разному. Если вам придется заниматься неповествовательным видом текста, то в рассуждения, изложенные на бумаге, проще вникнуть, если понять, как сам автор относится к описываемым им событиям и персонажам.
- В первую очередь следует запомнить имена персонажей, играющих в произведении главную роль. Далее – заняться выделением ключевых моментов, которые повлияли на выстроенные автором сюжетные линии. Именно они станут опорными точками для вашего пересказа – благодаря им вам легко припомнятся все те события, которые вокруг них развивались.
- Педагоги не всегда разрешают при пересказе пользоваться конспектами. Но для лучшего запоминания стоит во время прочтения конспектировать текст.
- До написания или устного пересказа текста на уроке «прокрутите» его в уме, особенно те моменты, с которыми у вас возникли трудности. Можно несколько раз перечитать поворотные сюжеты, препятствующие мысленному восприятию всего текста в целом. Хорошо, если вы обладаете развитым воображением. В таком случае повествование может у вас ассоциироваться с какими-то собственными образами или эмоциями, что также упростит и ускорит процесс запоминания.
- Не стоит волноваться по поводу того, если вы перескажете текст в вольном стиле, далеком от оригинала. Как мы уже поняли, для пересказа главное — уловить суть произведения, а не заучивать из него целые куски. Наоборот, именно вольное его изложение даст понять учителю, что вы хорошо поработали над произведением.
- Пересказ текста может быть: краткий или подробный, устный или письменный, свободной формы или близким к оригиналу. Овладев описанной выше техникой, вы сможете приобрести навыки пересказов всех этих видов. Кроме того, вы с большей уверенностью будете отвечать на уроках гуманитарной или социальной направленности, где вам приходится сталкиваться с большими объемами информации, так вы будете их с легкостью запоминать и при потребности – пересказывать.
Вид пересказа определяет, как над ним работать
Нужно иметь в виду, что виды пересказов бывают разными:
В младших классах:— пересказ-вспоминание текста по картинкам.— пересказ по наводящим вопросам.
Виды пересказа постепенно усложняются с переходом ребёнка в последующие классы. И будет лучше, если родители заранее знают, что ждёт ребёнка в старших классах, и к чему его готовить.
В старших классах:— пересказ параграфа по изучаемой теме. Это изложение содержания параграфа своими словами, как правило, очень близко к тексту, поскольку в таких текстах много мелких, но значимых деталей. Предметы: природоведение, география, биология, история, физика, химия.
— краткий пересказ текста. Цель – передать общую идею, основную мысль, сюжет текста. Предметы: обществознание, история, литература; художественные произведения.
— пересказ части текста. Такие задания, как правило, даются на уроках. Цель: найти ту часть текста, которая является ответом на вопрос или подтверждением какой-либо мысли или утверждения.
— доклад на конференции. Это заранее подготовленная письменная речь на основе учебной и научно-популярной литературы. Иногда его просто зачитывают, но рассказ без бумажек производит гораздо лучшее впечатление.
— монолог с высказыванием собственного мнения о поступках героев или о событиях, описываемых в тексте (предметы: обществознание, история, литература; отрывки из художественной литературы).
— пересказ событий от своего имени или от третьего лица; инсценировки текста. Это виды пересказов, которые предполагают творческий подход.
Как мы видим, тексты для пересказа могут быть самыми разными. Это и тексты из учебной литературы, и научные тексты, и научно-популярные, и художественные.
Соответственно, работа над подготовкой пересказа также различается, в зависимости от вида пересказа.
Критерии оценивания
На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.
Баллы за ОГЭ
За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.
Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.
Оценка содержания
За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.
Оценка сжатия
Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.
При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.
В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.
Оценка связности
Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.
Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий
Оценка грамотности
Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.
Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:
- 1 орфографическая;
- 1 грамматическая;
- 2 пунктуационные;
- 2 речевые.
Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.
Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).
Подготовка к изложению ОГЭ
На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.
Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:
- слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
- заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
- засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.
Как научить пересказывать текст с выражением собственного мнения о прочитанном?
В школе практически каждый день учащимся встречаются ситуации, когда они должны уметь высказать свое мнение по определённой проблеме, отстаивать собственную позицию или выступить в какой-либо роли.
Но для многих даже обычный пересказ – большая проблема, не говоря уже о том, чтобы добавить к рассказу собственное видение проблемы. Выпускники школ в большинстве своём совершенно не владеют навыками монологической речи: не всегда умеют стройно и грамотно высказать свои мысли, не знают, с чего начать, как закончить, чем аргументировать собственное мнение.
Пересказ подобного рода строится примерно по той же схеме, что и сочинение.
То есть, начинается он со вступления, в котором нужно сформулировать проблему или исходный тезис.
Далее – главная часть, где даётся анализ ситуации, возможные способы решения проблемы или аргументы в пользу того или иного тезиса. Аргументация – почему именно эти способы, а не другие.
И последняя часть – в виде заключения, где подводятся итоги всему сказанному, делаются выводы. Иногда бывает уместно повторить то, о чём говорилось во вступлении.
По такой схеме можно научить строить своё высказывание даже малышей. Например: (тезис) Я считаю, что ёжик в сказке «…» очень хороший, потому что (аргумент) он помог … . Значит, (вывод) …он настоящий друг. Я хотел бы иметь такого друга.
То есть, нужно побуждать ребёнка не просто пересказывать, но и высказывать собственное мнение, делать выводы.
Иногда детям просто не хватает языковых средств для придания своей речи выразительности и законченности. Причина – в бедности словарного запаса. Помочь может работа над составлением словаря к каждому тексту.
Нужно также побуждать детей к использованию так называемых речевых клише. Это словосочетания, готовые к употреблению. В том смысле, что не нужно задумываться над тем, как их сформулировать. Мы применяем их в речи автоматически, если они помогают нам лучше высказать и оформить свою мысль.
Пример:
Необходимо уточнить\ заметить, что …
Нет сомнения в том, что…
Надо полагать …
Кроме того …
В дополнение к сказанному …
И так далее.
Ошибки родителей
Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.
Типичные ошибки родителей:
Привычка перебивать своё чадо. Если во время пересказа взрослый часто останавливает ребёнка и указывает на его ошибки, тогда малыш может разозлиться, замкнуться в себе и больше не пытаться рассказать прочитанное.
Открытое недовольство. Некоторые родители жёстко критикуют своих детей, когда они недовольны их результатами в учёбе. Такое отношение отбивает у ребёнка желание познавать новое, поскольку его самооценка резко понижается. Взрослым необходимо быть терпеливыми. Психологи подтвердили, что для ребёнка очень важны поддержка и понимание близких.
Заучивание материала. Если заставлять малыша учить текст наизусть, тогда он не будет понимать и запоминать новую информацию
Без важного навыка осмысления ребёнок не научится выстраивать грамотную речь.
Отсутствие похвалы. Любому ученику приятно, когда родители хвалят его за старания
Многие дети ленятся учиться и не желают запоминать новую информацию. Когда родители хвалят ребёнка не только за его победы, но и за старания, у него возникает желание дальше учиться и браться за очередные задачи.
Сравнение с другими детьми. Когда взрослые сравнивают своё чадо с его друзьями или одноклассниками, которые успешнее его в учёбе, они не понимают, что таким образом развивают в нём комплекс неполноценности. Ребёнок перестаёт ценить себя и в последующем не может справиться с другими задачами.
Сложная литература. При обучении ребёнка пересказу следует выбирать такие произведения, которые заинтересуют малыша. Он быстрее научится пересказывать увлекательные сказки или стихотворения, чем скучные и сложные рассказы. Кроме того, необходимо начинать с коротких текстов, постепенно переходя к объёмным произведениям.
Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка
После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.
«Колобок»: сказка, написанная Искусственным Интеллектом
Ну и напоследок сказка от Искусственного Интеллекта. Напоминаю, это писал не человек, а посмотрите, как интересно получилось!
Не забудьте оценить и этот пересказ.
Попросил дед у бабы испечь колобка.А она ему: «..А из чего печь-то? »«Ну, как из чего – из камней конечно» — «Как из камней?» —«Вот так и из камней!»Положила на окошко остужаться…Колобку стало скучно, он в окно вышел.Так появился первый в мире бомж.Убежал колобок из дома и стал бездомным.Встречает Колобок в лесу зайца. Колобок: — Привет!Заяц: — Здравствуй!Я тебя съем!Колобок обиделся, ушел в лес и там повесился.Но веревка не выдержала, Колобок упал на землю и покатился дальше.На следующий день колобок встречает другого зайца. Заяц колобку говорит: — Куда катишься, колобок?А колобок в ответ: — Качусь, качусь, и тебе того желаю!Встречает Колобок волка. —«Колобок, колобок я тебя съем!».Колобок отвечает: «Не ешь меня, Серый!», Серый говорит: «Ладно, не съем».Медведь его спрашивает: «Ну как твои делишки?» Колобок отвечает: «Норм», — и дальше побежал…На встречу ему второй медведь. — Что, колобок, куда катишься?— Качусь по солнышку.Медведь замахнулся на колобка своим огромным кулаком и сказал: — Будешь знать, как солнце поганить!Еле увернулся и дальше побежал. А тут лиса.» Привет Колобок!Ты куда?»«Я от бабушки ушёл и теперь от дедушки ушёл.И вообще я от тебя сейчас уйду.»Колобок: — В общем я сбежал из дома.Лиса: — Молодец!Пойдёшь ко мне жить?Колобок (недоуменно): — К тебе?Ты же живёшь в лесу.Он не знал что делать.Лиса подошла и говорит: — Ну что колобочек ты пойдешь ко мне домой?— А ты вкусно кушаешь?Лиса: — Да конечно!Колобок пошёл к лисе.Пожил у лисы, потом и говорит: — Ну давай, выходи за меня замуж!— А ты кто? —— Колобок, блин!Она его постоянно била, заставляла есть снег и говорила, что он похож на грустного зайца.Однажды Колобок умер.Лиса сожрала его и съела всю муку.Когда Лиса съела Колобка, она так плакала, что её слёзы пропитали весь затылок.Лиса ещё долго помнила колобка, поэтому каждое утро выходила на улицу и искала его, но безуспешно.
Мне нравитсяНе нравится
Вот такой у нас сегодня Колобок в разных стилях речи. Предлагаю написать краткий пересказ сказки про Репку, тоже используя разные стили изложения.
Приёмы пересказа текстов
Повтори точно
Хорошо срабатывает с невнимательными детьми, слушающими в пол-уха.
Инструкция. Посмотри на меня. Пожалуйста, сделай (принеси, подай, убери, помоги…). Пожалуйста, повтори в точности моё поручение.
Не давайте поручения в пол-оборота, между делом. Только лицом к лицу. Если не воспроизведёт сразу, терпеливо и внятно, без раздражения повторите.
Играйте в игру, пока повторять не станет легко. Надо месяц – играйте месяц. Дольше – значит дольше
Будьте терпеливы, не обижайте малыша комментариями: что так трудно повторить и прочими. Тогда можно рассчитывать на результат.
Методика В. К. Воробьёвой
Приёмы работы по обучению первоначальным навыкам связного высказывания. Работа велась с текстами линейной организации. Проще говоря, пересказ текстов «что за чем было».
Воробьёва применила предметно-графические схемы, помогающие детям понять правила пересказа рассказов. Они состоят из ряда рамочек. В них нарисованы предметы и живые существа, описанные в рассказе. Как выглядит рамочка смотрим ниже.
Предметы, связанные по смыслу, в рамочке размещаются напротив друг друга. Действия (глаголы) между предметами нарисовать отдельным рисунком невозможно. Они изображаются стрелками внутри рамки. Каждая рамка — отдельное предложение. Действия между ними (последовательность) также изображены стрелками.
Полностью графическая схема выглядит так (материал из книги Т. Бардышевой, Т. Чохонелидзе)
Два варианта работы со схемами В. К. Воробьёвой
Методика работы со схемами В. К. Воробьёвой применима как для обучения пересказыванию, так и для обучения рассказыванию (составлению рассказов).
1. Берем рассказ и по нему составляем схему. Читаем рассказ ребёнку с опорой на неё. Следя за содержанием текста по картинкам, ребёнок лучше запоминает, а потом пересказывает рассказ.
2. Даём малышу схему и предлагаем по ней придумать рассказ.
Усложнение пересказа
Схемы можно усложнить, добавляя, например, качества предмета: чай душистый, горячий вкусный; конфеты ещё какие-то, гости весёлые и прочее. Договоримся, как будем изображать качества. Например, треугольниками. Наши логопеды говорят: «украсим рассказ красивыми словами». К сожалению, красивые слова нечасто употребляются в современной бытовой речи.
Таких графических опор можно заготовить достаточно много.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
Полнота текста
Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
Выразительность
Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.
«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия
Виды пересказа
В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный, близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Обеднение языка
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Скучность пересказа
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций
Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста
Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Какие пересказать текст на английском
В большинстве случае у студентов и тех, кому задали (или нужно) выучить текст есть два варианта, как его рассказать. Это:
- выборочный пересказ. Пересказывается основная идея, тема, а детали опускаются.
- подробный пересказ. Рассказчик должен пересказать с деталями, но не повторять фрагмент написанного.
Выборочный пересказ
Выборочный пересказ — легкий вариант и его лучше записывать, а не пересказывать. Выучить текст несложно: не нужно обращать внимания на детали, использовать новую лексику. Главное, глобально его понимать, уметь обрабатывать информацию и отсеивать ненужное.
Объем пересказа не должен превышать 7-8 предложений. Этого достаточно, чтобы познакомить слушателей с информацией.
Процесс заучивания состоит из:
- прочтения текста. В идеале, чтобы понять написанное, нужно прочитать его 3-4 раза. Не нужно переводить все незнакомые слова;
- определения главной мысли. Сформулируйте тезисы и выпишите их в черновик;
- выделения ключевых предложений. Они станут опорными точками в пересказе;
- пробного пересказа на английском. Постарайтесь не разбивать текст на отдельные абзацы. Если с первой попытки не удается, попробуйте на русском;
- пересказа. Расскажите выученный текст несколько раз. Сделайте большой перерыв и повторите снова.
Подробный пересказ
В подробном пересказе важны детали — в процессе запоминания нужно это учитывать
Как правило, пересказывая подробно, вы используете новую лексику, а это очень важно — нельзя говорить теми же словами, которые написаны в тексте
Как пересказать подробно:
- читаем несколько раз. Обращаемся к источнику, анализируем его, разбираемся с основной идеей и сюжетными линиями;
- выписываем незнакомые слова, переводим и запоминаем. Вы должны знать, как переводятся все слова из материала;
- выделяем ключевые предложения и составляем план пересказа;
- пересказываем, ориентируясь на пункты плана. Проговорите текст каждого пункта отдельно;
- пробуем пересказать весь текст. Делайте это вслух и перед зеркалом;
- делаем перерывы в процессе заучивания. Не бойтесь, что забудете;
- учим перед сном. Утром вам будет проще повторить.
- запоминаем устойчивые выражения и вводные слова, которыми можно начать и разбавить пересказ без потери смысла и логики.