Ребенок стесняется: что делать родителям?

Как проявляется кризис 8 лет у девочки?

Легче всего кризис дается девочке. Она уже адекватно
оценивает учебу

И, если мальчишки восьмилетки уже не обращают внимание на
появление дырок и грязи на вещах, то девочки наоборот стараются выглядеть
опрятно

Чтобы справиться с ситуацией стоит на время освободить себя
от других забот и заняться ребенком. В моем случае кризис настал в 7,5 лет.
Ребенок стал активным и не желал выполнять домашнее задание. При помощи
постоянных разговоров я выявила, что у него проблемы в школе, что его никто не
понимает из детей. А все потому, что он по возрасту младше. При помощи советов
я помогла ребенку избавиться от комплексов и подружиться с классом.

Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.

  • Как мы уже отметили, самая простая причина нежелания отвечать, потому что никак не поддаётся гранит науки, решается довольно быстро. Родители привлекают уже во 2 классе репетиторов, которые быстро справляются с поставленной задачей и в 3 класс ранее молчаливый ребёнок уже идёт с намерением принародно блистать своими знаниями. Здесь главное – не упустить время, пока дыра в знаниях не стала настолько большой, что сразу уже и не заштопать.
  • Когда отказ от устных ответов связан с речевым недостатками, советы психологов сводятся к одному: быстрее к логопеду и неврологу. Ведь правильная речь — это даже не только для учёбы нужно, это необходимо в принципе по жизни, чтобы не сформировались ненужные комплексы.
  • Когда причина кроется в излишней требовательности родителей, мамам и папам придётся признать свою ошибку и пересмотреть взгляды на ценности взаимоотношений со школой, выстроенные через школьные отметки. И результат не заставит себя долго ждать: детская тревожность быть укорённым за промахи со временем исчезнет, а активность пойдёт вверх.
  • Решать проблемы с чрезмерно красноречивым, богатым на «комплименты» и эмоциональным учителем придётся вместе. Только беседа без обвинений в русле сотрудничества сможет изменить ситуацию. Ведь очень часто педагог в силу занятости даже не замечает, что его реплика стала причиной страха у ребёнка. Многие родители даже договариваются о том, чтобы стеснительного ученика первое время не вызывали к доске, а отвечал он устные уроки прямо «на ушко» педагогу на переменках. Почему бы и нет? Всё зависит от того, на какой «кобыле» вы подъедете к своему учителю и насколько внятно сможете объяснить суть проблемы.

Пять «нужно»

  1. Делиться опытом. Наверняка, были ситуации, когда у вас дрожали руки, сбивалось дыхание, а живот сводило от волнения — иными словами, вы стеснялись? Поделитесь воспоминаниями о своих переживаниях. Скажите, что стеснительность — это естественное чувство, с которым при желании можно легко справиться. Подавайте пример: спрашивайте у прохожих время или дорогу к магазину. Малыш должен видеть, что свободное общение с незнакомыми людьми — это нормально и не так уж страшно.

  2. Укреплять у ребенка веру в себя. Постарайтесь сформировать у него чувство собственного достоинства: поменьше ругайте за неудачи и побольше хвалите за достижения («У тебя все получится», «Ты хорошо очень хорошо подготовлен», «Ты самый ловкий и спортивный»).

  3. Оказывать поддержку. Застенчивый ребенок очень нуждается в чувстве безопасности. Дайте ему уверенность в том, что вы всегда будете рядом, когда понадобится помощь. Входя в комнату, полную народа, не выталкивайте его вперед и не оставляйте в одиночестве. Напротив, держите за руку, пока он не почувствует себя в своей тарелке, и сам не отпустит вас. На детской площадке сами заводите разговор с другими малышами и их родителями: через некоторое время ваше чадо вас с радостью поддержит!

  4. Расширять кругозор. Поощряйте совместные игры и походы гости, сами приглашайте друзей, устраивайте совместные вылазки на природу. Не требуйте от маленького ребенка немедленного включения в диалог или игру — дайте ему время освоиться и привыкнуть к новой обстановке, но постепенно «раздвигайте» границы общения.

  5. Обратиться к специалисту. Если вы видите, что у вас ничего не получается, и застенчивость продолжает набирать обороты, обратитесь к детскому психологу. Он поможет определить, что скрывается за детской робостью, позанимается с ребенком индивидуально или даст рекомендации походить на специальные занятия. Не стоит жалеть на эту работу времени и сил: часто на работу по раскрепощению приходится тратить столько же времени, сколько застенчивость формировалась.

Волнующие вопросы

Когда в семье стеснительное чадо – это настораживает самих родителей.

Одни папы с мамами пытаются сразу чадо «перестроить» на новый лад, другие же пытаются направить эту черту характера в позитивное русло.

Взрослые должны понимать, что главное в этом вопросе – это благополучие самого ребенка. Если малыш от природы такой, то негатива от этого нет. Когда причина кроется в семейной среде, то родители должны приложить максимум сил, чтобы изменить негативную домашнюю обстановку на более положительную.

Контроль или вседозволенность

Зачастую небрежно кинутая фраза в сторону ребенка способна лишить его активности и самостоятельности. Это добавляет в его поведение больше неуверенности

Чрезвычайный контроль близких и родителей, их навязчивое внимание становятся причиной развития у малыша подобного поведения

Справка. Когда у малыша появляются проблемы, вместо сопереживания родители высказывают критические замечания и давят своим авторитетом на юную душу. Такое поведение взрослых неприемлемо, поскольку негативно сказывается на характере маленького человека.

Советы родителям

Что же нужно сделать и как помочь детям стать полноценными. Вот несколько рекомендаций, которые помогут в решении данной проблемы:

Не ругать, чтобы не спровоцировать стеснительность и скрытность.
Участвовать в его личной жизни.
Уметь слушать малыша.
В моменты огорчений проявить поддержку.
Необходимо учить уверенно идти по жизни малыша, невзирая на предыдущие поражения. Дети являются отображением своих родителей. По этой причине взрослым необходимо самим научиться признавать свои ошибки и на личном опыте показывать своему чаду, что в этом примере ничего нет страшного.
Давать небольшие поручения, например, оплатить покупку на кассе, находясь рядом с родителями.
Необходимо в дом чаще приглашать гостей с детьми. При общении ребенок будет чувствовать себя более уверенным, находясь в домашней обстановке. Малыш легче пойдет на контакт с посторонними людьми.
Поощрять

Детям необходимо внимание. Времяпровождение с родителями окажет положительное влияние на него

Помогут побороть подобные проявления характера семейные прогулки в зоопарк, кино, на разные аттракционы.

Малышу также придется потрудиться, чтобы избавиться от подобного комплекса. Для этого нужно:

  • держаться уверенным;
  • чаще улыбаться близким, сверстникам и незнакомым;
  • научиться бесстрашно смотреть в глаза собеседника;
  • принимать участие в разговорах и быть активным;
  • больше ходить на разнообразные мероприятия;
  • найти себе занятия по душе;
  • делать попытки для преодоления страхов;
  • заняться спортом;
  • принять свою застенчивость (для этого следует осознать свои особенные качества характера и их не стыдиться, а преображать, избавляться либо изменять).

Эти действия помогут не только закалить организм, но и душу.

Что делать, если ребенок стеснительный:

Заключение

Человек не может жить без социума. Обязанность родителей помочь своему малышу в сложившейся ситуации. Его следует научить взаимодействовать с окружающим миром. Начинать это делать лучше в раннем детстве.

Как возникает?

Скромность закладывается еще с детства, если ребенок постоянно чувствовал неодобрение со стороны старших за свои поступки и его ругали за любое проявление индивидуальности. В таком случае, у детей не формируется привычка достигать цели, и они перестают выражать свои желания. Скромного человека трудно заметить в толпе, он пытается не выделяться. Родители не должны уговаривать свое чадо бросить любимое дело, а наоборот нужно помочь и все объяснить. Еще одна причина такого состояния кроется в желании быть лучше всех, то есть – перфекционизме. При любой неудаче человек винит себя, даже если проблема заключалась во внешних факторах. Чтобы избежать любых неприятностей в будущем, такие люди отказываются от новых знакомств и необдуманных поступков. Они очень боятся услышать в свой адрес неодобрительные возгласы или насмешки. Итак, скромность и застенчивость, в чем разница и их симптомы.

Особенности

Скромность не должна мешать жить, но внутри у человека постоянно происходит борьба с самим собой, что негативно сказывается на здоровье и социальной жизни.

Симптомы скромности:

  1. Мнительность;
  2. Страх кого-то обидеть;
  3. Неспособность отказать;
  4. Неумение принимать решения;
  5. Скованность в общении;
  6. Прислуживание другим людям.

Такая черта характера больше свойственна женщинам и бытует мнение, что это только украшает представительниц прекрасного пола. Но за податливой и мягкой девушкой скрывается личность, испытывающая страх показаться непонятой. Они себя недооценивают, поэтому им приходится играть чужую роль. На вопрос, являются ли скромность и застенчивость синонимами, есть ответ. Застенчивый человек испытывает ужас даже о мысли, что его могут высмеять и указать на его ошибки.

Семейный портрет

Когда ребенок приходит в этот мир, у него не развито чувство понимания своего «я»: кто он? И отношение к нему родителей (или фигур, замещающих родителей) дает возможность сформироваться внутри у него такого понимания. Манера общения родителей с детьми, тип воспитания, принятый в семье, может спровоцировать развитие застенчивости у малыша.

Психологи выделяют четыре типа воспитания:

1. Авторитарный. Это тот тип воспитания, когда родители заставляют ребенка выполнять некие требования, не всегда соотносимые с его возрастом и развитием. Авторитаризм, полностью отрицающий потребности ребенка, может привести к развитию застенчивости. Тут нужно понимать, что застенчивость можно развить и воспитать в ребенке. И воспитать настолько, что из привычки она станет чертой характера. У ребенка формируется ощущение, что они ничего не способен сделать сам, и мир для него опасен. Он понимает: что бы он ни сделал, это всегда будет недостаточно идеально, не достаточно хорошо для родителей. Тогда он будет избегать ситуаций, в которых может испытать тревогу, страх, насилие или реальную опасность.

Самое печальное, что родители, культивирующие такой тип воспитания, искренне желают добра своим детям

Именно поэтому они настойчивы в своих запросах и требованиях к ребенку, потому что полагают, что должны научить ребенка чему-то очень важному. Например, в год — читать и завязывать шнурки

С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой — скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает. Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»).

2. Либеральный (его еще называют демократическим или попустительствующим) — это тип воспитания, при котором родители дают ребенку возможность делать все, что он считает необходимым. На самом деле, поскольку ребенок очень мал, он в глубине души осознает опасность внешнего мира и нуждается в поддержке (а порой и в жестком ограничении своих действий). И то, что родители понимают как уважение и любовь к ребенку, на самом деле воспринимается им самим как отсутствие и любви, и заботы. И этот вид воспитания может развить симптомы застенчивости. Зная о том, что «туда ходить нельзя», малыш все-таки идет и действительно попадает в очень серьезные ситуации, получая опыт, что мир для него крайне опасен. А все потому, что нет навыков, ведь родители не показали, как с этими опасностями справляться.

3. Авторитетный тип воспитания — тот, когда родитель ребенку спокойно говорит: «Я тебя научу». Этот родитель очень внимателен к своему чаду. В самом начале, когда малыш на руках матери впервые проявляет тревогу, она ему отвечает — «все нормально», «ты в порядке», «я тебя поддержу». Такие родители очень внимательны и наблюдают за развитием ребенка, они никогда не заставят его делать то, что ему не под силу. Им не придет в голову учить его читать или считать с пеленок. Они будут учить его первичным навыкам нахождения в мире. Они научат его справляться с эмоциями. Такие родители — это уверенные в себе люди — хорошо проведут своего детеныша по этому пути.

4. Воспитание по типу двойной связи — самый опасный тип воспитания, когда «попустительствующая» манера в какой-то мере сочетается с авторитарной («Ты туда сходи, сделай это, а я за это тебя накажу, или унижу, или обсмею»). При таком общении с родителями у ребенка невероятно высок уровень тревоги. С одной — стороны побуждение, с другой — страх, что его никто никогда не поддержит, что мир опасен, что если он, рискуя, все-таки пойдет туда, то все равно все итог будет плачевным. За этим последует решение: «Я начну избегать любых контактов», которое на начальном этапе будет выглядеть как застенчивость. Бесконечная тревога, которая отбирает у ребенка огромное количество сил, не оставляет ему энергии для действий, движений. Такой ребенок постоянно подвержен апатии. И уж тем более он никогда не будет принимать на себя ответственность за свои решения, поступки. Скорее всего, здесь компенсаторно в такой ситуации сработает обвиняющая позиция: «Виноваты все, но не я. Это сегодня погода такая! Не так на меня посмотрели, а так бы я все сделал отлично».

Агрессивность — обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Зачем поощрять смирение у детей?

Вот некоторые из причин, по которым родители могут захотеть повысить смирение у детей:

  • Обучение детей смирению может помочь им увидеть ситуации в правильной перспективе, которые могут способствовать надлежащей мере уверенности в себе.
  • Смирение может гарантировать, что ваш ребенок будет вежлив и уважителен по отношению к другим людям.
  • Смирение может научить вашего ребенка слушать других, поскольку он научится ставить других перед собой.
  • Это также может способствовать его желанию учиться у других, тем самым гарантируя его личный и интеллектуальный рост.
  • Воспитание смирения у детей может помочь в сдерживании их эго, которое может легко раздуться в современном цифровом мире, где хвастовство обычно является нормой.
  • Это может способствовать их открытости для новых идей, любознательности, творчества, что позволяет им исследовать мир вокруг них.
  • Скромный ребенок может лучше общаться с людьми, что может помочь в построении здоровых и длительных социальных отношений.
  • Вдохновляющее смирение у детей может также привить им чувство благодарности. Они могут научиться ценить и быть благодарными за все, что у них есть.
  • Поощрение смирения у детей может мотивировать их стать хорошими людьми, всегда готовыми протянуть руку помощи другим.
  • Смиренные дети, как правило, более счастливые существа в безопасности, зная, что их любят и уверены в своих знаниях и способностях.

Задача родителей – не потерять контроль

С другой стороны, в таких обстоятельствах кризис 8 лет осложняется, и нужно помнить о главных его опасностях – потерять эмоциональную связь с ребенком, потерять родительское влияние. Дети начинают чувствовать себя взрослыми и самостоятельными, начинаю пренебрегать авторитетом родителей и учителей.

Чтобы не допустить плачевных последствий кризиса,
придерживайтесь некоторых правил при общении со своим повзрослевшим чадом.

  1. Не нужно его ограничивать в выборе, подчеркивая,
    что он маленький и поэтому решить сам не в состоянии. Это не так! Прошло то
    время, когда он был таковым. Теперь чадо в состоянии решать многие вопросы,
    которые его непосредственно касаются.

Чрезмерное вмешательство родителей в процесс
выбора приведет к плачевным последствиям в дальнейшем: вызовет комплексы и
сложности в установлении силы воли. Если ему настоятельно говорить делать то
или это, вырастит «маменькин» (или «папенькин») сыночек, который не сможет
элементарно понять, что ему одеть и как ему сделать уроки.

  • Но и пускать все на самотек не стоит. Если малыш
    желает самостоятельно делать какие-либо дела, позвольте ему это сделать. Если
    он просит помощи, то не пренебрегайте просьбе. Не стоит заставлять его делать
    дела, пусть по собственной инициативе он это делает.
  • В этот период времени ребенку нужен друг, с
    которым он может поделиться своими переживаниями. И лучше всего, если этим
    другом станет один из родителей или ближайший родственник.

Как стать ему другом? Побольше уделяйте ему
времени, участвуйте в его жизни, слушайте его проблемы

Разговоры – это важно
для любого ребенка вне зависимости от наличия у него кризиса. При помощи
разговоров родители формируют ценности в жизни

Для корректного формирования личности нужно
разговаривать с ребенком без сюсюкания, которое было в 5 лет. Не нужно
раздражаться в момент, когда он спрашивает глупость. Да, тяжело после рабочего
дня выслушивать детские «проблемы», но без этого ребенок замкнется в себе.
Обязательно поинтересуйтесь о  его новых
друзьях, что происходило в школе и какие сложности у него бывают.

Психология застенчивого ребёнка

Откуда вообще берётся застенчивость? Возможно, она передаётся нам генетически. На это повлиять невозможно, но есть другие факторы, которые способны успешно «запустить» робость:

  • Если ты специально (или ненамеренно) ограничиваешь круг общения малыша в раннем возрасте, в дальнейшем он просто будет не знать, как себя вести, и предпочтёт вообще не контактировать с незнакомыми людьми.
  • А может быть, ты недовольна тем, что застенчивый ребёнок в 4 года всё ещё не умеет свободно контактировать с другими детьми и взрослыми. Малыш в ответ на твоё недовольство замыкается в себе и думает, что теперь мама будет любить его, только когда он достаточно хороший.
  • Робость часто возникает, когда детей жёстко контролируют, не дают возможности принимать хоть какие-то решения самостоятельно.
  • Некоторые дети стесняются только людей противоположного пола – это может быть следствием того, что мальчиков и девочек воспитывают по-разному.

Известный психолог Филип Зимбардо подтверждает, что робость мешает людям знакомиться, заводить друзей, а ещё выражать и отстаивать собственное мнение. Наверное, никто из родителей не пожелает таких сложностей своим детям. Давай разберёмся, что можно предпринять, чтобы твой малыш стал более уверенным в себе.

Способы справиться с детской застенчивостью

Существует множество способов, которые могут помочь преодолеть свою застенчивость. Психотерапевты рекомендуют родителям применять одновременно несколько методик, направленных на исправление этой черты характера.

Согласно исследованиям, более 50% взрослых испытывали чувство застенчивости в детском возрасте. Взрослые помогут своему малышу, если поделятся с ним собственным опытом, расскажут о том, как в детстве они боялись выступлений и стеснялись проявлять себя, испытывали робость при общении. Необходимо сделать акцент на том, как им удалось справиться со своей застенчивостью и стать коммуникабельными.
Будьте внимательны к своему малышу. Нельзя ругать за то, что он застенчив и стеснителен. Признайте, что он имеет полное право бояться и не хотеть общаться с другими, выскажите ему сочувствие

Это установит между вами тесную взаимосвязь, даст возможность малышу быть с вами откровенным.
Обратите внимание на то, что общение со сверстниками имеет множество плюсов и кардинальным образом изменит его будущее, делая его существование более интересным и насыщенным.
Даже если вы сердитесь на чадо, не позволяйте себе его обзывать тихоней, несмелым, вечно боящимся мямлей. Верьте в своего малыша и это придаст ему уверенности и силы, чтобы меняться в лучшую сторону.
Можно в домашней обстановке ежедневно проигрывать сценарии самых страшных событий, которые могут поджидать малыша в школе, и тогда на следующий день он будет внутренне готов к любым неприятностям.
На каждый день формируйте определенную цель, которую малыш может достичь в школе. Это может быть выступление с докладом, вопрос учителю, ответ по домашнему заданию, инициатива при общении с другими детьми.
Не забывайте хвалить и отмечать любой успех крохи, страдающего от застенчивости

Отсутствие поддержки родителей приведет к обратному результату — малыш полностью замкнется в себе и перестанет делиться с вами своими проблемами.

Это может быть выступление с докладом, вопрос учителю, ответ по домашнему заданию, инициатива при общении с другими детьми.
Не забывайте хвалить и отмечать любой успех крохи, страдающего от застенчивости. Отсутствие поддержки родителей приведет к обратному результату — малыш полностью замкнется в себе и перестанет делиться с вами своими проблемами.

Если вы перепробовали все методы, и они оказались безрезультативными, а застенчивость вашего ребенка стала патологической, не тратьте время даром, обратитесь за консультацией к психотерапевту. Специалист, который имеет обширный опыт общения с детьми с различными психоэмоциональными проблемами, обязательно найдет подход к вашему малышу и сможет оказать ему квалифицированную помощь. Даже в этом случае от вас, как от родителей, ребенку понадобится всесторонняя помощь и поддержка.

Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов – способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.

Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения – отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Темперамент

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто не согласны с другими, – отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

Желание общения

Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет. Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют. Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.

Застенчивость

Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!

А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.

Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.

Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?

  1. На помощь придет позитивное мышление. Приучайте ребенка находить плюсы в общении, в людях. Пусть он самостоятельно выделяет эти плюсы, а еще лучше — записывает.
  2. Не пугайте его сами. Часто именно от взрослых идет настрой, что весь мир опасен и кругом враги. Думайте над тем, что вы говорите, как вы отзываетесь об учителях, детях и родственниках.
  3. Учите ребенка дышать! Странный совет? Ведь все умеют дышать? Нет, это как раз один из сильных способов управления психикой. Вдох, выдох — лучше отойти в сторону, если нет возможности делать эти вдохи тихо, про себя. При этом отслеживать это время по часам. Цикл: 45 секунд дыхания — по плану и 45 секунд — в обычном режиме. Мозг отвлекается на выполнение этого задания и забывает о своей панике по поводу стресса от общения.
  4. Учите стихи. Тоже смешно? Нет! Учите с ребенком длинные стихи — вместе. А потом вставайте с ним вдвоем или вместе с другими членами семьи перед зеркалом и начинайте декламировать. Это начало тренировки для публичных выступлений. Это шаг к избавлению от излишней застенчивости. Ребенок должен оценить, как выступил он и как — вы, поставить оценку по 10-балльной шкале вам и себе тоже.
  5. Приглашайте людей в дом. На своей территории проще справляться со страхами и застенчивостью.
  6. Устраивайте спектакли, концерты — пока для своих родственников, на праздники.
  7. Введите традицию ежегодных фотосессий. На красивых снимках всем нравится смотреть на себя.
  8. Покупайте ребенку яркую одежду. Помогая ему быть «серой» мышкой, вы делаете только хуже.

Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!

Источник

Как проявляется?

Положительные стороны

Если застенчивость крохи не вызвана неправильным воспитанием или насмешками со стороны сверстников, а является частью характера малыша, то в этом есть свои плюсы. Такие дети спокойны, вежливы, очень внимательны и добры. «Тихони» обожают проводить время с домашними животными, играть и заботиться о них. Стеснительные детки всегда стараются избежать конфликта, внимательно выслушивают собеседника. Именно за эти черты характера их так ценят окружающие.

Негативные стороны

Несмотря на массу положительных моментов, застенчивым детям очень трудно самореализоваться и
адаптироваться в обществе. Ответ у доски, выступление на утреннике, разговор с незнакомым человеком, день рождение одноклассника — любая ситуация превращается в стресс.

Родители стеснительного ребенка испытывают смешанные чувства. С одной стороны, с воспитанием тихого, кроткого малыша возникает меньше трудностей. С другой — родители часто переживают, как их ребенок, такой необщительный и безобидный, сможет влиться в коллектив, найти себе друзей, постоять за себя, когда придет время идти в детский сад и школу. Как показывает практика, люди, которые отличались застенчивостью в детстве, во взрослой жизни становятся замкнутыми, предпочитают уединенный образ жизни, редко появляются в больших компаниях.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector