Александринский театр
Содержание:
Афиша и билеты
Новая сцена
ПРОГРАММА «URBAN SENSE». Тактильная лаборатория «Вибрации города»
С 27 сентября по 12 октября в программе «Urban sense» на Новой сцене Александринского театра пройдет тактильная лаборатория «Вибрации города».
-
08
Окт
19:00 -
11
Окт
19:00 -
12
Окт
19:00
Основная сцена
СЛАВА (БДТ им. Г.А. Товстоногова)
«»Пьеса о хороших людях» — именно так определяет жанр спектакля режиссёр Константин Богомолов: «Слава» спаяна по голливудским канонам. Сюжетная и композиционная рифма там важнее идеологии. …Мулен-Руж такой, когда герои танцуют-танцуют, а потом оказываются танцующими в космосе, и выстукивают степ по планете Земля».
Из интервью К. Богомолова изданию «Собака.ru»
08
Окт
19:00
Основная сцена
Царское фойе
ВЕРТИНСКИЙ. РУССКИЙ ПЬЕРО
«Вертинский. Русский Пьеро» создан по музыкальным новеллам, «песенкам» великого русского актера, поэта и шансонье Александра Николаевича Вертинского (1889-1957). «… поэт, странно поющий свои стихи, весь в словах и образах горькой любви, ни на кого не похожий, небывалый, вызывающий зависть… Он был для меня явлением искусства, характер которого я не могу определить, но которое для меня милее других, — искусства странного, фантастического», — писал о Вертинском Юрий Олеша. Приблизиться к тайне «Русского Пьеро», исполнить песни и стихотворения Вертинского и вместе со зрителями понять, как они отзываются в сердце сегодня – давняя творческая мечта корифея александринской сцены Николая Сергеевича Мартона. «Вертинский. Русский Пьеро» — больше, чем ретроспектива комических ариеток и печальных песен Вертинского. Это и размышление о судьбе артиста, в котором сквозь иронию и тайну таланта звучит подлинная трагедия ушедшего века.
-
12
Окт
19:00 -
31
Окт
15:00 -
07
Ноя
15:00
Новая сцена
Театральная компания «Разговоры». Инклюзивный мюзикл «ЖАЛЬ, ЧТО ТЕБЯ ЗДЕСЬ НЕТ»
Инклюзивный мюзикл, совместная продукция Фонда «Alma Mater» и Новой сцены Александринского театра при участии Фонда «Антон тут рядом».
«Жаль, что тебя здесь нет» – коллективное сочинение театральной компании «Разговоры», где все персонажи придуманы самими исполнителями. Текст и либретто спектакля создавались самостоятельно людьми с аутизмом вместе с профессионалами.
-
12
Окт
19:30 -
04
Ноя
19:30
Основная сцена
ВОРОН
Спектакль Николая Рощина.
Николай Рощин не впервые обращается к драматургии Карло Гоцци. В 2011 году он выпустил «Ворона» на сцене театра «А.Р.Т.О.», принципиально отказавшись в спектакле от праздничной стилистики театра комедии дель арте. В 2001 году Николай Рощин поставил спектакль «Король-олень» (РАМТ, Москва, 2001), ставший одной из лучших постановок Гоцци на российской драматической сцене. За эту работу режиссер награжден Премией им. Смоктуновского и Премией Ассоциации Московских критиков.
* Билеты на спектакль можно приобрести по «Пушкинской карте»
-
13
Окт
19:00 -
21
Окт
19:00 -
18
Ноя
19:00
Труппа
Волков
Игорь Николаевич
Народный артист России
Зиганшина
Эра Гарафовна
Народная артистка России
Карелина
Галина Тимофеевна
Народная артистка России
Лисецкий
Владимир Алексеевич
Народный артист России
Мартон
Николай Сергеевич
Народный артист России
Паршин
Сергей Иванович
Народный артист России, лауреат Государственной премии России
Семак
Пётр Михайлович
Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и России
Смирнова
Светлана Станиславовна
Народная артистка России
Ургант
Нина Николаевна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР
Волгин
Аркадий Наумович
Заслуженный артист России
Зимина
Елена Константиновна
Заслуженная артистка России
Капитонов
Евгений Павлович
Заслуженный артист Украины, лауреат Государственной премии СССР
КУЗНЕЦОВ
Сергей Анатольевич
Заслуженный артист России
Кузнецова
Мария Владимировна
Заслуженная артистка России
Лепешенкова
Ирина Александровна
Заслуженная артистка России
Липец
Елена Алексеевна
Заслуженная артистка России
Немзер
Елена Яковлевна
Заслуженная артистка России
Сытник
Семён Семёнович
Заслуженный артист России
Шейченко
Светлана Константиновна
Заслуженная артистка России
АКШЕНЦЕВ
Тимур Фуркатович
Артист
Алексеева
Василиса Алексеевна
Артистка
Балакшин
Степан Николаевич
Артист
Барсуков
Никита Иванович
Артист
Белин
Николай Янович
Артист
Белинская
Ольга Владимировна
Артистка
Белов
Дмитрий Сергеевич
Артист
Блинова
Анна Алексеевна
Артистка
Большакова
Александра Ивановна
Артистка
Бутеев
Дмитрий Игоревич
Артист
Вожакина
Елена Игоревна
Артистка
Волгина
Елизавета Аркадьевна
Артистка
ВОЛКОВ
Иван Николаевич
Артист, композитор
ГИРЕВ
Дмитрий Владимирович
Артист
Гладкова
Елена Борисовна
Артистка
Еликов
Сергей Владимирович
Артист
Ершова
Наталья Георгиевна
Артистка
Ефремов
Иван Сергеевич
Артист
Жизневский
Тихон Игоревич
Артист
Захаров
Валентин Леонидович
Артист
Князева
Татьяна Васильевна
Артистка
Колесникова
Тамара Павловна
Артистка
Кошелевич
Иосиф Иосифович
Артист
Лакоба
Янина Джоновна
Артистка
Лушин
Александр Борисович
Артист
Маликов
Владимир Олегович
Артист
МАРДАРЬ
Сергей Александрович
Артист
Матюков
Андрей Владимирович
Артист
Мицкевич
Александр Леонидович
Артист
Мосюк
Игорь Зиновьевич
Артист
Никитин
Вадим Витольдович
Артист
Пантелеева
Анастасия Дмитриевна
Артистка
Поламишев
Александр Александрович
Артист
Рослова
Марина Викторовна
Артистка
Семеновский
Виктор Борисович
Артист
Серваль
Светлана Александровна
Артистка
Соколова
Олеся Андреевна
Артистка
Соколова
Юлия Германовна
Артистка
СТЕПАНОВ
Валерий Евгеньевич
Артист
Теплякова
Полина Владимировна
Артистка
ТРУС
Иван Владимирович
Артист
Хитрук
Ольга Александровна
Артистка
Шидловская
Алиса Александровна
Артистка
Шуралёв
Виктор Александрович
Артист
Фото и описание
В культурной столице России находится один из старейших театров нашей страны (из числа сохранившихся до настоящего времени), основанный в 50-е годы XVIII столетия императрицей Елизаветой Петровной, — это Александринский театр, также известный как Пушкинский.
Труппа этого знаменитого драматического театра побывала с гастролями во всех уголках мира, причем везде ее постановки пользовались неизменным успехом.
Здание театра спроектировано Карлом Росси. Оно выстроено в соответствии с канонами ампира. В XXI веке был построен второй корпус театра — Новая сцена. Он является уникальным многофункциональным центром, не имеющим аналогов в мире.
Капитальный ремонт
В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.
Обновление фасада и интерьера
Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.
Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.
Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись голубого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.
Новая сцена
15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.
Новая сцена – многоуровневое пространство с четырьмя залами неодинаковой вместимости, просторное двухуровневое фойе, оборудованное световым, звуковым, видео – и медиа -оборудованием.
В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трансляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.
Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.
Места в зрительном зале
Классический зрительный зал в театре делится на несколько частей.
Партер — места перед сценой на нижнем уровне, одни из самых удобных в зале: отсюда открывается равномерный обзор на сцену, особенно с центральных мест в ряду. Многие опытные поклонники театра считают, что идеальные места в партере — середина 5-7 рядов.
Амфитеатр — места за партером. Как правило, расположены полукругом и могут иметь несколько ярусов. Сцена видна хорошо, но так как места находятся в самом конце зала, рекомендуем воспользоваться театральным биноклем — он непременно пригодится, чтобы внимательно рассмотреть декорации, тончайшие нюансы мимики и игры актёров.
Ложи бенуара находятся на одном уровне со сценой по сторонам от партера. Между собой ложи разделены перегородками. В некоторых залах в бенуаре расположены не только ложи, но и классические ряды.
Бельэтаж — ярус над бенуаром. В переводе с французского «bel étage» звучит как «красивый этаж», а само слово пришло из архитектуры: в богатых домах именно второй этаж, расположенный над цоколем, было принято нарядно украшать. В театре бельэтаж также очень удобен для просмотра спектаклей и относится к дорогим местам в зрительном зале.
Кстати, именно по центру бельэтажа обычно располагаются так называемые царские ложи: в прежние времена в них были вхожи монаршие особы, а сегодня такие ложи открыты для знаменитых и почётных гостей. В свободной продаже места в царские ложи появляются редко.
Балкон — места над бельэтажем. В зависимости от размера зала балкон может состоять из одного или нескольких ярусов. Места на верхнем ярусе балкона называют галёркой: отсюда сцена видна значительно хуже, чем, например, из партера, но и стоимость билетов заметно ниже.
Интерьеры здания
Интерьеры театра также достойны отдельного описания. Зал является пятиярусным. Он создавался по наиболее прогрессивной для XIX столетия системе. Акустика зала выше всяких похвал. Нарядные интерьеры театра в настоящее время являются практически такими же, какими были в XIX веке.
Впрочем, нужно отметить, что первоначально в зале была использована обивка голубого цвета, но в конце 40-х годов XIX столетия ее заменила пунцовая. Причина такой перемены была самая банальная: в то время в театре использовались масляные лампы, которые сильно коптили, так что первоначальная обивка достаточно серьезно пострадала. Копоть испортила также стенную живопись, так что пришлось ее обновлять. То же самое произошло и с плафонной живописью. Говоря об изменениях, произошедших в то время в театральных интерьерах, нужно также упомянуть и о сцене: по ряду причин она была сильно переделана.
Во время посещения театра обратите внимание на роскошную резьбу, которая украшает ложи: ее рисунки были сделаны автором проекта здания. Орнамент, которым декорированы барьеры ярусов, был создан позже — во второй половине XIX столетия
Театр в XIX-ХХ веках
Свое название театр получил в честь Александры Федоровны, супруги Николая I. В течение всего XIX столетия этот театр был одним из главных очагов культуры не только северной российской столицы, но и всей страны. Сначала труппа ориентировалась на традиции европейских постановок, но постепенно, год за годом, стал складываться свой оригинальный стиль, собственная школа.
Самыми популярными жанрами в первой половине XIX века являлись комедийные постановки, также зрители охотно раскупали билеты на водевили. Возможно, причина была в том, что позади осталась тяжелая война с Наполеоном, после ужасов которой людям хотелось положительных эмоций, легкости и веселья. Кстати, именно тогда на сцене театра были поставлены ранние комедии Александра Грибоедова.
Поскольку зрители предпочитали водевили, петербургским актерам пришлось совершенствовать пластику, уметь сочетать движение и пение. Именно тогда критики стали противопоставлять театральные школы Москвы и Петербурга. Считалось, что в северной столице делается больший упор на внешнее мастерство, чем на подлинный актерский талант. Впрочем, обе школы оценивались весьма высоко.
Театр пользовался особым вниманием российских императоров, особенно в первой половине XIX века. В той части истории театра, которая охватывает XX столетие, можно выделить несколько основных периодов и ключевых событий
В той части истории театра, которая охватывает XX столетие, можно выделить несколько основных периодов и ключевых событий.
— Сразу после революции 1917 года деятельность театра была прекращена: это было сделано в качестве протеста против новой власти. Впрочем, этот «саботаж», продолжавшийся около четырех или пяти месяцев, не имел каких-либо масштабных последствий. Через некоторое время представления в театре возобновились.
— В 20-е годы XX века театр стали называть «меккой режиссеров». К тому времени Всеволод Мейерхольд уже поставил несколько спектаклей на его сцене. «Дон Жуан» Мольера и «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова произвели на зрителей неизгладимое впечатление.
— В начале 30-х годов состоялось торжественное празднование столетия здания театра. Оно стало важным событием культурной жизни не только города, но и всей страны. Впрочем, этот юбилей как бы вычеркивал из истории труппы те семьдесят шесть лет, когда она не имела собственного здания. Это было сделано по идеологическим соображениям, ведь иначе пришлось бы вспомнить о том, что театр был основан русской императрицей, а его труппа изначально являлась придворной.
— В конце 30-х годов театру было присвоено имя Александра Пушкина. Кстати, в первые десятилетия XX века театр порой называли «Ак-драмой» (слово «ак» является сокращением от прилагательного «академический»).
— В военное время труппа была эвакуирована по Ладожскому озеру (покрытому льдом). Театр продолжил работу в Новосибирске.
— В начале 90-х годов знаменитому санкт-петербургскому театру было возвращено его историческое название.
Императорский театр
Театр на Невском проспекте, построенный по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, помнит многих персон царского рода. Их золоченая обувь ступала по величественным лестницам, парадному фойе, ярусам зрительного зала… Здесь бывали известные исторические фигуры России: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, П.И. Чайковский, В.А. Столыпин… Это красивейшее здание сегодня находится под охраной ЮНЕСКО как жемчужина архитектуры и один из узнаваемых символов Северной столицы. Каким же величием и мастерством должен обладать театр, работающий при самих императорах! Наряду с армией и университетом он служил атрибутом государственности. Великолепное здание и правительственное обеспечение – вот то, что делало жизнь труппы театра совершенно безбедной. Соответственно, и требования к актерским талантам предъявлялись высочайшие. С самого начала качество постановок императорского театра можно было сравнить с качеством таких заслуженных мировых сцен как «Комеди Франсез» (Париж), «Бургтеатр» (Вена), «Дрюри Лейн» (Лондон), «Дойчес театр» (Берлин). За столетия своего существования здесь собраны прекраснейшие коллекции костюмов и декораций. Есть здесь свои исторические коллекции оружия и мебели – настоящие музейные экспонаты! Обязательно купите билет в Александринский театр, если хотите прикоснуться к атмосфере прошлых величественных столетий. При Советской власти театр перестал именоваться императорским, а в 1937 г. получил приставку «им. А. С. Пушкина». Историческое название «Александринский» было возвращено театру в 1990-е гг.
Здание театра
Достаточно долгое время театральная труппа не имела собственного помещения, пользуясь зданиями других театров. Лишь спустя семьдесят шесть лет после основания труппы она наконец получила собственное здание.
Театр был выстроен в начале 30-х годов XIX столетия. Та территория, на которой он был возведен, ранее принадлежала роду Аничковых и была занята огромным садом. Если говорить точнее, владельцем территории в XVIII столетии был тот самый полковник, под руководством которого строился знаменитый Аничков мост. Позже земля была у него выкуплена казной, началось строительство театра.
Сначала здание было деревянным и предназначалось вовсе не для «бездомной» труппы российских актеров, а для итальянской оперы. Позже небольшое деревянное строение перестало соответствовать потребностям города, решено было возвести новое здание, на этот раз из камня. Осуществлению этого плана помещал военный конфликт с Турцией, затем разразилась война с Францией… Строительство театра было отложено на неопределенное время.
В начале XIX столетия Карлом Росси было создано несколько проектов нового здания. Над этими проектами он работал около десяти лет. В конце 20-х годов строительные работы наконец начались. Примерно через четыре года новое великолепное здание театра было достроено. В настоящее время оно является одной из главных архитектурных достопримечательностей города.
Особую величественность основному фасаду здания придает глубокая лоджия с множеством колонн. Главное украшение боковых фасадов — это также колонны (по восемь с каждой стороны). К зданию ведет улица, составляющая с ним единый ансамбль. Таков был замысел архитектора, спроектировавшего не только театр, но и эту улицу, соединившего их в единую композицию. Достаточно короткую улицу замыкает здание театра, а точнее, его задний фасад, который является практически плоским, но зато отличается богатством декора.
Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах, украшающих стены театра. Они были созданы Василием Демут-Малиновским. Это античная колесница, древнегреческие музы, театральные маски, лавровые венки… Вместе с колоннами, аттиком и другими элементами здания эти скульптуры являются как бы частями архитектурной симфонии, созданной в XIX столетии двумя авторами — прославленным архитектором и знаменитым скульптором.
Говоря о здании театра, необходимо сказать несколько слов и об оригинальной конструкции его свода. В XIX столетии эта конструкция была новаторством. Архитектору пришлось отстаивать это необычное инженерное решение, защищать его от нападок многих современников. Он был твердо уверен в надежности предлагаемой им конструкции (и, как показало время, уверенность эта была вполне обоснованной). Архитектор даже предлагал немедленно повесить его прямо в театре — в том случае, если предложенное им инженерное решение станет причиной какого-либо несчастья.
Как выбрать удобные места в театре
Приведённая схема актуальна для больших зрительных залов, особенно в старых театрах с историей. А вот в современных театрах залы могут быть совершенно разными, например, состоять только из партера или партера с несколькими ложами на уровне балкона.
Перед покупкой билета рекомендуем внимательно изучить информацию на официальном сайте театра. Многие из них предлагают виртуальные туры, которые наглядно показывают масштаб зала, его устройство — проходы, расстояние между рядами и разными частями зала, близость первого ряда к сцене и другие нюансы.
Как выглядят залы самых известных театров в Петербурге
Фото: mikhailovsky.ru
Фото: alexandrinsky.ru, vk.com/alexandrinskytheater
Фото: afisha.ru
Фото: culture.ru
Фото: baltic-house.ru
Фото: mdt-dodin.ru
Фото: afisha.ru
Фото: mironov-theatre.ru
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»
Фото обложки: «В театре», художник — Жорж Барбье
Творческая жизнь в разные периоды
Александрийский театр – эмблема Северной столицы, в XIX веке театр – главное развлечение знати, ходить пешком сюда считалось неприличным, поэтому в дни театральных премьер к подъезду театра выстраивалась очередь великосветских экипажей. Перед зданием разбили сквер, в котором в 1873 году по приказу Александра II установили памятник Екатерине II.
Театральный репертуар постоянно обновлялся – спектакли ставили каждую неделю, поэтому использовали суфлеров: выучить роль в недельный срок было невозможно.
После 1917 года революционные деятели требовали ликвидировать императорский театр – «старый мир буржуазного искусства», но он устоял. 7 декабря 1919 года ему присвоили имя «Петроградский государственный академический театр драмы» с репертуаром историко-революционного содержания.
В 1937 году театру присвоили имя Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, на сцене шли лучшие пьесы о войне. Осенью 1944 года вернулся в Ленинград. С 1991 года называется Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр).
Стены Александрийского театра хранят память о деятелях Российского государства и политиках, военачальниках и деятелях культуры. Здесь прошли премьеры произведений русской драматической классики.
На сцене играли знаменитые русские актеры: Каратыгин и Мартынов, Симонов и Черкасов, Меркурьев и Фрейндлих. Сцену украшали дарования прославленных актрис: Семеновой и Савиной, Комиссаржевской и Ургант.
Сегодня на сцене Александрийского театра работают Паршин и Мартон, Карелина и Волков, Семак и Смирнова, Сытник и Кузнецова. В театре работали великие режиссеры: Мейерхольд и Вивьен, Козинцев, Товстоногов и Акимов.
С театром сотрудничали великие художники: Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы – Глазунов, Шостакович, Щедрин. С 2003 года художественный руководитель театра – режиссер с европейским именем, народный артист России Валерий Фокин.
Нынешнее время
Одним из ярких моментов в истории театра в текущем столетии стало предложение Министерства культуры РФ об объединении Александринки с ярославским драматическим театром (Волковским). То, что должно было получиться в результате объединения, планировалось назвать Первым национальным театром России. Но эта инициатива не была реализована, так как общественность оценила объединение театров негативно. Впрочем, проект полностью не отвергнут российскими властями, его воплощение в жизнь лишь приостановлено. Кстати, некоторые деятели искусства оценивают возможное объединение двух театров как правильный шаг, который поможет развитию российской культуры, даст новые возможности режиссерам и актерам.
Скажем несколько слов о Волковском театре. Он был основан в 50-е годы XVIII века и является старейшим драматическим театром в стране. Его здание расположено в центральной части Ярославля. Жители города и всей Ярославской области гордятся этим театром, считают его своим достоянием и активно выступают против его объединения с Александринкой. По их мнению, такое объединение фактически уничтожит одну из главных достопримечательностей Ярославля, сделав старейший российский драмтеатр лишь придатком Александринского. Некоторые считают, что блестящим ярославским актерам на санкт-петербургской сцене «светит» лишь массовка.
Впрочем, многие уверены, что объединение двух знаменитых театров все-таки рано или поздно состоится, несмотря на многочисленные возражения жителей обоих городов.