Особенности техники выполнения жостовских узоров
Содержание:
- Создание подноса
- Как создается жостовский кованый поднос?
- Элементы и узоры жостовской росписи
- Элементы и узоры жостовской росписи
- Художественная роспись жостовских подносов
- Поэтапная роспись жостовского подноса
- Цвета в росписи
- Жостовская роспись поэтапно – от идеи до произведения искусства
- Научиться и научить
- Букетные композиции. Принципы составления
- Как подносы готовят к росписи?
- Мотивы Жостова
- Техника выполнения
- История возникновения
Создание подноса
Долгие десятилетия шлифовалась технология изготовления подноса. Есть работа ручная (метод ковки) и автоматизированная (метод штамповки).
Метод ковки
Кованые подносы создают по старинной кустарной традиции. Нельзя сказать, что сегодня ковали не занимаются таким изготовлением изделий: их стало немного меньше, так как технологии позволили оптимизировать производство, но запрос на ручную работу все еще есть.
Ручными ножницами мастер выкраивает скобу из нескольких металлических карт. Затем заготовка отправляется на наковальню, где она выбивается и вытягивается. Край подноса мастер закатывает и делает там проволочную заготовку, после чего на наковальне край выравнивается молотом.
Изготовленный на фабрике кованый поднос имеет свой номер и сертификат. Они упаковываются в фирменную коробку (тоже ручного изготовления) и подарочные пакеты.
Ковка сложна и трудоемка, но, как и любая ручная работа, особенно ценна. И финансово ценна, в том числе. Это, пожалуй, единственный «минус» такой технологии.
Метод штамповки
Изготовление части сегмента продукции на фабрике сегодня механизировано. И это не умаляет значимости изделия, оно все равно остается образцом в своем роде, но еще и символизирует, как органично могут сосуществовать технический прогресс и народные промыслы.
Технология штамповки:
- Из железного листа мастер вырубает заготовку нужного размера.
- С помощью пресса ей придается задуманная форма – овальная либо же круглая, прямоугольная, восьмиугольная или «гитарная» (у мастера выбор из 32 форм, остальные можно делать только ручной ковкой, а это десятки форм).
- Затем следует этап обезжиривания, шпатлевки и шлифовки, благодаря чему поднос приобретает идеальной ровности поверхность.
Как создается жостовский кованый поднос?
Издревле так сложилось, что производство продукции из металла ведется вручную. Иными словами, для создания подносов мастера используют холодную выколотку. Коваль в соответствии с полученной формой ножницами по металлу вырезает заготовку для будущего изделия.
Специальными молоточками он выколачивает бортики, выравнивает поле подноса. На станке проводится подгибанием краев. За двести лет существования промысла накопилось более ста пятидесяти форм. От миниатюрных до огромных («скатерных»).
Каждая заготовка создана по конкретным пропорциям. Ветреная мода оказывает влияние не только на fashion-индустрию. Изготовители подносов также стараются подстроиться под нее. Поэтому изделие может быть мелким или глубоким, крылья – широкими или узкими.
В наши дни создание металлической продукции автоматизировано. Вначале из листа железа вырезают заготовку необходимого размера, потом прессом придают требуемую форму (квадрат, круг, овал). Подобным способом создают тридцать две разновидности подносов. Остальные изделия по-прежнему изготавливают вручную.
После ковки заготовку обезжиривают, покрывают шпаклевкой и шлифуют. Этого требуется, чтобы добиться максимально ровной поверхности. Обязательный шаг – нанесение грунтовки. Затем форму покрывают двумя слоями эмали. Каждое покрытие тщательно просушивают.
Черный лак и роспись пришли в нашу страну более четырехсот лет назад. Русские умельцы приспособили сложную восточную технологию к доступным материалам и добились качественного производства.
Неважно, какой формы поднос расписывают мастера, работа ведется в той последовательности, по которой трудились еще их прадеды. Для росписи используют масляную краску и беличьи кисти
Красящее вещество разводят льняным маслом, рабочий инструмент промывают в скипидаре. Кисточки используют разнообразные, от тонких до крупных. Каждый мастер обладает собственным набором.
Элементы и узоры жостовской росписи
Изначально при зарождении этой росписи основными мотивами в написании выступали красочные пейзажи, бегущая тройка лошадей и конечно, удивительные цветы.
По мере развития и привлечения новых мастеров со своим авторским взглядом на живопись, в стиль росписи добавились ландшафтные пейзажи с изображением замков и необычных гор. А также сюжетные композиции из жизни народа. Например, поездка на санях с тройкой лошадей, описание чаепития с изображением самовара, краткий момент плетения лаптей и многое другое.
Но главный вид росписи – это, конечно же, букет садовых или полевых цветов. Классическая схема рисунка следующая. В центре произведения помещается большой бутон, а по бокам от него цветы поменьше. Чаще всего в жостовских рисунках можно встретить именно розу, лепестки которой выглядят очень сочно и ярко.
А также рисуют и другие цветы – прекрасные маки, нежные тюльпаны, роскошные георгины, милые ландыши или неповторимые анютины глазки. Для привнесения разнообразия в картину мастер к цветочной композиции может добавить свежие плоды деревьев и мелкие ягоды.
При создании цельной картинки автор сочетает реалистичный вид элементов композиции с некой сказочностью. Это создаёт эффект необычности и пленительной красоты готового изделия.Ныне, благодаря профессионализму мастеров, таким рисунком может быть украшена не только металлическая посуда, но и керамика, стекло и даже кожаные изделия. А тарелка, сервиз или разделочная доска, выполненные в жостовских мотивах, станут отличным подарком или уникальным пополнением коллекции собирателя предметов антиквариата.
Элементы и узоры жостовской росписи
Чаще всего живописцы составляют на подносах простые комбинации из цветов. Создание рисунка происходит путем гармоничного объединения растений небольшого размера и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и изумрудных листиков.
Самые популярные элементы: роза, астры, пионы, георгины с тонкими стебельками и небольшими веточками. Помимо садовых композиций живописцы активно используют трогательные фиалки, нежные ландыши, милые анютины глазки.
Рядом с классическими лилиями, чабрецом и ромашкой мастера любили изображать волшебные цветы, которых вовсе не существует в природе. Богатые и пышные букеты дополняли фруктами и ягодами. Подносы жостовская роспись порой украшали изображением бабочек или птиц. Они располагались в центре композиции либо на заднем плане.
Помимо составления цветочных икебан живописцы любили пофантазировать над сюжетными картинками. Как правило, это бытовые сценки из жизни обычных людей, красивые пейзажи или уникальное изображение ландшафта.
Большой популярностью пользовалась композиция – тройка коней, окруженная цветами.
Роспись имела характерную особенность: к каждой картинке у художников был импровизационный подход.
Иными словами, мастера не утруждали себя составлением эскизов и не любили творить по готовым шаблонам либо придерживаться определенной схемы.
Если учесть многообразие художественных приемов, полет фантазии и креативный подход к делу, то можно понять, насколько уникальными и неповторимыми получаются подносы от жостовских мастеров.
Художественная роспись жостовских подносов
Жостовская роспись создается в два этапа: замалевка и выправка. На этапе замалевки мастер большой кисточкой рисует главный силуэт композиции на всей поверхности подносика. Для ее создания применяются разбавленные краски. Потом, поднос с нашей замалевкой, просушим в течение 12 часов в специальных шкафах для сушки.
Материалы и инструменты для работы
Что нам понадобится для создания такой росписи:
-
Масляные красочки.
- Кисточки из натурального ворса различной толщины.
- Золотистая паста (для создания орнамента на вещи)
- Бумажка и карандаши для полной подготовки эскиза.
- Заготовка — металлический черный подносик.
- Искусственный лак.
- Льняное масло (для очищения кистей и исправления плохих линий)
- Большая линейка.
- Стакан для воды.
- Палитра или пластиковая тарелка для смешивания красочек.
Мастер-класс по жостовской росписи
Начнем наш мастер-класс с обычных шагов.
- Первый шаг росписи считается замалевкой. Для жостовской технологии краски нужно разбавлять белилами и немножко добавить в смесь льняное масло. Потом большими мазками нанесем на поднос рисунок. В большинстве случаев в середине изделия размещают самые объемные бутоны, вокруг них – листья и более маленькие цветки.
- После создания замалевки изделие нужно оставить для высыхания красочки на 12 часов.
- Начнем рисовать тенежку, таким образом, как изображено на фото. Это нанесение более темных цветов на кончики лепесточков и листиков, чтобы выполнить иллюзию объема.
- Потом белилами высветим нужные места – этот шаг называют прокладкой. Изделие сразу приобретает красивый вид.
- Дальше по очереди – создание бликов. Этот шаг так и называется – бликовка.
- Наша работа подходит к завершению. Выполним чертежку – самой тоненькой кисточкой выписываем маленькие детали – прожилки на листиках и лепестках, тычинки, прожилочки. Можно взять линейку, чтобы было проще создавать мазки.
- Изображения на жостовском подносе – это всегда одна композиция, а не просто отдельно созданные цветы. Чтобы изготовить эту целостность применяется привязка – в промежутках между цветками и листиками изображаются завитки и травинки, узорчики и точки. Именно этот шаг изготавливает тот популярный «жостовский» рисунок.
- Теперь осталось разукрасить бортики изделия. Их можно просто обводить контрастной линией или украсить цветочным орнаментом. Этот шаг называется «уборка».
- Вот мы и завершили нанесение изображения. Как можно заметить, каждый шаг жостовской росписи имеет свое индивидуальное название, а в целом все шаги с 5 по 9 называются «выправка».
- Готовый подносик после высыхания нужно покрывать двумя-тремя слоями лака, давая каждому слою просохнуть по два часа. Место для сушки должно располагаться в хорошо проветриваемом помещении, при этом нужно следить, чтобы к готовому изделию не прилипли маленькие соринки или, к примеру, тополиный пух.
Наш подносик завершен, можно начинать чаепитие!
Заключение.
Существует много раскрасок жостовой росписи для ребенка. Раскраски жостовой росписи для ребенка — это картинки для раскрашивания, с изображением популярных подносов, цветков, птичек, и других элементов. Раскрашивать раскраски будет очень интересно и увлекательно деткам любого возраста. Рисунки словно создаются из мерцающей глубины, вспыхивая красочными букетами цветов из крупных бутончиков и мелких цветков. С помощью таких раскрасок ребенок легко освоит технику жостовой росписи, и сможем сам раскрасить какое-нибудь изделие, к примеру, поднос.
Поэтапная роспись жостовского подноса
Вот как все происходит:
- На этапе грунтовки выбирается и наносится фон — цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа — пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
- На втором этапе жостовской росписи создается замалевок — общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
- Тенежка — это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
- Этап прокладки — самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
- На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
- На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
- Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
- Последний этап — уборка — предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется «твореным» золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком — гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком — орнаментом с включением цветов.
Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы. Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.
Цвета в росписи
Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.
Для фона
Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.
Фон подноса имеет цвет «слоновая кость»
Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.
Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.
Для основного изображения
Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.
Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.
Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.
Жостовская роспись поэтапно – от идеи до произведения искусства
Подобные орнаменты очень достоверны и подробны, а ещё отличаются уникальным колоритом – каждый лепесток, лист и стебель буквально сияют изнутри. Как же этого удаётся достичь? Вот стадии, через которые проходит изображение:
замалёвка. Масляную краску разводят с белилами и намечают очертания будущих цветов. Постепенно разрозненные пятна объединяются в цельный эскиз, соответствующий форме подноса;
тенёжка или лессировка. Пигмент делают полупрозрачным, смешивая с растворителем, и наносят поверх первого слоя, прорисовывая затенённые детали, чтобы те стали рельефными;
прокладка. Тщательно выписывают остальные элементы картины;
бликовка. Плотной краской акцентируют светлые места – так создаётся иллюзия, словно на букет падают солнечные лучи;
чертёжка. Тонкой кистью обозначают прожилки на листьях и бутонах, семена, тычинки;
привязка. Рисуют ветви, стебли, вьющиеся травы и лозы, заполняя пустоты между цветами. Здесь проявляется индивидуальный почерк автора – некоторые предпочитают, чтобы этот декор был минималистичным и деликатным, иным же нравятся броские, занимающие всё свободное пространство узоры;
уборка краёв. Как правило, выполняется уже другим человеком – орнаменталистом. Он украшает бортики произведения.
Научиться и научить
Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием. Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи. А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.
Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом. Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется «двойной мазок». Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная — на кончик кисти. Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда. Затем аналогично заполняется серединка соцветия.
Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием «двойного мазка». При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.
Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.
После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки. Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка. К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.
Далее наступает этап рисования «травки». Листики у стебельков также изображаются двойным мазком. А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки. При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился «зигзаг». При изображении более круглых листочков используют прием «запятой».
В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!
Букетные композиции. Принципы составления
Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета «вкалываются» мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками — так называемая «травка». В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков. По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.
Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.
Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев — так называемая «травка».
По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например «травку».
Как подносы готовят к росписи?
После того как подносы обрели форму и были завальцованы, их грунтуют с обеих сторон замазкой, состоящей из мела, разведенного в олифе. Как только загрунтованный поднос высушится в специальном шкафу, мастер-грунтовщик шлифует его поверхность наждачной бумагой, а затем наносит еще один слой замазки. Раньше поднос покрывали в два слоя черным грунтом, состоящим из каолиновой глины, керосина, голландской сажи и растительного масла. Каждый слой обязательно высушивался и шлифовался. Сегодня традиционный способ грунтовки не применяется, вместо него используется наносимый из пульверизатора коричневый фабричный грунт. После просушки загрунтованный поднос шпаклюют и высушивают. Затем зашпаклеванный поднос вручную шлифуется пемзой.
Только после этого на поднос наносится черная краска на скипидарной основе, а после очередной просушки его покрывают в 2–3 слоя черным масляным лаком. Высушенный и очищенный поднос передают художнику на роспись.
Мотивы Жостова
Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.
Основными мотивами жостовской росписи являются:
- Букеты из садовых и луговых цветов.
- Растительные мотивы.
- Цветочные орнаменты.
- Вазоны.
- Гирлянды.
- Сценки народных гуляний.
- Пейзажи.
- Натюрморты.
- Сценки народного быта.
- Сценки народных свадеб.
- Сценки с чаепитием.
Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.
Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.
Техника выполнения
Классическая роспись предполагает использование черного фона. Для промысла брали подносы разнообразных форм, от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных. Процесс создания будущего шедевра состоит из нескольких этапов. Давайте детально рассмотрим каждый из них.
Грунтовка
Первый шаг росписи. Поверхность подноса обрабатывается шпаклевочным материалом. Затем мастера шлифуют изделие. Именно на этом этапе художник определяется с цветом полотна, в дальнейшем изменить его нельзя.
Замаленок
Основа будущего узора. Используя разбавленные краски, художник формирует силуэты элементов композиции, которые станут частью картины. На данной стадии импровизации нет места, все происходит в соответствии со старинной технологией. Базу под будущий узор составляют по заранее продуманной схеме.
Тенежка
Придает полупрозрачной композиции реалистичность. Возникают отчетливые тени, полутона и блики. Цветки приобретают объемность, листья и стебли выглядят более натуральными.
Прокладка
Самый важный этап создания композиции. Слой позволяет придать букету максимальную правдоподобность, которая является отличительной чертой жостовской росписи. Именно реалистичность выделяет промысел на фоне остальных народных ремесел.
Главная задача живописца конкретизировать детали, высветлить отдельные участки композиции. Мастер устанавливает контрастность либо выравнивает орнамент за счет плавных переходов.
Бликовка
Объемности изображения умелец добивается с помощью бликов. Создается ощущение, что цветочные букет попал под лучи солнышка. Он будто светиться изнутри и блестит. На данном этапе композиции «заряжается» настроением и приобретает уникальный колорит.
Чертежка
Один из самых интересных шагов в процессе росписи. Задача живописца с помощью тонкой кисточки и минимального количества краски детально прорисовать каждый элемент композиции, добавляя ей натуральности.
На ягодках появляются семена, в чашке цветков образуются пестики и тычинки. Листочки и трава становятся объемными и реалистичными за счёт использования кружевных дополнений и прочих сложных акцентов.
Привязка
На заключительном этапе комбинацию из цветов и растений требуется гармонично вписать в фон. Для этого художник использует усики, травинки и многочисленные витиеватые элементы. Благодаря привязке полотну придается еще больше объемности, и композиция выглядит цельной и гармоничной.
Чтобы изделие смотрелось завершенным, и стилистика максимально соответствовала принятым нормам, мастера напоследок «прибираются». Они декорируют бортики подноса геометрическими линиями, растительными орнаментами, венками из цветов.
Окантовка может быть обильной, не уступающей по богатству центральным фигурам картинки или скромной, слегка подчеркивающей рамки изделия. |
История возникновения
Самыми первыми, именно по историческим и археологическим данным, технику лаковой росписи освоили жители Китая. Много лет назад, в эпоху Шань Инь, китайцы декорировали лаковыми изображениями домашнюю утварь и изделия повседневного использования, оружие и специальные сосуды. После Китая это творчество перешло в страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из этих мест технология лаковой живописи развивалась по-своему.
Распространение в России и национальные особенности
Многие торговцы в XVI—XVII вв. , ездившие в страны Юго-Восточной Азии, привозили красивые образцы расписных лакированных предметов к себе в Россию. Вдохновленные изяществом и уникальностью разных по форме и назначению восточных изделий, украшенных лаковыми рисунками, мастера большинства европейских государств начали создавать и украшать разные предметы в «китайском» стиле. Настоящее развитие производства изделий, которые украшались таким способом, началось только в XVIII веке в таких передовых странах, как:
- Голландия.
- Англия.
- Германия.
- Франция.
Созданные на Урале и украшенные этой техникой сундуки и подносы, чаши и вёдра, а также иные вещи из повседневного обихода продавались на разных популярных ярмарках. Возможно, именно замеченные там предметы уральских умельцев вдохновили семью Вишняковых на лаковую роспись подносов из металла.
Семейное дело этой семьи с 1825 года начиналось именно как роспись лаком разных предметов из папье-маше — табакерок, портсигаров, книжек и так далее. С 1830 года практически все мастерские, которые находились в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали создавать предметы из папье-маше и перешли на изготовление и роспись жостовских подносов из металла. Близость к столице дарила возможность промыслу обходиться без посредников и иметь стабильный рынок сбыта, а еще по недорогим ценам приобретать нужные материалы.