Ректофобия: гастроэнтерологические страхи

Содержание:

О готовности ребёнка к знакомству с горшком

Вероятно, вопрос, когда нужно приучать ребёнка к горшку, является самым распространённым и животрепещущим среди большинства современных мамочек, желающих поскорее привить малышу гигиенические навыки.

Ответ кроется в младенческой физиологии. Учёными доказано, что с первых дней жизни и примерно до годовалого возраста ребёнок не контролирует процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

То есть подобные процессы являются безусловными и не требуют участия коры больших полушарий. Следовательно, малыш не чувствует заполненности прямокишечного канала и мочевого пузыря.

Основная цель обучения ребёнка навыкам опрятности, если говорить по-простому, заключается в том, чтобы сделать условной безусловную реакцию – то есть сделать процессы мочеиспускания и дефекация волевыми и осмысленными актами.

Факторы успешности

Успешность превращения безусловного рефлекса в осмысленное действие будет определяться тремя главными факторами:

  1. Первостепенную роль играет уровень развития органов, которые непосредственно участвуют в избавлении организма от метаболических продуктов: мочевой пузырь, мочевыводящий канал, прямая кишка, брюшная мускулатура, анальный и уретральный сфинктеры.
  2. Не менее важна и степень сформированности центральной нервной системы, в первую очередь, коры больших полушарий.
  3. Ещё одним важным условием можно назвать степень активности близких родственников, то есть их желание научить ребёнка ходить в туалет.

Эти три условия связаны между собой и естественным образом дополняют друг друга. Анализ данных факторов позволяет сделать очевидные и крайне важные выводы. Среди них:

  • чем раньше родители начнут высаживать ребёнка на горшок, тем больше времени и усилий потребуется для обучения этому навыку.
  • чем более развит малыш физиологически, тем быстрее он начнёт писать и какать в ночную вазу.

Можно ли игнорировать эти факторы и выводы? Безусловно. Однако в таком случае приучение ребёнка к горшечным делам будет сопровождаться различными проблемами, о которых поговорим чуть ниже.

Сложности раннего приучения

На форумах нередко встречаются комментарии терпеливых и активных мамочек, которые заявляют, что их дети в 10 месяцев (а иногда чуть ли не в 5 месяцев) могут писать после заветных звуков «пи-пи-пи» и какать после характерного кряхтения «а-а-а».

Подобные «успехи» объясняются достаточно просто. Характерные звуки, издаваемые родителями, приводят к формированию у ребёнка рефлекса: связи между звуками «пи-пи-пи» и мочеиспусканием. Говорить же о возникновении волевого акта не приходится.

Побуждать малыша ходить в горшок должны не специальные звуковые сигналы, а физиологический процесс, который сопровождается переполнением мочевого пузыря или прямой кишки.

Проблемы с, казалось бы, сформированными навыками могут начаться в два годика или чуть раньше. Малыш, уже в 9 или 10 месяцев научившийся сидеть на ночной вазе, внезапно отказывается писать и какать прежним способом, активно протестуя против высаживания.

Подобные ситуации специалисты связывают с физиологическим созреванием ребёнка. Начинает формироваться естественный контроль над наполнением внутренних органов, а родители со своими «пи-пи-пи» заставляют малыша опорожнять ещё пустой мочевой пузырь.

Таким образом, незнание родителей, как и когда приучать ребёнка к горшку, приводит нередко к выработке весьма поверхностных и нестойких навыков опрятности.

Ещё хуже, когда взрослые, расстроенные детскими неудачами в виде луж на ковре, испачканных трусиков или боязни горшка, начинают «насильничать» над малышом: заставляют его сесть на гигиеническое приспособление, запрещают вставать раньше срока и т.д. Этого делать нельзя!

Как правильно приучить ребенка к горшку

Если вы приняли решение, что малыш (и вы тоже) уже готовы к приучению к горшку, тогда вперед. Методов, способов и советов можно найти десятки. Опять же ориентируйтесь на своего ребенка, постарайтесь понять какая тактика подходит именно вам.

Подготовка перед тем, как приучить ребенка ходить на горшок

  1. Покажите ребенку место, где собственно нужно ходить в туалет. И подгузник меняйте только в ванной комнате. И подгузник меняйте только в ванной комнате. Нужно вызвать ассоциации у ребенка «писать, какать – идти в ванную комнату».
  2. Проговаривайте свои действия: «меняем подгузник», «ты пописал» и так далее.
  3. За покупкой горшка идите вместе с ребенком. Горшок должен ему нравится, а ни в коем случае не отпугивать. Особенно малыш оценит горшок с изображением любимого сказочного героя.
  4. Покажите и постоянно напоминайте, где стоит горшок.
  5. Наглядный пример запоминается лучше всего. Сами или с помощью игрушки покажите, как пользоваться горшком. Как вариант, ходите в туалет вместе с ним, ребенок должен увидеть и понять предназначение туалета в принципе.
  6. Практика над горшком. Научите малыша садиться на горшок и вставать с него. Можно воспользоваться специальной лесенкой-подставкой для унитаза, если вы решили садить ребенка на унитаз.
  1. Позаботьтесь о комфорте ребенка. Сидя на горшке или унитазе, ему должно быть удобно и безопасно. Он должен легко дотянутся до необходимого (туалетная бумага, салфетки, комиксы).

Как быстро и правильно приучить ребенка к горшку

И тут мы дошли до самого интересного. Определив готовность ребенка к горшку, проделав всю необходимую подготовительную работу, набравшись максимум терпения и выдержки, мы приступаем к операции «Как приучить ребенка садиться на горшок».

Совет 1 по приучению к горшку

Подгузники долой. Малыш должен понять когда он сухой, а когда мокрый. В подгузнике это сложно определить и вам, и ему. Поэтому запасайтесь новым бельем. И в большом количестве, потому что аварии будут на начальном этапе постоянно, и вы должны быть готовы.

Совет 2 по приучению к горшку

На ночь убираем подгузники не сразу. Только после того, как ночной подгузник будет оставаться сухим до утра. Тогда подгузники убираем, но используем непромокаемые пеленки. Обязательно обеспечьте возможность легко и безопасно ходить в туалет ребенку ночью. Воспользуйтесь ночником, если нужно.

Как приучить ребенка вставать на горшок ночью: ваши действия и сигналы ребенка
  • Самое первое — это дождитесь сухого ночного подгузника пару раз подряд.
  • Ребенок попросит вас снять с него ночной подгузник.
  • Если ребенок просыпается ночью, то просится пописать.
  • Поставьте горшок у кровати, если туалет не рядом с детской комнатой.
  • Объясните ребенку, что первым делом после пробуждения нужно идти в туалет.
  • Держите наготове запасное постельное белье и чистую пижаму.
  • Обязательно проговорите с ребенком, что теперь он совсем как взрослый, и в туалет даже ночью нужно ходить.
  • Наберитесь терпения и никогда не ругайте за аварийные случаи вашего малыша.
Совет 3 по приучению к горшку

Продумайте одежду ребенка. Он должен уметь самостоятельно снять и одеть трусики, штаны. То есть бодики вряд ли подойдут в этой ситуации. К тому же, это будет переход к «взрослой» одежде. Детям нравится понимать, что они уже большие, взрослые как мама и папа.

Совет 4 по приучению к горшку

Начните все делать сидя. Это относится к мальчикам. И писать, и какать по началу малышу будет проще сидя. В процессе, когда малыш овладеет пониманием куда ходить в туалет, можно переходить к стоячему положению. Тут опять наглядным примером лучше всего показать ребенку как правильно писать на унитаз. Привлекайте папу, старшего брата.

Совет 5 по приучению к горшку

Не ругайте и не стыдите. Аварии, а тем более в начале приучения к горшку, обязательно будут. Поэтому наберитесь терпения, запаситесь рулонами туалетной бумаги, чтобы легко убрать следы аварии. Ободряйте ребенка, поддерживайте и говорите, что у него все обязательно получится. Предоставьте ему возможность самостоятельно убрать аварию и поменять одежду, конечно прибегнув на помощь, когда это будет нужно.

Совет 6 по приучению к горшку

Режим. Выстройте для ребенка его примерный режим. То есть если посещение туалета будет регулярным, то вскоре это станет для малыша привычкой. По началу вам будет казаться, что весь день вы проводите с ребенком на горшке. Но со временем вы поймете, когда именно ребенку нужно в туалет, и тут то режим и наладиться.

Совет 7 по приучению к горшку

Пусть ребенок сам решает, что с собой брать на горшок. «Нельзя, не принято» вычеркиваем из нашего лексикона. Если на горшке ему комфортней с любимым слоником или яблоком в руке, что ж, вперед. Это его выбор! Это он свои дела идет справлять!

Когда начинать приучать ребёнка к горшку?

Какого-то определённого времени приучения нет. Одни начинают знакомить ребёнка с горшком чуть ли не в полгода, а другие покупают горшок только тогда, когда понимают, что пИсать в штанишки в 2 года – это уже чересчур. Рано или поздно, но ребёнок поймёт, для чего нужен этот предмет.

Часто желание родителей заставить ребёнка ходить на горшок заключается в том, что малыш скоро пойдёт в садик и будет лучше, чтобы он проделывал все манипуляции самостоятельно. И во время приучения у многих мам возникает паника – мой ребёнок не садится на горшок: что делать? Самое главное – не поддаваться панике, сохранять выдержку и спокойствие. Давайте разберёмся, какие факторы указывают на готовность ребёнка начать ходить на горшок.

Мочеиспускание и дефекация – процессы, не контролируемые маленьким ребёнком, так как проходят без участия коры головного мозга. Доктор Комаровский призывает родителей подчинить безусловные рефлексы воле ребёнка, сделать их контролируемыми. Рефлексы можно сделать условными, но это зависит от:

  • состояния мочеполовой системы малыша;
  • развития нервной системы ребёнка;
  • желания родителей идти к намеченной цели, невзирая на трудности.

Иными словами, чем младше ребёнок, тем труднее его будет научить осознанно садиться на горшок. Более-менее контролировать естественные потребности ребёнок начинает только после года. К этому времени начинает работать область мозга, отвечающая за процессы мочеиспускания и дефекации.

Как выбрать горшок

Горшок не должен выглядеть как игрушка, подходит классический дизайн, но со спинкой и широкими краями для удобства сидения. Поверхность должна быть гладкая, чтобы ее удобно было мыть. Горшочек нужно выбрать с антискользящим дном, чтобы он не выскочил из-под ребенка, когда тот будет на него садиться. Будьте осторожны с музыкальными горшками: одним детям музыка нравится, других она пугает. Цвет значения не имеет, если хотите, пусть малыш сам выберет понравившийся ему горшок. Берегитесь дешевых пластмасс некоторых недобросовестных производителей – они могут вызвать горшечный дерматит.

У горшка должно быть свое постоянное место, кроха должна знать, где его найти. Только не держите горшок среди игрушек. Некоторые советуют перед каждым использованием ошпаривать горшок кипятком, чтобы он был тепленьким.

Когда давать новорожденному водичку?

По ответу на этот вопрос существует несколько мнений. Первая группа склоняется к более позднему времени, утверждая, что ребенок потеряет желание пить молочко. Вторая, опираясь на советы докторов, пришла к заключению давать грудничку пить воду после спустя месяц после рождения. Именно с этого периода детей начинает мучить чувство жажды.

Однозначного ответа на вопрос, можно ли новорожденным пить кипяченую воду, еще не существует, потому что мнение врачей разнятся. Это зависит от того, как питается ваш ребенок. Если он на искусственном кормлении, то водичку можно и нужно предлагать, но малыш сам решает, хочет ли он пить, вливать в него насильно не нужно. Сложнее обстоит дело с детками на грудном вскармливании, когда излишнее допаивание может нарушить хрупкий процесс лактации. К тому же, большинство врачей все же сходятся во мнении, что до 6-месячного возраста малыш ни в чем, кроме грудного молока, физиологически не нуждается. В жару же его просто необходимо почаще прикладывать груди.

В целом, кипяченая вода для новорожденных сама по себе не несет вреда, но лучше проконсультироваться с врачом, стоит ли давать ее ребенку. Если вы решили допаивать новорожденного водой, стоит соблюдать такие правила:

  1. Не поить ребенка перед самой едой или сразу после нее. Это нарушает пищеварение, а также может привести к тому, что из-за заполненного водой желудка малыш не доест и не насытится.
  2. Если малыш на ГВ, то поить ребенка стоит небольшими порциями воды только в случае надобности, потому что количество молока с введением допаивания может упасть.
  3. Изначально водичку лучше всего предлагать ребенку из чайной ложечки, а не бутылочки.
  4. При нарушении работы кишечника сразу консультироваться с врачом, потому что большое количество воды может нарушить его микрофлору.

Сколько кипяченой воды давать новорожденному?

Если мама все-таки решила предложить ребенку воду, то с ее количеством определиться легко. Если малыш не испытывает особой жажды, он не станет пить. В основном, месячному ребенку достаточно за раз 1-2 чайные ложки воды. Летом, когда очень жарко на улице, каждая мама задумывается, можно ли давать новорожденному кипяченную воду в большем количестве, но однозначного ответа нет, ведь следует учитывать аппетит грудничка, температуру окружающей среды, самочувствие и поведение малыша.

Каждый родитель сам решает, можно ли поить новорожденного кипяченой водой, исходя из собственного опыта. Не лишним будет согласовать это с ведущим вас педиатром и, если нужно, консультантом по ГВ.

Нашей дочке пошел 4-й месяц. Пора вводить чистую водичку. Скажите, какая норма для такого возраста? И какую воду давать? Фильтровать и кипятить? Или лучше бутилированную?

27 мая 2019 · Фото: GettyImages

врач-педиатр Клиники НИАРМЕДИК на Маросейке

К 4–5 месяцам нужно начать поить ребенка водой, тем более если вводите прикорм. Делать это ранее указанного срока нет необходимости, если малыш находится на грудном вскармливании. Так как в грудном молоке содержится все, что нужно ребенку в этом возрасте – им он может как насытиться, так и утолить жажду. Конечно же, ребенок, находящийся на грудном вскармливании, получает все необходимые питательные вещества и необходимый объем жидкости. Однако, начиная со 2–3 недели жизни ребенка, рекомендуется давать ребенку питьевую воду, с 1/2 чайной ложки после каждого кормления и обязательно из ложечки. Особенно это актуально, когда на улице или дома жарко или если у ребенка повышена температура. На первом месяце советую давать 50,0–70,0 мл водички в день. Дальше можно давать 100,0–120,0 мл, а с введением прикорма количество воды может доходить до 200–250 мл в сутки. Ориентироваться надо на поведение ребенка и его общее состояние. Если ребенок пьет с охотой, не отказывается от груди, достаточно мочится в подгузник и имеет ежедневный стул, значит, он адекватно обеспечен жидкостью. Питьевая вода для ребенка должна быть хорошего качества. Специальная бутилированная детская вода, которая продается в аптеках – оптимальный вариант для грудничков. В ее составе содержатся все необходимые микроэлементы и минералы.

Не следует давать ребенку кипяченую воду, так как при кипении все вредные примеси, соль и хлор кристаллизируются и оседают в виде накипи и взвесей и оказывают вред для здоровья малыша. Также не рекомендуется употреблять родниковую и тем более воду из-под крана. Даже фильтрованная, она может содержать множество вредных для здоровья ребенка примесей и микроорганизмов.

Долой подгузники!

Если ребеночек стал иногда пользоваться горшком, не возвращайтесь к памперсам. Одноразовые подгузники усложняют процесс. Запаситесь клеенками и пленками на ночь. Объясните малышу, как хорошо и легко, оказывается, спать без этого мешочка. Он постепенно будет привыкать просыпаться и проситься на горшок ночью.

Если решили отправиться в путешествие, то возьмите горшочек с собой и запасные штанишки.

Иногда уже сформированная привычка вдруг исчезает, вновь ребенок не хочет садиться на горшок, пачкает штанишки. Это может быть из-за болезни, стресса, чувства протеста.

Не ждите от ребенка слишком многого. От вас многое зависит, будьте последовательны. Рано или поздно чудо свершится: и он самостоятельно станет пользоваться горшком. Все проходят «туалетную науку», а любовь и понимание близких помогают ее усвоению. Успехов вам!

Как приучить ребенка к горшку за неделю

Наверняка каждый родитель старается сделать все, чтобы как можно быстрее приучить своего малыша к горшку. И это вполне понятно, ведь не придется тратить деньги на памперсы, что значительно сэкономит семейный бюджет. Кроме этого, значительно сократится и количество стирок. Помочь в этом вопросе, может методика приучения к горшку за семь дней, которая опробована и одобрена большим количеством родителей.

Если по достижении полутора лет ребенок еще не приучен к горшку, то благодаря этой методике процедуру можно провести быстро и безболезненно для психики ребенка. Этот метод разработан американским специалистом Джиной Форд. Он рассчитан на деток, которые уже умеют выполнять простые действия.

Первый день

Приучения необходимо начинать со снятия памперса после сна, мотивируя свой поступок тем, что ребенок уже взрослый, а взрослые памперсов не носят и ходят в туалет в отведенное для этого место. Ведя с малышом подобный разговор, его нужно сажать на горшок. Чтобы показать нужность походов на горшок, ребенка нужно взять с собой в туалет, чтобы он посмотрел на процесс и понял, что не все так страшно. Если у малыша не получается сходить на горшок, необходимо повторять данную процедуру каждые 15 минут с сидением на нем по 10 минут. Этого срока должно хватить на то, чтобы кроха сделал свои дела. Чтобы карапуз не вставал с горшка, можно сесть рядом с ним и развлекать его в процессе. Если малыш не сходил в горшок, а написал в штаны, не нужно его ругать и отчаиваться, просто следует запастись терпением, потому что оно вам пригодится.

Второй день необходим для закрепления полученных навыков. Чтобы ребенок исправно ходил в горшок, за ним следует внимательно наблюдать и при первых признаках желания посетить туалет, его сразу нужно сажать на горшок.

Третий день

На протяжении третьего дня следует придерживаться выбранной линии поведения. Если вы четко решили учиться ходить на горшок, то памперсы нельзя надевать даже не прогулку, иначе малыш просто запутается. Он не сможет понять, куда ему ходить в памперс или на горшок. Перед выходом на прогулку ребенку нужно предложить сходить на горшок, а на прогулке следует чаще спрашивать о том, не хочет ли он в туалет, таким образом, удастся избежать неприятных неожиданностей. В случае если ребенок захочет сходить в туалет на улице, первое время лучше брать с собой горшок, ну а потом будет достаточно отойти с ним в кусты. Через некоторое время ребенок научится контролировать свой кишечник и мочевой пузырь, и будет выдерживать без посещения туалета всю прогулку.

С четвертого дня и родители и малыш уже будут четко знать, когда необходимо сходить на горшок. Если карапуз забыл посетить туалет, ему нужно об этом напомнить. Когда ребенок сходит на горшок, его следует похвалить и искренне порадоваться, положительные эмоции родителей от этого действия помогут ребенку быстрее усвоить и закрепить навык.

Закрепление навыков

Быстрое приучение к горшку вовсе не означает, что уже через неделю карапуз будет четко ходить на горшок, а «аварии» перестанут случаться. Возможно, такого и не случится, но зато ребенок будет четко знать, что от него хотят и скоро хождение на горшок станет для него стандартным действием. Эта методика позволяет не только сформировать у малыша туалетные навыки, но и сделать его более дисциплинированным и самостоятельным.

После семи дней приучения малыша к туалету, ребенок начнет спокойно воспринимать горшок, а может даже он начнет самостоятельно на него садиться или просить родителей отвести его. Во время процедуры приучения лучше одевать ребенка в свободные штанишки без лямок и тугих резинок, чтобы он мог их быстро и самостоятельно снять при надобности.

Даже если ребенок не сразу привыкнет снимать штаны, прежде чем сесть на горшок, то ничего страшного в этом нет. Через некоторое время кроха запомнит последовательность действий и будет выполнять все идеально. А через месяц можно будет полностью отказаться от подгузников даже ночью.

Симптоматика

Ребенок после 2 лет может сказать или показать3, 4 родителям, что у него не получается сходить в туалет или ему больно. А вот распознать запор у грудного ребенка в 1,5 — 2 года не так легко3, 4, 5.

В случае с младенцами врачи рекомендуют ориентироваться не на частоту стула, которая у грудничков очень разная3,4, а на плотность кала и поведение малыша при дефекации1, 4.

Если во время дефекации он не плачет, каловые массы отходят мягко, имеют характерный вид и цвет1, 4, животик не становится плотным, словно надутым, то считается, что запора у младенца нет, даже если он пачкает памперс 2 раза в неделю1, 4.

О вероятном запоре у младенца можно говорить, если кал становится плотнее, гуще, темнее, чем обычно 1, 4. У детей до года часто вздут животик, при надавливании на него они плачут или хнычут, а в момент выхождения каловых масс могут напрягаться, кричать 1, 4.

После года и старше признаками недостаточной дефекации считаются:

  • Ребенок стал ходить в туалет «по большому» реже, чем раньше1, 3, 4.
  • Во время дефекации, видно, что ему больно, приходится натуживаться 1, 3, 4.
  • Выделяется меньше кала, чем обычно1, 3, 4.
  • Как выглядит сухим, твердым, плотным1, 3, 4.

Если ранее у ребенка уже была задержка стула, и он запомнил5, что это больно, то он начинает сводить ноги, колени, ходить на пятках, поджимать ягодицы, задерживать дыхание на короткое время — пережидать и подавлять позыв. Во время дефекации видно, что процесс идет с трудом, и для облегчения приходится занимать разные позы3, прилагать значительные усилия, тужиться2, активно работать передней брюшной стенкой1, 4.

Если один или несколько признаков запора был у ребенка 2-3 раза в течение 2 месяцев1, 6, то нужно проследить за характером и частотой стула, и если подозрения подтвердятся, то обратиться к врачу для поиска способа, как помочь ребенку при запоре, подбора диеты и лечения1, 3.

В таблице ниже приведена информация 4о том, сколько примерно раз может быть дефекация у детей разного возраста, а также характеристики каловых масс.

Возраст

Сколько раз в день бывает стул

Цвет и консистенция кала

0-3 мес., грудное вскармливание

От 1 до 5-6 раз, иногда до 1 раза в 4-7 дней

Вязкий, похожий на полужидкую кашу. Цвет — желтый, желтовато-зеленый, золотисто-желтый, обычно однородный или с белыми комочками.

0-3 мес., искусственное вскармливание

От 1 до 4 раз

Пастообразный. Цвет от желтого до светло-коричневого.

6-12 мес.

1-3 раза

Мягкий, оформленный или пастообразный, коричневый, светло-коричневый или темно-желтый, коричнево-зеленоватый.

1-3 лет

1-2 раза

Оформленный, коричневый.

Старше 3 лет

1 раз в день или не менее 3 раз в неделю

Оформленный, коричневый, темно-коричневый.

Чего нельзя делать

Ругать. Если ребёнок боится какать и терпит, то крики и осуждение со стороны взрослых только подкрепят этот страх. Руганью не добиться ни каких-либо улучшений, ни дисциплины, ни тем более полного решения проблемы.

Слишком эмоционально реагировать. Крайности вредны — как в выражении положительных эмоций, так и отрицательных, когда дело касается вопросов горшка. Каким бы ни было ваше отношение к успеху или неуспеху, лучше всего отреагировать нейтрально.

Поход на горшок — это естественная и обыденная часть жизни, вот что полезно транслировать ребёнку. И делать это нужно особенно аккуратно, если вы по своим личным причинам брезгливо, с неприязнью относитесь к процессу. Восприимчивый малыш может уловить негативную эмоцию и испытать стыд, страх — а они усугубят сложности.

Игнорировать проблему. Конечно, ситуации, когда ребёнок постоянно терпит, могут и сами со временем пройти

Но будет гораздо лучше, если взрослый уделит внимание этой проблеме и поможет малышу преодолеть страх. Вот что может быть, если отпустить всё на самотёк

  • Если проблема не уйдёт сама, она усугубится. И тогда вам всё равно придётся её решать, но сделать это будет гораздо сложнее. Как учил нас Маленький Принц, с баобабами легче бороться, когда они маленькие.
  • Негативные последствия для физического здоровья. Хронический запор приводит к хронической интоксикации, а попытки сдержаться ухудшают кровообращение и т. п. Если у человека есть предрасположенность к тому или иному заболеванию, то неблагоприятные условия, создаваемые проблемой со стулом, могут способствовать развитию болезни.
  • Негативные последствия для психологического здоровья, которые появились после продолжительных переживаний в связи с болезненным стулом и борьбой с ним. В старшем возрасте у человека могут возникнуть сложности с тем, чтобы отдавать, отпускать, расставаться с ненужным и в психологическом плане.
  • Нарушенный баланс между «принимаю» и «отпускаю» на уровне тела может перенестись на поведение и отношения с людьми. Сложности с горшком не могут быть единственной причиной таких проблем, но существенно пополнят копилку того, что будет мешать человеку спонтанно выражать себя, доверять вдохновению, творчески раскрывать свой потенциал.
  • Неэффективные стратегии поведения и разрушительные установки. Если ребёнок привыкает уходить от проблемы и ждать, когда она решится сама в вопросе горшка, то и в других сложных ситуациях во взрослой жизни он может поступать по такой же схеме. Опять же, вопрос запоров в подобных случаях — это капля в море, но он по-своему важен и лучше помочь ребёнку, чем оставить его наедине с проблемой.

Поговорим о том, как устроен мочевой пузырь и как происходит его нормальное созревание.

Мочевой пузырь — это полый орган, задача которого собрать в себя мочу, которая через два мочеточника приходит в него из правой и левой почки, а затем в определенный момент выплеснуть через мочеиспускательный канал наружу.

2 — почки, 4 — мочеточник, 5 — мочевой пузырь, 6 — уретра или мочеиспускательный канал

Его накопительная функция обеспечивается  возможностью значительно растягиваться  по необходимости — ведь его стенка преимущественно состоит из плоской мышцы — детрузора (или выталкивателя). 

Детрузор позволяет мочевому пузырю сильно растянуться, а затем сокращается и выбрасывает всю накопленную мочу наружу. Дополнительно этот процесс регулирует сфинктер — мышца-колечко на выходе из мочевого пузыря.

Для того, чтобы произошло мочеиспускание, надо скоординировать работу детрузора и сфинктера. Этим взаимодействием заведует множество нервных клеток как в спинном мозге, так и в разных отделах головного мозга  — вплоть до коры, где у человека находятся высшие мозговые функции.

Сразу после рождения работу мочевого пузыря регулируют пока самые примитивные участки головного и спинного мозга.

Photo by Hu Chen

Мочевой пузырь уже умеет накапливать мочу, но контролировать мочеиспускание пока не может. Наполнение мочевого пузыря — достаточный стимул для того, чтобы без задержек сократиться. Также сокращение может спровоцировать кормление, купание и даже щекотка.

В первые три года жизни емкость мочевого пузыря увеличивается, обгоняя общий рост тела. Мочеиспускания поэтому становятся реже.

К четырем годам ребенок обычно мочится 5-7 раз в день.

Одновременно идет и созревание контроля над мочевым пузырем. Ребенок сначала учится чувствовать наполненность пузыря, затем сознательно подавлять сокращение детрузора. В итоге ребенок приходит к умению координировать сфинктер и детрузор.

В среднем к четырем годам умение управлять дневными мочеиспусканиям становится совершенным. 

Контроль за мочевым пузырем в ночные часы созревает несколько позже.

Если это функция не созревает к пяти годам — это ночной энурез.

Проверьте готовность малыша

Как и любой другой вопрос, связанный с жизнью ребенка, приучение к горшку – дело сугубо индивидуальное. Китайцы считают, что сажать ребенка на горшок надо рано, американцы не советуют этого делать. Многие эксперты утверждают: ребеночек готов обучаться «горшечному вопросу» в период от 1 до 1,5 лет. Поэтому, действительно, в некоторых случаях ребенок может быть не готов к подобным испытаниям.

А как определить его готовность к этому? Во-первых, он должен оставаться сухим достаточно продолжительное время (до 2 часов и более), просыпаться иногда утром и днем в сухих штанишках. Во-вторых, он должен сигнализировать как-то о том, что ему хочется в туалет. Некоторые дети, например, начинают ерзать, мычать, или, наоборот, затихают, смотрят на взрослых, некоторые садятся на карточки, похлопывают ручками между ног и т.д. В-третьих, малышу становится интересно, как другие члены семьи ходят в туалет. Личный пример, вообще вещь отличная. Приведите малыша с собой в туалет, объясните ему, что вы делаете. Скажите, что ему еще рано пользоваться унитазом, но у него есть маленький помощник – горшочек. В-четвертых, ребенку становится неприятно ходить в мокрых штанах, он тянет за грязный подгузник, понимая, что там «спрятано».

Не спешите

К сожалению, спешка к горшочкам не приводит ни к чему хорошему. Особенно удивляют такие восклики родителей, как ребенок 2 года не ходит на горшок, что делать?-ничего не делать, так как дети до 5 лет вполне себе могут ходить в подгузниках.

Но какова бы ни была причина, попытка подтолкнуть ребенка к овладению горшком, пока он не готов, на самом деле контр продуктивна. Исследования показали, что если родители начинают слишком рано, процесс просто занимает больше времени и встречает больше сопротивления. Поэтому постарайтесь не напрягаться, даже если кажется, что ваш малыш — последний из его сверстников в игровой группе, который овладевал искусством контроля над мочевым пузырем. Возраст, в котором он прекращает использовать подгузники, не имеет ничего общего ни с его умом, ни с вашими родительскими навыками, и попытка поощрения незначительных тренировок до того, как он будет готов, на самом деле является бессмысленным упражнением.

Если процесс, кажется, не работает, и ваш ребенок должен идти в школу или посещать детский сад, который не будет принимать их, пока они не будут полностью обучены горшку, то, возможно, стоит начать приучать малыша к горшку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector