На какие подвиги способен малыш в первые дни жизни

Содержание:

Как вызывается

Хоботковый рефлекс может быть выявлен при помощи воздействия специального неврологического инструмента. Специалист, желающий выявить этот механизм, деликатно постукивает молоточком по актуальной зоне. Этой зоной считается верхняя губа исследуемого. Участок — на уровне десен.

Ответной реакцией следует считать выпячивание губы. В некоторых случаях исследуемый выпячивает обе губы. При этом форма губ принимает характерную форму. Это и послужило тем, что рефлекс был назван хоботковым.

Исследователи отмечают, что интенсивность реакции может быть самой разной. Иногда она сохраняется в течение определенного времени.

Иногда одновременно с выпячиванием губ в хоботок происходит движение также и нижней челюсти. Часто провоцируются специфические движения, аналогичные с глотательным актом.

Наличие хоботкового рефлекса отмечается при наличии патологических очагов на противоположной стороне заднего отдела лобн-й доли.

Многие исследователи, занимающиеся этим вопросом, в том числе и доктор С. Карчикян, полагают, что наличие этого механизма может быть обусловлено высоким уровнем идиомускулярн-й механическ-й возбудимости. В группе риска находится круговая мышца рта человека.

Помимо В.Бехтерева и С.Карчикяна этот вопрос подробно изучался А.Эпштейном. Основные тезисы были выдвинуты в тридцатые годы двадцатого столетия.

Важно помнить

При помощи важных рефлексов, в том числе и хоботкового рефлекса у новорожденных доктор проверяет, как работает ЦНС малыша

Важно помнить о том, что отсутствие жизненно-важных рефлексов может свидетельствовать о наличии серьезного патологического процесса. Об этом же свидетельствует длительная «жизнь» того или иного механизма

Рефлекс и рефлексия – в чем разница?

Рефлекс и рефлексия – однокоренные слова, которые происходят от латинского reflectio (отображение). В свою очередь слово reflectio состоит из двух частей: основы flectio – искривление, поворачивание с приставкой re – противоположное действие. То есть слово буквально переводится как «обратное направление». Но общее словообразование не дает главного ответа: эти понятия сходны или различны.

Оба термина используются в философии, физиологии, психологии и означают реакцию живого организма. Но на этом сходство заканчивается, начинаются различия. Понять отличия поможет небольшой анализ, приведенный в таблице:

Рефлекс Рефлексия
Это любая реакция организма на раздражение Это осмысленное размышление как частный случай общей реакции
Объект действия – это любой орган или система организма (физиологическая или психологическая) Объект действия – самопознание или самоосознание как феномен человеческой психики
Это непроизвольная реакция Это осознанное размышление, самоанализ
Характерен для любого существа, наделенного нервной системой Является характеристикой человека

Различия между рефлексами и рефлексией описал Рене Декарт в своей книге «Страсти души». В психологическом учении автора не только тело освобождалось от души (психики), но и душа ставала свободной от физической оболочки. Тело умеет передвигаться, душа – размышлять. Рефлекс управляет телом. Душой управляет рефлексия.

Описание спинально-двигательных рефлексов

Спинальные автоматизмы обеспечиваются сегментами спинного мозга, отсюда происходит их название.

Бабинского

Если прикоснуться к подошве ребенка по ее наружному краю, то произойдет веерообразное расхождение пальцев. Если надавать большим пальцем на подошву младенца, то кроха прижмет пальчики к стопе. Эту реакцию называют нижним хватательным рефлексом Бабинского у новорожденных. Реакция наблюдается у малышей до достижения ими возраста 12-14 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Бауэра

Также называют рефлексом ползания у новорожденного. Чтобы проверить функцию, малыша кладут на живот. Находясь в таком положении, ребенок приподнимает голову и совершает спонтанное перемещение в пространстве. Если в момент ползания подставить под ножки ладонь, то движения станут более интенсивными, в ход пойдут руки, кроха начнет отталкиваться от опоры своими ножками. Угасание рефлекса Бауэра у новорожденных происходит в 4 месяца.

Рефлекс Галанта

Если прикоснуться к спине ребенка, совершив движение вдоль всего позвоночника, кроха изогнет спину. В результате должна формироваться своеобразная дуга, открытая в сторону прикосновения. Также для рефлекса Галанта у новорожденных характерно разгибание ноги на указанной стороне. Наибольшую выраженность реакция имеет на 5-6 день после рождения, угасание происходит к 3-4 месяцу жизни.

Рефлекс Моро

Данная реакция является защитной. Чтобы проверить ее, можно уронить рядом с малышом игрушку или резко приподнять его тело за ножки. В результате кроха разведет ручки в стороны, выпрямит пальчики и ноги. По прошествии нескольких секунд ручки займут первоначальное положение, либо ребенок обнимет сам себя. Подобные проявления могут присутствовать до 3-4 месяцев.

Важно! Если такая же реакция возникает у малыша без видимой причины, или движения выглядят беспорядочными, лучше проконсультироваться с врачом

Рефлекс Моро

Реакции опоры и ходьбы

Если ребенка поставить в вертикальное положение и постараться, чтобы его подошвы соприкоснулись с твердой опорой, ребенок выпрямит ноги и будет «стоять» (конечно, не без помощи посторонних). Если малыша слегка наклонить вперед, ребенок автоматически начнет переступать ножками. Этот рефлекс исчезает по достижении младенцем 8-12 месяцев.

Интересно. В первые 1,5 месяца жизни новорожденные при такой «ходьбе» нередко перекрещивают ножки, что является нормой.

Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные
шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии
ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3)
существует переходный период, который называется «кризис
1 года»
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные
реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать.
Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями
в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь,
которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается
от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые»
слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).

Врожденные рефлексы новорожденных

Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.

Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.

Пищевой, или его еще называют сосательным, — первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.

Защитный — это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.

Хватательный. Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.

Шагательный. Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.

Рефлекс Моро. Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.
Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь.
Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова.
Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления

Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс
наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва

Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Виды рефлексов у малыша

До 28 дней новорожденные обладают исключительно безусловными видами рефлексов, которые обеспечивают процесс их приспособления к миру. У грудничка выделяют около 15 разновидностей безусловных реакций. По некоторым из них в момент рождения врачи оценивают состояние младенца. Малыш в этот период не умеет держать под контролем собственное тело и движения, так как мозг не способен еще выполнять подобные функции.

Оральные

Оральные рефлексы дают возможность малышам обеспечить себя питанием, именно они отвечают за правильный процесс сосания. Группа состоит из нескольких видов, каждый из них имеет свое предназначение.

Выделяют:

  • сосательный;
  • глотательный;
  • хоботковый;
  • искательный;
  • Бабкина.

Некоторыми из способностей могут наблюдаться уже у плода и визуализироваться при проведении УЗИ. Например, при обследовании матери можно видеть, как ребенок прикладывает пальчик ко рту и осуществляет сосательные движения. Подобная способность присутствует у младенцев с самого рождения, когда при попадании постороннего предмета в ротовую полость он обхватывает его губами и язычком, начинает интенсивное сосание.

Спинальные

Спинальные реакции представляют собой непроизвольные движения младенца, совершаемые телом, руками или ногами в ответ на воздействие внешнего раздражителя. К такой категории относится:

  • хватательный;
  • защитный;
  • подошвенный;
  • Бабинского и ряд других.

Подобные умения обеспечивают малышу безопасность и защищают его.

Позотонические

Позотонические виды реакций младенцев связаны с навыками удерживать голову, позу сидения и правильно стоять. Благодаря таким способностям малыш имеет возможность правильно распределять различные степени нагрузки на мышечные волокна, которая возникает и зависит от характера положения тела.

Медикаментозное лечение

Лекарства при ДЦП используются с целью подавления тех или иных симптомов заболевания и играют вспомогательную роль. При сопутствующей эпилепсии могут назначать антиконвульсанты (препараты противосудорожного действия). Повышенный мышечный тонус снижается при помощи антиспастических средств. С целью улучшения работы ЦНС применяют ноотропы, метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин), антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, сосудистые препараты.

Шемятовская Ольга Дмитриевна, невролог клиники DocMed:

«Подходы к уменьшению слюноотделения обычно включают поведенческую терапию, лекарства — в первую очередь, и, если нет эффекта, то инъекции ботулотоксина в слюнные железы и хирургическое вмешательство. У некоторых детей слюнотечение улучшается с возрастом.

У детей с ДЦП высок риск попадания пищи в дыхательные пути (аспирации). Поэтому надо кормить понемногу, выбирать нужную консистенцию и следить, чтобы не давился. Если ребенок постоянно давится, кашляет, или его рвет сразу, после или во время еды, более того, он почти не набирает вес/набирает слишком много — это повод обсудить с педиатром изменение стратегии питания. Иногда выходом является питание через зонд специальными смесями».

Ботулинотерапия

При локальном гипертонусе и деформации конечностей эффективным подходом считается инъекция ботулотоксина, того самого, который широко используют в косметологии с целью избавиться от морщин. Он блокирует нервные сигналы, поступающие к мышцам, тем самым расслабляя их. Благодаря этому мышечный тонус снижается. Продолжительность эффекта составляет 3-6 и более месяцев, после чего инъекция повторяется. 

Ботулинотерапия может применяться в комплексе с ЛФК, помогая уменьшить боль во время упражнений, оптимизировать движения и облегчить использование ортезов. 

Интратекальное введение баклофена

При тяжелых двигательных нарушениях и выраженной спастичности при ДЦП может использоваться интратекальное (под оболочку спинного мозга) введение баклофена с помощью помпы¹. 

Целями применения этого препарата являются:

  • Снижение мышечного тонуса.
  • Уменьшение боли.
  • Улучшение позиционирования в сидячем и лежачем положении.
  • Облегчение ухода и использования ортезов.
  • Профилактика контрактур и вывихов.
  • Улучшение качества жизни. 

Ортопедическая хирургия

Ортопедические операции показаны при всех видах двигательных нарушений. Чем более выражена спастичность и дефекты, тем раньше проводится хирургическое вмешательство. Как правило, операции выполняют, начиная с трехлетнего возраста. Цель такого лечения – устранение и профилактика деформаций, контрактур и вывихов, стабилизация позы, оптимизация движений.  

Физиотерапия

В качестве дополнительного лечения при ДЦП широко применяются физиотерапевтические процедуры. Чаще всего используют:

  • Оксигенобаротерапию.
  • Электростимуляцию нервов и мышц.
  • Лекарственный электрофорез.
  • Грязелечение.
  • Тепловые процедуры.
  • Водолечение.
  • Подводный душ-массаж и вихревые ванны. 
  • Лазеротерапию (инфракрасный лазер).

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Рефлекс Моро

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

Рефлекс Бабкина

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Рефлекс Галанта

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.

Рефлекс Россолимо

Основным стопным сгибательным рефлексом является рефлекс Россолимо (глубокий пальцевой ре­флекс). Он вызывается отрывистыми ударами, наноси­мыми пальцами руки врача по подушечкам концевых фаланг 2-5-го пальцев стопы больного. Ответ проявляет­ся в «кивании» пальцев стопы — их быстром подошвен­ном сгибании (рис. 1.4.8).

По диагностической ценности рефлекс Россолимо не уступает рефлексу Бабинского. Однако рефлекс Россоли­мо возникает обычно к концу второй недели поражения центрального двигательного нейрона, в то время как симптом Бабинского вызывается уже в первые часы. Су­ществует ряд способов вызыва­ния этого рефлекса, например удар молоточком по мякоти по­дошвы (рефлекс Жуковско­го — Корнилова), поколачивание молоточком по боковой по­верхности тыла стопы у осно­вания 3-4 плюсневых костей (рефлекс Бехтерева — Менде­ля) и др..

Аналогичным образом подобный рефлекс можно иссле­довать и на кисти. Однако в этом случае, будучи двусто­ронним, он может вызываться и у практически здоровых людей. Односторонний же признак следует расценивать как пирамидный симптом.

Рефлексы новорожденных детей и их значение

Наверняка еще со школы мы помним аксиому о том, что все рефлексы делятся на условные и безусловные. Первые — приобретенные, сформированные в процессе жизненного опыта. Безусловные все мы получаем по наследству. Они у людей проявляются как реакция организма на раздражители внешней среды. Рефлекторные реакции служат для лучшей, более легкой адаптации ребенка к обстоятельствам, которые нельзя поменять.

Новорожденный ребенок рождается только с безусловными такими реакциями. Условные вырабатываются со временем, в процессе дальнейшего его развития.

Отдельные рефлексы возникают сразу после рождения и остаются на всю жизнь с человеком, не меняясь. К таким принадлежит глотательный, который отвечает за автоматизм глотания. Мы, взрослые люди, делаем это автоматически, не задумываясь, как только пережеванная еда поступила в глотку. Также делает и новорожденный ребенок, употребляя материнское молоко.

Роговичный рефлекс вызывает мигание при касании к роговице глаза. Он появляется при рождении и служит человеку всю его жизнь.

Сухожильный — это то, что часто проверяется невропатологами при осмотрах. От удара молоточком по сухожилиям происходят сокращения мышц и дергание ног.

Спинальные рефлексы

Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. К ним относят:

Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.

Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы

Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить

Этим можно нанести только вред неокрепшему организму

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму. Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

  • Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
  • Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
  • Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
  • Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
  • Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Ботулинотерапия

Ботулинотерапия – это инъекционная методика введения ботулотоксина типа А под кожу. В случае с морщинами-марионетками применение препарата будет иметь смысл, если причина их появления связана непосредственно с перенапряжением мимических мышц. В этом случае нейротоксин будет блокировать передачу нервного импульса мышечным волокнам. Даже небольшое расслабление мышцы будет приводить к уменьшению залома и разглаживанию кожи. Процедура расслабит мимику, но не устранит её полностью – лицо останется естественным и подвижным.

Самыми распространенными препаратами в составе с ботулотоксином типа А являются “Ботокс”, “Диспорт”, “Ксеомин”. Чтобы удвоить результативность, косметологи часто сочетают ботулинотерапию с введением филлеров на основе гиалуроновой кислоты. Нейротоксин будет расслаблять мышцу, а филлер восполнять утраченные жировые объемы.

Процедуру целесообразно проводить до 45-50 лет. В зависимости от особенностей организма и образа жизни пациента, эффект сохраняется до 6 месяцев. В первые дни после инъекций могут возникать неприятные ощущения, но, как правило, они проходят в течение 2 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector