Артикуляционная гимнастика: для детей 3-4 лет

Содержание:

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

 Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку

Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

В гости к нам пришел слоненок –Удивительный ребенок.На слоненка посмотри –Губы хоботом тяни!

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Упражнение 2. Открой и закрой дверцу

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.

Упражнение 3. Часики

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи для артикуляционного упражнения:

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.Получилась «Иголочка».

 Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

Упражнение 5. Качели

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

На качелях я лечу:Вверх – вниз, вверх – вниз.Я пою, лечу, кричу:Вверх – вниз, вверх – вниз.

Упражнение 6. Кошечка

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

Рассердилась наша киска:Ей забыли вымыть миску.Ты не подходи к ней близко –Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Язычок за зубки опускается,Его кончик к зубкам прижимается.Спинка сильно-сильно выгибается,Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Упражнение «бокс»

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование

Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче

Упражнения и игры

Игра с язычком – одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие существуют игры для развития речи детей 5-6 лет?

Важные аспекты речевой функции

Необходимо следить за динамикой функции и развитием артикуляционного аппарата. Если ребенок не пытается разговаривать, то это тревожный сигнал, который говорит о необходимости посещения специалиста.

Работа врача, который занимается коррекцией речевой функции, заключается в формировании правильного произношения путем проведения артикуляционной гимнастики. Специалист обучает ребенка правильному воспроизведению звуков, помогает укреплять мышцы челюстно-лицевой зоны, а также контролирует четкое выполнение упражнений.

При работе с детьми младшего возраста основной задачей является грамотное выполнение артикуляционной гимнастики в 3-4 года. Логопед контролирует движения и доводит навык до автоматизма. Комплекс тренировок состоит из упражнений для тренировки мимических мышц лица и языка. Правильное их положение во время произношения гарантирует точное и качественное воспроизведение звуков. Если ребенок маленький, следует повторять упражнения чаще и медленно, пока он не усвоит урок.

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

«Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
«Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
«Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух

Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводится коррекция уздечки языка у детей?

Комплекс артикуляционной гимнастики для младшей группы

Упражнения на отработку звуков подразумевают динамическую гимнастику с произношением букв или слогов. Можно использовать подвижные игры, чистоговорки, стихи и т.д.

Игры

«Комарик»:

Губы натянуты в улыбке так, чтобы были видны зубки, язык прижат к верхним зубам, а дети произносят «з-з-з». Комарик старается догнать других детей.

«Пчелка»:

Губы в улыбке, язык прижат к верхнему нёбу, дети произносят: «ж-ж-ж». Пчелка старается поймать других ребят. Попавшийся малыш перенимает эстафету и гонится за детьми.

«Змейка»:

Дети выстраиваются «змейкой», голова змеи со звуком «с-с-с» пытается поймать хвост. По ходу игры дети меняются.

«Волк и Гуси»:

Водящий «волк» ловит «гусей», которые с «га-га-га» разбегаются в разные стороны.

Дети в процессе игры

Зарядка для самых маленьких

Утренняя гимнастика помогает прогнать сон и быстрее прийти в норму, что важно как взрослому, так и ребенку, особенно если он ходит в садик или школу. Однако заниматься с детьми можно начинать гораздо раньше

В 1 год можно проводить профилактические массажи перед тренировкой, а в заключение – небольшую растяжку и упражнения на расслабление организма ребенка.

Суть работы в этом возрасте сводится к самым простым заданиям.

Собрать предметы в корзинку соответствующего цвета

Задание помогает не только развивать физическую активность, но и учить цвета, что в этом возрасте очень важно.
Бросить мяч в ведро (имитация баскетбола). Если есть детский баскетбол, можно бросать мяч в специальное кольцо.
Найти спрятанную игрушку

Мама прячет недалеко игрушку средних размеров, ребенок должен ее найти.
Зайди в круг. Положить на пол обруч и попросить ребенка зайти в него и выйти. Можно подать как игру: когда на улице дождик – нужно спрятаться, когда солнце – можно выйти из круга.
Обязательно немного потанцевать с малышом, вырабатывая чувство ритма и поднимая настроение ребенку.

Правила проведения гимнастики

Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения. Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.

Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:

Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
Средняя продолжительность речевой гимнастики 15 минут.
Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник

Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности

Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
Обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них, как правило, начинаются занятия.

Вспомогательные средства для занятий

Специалист может проводить уроки индивидуально или в небольших группах. Малыши с удовольствием участвуют в процессе, если создать им соответствующую атмосферу. Чтобы занятия с логопедом были интересными и увлекательными, применяют различные вспомогательные материалы.

Учебная комната должна быть оборудована под потребности малышей. Мебель необходимо устанавливать с учетом возрастных особенностей детей разного возраста

Внимание маленького ребенка трудно удерживать на протяжении длительного времени, поэтому артикуляционную гимнастику можно чередовать с развивающими играми. Хорошо себя зарекомендовали тематические мультфильмы или музыкальное сопровождение

Разработаны сказки и стихотворения, с помощью которых ребенок запоминает упражнения для тренировки речевого аппарата. На нашем сайте можно скачать музыкальную артикуляционную гимнастику в формате мр3. Это значительно облегчает работу логопеда, а ребенок выполняет движения в позитивном настроении.

Для укрепления мышц и правильной установки языка применяют зондовый массаж. Методика позволяет улучшить качество звуков и ускорить их произношение. В домашних условиях, для выполнения артикуляционной гимнастики можно использовать такие подручные средства, как карандаши, палочки, ватные шарики. С их помощью выполняют некоторые виды движений.

В каких случаях детям 2-3 лет нужна артикуляционная гимнастика

Формирование правильного произношения осуществляется вплоть по достижения 5-ти лет. В некоторых случаях данный процесс затягивается. Неправильное произношение звуков возникает из-за несовершенства артикуляционного аппарата.

На первый взгляд произносить звуки очень легко, но все не так просто. Это сложная и тяжелая работа, которая вовлекает язык, губы, челюсти и небо. Дефекты речи могут стать причиной психоэмоционального расстройства ребенка. Они могут быть поводом для насмешек и шуток среди сверстников.

Большинство родителей не могут самостоятельно выявить проблему с артикуляцией. Считают, что все решится само по себе через определенное время, но это не всегда так.

Малышу поможет только артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет. Она способствует правильному произношению звуков. Это не комплекс физических упражнений, а методы, помогающие сделать подвижным речевой аппарат. Для выполнения упражнений не надо обладать определенными навыками и умениями.

В зависимости от возрастных особенностей подбирают определенную методику. Так ли она необходима в младшем возрасте? Да. Она поможет укрепить мышечный аппарат у детей двух-трех лет. В школьном возрасте бороться с дефектами речи в разы тяжелее.

Примеры упражнений

Для губ

«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):

Губки мои гибкие

Могут стать улыбкою.

«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):

Губы сложим в трубочку,

Чтобы сделать дудочку.

«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):

Бублик мы изобразили –

Губы плавно округлили.

«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):

Дети свинку угощают, ее носик выбирает:

Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,

Слева – с яблоками Злата.

Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».

Для губ и щек

«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):

Мы согреем наши щечки:

Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.

«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

«Худышка» (втянуть щеки):

Вот худышка – щеки впали,

Видно, кушать ей не дали.

«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):

Сперва шарик надувай,

Потом воздух выпускай.

«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки.

Упираем язычок

Влево, вправо, на бочок.

Для языка (статические)

«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Мама зернышко несет,

Открывай пошире рот!

«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):

Язычок мой как иголка,

Отойди, уколет колко!

«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок,

Несколько секунд – молчок!

Для языка (динамические)

«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):

Язычок сложи катушкой

И катай, как кот игрушку.

«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко,

Звук копыт услышишь звонкий.

«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Для мышц глотки и мягкого неба

«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):

Зевушка – левушка, сонная головушка.

Постелю под спинку мягкую перинку,

Положу под ушко я тебе подушку,

В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.

«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):

Почему мычишь, корова?

Может, просто нездорова?

Вон раздуты как бока!

И походка нелегка!

«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):

Петю в комнату позвали,

Положили на кровать,

Полоскание достали,

Чтобы горло полоскать.

Порошок от кашля дали

И, проверив рост и вес,

Вокруг шеи повязали

Согревающий компресс.

«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):

Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,

За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.

«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома

Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.

Применение вспомогательных средств (музыка, стихи, игры и др.)

Младший дошкольный возраст – это активные дети, которые изображают то, что видят и слышат. Применение наглядного пособия (карточка, видео, презентация) на логопедических занятиях помогут ребенку правильно отобразить позу упражнения, а также развить фантазию.

Использование музыки поможет не только речи, но и развитию слуха, в результате чего ребенок сможет разделять звуки и передавать услышанное соответственно. Гимнастика, проведенная в форме игры, стиха или сказки, способствует развитию памяти, мышления и быстро усваивается в независимости от сложности задания.

Важно! Специалисты рекомендуют использовать вспомогательные средства не только в детском саду, но и в домашних условиях

Применение иллюстрации к упражнению

Упражнения для артикуляционной гимнастики

  • «Улыбка». Это база для каждого последующего упражнения. Для правильного выполнения ребенку нужно будет удерживать губы в широкой улыбке. Так давайте улыбаться! Губы широко растянуты, зубы соединены. Варианты — с сомкнутыми губами и приоткрытыми.
  • «Слоник». Слоненок тянется хоботком к цветочку. Губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой. Тянемся изо всех сил. Удерживать положение на счет до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.
  • «Лопатка». Делаем широкий язычок. Немного вытянуть язык между зубов, не прижимая сильно. Сам язык должен быть расслабленным и широким. Настоящая большая лопата для уборки снега!
  • «Змея». А теперь можно превратиться в длинную змею. Язык также расположен между зубов, но теперь он должен быть напряженным и вытянутым, тонким. Пусть ребенок представит, как кончик языка тянется вперед, как у змейки. Такое положение, как и предыдущее, удерживать по 10 секунд.
  • Если упражнения хорошо освоены, предложите ребенку научиться чередовать их в определенном темпе. Вы будете чародеем, который взмахом волшебной палочки превращает лопату в змейку и обратно. А может быть, вы придумаете какую-то другую историю про волшебство?
  • Переходим от статики к действиям. Делая «Улыбку» с сомкнутыми зубами под счет взрослого, ребенок должен разомкнуть зубы на пару сантиметров, то есть открыть рот. Двери открываются — двери закрываются. Придумайте, от кого запирается дверка?
  • «Вправо — влево». Язычок решил прогуляться, но не знает, куда же ему пойти. Рот приоткрыт в улыбке, язык двигается из одного угла губ к другому.
  • Ваш ребенок любит играть в футбол? Упражнение «Мяч». Пусть ребенок упирается кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Вы можете контролировать точность и напряжение языка, «толкая» щечки. Очень весело!
  • Еще одна вариация футбола — только мяч будет надувной. Научите ребенка надувать то одну щеку, то другую по очереди. Задача непростая, но для того, чтобы поднять настроение, вы можете «лопать» воздушный шарик, нажимая на надутую щеку.
  • Ох, язычок ушел гулять, но ведь он еще не умывался! Чистим язык, прокатывая его вперед-назад при сомкнутых зубах.
  • Теперь надо еще почистить и зубы — пусть язычок позаботится о них. Плавным движением слева-направо и наоборот провести языком по наружной поверхности верхних зубов, потом нижних.
  • Качаемся на качелях. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а потом — внизу, за зубами нижними. Рот полуоткрыт в улыбке.
  • Поскачем на лошадке? Все дети любят воспроизводить цоканье. Давайте соревноваться — кто дальше ускачет, вы или ваш ребенок?
  • Еще одно статическое упражнение — «Грибок». Оно хорошо растягивает короткую уздечку. Язык нужно приклеить («присосать») к верхнему небу как при цоканье лошадкой и оставить в таком положении на 10 секунд.
  • Усложняем «Грибок» — играем на гармошке. В положении «Грибка» ребенок должен двигать нижней челюстью вверх и вниз. Язык при этом не отпускаем!

Упражнения для активной работы артикуляционного аппарата можно найти много. Придумывайте сами, играйте — вместе веселее! Занимаясь регулярно, вы скоро увидите, что ваш ребенок намного лучше вас умеет сворачивать язык в трубочку, тарахтеть как моторчик и — ура! — рррычать как тигр!

Не забывайте только, что если что-то не получается, не надо сердиться. Возможно, ребенок не понимает, как правильно выполнять то или иное упражнение. А может быть, следует проконсультироваться с логопедом и подобрать наиболее подходящий комплекс для занятий.

Советы родителям

Иногда проблемы с произношением детей создаем мы сами. Ведь дошкольный возраст – пора, когда дети всему учатся на примере взрослых. А если их речь далека от идеала – такой же будет и речь детей. Как этого избежать?

  • Не говорите на «детском языке» (сюсюкая, смягчая звуки, искажая их вслед за своим ребенком). Иначе неправильное произношение крохи, обусловленное несовершенством речевого аппарата, закрепится в его сознании как правильное, поскольку так говорят родители. Исправлять придется долго.
  • Говорить нужно четко, выразительно, в умеренном темпе, с умеренной же громкостью.
  • Не перегружайте свое общение с ребенком непонятными или сложными для него словами, оборотами или предложениями.
  • Если вы читаете новую книжку ребенку, перед началом разъясняйте ему в доступной форме значения всех слов из текста, которые ему не знакомы (так что сначала книжку придется прочитать самой маме, чтобы выделить эти слова).
  • Чаще читайте ребенку стихи, соответствующие его возрасту и пониманию.
  • Не наказывайте его за неправильное произношение, грамматические или другие ошибки в речи.

Итак, гимнастика для языка, а также других органов артикуляции, способствует постановке и коррекции звукопроизношения. Выполняя ее дома, родители должны помнить о систематичности занятий, о заинтересованности в них ребенка. Ну а если нужна помощь специалиста – не стоит от нее отмахиваться. Чем старше ребенок, тем сложнее будет что-то исправить в его речи. А это – неизбежные проблемы не только с успеваемостью, но и последующей социализацией подрастающего человека в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector