«улитки» на звук л: игровое упражнение для автоматизации звука л в словах
Содержание:
- Чистоговорки для развития речи
- Польза чистоговорок:
- Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 2
- Чистоговорки на звук «з»
- Картотека чистоговорок для детей — для развития речи
- Чистоговорки для детей — лучшая подборка
- Игры со скороговорками:
- Чистоговорки на звук «с»
- Раскраски на определение позиции звука Л в слове (начало, середина, конец):
- Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1
Чистоговорки для развития речи
Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.
Вот примеры чистоговорок:
Ос-ос-ос — дует громко наш насос.
Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!
Ба-ба-ба — красивая изба.
На-на-на — на лугу стоит копна.
Для чего нужны чистоговорки
Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.
Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.
С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.
Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.
Как работать с чистоговоркой
Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.
- Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
- Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
- Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
- После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
- Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.
Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.
Польза чистоговорок:
- Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
- Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
- Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
- Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
- Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
- Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.
Модели предлогов:
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .
У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.
ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.
Автоматизация звука в чистоговорках
- СА – СА – СА — длинная коса;
- СА – СА – СА — хитрая лиса;
- СА – СА – СА — вот летит оса;
- СА – СА – СА — укусила в нос оса;
- СЫ – СЫ – СЫ — у дедушки усы;
- СЫ – СЫ – СЫ — лисёнок у лисы;
- СЫ – СЫ – СЫ — хвост красивый у лисы;
- СЫ – СЫ – СЫ — новые весы;
- СЫ – СЫ – СЫ — заведи часы;
- СЫ – СЫ – СЫ — не боюсь я злой осы;
- СУ – СУ – СУ — воду я несу;
- СУ – СУ – СУ — дом стоит в лесу;
- СУ – СУ – СУ — я осу в руке несу;
- СО – СО – СО — у Сони колесо;
- СО – СО – СО — стал мой нос, как колесо;
Чистоговорки на слог АС
- АС – АС – АС — дети входят в класс;
- АС – АС – АС — дети пили квас;
- АС – АС – АС — свет у нас погас;
- АС – АС – АС — я корову пас;
- АС – АС – АС — вкусный ананас;
- ОС – ОС – ОС — на поляне много коз;
- ОС – ОС – ОС — я несу поднос;
- УС – УС – УС — я несу арбуз;
- УС – УС – УС — у Сони много бус;
- ЕС – ЕС – ЕС — автобус едет в лес;
- ИС – ИС – ИС — на суку Борис повис;
- АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
- ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — на столе подносы;
- ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — заплетали косы;
- УСЫ – УСЫ – УСЫ — подарим маме бусы;
- ИСТ – ИСТ – ИСТ — наш Борис танкист;
- ИСТ – ИСТ – ИСТ — вот зелёный лист;
- ОСТ – ОСТ – ОСТ — у Васьки длинный хвост;
- АСТА – АСТА – АСТА — вот зубная паста;
- АСКА – АСКА – АСКА — у Сони маска;
- АСКА – АСКА – АСКА — у Сони коляска;
- АСКИ – АСКИ – АСКИ — мы купили маски;
- ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе записка;
- ИСКА – ИСКА – ИСКА — спит киска;
- ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе редиска;
- ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ — мы купили миску;
- ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ — мы носили доски;
- ИСТО – ИСТО – ИСТО — посуду мыли чисто;
- УСТА – УСТА – УСТА — вкусная капуста;
- УСТО – УСТО – УСТО — в огороде пусто;
- ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО — мы месили тесто;
- ОСКА – ОСКА – ОСКА — высокая берёзка;
ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ — у скалы сосны;
Чистоговорки на слог СТЫ
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — длинные хвосты;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — строили мосты;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — зелёные листы;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — улетели аисты;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — мяч летит в кусты;
- СТА – СТА – СТА — у Сони два листа;
- СТА – СТА – СТА — стояли у моста;
- СТА – СТА – СТА — мы видели аиста;
- СТА – СТА – СТА — сели на места;
- СТУ – СТУ – СТУ — стояли на мосту;
- СТУ – СТУ – СТУ — едем по мосту;
- СТУ – СТУ – СТУ — солдаты на посту;
- СКИ – СКИ – СКИ — новые носки;
- СКА – СКА – СКА — длинная доска;
- СКУ – СКУ – СКУ — мы несли доску;
- СНЫ – СНЫ – СНЫ — стояли две сосны;
- СНА – СНА – СНА — на улице весна;
Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.
Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.
Вам также будет интересно:
- Артикуляционная гимнастика
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация шипящих звуков
- Дифференциация звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 2
- Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
- Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
- В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд.
- Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.
- На болоте, на лугу стоит миска творогу. Прилетели две тетери, поклевали — улетели.
- Воротилась Варвара из города, привезла новостей с три короба.
- У Ипата к пирогам борода с лопату, а увидел дубину — борода клином
- Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова.
- У Карпова двора укатана гора. Кто укатал? Карповы дети укатали, раскопали, перекопали.
- Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз — гора, две горы, три горы.
- Шла бабка из клети, просыпала крупку. — Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!
- Иван-болван кочерыжку ковал, да не выковал, на базар выносил, по три денежки просил, да не выпросил.
- Летит гусь на Святую Русь. Русь, не трусь, это не гусь, а вор-воробей, вора бей — не робей!
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дров накололи, двор переполнили.
- На дворе — трава, на траве — дрова, за двором — дрова, под двором — дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора. Надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.
- У редьки и репки корень крепкий.
- Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
- Роль лиры в мире мала. Тем не менее мне лира мила.
- Розовые розы замерзают в морозы.
- Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались.
- Шли семеро стариков, говорили старики про горох.Первый говорит: «Горох хорош!»Второй говорит: «Горох хорош!»Третий говорит: «Горох хорош!»Четвёртый говорит: «Горох хорош!»Пятый говорит: «Горох хорош!»Шестой говорит: «Горох хорош!»Седьмой говорит: «Горох хорош!»
- Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
- Абросим не просит, а дадут — не бросит.
- Крута гора, в горе — дыра, в дыре — кротовая нора.
- Герои-греки поворотили реки, перевернули горы. У Пифагора горе.
- Толста, толста, проста, проста.
- Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
- Остренькие рожкиУ козы СережкиИ сказал Сережка:“Я боюсь немножко”.
- Стоит гора посреди двора.
- Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
- Сколько ни рассмеивали нерассмеянную Несмеяну, никто Несмеяну не рассмеял.
- У пригорка Егорка объегорил волка.
- Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
- Во дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.
- Не коси косой дрова, для косы растёт трава.
- С другом дружи, а другому не груби.
- Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
- Хороши в дорожку пирожки с горошком.
- Не перчи, Пётр, поросёнка перцем, а то можешь переперчить поросёнка перцем.
- Скажет друг дружке, а дружка — подружке, а подружка — борову, а боров — всему городу.
- Дрозд дроздиху дразнил-передразнивал, да не выдразнил.
- Уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
- Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в “Ромэн” на “Кармен”.
- Малина — не Марина.
- Шёл мужик из-за реки, нёс лапти девятерики; нам не до мужиков, не до лаптей-девятериков.
- Тридцать три трубача трубят тревогу.
- Три вороны на воротах.
- Я вкруг погреба хожу, всё про погреб говорю.
- У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены.
- Ехал грека через реку.Видит грека – в реке рак.Сунул грека руку в реку.Рак за руку грека — цап!
- Пал град на пять гряд.
- Потеряна дитя Тетерина.
Чистоговорки на звук «з»
Чистоговорки для детей 5 лет на звук «з» помогают закрепить базовую артикуляцию свистящих. Их не так много, потому что в обратных слогах происходит оглушение звонкой фонемы. Поэтому подбирают материал для отработки звукового образа в прямых слогах или между гласными.
Чистоговорки принесут больше пользы для детей, если превратить обучение в игру
Про весну:
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – появились листья у березы;
- ЗА-ЗА-ЗА – вот и майская гроза.
Про зиму:
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – зимой крепкие морозы;
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – блестит снег как алмазы;
- ОЗУ-ОЗУ-ОЗУ – пишем письма Деду Морозу.
Про домашних животных:
- ЗА-ЗА-ЗА – погулять пошла коза;
- ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы нашли козу;
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – красивый бантик у козы.
Про транспорт:
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – машина возит грузы;
- ЗА-ЗА-ЗА – нажму на тормоза.
Про насекомых:
- ЗА-ЗА-ЗА – к нам летит стрекоза;
- ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы ловили стрекозу.
Логопеды на занятиях используют одновременно чистоговорки и короткие стихотворения, чтобы процесс автоматизации «з» проходил быстрее. Подбирать слова следует так, чтобы звонкий звук был в сильной позиции, иначе ребенок будет путать его со другими свистящими.
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи:
- СУ – СУ – СУ — погуляем мы в лесу
- СУ – СУ – СУ — воздух свеженький в лесу
- АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
- АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхать
- АТЬ – АТЬ – АТЬ — лес нам надо охранять
- РЕВЬЯ – РЕВЬЯ – РЕВЬЯ — высокие деревья
- ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща
- РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА — белая береза
- ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у березы
- ОЛ-ОЛ-ОЛ — у березы белый ствол
- ХА – ХА – ХА — ветвистая ольха
- ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — изогнутая елка
- СИНА – СИНА – СИНА — вот дрожит осина
- СИНА-СИНА-СИНА — дрожащая осина
- НА-НА-НА — высокая сосна
- СНА-СНА-СНА — пахучая сосна
- СНЫ – СНЫ – СНЫ – побеги у сосны
- НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны
- БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы
- ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей
- ХА – ХА – ХА — тонкая ольха
- РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень
- УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст
- ИН – ИН – ИН – маленький жасмин
- СИНА – СИНА – СИНА — дрожащая осина
- СНА – СНА – СНА — пахучая сосна
- ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — колюченькая елка
- БЫ – БЫ – БЫ — коренастые дубы
- ЛЕНЫ – ЛЕНЫ- ЛЕНЫ – подрастают клены
- ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина
- ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя
- ТВА – ТВА – ТВА — мягкая листва
- ПАДА – ПАДА – ПАДА – осень время листопада
- АТЬ – АТЬ – АТЬ — будем листья собирать
- АЗУ – АЗУ – АЗУ — лист поставим в вазу
- РЕЗЫ – РЕЗЫ – РЕЗЫ — этот лист с березы
- АНА – АНА – АНА – листики каштана
- ШУ – ШУ – ШУ — листик с клена засушу
- ВЫ – ВЫ – ВЫ — все деревья без листвы
- ВЕР – ВЕР – ВЕР — из листиков ковер
- РА – РА – РА – на стволе кора
- ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни
- ИКА – ИКА – ИКА — поспевает голубика
- ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ — аромат малины
- ИКУ – ИКУ – ИКУ — ищем костянику
- ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику
- ИКУ – ИКУ – ИКУ — собираем землянику
- ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА — на пеньке опята
- ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги
- ВИК – ВИК – ВИК — вырос боровик
- ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА — мокрые маслята
- БЫ – БЫ – БЫ — белые грибы
- ОЙ – ОЙ – ОЙ — грибочек под сосной
- ОР – ОР – ОР — конопатый мухомор
- АНКА – АНКА – АНКА — бледная поганка
- ОР – ОР – ОР — ядовитый мухомор
- ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — по лесу рыщут волки
- ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — голодные волчата
- ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — убежали волки
- РА – РА – РА — для волчат нора
- СА – СА – СА — рыжая лиса
- ТЫ – ТЫ – ТЫ — хвост пушистый у лисы
- СУ – СУ – СУ — не боимся мы лису
- СЕ – СЕ – СЕ — кушать хочется лисе
- ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ — косолапые медведи
- ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ — вот идет медведь
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — смешные медвежата
- ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА — играют медвежата
- БЫ – БЫ – БЫ – медвежонок ест грибы
- АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ — трусоватый заяц
- ЧАТА – ЧАТА — ЧАТА — глазастые зайчата
- ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — трусливые зайчата
- СУ – СУ – СУ — белочка живет в лесу
- РЕХ – РЕХ — РЕХ — бельчонок грызет орех
- ЛО – ЛО – ЛО — у белки теплое дупло
- ЖИ – ЖИ – ЖИ — в траве бегают ежи
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — засыпают все ежата
- ЖИ – ЖИ — ЖИ — колючие ежи
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — ищут гриб ежата
- ЖУ – ЖУ – ЖУ — молока дадим ежу
- ЖАТ – ЖАТ – ЖАТ – ежиха ищет ежат
- ОСИ – ОСИ — ОСИ — по лесу бродят лоси
- ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
- ОЛЬ – ОЛЬ — ОЛЬ — лоси любят соль
- СЯТА – СЯТА — СЯТА — длинноногие лосята
- ГА – ГА — ГА — у лося есть рога
- ЛЕНИ – ЛЕНИ — ЛЕНИ — гордые олени
- ГА – ГА – ГА – у оленя большие рога
- НЯТА – НЯТА – НЯТА — убегают оленята
- ВУ – ВУ – ВУ – зубры жуют траву
- СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята
- РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры
- РОВ – РОВ – РОВ – хатка для бобров
- РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята
- УЛИ – УЛИ – УЛИ – грациозные косули
- УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули
- ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата
- СЫ – СЫ – СЫ – мышонок боится лисы
Чистоговорки для детей — лучшая подборка
Чистоговорки для детей — лучшая подборка
Чистоговорки для детей — лучшая подборка:
- АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая
- АДЫ – АДЫ – АДЫ — осени мы рады
- ША – ША – ША — наша осень хороша
- АТА – АТА – АТА — осень дарами богата
- ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — в огородах урожай
- ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — будет хлеба урожай
- ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи
- РУ – РУ – РУ — я колосья соберу
- ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп
- ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы
- ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы
- КА – КА – КА — белая мука
- ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы
- ЯХ – ЯХ – ЯХ — много хлеба на полях
- ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу
- ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха
- НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры
- РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист
- АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать
- АХ – АХ – АХ – комбайны на полях
- ДУ – ДУ – ДУ — мы работаем в саду
- ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады
- УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ — поспевают фрукты
- АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай
- АД – АД – АД — вот фруктовый сад
- ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник
- ЕМ – ЕМ – ЕМ — деревце польем
- ТИ – ТИ – ТИ — будет яблонька расти
- УШИ – УШИ – УШИ — поспевают груши
- УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш
- ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня
- УСТ – УСТ – УСТ — облепихи куст
- ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты
- АДУ – АДУ – АДУ — мы рады винограду
- АДА – АДА – АДА – гроздья винограда
- ИВУ – ИВУ – ИВУ — собираем сливу
- ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы
- ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок
- РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье
- ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины
- ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ — фрукты для здоровья
- ОЙ – ОЙ – ОЙ — огород у нас большой
- АЙ – АЙ – АЙ — собираем урожай
- РОД – РОД – РОД — мы вскопаем огород
- АДКИ – АДКИ – АДКИ — поливаем грядки
- УК – УК – УК — собираем лук
- ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ — созревают огурцы
- ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ — большие помидоры
- ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок
- ОВКА – ОВКА – ОВКА — сочная морковка
- ЧОК – ЧОК – ЧОК — горький чесночок
- РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ — зеленый огурец
- АН – АН – АН — спелый баклажан
- СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон
- АМ – АМ – АМ — свеклу варят нам
- ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны
- АТ – АТ – АТ — из овощей салат
- ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки
- ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка
- ОШКУ — ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку
- ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей
- ОВКА — ОВКА — очень сладкая морковка
- УЗ -УЗ — УЗ — вырастет у нас большой арбуз
- ЦЫ — ЦЫ — ЦЫ — все мы любим огурцы
Игры со скороговорками:
- Скороговорки — это веселая игра, поэтому играйте в них, делайте разнообразнее. Это могут быть следующие варианты:
- Найди в скороговорке слова со звуком «Л» и со звуком «ЛЬ»;
- Найди слова, где в скороговорке звук «Л» или «ЛЬ» стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова;
- Придумай свое смешное предложение с этим словом;
- Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
- Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
- Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
- Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);
Автоматизация звука Л в скороговорках при момощи мнемодорожек поможет:
Научить ребенка произносить звук «Л» в «трудном тексте», а значит улучшит дикцию и качество разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово
Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.
Чистоговорки на звук «с»
Чистоговорки для детей 5 лет используют на начальных этапах автоматизации. Дети младшего дошкольного возраста с легкостью могут их выучить. Звук «с» — одна из базовых фонем, поэтому его корректируют, начиная с 2-3 лет.
Слоги | Чистоговорки |
СА |
|
СУ |
|
СЫ | Есть домик у осы. |
СИ | У самолета есть шасси. |
АС | Белка сделала запас. |
ЕС | Как красив осенний лес. |
ОС |
|
УС | Остановился тут автобус. |
ОСЫ | Созрели абрикосы. |
СЯТА | Прибежали поросята. |
СОН | Соберем мы патиссон. |
Чистоговорки сочетают с другими упражнениями для автоматизации звука. Они являются переходным этапом от слогов к словам. Предложенный выше материал для логопедических занятий поможет закрепить правильную артикуляцию свистящей группы.
Раскраски на определение позиции звука Л в слове (начало, середина, конец):
Звуки в словах могут стоять в начале слова, в конце слова, в середине слова (на раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово ЛОШАДЬ. В этом слове звук Л стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук — ЛЛЛЛошадь.
- лак, юла, Золушка, лань, бокал, белка;
- лопух, халат, пенал, пилот, самосвал, лампа;
- лукошко, елка, футбол, укол, лыжник, пчела;
- лыжи, молоток, котел, лодка, дятел, одеяло;
- лошадь, желуди, козел, кукла, чехол, ландыши;
- лавка, голубь, щегол, косил, луноход, Золушка;
Раскраски со звуком Л. Автоматизация звука Л при помощи раскрасок будет веселым занятием взрослого с малышом. Данные раскраски также будут полезны при обучении детей элементам грамоты.
Раскраски на определение позиции звука Л в слове помогут научить ребенка слышать этот звук
Это очень важно , как при автоматизации звуков, так и обучении грамоте
Вам также будет интересно:
- .
- Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1
https://abvgdee.ru
- Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
- Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
- На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
- Город Нерль на Нерли-реке.
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
- Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
- РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
- Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
- Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
- Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
- Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
- Дробью по перепелам да по тетеревам.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
- Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
- Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
- Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
- Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
- Кириллу на рынке купили крынку.
- Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
- Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
- Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
- Пойду в лес по рябую корову.
- Пришёл Панкрат с домкратом.
- Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
- Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
- Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
- Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
- Люди — с базара, Назар — на базар.
- На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
- Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
- Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
- По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
- Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
- Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
- Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
- Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
- Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.