Что делать, если ребенок в три года не говорит: диагностика и лечение

Нормы развития речи в трёхлетнем возрасте

В соответствии с нормами, словарный запас ребёнка, достигшего трёхлетнего возраста должен быть достаточно насыщенным для того, чтобы малыш смог вести диалог с окружающими его людьми.

В данном возрасте ребёнок должен уметь вкратце рассказывать о себе: называть имя, возраст, пол, а также составить простое, содержащее смысл, предложение используя три-четыре слова.

Также малыш должен уметь заменить существительное прилагательным (камень – каменный), быть знакомым с возможностью обобщения слов (лошадь и корова — это животные, майка и юбка — это одежда).

Трёхгодовалый ребёнок должен уметь правильно выговаривать все звуки, за исключением трудных, таких как «Ж», «Ш», «Ч», «Р», «Щ». Количество слов, употребляемых ребёнком в трёхлетнем возрасте приравнивается к трём сотням, в то время как понимает он примерно около полутора тысяч слов.

Динамике ребёнка, в период развития речи, необходимо уделять особое внимание. Словарный запас чада должен постоянно пополняться, для этого рекомендуется активно общаться с ребёнком и читать ему полезные книги

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому и развитие речи у каждого протекает по-разному. Существует несколько признаков, которые без затруднений укажут на наличие задержки развития речи.

Если достигнув трёхлетнего возраста ребёнок до сих пор не научился правильно произносить пять-шесть звуков, то следует проконсультироваться с опытным специалистом, который поможет разобраться в причинах задержки речевого развития и в случае необходимости прибегнуть к услугам логопеда.

Если речь ребёнка слишком быстрая, а также он повторяет слоги единого слова, то это свидетельствует о заикании. В таком случае консультация логопеда и невропатолога обязательна.

Следует учитывать тот факт, что мальчики развиваются значительно медленнее, чем девочки. Поэтому, не всегда проблемы с речью у мальчиков, говорит о каких-либо отклонениях.

Если дитя не может запомнить лёгких текст, не воспринимает текст при чтении вслух, а также не может его пересказать, то это является первым признаком того, что у ребёнка присутствуют задержки в речевом развитии.

Проблемы со слухом также могут отразиться на речи ребёнка.

Это выражено тем, что чадо не может определить источник исходящего звука, а также делает звук музыки громче, чем прочие члены семьи. Разобраться с данной проблемой помогут опытные психолог, психотерапевт и педиатр-терапевт.

Чтобы разговорить “молчуна” вам потребуется много терпения, внимания и любви

Часто, причиной заторможенного развития речи может стать непосредственно лень ребёнка.

При отсутствии физиологических и психологических проблем в речевом развитии, ребёнок действительно может говорить очень мало и невнятно из-за лени.

Исправить данную проблему можно создавая для ребёнка такие ситуации, в которых он точно не сможет уйти от ответа.

К примеру, можно задать ребёнку вопрос о том, чем он хочет полакомиться в обед или хочет ли он пойти на прогулку вместе с бабушкой.

Наличие кивка или краткого ответа куда более хорошо, чем молчание. Также следует активно обсуждать с ребёнком то, что происходит вокруг, тогда со временем ребёнок вовлечётся в разговор. Подробнее о том, как учить разговаривать в 2 и 3 года читайте в материалах по ссылкам.

С детьми обязательно следует выполнять различные упражнения для развития мышц языка, также работать над произношением и интонацией, громкостью речи и правильностью ударения.

Причины речевого регресса

На разных этапах развития малыш может перестать говорить звуки, слова, гулить или лепетать. Влияют на это разные факторы. Если малыш в год перестаёт говорить, то это не всегда повод для волнения. Причина может крыться в перемене обстановки. Поэтому, если ребёнок перестал говорить, то врачебное вмешательство может не потребоваться. Достаточно будет занятий с педагогом и логопедом.

Выделяется три группы причин, по которым ребёнок может перестать разговаривать:

  1. Психологические. Часто родители замечают такое, что ребёнок знал много слов, а потом совсем перестал разговаривать. Это может произойти из-за:
  • из-за сильного стресса, например, потери одного из родителей;
  • также дети говорят, а потом замолкают из-за ссор в семье, эмоциональных потрясений вследствие аварий и других негативных ситуаций;
  • после испуга. Часто такое незначительное событие, как резкое торможение автомобиля или громкий звуки приводят к тому, что малыш перестаёт совсем говорить. В этих случаях требуется помощь психолога и логопеда.
  • сильного давления родителей. Многие мамы и папы хотят ускорить речевое развитие малыша. Однако чрезмерные нагрузки могут возыметь обратный эффект. Развитый ребёнок может в год совсем замолчать после того, как говорил абсолютно нормально;
  • смены обстановки. Если малыш перестал говорить при переходе в новый детский сад, то проблема кроется в стрессе. Её решит психолог или грамотный педагог.

Физиологические. Афазия – это частичный или полный распад начавшей формироваться речи. Она проявляется при поражении речевых отделов мозга или проводящих путей. Малыш может говорить, а потом перестать из-за:

  • ишемического или геморрагического инсульта;
  • черепно-мозговой травмы;
  • воспаления головного мозга (энцефалита, абсцесса и пр.);
  • заболевания ЦНС;
  • опухоли головного мозга;
  • психического заболевания;
  • операции на мозге.

Если ребёнок перестал говорить слова без видимых причин, то необходимо исключить или подтвердить афазию. Для выбора эффективного метода коррекции следует установить тип патологии.

Что делать: обследования

Если ребенок не говорит необходимо обратится к специалистам: педиатру, неврологу, отоларингологу, логопеду, детскому психологу.

Если ребенку 3 года и у родителей есть подозрения на то, что причина отсутствия его речи кроется именно в физиологии, важно вовремя провести обследование ребенка и выявить патологии. К каким специалистам обратится:

К каким специалистам обратится:

  • Педиатр: оценит общее состояние здоровье малыша и направит к более узким специалистам.
  • Невролог: определит патологию на основании анализа пренатального периода развития ребенка, оценит текущее состояние развития высших психических функций, назначит необходимые дополнительные обследовании ( МРТ, ЭЭГ, УЗДГ) и необходимое медикаментозное лечение.
  • Отоларинголог (ЛОР): проверит состояние слуха, проведет необходимые обследования (сделает аудиограмму, проверит подъязычную уздечку ).
  • Логопед: проведет тестирование и определит уровень речевого развития.
  • Психолог: исключит наличие психических отклонений, определит, если ребенок не разговаривает в 3 года, могут ли быть тому причиной психологические факторы, составит коррекционную программу занятий.

Что могут назначит врачи:

  1. Лекарственные препараты. Если ребенок в 3 года молчит или плохо говорит, невролог может назначит лекарства, питающие нейроны мозга и стимулирующие речевые зоны головного мозга ( кортексин, когитум, энцефабол, нейромультивит).
  2. Физиолечение (микротоковую рефлексотерапию,светолечение, иглорефлексотерапию).
  3. Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек уха, ручек.
  4. Психокоррекционные занятия с нейропсихологом.

Мнение врачей

Доктор Комаровский – известный детский врач рекомендует родителям больше проводить времени с ребенком, а также ограничить использование детьми планшетов и телефонов.

Работа родителей

Если врачи не выявили серьезных патологий речевого развития ребенка, родители могут самостоятельно организовать коррекционную работу и занятия, которые помогут ребенку в возраст 3 лет заговорить.

Занятия, направленные на развитие речи малыша, включают развитие мелкой и крупной моторики, чтение и пересказ, артикуляционную гимнастику и массаж.

Рекомендации педагогов:

Развивайте мелкую моторику малышу

Занимайтесь вместе с ним пальчиковой гимнастикой, рисуйте, лепите из пластилина и кинетического песка.
Разучивайте детские стишки, потешки, скороговорки, песенки.
Учите ребенка пересказывать и составлять рассказ по картинкам.
Играйте с малышом в театрализованные игры (разыгрывание известных сказок, пальчиковый театр, театр теней).
Выполняйте дыхательные упражнения.
Развивайте артикуляционный аппарат при помощи гимнастики.
Делайте общий и логопедический массаж.
Используйте развивающие игрушки (сортеры, музыкальные инструменты, игрушки, стимулирующие сенсорное развитие).
Больше общайтесь с ребенком, уделите внимание эмоциональному контакту с ним.
Оградите малыша от стрессов.
Стимулируйте общение крохи с другими сверстниками.
Поощряйте любые попытки малыша говорить (новые звуки и слова), хвалите его за это.. Помните, любая ситуация поправима, не бойтесь обращаться к специалистам

Вовремя диагностированная патология корректируется намного легче и проще. Если серьезных патологий нет, коррекционная работа специалиста и занятия дома помогут разговорить молчуна и сравнять его развитие со сверстниками

Помните, любая ситуация поправима, не бойтесь обращаться к специалистам. Вовремя диагностированная патология корректируется намного легче и проще. Если серьезных патологий нет, коррекционная работа специалиста и занятия дома помогут разговорить молчуна и сравнять его развитие со сверстниками.

Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?

Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:

Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит

Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова

Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.

Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Нормативы речевого развития

У каждого ребенка развивается речь по-разному – одни малыши сразу произносят слова, другие – только слоги. Но в целом развитие проходит таким образом:

  • начало гуления – 3 месяца;
  • активный лепет – от 6-ти до 8-ми мес.;
  • первое слово девочки – 10 месяцев, мальчика – год;
  • произношение 10-ти слов – полтора года;
  • увеличение количества слов, знание местоимений – 2 года;
  • минимум 350 слов, способность к склонению – 3 года.

Существующие нормы для 3-летнего возраста:

  • ребенок хорошо ориентируется в своем возрасте, имени и другой личной информации;
  • умеет склонять слова по падежу, числу и роду;
  • количество слов в предложении – минимум 3;
  • дитя умеет произносить многоступенчатые фразы – сложить конструктор в коробку, положить коробку на стол и т. д.;
  • словарный запас состоит из имен существительных, местоимений, наречий и прочих форм;
  • умение считать;
  • малыш проговаривает то, что в данный момент делает или видит;
  • проявляет интерес к чтению, книжкам, картинкам;
  • легко запоминает стихи, сказки, после чего рассказывает.

Этапы речевого развития

Процесс формирования речевых навыков начинается с новорождённости, идёт непрерывно и завершается в среднем к пяти-семи годам, дальше происходит активное совершенствование всех основных сторон речи. Важнейший, сенситивный период речевого развития включает временной промежуток с годика до трёх-четырёх лет, когда происходит пополнение пассивного и активного словаря, а ребёнок понимает основные принципы родного языка.

В целом же специалисты выделяют несколько этапов в становлении речевых умений:

  1. Подготовительный. Этот период начинается с первых дней жизни ребёнка и продолжается приблизительно до 12 месяцев. Плача и крича, младенец тренирует органы дыхания и голосовые связки. Следующий шаг – подражание взрослым через воспроизведение звуков (гуление), которые затем преобразуются в слоги (лепетная речь).
  2. Преддошкольный. С годика до трёх лет происходит своеобразный «взрыв» в овладении речевыми навыками – резко растёт словарь, ребёнок пользуется речью для коммуникации, складывая фразы из нескольких слов. Безусловно, поначалу дети большинство речевых конструкций произносят неправильно, но ближе к трём годам произношение начинает становиться всё более отчётливым.
  3. Дошкольный. С трёх до семи лет продолжается существенное увеличение словарного запаса, развивается связная речь. Ребёнок теперь описывает событие в хронологическом порядке. Произношение звуков приходит в норму, пропадают так называемые детские словечки. Речь дошкольника напоминает язык взрослого человека, к 7 годам малыш начинает не просто рассказывать, а делиться собственными переживаниями и воспоминаниями.
  4. Школьный. Как следует из названия, длится этап с семи до 17 лет. Главную роль в этом временном отрезке играет школьное обучение. Ребёнок активно усваивает грамматику родного языка, учится писать и говорить правильно.

Почему ребенок не говорит: причины

Существует несколько категорий причин, почему ребенок не говорит в 3 года: физиологические, психологические, социальные.

Не всегда речевое развитие малыша идет согласно вышеперечисленным нормам и если это так на это существуют причины

Наблюдая за малышом важно понять, его развитие просто запаздывает, либо у него есть серьезные отклонения. Если ребенок 3 года не разговаривает и не произносит даже простые слова скорее всего речь идет о каком-то серьезном нарушении

Если же, его развитие просто запаздывает, такую ситуацию можно легко скорректировать при помощи занятий и упражнений.

Специалисты выделяют несколько групп причин того, почему ребенок не разговаривает в этом возрасте.

Физиологические причины

  1. Внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), перенесенные инфекции матери, интоксикация лекарственными препаратами.
  2. Родовая травма, инфицирование во время родов.
  3. Недоношенность, а также течение других тяжелых заболеваний, которые могут тормозить речевое развитие.
  4. Наследственность, когда у кого-то из родственников есть серьезные речевые нарушения, либо они также поздно заговорили.
  5. Аномалии развития языка, губ, неба.
  6. Нарушения слуха: тугоухость, глухота.
  7. Психические заболевания (аутизм).

Психологические причины

  1. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, скандалы родителей).
  2. Сильный стресс или испуг ребенка.
  3. Отсутствие эмоционального контакта между малышом и родителями.
  4. Недостаток общения крохи и его родителей.
  5. Гиперопека (ребенок плохо говорит, когда родители его излишне опекают, выполняя любую его прихоть).
  6. Насильственные попытки научить ребенка говорить.

Социальные причины:

  1. Неполная семья или отсутствие родителей.
  2. Асоциальное поведение родителей и близких людей.
  3. Неограниченный доступ ребенка к современным гаджетам: планшету, телефону, компьютеру, телевизору.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
    ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
    речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
    внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
    формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
    или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
    иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
    была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
    ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
    ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
    с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
    медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
    звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
    освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
    может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
    зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
    форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Насколько громкой может быть молчаливая помощь?!

Стоит ли вам беспокоиться зависит от того, в какой степени ваш ребенок перестал разговаривать с вами. Давайте рассмотрим 3 возможных сценария:

Случай № 1.

Раньше вы и ваша дочь были «лучшими подругами». Она рассказала вам абсолютно все, а теперь внезапно закрылась от вас и делится своими личными мыслями только с друзьями.

В этом случае вам не о чем тревожиться. И как бы ни было больно, вы должны стараться не принимать ее выбор на личный счет. Она делает то, что должна: она взрослеет.

Что делать:

  • Не читайте ей лекций и не говорите, что вам больно.
  • Постарайтесь поддерживать с ней позитивные отношения.
  • Вовлекайте ее в занятия, которые вам нравилось делать вместе.
  • Кушайте вместе с ней.
  • Не выдавливайте из нее какие-либо сведения, информацию. Вместо этого поделитесь чем-нибудь смешным или интересным в своей жизни. Если вы откроетесь, она, скорее всего, сделает то же самое.
  • Поговорите с ней, как с взрослой, выражая свое уважение, и дайте понять, что вы цените ее мнение и ожидаете уважения в ответ.

Случай № 2.

Ваш когда-то милый и ласковый ребенок теперь отвечает вам односложными ответами и раздраженным закатыванием глаз. Он проводит с вами как можно меньше времени и, похоже, сохраняет весь свой энтузиазм для общения с друзьями.

Хотя это может приводить в бешенство, и у вас может возникнуть соблазн наказать такое поведение, знайте, что оно все еще находится в пределах нормального подросткового развития. Сосредоточение внимания на отношениях со сверстниками помогает детям научиться быть менее зависимыми от родителей – необходимый шаг к тому, чтобы стать счастливыми, независимыми взрослыми. Тем не менее, ваша работа по-прежнему состоит в том, чтобы настаивать на уважении и обеспечивать безопасность вашего ребенка.

Что делать:

  • Установите соответствующие ограничения, но также сосредоточьтесь на укреплении ваших отношений. Вы не получите уважения, если он не чувствует себя связанным с вами.
  • Не поддавайтесь желанию читать нотации. Если вы сможете преодолеть этот соблазн, вашему ребенку-подростку не нужно будет отталкивать вас, чтобы стать самим собой.
  • Помните, что подростки могут быть эмоциональными. Но под неуважением может скрываться стресс, страх, неуверенность в будущем и другое. Поэтому вместо того, чтобы обижаться напомните своему подростку кем он является на самом деле. Например, можно сказать что-то вроде: «Я знаю, что ты расстроен, и это не свойственное тебе поведение». Так вы можете создать начало разговора.

Ситуация № 3.

Ваш ребенок ни с кем не разговаривает и проводит все свое время в своей комнате, за закрытой дверью. Он не общается с друзьями, потерял интерес к занятиям, которые когда-то доставляли ему удовольствие, и все больше изолируется от других людей.

Такое поведение вызывает серьезную озабоченность и выходит за рамки нормального подросткового развития. Вам необходимо выяснить, перенес ли ваш ребенок какую-либо травму (издевательства, изнасилование) или злоупотребляет наркотиками или алкоголем.

Такое поведение также может указывать на начало серьезной проблемы с психическим здоровьем, такой как депрессия, шизофрения или биполярное расстройство, которые все чаще встречаются в позднем подростковом и в двадцатилетнем возрасте.

Опасно, если подросток отстраняется от всех, кого знает. Например, уходит в онлайн-мир, что не может заменить общение с людьми в реальной жизни. Отношения в Интернете могут стать очень интенсивными, быстро развиваться. Так, что бывает трудно понять, хорошо ли влияют люди, с которыми ваш сын или дочь дружит в Интернете, или даже правда ли то, кем они себя называют.

Что делать

  • Если ваш ребенок кажется враждебным и злым, дайте ему возможность объяснить, сделали ли вы что-то не так.
  • Конфиденциальность может заходить очень далеко. Комната подростка не должна быть закрыта для родителей. Вы имеете право знать, что ваш ребенок делает в своей комнате, особенно если он находится там часами в одиночестве.
  • Настаивайте на дополнительной информации. Совсем нередко на вопросы типа «Куда ты идешь?» подростки отвечают: «На улицу», а на «Когда ты вернешься?» отвечают «Позже». Сохраняйте спокойствие и твердость. Скажите подростку, что вам нужны подробности.
  • В тех случаях, когда ваш ребенок отказывается общаться, рекомендуется проконтролировать его социальные сети.
  • Обратитесь за профессиональной помощью к квалифицированному психологу или психотерапевту.

Что делать, если ребенок не разговаривает в 3 года?

Если до конца 3 года жизни кроха продолжает молчать или изъясняется лишь звуками и жестами, необходимо предпринимать меры по устранению проблемы. Родителям придется запастись терпением, поскольку процесс обучения речевым навыкам может быть долгим и трудным.

Медикаментозное лечение

Когда имеется проблема, с которой родители не могут справиться самостоятельно, необходимо воспользоваться помощью профессионалов. При задержке речи ребенку требуется консультация нескольких специалистов:

  • педиатра, который наблюдает малыша с рождения;
  • отоларинголога (поможет выявить проблемы со слухом);
  • детского невропатолога (определит наличие заболеваний нервной системы);
  • логопеда (выявит тяжесть нарушения);
  • детского психолога и психиатра (поможет распознать психические отклонения или наличие психологической травмы).

При определении причины патологии назначается комплексное медикаментозное лечение. В большинстве случаев такая терапия направлена на питание нервных клеток, создание между ними новых связей, а также активизацию речевых центров мозга. Для этого назначают такие препараты:

  • Глицин;
  • Церебролизин;
  • йодсодержащие средства;
  • Пантогам;
  • Фенибут;
  • Церепро;
  • Когитум и другие.

Также для стимуляции речевых центров в мозге применяются дополнительные методы – физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия), арттерапия, музыкотерапия, предметно-сенсорная терапия.

Упражнения и игры

Очень важна вовлеченность семьи и близкого окружения в процессы развития речи малыша. С ним нужно постоянно заниматься, разговаривать, поощрять его речевую активность. Для этого дома или на прогулке следует проводить с ним различные игровые упражнения:

Комментирование. Малыш всему учится у взрослого. Мама и папа для него пример для подражания. Если они молчат, то и он будет молчать

Важно разговаривать с маленьким человеком, даже если он пока не отвечает. Родителям нужно научиться комментировать все, что происходит с ребенком, называть бытовые вещи, животных, предметы окружающей среды.

Озвучивание действий

Крохе легче запоминать слова, если они связаны со звуковыми сигналами (упал – ба-бах, идет – топ-топ).
Веселая зарядка. По утрам можно выполнять с малышом несложные упражнения, сопровождая их веселыми стишками.

Занятия с логопедом и коррекционные методы

Бывает, что ребенок все понимает, выполняет просьбы взрослых, но что-либо сказать сам не может или делает это с трудом. Также у него могут быть проблемы с выговариванием звуков.


В этом случае ему необходимы занятия с логопедом или дефектологом для устранения дефектов речи.

Существует несколько коррекционных методов, которые применяют данные специалисты:

  • логоритмика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • специальный логопедический массаж;
  • звуко- и словоподражание;
  • постановка звуков с применением лопатки.

Выбор метода зависит от особенностей крохи, а также степени выраженности речевых дефектов.

Советы Комаровского

Известный и всеми уважаемый доктор Комаровский советует:

  1. Если к 3 годам малыш не говорит более-менее связно – это повод обратиться к специалистам.
  2. Брать в расчет динамику речевой активности. Словарный запас должен с возрастом увеличиваться, а речь улучшаться.
  3. При задержке речи гаджеты противопоказаны. Вместо компьютерных игр и телевизора предложите малышу прогулку или чтение сказок.
  4. Сравнивать своего ребенка с другими не нужно. Он не лучше и не хуже, он другой.

Общая информация

Перед тем как сделать заключение, логопед тщательно проводит обследование. В три года наступает пограничное время, когда речь должна быть. Если ее нет, то это повод для посещения нескольких специалистов.

В норме в этом возрасте ребенок использует фразы, предлоги, части речи. Он владеет интонацией, знает простейшие термины (кто как говорит, кто что ест и т. п.). Способен выполнять простые инструкции (положи игрушку на стол). У него есть большая часть звуков (некритично отсутствие шипящих, свистящих и соноров).

Родители думают, что такое свойственно мальчикам и они перерастут это. Опасное заблуждение. Чем позже оказана помощь, тем дольше времени потребуется на восстановление.

При первых признаках задержки необходимо обратиться к детскому доктору. В первую очередь это невропатолог, потом психиатр, сурдолог и логопед.

Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?

Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул

А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
Если в 1,2 – 1,6 года ребенок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
Если в 1,5 – 2 года ребенок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы

Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
Если в 2 – 3 года ребенок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
Если в 3 – 4 года ребенок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector