Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши. методические рекомендации для левшей дошкольников. учебно-методический материал на тему

Как воспитывать ребенка левшу

Поскольку переучивать левшу нет смысла, то в его воспитании необходимо следовать определенным правилам:

в семье никто не должен раздражаться или выражать свое недовольство по поводу леворукости ребенка;
обязательно предупреждать об особенностях ученика педагогов, которые работают с ним;
важно не допускать выделения ребенка в коллективе, чтобы не нанести вред становлению его личности;
надо помнить о природной медлительности таких детей при обучении чтению и письму, поэтому не выбирать для обучения ребенка левши группы интенсивного обучения.

Важно развить в будущем человеке уверенность в себе, поддержать его стремление к успеху. Для этого необходимо сдерживать негативные эмоции, замечания, упреки в медлительности

Когда ваш ученик пойдет в первый класс, он столкнется с определенными трудностями

Важно, чтобы первоклассник научился не смазывать рукой текст, который написал

Постарайтесь поначалу приобретать карандаши и ручки трехгранные. Следите, чтобы грифель карандаша и шарик ручки легко скользили по бумаге.

При чтении ребенку сложно воспринимать текст, ему трудно научиться читать по слогам. В первом классе левши отстают в скорости чтения. Но постепенно они все наверстают.

Важно!

  • Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими.
  • Дайте понять ребенку, что вы на его стороне.
  • Постарайтесь объяснить преимущества владения левой рукой.
  • Отрабатывайте вместе навыки мелкой и крупной моторики.
  • Не предъявляйте к левше завышенных требований.
  • Любите своего малыша таким, каким он пришел в этот мир, и он оправдает ваши надежды.

Школьные проблемы

учиться писать

  • медленный темп узнавания сложных очертаний букв;
  • ребенок путает похожие по конфигурации цифры, не дописывает отдельные их элементы;
  • мозг малыша подменяет сходные геометрические фигуры (квадрат и ромб, круг с овалом);
  • почерк неустойчивый, растянутые буквы, наклоненные в разные стороны;
  • зеркальное изображение графических элементов.

Нарушения зрительно-пространственного восприятия

У леворукого ребенка не развиваются стабильно упроченные навыки. Ему приходится постоянно думать, как что-то нужно сделать, поскольку отсутствует автоматизм действий. Поэтому для полноценного развития необходимого в дальнейшей жизни пространственно-зрительного восприятия, требуется приучить малыша выполнять такие действия, которые пригодятся ему в быту.

Никогда нельзя ждать, чтобы кроха сам сумел правильно завязывать шнурки, использовать столовые предметы, заправлять постель. Лучше покажите ему несколько раз алгоритм движений — он их постепенно заучит. Аналогично действуйте при школьных занятиях — помогайте писать, рисовать. Тело малыша должно запомнить каждую операцию. Левшам полезно, кроме таблицы умножения, выучить и правила сложения. Это позволит существенно экономить время на уроках.

При прогулках на природе давайте ребенку понюхать, а затем потрогать грибы, красивые луговые цветочки, разные травки. После этого объясняйте, что по возникшим чувственным ощущениям можно определить отличие между любыми растениями. Такое мероприятие нужно делать, поскольку у левшей особенное видение мира, они выстраивают замысловатые мыслительные конструкции, что прекрасно, однако обобщенная картина у них не соответствует общепринятой. Практические занятия помогут потихоньку приспособиться к нелегкой жизни среди правшей.

Большинство действий люди, у которых доминирует левое мозговое полушарие, выполняют автоматически. Детям с иным восприятием окружения не всегда удается стабилизировать такой уровень жизни. Естественно, постепенно и они, опираясь на привычки, увеличивают арсенал степеней свободы движений, чтобы добиться конкретной цели. Однако у них ослаблен адаптивный механизм, иное пространственно-зрительное восприятие, из-за чего нервная система быстрее изнашивается: все приходится «пропускать через свою голову». Поэтому неудивительны частые эмоциональные потрясения, неврозы.

Зеркальное письмо

Родители, воспитывающие маленьких левшей, прекрасно знакомы с этим феноменом. Некоторые дети пишут слова, начиная с последней их буквы, другие читают по аналогичному принципу. Взрослыми подобные особенности воспринимаются иногда, как талант, хотя такие проявления всего лишь становятся отражением сложного зрительно-пространственного восприятия.

Письменность «наоборот» присутствует у 85% леворуких детей. Однако следует понимать, что большинство малышей так пытается нарисовать буквы поначалу. Это обычная стадия овладения навыком сообщать свои мысли на бумаге. Элементы такого процесса нередко заметны и у тех, у кого правая рука не сильно доминирует над левой конечностью: если при обучении они невнимательны, слишком утомлены, проявляется внезапно именно такой стиль написания.

Специалисты, проведя многочисленные наблюдения, отметили, что после достижения десятилетнего возраста происходит снижение частоты «зеркальной письменности», а затем такое аномальное явление вовсе исчезает. Это вызвано тем, что феномен прочно связан с недостаточной функциональностью мозолистого тела. Все приходит в норму при достижении его дееспособности именно в такой период развития ребенка.

Одновременно с обратным написанием, независимо от того, левшой или правшой является ребенок, часто родители наблюдают аналогичные действия при рисовании. Характерно выворачивание линий. Верхние становятся нижними, горизонтальные — вертикальными, меняются местами правая сторона изображения на левую ее часть. Дети при этом совершенно не понимают, в чем заключается неправильность. Такое рисование — проявление того, что малыш еще не успел усвоить принципы пространственной организации.

Левшество и леворукость

Левшество представлено несколькими разновидностями:

  • Генетическим — леворукость передается ребенку по наследству. Самая высокая вероятность рождения крохи левши в тех семьях, где оба родителя являются леворукими. Если родитель левша один, то шансы появления леворукого карапуза снижаются на 12%.
  • Компенсаторным — леворукость развивается у ребенка внутриутробно либо при появлении на свет с травмами верхних конечностей, отклонениями или повреждениями в левом мозговом полушарии. Травматизм при родах, недуги будущей мамочки во время вынашивания плода, высокие показатели тестостерона и другие патологии приводят к тому, что ребенок становится левшой. Также полученный в детстве перелом правой руки, может послужить тому, что на время ношения гипса малыш станет вынужденным левшой. Ребенку достаточно полгода, чтобы он полностью научиться манипулировать и писать второй, не ведущей рукой.
  • Ложным — подобное явление не распространено и обладает временным характером. Проявляет себя в виде временного использования левой конечности у детей правшей, которые либо подражают своим родителям, либо испытывают возможности своего тела.

При исследовании леворукости, ученным удалось выяснить множество интересных фактов. К примеру, они установили, чем в более позднем возрасте у родителей появляется ребенок, тем больше возможностей того, что он родится левшой. Согласно статистическим данным у родителей, чей возраст перешагнул за тридцать, рождение леворукого малыша на 25% выше, чем у тех пап и мам, которым исполнилось двадцать пять. А если женщина родит ребенка после сорока пяти, то вероятность у нее появления ребенка левши составит 95%.

На данный момент возникновение феномена леворукости доподлинно не изучено. Но весомым аргументом того, что левшество передается по наследству является то, что левшами зачастую рождаются однояйцовые близнецы, аутисты и дети, имеющие хромосомные нарушения.

Советы родителям

Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:

дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше;

разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;

упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;

обучать навыкам в конкретных ситуациях;

вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований;

организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;

оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши — упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Как определить, что ребенок левша

Для того, чтобы определить ведущую руку ребенка, существует несколько тестов. Эти тесты нужно проводить не  раньше 4-5 лет, поскольку до 5 лет ребенок может пользоваться обеими руками одинаково. Некоторые из этих упражнений могут указать на то, что у вашего ребенка не просто леворукость, он может быть левшой.

Поза Наполеона. Попросите ребенка скрестить руки на груди. Та рука, которая будет сверху и есть ведущая. Для верности пусть ребенок сделает это упражнение несколько раз.
Замок. Попросите ребенка сцепить пальцы рук. Посмотрите большой палец какой руки находится сверху, если левой — ребенок левша

Затем попросите сцепить руки сзади, обратите внимание, та рука, что держит другую — главная. Прыжок

Попросите ребенка подпрыгнуть вверх, какой ногой он оттолкнулся, та ведущая. Дайте ребенку механические часы и попросите послушать. К какому уху он поднесет часы, то и главное.
Рисование. Дайте ребенку листок и карандаш. Попросите нарисовать что-либо сначала одной рукой, потом другой. Сравните рисунки. Затем сравните качество рисунков. Кроме того, в процессе рисования, вы заметите какой рукой ему удобнее держать карандаш. Попросите ребенка сесть, закинув ногу на ногу. Ведущая нога окажется сверху.

После проведения теста нужно подвести итоги, насколько у ребенка выражено левшество, или же это просто леворукость. Если во время проведения теста ребенок пользуется обеими руками одинаково, возможно он амбидекстр, попробуйте провести тест еще раз через некоторое время. Тест лучше проводить с одним ребенком за раз, для того, чтобы избежать «обезьяничества», поскольку дети любят повторять друг за другом.

Стоит ли переучивать левшей?

Будет человек левшой или правшой — влияет то, какое полушарие головного мозга является доминантным. У левшей активнее работает правое полушарие головного мозга, поэтому у них лучше развито абстрактное мышление и образная память, они лучше воспринимают ритм и музыку и точнее реагируют на интонацию.

«Доказано, что пытаясь переучить ребенка-левшу, мы вредим ему, ломая все строение его организма, — говорит Людмила Митурич. — Были случаи, когда в моей практике родители обращались с проблемой заикания ребенка. Начинали выяснять, когда это началось. Оказывалось, что заикаться ребенок начал, как только пошел в школу. Тогда родители начали ругать его за то, что он пишет левой рукой, стали переучивать, насильно переставляя ручку в правую руку».

В некоторых случаях, приходя в первый класс, дети сами начинают делать над собой усилия и учатся писать правой рукой, хотя до школы всегда делали это левой. Причина в том, что дети — это «попугаи», которые часто стараются копировать своих сверстников, и из-за того, что правшей большинство, некоторые левши стараются на них быть похожими.

Но в этом случае их основные движения остаются как у левши. В результате возникает несоответствие природной предрасположенности, привычек и существующих условий. Столкнувшись с таким диссонансом, ребенок окончательно теряется в требованиях, и у него начинаются такие проблемы, как нарушение сна, повышенная утомляемость, могут возникнуть неврозы, нервные тики и даже энурез. Он начинает отставать от своих сверстников в скорости выполнения задач, из-за этого пропадает желание учиться и, как следствие, — теряется мотивация ходить в школу.

«Поэтому ребенка-левшу категорически нельзя переучивать, а вот помочь ему правильно организовать учебный процесс и приспособить рабочее пространство под леворукость — это задача родителей», — уверена педагог.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

ИНТЕРЕСНО: специальности для мальчиков после 11 класса: список

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей

Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу

Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом

Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не подчёркивая особенностей малыша и не выделяя его в коллективе.
Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.

Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.

Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения

Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.

Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Особенности развития ребенка-левши

Ребенок-левша обладает особенностями, которые следует учитывать при воспитании и обучении. Правое полушарие мозга отвечает за воображение, спонтанность, креативность. У левшей часто наблюдается хороший музыкальный слух, чувство цвета, художественный вкус, им легче даются предметы, где необходимо пространственное воображение, например – геометрия. Решать задачки левшам сложно, но они способны найти интересное и нестандартное решение. Скрытая леворукость может обнаружиться у малыша, который путает верх-низ, право-лево, пишет буквы в зеркальном отображении.

Ребенок-левша мальчик – особенности

Вероятность рождения мальчика-левши выше, чем девочки. Среди популярных людей этой особенностью обладают люди самых разных профессий, известные левши – Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Чарли Чаплин, Пикассо, Наполеон. Эти люди обладали разносторонними талантами и являлись нестандартными личностями. Очень полезно мальчику-левше заниматься спортом, развивающим обе руки – плаванием, лыжами, баскетболом.

Ребенок-левша мальчик – особенности развития:

  • импульсивность – мальчики-левши часто действуют под воздействием эмоций;
  • хорошее воображение – маленькие левши являются отличными конструкторами, в них это желательно развивать – они могут показать очень хорошие результаты в проектировании, моделировании;
  • тревожность – мальчики-левши чаще других детей страдают от тревожности, это особенность правополушарных детей;
  • быстрая утомляемость – все левши быстро утомляются.

Ребенок-левша девочка – особенности

Известные женщины-левши – Анджелина Джоли, Опра Уинфри, Леди Гага, Сара Джесика Паркер, Дженифер Лоуренс. Девочка-левша – очень чувствительна, ее легко задеть и обидеть, поэтому при общении с этой малышкой требуются деликатность и тактичность. Вне уроков девочке-левше рекомендовано заниматься вязанием, игрой на фортепиано, лепкой – это развивает обе руки ребенка.

Ребенок-левша девочка – особенности развития:

  • впечатлительность – это качество левшей сильно выражено у девочек, малышка может принимать близко к сердцу все, даже сюжеты мультфильмов;
  • мечтательность – девочка-левша очень любит мечтать, что-то придумывать, желательно научить ее извлекать пользу из этого, например, она может рисовать картины на основе своих фантазий;
  • обидчивость – это негативное качество свойственно правополушарным детям;
  • повышенная утомляемость – девочки-левши часто жалуются на усталость, это нужно учитывать в процессе обучения.

Генетическое левшество у детей

Если ребенок пишет левой рукой и точно так же делает его папа или мама, бабушка или дедушка, это естественное (генетическое левшество). Оно передается по наследству и протекает более естественным образом. Из поколения в поколение передается определенное взаимодействие функциональных систем мозга. Например, очень важный фактор — симметрии/асимметрии головного мозга. Это главное отличие левшей от правшей. Мозговая межполушарная организация левшей не имеет отчетливую асимметрию межполушарного обеспечения психических функций. Это значит, что межполушарная организация носит диффузный, менее упорядоченный (в отличие от правшей), характер. У левшей (у 75% по данным А.В.Семенович), по причине симметричного активирующего влияния стволовых структур мозга на морфологическую и нейронную мозговую организацию, речевые зоны обоих полушарий примерно симметричны, а мозолистое тело существенно больше по величине, чем у правшей (речевые зоны которых, как нам известно, ассиметричны и находятся в левой гемисфере).

Если говорить не научным языком, то функциональная организация правшей повторяется в человеческой популяции, функциональная же организация левшей настолько непредсказуема, что всегда имеет уникальную, индивидуальную и разнообразную природу. Поэтому естественные (генетические) левши уникальны и, вступая в контакт с таким ребенком, всегда удивляешься его необычному видению мира. Но зачастую такая уникальность не помогает им на начальном этапе обучения в школе. Ребенок-левша с большим трудом приспосабливается в мире правшей и испытывает ряд трудностей в школе. Можно наблюдать, как он мужественно борется с освоением пространства, с «зеркальностью», сложностью автоматизации навыков письма и чтения. А еще приходится справляться с эмоционально-личностными проявлениями и частыми болезнями. Но это уже проходили их бабушки, мамы и папы, поэтому они чувствуют «родовую» поддержку и понимание со стороны взрослых, которые, отталкиваясь от своего опыта в детстве, предлагают ребенку свой арсенал уникальных, коррекционных методов. Или обращаются за помощью к специалистам-нейропсихологам, которые при помощи несложных заданий, направленных на преодоление перечисленных выше трудностей, помогут ребенку адаптироваться к учебной деятельности.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить

Указательный палец важно не сгибать – он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами

Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: как научить ребенка писать красиво, быстро и грамотно в 1-м классе?)

Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки

Признак почерка левши – легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

13 удивительных фактов о левшах

Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:

  1. Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
  2. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
  3. Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
  4. Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
  5. В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
  6. Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
  7. Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
  8. Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
  9. Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
  10. Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
  11. Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
  12. Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
  13. Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей:

Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности

Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными

С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).

Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности. Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.

Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.

Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка

Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия

ИНТЕРЕСНО: а как происходит воспитание детей в Китае?

Чтобы помочь левше адаптироваться к школьной нагрузке, родители должны обеспечить:

  • помощь в правильной организации рабочего места: научить, как нужно сидеть, держать письменный прибор и позаботиться, чтобы свет шел справа;
  • пошаговое объяснение всех двигательных действий, чтобы ребенок выполнял их осознанно;
  • развитие одаренности малыша с помощью игр, которые улучшают зрительно-моторную координацию;
  • положительную оценку успехам и поощрение, если у ребенка-левши появляются новые достижения.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно научить ребенка держать ручку или карандаш с помощью резинки?

Подросший левша ничем не будет отличаться от ровесников. Разве что творческой натурой, артистичностью и мастерским владением левой рукой – эти способности в нем необходимо развивать, поощряя на новые достижения и неординарные решения.

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность. Когда дошколенок охотно перекладывает столовые приборы в левую руку, имеет проблемы с речью, путается во временных и пространственных понятиях, следует проконсультироваться у нейропсихолога.

Основной признак леворукости у 5-7-летнего малыша – это активное использование левой руки. Тем не менее, такое поведение может выражать специфику гетерохронного формирования мозга. Возможно, к 12 годам, когда наладятся связи между полушариями, ситуация изменится.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого

Как распознать левшу в быту?

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

  • «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;
  • «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;
  • «дай 5» или «давай пожмем руки»;
  • «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

В правостороннем мире дети левши все же вынуждены использовать правую руку – например, чтобы перекреститься, попробовать силы в игровом автомате, соблюсти этикет (в левой руке – вилка, в правой – нож). В дальнейшем правая рука будет помогать им переключать скорости авто, нажимать на неудобно расположенные для леворуких людей кнопки в лифте, в иных ситуациях.

Некоторые мамы стараются адаптировать ребенка левшу к полноценной работе правой рукой. Такое вмешательство неприемлемо, ведь работу мозга перестроить невозможно. Следствием переучивания становятся неврозы, энурез, заикание, нервный тик, нарушение пищеварения, укачивание в транспорте.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: причины и лечение нервного тика глаза у ребенка

Доктор Комаровский не рекомендует перевоспитывать маленького левшу. По его практическому опыту первенство левой руки никак не отражается на развитии, способностях, карьере и личных взаимоотношениях.

Заключение

В заключении нужно подчеркнуть, что категории риска является не левшество, как таковое, а те нарушения или отклонения в развитии и здоровье конкретного леворукого ребенка, которые могут вызвать трудности в процессе обучения в детском саду и в школе. Если же ребенок нормально рос и развивался, если его не переучивали ни дома, ни в детском саду, то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребенку.

М.М. Безруких советует родителям и педагогам, работающим с ребенком, «учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливыми и добрыми, уметь помочь преодолеть неизбежно возникающие трудности, не делая из них трагедии», т.е. просто уметь его понимать. Понять ребенка левшу, можно только при условии безусловного уважения к нему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector