Первые шаги к интеллекту 4-5 лет
Содержание:
- Определите уровень развития Вашего ребенка
- Забавная игра 3 на развитие памяти «В магазин» (любимая игра всех детей)
- На что обратить внимание?
- Мелкая моторика
- Прочие знания
- Особенности возраста
- Проведение занятия по развитию в средней группе ДОУ
- Возраст — 1-3 года: больше фантазии!
- Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
- Как можно поиграть с малышом в зимнем парке?
- Башня
- Математические развивашки для школьников
- Развивающие занятия для детей 4 лет в игровой форме
- Общие сведения
- Музыка и творчество
- Что умеем в этом возрасте?
- Занятия для детей для 4 лет по пособиям
Определите уровень развития Вашего ребенка
Что должен знать и уметь Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет? Внимание! Все приведенные нормы и степени развития в этой статье ПРИМЕРНЫЕ! Цель данного материала: помочь Вам сориентироваться в воспитании, проверить на каком уровне сейчас находится Ваш малыш, где он преуспевает, а где нужно немного поработать. Подробнее о нормах развития ребенка. Что ребенок 3-4 лет должен знать и уметь по математике
Что ребенок 3-4 лет должен знать и уметь по математике
- Малыш должен уметь считать на пальчиках до 3.
- Ребенок должен понимать такие сравнения: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
- Ребенок должен хорошо различать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
- Ребенок должен знать простейшие фигуры — круг, квадрат, треугольник.
- Малыш должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме.
- Малыш должен уметь сортировать предметы по простым признакам: цвету, величине, свойствам.
Каким должно быть память, логика и внимание в 3-4 года
Каждый малыш развивается индивидуально. В среднем дети этого возраста должны понимать и уметь выполнять следующие задания:
- Складывать простейшие пазлы и картинки из 2-4 частей.
- Находить несоответствующий предмет в простейшей логической задаче.
- Находить схожие и различные признаки в группе предметов.
- Запоминать 2-3 картинки.
- Запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
- Повторять движения, которые были показаны 1-2 раза,
- Концентрироваться на задании в течение 5 минут, не отвлекаясь.
- Находить пару к предмету.
Какой должна быть речь
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
- Описывать то, что он увидел.
- Формировать простые предложения из 5-6 слов.
- Разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
- Знать основные действия животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
- Повторять за взрослым стишки и песенки.
- Знать свое имя и фамилию.
- Говорить громко – тихо.
Забавная игра 3 на развитие памяти «В магазин» (любимая игра всех детей)
Дети любят играть играть в магазин.
Игра развивает слуховую краткосрочную память
Описание: Отправьте малыша в магазин, попросите его запомнить все, что нужно купить. Начните с 2х покупок, увеличивая их количество до 4-5. Девочкам называйте предметы из женского обихода, мальчикам — из мужского. Так будет интереснее играть.
- Меняйтесь ролями.
- Сделайте игрушечные деньги для игры.
- А как все запомнить? Например, купить шоколадку, батон, печенье, молоко, сметану? Сметану лучше есть с молоком, шоколадку купим для малыша, с батоном мы кушаем суп, а печенье любит папа. Задействуйте ассоциации и играть будет еще интереснее.
Интеллектуальные игры для детей 3-4 лет
- «Накрой на стол». Игра научит малыша помогать маме, а также считать. Более того, Вы весело проведете время. Попросите ребенка помочь накрыть на стол, принести две ложки и вилки для папы и мамы, принести яблочки итд.
- «Сложи квадрат». Десять разноцветных квадратов из картона – каждый разрезают в произвольном порядке. Малыш должен восстановить и сосчитать из скольки кусочков состоит каждая фигура.
- «Осенний листопад». Соберите во время прогулки разные листья. На бумаге обведите их контур. Затем кроха должен угадать, где какой листочек изображен, не прикладывая последний к рисунку.
- «Исправь ошибку». Используя заранее приготовленные «неправильные» картинки, малыша просят разобраться, что на них не так. Например, синий медвежонок клюет зернышки, ребенок, должен подметить, что у медведей окрас другого цвета, и зернами этот зверь не лакомиться.
- Развивающая игра для расширения словарного запаса малыша
Веселая игра «Скажи какой?».Объясните малышу, что у каждого предмета есть признаки, делайте это в позитивной форме. Например, яблоко – круглое, красное, большое, сладкое. Положите в ящик разные предметы и предложите ребенку поочередно доставать их и называть признаки. Можете даже сочинить сказку из этих предметов.
- «Кто, что умеет?».Малыш 3х лет уже знает многих животных, птичек, а также профессии. Называйте ему животное, профессию, а он должен сказать, что этот объект умеет делать.
Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет
- «Дочки-матери».
- «Праздник». Подготовьте вместе День рождение. Сделайте сюрпризы-подарки папе или бабушке. Дети с удовольствием готовят подарки именинникам, помогают накрыть на стол, затем принимаются за главное лакомство.
- «Строительство дома». Сюжет, позволяющий расширить кругозор ребенка знаниями о строительной технике и профессиях. Малышки задействуются в процессе создания красивого интерьера и домашнего уюта, мальчишки — примеряют роли главы семейства.
На что обратить внимание?
Прежде всего – на то, что развития в этом возрасте требуют все основные сферы ребенка:
- физическая;
- интеллектуальная;
- познавательная;
- речевая;
- социальная.
То есть ему сейчас необходимо улучшать физическую выносливость и ловкость, познавать окружающий мир, свойства предметов, законы природы, развивать логическое мышление, внимание, память, совершенствовать речь, навыки самообслуживания, усваивать законы общения в социуме (ведь, скорее всего, именно в этом возрасте малыш начнет ходить в детский сад). К тому же, сейчас это сделать намного проще – ребенок вступил в самый благоприятный для обучения возраст, или сенситивный период
(Подробнее о сенситивных периодах развития ребенка можно прочитать здесь). Именно в период 3–4 лет способности детей получать, запоминать и использовать информацию, осваивать навыки резко возрастают. Также в этом возрасте наступают (или продолжаются) сенситивные периоды для приучения малыша к порядку и этикету, развития речи и восприятия, физических навыков и интеллектуальных способностей. С ребенком в 4 года можно выучить все буквы, научить его писать их в печатном виде, изучить все цифры, научить малыша считать, делить предметы пополам и т. д
К тому же, сейчас это сделать намного проще – ребенок вступил в самый благоприятный для обучения возраст, или сенситивный период. (Подробнее о сенситивных периодах развития ребенка можно прочитать здесь). Именно в период 3–4 лет способности детей получать, запоминать и использовать информацию, осваивать навыки резко возрастают. Также в этом возрасте наступают (или продолжаются) сенситивные периоды для приучения малыша к порядку и этикету, развития речи и восприятия, физических навыков и интеллектуальных способностей. С ребенком в 4 года можно выучить все буквы, научить его писать их в печатном виде, изучить все цифры, научить малыша считать, делить предметы пополам и т. д.
Обобщив сказанное, можно сделать вывод о том, что занятия с детьми в 3–4 года должны быть комплексными и затрагивать следующие аспекты:
двигательные навыки;
восприятие (развитие органов чувств);
речь (артикуляционный аппарат, мелкая моторика, словарный запас);
внимание;
логику;
память;
творческие навыки;
социальные навыки.
Мелкая моторика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет уже сам составляет композиции из нескольких предметов, как на картинке. Собрать поделку по образцу — выполнимая задача для пятилетнего малыша.
Основные навыки:
- собирает мозаику или пазл;
- завязывает узелки;
- лепит из пластилина и других материалов;
- раскрашивает картинки в пределах контура.
Пальчиковый театр – необыкновенная познавательная и развивающая детская игра как раз для детей от 4 до 5 лет. Он развивает фантазию, речь, интеллект и мелкую моторику одновременно.
Любые сценки, сказки и рассказы могут пойти в основу детской театральной постановки.
Прочие знания
Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).
Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие «познавашки», как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.
Кстати, география – основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.
Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.
А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.
Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.
Особенности возраста
- Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
- После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
- Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
- Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается .
- Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.
Рассчитайте календарь прививок
Проведение занятия по развитию в средней группе ДОУ
С детьми пятого года жизни проводят 10 развивающих занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут.
Временной план занятия
Время НОД распределяется между четырьмя этапами:
- вводным (педагог мотивирует ребят на работу над темой, используя загадки, рифмовки и пр.) — до 3 минут;
- основным, на котором происходит разработка темы при помощи разных приёмов, а также проводится физкультминутка — до 10 минут;
- этапом закрепления материала (отработка знаний, умений и навыков в практических упражнениях) — до 5 минут;
- заключительным этапом — до 2 минут.
Физкультминутка во время занятия предупреждает появление умственного перенапряжения дошкольников
Схема составления конспекта занятия
Составление плана урока — это 50% успеха его проведения. А ещё 15% даёт правильная структура конспекта.
Таблица: структура конспекта занятия по развитию в средней группе
Элемент структуры
Пример
Тема занятия с указанием номера урока в системе изучения вопроса.
«Путешествие в страну цветных карандашей» (рисование), № 2.
ГруппаФИО и регалии педагога
Цели
Развивать диалогическую и монологическую речь детей;
подвести к самостоятельному продолжению сказки, начатой педагогом.
Задачи
Закреплять знания детей об окружающей действительности, соотносить цвета с предметами;
учить правильно употреблять в речи прилагательные, образовывать слова при помощи суффиксов;
продолжать работу над чётким произношением слов и фраз;
продолжать учить находить определённый звук в словах;
упражнять в умении делить слова на части, пользоваться схемами;
понимать и объяснять понятия «звук» и «буква», гласные и согласные, твёрдые и мягкие;
развивать внимание, память, мышление;
способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата, фонематического слуха;
воспитывать желание заниматься, усидчивость и умение выполнять задания педагога.
Ход занятия
Описание каждого этапа с обязательным включением физкультпаузы в основную часть занятия.
Готовый конспект занятия позволяет увидеть целесообразность использования конкретных методов и приёмов в работе над темой
Watch this video on YouTube
Возраст — 1-3 года: больше фантазии!
- Пазлы. Если малыш еще совсем маленький, то пазлы могут состоять из 2-3 деталей. Начинайте с малого. Выбирайте яркие рисунки, которые привлекут ребенка.
- Рисуем с мамой и папой! Кто сказал, что рисовать нужно аккуратно? Рисовать нужно от души! Используйте акварель, пальчиковые краски, гуашь, муку, песок и проч. Ребенок испачкался? Ничего страшного — зато сколько эмоций! Расстелите на полу большие листы ватмана, и творите сказку вместе с малышом. А можно отвести под творчество целую стену, оклеив ее дешевыми белыми обоями или закрепив те же листа ватмана. Никаких границ для творчества! Рисуем кисточками и карандашами, ладошками и ватными палочками, губкой для посуды, резиновыми штампами и пр.
- Поиск клада. Берем 3-4 пластиковых банки, наполняем их крупами (можно самыми дешевыми, чтобы не жалко было рассыпать) и прячем на дне каждой небольшую игрушку. И весело, и полезно (развитие мелкой моторики).
- Делаем бусы! Опять же, развиваем мелкую моторику и творческое начало. Ищем в закромах крупные бусины (можно сделать их вместе с чадом из теста или пластики), колечки-макароны, маленькие бублики и все, что можно нанизать на веревочку. Делаем бусы в подарок маме, бабушке, сестре и всем соседям. Конечно, только под присмотром, чтобы ребенок случайно не проглотил один из элементов будущего шедевра.
- Бег с яйцом. Непосредственно яйца можно не брать (иначе бег получится весьма дорогостоящим), заменяем их шариками из пинг-понга или легким мячиком. Укладываем шарик на чайную ложку и даем задание – добежать до папы на кухне, удержав шарик на ложке.
- Ловим рыбку! Еще одно веселое упражнение для развития мелкой моторики. В пластиковое ведерко набираем воду и бросаем туда мелкие предметы (пуговички, шарики и проч.). Задача карапуза – выловить предметы ложкой (набирайте воды столько, чтобы малышу не пришлось нырять в ведро целиком – по высоте 2/3 ложки).
- Кот в мешке. Складываем в тканый мешок 10-15 различных предметов. Задача для карапуза: засунуть руку в мешок, взять 1 предмет, угадать, что это. Можно сложить в мешок предметы, которые, например, все начинаются на букву «Л» или «Р». Это поможет в изучении алфавита или в проговаривании определенных звуков.
- Не дадим рыбке пропасть от обезвоживания! На дно миски кладем игрушечную рыбку. В другую миску наливаем воду. Задача: с помощью губки «перетаскать» воду из полной миски в пустую, чтобы рыбка снова смогла плавать.
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
- Резко возрастает стремление к самостоятельности. Ребенок стремится сам решить любую, встающую перед ним, задачу. При этом большую ценность для ребенка имеет одобрение взрослого. Достигнув какого-либо результата, малыш спешит поделиться своим достижением.
- В этом возрасте ребенок может играть как в одиночку, так и в группе, появляются соревновательные игры, в которых главное для малыша – одержать победу. В-третьих, у ребенка в этом возрасте сильно развивается воображение.
- Развивается познавательная активность, ребенок стремится познавать окружающий мир, его интересует все на свете. Дошкольники любят рисовать, лепить, делать поделки, вырезать – все это для них тоже способ познания мира.
Зная все это, можно легко построить интересные развивающие занятия, которые увлекут малыша.
Как можно поиграть с малышом в зимнем парке?
- Начертить круг на снегу, отметить центр и устроить соревнования по попаданию снежками в цель.
- Поиграть в хитрую лисичку, которая заметает следы хвостиком. Вместе с ребенком найти веточку. Малыш будет идти по снегу и заметать свои следы веточкой.
- Есть еще интересная игра «Кто как ходит» – малыш изображает походку разных животных, прыгает, как зайка, бежит, как волк или медведь.
- На снегу порисовать узоры или птичьи следы.
- Можно побегать по дорожкам парка и поискать деревья, похожие на разных животных.
- В этом возрасте малыши начинают изучать буквы – протопчите их на свежем снегу.
Зимние развлечения – снежки, санки, уборка снега
Башня
Простая и затягивающая игра, способствующая развитию:
- аккуратности;
- терпеливости;
- самоконтроля;
- интуиции;
- моторики рук.
Представляет собой набор одинаковых блоков, пластиковых или деревянных. Из элементов строится сооружение из нескольких слоев. Вытаскивая их из конструкции по очереди, участники соревнуются. Побеждает тот, у кого после извлечения блока башня не разваливается.
Игру можно приобрести за 100 рублей в магазине «Фикспрайс». Однако, следует иметь в виду, что качество материала вполне соответствует цене. Волокна могут начать отслаиваться через какое-то время, особенно, если блоки используются ребенком в других играх, например, в ходе строительства крепостей или метательных упражнениях.
Более качественным изделием является набор «Построй-ка» фирмы «BONDIBON». Это – более сложная игра, предусматривающая извлечение цветных блоков с помощью молоточков. Разноцветный кубик определяет цвет извлекаемого элемента. В комплекте 54 пластиковых блока, кубик и молоточек.
Математические развивашки для школьников
Математические игры или «развлекательная математика» – это эффективный способ помочь вашим детям тренировать мозг, играя, не создавая впечатление тяжелой работы и учебы.
Головоломка “Загадка математического куба” очень увлекательна и поначалу может показаться сложной не только детям, но и взрослым. В головоломке необходимо сложить кубики в башню так, чтобы ни одно число или узор не отображалось более одного раза на каждой стороне.
Логическое мышление можно и даже нужно тренировать! Именно поэтому нужно распечатать задания для детей на логику и предлагать их ребенку время от времени. Это не только полезно, но и интересно!
Здесь: логика зонтиков, логический калейдоскоп, проекция, кошачья тропа, дом с привидениями, пирамидки, тетрис и другие интереснейшие логические игры!
Развивающие головоломки для детей — распечатать бесплатно. Увлекательные картинки головоломки легко решают задачу чем занять ребенка полезно и интересно!
Эксперименты и опыты для детей в домашних условиях в детском саду или школе, с родителями или педагогами
Развивающие занятия для детей 4 лет в игровой форме
Игра – это основная форма деятельности для ребёнка. Надо просто включать в неё немножко обучения. Все игры легко превращаются в развивающие. И практически всё, что лежит в корзине с игрушками, может превратиться в обучающий материал.
Конструкторы
Конструктор – одна из самых полезных игрушек для развития. Берите не обычные наборы, а те, в которые входят вспомогательные предметы и персонажи. К примеру, существуют комплекты с животными или с напечатанными буквами на блоках. Вы можете просить малыша придумывать новые фигуры, которые можно составить из блоков, или пофантазировать, как бы его строение выглядело в жизни. А если в наборе есть дополнительные персонажи, то можно разыгрывать сценки и создавать целый вымышленный город. Предложите ребёнку свою схему постройки, нарисованную на листике, и пускай он воплотит её в жизнь. Или смастерите из блоков лабиринт и попросите малыша пройти по нему к вам.
Настольные игры
Настольные игры бывают очень разными. Дошкольникам можно играть с пазлами для изучения алфавита, домино, разными «проходилками» или картами. Это будет интересно не только ребёнку, но и вам. К тому же в этом случае вам не надо придумывать какие-то задания. Производители уже всё сделали за вас, и вам надо лишь найти время, чтобы в них поиграть. Но это можно считать и их минусом одновременно, поскольку уже ничего нового, кроме того, что написано в инструкции, вам придумать не удастся.
Любимые игрушки
Используйте любые игрушки малыша для развития его умений и навыков. Например, если ваш ребёнок обожает машинки, то наклейте на них буквы алфавита или цифры, а с другой стороны поместите паркинг со словами, которые начинаются на эти буквы или с такими же цифрами. И пускай малыш правильно припаркует свои автомобили.
А если ваш ребёнок не может жить без кукол, то раздавайте им конфеты и подсчитывайте их или же решайте задачки на то, сколько у кого сладостей при разных условиях. Ещё один чудесный вариант игры – магазин. Тут и считать, и вычитать, и умножать надо, и разговаривать с «покупателем». Эта игра развивает множество разных навыков.
Подручные материалы
Поделки из подручных материалов замечательно помогут в развитии творческих способностей ребёнка. Можно использовать самые разнообразные материалы: крупы, бытовые предметы, бумагу или специальные творческие наборы.
Бумага
В 4 года уже можно смело с ребёнком пробовать создавать оригами. Схем очень много. Берите бумагу и самые простые варианты оригами, малышу должно понравиться мастерить разных животных. Также можно создавать разные аппликации из бумаги, картона и клея. Позвольте ему детскими ножницами вырезать нарисованные вами элементы, а потом приклеивать их. Бумажными изделиями можно украшать обучающие тетради, тогда они будут нравиться ребёнку больше. Или вообще используйте специальные наклейки за старания.
Природные материалы
Различные поделки можно мастерить с ребёнком из того, что окружает нас постоянно. Это могут быть шишки, камешки, веточки и так далее. Из них можно создавать животных, птиц или даже маленьких людей. А с помощью ниток, пуговиц и красок их можно превращать в сказочных героев.
Нитки и клубки
Различные верёвки могут превращаться в кукол и зверей. А из ниток можно создавать красивые узоры, вплетая их и привязывая к сетчатой ткани.
Просто дайте ребёнку необходимые материалы, покажите несколько первых движений, а затем просто наблюдайте за увлечённой работой малыша. Иногда ему может понадобиться ваша помощь, не отказывайте. Предлагайте свои варианты узоров или игрушек, которые можно создать. Делайте всё вместе. И постоянно общайтесь. Добавляйте в любое занятие элемент подсчёта, называния букв или цифр.
Общие сведения
Родителям под силу найти множество разнообразных игр, которые можно практиковать дома, развивая внимание, память ребенка, его мышление и воображение. При помощи игр дети обретают новые умения, получают знания, развивают свои способности
Игры, которые воздействуют на развитие интеллекта малыша, условно разделяют на такие группы:
- направленные на улучшение внимания — такие занятия обучают концентрироваться на определенном виде деятельности;
- способствующие развитию памяти — такие игры влияют на лучшее запоминание действий, предметов, тренируют кратковременную и длительную память;
- направленные на развитие детского восприятия — такие игры позволяют анализировать объекты по величине, форме, цвету, малыш учится ориентироваться в основных цветах, отличать их оттенки.
Музыка и творчество
Музыка, сопровождающая любые занятия малыша, оказывает положительное влияние на его настроение
Но кроме этого развивает слух, эстетический вкус и чувство ритма, которое важно для правильной организации речи ребенка
Музыкальное развитие может включать такие занятия:
- пение (прекрасно, если с мамой вместе);
- игра на музыкальном инструменте (даже, если это пока всего лишь игрушка);
- отгадывание знакомых песенок или мелодий;
- использование в играх и занятиях музыки с разным ритмом.
Полезно будет потанцевать с ребенком под разные музыкальные ритмы
При этом важно показывать ему, как не просто двигаться в такт, но и передавать настроение, которое ему навеяла музыка
Творческие способности позволяют крохе не только получить психологическую разгрузку, но и развивают его фантазию, усидчивость, мелкую моторику, способность выражать свои чувства в создаваемых «произведениях». Детские творческие работы в этом возрасте, само собой, несовершенны, но удовольствие и польза от них очевидны.
Чем ребенок может заниматься?
- Рисованием, аппликацией, лепкой.
- Строительством домов, мостов, крепостей из кубиков или крупного детского конструктора.
- Выкладыванием картин-мозаик из подручных мелких предметов (кусочки картона, скорлупа яиц, крупы).
- Играми в кукольном театре. Это развивает воображение, речь, актерские задатки. Ребенок может быть как зрителем, так и участником спектакля или его единоличным актером, если будет к этому готов.
- Ролевыми играми по мотивам знакомого произведения. При этом сценария придерживаться вовсе не обязательно. Сюжет может получиться совершенно неожиданным, если помочь малышу проявить его фантазию.
Что умеем в этом возрасте?
Строить развивающие занятия для детей 3–4 лет необходимо с учетом тех навыков и умений, которые у конкретного ребенка уже есть. К этому возрасту малыш накопил довольно внушительный запас физических, речевых, интеллектуальных и социальных умений.
Трехлетний ребенок уже может:
- уверенно ходить по нужной траектории, не спотыкаясь;
- быстро бегать во всех направлениях, огибая преграды;
- прыгать;
- управлять трехколесным велосипедом, качаться на качелях;
- выполнять одновременно пару действий (прыгать и хлопать);
- одеваться, обуваться;
- раздеваться, складывать одежду;
- застегивать кнопки, пуговицы, зашнуровывать обувь;
- пользоваться расческой, зубной щеткой, мылом, полотенцем, салфетками, носовым платком;
- аккуратно кушать, пользуясь ложкой и вилкой;
- задавать множество разнообразных вопросов;
- произносить до 1200 слов, использовать в речи сложные предложения с разными частями речи;
- рассказывать знакомую сказку, опираясь на иллюстрации;
- составлять простейший рассказ по картинкам;
- запоминать небольшие стихотворения и песенки;
- называть свои фамилию, имя, пол, возраст (сколько ему лет, может показать с помощью пальцев);
- показывать все части тела, называть, знать их предназначение;
- говорить о себе в первом лице («я»);
- использовать вежливые слова (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста);
- играя с детьми, меняться с ними игрушками;
- соблюдать правила в ролевых и подвижных играх;
- сосредотачиваться на выполнении задания как минимум 5 минут;
- считать до 10 (минимум – до 3);
- знать основные 7 цветов, а также черный и белый;
- знать основные геометрические фигуры;
- понимать различия предметов по цвету, форме, размеру, весу;
- собирать игрушки или пазлы из 3–6 частей или деталей;
- рисовать по образцу и своему замыслу;
- находить несоответствия;
- находить «лишний» предмет исходя из определенных характеристик.
Если в этом возрасте малыш чего-то из вышеперечисленного делать еще не умеет, задача родителей – устранить этот пробел, иначе он «потянет» за собой планомерное отставание в какой-то сфере.
Занятия для детей для 4 лет по пособиям
Все пособия, книги и тетради лучше покупать в книжных магазинах, а не скачивать из интернета, отпечатывая на домашнем принтере. В интернете вы не найдете материал достойного качества, а при печати на домашнем принтере оно испортится еще больше, — детям такое предлагать нельзя, рискуете испортить все удовольствие от занятий. Но и в книжном магазине нужно выбирать с особой тщательностью, чтобы книга была составлена прогрессивными специалистами, задания были понятны и интересны ребенку, картинки пробуждали дополнительный интерес к занятиям.
- Пособие «Годовой курс развивающих занятий (для одаренных детей 4-5 лет)» включает в себя полный годовой курс развивающих занятий для детей 4-5 лет по основным направлениям дошкольного образования: грамота, математика, подготовка руки к письму, знакомство с окружающим миром, развитие речи, логики, внимания, воображения.
- Комплект из 7 пособий «Школа маленьких гениев. Для 4-5 лет» — это комплексная программа занятий, охватывающую все сферы развития и образования ребенка и соответствующая Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. В каждом комплекте собран методический материал, для подготовки ребенка к школе и общего развития. Каждая книга содержит занимательные развивающие задания, упражнения и игры.
- Пособие «Годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет» содержит основные темы дошкольного образования, с картинками любимых мультиплексных-персонажей ребенка.
Рекомендации по выбору пособия
На что обращать внимание при выборе развивающих пособий, книг, тетрадей с заданиями для детей 4 лет:
Почти все пособия с заданиями рассчитаны на определенный возраст и он указан на обложке, — подбирайте по возрасту.
Занятия для детей для 4 лет должны соответствовать не только возрасту, но и его способностям, — ребенок должен решать все поставленные перед ним задачи не прилагая сверх усилия, иначе потребуется перейти к более легким заданиям, и в этом нет ничего страшного
Так вы поддержите интерес ребенка к занятиям, не отбив желания учится.
Выбирайте профессиональных авторов составителей пособий, обычно их опыт и квалификация описаны в самом пособии, — автор должен обладать специальностью и не малым стажем в обучении дошкольников.
Подбирайте пособия с качественными иллюстрациями — это очень важно для детей. Иллюстрации должны быть: цветными в спокойных тонах, соответствовать оригинальным объектам, без излишней яркости; эстетичными, добрыми и милыми; понятными для ребенка 4 лет, с основными чертами идентификации объектов (заяц должен быть похож на зайца); изображать адекватные эмоции, жесты и движения; изображения должны соответствовать тексту и быть последовательными; вокруг изображений должен быть воздух (белый фон) для лучшего восприятия.
Всем этим рекомендациям отвечают пособия от KUMON (крупнейший в мире детский центр дополнительного образования), там и качественные иллюстрации и задания составленные высококвалифицированными специалистами.
- Пособие «Логика и мышление»
- Пособие «Готовимся к школе. Учим числа и фигуры. Для детей 4-5 лет»
- Пособие «Волшебные лабиринты. Для детей 4-6 лет»
- «Учимся определять время. Час и полчаса. Для детей 3-5 лет»
- И другие пособия от обучаюего центра KUMON»
Как заниматься по пособиям
Занятия по пособиям, на начальном этапе, должны занимать 15–20 минут. Четырехлетний ребенок не в состоянии усидеть больше этого времени, и не стоит его заставлять. Выбирайте те задания из пособия, которыми ребенок более охотно заинтересуется, если не рекомендовано четкая последовательность выполнения заданий
Не забывайте, что важно делать все с удовольствием, хвалить ребенка за правильно выполненное задание, не ругать если у него что-то не получается. Помните, что эти правила важны, особенно если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем учился хорошо и с интересом
Пособия содержат занятия для детей для 4 лет:
- на развитие логики и мышления;
- тренировку внимания и памяти;
- фантазии и творческих навыков;
- тренирующие мелкую моторику рук;
- задания по обучению грамоте;
- арифметические задания;
- задания на развитие речи;
- знакомящие ребенка с представлениями об окружающем мире.
Есть пособия по каждому из направлений в отдельности, а есть такие которые содержат все необходимые категории, что достаточно удобно.