Что делать родителям, у которых ребёнок «белая ворона» в школе

Если ребёнок участвует в травле или является её лидером

Признавать, что его ребёнок неправ, родителю всегда неприятно — особенно перед другими родителями

Тем не менее, с точки зрения дальнейшего развития ребёнка важно, чтобы его агрессивное поведение было замечено, а не проигнорировано взрослыми. Нужно понимать, что агрессивное пресечение агрессивных действий не работает

Битьё, ругань, унижение агрессивного ребенка, как и прямой запрет на травлю, неэффективны. Они только упрочивают уверенность ребёнка в том, что «кто сильный, тот и прав» — просто в паре с родителем он занимает роль слабого. 

Это может быть интересно


Какой видят школу герои подростковых книг

Если ребёнок систематически обижает кого-то из других детей, это говорит о том, что он чувствует себя неуверенно и очень хочет повысить свой статус. Однако других инструментов для повышения уверенности в себе у него сейчас нет. Соответственно, родитель может задуматься о том, почему ребёнок чувствует себя именно так.

Нужно постараться организовать среду, в которой тот сможет приобрести недостающие навыки и почувствовать себя более успешным, компетентным и признанным без того, чтобы обижать кого-то более слабого. В первую очередь речь идет об отношениях собственно в семье. Кроме того, это могут быть разнообразные кружки и секции, где есть место достижениям и соревновательности (спорт, походы и так далее).

Ключевая мысль, которую стоит иметь в виду в контексте травли, такова: дети в своих отношениях между собой повторяют то, что им демонстрируют взрослые, альтернативой травле являются уважение и взаимопомощь.

Если вы стали свидетелем морального и физического насилия в стенах школы, где учатся ваши дети, не оставайтесь равнодушными. То же относится к учителям и работникам школьной администрации — не нужно проходить мимо, косвенно поддерживая этим ситуацию насилия. Если каждый из нас будет неравнодушен, то агрессии вокруг наших детей будет меньше.

Что называется травлей, буллингом

  • Физическая агрессия: нанесение побоев, порча имущества ребенка;
  • Словесная агрессия, коверкание имени ребенка, придумывание кличек, нецензурная брань в адрес объекта травли.
  • Превращение ребенка в изгоя, полное игнорирование со стороны остальных детей, дающих понять, что его для них не существует. Жертву просто обрекают на одиночество.
  • Распространение слухов, сплетен, ложной информации.
  • Еще один вид буллинга – виртуальная агрессия. Оскорбительные сообщения, распространение фотографий и т.д.

Детский буллинг долгое время остается незамеченным – дети скрытны по своей природе

Но чуткие родители догадаются о проблемах ребенка, если обратят внимание на некоторые характерные признаки

  • Ребенка не узнать — он грустный и задумчивый.
  • «Теряет» вещи, деньги.
  • Не общается с одноклассниками вне школы.
  • Старшие замыкаются в себе, а младшие наоборот, большую часть времени хотят находиться со взрослыми.
  • Синяки, ссадины, царапины, порванная одежда — тоже тревожные намёки на неприятную ситуацию.
  • Ребенок притворяется больным, чтобы не ходить в школу.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Как нельзя реагировать

Нельзя искать причину травли в ребенке, думать, что он повел себя как-то не так, раз над ним издеваются. 

Как не надо говорить  Почему это не работает 
Просто не обращай внимания. Им надоест, и они перестанут над тобой шутить.  Избегать ситуации и надеяться, что она пройдет сама — это плохая стратегия. Когда родители так говорят, дети чувствуют себя брошенными, как будто они остаются с обидчиком один на один. Кроме того, если ребенку будут постоянно говорить, что он тупой, и родители не будут в это вмешиваться, рано или поздно ребенок поверит, что так оно есть. 
Тебе нужно научиться справляться самому, папа же не вечный. Дай отпор, издеваются только над слабаками.  Такие советы обычно дают мальчикам. Из-за этого они стремятся подавить свои чувства, что со временем приводит к тревожности и депрессии. А еще такой ответ перекладывает всю ответственность на ребенка. 
Все дети через это проходят. У вас просто переходный возраст, это пройдет.  Травля — это не обычное явление, которое ребенок должен принимать как данность. Над ребенком, которого учат терпеть несправедливое отношение, будут издеваться и во взрослом возрасте. 

Родителям хочется воспитать ребенка самостоятельным, независимым и смелым. Но раз над ребенком издеваются, значит, он не может дать отпор сам и ему нужна помощь. Ни один ребенок не хочет быть жертвой, и если бы он мог решить проблему в одиночку — он бы сделал это.

Дети разберутся сами

«Дети сами разберутся — это провокация, такой тюремно-нацистский подход к решению проблемы буллинга. Давайте вспомним роль педагога в замечательном фильме «Чучело». Это как бы положительная женщина, любимая учениками. Она как бы всё делала правильно. Она говорила слова о единстве коллектива… То, чем она занималась, — это чудовищное упрощение отношений. Вот мы все вместе, а дальше всё само закрутится: весь мир в черно-белых красках — эти хорошие, эти плохие, а правда за большинством. Такая позиция неминуемо приводит к буллингу», — считает директор Института неформального образования INO Вадим (Дима) Зицер.

bulling5

Дети сами разберутся — это такой нацистский подход к решению проблемы буллинга

Фото: Global Look Press/imagebroker/Siegfried Kuttig

Буллинг — примитивный способ общения в группе, почти звериный, считает Дима Зицер. Базис преследования отдельных членов коллектива строится на постулате «мир простой и мы простые, мы все должны хотеть одного и того же», считает педагог. Но в эту систему не все вписываются — всегда найдется человек, который смотрит на вещи иначе, либо он сам не понимает, что он другой, как в том же фильме «Чучело».

«На мой взгляд, педагог должен заниматься прямо противоположным — он должен усложнять отношения. Нужно ставить перед каждым учеником вопросы: «какой я?», «как устроены мои отношения с миром?», «как я смотрю на себя и на других?». С этих вопросов и поиска на них ответов начинается излечение от проблемы», — говорит педагог.

Некоторые родители считают, что их чадо должно пройти через эти испытания, дескать, так ребенок получит прививку от поджидающих в будущем трудностей взрослой жизни. Например, армии, если речь идет о мальчишках. Другие попросту недооценивают проблему — особенно те родители, которые не сталкивались сами с такой бедой в детстве. Это в корне неверный подход с точки зрения психологии.

Родители, в тех случаях, когда реагируют на ситуацию притеснения своего ребенка в школе, нередко допускают ряд других фатальных ошибок. «Например, не стоит говорить с учителем в присутствии класса, не стоит разговаривать напрямую с буллерами», — говорит психолог.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития

Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства. 

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. 

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость. 

<<Форма с консультацией>>

<<Блок перелинковки>>

Основные причины буллинга

Социологами были установлены следующие причины буллинга в школе:

  • Расизм;
  • Сексизм;
  • Ябедничество;
  • Физическая слабость;
  • Успехи либо неудачи в учёбе;
  • Выделение успехов учителем;
  • Родство с работниками школы;
  • Нестандартное мировоззрение;
  • Физическое выделение (уродство);
  • Феноменальные умственные способности;
  • Презрение по отношению к детям из бедных семей.

Объединяет все эти причины один факт – сильная эмоциональная реакция на травлю (проявление страха, злости, и других эмоций «слабости»). Стоит учитывать, что в одних группах одна причина может быть поводом в травле, а в других – поводом для принятия. А также отношение к жертве может поменяется по прошествии некоторого времени и изменения ситуации в группе. Смена учителя, уход одного из учащихся и другие изменения могут серьёзно повлиять на отношение к ребёнку.

Буллинг в начальной школе менее распространён, чем в средней образовательной, однако, тоже имеет место. Буллинг в классе – это распространённое явление. Причинами травли ученика может послужить физическое отличие от общего контингента класса (высокий или низкий рост, физическое уродство, травма, слабость). Духовные ценности в такой форме травли участвуют редко. Проявляется такая травля преимущественно игнорированием ребёнка, реже – словесным задиранием. Очень редко, но всё же встречаются физические издёвки.

️Предпосылки буллинга

Другое дело, когда ученик младших классов подвергается издевательствам со стороны старшеклассников. Здесь может быть задействовано разнообразное количество способов давления на ребёнка, начиная от запугивания и угроз, заканчивая избиением. Этот вид травли называется – буллинг в школьной среде. Причины его возникновения, зачастую, схожие с травлей в классе, однако, могут отличаться.

Одной из причин буллинга в школьной среде становится наличие у жертвы материальной ценности, которая недоступна другим (крутой телефон либо наличие большого количества денег). В таком случае он может подвергаться рэкету.

Если ребёнок является представителем другой расы или национальности, то именно расовые различия влияют на форму конфликта. Но в русских школах наиболее явной причиной давления является сексуальная ориентация. Представители сексуальных меньшинств в школьной среде подвергаются более жёсткому воздействию со стороны обидчиков.

Среди причин буллинга выделяют несколько особенно распространённых – успехи в учёбе и физическую слабость. В первом случае ситуация травли возникает из зависти к ученику. Она может перерасти из психологического давления в полное отстранение от жизни класса, то есть социальную изоляцию.

Физическая слабость – основная причина травли в школе. Отсутствие физической возможности дать отпор нападающему накладывает некоторый ярлык на такого человека. Он становится мишенью для постоянных издевательств. Это происходит даже не потому, что он слаб, а из-за психологического комплекса «жертвы». Другие дети, заметив это, быстро начинают пользоваться беззащитностью ребёнка и всячески его ущемляют.

Таком образом становится понятно, что травля в детском коллективе – явление распространённое, причин у него много. Только тогда, когда удаётся установить эти причины, можно приступать к оказанию помощи.

Причины буллинга

Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.

В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.

Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе

Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя)

Что же движет агрессором? Каковы причины, побуждающие его третировать другого человека? Чаще всего буллером становится импульсивный, не способный к жалости и сочувствию, физически сильный и любым способом стремящийся стать лидером ребёнок. Он максималист, не способен идти на компромиссы; делит всех вокруг на «своих» и «чужих»; хочет власти и ради неё может применить насилие. Буллер считает, что за кем сила, тот и прав, ему не претит самоутверждение посредством унижения другого человека, по его мнению, в борьбе за лидерство все средства хороши. Часто агрессором становится ребёнок, который раньше (в семье или в другой школе) сам подвергался насилию и был объектом травли. При этом агрессор имеет в классе авторитет, он активно общается с одноклассниками и учителями и внешне может производить очень хорошее впечатление.

У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.

Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:

  • обстановка в семье (домашнее насилие, недоверие, деспотичное воспитание или, напротив, гиперопека, развивающая в ребёнке неуверенность в своих собственных силах; любые перегибы в воспитании могут привести к тому, что ребёнок станет либо чрезмерно агрессивен, либо излишне уязвим);
  • социальная среда;
  • переизбыток насилия по телевизору, комиксы, жестокие компьютерные игры.

Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.

Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).

Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:

  • скука, безделье, недостаточная занятость коллег (часто даже взрослые люди могут затеять издевательства над более слабым человеком просто для развлечения, «от нечего делать»);
  • недоверие к новому члену коллектива («новичок» может вызвать у старожил ревность, опасения, что он будет работать лучше, больше понравится начальству, займёт их место. Если вновь прибывший сотрудник имеет хорошие или даже приятельские отношения с руководством, это может вызвать зависть и неприязнь коллег);
  • характер жертвы (мнительность, неуверенность в себе);
  • желание выжить человека из коллектива (оно может быть и у коллег, и у руководства);
  • напряжённая атмосфера внутри коллектива (она может быть связана с несправедливым распределением служебных обязанностей, «горящими» сроками сдачи отчётности и т.п. В таком случае «под раздачу» попадает самый стрессоустойчивый работник, который, несмотря ни на что, спокойно и размеренно выполняет свои обязанности, чем и вызывает раздражение коллег).

Что общего у школы с тюрьмой и почему в кружках по интересам детей не травят

Люди умеют объединяться в группы и действовать согласованно, распределяя роли в борьбе за ресурсы. Это наше видовое преимущество. Объединившись, наши предки получали еду и возможность спасаться от хищников. Группа, которая дает участнику больше, чем он имеет в одиночку, это функциональная группа «здорового человека». Группа «курильщика» — та, которая забирает больше, чем дает.

В таких группах, как школа, лагерь, тюрьма, люди объединяются не потому, что они так решили, а насильственно. Пока что не описаны случаи травли в кружках по интересам, где дети, например, вместе ставят спектакль. Дисфункциональность с большей вероятностью возникает там, где запрещен выход.

Кадр из фильма «Класс»

У школьного класса нет никакой общей цели: каждый сам учится, сам сдает контрольную, кто-то просто ждет, когда это всё кончится. И часто нет никого, кто бы за эту группу отвечал как лидер. К сожалению, наших педагогов обычно не учат работать с группой. А дети сами с групповой динамикой не справляются.

Часто инициатором травли, особенно в начальной школе, является сам педагог. Причем иногда он этого не осознает. Просто какой-то ребенок ему не нравится: медленно читает или слишком громко разговаривает. Учительница, даже не понимая, что она делает, дает детям понять, что этот ребенок у нас «паршивая овца» и без него группе было бы лучше.

Если жертва по каким-то причинам ушла из класса, очень быстро на это место назначается кто-то другой. Потому что группа больше не может без этого, ведь приятно самоутверждаться за счет другого. Я наблюдала случай, когда на место жертвы встала девочка, которая была довольно популярна. Просто группе надо было кого-то жрать.

Визуализация: заранее помогаем ребенку избежать травли и буллинга

Визуализация – это техника, с помощью которой человек представляет себе комфортную или расслабляющую ситуацию, или серию таких картинок. Исследования показывают, что люди, которые представляли определенную ситуацию, с течением времени начинали вести себя точно также. Воображаемый образ оказывает очень сильное влияние на поведение человека, а также на результат разных ситуаций в его реальной жизни. Это поможет ребенку заранее избежать травли и буллинга.

Визуализация дает человеку возможность создавать «внутренние образы», благодаря которым он не должен принимать на свой счет или верить в то, что говорит ему обидчик. Посредством воображаемых картинок, дети могут видеть и чувствовать себя защищенными от неприятных ситуаций. Например, ребенок может представить, как насмешки и другие неприятные слова отскакивают от его «защитной брони», словно шарики, или как он отбивает каждое слово в направлении обидчика бейсбольной битой или теннисной ракеткой. Например, мальчик или девочка могут подумать:

  • «Я — художник, и если нужно, то перерисую образ всех слов-насмешек»
  • «Я — певец и заглушу все обидные слова песней»

Объясните сыну или дочери, что он или она может использовать визуализацию, чтобы представить, как использует слова поддержки и уверенно выходит из любой дискомфортной ситуации.

Способность мысленного представления у детей дошкольного возраста, позволяет имитировать модель поведения, которой в данный момент нет. Например, он может представить другого ребенка, который благополучно прекратил словесное издевательство. Мысленное представление ежедневных ситуаций, успешное поведение во взаимодействии со сверстниками и решение каких-то проблем, затем переходят в реальные жизненные ситуации.

Вы можете позаниматься с ребенком при помощи простых упражнений с мягкими маленькими мячиками:

  • Напишите на них слова насмешек и оскорбления, которые ребенок слышал в свой адрес со стороны сверстников.
  • Бросайте их в малыша, который представляет, как эти слова отскакивают от него.

Это наглядно поможет ребенку понять, что он не должен буквально воспринимать то, что обидчик говорит или приказывает делать. Он будет представлять, как эти слова отскакивают обратно, потому что не имеют к нему никакого отношения.

Как распознать буллинг и к чему он может привести?

Травля в школе отличается от непопулярности, конфликтов, агрессии тремя факторами:

  • наличие насильственных действий,
  • постоянство (регулярен и в отношении одного и того же человека),
  • наличие группы (агрессивной или поддерживающей агрессора).

Только три пункта в совокупности свидетельствуют о буллинге, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно бороться иначе.

Непопулярность — это явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно контактирует, не заводит дружеских связей с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, грусть, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием любой из форм насилия: так, ученик не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как не подвергается нападкам со стороны коллектива.

При этом, травля в школе непопулярного ребенка, если она есть, не закончится с повышением его популярности: более того, выделяемого ученика могут травить чаще

Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности

Конфликты — это единичное проявление агрессии между равными детьми. В таком случае ни один из участников драки или ссоры не испытывает реальный страх, может дать полноценный отпор. Чаще всего, конфликты заканчиваются на позитивной ноте: через несколько дней его участники добровольно общаются и играют друг с другом. В обратном случае — роли в драке могут меняться, зачинщик может стать жертвой, а жертва зачинщиком. При буллинге смена ролей и равенство участников невозможно: травля в школе происходит регулярно, одна из сторон всегда страдает, а другая всегда нападает.

В конфликтах помогают медиации, так как в них виноваты обе стороны как равные. Травля в школе же не зависит от жертвы, поэтому подобное утверждение нанесет жертве буллинга непоправимый вред: оно покажет, что взрослый на стороне агрессора.

Агрессивность — это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких людей без поддержки группы. В отличие от буллинга, один терроризирует класс, а не класс терроризирует одного.

В таком случае работать необходимо с агрессором. Травля в школе устроена иначе: группа способна выдвинуть другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому работа только с агрессором не поможет.

Травля в школе — это травматичный опыт для всей группы.

Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, она теряет способность сосредоточиться и уверенность в себе, впадает в депрессивное и тревожное состояние, не хочет жить.

Зачинщиков травля в школе развращает, показывает вседозволенность. Это мешает формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.

Для свидетелей травля в школе не менее опасна: у них происходит внутренний конфликт, при котором они осознают аморальность буллинга, но не имеют возможности без страха это прекратить. Это сильно подрывает их оценку себя как «хорошего человека». Также, если травля в школе разрешена, кто сказал, что они не станут следующей жертвой. Это не позволяет им расслабиться и посвятить себя развитию.

Травля в школе оказывает разрушительное влияние также и на личность педагогов: осознавая, что в классе происходит буллинг, они не могут найти решение проблемы, что заставляет их сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.

Нередко впоследствии травля в школе приводит к несчастным случаям, самоубийствам или же ответному насилию со стороны жертвы (массовым убийствам в учебных заведениях).

Принятие ситуации — буллинг: как остановить травлю ребенка?

Принятие ситуации останавливает травлю над ребенком Придание нового значения словам обидчика или пересмотр и принятие его слов в другом контексте, иногда может быть очень мощным оружием в борьбе с буллингом. Благодаря этому, злоумышленник «взорвется» и это выведет его из равновесия. Примером этого является, к примеру, ответ девушки на нетактичный комментарий к ее одежде:

«Удивительно, как каждый раз ты точно замечаешь, что я ношу или что делаю!».

Не ждите, пока вас оскорбят снова, отвечайте на другие неуместные комментарии. Это «отразит» слова нападающего в его попытках задеть. Это могут быть такие ответы:

  • «Мне долгое время никто не уделял столько внимания»
  • «Спасибо за твое мнение!» и т. д.

Хотя цель этой стратегии состоит в том, чтобы заставить злоумышленника растеряться, важно подчеркнуть, что задача состоит не в унижении атакующего, а в укреплении чувства уверенности жертвы. Принятие ситуации ребенка поможет остановить над ним травлю — это отличная стратегия

Чтобы резко ответить на издевательства, требуется много практики. Поэтому устраивайте дома с детьми игры по ролям, разыгрывая ту или иную ситуацию. Даже пятилетние дети могут научиться отвечать сверстникам, например, достаточно всего 2-3-х слов: «Спасибо, что заметил!».

В ответ на такие обзывательства, как — «ходячая энциклопедия», «любимчик учителя», ребенок может поменять смысл, ответив:

«Я приму это за комплимент!»

Или на комментарий: «Твой обед выглядит так, как будто его уже кто-то ел!», можно ответить:

«Я вижу, тебе действительно интересно, что я ем!»

Практикуя эту стратегию, родители и дети могут придумать список возможных ответов в различных ситуациях и поочередно играть заранее подготовленные роли. Постоянные занятия с моделированием ситуаций приводят к постепенному снижению чувствительности, уменьшают автоматическую стрессовую реакцию на издевательства, готовят детей к быстрой ориентации и прививают чувство уверенности при взаимодействии с обидчиком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector